Вступление в силу муниципальных правовых актов

Подготовка муниципальных правовых актов

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан

Решение ВМЗ непосредственно гражданами МО осуществляется путем прямого волеизъявления населения МО, выраженного на местном референдуме (сходе граждан).

Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения МО, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган МСУ или должностное лицо МСУ, в компетенцию которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме (сходе граждан), определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать 3 месяца.

Нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, является основанием для отзыва выборного должностного лица МСУ, досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, или досрочного прекращения полномочий выборного органа МСУ.

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа МО, главой МО, иными выборными органами МСУ, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом МО.

Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа МСУ или должностного лица МСУ, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом МО, за исключением нормативных правовых актов представительных органов МСУ о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом МО и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Нормативный муниципальный правовой акт

На практике часто возникает вопрос: какой муниципальный правовой акт считать нормативным. Поскольку именно нормативные муниципальные правовые акты играют большую роль в сфере муниципальных правоотношений, вопрос о критериях нормативности приобретает особую значимость. Проанализируем поставленный вопрос с точки зрения теории права с указанием на ошибки правоприменения.

Порядок вступления в силу

В силу публичного характера осуществления власти органы местного самоуправления реализуют свои полномочия, предоставленные им действующим законодательством, сугубо через правовые акты.
Муниципальные правовые акты по вопросам местного значения принимаются населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Применительно к местному самоуправлению действующим законодательством предусмотрено понятие «муниципальные правовые акты», причем разделение их на нормативные и ненормативные отсутствует.
Поскольку на возникновение, изменение либо прекращение правоотношений влияет лишь действующий правовой акт, то большое значение в правоприменительной практике придается моменту вступления муниципального правового акта в силу. По этому поводу в ст. 47 Закона N 131-ФЗ говорится, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с НК РФ. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Учитывая положения законодательства, а также сложившуюся практику, можно выделить два способа вступления в силу муниципального правового акта — после официального опубликования (обнародования) и со дня подписания (именно такой способ чаще всего предусматривается уставами муниципальных образований).

Опубликованный — не значит нормативный

В то же время в складывающейся (в сфере муниципальных правовых актов) правоприменительной практике имеет место устойчивая тенденция, в соответствии с которой момент вступления в силу муниципального правового акта используется как главный критерий определения его нормативности. Правовые акты, вступающие в силу после официального опубликования (обнародования), автоматически квалифицируются как нормативные, а вступающие в силу со дня подписания — как ненормативные.
Указанная точка зрения представляется не совсем верной по следующим основаниям.
Нормативный правовой акт — это правотворческий государственный документ, содержание которого составляют нормы права. В свою очередь, норма права представляет собой общеобязательное, социально определенное, представительно-обязывающее системное правило поведения, установленное либо санкционированное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющееся критерием оценки поведения как правомерного либо неправомерного.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сказать, что порядок вступления в силу не является признаком нормативного правового акта. Поэтому порядок опубликования как главный критерий нормативности, без учета других признаков нормативного правового акта, будет идти вразрез с теорией права.
При выяснении, является ли конкретный муниципальный правовой акт нормативным, необходимо руководствоваться общими правилами о нормативных правовых актах. В противном случае это рождает определенные коллизии, которые не всегда просто разрешить на практике.
Например, муниципальные локальные нормативные акты обладают всеми признаками нормативности, что уже видно из их названия, которое имеет легальное закрепление (например, в Трудовом кодексе РФ). Но привязывать момент вступления таких актов в силу к опубликованию (обнародованию) не всегда является целесообразным, а тем более необходимым. То же самое касается нормативных муниципальных правовых актов, регулирующих процессы создания и функционирования подведомственных организаций.
И наоборот, имеют место такие муниципальные правовые акты, которые однозначно не являются нормативными, но в силу того, что они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательному официальному опубликованию (обнародованию), прежде всего с целью довести необходимую информацию до населения (Закон N 131-ФЗ). Например, правовые акты о проведении различных публичных мероприятий, установлении каких-либо ставок и нормативов на конкретный календарный период, открытии автобусных маршрутов имеют большое социальное значение и в силу этого подлежат обязательному официальному опубликованию с информационной целью. В то же время по причине индивидуального характера их нельзя отнести к нормативным.
На практике отнесение того или иного муниципального правового акта к нормативному имеет большое значение. Нормативные муниципальные правовые акты вносятся в различные реестры и регистры, их проекты направляются на различные проверки и экспертизы, нередко для них предусматривается особый порядок разработки, согласования и принятия. В этой связи отсутствие четких признаков нормативного муниципального правового акта рождает споры и недопонимание между различными органами и структурами.
Поэтому целесообразно законодательное закрепление понятия и критериев нормативного правового акта, а также распространение этих критериев на муниципальные правовые акты.

Подготовка и принятие муниципального правового акта

Муниципальные правовые акты представляют собой огромный нормотворческий массив, посредством которого осуществляется непосредственная связь государства с его населением. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, что делает их достаточно самостоятельными в принятии решений по вопросам их компетенции и относительно свободными в выборе формы документа. Регламентирующим началом в данном случае выступает Конституция РФ и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Нормотворчество на муниципальном уровне в ряде регионов помимо своей специфики осложняется еще и дефицитом специалистов, в том числе и по юридической технике. Поэтому в ряде субъектов Федерации подготовлены и действуют различного рода рекомендации в помощь депутатам представительных органов самоуправления и другим должностным лицам. Например, в Новгородской области на правительственном уровне подготовлены и введены в действие подробные рекомендации представительным органам муниципальных образований по подготовке нормативных правовых актов. Рекомендации содержат исчерпывающую информацию о порядке подготовки муниципальных правовых актов, начиная с содержания и стиля изложения и кончая реквизитами документа.

Порядок подготовки и вступления в силу нормативных правовых актов местного значения определен Федеральным законом № 131-ФЗ (ст. 43–48). Однако данный Закон устанавливает только основные принципы муниципального нормотворчества. Поэтому было бы целесообразно урегулировать вопросы местного правотворчества на федеральном уровне специальным законом, что ни в коей мере не должно повлиять на содержание принимаемых на местном уровне нормативных правовых актов.

Муниципальные правовые акты могут быть, как и все остальные, нормативными и ненормативными (индивидуальными). Первые содержат правила поведения (нормы), вторые касаются персоналий, организационных и иных текущих вопросов. Муниципальные акты также имеют свою иерархию и подразделяются по юридической силе. Высшей юридической силой на муниципальном уровне обладает устав муниципального образования, затем идут решения представительных органов (эти решения могут иметь в соответствии с традициями разное название, равно как и орган, их принявший). Они не должны противоречить уставу муниципального образования [1] . Далее следуют правовые акты главы муниципального образования, приказы руководителей различных структурных подразделений. Названия этих документов также могут отличаться. Безусловным требованием является строгое соответствие муниципального правового акта федеральному и региональному законодательству. Однако следует иметь в виду, что законом гарантируется самостоятельность местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

Муниципальные органы и должностные лица местного самоуправления принимают (издают) правовые акты в пределах своей компетенции. В Российской Федерации сложилась проверенная на практике процедура принятия нормативных правовых актов местного значения. Она носит демократический характер. Решения, которые принимаются выборным органом, имеют четко выраженный нормативный характер.

Проекты муниципальных правовых актов сначала публикуются для ознакомления с ними населения и заинтересованных сторон. Последние имеют, таким образом, возможность критически оценить его и внести свои предложения. Специальная комиссия изучает эти предложения и замечания и с их учетом вырабатывает текст, который представляется па одобрение подразделения, ответственного за подготовку данного решения. После этого проект документа выносится на пленарное заседание, в ходе которого и решается, будет ли он принят либо отклонен. Затем происходит предусмотренная уставом муниципального образования процедура подписания и обнародования принятого нормативного правового акта. При разработке решения, имеющего сложный характер и затрагивающего сферы совместного ведения и полномочий муниципальных и региональных органов власти, необходимы взаимные консультации во избежание конфликтной ситуации, способной привести к блокированию вышестоящей инстанцией процедуры принятия документа. Если решение принимается во исполнение государственного поручения, в связи с которым муниципальные органы наделяются соответствующими государственными полномочиями и финансовыми ресурсами, то государство вправе контролировать реализацию данных полномочий.

Следуя пониманию нормативного правового акта, данному в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 48 (см. п. 6.2.1) правовой акт местного самоуправления представляет собой документально оформленное решение органа (должностного лица) местного самоуправления (либо населения муниципального образования), обязательное для исполнения на территории муниципального образования.

Нормативные правовые акты местного значения обладают всеми признаками нормативности, могут приниматься в установленном законом порядке путем непосредственного волеизъявления населения муниципального образования в ходе местного референдума, выборным органом, исполнительными органами как коллегиально, так и единоначально. Они могут быть постоянные и временные, материальные и процессуальные и т.д.

Представительные органы местного самоуправления вправе принимать правовые акты:

  • • решения, являющиеся нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения на подчиненной им территории;
  • • решения по вопросам, отнесенным к их компетенции, но не являющиеся нормативными актами (вопросы изменения границ, назначения выборов и др.);
  • • решения по организационным вопросам, касающиеся регламента, положений о работе постоянных комиссий, аппарата представительного органа и др.

Подготовка муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии с Законом № 131-ΦЗ «Об общих принципах. » (ст. 46). Право внесения проектов муниципальных правовых актов принадлежит депутатам представительного органа муниципального образования, главе муниципального образования, иным выборным муниципальным органам, главе местной администрации, органам территориального общественного самоуправления, инициативным группам граждан, а также иным субъектам правотворческой инициативы, установленным уставом муниципального образования [2] .

Это интересно:  Правоотношения в сфере трудового права

Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма сопроводительных документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты. Кроме того, проекты правовых актов, предназначенные для внесения в представительный орган, должны получить одобрение определенного числа избирателей и быть официально опубликованы для всеобщего ознакомления в средствах массовой информации.

Представительный орган местного самоуправления осуществляет свою нормотворческую деятельность в соответствии с планом, разрабатываемым при участии главы муниципального образования (председателя представительного органа муниципального образования); населения (по большей части путем анализа обращений); депутатов; организаций, должностных лиц и др.

Работа над проектами муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии с общими принципами и приемами работы над правовыми актами.

Оформление муниципального правового акта включает следующие реквизиты:

  • • герб муниципального образования;
  • • наименование муниципального образования;
  • • наименование органа (должностного лица), принимающего правовой акт;
  • • форма правового акта (решение, постановление и др.);
  • • название правового акта;
  • • дата принятия и номер документа;
  • • место принятия;
  • • подпись должностного лица, на которого уставом возложена миссия подписания и промульгации правового акта;
  • • дата подписания правого акта, если это нормативный правовой акт;
  • • регистрационный номер.

Содержательная часть структурно строится по общим правилам, применяемым к построению правовых актов, и может содержать в зависимости от объема и назначения части, разделы, статьи, пункты, подпункты. Как правило, нормативные правовые акты имеют более сложную структуру, нежели ненормативные, которые чаще всего делятся на пункты и подпункты. В качестве приложения муниципальный правовой акт может содержать таблицы, схемы, графики, формы документов и др.

Федеральным законодательством предусмотрен ряд ограничений правотворческой процедуры на муниципальном уровне. Например, проекты правовых актов, касающиеся установления, изменения или отмены местных налогов и сборов, осуществления расходов из средств местного бюджета могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования либо главой местной администрации (главой муниципального образования, возглавляющего местную администрацию) либо при наличии его положительного заключения другим субъектом права законодательной инициативы. Проект муниципального правового акта о местном бюджете на очередной финансовый год должен быть представлен местной администрацией на рассмотрение представительного органа в сроки, установленные муниципальным правовым актом, но не позднее 15 ноября текущего года (ст. 185 Бюджетного кодекса РФ). Градостроительный кодекс РФ также вводит ряд регламентирующих положений при рассмотрении проектов территориального планирования муниципального района (ст. 20 и 24). Кроме того при внесении проектов, связанных с финансовыми вопросами, необходимо заключение финансового органа.

Пакет документов, необходимых при внесении проекта муниципального правового акта, включает:

  • • сопроводительное письмо;
  • • пояснительную записку;
  • • перечень муниципальных правовых актов, которые следует принять, отменить или изменить в связи с принятием данного правового акта;
  • • заключение главы муниципального образования либо главы местной администрации (в установленном законом случае);
  • • протокол публичных слушаний, в случае если они проводились по данному проекту; лист согласования в случае, если проект предварительно вносился на рассмотрение главы местной администрации; список рассылки.

Проект муниципального правового акта о местном бюджете сопровождается пакетом документов, предусмотренных ст. 184.2 Бюджетного кодекса РФ.

Муниципальные правовые акты могут приниматься в одном или двух чтениях в зависимости от сложности и конъюнктуры. Если проект проходит два чтения, то при первом чтении принимается концепция документа и основные базовые положения. Таким образом, проект принимается за основу. Профильный комитет, группа или комиссия, ответственные за проект, вносят необходимые поправки, учитывая предложения, высказанные в ходе первого чтения.

При положительном решении по результатам второго чтения проект становится нормативным правовым актом, в случае отрицательного – он может быть возвращен к процедуре первого чтения либо снят с рассмотрения. В случае отклонения главой муниципального образования принятого представительным органом нормативного правового акта возможны три варианта: представительный орган при повторном рассмотрении подтверждает свое прежнее решение, закрепляя его отдельным правовым актом; принимает к рассмотрению возражения главы муниципального образования и выносит согласованное решение; соглашается с позицией главы муниципального образования и снимает с рассмотрения данный вопрос.

Муниципальное правотворчество, к сожалению, не всегда удовлетворяет требованиям, которые предъявляются к нормативным правовым актам с точки зрения их качества и строгого соответствия федеральному и региональному законодательству. В целях обеспечения качества муниципального правотворчества введен федеральный регистр муниципальных правовых актов, который состоит из регистров муниципальных правовых актов субъектов РФ. Порядок ведения федерального регистра устанавливается Правительством РФ. Федеральный регистр представляет собой один из каналов государственного контроля законности принимаемых на местном уровне решений. Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2008 г. № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению и методическому обеспечению федерального регистра является Министерство юстиции РФ. Во многих субъектах РФ приняты специальные законы о порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов.

Муниципальные правовые акты

Муниципальные правовые акты

Муниципальные правовые акты наряду с федеральными и региональными правовыми актами имеют важное значение для организации деятельности органов местного самоуправления.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и региональными законами, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными и (или) региональными законами.

Таким образом, муниципальный правовой акт — это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и региональными законами, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными и региональными законами.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Федерации.

Если орган местного самоуправления полагает, что закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо ее субъекта по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, то вопрос о таком соответствии разрешается судом. До вступления в силу решения суда о признании закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо ее субъекта или отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям указанных нормативных правовых актов, не допускается.

Следует также учитывать, что Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Так, профилактика коррупции осуществляется путем применения в том числе антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов (ст. 6).

Система муниципальных правовых актов

Согласно ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят:

  1. устав муниципального образования;
  2. правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
  3. правовые акты главы муниципального образования, главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Представительный орган по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными и региональными законами, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа.

Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа, в случае если глава муниципального образования является председателем представительного органа, или постановления и распоряжения местной администрации, в случае если глава муниципального образования является главой местной администрации.

Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа.

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными и региональными законами, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и региональными законами, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Примерный перечень муниципальных правовых актов.

Практика муниципального правотворчества показывает, что на основании федерального законодательства принимается значительное число муниципальных правовых актов. В число основных из них входят следующие:

  • Устав муниципального образования.
  • Положение о сходе граждан.
  • Положение о правотворческой инициативе граждан.
  • Положение о территориальном общественном самоуправлении.
  • Положение о проведении публичных слушаний.
  • Положение о собраниях граждан.
  • Положение о конференциях граждан.
  • Положение об опросе граждан.
  • Положение о порядке рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления.
  • О порядке официального использования символов муниципального образования.
  • Условия контракта и порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации (в случае его назначения по контракту).
  • Положения о порядке подготовки и внесения проектов правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов:
    • для главы муниципального образования;
    • для главы местной администрации (в случае его назначения по контракту);
    • для представительного органа.
  • Регламент представительного органа муниципального образования.
  • Положение о структурных подразделениях представительного органа.
  • Положение о статусе депутата представительного органа муниципального образования.
  • Положение о статусе главы муниципального образования.
  • Регламент работы администрации муниципального образования.
  • Положение о структурных подразделениях администрации муниципального образования.
  • Положение о контрольном органе муниципального образования.
  • Положение о муниципальной избирательной комиссии.
  • Положение о порядке прохождения муниципальной службы.
  • Положение о порядке участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества.
  • Типовое соглашение о взаимной передаче вопросов местного значения и отдельных полномочий по решению вопросов местного значения между муниципальным районом и входящими в его состав поселениями.
  • Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе на территории муниципального образования.
  • Положение о местных финансах (налогах, сборах).
  • Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
  • Положение о муниципальном заказе.
  • Положение о порядке принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.
  • Положение о порядке назначения на должность и заключения трудового договора с руководителями муниципальных предприятий и учреждений.
  • Положение о порядке представления муниципальными предприятиями и учреждениями отчетов об использовании имущества, закрепленного за муниципальным предприятием или учреждением.
  • Положение о порядке материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
  • Положение о муниципальных заимствованиях.
  • Положение о порядке приватизации муниципального имущества.
  • Положение о порядке предоставления и изъятия земельных участков и др.
  • Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.
Это интересно:  Правила внесения изменений в проектную документацию

С 2009 г. муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются региональными органами власти в порядке, установленном законом субъекта Федерации.

Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Федерации.

Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Устав муниципального образования

Среди муниципальных правовых актов особое значение принадлежит уставу муниципального образования. В уставе, являющемся своеобразной «муниципальной конституцией», указываются основные положения по организации и деятельности местного сообщества. Как правило, в уставе муниципального образования содержатся не только нормы об организации местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании, но и перечень основных актов местного самоуправления, подлежащих принятию представительным органом и главой муниципального образования, а также порядок подготовки и принятия таких актов, механизм их отмены.

Согласно ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в обязательном порядке уставом муниципального образования должны определяться:

  • наименование муниципального образования;
  • перечень вопросов местного значения;
  • формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
  • структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
  • наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
  • виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
  • срок полномочий представительного органа, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий этих органов и лиц;
  • виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления;
  • порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
  • порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Уставом муниципального образования регулируются также и иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными и региональными законами. Вместе с тем устав не решает и не может решить всех вопросов местного самоуправления. Он задает основные направления для нормотворческой деятельности представительного органа муниципального образования, принятия им решений в различных сферах жизнедеятельности района. Тематика и пределы нормотворчества представительного органа и других органов местного самоуправления определяются именно в уставе муниципального образования.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается альтернативность правового регулирования отдельных вопросов местного значения (в части регламентации форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления и других вопросов). Представляется, что основные положения, направленные на решение вопросов местного значения, должны регулироваться в уставе муниципального образования. А процедурные вопросы вполне могут быть урегулированы нормативными правовыми актами представительного органа района.

Например, в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что официальные символы муниципальных образований и порядок официального использования указанных символов устанавливаются уставами муниципальных образований и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В настоящее время в большинстве муниципальных образований официальные символы муниципальных образований и порядок их официального использования устанавливаются именно нормативными правовыми актами представительных органов.

Следует заметить, что в уставе муниципального образования должны учитываться требования не только Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но и иных федеральных законов в части регламентации уставов муниципальных образований. Это Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», Бюджетный кодекс Российской Федерации и др.

В уставах муниципальных образований могут быть закреплены также и иные положения, вопрос о включении которых в устав решается представительным органом муниципального образования самостоятельно. Например, в соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. При этом органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, которые предусмотрены уставом муниципального образования.

Таким образом, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что такое дополнительное использование собственных ресурсов и средств является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. При этом федеральный законодатель установил несколько обязательных условий для использования органами местного самоуправления собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий. Первое условие заключается в том, что это должны быть именно дополнительные ресурсы и средства. То есть только после выделения местным бюджетам субвенций из средств регионального бюджета и передачи необходимого имущества могут быть также задействованы и собственные ресурсы муниципального образования. Второе условие — случаи и порядок выделения таких материальных ресурсов и финансовых средств должны быть предусмотрены уставом муниципального образования.

Уставы муниципальных образований по-разному подходят к регламентации порядка дополнительного использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий. В подавляющем большинстве уставов эти вопросы никак не урегулированы. Это означает, что в таких муниципальных образованиях государственные полномочия не могут дополнительно финансироваться за счет собственных ресурсов и средств муниципалитета.

И только в достаточно небольшом числе уставов этот вопрос регламентирован с различной степенью детализации. Чаще всего в уставах дается лишь отсылочная норма, в соответствии с которой органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, которые установлены представительным органом муниципального образования. Иногда такое право предоставляется и главе муниципалитета. В некоторых уставах закреплено, что в случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

В небольшом количестве уставов эта норма дополнена указанием на то, что органы местного самоуправления могут принять такое решение только в случае, если использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств не повлечет за собой неисполнения органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения. Рассмотрим данные варианты на примере положений уставов конкретных муниципальных образований.

Наиболее распространенным в уставах муниципальных образований является положение о том, что органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий по решению представительного органа муниципального образования.

Так, согласно ст. 11 Устава городского округа «Город Белгород» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется только за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления города Белгорода вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий по решению Совета депутатов города Белгорода. Аналогичное положение закреплено и в Уставе муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (ст. 7), Уставе муниципального образования Бокситогорский муниципальный район Ленинградской области (ст. 6).

Порядок принятия устава муниципального образования.

Проект устава муниципального образования, проект акта о внесении изменений и дополнений в устав не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Устав муниципального образования, акт о внесении изменений и дополнений в устав принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

По нашему мнению, вопрос о порядке принятия устава муниципального образования, внесения в него изменений и дополнений будет приобретать все большую актуальность. Это связано в том числе и с реформой местного самоуправления. В пункте 2 ст. 8 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прямо закреплялось два варианта принятия устава муниципального образования — представительным органом муниципального образования или населением непосредственно. В новой редакции (от 6 октября 2003 г.) Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования. И только в малочисленных (до 100 человек) муниципальных образованиях устав принимается непосредственно населением на сходе граждан. Однако прямого запрета на принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений на местном референдуме в новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержится. Поэтому именно суды могут внести ясность в данный вопрос и дать однозначный ответ, в каких случаях принятие устава муниципального образования (внесение в него изменений и дополнений) возможно представительным органом, а в каких — непосредственно населением на местном референдуме.

Регистрация устава муниципального образования.

Учитывая особую значимость устава в системе нормативных актов муниципальных образований, федеральным законодателем установлена его обязательная государственная регистрация.

Согласно ч. 6 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. В настоящее время данный порядок установлен в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

Государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 г. N 7 полномочия по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования возложены на Главное управление Минюста России по федеральному округу.

  • проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Федерации;
  • проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования;
  • присваивает уставу муниципального образования государственный регистрационный номер;
  • выдает свидетельство о государственной регистрации устава муниципального образования;
  • включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Федерации.

Государственный реестр уставов муниципальных образований является сводом сведений о прошедших государственную регистрацию уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований. Государственный реестр уставов муниципальных образований состоит из государственных реестров уставов муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

Это интересно:  Путевой лист: нюансы оформления и заполнения

В государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Федерации включаются следующие сведения: государственный регистрационный номер устава муниципального образования;

реквизиты устава муниципального образования (орган, принявший устав, наименование устава, номер и дата утверждения решения, которым принят устав); сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2005 г. N 350 утверждены Правила ведения государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации.

Устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается в тридцатидневный срок со дня его представления для государственной регистрации.

Государственная регистрация устава муниципального образования удостоверяется свидетельством о государственной регистрации. Форма свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав могут быть: противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации; нарушение установленного Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.

Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации этих актов могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан

Согласно ст. 45 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме (сходе граждан).

Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме (сходе граждан), определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.

Нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, увольнения главы местной администрации или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления.

Правотворческий процесс

При осуществлении правотворческой деятельности чрезвычайно важно соблюдение установленных правил и последовательности подготовки и рассмотрения проекта муниципального правового акта на каждой стадии.

Основными стадиями правотворческого процесса являются: подготовка и внесение проекта правового акта в представительный орган; рассмотрение проекта правового акта в комитетах или комиссиях; принятие, утверждение и опубликование правового акта.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает основы правотворческого процесса в муниципальных образованиях и определяет круг его субъектов. Более детально правотворческий процесс определяется в уставе муниципального образования и регламенте представительного органа.

С подготовки и внесения проекта акта в орган местного самоуправления начинается правотворческий процесс. Круг субъектов правотворческой инициативы указан в ст. 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан. Помимо таких «обязательных» субъектов права правотворческой инициативы уставом муниципального образования такое право может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям и т.п.

Представительный орган по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными и региональными законами, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа.

Решения представительного органа, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа, если иное не установлено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решения по вопросам организации деятельности представительного органа, как правило, принимаются большинством голосов от присутствующего числа депутатов, если иное не установлено уставом муниципального образования.

Федеральным законодателем установлены ограничения при принятии определенных («финансовых») нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования.

Так, в ч. 12 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения данного лица. Здесь следует отметить, что на рассмотрение представительного органа муниципального образования вносятся, конечно же, проекты нормативных правовых актов.

Соответственно, заключение главы местной администрации дается на проект соответствующего нормативного правового акта.

Дача такого заключения является одной из важнейших форм взаимодействия руководителя исполнительной власти муниципального образования с представительным органом в процессе осуществления последним правотворческой деятельности. Смысл этой процедуры заключается в том, чтобы глава местной администрации, являясь ответственным за исполнение местного бюджета и финансовых обязательств муниципального образования, мог донести до инициаторов указанных проектов нормативных правовых актов и представительного органа муниципального образования в целом свою точку зрения на финансовую обоснованность проектов и тем самым воздействовать на принятие решения об одобрении либо отклонении таких проектов. Но следует учитывать, что для внесения указанного проекта нормативных правовых актов необходим собственно факт представления заключения, а не его содержание. С правовой точки зрения не является существенным, положительное или отрицательное заключение дается по соответствующему проекту нормативного правового акта.

Таким образом, правовое значение заключения — консультативное, и оно содержательно не связывает представительный орган муниципального образования при рассмотрении проекта нормативного правового акта. В то же время в заключении может содержаться необходимая для депутатов представительного органа информация, которая позволяет судить о том, имеют ли возможные последствия принятия нормативного правового акта финансовое покрытие из средств местного бюджета.

После принятия представительным органом муниципального образования нормативный правовой акт направляется для подписания и обнародования главе муниципального образования.

Если же глава муниципального образования одновременно является и главой местной администрации, то он имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.

В случае отклонения главой муниципального образования нормативного правового акта он вновь рассматривается в представительном органе и при этом может быть одобрен данным органом, если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции квалифицированным большинством (не менее двух третей) от установленной численности депутатов представительного органа.

Нормативный правовой акт, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен главой муниципального образования и подлежит подписанию в течение семи дней и обнародованию.

Вступление в силу муниципальных правовых актов.

Отмена и приостановление их действия

Порядок вступления в силу муниципальных правовых актов установлен в ст. 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Как правило, муниципальные правовые акты направляются для официального опубликования в официальное печатное средство массовой информации главой муниципального образования. При публикации в официальном печатном средстве массовой информации муниципального правового акта указывается наименование муниципального правового акта, дата его принятия, должностное лицо, его подписавшее, дата его подписания.

Муниципальные правовые акты могут быть официально опубликованы также в виде отдельного издания.

Муниципальный правовой акт, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия установлен в ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами и (или) должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц — органами или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными и региональными законами, — уполномоченным федеральным или региональным органом государственной власти.

Признание по решению суда закона субъекта Российской Федерации об установлении статуса муниципального образования недействующим до вступления в силу нового закона субъекта Федерации об установлении статуса муниципального образования не может являться основанием для признания в судебном порядке недействующими муниципальных правовых актов указанного муниципального образования, принятых до вступления решения суда в законную силу, или для отмены данных муниципальных правовых актов.

Статья написана по материалам сайтов: www.sudmos.ru, studme.org, be5.biz.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий