Виды составов коррупционных правонарушений

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) О противодействии коррупции»

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо

* иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения

* вопреки законным интересам общества и государства

* в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц

* либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

Нормативное определение понятия коррупции весьма узкое. Оно сужено в части предоставляемых коррупционеру выгод; последние носят исключительно имущественный характер и выражаются в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг имущественного характера. В перечень коррупционных выгод не включены выгоды неимущественного характера.

Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 9 июля 2013 г. N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» пошел по пути наименьшего сопротивления и отнес к коррупционным деяниям в основном преступления, связанные со взяточничеством и коммерческим подкупом

В связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении уголовных дел о взяточничестве (статьи 290, 291 и 2911 УК РФ) и об иных связанных с ним преступлениях, в том числе коррупционных (в частности, предусмотренных статьями 159, 160, 204, 292, 304 УК РФ),

В правоприменительной плоскости первыми, кто определил преступные деяния в качестве коррупционных, стали Генеральная прокуратура и Следственный комитет РФ и МВД России . Этим же указанием к коррупционным преступлениям без дополнительных условий отнесены следующие составы: ст. 141.1, 184, 204, п. «а» ч. 2 ст. 226.1, п. «б» ч. 2 ст. 229.1, ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ.

Источники УПН при квалификации коррупционных правонарушений

Особое значение в проведении системной антикоррупционной политики имеют нормы уголовного права.

♦ Базовый перечень коррупционных преступлений определен в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции».В соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации к ним отнесены получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст.291), посредничество во взяточничестве (ст. 2911), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), злоупотребление полномочиями (ст. 201), злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202), коммерческий подкуп (ст. 204). Названные нормы предусмотрены в главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» и главе 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» УК РФ.

♦ К иным коррупционным преступлениям с признаками подкупа-продажностивласти следует отнести воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141),

фальсификацию избирательных документов, документов референдума (ст. 142), незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183), подкуп

участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184), подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к

неправильному переводу (ст. 309).

♦ Признаки коррупционных деяний законодатель усматривает и в «ином незаконном использовании физическим лицом своего должностного положениявопреки законным интересам общества и государства».

Речь идет о таких преступлениях, как регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ), уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «а» ч. 3 ст. 194 УК РФ).

♦ В Федеральном законе «О противодействии коррупции» при определении коррупции указывается также на злоупотребление служебным положением, которое может быть коррупционным в случае совершения деяний из корыстной или иной личной заинтересованности (нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 2851), нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 2852), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289), служебный подлог (ст. 292) и др.).

К разновидности коррупционных преступлений можно отнести ряд преступлений в сфере экономики, которые могутбыть совершены лицом с использованием своего служебного положения, например мошенничество, совершенное лицом с использованиемсвоего служебного положения (ч. 3 ст. 159), присвоение или растрата совершенные лицом с использованием своего служебного положения(ч. 3 ст. 160), легализация (отмывание) денежных средств или иногоимущества, приобретенные другими лицами преступным путем (п. «б»

ч. 3 ст. 174), приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, совершенные лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 175).

Памятка об ответственности за коррупционные правонарушения

об ответственности за коррупционные правонарушения

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?

Под коррупцией как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще.

Официальное толкование коррупции согласно Федеральному закону от 01.01.2001г «О противодействии коррупции» дается следующим образом:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

Коррупция: незаконное принятие либо извлечение в своих интересах, а равно в интересах иных лиц, лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, замещающими государственные должности, а равно должности государственной гражданской или муниципальной службы, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

Коррупционное правонарушение: это деяние, обладающее признаками коррупции, за которое действующими правовыми актами предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.

ВИДЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Дисциплинарные коррупционные проступки – проступки, обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями, за которые установлена дисциплинарная ответственность.

Административные коррупционные правонарушения – обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность.

Коррупционные преступления – виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащие признаки коррупции.

Преступления, связанные с коррупционными преступлениями – любые общественно опасные деяния, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений.

К основным коррупционным преступлениям, могут быть отнесены такие виды уголовно наказуемых деяний: злоупотребление должностными и иными полномочиями; получение и дача взятки; служебный подлог.

В широком значении понятия коррупционных преступлений, к числу уголовно наказуемых деяний данного характера, можно отнести:

воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности; незаконное участие в предпринимательской деятельности; регистрация незаконных сделок с землей; провокация взятки либо коммерческого подкупа.

ЧТО ТАКОЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЯМИ?

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает несколько видов преступлений, связанных со злоупотреблением должностными полномочиями (статья 285). О превышении должностных полномочий говорится в статье 286.

Злоупотребление должностными полномочиями – коррупционное преступление, ответственность за которое предусмотрена статьей 285 Уголовного кодекса Российской Федерации. Суть указанного преступления заключается в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства

Злоупотребление полномочиями – коррупционное преступление, ответственность за которое предусмотрена статьей 201 Уголовного кодекса Российской Федерации. Суть указанного преступления заключается в использовании лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо в нанесении вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЯМИ

Статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации

Злоупотребление должностными полномочиями наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Это интересно:  Где проверить правильность начисления пенсии

Те же деяния, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

ЧТО ТАКОЕ НЕЗАКОННОЕ УЧАСТИЕ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

Незаконное участие в предпринимательской деятельности — учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или покровительством в иной форме.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННОЕ УЧАСТИЕ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 289 Уголовного кодекса Российской Федерации

Незаконное участие в предпринимательской деятельности, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

ЧТО ТАКОЕ СЛУЖЕБНЫЙ ПОДЛОГ?

Служебный подлог , то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СЛУЖЕБНЫЙ ПОДЛОГ

Статья 292 Уголовного кодекса Российской Федерации

Служебный подлог наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 восьмидесяти до 240 часов, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

ЧТО ТАКОЕ ВЗЯТКА?

Согласно определению, сформулированному в словаре , взятка это:

Деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий. В настоящее время, сюда следует добавить и выгоды имущественного характера в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

Взятки можно условно разделить на явные и завуалированные.

Взятка явная – взятка, при вручении предмета которой должностному лицу взяткодателем, оговариваются те деяния, которые от него требуется выполнить немедленно или в будущем.

Взятка завуалированная – ситуация, при которой и взяткодатель и взяткополучатель маскируют совместную преступную деятельность под правомерные акты поведения. При этом прямые требования (просьбы) взяткодателем могут не выдвигаться. Например, за общее покровительство по службе.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных с взяткой: получение взятки (статья 290) и дача взятки (статья 291). По-сути, это две стороны одного преступления: ведь взятка означает, что есть тот, кто ее получает (взяткополучатель) и тот, кто ее дает (взяткодатель).

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ВЗЯТКОЙ?

Предметы – деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, квартиры, дачи и загородные дома, продукты питания, бытовая техника и приборы, другие товары, земельные участки и другая недвижимость.

Услуги и выгоды – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Завуалированная форма взятки – передача денег якобы в долг, банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего кредита, оплата товаров по заниженной цене и покупка товаров у определенного продавца по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику или указанным им лицам (родственникам, друзьям), получение выгодного или льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи или книги, преднамеренный проигрыш в карты, бильярд и т. п., «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, фиктивная страховка, увеличение процентных ставок по банковскому вкладу или уменьшение процентных ставок по кредиту, оформленному взяткополучателем и т. д.

Взятка впрок – систематическое получение взятки должностным лицом в форме периодических отчислений от прибыли (дохода) предпринимателя — взяткодателя, если взяткополучатель совершает каждый раз новое деяние в его пользу, либо оказывает общее покровительство и попустительство.

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕН К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ?

Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо – представитель власти или чинов­ник, выполняющий организационно — распорядительные или административно-хозяйственные функции представитель власти или чинов­ник, выполняющий организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Представитель власти – это государственный или муниципальный чиновник любого ранга — сотрудник областной или городской администрации, мэрии, министерства или ведомства, любого государственного учреждения, правоохранительного органа, воинской части или военкомата, судья, прокурор, следователь, депутат законодательного органа и т. д.

Лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции – это начальник финансового и хозяйственного подразделения государственного и муниципального органа, ЖЭКа, РЭУ, член государственной экспертной, призывной или экзаменационной комиссии, директор или завуч школы, ректор ВУЗа и декан факультета, главврач больницы или поликлиники и т. д.

ЧТО ТАКОЕ ПОДКУП?

Подкуп взятка лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих и некоммерческих предприятиях и организациях — директору, заместителю директора коммерческой фирмы или государственного унитарного предприятия, председателю и члену совета директоров акционерного общества, главе кооператива, руководителю общественного или религиозного объединения, фонда, некоммерческого партнерства, лидеру и руководящему функционеру политической партии и т. д.

НАКАЗАНИЕ ЗА ВЗЯТКУ

Статья 290 Уголовного кодекса Российской Федерации.

1. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Примечание. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие-150т. р.

Статья 291 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет.

2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 8 лет.

Примечание . Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

ВЗЯТКА ИЛИ ПОДКУП ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА

Взятка нередко дается и берется через посредников. Уголовным кодексом Российской Федерации посредники рассматриваются как пособники преступления.

Увольнение в связи с утратой доверия

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пунктом 22 части 2 статьи 82 установлено, что контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с утратой доверия.

Это интересно:  Меры доверия в международном праве

Частью 4 данной статьи определено, что сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

2) непринятия руководителем (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему сотрудника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;

3) непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

4) участия сотрудника на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

5) осуществления сотрудником предпринимательской деятельности;

6) вхождения сотрудника в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» внесены изменения в Федеральный закон -ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которым ужесточена ответственность гражданских служащих за совершение коррупционных правонарушений.

Помимо существовавших ранее таких мер дисциплинарного воздействия, как замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, за совершение коррупционных правонарушений на государственной службе, законодательно статьей 59.2 Федерального закона закреплено новое взыскание – увольнение в связи с утратой доверия.

Данной статьей определены основания для увольнения государственного служащего с государственной службы, в связи с утратой доверия, к ним относятся:

— непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

— непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;

— вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений.

При несоблюдении гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей применяются взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии.

В целях предотвращения конфликта интересов, гражданскому служащему, владеющему ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций, рекомендовано передать их в доверительное управление. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе является одним из важнейших антикоррупционных механизмов и одновременно способом обеспечения надлежащего функционирования служебных правоотношений.

При этом для привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения установлен особый срок – не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения, а не со дня совершения проступка, как при общем порядке привлечения к дисциплинарной ответственности.

ВАС МОГУТ ПРОВОЦИРОВАТЬ НА ДАЧУ ВЗЯТКИ, ЕГО ПЕРЕДАЧУ

ИЛИ ПОЛУЧЕНИЕ С ЦЕЛЬЮ КОМПРОМЕТАЦИИ!

Виды коррупционных правонарушений.

Виды коррупционных правонарушений.

Дисциплинарные коррупционные проступки — проступки, обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями, за которые установлена дисциплинарная ответственность.

Административные коррупционные правонарушения — обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность.

Коррупционные преступления — виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащие признаки коррупции.

Преступления. связанные с коррупционными преступлениями — любые общественно опасные деяния, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений.

К основным коррупционным преступлениям, могут быть отнесены такие виды уголовно наказуемых деяний: злоупотребление должностными и иными полномочиями, получение и дача взятки, служебный подлог.

В широком значении понятия коррупционных преступлений, к числу уголовно наказуемых деяний данного характера, можно отнести: воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, незаконное участие в предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с землей, провокация взятки либо коммерческого подкупа.

51.Общая классификация административных правонарушении коррупционного характера. Виды и составы правонарушении.

К коррупционным правонарушениям относятся обладающие признаками коррупции гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки, административные правонарушения, а также преступления. К административным коррупционным правонарушениям относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность. К административным коррупционным правонарушениям в соответствии со статьей второй настоящего Федерального закона относятся противоправные, виновные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность. К дисциплинарным коррупционным проступкам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями служебные нарушения, за которые установлена дисциплинарная ответственность. Перечень дисциплинарных коррупционных проступков устанавливается в соответствии с законом и нормативными правовыми актами органов власти впредь до принятия закона, устанавливающего дисциплинарную ответственность всех категорий служащих и должностных лиц, не являющихся служащими. В современной доктрине выделяются формальные и материальные составы правонарушений. Объективная сторона формального состава ограничена совершением противоправного деяния. Формальный же состав требует установления конкретных вредных последствий правонарушения и причинно-следственной связи между деянием и последствием (вред, причиненный имуществу, здоровью человека и т.п.). Между тем это не означает, что правонарушения, очерченные материальным составом, вреда не причиняют. В юридической (преимущественно уголовно-правовой) литературе отмечается, что «последствиями должны быть признаны не только изменения, происходящие в сфере внешней физической природы, но и факты, относящиеся к сфере политической, психической, моральной. «. Это означает, что последствия правонарушения могут иметь материальный характер либо быть нематериальными.

В случае совершения коррупционного проступка такой вред причиняется установленному законом публичному порядку (порядку управления, порядку оказания публичной услуги и т.п.). В этой связи вполне допустимо сконструировать состав коррупционного проступка в форме формального состава правонарушения.

Время, место, способ и иные обстоятельства, при которых было совершено противоправное деяние, в литературе называют факультативными признаками объективной стороны правонарушения, поскольку они характеризуют не все составы правонарушений, а только некоторые из них. Например, время и место совершения правонарушения будет иметь значение для квалификации деяния в качестве дисциплинарного проступка, поскольку последний совершается по месту работы и в рабочее время.

Как представляется, состав коррупционного проступка должен быть сформулирован без привязки к конкретному времени, месту или способу совершения, поскольку если ограничиться только теми деяниями, которые совершаются при исполнении служебных обязанностей (публичных функций), то отпадает смысл закрепления коррупционного проступка в качестве самостоятельного правонарушения. Действительно, любое использование публичных функций в личных целях при исполнении служебных обязанностей, т.е. по месту службы и в служебное время, следует квалифицировать как дисциплинарный проступок, который выражается в ненадлежащем исполнении служебных обязанностей. Специфика коррупционного проступка как самостоятельного состава правонарушения, по нашему мнению, должна заключаться не в нарушении служебной (трудовой) дисциплины, а в общественно опасных деяниях, направленных на деформацию порядка управления или порядка осуществления публичных функций.

Субъективная сторона правонарушения указывает на психическое состояние лица в момент совершения им правонарушения. Содержание ее составляет одна из форм вины (умысел или неосторожность) субъекта противоправного деяния, являющаяся обязательным условием или основанием привлечения его к юридической ответственности*. С субъективной стороны коррупционное правонарушение всегда выступает в качестве прямого умысла, так как субъект действует с определенной целью (личная заинтересованность), т.е. осознает последствия своих действий и желает их наступления. В качестве факультативных признаков субъективной стороны состава правонарушения выступают мотив и цель.

52. Особенности классификации и порядка рассмотрения административных правонарушении коррупционного характера, их подведомственность. Виды мер взысканий административных правонарушении коррупционного характера.

Под коррупцией понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ. . Правонарушениями, связанными с коррупцией (коррупционными правонарушениями влекут установленную законодательством дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.К административным коррупционным правонарушениям относятся Нарушение мер финансового контроля т.е умышленное непредставление или представление неполных, недостоверных деклараций о доходах, имуществе и других сведений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, лицами, являющимися кандидатами на государственную должность либо на должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, а равно супругом (супругой) указанных лиц ; Предоставление незаконного материального вознаграждения физическими лицами; Получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом лично или черезпосредника незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг за действия (бездействие) в пользу лиц, их предоставивших, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица, если в содеянном не содержатся признаки уголовно наказуемого деяния; Предоставление юридическими лицами лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним, незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния; Осуществление незаконной предпринимательской деятельности и получение незаконных доходов государственными органами и органами местного самоуправления; Непринятие руководителями либо ответственными секретарями или иными должностными лицами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, государственных органов в пределах своих полномочий мер в отношении подчиненных им лиц, виновных в совершении коррупционных правонарушений, либо принятие указанных мер с нарушением законодательства о борьбе с коррупцией, либо непредставление соответствующей информации в налоговые органы по месту жительства виновных лиц. Субъекты коррупционных правонарушений могут быть привлечены к уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной ответственности. Административное взыскание является мерой государственного принуждения, применяемой уполномоченными на то законом судьей, органами (должностными лицами) за совершение административного правонарушения, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод лица, совершившего такое правонарушение. Предупреждение, административный штраф и административный арест могут применяться только в качестве основных административных взысканий. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы. Административный штраф (далее — штраф) есть денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных в статьях особенной части настоящего раздела, в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законодательным актом, действующим на момент наложения административного взыскания. Нарушение мер финансового контроля влечет штраф в размере от ста до ста пятидесяти месячных расчетных показателей; Предоставление физическими лицами лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций влечет штраф в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей.; Получение незаконного материального вознаграждения лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом влечет штраф в размере трехсот месячных расчетных показателей; Предоставление незаконного материального вознаграждения юридическими лицами влечет штраф в размере от ста до пятисот месячных расчетных показателей. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут запрещение деятельности юридического лица. Осуществление незаконной предпринимательской деятельности и получение незаконных доходов государственными органами и органами местного самоуправлениявлечет штраф на pуководителей этих организаций в размере от ста до трехсот месячных расчетных показателей. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе руководитель органа финансовой полиции и его заместители, руководители органов финансовой полиции по областям, города республиканского значения, столицы Республики Казахстан, межрегиональных, районных, городских, районных в городах и специальных подразделений финансовой полиции и их заместители. Судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов рассматривают дела об административных правонарушениях.

Это интересно:  Анкета на прием на работу: образец, пример

53. Общая классификация административных правонарушении посягающих на основы государственного управления. Виды и составы правонарушении: правонарушения на транспорте, нарушения правил торговли, нарушения таможенного, валютного, налогового, экологического и иного законодательства.

К Административным правонарушения, посягающие на установленный порядок управления относятся Издание и применение незаконного нормативного правового акта; арушение правил государственной регистрации нормативных правовых актов; Воспрепятствование государственному инспектору в выполнении его служебных обязанностей, невыполнение постановлений, предписаний и иных требований; Самовольное присвоение звания представителя власти или должностного лица, занимающего государственную должность; Самоуправство, то есть незаконное, вопреки установленному законодательством порядку, совершение лицом каких-либо действий, правомерность которых оспаривается другим лицом или организацией; Нарушение норм лицензирования; Нарушение порядка и срока выдачи лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) на занятие предпринимательской деятельностью; Нарушение законодательства Республики Казахстан о государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств и т.д. Административные правонарушения на транспорте это действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте. Объектом данного правонарушения является безопасная работа железнодорожного транспорта, которая регулируется специальными нормативными актами (правилами, инструкциями), действующими на железнодорожном транспорте, независимо от того, какими из указанных в данной статье действиями (бездействием) правонарушение было совершено. Объективная сторона выражается в совершении противоправных действий, таких, как: повреждение железнодорожного пути, сооружений, устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов, оставление таких предметов на железнодорожных путях. Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть как граждане, так и должностные лица.Субъективную сторону данного правонарушения составляет вина в форме умысла или неосторожности. Так, сбрасывание на железнодорожные пути предметов, которые могут повлечь нарушение движения поездов, может быть совершено только умышленно, а повреждение железнодорожного пути — как умышленно, так и по неосторожности.Состав административных правонарушений в сфере таможенного дела.Субъектами административной ответственности могут быть юридические лица, физические лица, частные предприниматели, должностные лица. Объектом данной работы выступают правоотношения, возникающие в связи с совершением административных проступков в таможенной сфере. В качестве объекта административного правонарушения выступают общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Такими объектами могут быть общественный и государственный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления. При посягательстве на отношения, не регламентированные правом, речь может идти только об аморальном, безнравственном поведении, а не о противоправном деянии.Объективная сторона заключается в совершении деяния, запрещенного нормами права. Конкретные признаки этого деяния излагаются в соответствующей правовой норме (способ, характер совершения деяния, неоднократность, наступившие вредные последствия и т.д.) . Субъективная сторона состава административного правонарушения — это вина, то есть психическое отношение лица к совершенному им противоправному деянию и возможным его последствиям. Вина может проявляться в форме умысла и неосторожности. Административные правонарушения в области торговли и финансовСубъектами правонарушений рассматриваемой группы могут быть как физические, так и должностные лица органов исполнительной власти.Характерным признаком субъективной стороны рассматриваемых составов административных проступков является в большинстве случаев наличие вины в форме прямого или косвенного умысла. Объект рассматриваемых административных правонарушений характеризуется проступками, посягающими на установленный порядок общественных отношений в сферах торговли и финансов. Для объективной стороны административных проступков в сферах торговли и финансов характерно волевое, целенаправленное общественно опасное действие правонарушителя. Последний своими деяниями наносит вред публично-правовым интересам государства или частноправовым интересам граждан. Налоговые правонарушения Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления налогового контроля. Субъектом, нарушающим срок постановки на учет в налоговом органе, может быть физическое лицо или организация, обязанные самостоятельно заявить в налоговый орган о постановке на учет самих себя, недвижимого имущества или транспортных средств.Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется виной в форме умысла. Объективная сторона представляет внешнее проявление общественно опасного деяния в виде осуществления организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки в установленный срок на учет в налоговом органе. Экологические правонарушения Субъектами экологического правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица, включая хозяйствующих субъектов различных форм собственности и подчиненности, а также иностранные организации и граждане. Объект представляет собой совокупность общественных отношений . сложившихся в сфере окружающей природной Среды , рационального использования ее ресурсов и обеспечения экологической безопасности . Для объективной стороны экологического правонарушения характерно нарушение путем действия или бездействия общеобязательных правил природопользования и охраны окружающей природной Среды . причинения вреда экологическим интересам личности, общества или государства либо создание реальной опасности причинения такого вреда.С субъективной стороны могут иметь место обе формы вины : умышленная и неосторожная. Умысел может быть прямым и косвенным, а неосторожность — в виде небрежности или самонадеянности( легкомыслия ) .

Статья написана по материалам сайтов: pandia.ru, nsaya.buryatschool.ru, studfiles.net.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий