Тема 2.2. Правовой режим информационных ресурсов

Правовой режим – межотраслевое понятие и применяется к самым разным сферам правового регулирования и объектам правоотношений. Он означает императивное установление определенного поведения всех субъектов в той или иной предметной области (режим границы, режим ЧС). Применительно к различного рода ресурсам (земля, недра) могут устанавливаться определенные правовые режимы.

Правовой режим – это «нормативно установленные правила относительно определенного предмета отношений или ситуаций, которые обязательно должны соблюдаться участниками отношений по поводу этого предмета (ситуации)». В отличие от правового статуса, который определяет правовое положение субъекта отношений, институт правового режима дает характеристику предмета отношений.

Правовой режим информационных ресурсов — это правовые нормы, которые устанавливают четыре обязательных требования, без которых информационный ресурс не может быть включен в систему правовых отношений и получить полноценные гарантии в процессе взаимодействия субъектов по поводу конкретных объектов данного ресурса. При изучении понятия и структуры правового режима информационных ресурсов необходимо иметь в виду то обстоятельство, что его конкретное содержание следует искать в различных нормативных актах (Гражданский кодекс Российской Федерации, ФЗ «Об электронной цифровой подписи» и др.).

В состав правового режима в данном случае включены нормы, которые устанавливают; порядок документирования информации; право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы их в информационных системах; категорию информации по доступу к ней; порядок правовой охраны и защиты информации.

Закон об информации содержит ряд статей, которые в общей форме раскрывают содержание каждого требования правового режима, что не исключает наличия иных нормативных актов, в которых даются другие требования.

Документирование информации. Документирование информации необходимо для ее включения в область правового регулирования. Предполагается, что порядок документирования (или иное организационное оформление информации) устанавливается органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность РФ.

Особое значение в этом компоненте правового режима имеет придание документам на различных носителях юридической силы. Поэтому здесь встает вопрос об ЭЦП.

Состояние информационного пространства, постоянно расширяющегося за счет глобализации многих сфер отношений, связано с проблемой документирования, имеющей ключевое значение для юридически грамотного оформления отношений. Гармонизация, унификация стандартов на документы, особенно на электронные, является фактором, упорядочивающим совершение юридически значимых действий и их признания в деловой и судебной практике.

Необходима разработка нового классификатора документированной информации с учетом перспектив и тенденций электронного документирования и документооборота.

Право собственности на документированную информацию. В современных условиях все чаще и чаще возникает проблема установления, передачи, подтверждения права собственности на информационные ресурсы, представленные в различных формах. В некоторых случаях бывает сложно уяснить, под действие каких норм подпадает тот или иной документ в той или иной ситуации: нормы института вещного права или нормы института права интеллектуальной собственности.

Информационный ресурс, выраженный документом, представляет собой материальный объект и одновременно он является результатом интеллектуальной деятельности. Если он по форме будет соответствовать произведению, то это будет объект авторского права. Такая двойственная природа информационного продукта создает сложность в определении прав обладателя информационного продукта, его оценки, форм его включения в рынок и другие виды обращения. Некоторые исследователи (В.А.Дозорцев) считают, что для информационных ресурсов требуется самостоятельная система регулирования прав и отношений.

Формально-юридически кажется понятным такое разделение прав собственности, и в пределах каждой формы, на возможные виды. На практике возникает немало проблем в процессе проведения границ между федеральной собственностью на информационные ресурсы, собственностью субъектов РФ, органов МСУ, организаций, граждан. Это происходит в связи с тем, что отсутствует четкий критерий разграничения собственности в тех случаях, когда предметы ведения различных уровней подвижны и определяются в договорном порядке. Это влечет за собой необходимость заключать соглашения об обмене и совместном использовании определенных массивов информационных ресурсов. Выходом из этого может быть установление стабильного порядка на основе закона об информационном обеспечении деятельности органов государственной власти и МСУ или о правовом режиме служебной и деловой информации.

Категории информационных ресурсов по уровню доступа к ним.

Рассматривая понятие и структуру информации ограниченного доступа следует четко уяснить границу между государственной тайной и конфиденциальной информацией, а также ознакомиться с законодательными ограничениями на отнесение информации к категории ограниченного доступа. При изучении различных видов конфиденциальной информации надо учитывать наличие многочисленных коллизий в законодательстве по поводу данного предмета регулирования (например, вопрос о соотношении коммерческой и служебной тайны).

Вся документированная информация делится на открытую, доступную для всех субъектов права и информацию ограниченного доступа. Последняя также неоднородна по правовым свойствам и соответственно по режиму доступа: она делится на информацию (сведения), отнесенные к государственной тайне и конфиденциальную информацию. Важное место занимает вопрос о свободе доступа к открытой информации и ее легитимном определении. Здесь два пути. Первый связан с включением в законодательство норм о свободе информации и ее ограничении только на основе закона, второй – путем включения норм, запрещающих относить определенные виды информации к категории ограниченного доступа.

Правовой режим информационных ресурсов

Информация как предмет отношений различных субъектов является объектом внимания отраслей публичного и частного права. Многие вопросы информации и информационных ресурсов являются объектом норм международного права. Это легко прослеживается па институте права на информацию, который освещается в гл. 7 учебника.

Что касается информационных ресурсов или их отдельных элементов как предмета правовых отношений, то здесь на первом месте находится такой институт права, как правовой режим, и применяется он к самым разным сферам правового регулирования и объектам правовых отношений. Например, Конституция РФ относит к ведению Российской Федерации такие отрасли права, как гражданское, уголовное и др. Административное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это пример режима в области законотворчества. Наиболее распространен этот институт в административном праве. Большое внимание этому институту уделил в своих работах Д. Н. Бахрах. Уже в учебнике по административному праву 1993 г. он определил административно-правовой режим как определенное сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия, которое отражается в том, что субъекты правоотношений по своему статусу занимают юридически неравные позиции. «. Здесь по существу речь идет о режиме административно-правового метода регулирования применительно к отрасли права, идеологи которой считают, что административно-правовые отношения строятся на неравенстве прав государственных органов власти и других субъектов, которые обязаны выполнять предписания исполнительных органов власти, действующих от имени государства.

Но когда этот институт применен к конкретным областям отношений, то главным становится императивное установление определенного поведения всех субъектов в этой предметной области. Напомним о режиме границы, о режиме чрезвычайных ситуаций. Применительно к различного рода ресурсам (земля, недра, леса и др. природные ресурсы) могут устанавливаться определенные правовые режимы.

В Словаре административного права, изданном в 1999 г., правовой режим определен как «нормативно установленные правила относительно определенного предмета отношений или ситуаций, которые обязательно должны соблюдаться участниками отношений по поводу этого предмета (ситуации)». В отличие от правового статуса, который определяет правовое положение субъекта отношений, институт правового режима дает характеристику предмета отношений и правил обращения с этим ресурсом определенных субъектов. Этот институт применим и к информационным ресурсам.

В Федеральном законе от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» содержалась специальная гл. 2 «Информационные ресурсы», а в ст. 4 «Основы правового режима информационных ресурсов» были установлены две важные правовые нормы, раскрывающие содержание правового режима информационных ресурсов. Одна из них устанавливала включение информационных ресурсов в структуру других ресурсов Российской Федерации. Вторая определяла требования к составу, структуре правового режима этого ресурса. При этом были сформулированы нормы, которые устанавливали четыре обязательных требования, без которых информационный ресурс не может быть включен в систему правовых отношений и не может получить полноценные гарантии в процессе взаимодействия субъектов по поводу конкретных объектов данного ресурса.

В состав правового режима включались нормы, которые устанавливают: порядок документирования информации; право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы их в информационных системах; категорию информации по доступу к ней; порядок правовой защиты информации.

Закон содержал ряд статей, которые в общей форме раскрывали содержание каждого требования правового режима, что не исключало наличия специальных законов или иных нормативных актов, которые бы формулировали требования в соответствии со ст. 4 этого базового закона. На основе этих норм за годы действия первого российского закона об информации многие субъекты сформировали свои ресурсы и продолжают их пополнять и использовать. Несмотря на то что в Законе об информации этих норм нет, остановимся на краткой характеристике каждой позиции правового режима информационных ресурсов. Это важно еще и потому, что за годы применения первого Закона об информации накопилось много вопросов, которые не могут быть разрешены без детального правового регулирования этой проблемы.

Научные исследования по проблемам правового регулирования отношений, связанных с правовым режимом информационных ресурсов, все более привлекают внимание исследователей. Представляют интерес в этой области работы Л. К. Терещенко [1] . Автор формулирует признаки правового режима информации (заметим, что не информационных ресурсов, а информации). Их пять: объект правоотношений, достижение социального эффекта, наличие правил, отражение в режиме «запретов и обязываний, льгот и дозволений». Правовой режим информации ею формулируется как «объектный режим, вводимый законодательным актом и позволяющий обеспечить комплексность воздействия посредством совокупности регулятивных, охранительных, процессуально-процедурных средств, характеризующих собой сочетание дозволений, запретов и обязываний, а также гарантии по его соблюдению» [2] . Весьма иитересными представляются тезисы, с одной стороны, о нематериальной природе информации, а с другой – о «материальном объекте» режима. Это дополняется полезными положениями о свойствах информации как объекта правоотношений, в числе которых формулируется тезис об «институциональной несамостоятельности информации». Это позволяет более глубоко заглянуть в проблему природы информации, ее связи с материальным миром, и вместе с тем решать вопросы режима информационного продукта интеллектуального творчества. В данных работах автора обострен и вопрос о функционально-целевом подходе к установлению правового режима информации (правильнее – информационного ресурса) исключительно через категорию «доступ». Как и некоторые другие авторы, Л. К. Терещенко склонна все формы проявления права на информацию по ст. 29 (ч. 4) Конституции РФ объединить понятием доступа. Однако при этом теряется такая форма, как «создание», «производство» информации. Упомянутые работы достаточно четко выявляют комплексное регулирование режима средствами публичного и гражданского права.

Правовой режим информационных ресурсов: проблемы правопонимания. Статьи по предмету Информационное право

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

Т.З. ШАЛАЕВА

Выводы. Современное определение понятия «правовой режим ИР» носит системно-комплексный характер, что нашло отражение в представленном концептуальном подходе через выявление системы наиболее значимых групп однородных информационных отношений, в структуре которых главным объектом является ИР в определенной стадии своего жизненного цикла и требующих комплексного правового регулирования, как публичными, так и частноправовыми средствами либо же их сочетанием. Теория права предоставляет научный инструментарий для разработки правового режима ИР посредством формирования комплексных правовых средств, сочетающих в себе дозволения, запреты, обязывания, преференции в том специфичном составе и конструкции, что позволит наиболее эффективно и экономически целесообразно решить соответствующую задачу в сфере оборота ИР с оптимальным достижением желаемого социального эффекта.
Фактически алгоритм формирования правового режима ИР можно представить в виде композиционной последовательности юридических средств: целевая установка формирования ИР; порядок создания и формирования определенного состава ИР; документирование информационных единиц ИР по установленным правилам и стандартам; установление категории ИР по доступу; правила и условия учета, регистрации и управления ИР; определение права собственности и/или исключительных прав на ИР; условия финансирования и коммерциализации ИР; требования к информационной безопасности ИР; порядок и условия потребления/реализации (предоставления, распространения, использования) ИР; правовая защита и охрана ИР.
Научный анализ и теоретическое определение понятия «правовой режим информационных ресурсов» в системе информационного права Беларуси позволяет в комплексном виде конкретизировать предложения по совершенствованию информационного законодательства.
Таким образом, в правовом институте ИР станет возможным выделение подынститутов общего правового режима ИР и специальных правовых режимов с более точным установлением специфичного комплекса правовых средств, регламентирующих особый порядок правового регулирования правомочий субъектов по отношению к данному конкретному ИР, как средствами публичного, так и частного права либо их комбинацией. Полагаем необходимым и важным выделение особого правового режима информационных ресурсов, признанных в установленном порядке национальным достоянием государства.
Исследование, проведенное автором в рамках заявленной темы, представляет собой попытку творческого осмысления теоретико-правовых проблем упорядочения общественных отношений, связанных с ИР, что, возможно, придаст импульс развитию на страницах журнала конструктивной научной дискуссии, особенно учитывая тот факт, что законодательством России в настоящее время регулируются общественные отношения, объектом которых являются государственные ИР. Отсутствие в новейшем российском законодательстве определения понятия «информационный ресурс» при использовании этой категории в большом количестве законодательных и иных нормативных правовых актов создало не только «неуютную» ситуацию правоприменителям, но и площадку для дальнейшего поступательного развития научной мысли, вектор которой должен быть направлен, кроме прочего, на обоснование терминологических пределов основополагающих, системообразующих понятий «информация», «информационный ресурс», «информационная единица».

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

5 Семестр, 3 курс, Лекции по Информационному праву

Лектор: к.ю.н., доцент Холодная Елена Викторовна

15.10.2011, 22.10.2011, 29.10.2011

Тема 6: Правовые режимы информационных ресурсов

Правовые режимы информационных ресурсов: виды правовых режимов;

Понятие и виды информации с ограниченным доступом;

Государственная тайна, как предмет, изъятый из гражданского оборота;

Служебная и профессиональная тайна;

Тайна частной жизни;

Коммерческая и другие виды тайн.

Вопрос 1: Правовые режимы информационных ресурсов: виды правовых режимов

Смысл понятия правовой режим заключается в возможности совершения или не совершения с объектом права определенных действий, влекущих юридический результат.

Под правовым режимом понимается совокупность правил, закрепленных в правовых нормах, регулирующих определенную деятельность людей. Правовое регулирование связано с объектами деятельности, местом, временем совершения данных действий.

Понятие правовой режим сопоставимо с понятием правовой статус. Правовой статус характеризует субъект, а правовой режим – объект, а именно деятельность субъектов, связывает с ней права и обязанности.

Правовой режим информационных ресурсов – это комплекс правил в сфере информации, информационных технологий, информационной безопасности, закрепленных юридическими нормами и обеспеченных совокупностью правовых средств.

Можно выделить такие виды правовых режимов ресурсов:

Общий режим – основан на принципе свободы доступа к информации, например, в отношении массовой информации;

Специальные режимы информационных ресурсов, которые связаны с ограничением прав граждан в информационной сфере.

Содержание правового режима информационных ресурсов включает в себя:

Порядок документирования информации – в ст. 11 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» законодательством РФ или соглашением сторон могут быть установлены требования к документированию информации;

Положения о доступе к информационным ресурсам в зависимости от их категорий;

Принятие мер по охране информации.

Право собственности на информационные ресурсы возникает в случае их создания за счет средств субъектов или приобретения их на иных законных основаниях.

Субъекты, представляющие в обязательном порядке документированную информацию в органы государственной власти, не утрачивают своих прав на эти документы и на использование информации, содержащейся в них.

Документированная информация, представляемая в обязательном порядке в органы государственной власти, формирует информационные ресурсы, находящиеся в совместном владении государства и субъектов, ее представивших.

Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами собственника, предусмотренного действующим законодательством.

Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц, в случаях отнесения данной информации к государственной тайне.

Доступ к ресурсам по общим правилам устанавливается собственником, за исключением случаев, установленных ФЗ.

Доступ к информации – возможность получения и использования информации.

ФЗ устанавливаются перечни сведений, которые не могут быть отнесены к информации с ограниченным доступом и наоборот, устанавливают перечни информации с ограниченным доступом.

Правовой режим защиты информации характеризует деятельность субъектов по защите информации от несанкционированного доступа, хищения, искажения и связывает с ней права и обязанности участников этой деятельности.

Режим защиты информации (режим секретности) определяется видом информации.

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, www.justicemaker.ru, studfiles.net.

«

Это интересно:  Способы, типы, виды, стадии правового регулирования.
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Читайте также:

  1. A) переключает режим управления курсором/печати цифр
  2. CASE-технология создания информационных систем
  3. Communio. Право на долю вещи и доля права на вещь (реальная и идеальная доли). Правовой режим res communes.
  4. D-триггеры. Реализация. Режим работы.
  5. III. Формирование тоталитарного режима
  6. SCE — (Supply Chain Execution) — исполнение цепочек поставок в режиме реального времени.
  7. V группа — болезни неправильного режима питания
  8. XXI. Каков обычный режим Вашей работы?
  9. Ағыс режимдері. Ламинарлы және турбулентті ағыс.
  10. А) при нарушении режима обеззараживания мед. инструментария