Структура нормы права

Структура нормы права — это внутреннее строение, наличие внутренних составных частей, обеспечивающих ее функциональную состоятельность.

Гипотеза (предположение) — элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения (время, место, субъективный состав и т.д.), который определяется путем закрепления юридических фактов (например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: возраст и вменяемость).

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Классификация гипотез:

1) по степени определенности:

    • определенная абсолютно;
    • абсолютно неопределенная;
    • относительная (указывает ограничительные условия).

2) по степени сложности:

    • однородные (1 обстоятельство);
    • составные (2 и более обстоятельств).

3) по характеру содержания:

    • общие;
    • конкретные (всё структурировано по пунктам).

Диспозиция (юридическое расположение сторон) — элемент нормы права, определяющий модель поведения субъекта с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов.

Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром (это правила правомерного поведения, фиксирующие определенные права и обязанности сторон ).

Классификация диспозиций:

1) по способу описания:

    • простые (предельно ясные);
    • описательные (перечисляющие признаки);
    • отсылочные (направляют к другой норме);
    • бланкетные (отсылают к другим НПА).

2) по юридической направленности:

    • предоставительно-обязывающие (содержат 2 правила, например, арендатор и арендодатель);
    • обязывающие (указывают вид и меру поведения обязанного лица, например, должника);
    • управомочивающие (. например, избирателя);
    • рекомендательные (указывающие на целесообразность или желательность того или иного поведения);
    • запрещающие.

Санкция — элемент нормы права, предусматривающий определенные последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Могут быть негативными (неблагоприятными) или позитивными (поощрительными).

Структура правовых норм. Виды структурных элементов. Различные взгляды на структуру правовых норм

Структура нормы права — логически согласованное внутреннее стро­ение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.

Различные взгляды на структуру правовых норм. Структура нормы права это:

1.идеальная логическая кон­струкция, призванная регулировать взаимоотношения между людьми. Традиционно считается, что норма права состоит из 3х эле­ментов:

Гипотеза – указывает на условия или обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы.

Диспозиция – содержит само правило поведения, которое следует совершить при наличии условий содержащихся в гипотезе, т.е. определяет меру дозволенного и должного поведения.

Санкция – указание на неблагоприятные последствия за нарушения требований диспозиции.

Структура логической нормы выражается формулой: если. то. иначе».

Словами «если» обозначается гипотеза; «то» — диспозиция; «иначе» — санкция.

Трехчленная структура юридической нормы позволяет четко определить вариант требуемого

поведения, ситуацию, при которой должна действовать норма, и санкцию, которая будет

применена при нарушении нормы.

Виды гипотез:

1) по форме выражения:

а) абстрактные — используется обобщающая формулировка;

б) казуистические — конкретно перечислены обстоятельства действия нормы;

а) простые — содержат одно обстоятельство, необходимое для действия нормы;

б) сложные — содержат два и более обязательных обстоятельства;

в) альтернативные — содержат несколько обстоятельств, одного из которых достаточно для действия нормы;

3) по наличию (отсутствию) юридических фактов:

а) положительные — указывают на необходимость наличия фактов для действия нормы;

б) отрицательные — указывают на необходимость отсутствия фактов для действия нормы.

Виды диспозиций:

1) по способу изложения:

а) простые — называет вариант поведения, но не раскрывает его;

б) описательные — описывают все существенные признаки поведения;

в) ссылочные — не излагая правил поведения отсылает для ознакомления с ним к другой норме;

г) бланкетные — не излагая правил поведения отсылает для ознакомления с ним к бланку (инструкциям, положениям, правилам и т.д.);

а) простые — содержат только одно правило поведения;

б) сложные — содержат два и более обязательных правила поведения;

в) альтернативные — содержат несколько правил поведения, любому из которых может следовать субъект права.

Виды санкций:

1) по степени определенности

а) абсо­лютно определенные (точно указанный размер штрафа),

б) отно­сительно определенные (лишение свободы на срок от 3 до 10 лет),

в) альтернативные (лишение свободы на срок до 3 лет, или исправительные работы на срок до 1 года, или штраф).

2. объективированный результат отражения в норме определенного общественного от­ношения. Фактическое общественное отношение, подлежащее правовому оформлению, объективно требует, чтобы структура правовой нормы логически соответствовала собственному внутреннему строению. С известной условностью можно утверждать, что та или иная правовая норма содержит столько структурных логических эле­ментов, сколько этого требует данное общественное отноше­ние. Например, большинству отношений, рассматриваемых уголовным правом, соответствует двучленная структура нормы.

3. единство идеальной и реальной структуры. Идеальная структура нормы выражает первичные, исходные ее связи в системе объективного права. Реальная структура нормы права отражает в известной сте­пени результат правового опосредования общественного отно­шения. Количество элементов реальной структуры предопределено структурой фактического обществен­ного отношения и особенностями взаимосвязей и взаимодей­ствия правовых норм в системе права.

4. сис­тема диалектически взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют в ее рамках. Указанные элементы могут взаимозаменяться, превращаться друг в друга, объединяться и выступать в единстве. Характер, виды взаимодействия определяются сло­жившимися общественными отношениями, а также специфи­ческими особенностями самих элементов. Причем связи между ними могут быть про­стыми (однолинейными) и сложными (двусторонними, замк­нутыми и т. д.). Взаимодействие структур может иметь вид сцепления, пересечения плоскостей действия или частичного (иногда полного) совпадения сфер функционирования. Приме­рами здесь служат нормы конституционного и других отраслей права, нормы, закрепленные в общей и особенной частях Граж­данского, Уголовного кодексов.

Виды правовых норм.

1) По субъектам правотворчества

а) исхо­дящие от государства — это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной вла­сти и судебной государственной власти (в тех странах, где име­ет место прецедент)

б) исхо­дящие непосредственно от гражданского об­щества — нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей стра­ны (всенародный референдум).

2) По социальному назначению и роли в правовой системе

а) учредительные (нормы-принци­пы) отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового поло­жения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политическо­го строя, права, свободы и обязанности граждан, основополага­ющие идеи и параметры строительства правовой системы об­щества.

б) регулятивные (нормы — правила поведения) непосредственно направлены на регу­лирование фактических отношений, возникающих между раз­личными субъектами, путем предоставления им прав и возло­жения на них обязанностей

i) управомочивающие (предоставляющие сво­им адресатам право на совершение положительных действий);

ii) обязывающие (содержащие обязанность совершения определен­ных положительных действий);

iii) запрещающие (устанавливаю­щие запрет на совершение действий и поступков, которые оп­ределены законом как правонарушения)

в) охранитель­ные (нормы — стражи порядка) фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов

г) обеспечительные (нормы-га­рантии) содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе пра­вового регулирования

д) декларативные (нормы-объявления) включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регули­рования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления

е) дефинитивные (нормы-определения) формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.)

ж) коллизионные (нормы-арбитры) призваны устранять возникающие про­тиворечия между правовыми предписаниями

з) опера­тивные (нормы-инструменты) устанавливают даты вступления норма­тивного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

3) По предмету правового регулирования

а) материальные правила поведения субъектов

i) нормы конституционного,

v) трудового и иных отраслей права.

б) процессуальные содер­жат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил

4) По методу правового регулирования

а) Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-катего­ричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении.

б) Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позво­ляющий сторонам (участникам) отношений самим договорить­ся по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях ре­зервное правило.

в) Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударствен­ным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

5) По сфере действия

а) федеральные функционируют на всей территории государства;

б) субъектов федерации на территории субъекта;

в) местного самоуправления — МО;

г) локальные действуют в рамках от­дельных государственных, общественных или частных структур.

6) по времени (по­стоянные и временные),

Это интересно:  Экологическое право

а) общего действия — распространяются на неопределенный круг лиц;

б) специальные — распространяются только на лиц, указанных в норме;

а) отправные нормы (нормы-начала) — определяют основы правого регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, методы: — положения конституции, закрепляющие основы политического, государственного, экономического устройства;

б) нормы-принципы — предписания, выражающие и закрепляющие принципы права; коллизионные нормы — предписания, принимаемые с целью устранения коллизий (противоречий) между нормами права;

в) нормы-дефиниции — предписания, содержащие определение правовых понятий и категории;

9) по назначению:

а) основные — определяет начало правового регулирования общественных отношений, с их помощью закрепляются его правовые категории, понятия, цели и задачи;

б) производные — обеспечивают детализацию основных норм, обычно входит в особенную часть той или иной отрасли права.

Структура правовой нормы. Понятие структуры. Элементы нормы и их характеристика. Соотношение элементов нормы со статьями нормативных актов при различных подходах к структуре нормы права.

Вопрос о структуре юридической нормы — это вопрос о ее строении. «Структура» — это категория системного подхода и под ней понимаются целесообразные связи между элементами в системе. Однако наряду со структурой в любой системе имеется и другая сторона — состав, то есть совокупность необходимых и достаточных элементов (которые структура как раз и связывает). Поэтому для того, чтобы раскрыть строение какого-либо целостного объекта (системы), следует говорить как о структуре (способе связи элементов в объекте), так и о составе — самих элементах. Хотя традиционно в юридической литературе вопрос о строении нормы права ставится именно как вопрос об ее «структуре».

Юридическая норма, будучи исходной единицей (элементом) системы права, в свою очередь также представляет собой систему (мини-систему), в которой могут быть найдены свои элементы и свои связи между элементами.

Сразу надо заметить, что проблематика строения нормы права относится, по существу, лишь к тем нормам, которые непосредственно регулируют поведение, то есть к предоставительно-обязывающим нормам. В литературе этот момент практически не учитывается. А ведь в системе права есть и другие виды норм. Например, нормы-дефиниции, нормы-принципы и др.

По давней традиции в норме права выделяют три элемента, которые носят названия «гипотезы», «диспозиции» и «санкции». Гипотезой называют ту часть нормы, которая указывает на условия вступления нормы в действие (дает описание юридических фактов). Диспозиция — это «та часть нормы, которая указывает на содержание самого правила поведения, то есть на юридические права и обязанности, возникающие у субъектов» (С.С. Алексеев). Санкция — та часть нормы, которая указывает на меры правового принуждения, следующие за нарушение диспозиции, и словесная схема такого подхода выглядит следующим образом: «если. то. а в противном случае. «.

Право на существование имеют и другие подходы к строению юридической нормы. Ведь для того, чтобы возникло (изменилось, прекратилось) правоотношение, достаточно двух элементов: а) указания на определенные юридически значимые обстоятельства; б) указания на те правовые последствия, которые эти обстоятельства вызывают.

Поэтому если задача анализа текста нормативно-правового акта ограничивается выяснением правовых последствий, которые вызывают те или иные юридические факты, то достаточно двухэлементной конструкции правовой нормы по схеме: «если. то. «.

С другой стороны, если внимательно рассмотреть трехзвенную конструкцию нормы, то можно заметить, что в ней отсутствует еще один элемент, а именно — указание на условия действия санкции. Ведь правоотношения возникают как на основе диспозиции (позитивные, регулятивные правоотношения), так и на основе санкции (охранительные, защитные правоотношения). А для того, чтобы правоотношение возникло, необходимо минимум, как уже было замечено, два элемента. Поэтому юридически целостная правовая норма состоит не из трех, а из четырех элементов, а точнее — из двух двухэлементных нормативно-правовых предписаний по схеме: «если. то. а если. то. «. Первое предписание в этой схеме имеет регулятивный (позитивный) характер, а второе — охранительный (защитный, обеспечивающий). Поэтому, если требуется проследить логико-юридические связи на уровне нормы, то есть найти не только регулятивную норму, но и обеспечивающее ее юридическое предписание, то следует использовать конструкцию взаимосвязи двух двухэлементных норм.

Здесь идет речь не о том, что двух-, трех-, четырехэлементные конструкции противопоставляются друг другу и правильной является какая-то одна. Право на существование имеют все подходы к строению юридической нормы, и их нужно рассматривать как «набор» моделей, своего рода инструментов для анализа текста нормативно-правового акта, каждый из которых призван решать свои, только ему присущие задачи этого анализа.

Следует обратить внимание еще на один момент, который вызывает обширные дискуссии при реализации общетеоретических конструкций правовой нормы в отраслевых юридических науках. Например, в теории уголовного права. Этот момент связан с терминологическим обозначением элементов правовой нормы и, естественно, с их смысловым содержанием. Дело в том, что термины «гипотеза», «диспозиция» и «санкция» не пригодны для наименования частей двухэлементной нормы, ибо рассчитаны на логику взаимосвязей элементов трехзвенной конструкции. И если еще термин «гипотеза» имеет относительно устойчивое смысловое содержание и может быть использован в обозначении того элемента двухэлементной нормы, который указывает на условия ее действия, то понятийное содержание «диспозиции» и «санкции» складывается из ряда смысловых фрагментов. Так, диспозиция — это: а) «второй» (после гипотезы) элемент; б) элемент, указывающий на позитивные правовые последствия, на позитивные права и обязанности («само правило поведения»); в) элемент, нуждающийся в обеспечении санкцией.

А санкция — это: а) «третий» элемент правовой нормы; б) элемент, содержанием которого являются негативные правовые последствия, меры государственного принуждения; в) элемент, направленный на обеспечение нормального действия диспозиции; г) вступающий в действие в случае ее нарушения.

Таким образом, части трехэлементной нормативной конструкции «завязаны» друг на друга, и смысловое содержание каждого из элементов невозможно установить, понять вне связи и соотношения с другими элементами. Как раз поэтому безосновательно рассматривать, например, части двухэлементной уголовно-правовой нормы-запрета как «гипотезу и диспозицию» или как «гипотезу и санкцию». Так, если указание на меру ответственности считать диспозицией, то почему она имеет негативный характер и где санкция, которая должна обеспечивать реализацию этой диспозиций? Если же это санкция, то почему сразу после гипотезы должна вступать в действие санкция при отсутствии как самой диспозиции, так и ее нарушения? Еще менее обоснованно считать элементы нормы-запрета диспозицией и санкцией, поскольку гипотеза является обязательным компонентом правовой нормы.

Поэтому в двухэлементной конструкции юридической нормы следует искать не гипотезу, диспозицию или санкцию, а элемент, указывающий на определенные юридически значимые обстоятельства, и элемент, указывающий на те правовые последствия, которые данные обстоятельства влекут.

Самое интересное то, что ввиду отсутствия в трехзвенной конструкции элемента, указывающего на условие действия санкции, он соответственно не обозначен никаким термином. В самостоятельных же охранительных нормах, изложенных, например, в статьях Уголовного кодекса, этот элемент воспроизведен (условие действия уголовно-правовой санкции). Отсюда можно сделать вывод, что ни одно из обозначений элементов трехзвенной конструкции правовой нормы для него просто не подходит. Требуется или просто говорить об условиях действия санкции или вводить какой-то новый термин.

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта — это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Так же как не совпадают система права и система законодательства, не совпадают и норма права и статья нормативного акта. Прежде всего, их различие состоит в том, что они являются элементами разных систем: норма — исходный элемент системы права, статья — исходный элемент системы законодательства.

Статьи по отношению к нормам выполняют те же функции, что и система законодательства выполняет по отношению к системе права: служат их внешнему закреплению и выражению. Между нормой и статьей нет прямого, «зеркального» соответствия: одна статья может содержать несколько юридических норм, и наоборот — элементы одной и той же нормы могут находиться в нескольких статьях нормативного акта или даже в разных нормативно-правовых актах. Может иметь место и прямое совпадение — в одной статье содержится одна норма.

Таким образом, проблема состоит в том, чтобы с учетом этих различий и разных способов изложения норм права отыскать все элементы и связи юридической нормы и представить ее в целостном виде.

Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-правовых актах:

1) прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом;

2) отсылочный, когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-правового акта;

Это интересно:  Жилой фонд или жилищный фонд как правильно

3) бланкетный, когда статья указывает на элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье, конкретному законоположению (как это имеет место при отсылочном способе изложения), а как бы к другому порядку правового регулирования — правилам совершения какого-либо вида деятельности, правилам международного договора и т. п. В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим законом, другим источником права.

41. Понятие и виды форм (источников) права. Виды источников и их использование в правовых системах разных стран. Особенности системы источников российского права.

Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений.

Следовательно, формы права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права», «правовая форма», «источник права».

Если под правовой формой понимаются практически,все юридические’средства, участвующие в правовом регулировании и опосредовании тех или иных социальных процессов, в решении социальных задач (например, правовые формы регулирования экономики), то под формой права — лишь специфические «резервуары» (С.С. Алексеев), в Которых содержатся нормы права. Если категория «правовая форма» используется прежде всего для того, чтобы структурировать социальные связи и показать роль права как формально-юридического института в его соотношении с социально-экономическим, культурно-нравственным и политическим содержанием — многообразными общественными отношениями, то форма права призвана упорядочить содержание права, придать ему свойства государствен но-властного характера.

В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий «источник права» и «форма права»:

а) согласно первой — названные понятия тождественны;

б) согласно второй — понятие «источник права» более широкое, чем понятие «форма права».

Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Действительно, если исходить из общепринятого значения слова «источник» как «всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки», то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);

3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права.

Выделяют четыре основные формы права:

нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. К их числу относятся: Конституция, законы, подзаконные акты и т.п. Нормативный акт — одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права Германии, Франции, Италии, России и т.п.;

правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. Обычное право — хронологически первая форма права, которая господствовала в эпоху феодализма. И хотя правовой обычай используется в ряде современных правовых семей (традиционной, религиозной), в российской юридической системе роль правового обычая незначительна (например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Распространен преимущественно в странах общей правовой семьи — Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Во всех этих государствах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда;

— нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз).

В современных условиях роль нормативных договоров в России заметно увеличивается. Они получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, административном и иных отраслях права.

Для того чтобы более четко уяснить его суть, необходимо разграничить нормативный договор, с одной стороны, от просто договоров, а с другой — от нормативно-правовых актов.

В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера. Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведения — новую норму права, выступая правотворческими субъектами.

В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.

Структура правовой нормы

2.1 Понятие структуры нормы права и ее элементы

Представление о норме права будет не полным, если не рассмотреть ее структуру.

Структуры (а их несколько) у правовой нормы сложились исторически, постепенно, и тоже представляют большую социальную ценность. Их происхождение идет из глубокой древности, из обществ присваивающей экономики и даже с тех времен, когда человек еще как биологическое существо, как другие биологические виды, научился связывать свое поведение с результатами этого поведения, свои реакции на те или иные условия жизнедеятельности закреплять в коллективном опыте, в коллективном сознании по критериям «благоприятно — неблагоприятно».

Мононормы первобытного общества строились по этой схеме, и лишь в последствии «благоприятно — неблагоприятно» переросло в отношения по критериям «можно — нельзя» (право), «хорошо — плохо», «добро — зло» (мораль). 11

Структура нормы права является формой ее внутреннего содержания. Норма права выполнит свою роль регулятора общественных отношений, если будет обладать способностью реагировать на условия реальной жизни, в Которых они формируются, учитывать их общественные свойства, в противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно, в норме должно быть предусмотрено и принудительное осуществление предписания, иначе она будет не нормой нрава, а пожеланием. 12 Поэтому структура юридической нормы представляет собой единство составляющих ее элементов, определенным образом связанных и расположенных. Определяется она строением регулируемых правом общественных отношений. 13

» Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Стр. 437

12 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996. Стр. 230

13 Нормы советского права. Проблемы теории. Саратов, 1987. Стр. 94

Структуре нормы права свойственна своя типовая схема (модель) связи образующих ее элементов. Главное в этой типовой схеме — нормативное построение интеллектуально-волевого и юридического содержания государственной воли. Это нормативное построение состоит в том, что содержание нормы не только выражается при помощи таких категорий, как права и обязанности, но и имеет характер общего правила, особенно в одновременно существующих нормах-предписаниях и логических нормах. 14

Структура нормы права — это ее смысловое построение, подчинение законам логики и закономерностям регулирования отношений между лицами, совокупность элементов. Теория структуры нормы права была разработана еще древнеримскими юристами. Они пришли к выводу, что норма права становится способной регулировать отношения только в том случае, если имеет определенную логику при формулировании предписания, которая позволяет применять данное предписание в жизни. Нормы права можно излагать при помощи различных речевых оборотов, но в любом случае при этом прослеживается формула: «Если. то. иначе. », включающая три элемента:

1) та часть нормы, в которой предусматриваются жизненные
обстоятельства, при наступлении которых в реальности возникает
определенное отношение, называется гипотезой (от греч. Hypothesis —
основание, предположение). Гипотезой обозначают ту часть нормы права, гдеиспользовать, применять это правило;

2) та часть нормы, в которой устанавливается отношение, возникающее
при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой, называется
диспозицией (от лат. disposition — расположение в определенном порядке друг
по отношению к другу). Диспозицией обозначают само правило поведения -которому должны следовать адресаты нормы;

1 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М, 1996. Стр. 232

3) та часть нормы, в которой определяются меры ответственности субъектов права в случае совершения ими действий, которые противоречат отношениям, установленным диспозицией нормы, называется санкцией ( от лат. sanstio — строжайшее постановление). Санкцией обозначают обеспечивающий механизм нормы права — указание на те неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть у нарушителя правила поведения (диспозиции).’ 3 , 16

Теория права идет дальше, она углубляется в изучение каждого из элементов, которые также имеют свои характеристики, признаки.

Гипотеза не просто учитывает жизненные обстоятельства, при которых действует норма права, она тем самым придает этим жизненным обстоятельствам юридическое значение, превращает их в юридические факты. Например, юридические факты начинаются, если имеется взаимное согласие лиц, желающих вступить в брак, достигнут ими брачный возраст, отсутствуют родственные отношения, препятствующие браку, не имеется душевных болезней или слабоумия у брачующихся, отсутствует у брачующихся другой брак, то только тогда можно вступить в брак. Согласие, возраст и другие жизненные обстоятельства — это и есть условия действия нормы о заключении брака, это и есть юридически значимые факты, это и есть гипотеза нормы.

Это интересно:  Вопрос о праве на льготную пенсию

Современными теоретическими разработками (П.П. Востриков) используется классификация гипотез по форме изложения.

Абстрактная форма изложения предусматривает обобщающую формулировку. Например: п.1 ст.З Налогового кодекса РФ предусматривает, что «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы», при этом не обозначая какие конкретно.

Казуистической формой изложения детализированы, конкретно перечислены все обстоятельства, необходимые для реализации нормы. Статьей 15 Налогового кодекса РФ «Местные налоги и сборы» установлен точный исчерпывающий перечень местных налогов и сборов, подлежащих уплате в местные бюджеты на территории России.

15 Правоведение. Учебник для ВУЗов под редакцией Бабуриной С.Н. М., 2003. Стр.3 1-32

16 Востриков П.П. Теория государства и права. Уч. пособ. Н. Новгород, 2003. Стр. 146

17 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Стр. 439

По своему строению различают простую, сложную и альтернативную виды гипотез.

Если в гипотезе указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы, то такая гипотеза называется простой. Например: ст. 444 ГК РФ «Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту».

Если гипотеза действие нормы ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более признаков, то она называется сложной. Например: п.4. ст. 101 УК РФ «Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения».

Альтернативной называют гипотезу, ставящую действие юридической нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств. 19 Например: ст. 387 ГК РФ «Права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона и наступления одного из указанных в нем обстоятельств. », и дальше перечисляются все возможные обстоятельства.

Классификация диспозиций определяется способами изложения. В зависимости от того, как излагается правило поведения, различают следующие виды диспозиций:

Диспозиция может быть простой — указание на тот или инойпользование, осуществляет владение и пользование этим участком. ».

Может быть описательной, когда системой оценочных понятий,различных характеристик и признаков формируется правило поведения —

18 Востриков П.П. Теория государства и права. Уч. пособ. Н. Новгород, 2003. Стр. 146

содержит описание всех существенных признаков поведения. Например: ст. 249 ГК РФ «Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению».

В теории права выделяют также отсылочную диспозицию. В этом случаеКодекса. ».

Выделяют и бланкетную (открытую) диспозицию, то есть такое
правило, которое апеллирует к нормам права из других нормативных актов.» 11
Например: ст. 264 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правилопределяется Правилами дорожного движения РФ.

Теперь, о санкции, то есть той части нормы, которая указывает на неблагоприятные (физические, психические, моральные и иные) последствия, возникающие у адресата нормы в результате нарушения им диспозиции, применение адресатом нормы диспозиции в противоречии с гипотезой и т. п. нарушениях. Теория права выделяет следующие характеристики санкции. Это всегда неодобрительное отношение государства к тому или иному нарушению требований правовой нормы. Неодобрительное отношение может выражаться в порицании нарушителя, его наказании. До тех пор, пока существуют правонарушения, санкция будет оставаться действенным средством соблюдения и исполнения юридических норм, а тем самым — средством укрепления законности и правопорядка.

По назначению различают карательные/штрафные санкции — их назначение состоит в наказании правонарушителя (лишение свободы, в т. ч. условное, дисциплинарные взыскания, штрафы и т.п.). Правовосстановительные / компенсационные санкции направлены на

‘ Бабаев В.К. Нормы права // Общая теория права. Курс лекций. Н. Новгород, 4 993. Стр. 289

восстановление нарушенного права потерпевшей стороны, на возмещение ей правонарушителем имущественного или неимущественного вреда. 21

Санкции правовых норм целесообразно классифицировать по объему и размерам неблагоприятных для правонарушителя последствий — по степени определенности, выделив три группы.

Абсолютно-определенной в теории называется санкция, которая имеетвзыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей».

Относительно-определенной является санкция, в которой точно
установлены верхняя и нижняя границы, в рамках которых правоприменяющий
орган сам устанавливает ее точный размер. Примерами служат большинство
санкций уголовного права, многие санкции административного права.
Напротив, в гражданском праве относительно определенные санкции
практически не применяются, ибо основным принципом этой отрасли является
полное возмещение причиненного правонарушителем ущерба. 22 Например: п.1.наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет».

Альтернативные санкции, где названы и перечислены черезнеблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только

одно — наиболее целесообразное для решаемого случая. 23 Например: ст. 182 УК РФ, гласит, что «заведомо ложная реклама наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет».

Целесообразно исходя из сложности по построению многих альтернативных санкций отметить в качестве четвертого вида — сложно-альтернативные санкции, когда наряду с альтернативой применения нескольких неблагоприятных последствий, возможно применение сопряженных мер воздействия. Например: ч. 1 ст. 215 УК РФ «Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики» предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Также целесообразно отметить классификацию видов санкций по отраслевой принадлежности:

Ознакомление с разновидностями элементов юридической нормы дало возможность наглядно продемонстрировать, что она собой представляет и как действует. Даже простое описание структуры нормы позволяет убедиться, что это — не произвольная логическая конструкция, а выражение объективной структуры права на ее первичном уровне.

Вопрос о структуре нормы права является остро-дискуссионным в юридической науке. В теории права и отраслевых юридических науках есть два основных подхода к пониманию структуры нормы права:

1. Существует логическая и фактическая структура нормы прававключает два элемента.

2. Существует только фактическая структура нормы права, состоящая из«Если. то. ».

По мнению ряда авторитетных ученых и практиков, в т.ч. П.П. Вострикова, более перспективной представляется точка зрения о двухэлементном строении нормы права.

Структура конкретно-регулятивной нормы зависит от ее (нормы) вида (по функциям права): а) регулятивная норма состоит из гипотезы и диспозиции; б) охранительная норма — из гипотезы и санкции. (Однако специалисты в области уголовного и административного права первый элемент охранительной нормы называют не гипотезой, а диспозицией. При этом под диспозицией они понимают указание не на правило поведения, а на правонарушение).

С точки зрения сторонников двухэлементной структуры нормы права -трехэлементной структуры нормы права реально не существует. Она создается путем искусственного соединения двух разных норм: регулятивной и охранительной. При таком искусственном соединении охранительная норма превращается в санкцию регулятивной нормы.

В действительности между нормами права существует четкое разделение их юридических функций: а) регулятивная функция права осуществляется регулятивными нормами; б) охранительная функция права — охранительными нормами. На этой основе осуществляются связи между нормами права и их

взаимодействие. Нарушение регулятивной нормы права вызывает реализацию охранительной нормы права, предусматривающей меры государственного принуждения э .

Структуру любой правовой нормы образует единство составляющих ее элементов. Однако характер этих элементов, их количество, расположение способ связи и назначение зависят от вида юридических норм. 26

Статья написана по материалам сайтов: megaobuchalka.ru, infopedia.su, studbooks.net.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий