+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Приказ мвд 6 наставление по правовой работе

Дата документа 10.01.1994
Статус документа Отменен/утратил силу
Метки Приказ

Зарегистрировано в Минюсте 31 января 1994 г. N 474

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 10 января 1994 г. N 6

О МЕРАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ И ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ РОЛИ В УКРЕПЛЕНИИ ПОРЯДКА В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В целях повышения роли дорожно-патрульной службы Государственной автомобильной инспекции в обеспечении общественной безопасности в сфере дорожного движения, укрепления законности в ее деятельности приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Наставление по дорожно-патрульной службе Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации (Приложение 1).
1.2. Примерное положение о строевых подразделениях дорожно — патрульной службы Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации (Приложение 2) .
1.3. Нормативы штатной численности сотрудников дорожно — патрульной службы Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации (Приложение 3) .
1.4. Типовые штаты строевых подразделений дорожно-патрульной службы Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации (Приложение 4 — 8) .

2. Установить, что:
2.1.Штаты специализированных полков дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции, а также создаваемых для выполнения специальных задач строевых подразделений особого назначения Госавтоинспекции утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
2.2. Сотрудники Госавтоинспекции, состоящие в штатах нарядов контрольных постов милиции межрегиональной специальной заградительной системы и в штатах строевых подразделений особого назначения Госавтоинспекции, содержатся за счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации.
3. Министрам внутренних дел республик, начальникам управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации:
3.1. В течение первого полугодия 1994 года привести штаты строевых подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции в соответствие с утвержденными настоящим приказом Типовыми штатами в пределах численности, содержащейся за счет средств республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга.
3.2. Организовать изучение Наставления по дорожно-патрульной службе Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации всеми сотрудниками органов внутренних дел, привлекаемыми к обеспечению общественной безопасности в сфере дорожного движения, борьбе с преступностью, связанной с использованием автомототранспортных средств, и принятие от них в двухмесячный срок зачетов.
3.3. Обеспечить привлечение сил и средств подразделений милиции общественной безопасности к комплексной отработке городов и районов, на территории которых осложняется обстановка с предупреждением дорожно-транспортных происшествий, пресечением преступлений, связанных с использованием автомототранспортных средств, и иных правонарушений, совершаемых на улицах и в других общественных местах.
3.4. Запретить расформирование существующих строевых подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции без согласования с Главным управлением Государственной автомобильной инспекции МВД России.
3.5. В течение 1994 года организовать на базе одного из строевых подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции учебный полигон для практической отработки тактики надзора за дорожным движением, раскрытия во взаимодействии с подразделениями криминальной милиции преступлений, связанных с использованием автомототранспортных средств, и их документирования, оперативного реагирования на возникновение чрезвычайных ситуаций.
3.6. Организовать изготовление и снабжение подразделений Госавтоинспекции и горрайорганов внутренних дел бланками документации, предусмотренной Наставлением по дорожно-патрульной службе Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации.
4. ГУК (Астапкину И.В.), ГУГАИ (Федорову В.А.), Академии (Алексееву А.И.) МВД России в первом полугодии 1994 года внести в программы подготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел изменения с учетом положений Наставления по дорожно-патрульной службе Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации.
5. ГУК (Астапкину И.В.), Академии (Алексееву А.И.), ГУГАИ (Федорову В.А.) МВД России оказать в течение 1994 году Орловской высшей школе милиции МВД России, Краснодарской средней специальной школе милиции МВД России, Филиалу Республиканского института повышения квалификации работников МВД России (г. Ижевск) методическую и практическую помощь в совершенствовании учебного процесса.
6. ГУГАИ МВД России (Федорову В.А.) в первом полугодии 1994 года совместно с заинтересованными службами МВД России организовать проведение с командирами строевых подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции, инспекторами по административной практике кустовых методических семинаров по проблемным вопросам в связи с внесением изменений и дополнений в административное законодательство, введением в действие Правил дорожного движения Российской Федерации и Наставления по дорожно — патрульной службе Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации.
7. Установить, что приказы МВД СССР от 16 июня 1971 года N 176, от 15 мая 1986 года N 0133 и от 3 марта 1987 года N 43 в органах внутренних дел Российской Федерации не применяются.
8. Считать утратившим силу приказ МВД РСФСР от 10 апреля 1991 года N 49.
9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра генерал-полковника милиции Куликова А.Н.

Приложение 1
к приказу МВД России
от 10.01.94 N 6

НАСТАВЛЕНИЕ
ПО ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 1. Общие положения

1.1. Дорожно-патрульная служба входит в состав Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации и выполняет функции контроля за соблюдением правил дорожного движения и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения.

1.2. Основными задачами дорожно-патрульной службы являются:
— надзор за дорожным движением, предупреждение, выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения, иных нормативных актов, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, привлечение в установленном порядке и в пределах своей компетенции к административной ответственности лиц, совершивших такие правонарушения;
— регулирование дорожного движения;
— осуществление неотложных действий на месте дорожно — транспортных происшествий, проведение в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации дознания по делам о совершенных преступлениях в сфере дорожного движения;
— оказание доврачебной медицинской помощи гражданам, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
— участие в охране общественного порядка и борьбе с преступностью, проведении мероприятий по розыску угнанных, похищенных автомототранспортных средств и автомототранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно — транспортных происшествий;
— участие в проведении мероприятий по обеспечению беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения, сопровождение в установленном порядке таких транспортных средств, а также автомобильных колонн, в том числе на договорной основе;
— оказание в пределах своей компетенции помощи участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов; информирование населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке в сфере дорожного движения, причинах дорожно-транспортных происшествий и принимаемых мерах по их предупреждению;
— участие совместно с заинтересованными ведомствами, организациями, учреждениями, предприятиями независимо от форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами, а также гражданами в реализации мероприятий, направленных на создание условий для безопасного движения транспорта и пешеходов;
— контроль за состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах и улицах, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения;
— участие в осуществлении контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда на автомобильном транспорте через территорию Российской Федерации;
— участие в осуществлении контроля за соблюдением водителями автотранспортных средств условий лицензирования перевозочной, транспортно-экспедиционной и иной деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.
1.3. Деятельность дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности. Дорожно-патрульная служба решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими подразделениями милиции, службами органов внутренних дел, военной автоинспекцией, Российской транспортной инспекцией, государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.
1.4. Правовую основу деятельности дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции составляют: Конституция Российской Федерации, Закон РСФСР О милиции», другие законы и иные правовые акты Российской Федерации, Положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, конституции, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации, настоящее Наставление, акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий.
1.5. Сотрудники дорожно-патрульной службы должны иметь необходимую профессиональную подготовку, при выполнении служебных обязанностей быть дисциплинированными и бдительными, действовать решительно, смело и настойчиво, обладать высокими моральными качествами, стойко переносить трудности, связанные со службой. В обращении сотрудников дорожно-патрульной службы с гражданами их действия должны быть законными и понятными лицам, в отношении которых они осуществляются.
1.6. Силами дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции являются: специализированные полки, отдельные батальоны, отдельные роты, отдельные взводы . В составе горрайорганов внутренних дел создаются роты, взводы, в том числе моторизованные, или группы дорожно-патрульной службы.
Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации могут быть образованы строевые подразделения особого назначения Госавтоинспекции для выполнения специальных мероприятий в районах чрезвычайного положения, организации и проведения межрегиональных операций, эскортирования и сопровождения автомобилей специального назначения.
Работу подразделений дорожно-патрульной службы, оказание им практической и методической помощи организуют отделы (отделения) дорожно-патрульной службы аппаратов Госавтоинспекции МВД, ГУВД, УВД.
Управление силами и средствами рот, взводов, групп дорожно — патрульной службы осуществляют руководство ГОРОВД и начальники Госавтоинспекции.
Далее — строевые подразделения.
Далее — ГОРОВД.

1.7. Подразделения дорожно-патрульной службы оснащаются в соответствии с нормами табельной положенности оружием, патрульным автомототранспортом, оперативно-техническими и специальными средствами, средствами связи, порядок применения и использования которых регламентируется Законом РСФСР «О милиции», соответствующими инструкциями и методическими указаниями.
Примечание. Запрещается применение оперативно-технических средств, относящихся к средствам измерения, не прошедших метрологическую поверку или имеющих свидетельства, срок действия которых истек.
1.8. Сотрудники органов внутренних дел, когда они участвуют в организации и несении дорожно-патрульной службы, в своих действиях руководствуются настоящим Наставлением.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

Глава 4. Несение дорожно-патрульной службы

4.1. Формы несения службы

4.1.1. Для осуществления контроля за дорожным движением организуются пешее патрулирование, несение службы на стационарных постах, патрулирование на автомобилях и мотоциклах, вертолетное патрулирование.

4.1.2. Пешее патрулирование применяется для осуществления контроля и выполнения распорядительно-регулировочных действий на небольших по протяженности, напряженных по интенсивности движения и опасных в аварийном отношении участках дорог.

4.1.3. Стационарный пост ГАИ — это место несения службы, оборудованное служебным помещением, оперативно-техническими и специальными средствами.

Примечание. Для осуществления контроля за передвижением транспортных средств, принадлежащих иностранным гражданам и лицам без гражданства, на территории Российской Федерации в местах с регламентированным посещением иностранных граждан создаются специальные посты ГАИ.

4.1.4. Контрольные посты милиции , которые включаются в межрегиональную специальную заградительную систему, создаются для обеспечения эффективного взаимодействия по выявлению и задержанию автомототранспорта, используемого в противоправных целях, и лиц, совершивших преступления либо подозреваемых в их совершении. Несение службы на контрольных постах милиции организуется в соответствии с устанавливаемым МВД России порядком.

4.1.5. Личный состав дорожно-транспортной службы может задействоваться для несения службы на контрольных милицейских постах , создаваемых в соответствии с устанавливаемым МВД России порядком для оказания содействия в охране Государственной границы Российской Федерации. Сотрудники дорожно-патрульной службы находятся в подчинении старших нарядов этих постов и осуществляют контроль за дорожным движением.

4.1.6. Для повышения эффективности несения дорожно-патрульной службы на стационарных постах ГАИ, КПМ, КМП могут быть использованы служебные собаки, для содержания которых оборудуются специальные места.

4.1.7. Патрулирование на автомобилях и мотоциклах может быть открытым (обычным), скрытым и смешанным.

4.1.7.1. Открытый контроль осуществляется сотрудниками на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. В процессе несения службы используются следующие тактические приемы:

— движение в потоке транспортных средств (для контроля за поведением водителей в целях предупреждения и выявления нарушений правил дорожного движения);

— движение впереди транспортного потока со скоростью, не превышающей установленную (для предупреждения превышения скорости);

— остановка у опасных в аварийном отношении мест (для предостережения участников дорожного движения и пресечения правонарушений);

— остановка патрульного автомобиля (мотоцикла) в местах наилучшей его видимости для всех участников дорожного движения с одновременным пешим перемещением инспектора к наиболее напряженным по интенсивности движения участкам.

Применение того или иного приема, их чередование и выбор скорости движения определяются поставленной на инструктаже задачей и складывающейся на маршруте патрулирования обстановкой.

4.1.7.2. Скрытый контроль на патрульных автомобилях в обычной окраске осуществляется, как правило, в дневное время, а в вечернее время лишь на участках дорог, имеющих достаточную освещенность, ширину и хорошее покрытие. В случае, если сотрудник одет в гражданскую одежду, обязательно наличие у него нагрудного знака.

4.1.7.3. Смешанный контроль организуется одновременно на двух патрульных автомобилях, один из которых имеет специальную окраску или опознавательные знаки, второй — обычную окраску. Взаимодействие между нарядами при смешанном контроле и координация их совместных действий осуществляется с помощью радиосвязи.

4.1.8. Вертолетное патрулирование организуется преимущественно над автомобильными дорогами, по которым осуществляется интенсивное движение, во взаимодействии с нарядами, задействованными для несения службы на конкретных участках этих дорог.

С использованием вертолетов осуществляются оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и доставление их в медицинские учреждения, контроль за дорожным движением, сопровождение колонн автомобилей, обеспечение массовых мероприятий с участием большого количества транспортных средств, других рейдов и операций, в том числе по установлению автомототранспортных средств, находящихся в розыске.

Порядок, режим работы и место патрулирования определяется исходя из оперативной обстановки и поставленных задач.

4.2. Приемы несения службы

4.2.1. Основными приемами несения службы являются контроль за поведением участников дорожного движения, предостережение их от совершения противоправных действий либо пресечение правонарушений, а также осуществление распорядительно-регулировочных действий.

4.2.2. Контроль при несении службы заключается в визуальном или с помощью специальных технических средств наблюдении за выполнением участниками дорожного движения Правил и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

4.2.3. К распорядительно-регулировочным действиям относится регулирование движения жестами, которое осуществляется в местах временных заторов в движении, связанных в том числе с дорожно — транспортными происшествиями, при проведении массовых и специальных мероприятий, при неисправной светофорной сигнализации, при обеспечении перехода дорог пешеходами и в других случаях осложнения дорожной обстановки.

4.2.4. Предостережение участников дорожного движения представляет собой воздействие на их поведение самим пребыванием сотрудника на наиболее напряженном участке маршрута, на месте происшествия или стихийного бедствия, а также путем предупреждения водителей о возможных последствиях, которые могут наступить в результате несоблюдения ими правил дорожного движения.

4.2.5. Пресечение правонарушения заключается в обязательном реагировании сотрудника на неправомерные действия участников дорожного движения с целью предотвращения происшествий и предупреждения их возможных последствий, обеспечения применения в отношении нарушителей установленных мер воздействия.

4.3. Порядок несения службы

4.3.1. По прибытии на пост (маршрут) патрулирования сотрудник дорожно-патрульной службы должен получить от сменяемого им сотрудника информацию об оперативной обстановке, имевших место происшествиях, проводимых на автомобильных дорогах и улицах ремонтно-строительных и иных работах, поступивших указаниях и сообщениях, исправности технических средств регулирования дорожного движения, а также другие сведения, имеющие прямое отношение к несению службы. Если в предшествующую смену контроль за дорожным движением на данном посту или маршруте не осуществлялся, сотрудник проверяет исправность технических средств регулирования, специальных средств, средств связи, состояние дорог и улиц, условия производства на них ремонтно-строительных и других работ, о выявленных недостатках немедленно докладывает в дежурную часть строевого подразделения.

Это интересно:  Правоотношения в сфере трудового права

4.3.2. При контроле за движением на патрульном автомобиле (мотоцикле) для остановки транспортного средства, водитель которого нарушил правила дорожного движения, используются специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящая установка, жесты рукой или жезлом.

Примечание. Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, перед поворотом, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий.

4.3.3. Принадлежащие специальным и оперативным службам автомобили, подающие специальные световые и звуковые сигналы, могут быть остановлены в тех случаях, когда имеются достоверные данные, что указанные автомобили похищены, угнаны, используются в противоправных целях или управляются лицами, находящимися в состоянии опьянения. При нарушении правил дорожного движения водителями данных автомобилей сотрудником дорожно-патрульной службы составляется рапорт с указанием всех обстоятельств случившегося.

Оформление дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств специальных и оперативных служб, фактов управления таким транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, осуществляется в соответствии с установленным порядком.

4.3.4. Сотрудник дорожно-патрульной службы производит задержание автомототранспортного средства в случае управления им:

— лицом, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения;

— лицом, не имеющим удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории или лишенным такого права;

— лицом, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами;

— при наличии неисправностей рулевого управления, тормозной системы или тягово-сцепного устройства (в составе автопоезда);

— при отсутствии отметки о регистрации в подразделениях Госавтоинспекции, без государственных регистрационных знаков или с подложными такими знаками.

Примечание. Под задержанием транспортного средства следует понимать запрещение эксплуатации с помещением его на специальную охраняемую стоянку, определенную местными органами исполнительной власти. Сотрудник, принявший решение о запрещении эксплуатации транспортного средства, составляет в двух экземплярах протокол о задержании (копия выдается водителю) и приобщает его к административному протоколу о нарушении правил дорожного движения.

4.3.5. При задержании транспортного средства сотрудник отстраняет водителя от управления после устного предупреждения о запрещении движения, применяя в случае неподчинения изъятие ключа замка зажигания, принудительный вывод водителя из кабины (салона) транспортного средства, создание помех для исключения возможности дальнейшего следования, блокировку колес и др.

4.3.6. Задержанное транспортное средство доставляется в присутствии водителя (владельца) на специальную охраняемую стоянку с использованием другого транспортного средства, путем буксировки на жесткой сцепке либо сотрудником дорожно-патрульной службы самостоятельно при условии обеспечения сохранности задержанного транспортного средства. Задержанное транспортное средство сдается на специальную охраняемую стоянку по акту (описи).

При отсутствии такой стоянки транспортное средство может быть доставлено и сдано по акту в дежурную часть строевого подразделения, горрайоргана внутренних дел или на площадку у стационарного поста, ГАИ, КПМ, КМП, а в случае, если нарушение связано с управлением транспортным средством, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления или тягово — сцепного устройства (в составе автопоезда), его эксплуатация может быть запрещена со снятием государственного регистрационного знака.

По устранению причин задержания транспортного средства (вытрезвление водителя, предоставление документов, наличие лица, имеющего право на управление данным транспортным средством, устранение неисправностей и т.д.) оно возвращается водителю (владельцу).

4.3.7. Задержанное транспортное средство передается сотрудником дорожно-патрульной службы по акту в таможенный орган Российской Федерации в случае выявления:

— транспорта, в отношении которого имеется решение таможенного органа Российской Федерации о передаче его в собственность государства, либо сообщение о том, что он незаконно оставлен на территории Российской Федерации после выезда владельца;

— водителей, управляющих незарегистрированным в установленном порядке транспортом, у которых отсутствуют свидетельство о регистрации транспортного средства в стране выезда и документ, оформленный таможенным органом Российской Федерации, а также если истек срок действия документа, оформленного таможенным органом Российской Федерации;

— факта отсутствия у водителя регистрационных документов на ввезенное на территорию Российской Федерации (под обязательство обратного вывоза) транспортное средство или истечения срока действия выданных в подразделениях Госавтоинспекции таких документов.

Примечание. 1. Данные положения не распространяются на транспортные средства, принадлежащие лицам, пользующимся иммунитетами и привилегиями. Информация о таких нарушениях направляется в установленном порядке в Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел республики в составе Российской Федерации или дипломатическое агентство, о чем иностранный гражданин уведомляется на месте.

2. О передаче задержанного транспортного средства в таможенный орган Российской Федерации сотрудник докладывает в дежурную часть строевого подразделения или органа внутренних дел.

4.3.8. Производит в установленном законодательством порядке досмотр транспортного средства при подозрении, что водитель использует его в противоправных целях, а также досмотр груза при наличии основания полагать, что он незаконно перевозится.

О проведении досмотра транспортного средства и досмотра груза в обязательном порядке составляется протокол (либо делается отметка об этом в протоколе об административном правонарушении). Обнаруженные в процессе досмотра вещи или предметы, свидетельствующие о совершении противоправных действий, и их владельцы доставляются в дежурную часть органа внутренних дел, куда передаются также все материалы по данному правонарушению.

Досмотр транспорта, перевозящего опломбированный груз, и вскрытие пломбы осуществляются, как правило, на КПМ и КМП в присутствии водителя или лица, сопровождающего груз, двух свидетелей с последующим опломбированием груза.

4.3.9. Сотрудник дорожно-патрульной службы доставляет граждан в дежурную часть строевого подразделения или горрайоргана внутренних дел в случаях:

— управления транспортными средствами без регистрационных документов, документов, подтверждающих право собственности, без документов на право управления транспортным средством соответствующей категории;

— обнаружения следов, свидетельствующих о причастности транспортного средства к дорожно-транспортному происшествию или преступлению;

— управления транспортным средством с подложными номерными знаками;

— обнаружения признаков подделки водительских, регистрационных и других документов, расхождения номеров агрегатов и узлов с записями в регистрационных документах, признаков спиливания или кустарного нанесения номеров на агрегатах и узлах;

— отсутствия документов на перевозимый груз;

— обнаружения совершенного преступления и задержания лиц, подозреваемых в его совершении;

— совершения правонарушений, связанных со злостным неподчинением законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника.

По факту доставления граждан в дежурную часть строевого подразделения или органа внутренних дел составляется рапорт в двух экземплярах, один из которых с отметкой дежурного о его регистрации выдается сотруднику дорожно-патрульной службы.

4.3.10. Сотрудник дорожно-патрульной службы осуществляет преследование транспортных средств, в которых находятся лица, совершившие преступление, либо водители которых скрылись с места дорожно-транспортного происшествия, или своими действиями подвергают опасности жизнь других участников движения, или не выполняют требования сотрудников милиции об остановке.

Если указанные лица вооружены, то для их задержания через дежурного строевого подразделения или органа внутренних дел вызывается группа со специальным снаряжением и вооружением. До прибытия группы сотрудник должен не выпускать из поля зрения преследуемых и принимать все возможные меры по обеспечению безопасности находящихся в зоне преследования граждан.

Для обеспечения личной безопасности и безопасности участников движения во время преследования сотрудник обязан:

— постоянно держать включенными на патрульном транспорте специальные звуковые и световые сигналы;

— выбирать скорость движения исходя из конкретных условий;

— быть внимательным к действиям преследуемых и других участников дорожного движения;

— докладывать дежурному строевого подразделения или горрайоргана внутренних дел о месте своего нахождения и направлении движения.

4.3.11. При выявлении нарушений правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов сотрудник дорожно — патрульной службы запрещает дальнейшее движение указанных транспортных средств до получения соответствующего указания от руководства строевого подразделения или дежурного, по возможности приняв меры к отводу таких транспортных средств с проезжей части.

4.3.12. При несении службы на посту или маршруте патрулирования сотрудник дорожно-патрульной службы осуществляет контроль за обустройством и состоянием автомобильных дорог, исправностью технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков и т.д.), а также за производством работ в охранных зонах и соответствием характера этих работ правилам охраны линий связи.

При обнаружении недостатков инспектор сообщает об этом в дежурную часть. До устранения повреждений и помех для движения при необходимости осуществляет регулирование, принимает меры по обеспечению безопасности дорожного движения. По прибытии с поста обнаруженные недостатки записывает в Журнал учета недостатков в состоянии улиц и дорог, повреждений технических средств регулирования (Приложение 7).

4.3.13. Все материалы, составленные по выявленным правонарушениям, вместе с задержанными водительскими удостоверениями и снятыми государственными регистрационными знаками докладываются по окончании службы руководству строевого подразделения (начальнику Госавтоинспекции ГОРОВД) или в дежурную часть.

Правовое положение и организационное построение правовых подразделений (юридической службы) МВД России

В настоящее время подразделения правового обеспечения функционируют во всех главных управлениях (управлениях) МВД России, главных управлениях МВД России по федеральным округам, территориальных органах МВД России на региональном и районном уровнях, управлениях МВД России на транспорте, управлениях (отделах) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, внутренних войсках МВД России.

В целях повышения роли подразделений правового обеспечения в решении стоящих перед МВД России задач по обеспечению законности деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, а также учитывая их значительную роль в работе, связанной с совершенствованием законодательства РФ, регулирующего деятельность МВД России, ежегодно 19 июля отмечается День юридической службы системы МВД России [2] .

По мнению Ф. М. Раянова, юридическая служба представляет собой «одно из специфических звеньев правоохранительных органов государства, образующих сверху донизу иерархическую систему (юридических управлений, отделов, групп, бюро, старших юрисконсультов, юрисконсультов, экономистов-претензионистов и т.д.) . призванное обеспечить правильное применение законодательства в сфере хозяйственной деятельности» [3] . По мнению М. И. Клеандрова, юридическая служба – это узкий круг профессиональных работников юридического профиля, в основном штатных работников предпринимательской структуры, непосредственно ведущих в ней правовую работу [4] .

Юридическая служба – это важнейшая сфера юридической деятельности по предупреждению правонарушений путем визирования решений, постановлений, приказов, распоряжений и иных документов правового характера, издаваемых органами управления предприятия, по защите прав и законных интересов предприятий в конфликтных ситуациях с клиентами, а также по систематизации локальных актов и участию в проведении конференций, совещаний, заседаний на правовую тематику в трудовых коллективах [5] .

Организационно-правовая работа юридической службы системы МВД России, начиная с 2007 г., непосредственно связана с реализацией требований Основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы МВД России на 2007–2017 годы, утвержденных приказом МВД России от 05.01.2007 № 5. Организация правовой работы нормативно урегулирована Наставлением по организации правовой работы в системе МВД России, утвержденным приказом МВД России от 05.01.2007 № 6 (далее в данном параграфе – Наставление). Деятельность юридической службы МВД России реализует также требования актуальной Директивы о приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.

Структура юридической службы МВД России состоит из нижеследующих подразделений:

  • • Договорно-правовой департамент МВД России (далее в данном параграфе также – Департамент) [6] . Это самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата МВД России, обеспечивающее и осуществляющее в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики в области совершенствования нормативно-правового регулирования сферы внутренних дел, информационно-правового обеспечения органов внутренних дел, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, внутренних войск МВД России, а также по координации международного сотрудничества, соблюдению основных положений государственного протокола и общепризнанных в международной протокольной практике норм;
  • • правовые подразделения главных управлений, управлений и департаментов МВД России;
  • • правовые подразделения оперативных бюро, центров специального назначения, линейных управлений на железнодорожном, водном и воздушном транспорте МВД России;
  • • правовые подразделения главных управлений МВД России по федеральным округам, управлений на транспорте МВД России по федеральным округам;
  • • правовые подразделения министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам РФ;
  • • правовые подразделения управлений, отделов МВД России на районном уровне;
  • • правовые подразделения учреждений и иных организаций системы МВД России (образовательные, научно-исследовательские, медицинские и др.).

В настоящем параграфе из представленной структуры мы подробнее рассмотрим Департамент и правовые подразделения управлений, отделов МВД России на районном уровне – правовая группа или правовое направление, состоящее из юрисконсультов. Данный избирательный подход позволит раскрыть компетенцию головного подразделения МВД России в области правовой работы и компетенцию юрисконсульта – основной штатной единицы юридической службы [7] .

Договорно-правовой департамент МВД России выполняет функции головного подразделения МВД России в области правовой работы и организации, координации и контроля в сфере международного сотрудничества. Департамент совместно с территориальными органами МВД России обеспечивает эффективность деятельности правовых подразделений органов, организаций и подразделений системы МВД России, внутренних войск МВД России.

Основными задачами Департамента являются:

  • 1) организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в области совершенствования нормативно-правового регулирования сферы внутренних дел;
  • 2) определение приоритетных направлений международного сотрудничества в целях проведения единой линии МВД России в отношениях с правоохранительными органами зарубежных государств и международными организациями;
  • 3) обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования сферы внутренних дел, а также правовой основы международного сотрудничества МВД России;
  • 4) организация и обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами зарубежных государств, международными организациями, дипломатическими и консульскими представительствами по вопросам, входящим в компетенцию МВД России;
  • 5) осуществление контроля за соответствием издаваемых МВД России нормативных правовых актов, ненормативных актов управления, заключаемых международных договоров и международных документов законодательству РФ;
  • 6) организация защиты и защита интересов МВД России в судах; обеспечение правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России по поручению министра; осуществление информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России;
  • 7) организационно-методическое обеспечение правовой работы и организации международного сотрудничества в системе МВД России.

В соответствии с п. 3 Наставления организация правовой работы и ответственность за ее соответствие установленным в системе МВД России требованиям возлагаются и на руководителей (начальников) территориальных органов МВД России районного уровня. Руководители органов (подразделений) являются проводниками реализации правовой политики МВД России. Они, исходя из принципа примата права, обеспечивают законность, соблюдение прав и свобод граждан, защиту интересов МВД России при решении оперативно-служебных задач возглавляемыми ими подразделениями [8] . При этом к их полномочиям, среди прочих, относится:

  • • планирование мероприятий по правовому обеспечению служебной деятельности в органе (подразделении);
  • • определение путей совершенствования правового обеспечения служебной деятельности органа (подразделения);
  • • внесение в вышестоящие органы (подразделения) предложений по совершенствованию правового обеспечения служебной деятельности;
  • • установление полномочий и ответственности должностных лиц органа (подразделения) в вопросах организации и осуществления правовой работы;
  • • издание в пределах предоставленных полномочий правовых актов;
  • • координация правовой работы, осуществляемой в органе (подразделении);
  • • организация взаимодействия в вопросах правовой работы с органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими органами (подразделениями);
  • • представление в судах интересов органа (подразделения), а по доверенности – вышестоящего органа (подразделения).
Это интересно:  Осаго росгосстрах правила страхования

К полномочиям правовых подразделений органов (подразделений), старших юрисконсультов, юрисконсультов [9] , других сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих и работников, на которых возложены обязанности по ведению правовой работы

  • (далее также – правовые подразделения, юрисконсульт, сотрудник), относятся:
  • • разработка на основе изучения практики и положительного опыта, поступающих предложений мер по совершенствованию правового обеспечения в органе (подразделении);
  • • осуществление в соответствии с положением о правовом подразделении или по поручению руководителя органа внутренних дел контроля за состоянием правовой работы в органе (подразделении);
  • • проверка соответствия законодательным и иным правовым актам представляемых на подпись руководителю органа (подразделения) проектов правовых актов, а также гражданско-правовых договоров, соглашений, контрактов, международных договоров (соглашений); участие в подготовке либо подготовка по поручению руководителя органа (подразделения) проектов правовых актов;
  • • представление в соответствии с положением о правовом подразделении или по поручению руководителя органа (подразделения) интересов органа (подразделения) в судах и обеспечение его (их) защиты правовыми средствами;
  • • осуществление правового информирования, правовой пропаганды и правового консультирования сотрудников и работников по вопросам нормативно-правового регулирования сферы внутренних дел;
  • • обеспечение координации правовой работы в органе (подразделении), а также деятельности правовых подразделений подчиненных органов (подразделений), оказание методической и практической помощи правовым подразделениям в организации и осуществлении правовой работы; организация и проведение сборов, совещаний и семинаров с сотрудниками правовых подразделений, в том числе по обмену опытом работы, а также мероприятий по повышению их квалификации; сбор и обобщение сведений о состоянии правовой работы, анализ и учет ее результатов, направление отчетности по ней в вышестоящий орган (подразделение). Более подробно полномочия юрисконсультов рассмотрим ниже.

Важными задачами правовых подразделений органов внутренних дел являются: участие в подготовке либо подготовка проектов правовых актов, правовая экспертиза проектов правовых актов и гражданско-правовых договоров, представление интересов органа (подразделения) в судах и обеспечение его защиты [10] , а также осуществление правового информирования, правовой пропаганды и правового консультирования сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников по вопросам нормативно-правового регулирования сферы внутренних дел. Вышеуказанные задачи требуют соответствующего планирования.

В соответствии с п. 89 Наставления исходными материалами для планирования правовой работы являются: планы правоподготовительных работ органов государственной власти соответствующих уровней; решения органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления; решения вышестоящих подразделений органов внутренних дел; поручения (решения) руководства МВД России, органа (подразделения); материалы инспектирования, контрольных проверок и целевых выездов; инициативные предложения подразделений органов внутренних дел; предложения научно- исследовательских и образовательных учреждений МВД России; решения судебных органов; представления органов прокуратуры. Планирование правовой работы осуществляется также в соответствии с приказом МВД России от 26.09.2012 № 890 «Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации».

Для территориальных органов МВД России на районном уровне мероприятия по правовой работе включаются в их планы работы на соответствующий год. Структура плана работы правового подразделения, как правило, содержит следующие разделы: вводная часть (преамбула); организационно-правовая работа; нормотворческая деятельность; правовой контроль; организация правового сопровождения договорной работы; судебно-исковая работа; информационно-правовая деятельность.

Правовую работу в территориальном органе МВД России на районном уровне осуществляет старший юрисконсульт (юрисконсульт). На должность юрисконсульта принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (юридическое) образование [11] и желателен стаж работы по специальности не менее одного года. Кандидат на должность должен иметь поручителя [12] . Юрисконсульт органов внутренних дел осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, конституцией (уставом) соответствующего субъекта РФ, законами и иными нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Федерации, принятыми в пределах его компетенции, нормативными правовыми актами МВД России, правовыми актами соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне, положением о территориальном органе, положением о правовом подразделении и должностным регламентом (должностной инструкцией), а также на основе плановых заданий и поручений руководства МВД России но субъекту Федерации, правового управления, руководства подразделения места службы.

Назначение правового регулирования – функциональное, управленческое. Правовое регулирование нормотворческой деятельности и правовой экспертизы в органах внутренних дел носит функциональный характер.

Посредством правовых норм регулируются отношения между органами управления как субъектами нормотворческой деятельности и юридическими подразделениями как субъектами, осуществляющими правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов в целях совершенствования правовой регламентации деятельности органов внутренних дел. Основные элементы правового регулирования: исходный пункт (правовые нормы), процесс реализации правовых предписаний (законность) и его конечный результат (правопорядок).

Юрисконсульт территориального органа внутренних дел находится в непосредственном подчинении начальника подразделения и в оперативном подчинении начальника вышестоящего правового подразделения (управления) [13] . Юрисконсульт правового отдела (отделения) назначается на должность и освобождается от должности начальником территориального органа по представлению начальника правового подразделения, а старший юрисконсульт, юрисконсульт правовой группы (правового направления) – по согласованию с начальником правового подразделения соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне. Непосредственным руководителем (начальником) юрисконсульта является начальник правового подразделения, прямым – начальник территориального органа. Особенностью режима служебного времени юрисконсульта является ненормированный рабочий день.

Юрисконсульт исполняет комплекс следующих обязанностей:

  • • соблюдает служебную, исполнительскую дисциплину и правила внутреннего трудового распорядка;
  • • постоянно обеспечивает качественное и своевременное исполнение обязанностей в соответствии с должностной инструкцией, осуществляет своевременное и качественное исполнение документов, находящихся в производстве;
  • • в соответствии с оформленной доверенностью представляет интересы подразделения МВД России, обеспечивает защиту правовыми средствами имущественных и иных законных интересов в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, в органах государственной власти и местного самоуправления, учреждениях, предприятиях и организациях [14] ; готовит отзыв (возражения) на поступившие иски (жалобы, заявления) и представляет интересы подразделения в судебном процессе; собирает и систематизирует материалы по исковым заявлениям, в том числе в порядке регресса;
  • • принимает меры к возмещению материального ущерба, причиненного подразделению, а также сотрудникам и работникам подразделения;
  • • в процессе деятельности анализирует и обобщает материалы по претензионно-исковой работе, судебной практике, составляет необходимые справки, обзоры и другие аналитические материалы для доклада руководству; ведет установленную отчетность по претензионно-исковой и другой

работе в сфере правового обеспечения (ежеквартальные справки и полугодовая форма «1-Право»);

  • • анализирует и обобщает результаты рассмотрения претензионных и судебных дел (определения, постановления, решения судов) общей и специальной юрисдикции, а также изучает практику заключения и исполнения хозяйственных договоров (контрактов) с целью разработки соответствующих предложений об устранении выявленных недостатков и улучшении хозяйственно-финансовой деятельности подразделения;
  • • осуществляет правовую экспертизу должностных инструкций [15] , заключений служебных проверок [16] , приказов, контрактов [17] (договоров) и соглашений, аукционной документации, редактирование текста и визирование иных проектов правовых актов и документов, в том числе положений подчиненных несамостоятельных подразделений и служб, готовит заключения об их юридической обоснованности; участвует в осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины в подразделении [18] ;
  • • осуществляет анализ соответствия проектов правовых актов и иных документов действующему законодательству и иным нормативным правовым актам РФ; проводит антикоррупционную экспертизу проектов правовых актов и иных документов, подготавливает соответствующие заключения;
  • • осуществляет сбор, анализ, и представление отчета о состоянии правоприменительной практики [19] по вопросам признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) подразделений, должностных лиц, мерах, принятых для предупреждения и устранения выявленных нарушений, а также поступающие предложения сотрудников подразделения, граждан и организаций по совершенствованию правового регулирования деятельности подразделения;
  • • осуществляет контроль за изменениями в действующем законодательстве; оказывает сотрудникам подразделения консультативно-правовую помощь, по поручению начальника подразделения реализует в пределах компетенции меры по обеспечению правовой защиты сотрудников, государственных служащих и работников территориального органа; организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ правовую помощь

сотрудникам и гражданским служащим территориального органа в защите их нрав и свобод по делам, возникшим в связи с осуществлением ими служебной деятельности [20] ; знакомит сотрудников с необходимыми нормативными актами и оказывает помощь в их поиске;

  • • участвует в разработке правовых актов и иных документов, в том числе регулирующих претензионно-исковую работу, а также финансовохозяйственную деятельность подразделения;
  • • принимает участие в подготовке справок и заключений на запросы по правовым вопросам подразделений и служб, заявлениям граждан и организаций;
  • • соблюдает режим секретности и требования делопроизводства в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • • принимает участие в подготовке и проведении совещаний, конференций и семинаров по проблемам в области правового обеспечения деятельности органов внутренних дел;
  • • принимает участие в занятиях по служебной подготовке, по вопросам применения законодательства РФ, иных нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов МВД России, правовых актов иных подразделений и служб, ведет служебную тетрадь; проводит в подразделениях по месту службы лекции, беседы по правовой тематике, круглые столы, а также консультации и разъяснения по действующим нормативным правовым актам, по правовым вопросам, связанным с исполнением служебных обязанностей сотрудниками подразделений; принимает участие в работе по формированию сборников, справочников и других пособий по действующим нормативным правовым актам, в разработке и реализации планов подготовки и издания учебной юридической литературы; организует и поддерживает в контрольном состоянии «уголок правовых знаний» (стенд правового информирования);
  • • осуществляет эксплуатацию автоматизированных систем правового назначения; использует в работе общие и ведомственные справочные правовые системы («КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс», СТРАС [21] «Юрист» и др.), поддерживает информационные банки в актуальном состоянии, вносит необходимую информацию; осуществляет сбор, обобщение и анализ предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере внутренних дел с использованием АИС » Мониторинг» [22] ;
  • • представляет в порядке, предусмотренном законодательством РФ и нормативными правовыми актами МВД России (сведения о доходах/расходах за прошлый год до 1 апреля текущего года), сведения о доходах (расходах, если сумма сделки превышает общий доход семьи за три последних года), об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
  • • принимает в пределах своей компетенции меры по противодействию коррупции в подразделении, в том числе профилактические через участие в комиссиях [23] : аттестационной, конкурсной, аукционной, котировочной, по служебной дисциплине и профессиональной этике и др.;
  • • поддерживает в контрольном состоянии в дежурных частях законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов внутренних дел;
  • • ведет папку «Исковая работа» и рекомендованные журналы: учета входящей корреспонденции; учета исходящей корреспонденции; учета проектов приказов; учета проектов договоров и соглашений; учета доверенностей; учета исков; учета положений и должностных регламентов (должностных инструкций); консультаций сотрудников, работников и пенсионеров органов внутренних дел РФ;
  • • ведет дела: документы нормотворческой деятельности; правовые заключения, запросы, переписка о соблюдении норм законодательства, иных вопросах правового характера; документы по договорной работе (обзоры, докладные, протоколы разногласий к договорам, правовые заключения); документы по судебно-исковой работе; документы по информационно-правовой деятельности (правовая пропаганда): проведение лекций, семинаров, выступления в СМИ, оформление «уголка правовых знаний», занятия по правовой подготовке в системе профессиональной служебной и физической подготовки; документы по организационно-правовой работе; документы (решения, протоколы) совещаний, указания соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне, поступившие в территориальный орган для исполнения; методические материалы (рекомендации, пособия, обзоры) соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне, направленные для использования в работе; документы (отчеты, информационно-справочные справки и иные аналитические материалы) об итогах работы правового подразделения.

Юрисконсульт песет персональную ответственность за соответствие визируемых им проектов нормативных правовых актов и других документов законодательству РФ. За несоблюдение установленных законодательством РФ, присягой сотрудника органов внутренних дел РФ, Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями МВД России, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав юрисконсульт несет дисциплинарную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Права, предоставленные юрисконсульту, подразделяются на права организационно-служебного, правоохранительного и социального характера. Юрисконсульт в процессе своей деятельности реализует следующий комплекс прав:

  • • готовит запросы в службы и подразделения органов внутренних дел, а при необходимости в другие организации по вопросам подготовки судебных материалов; ведет гражданские дела от имени подразделения во всех судебных учреждениях со всеми правами, которые предоставлены законом истцу, ответчику, третьему лицу, в том числе следующими: подписание искового заявления, предъявление его в суд, передача спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение размера исковых требований, признание иска, изменение предмета или оснований иска, заключение мирового соглашения, обжалование судебных постановлений, решений судов общей юрисдикции, мировых судей и арбитражных судов, предъявление исполнительного документа ко взысканию, получение присужденного имущества или денег, подписание иных процессуальных документов [24] ;
  • • представляет по доверенности интересы подразделений и служб по искам о незаконных действиях должностных лиц в порядке ст. 1069 и 1070 ГК РФ в судах общей юрисдикции;
  • • проводит правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов, приказов [25] , распоряжений, договоров, соглашений; в случае несоответствия законодательству РФ представленных на правовую экспертизу проектов, возвращает данные проекты на доработку;
  • • вносит на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными должностной инструкцией. Кроме обязанности осуществлять правовое обеспечение деятельности территориального органа, он разрабатывает предложения по организации правовой работы для включения в план работы территориального органа на очередной год, осуществляет перспективное и текущее планирование правовой работы. Участвует в совещаниях, проводимых руководством по вопросам правового обеспечения деятельности органов внутренних дел [26] .

Юрисконсульт в процессе своей деятельности взаимодействует со следующими подразделениями и службами:

  • 1) с Нормативно-правовым отделом Правового управления, отделом по работе с личным составом и бухгалтерией но вопросам правового обеспечения прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, нормотворчества, подготовки и проведения занятий по служебной подготовке;
  • 2) Арбитражно-договорным отделом Правового управления, службой тыла и бухгалтерией по вопросам хозяйственно-договорной деятельности при подготовке проектов хозяйственных документов; правовой экспертизе проектов договоров и соглашений; подготовке отчетов о результатах юридического обеспечения хозяйственно-договорной деятельности; ведении дел в арбитражных судах;
  • 3) Отделом правового информирования и международного сотрудничества Правового управления по вопросам подготовки и представления статистического отчета по форме «1-Право» [27] ; подготовки и внесения информации в АИС «Мониторинг»; подготовки и внесения информации в АИС «Иск» [28] ; по предоставлению правовых актов для их систематизации; кадрового обеспечения; проверки состояния правовой работы; выезда сотрудников органов внутренних дел в составе делегаций за рубеж; приема делегаций сотрудников зарубежных правоохранительных органов;
  • 4) Отделом судебной защиты Правового управления по вопросам: защиты интересов в судах общей юрисдикции и арбитражных судах;
  • б) Отделом правовой экспертизы и контроля за соблюдением антикоррупционного [29] законодательства Правового управления по вопросам проведения правовой экспертизы проектов правовых актов; антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов и иных документов.
Это интересно:  Порядок подачи заявления в загс

Юрисконсульт поддерживает взаимодействие с судебными и иными органами в процессе подготовки проектов правовых актов, касающихся деятельности органов внутренних дел (органами местного самоуправления, прокуратурой, профсоюзом, вузами и др.) с целью наиболее эффективной защиты интересов подразделения.

  • • готовит либо участвует в подготовке проектов правовых актов (отзывов, заключений, поправок к проектам правовых актов), ненормативных актов управления, издаваемых территориальным органом, а также в подготовке правовых актов, разрабатываемых органами местного самоуправления по вопросам, касающимся деятельности органов внутренних дел;
  • • осуществляет систематизированный учет правовых актов;
  • • информирует руководство территориального органа о случаях выявления нарушений законодательства РФ, нормативных правовых актов МВД России и вносит предложения по их устранению; принимает меры к отмене или изменению актов территориального органа, противоречащих действующему законодательству;
  • • проводит ежеквартально ревизию договоров, заключаемых территориальным органом;
  • • оказывает помощь в организации и ведении судебно-исковой работы сотрудникам других структурных подразделений территориального органа (представителям по доверенности); готовит при принятии судом первой инстанции решения об удовлетворении требований к территориальному органу внутренних дел рапорт для доклада начальнику территориального органа о причинах, послуживших такому исходу дела, и перспективе его дальнейшего обжалования и необходимости взыскания с виновных лиц материального ущерба;
  • • готовит и направляет своевременно в правовое подразделение соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне информацию: о случаях массовых обращений сотрудников в суды с исками к территориальному органу, а также по искам руководителей территориального органа; о результатах рассмотрения судами дел по искам к России и обжаловании судебных постановлений об удовлетворении денежных требований к России.

Во время отсутствия (командировки, отпуска, болезни и пр.) юрисконсульта его обязанности исполняет сотрудник, на которого в установленном порядке возложено исполнение обязанностей юрисконсульта, указанное должно быть вписано в его должностную инструкцию. Данный сотрудник должен иметь высшее юридическое образование, определенный опыт службы в органах внутренних дел.

Полномочия юрисконсульта территориального органа МВД России на районном уровне достаточно разнообразны. С учетом объема ежегодного издания новых нормативных правовых актов МВД России и широкомасштабной переработкой действующих, роль юрисконсультов и объем правовой работы будет только расти, а статус (общий, специальный, индивидуальный) закрепляться. Так, Н. В. Марченкова, защитившая кандидатскую диссертацию по специальности «Военное право, военные проблемы международного права», предлагает направление по совершенствованию административного законодательства, включающее: 1) лицензирование деятельности юрисконсультов, которое требует восстановления при условии четкой разработки оснований и процедуры лишения лицензии. Такой порядок прежде был установлен Положением о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 № 344. Однако, как она указывает, из-за крайней неудачности оно фактически не применялось на практике и было упразднено;

2) аккредитацию, т.е. удостоверение полномочий юрисконсультов на представительство в соответствующих судах или иных органах. Аккредитация позволяет обеспечить допуск в соответствующие органы лиц, хорошо ознакомленных с правилами деятельности и способных решать вопросы, не создавая неоправданных задержек и затруднений; 3) сертификацию юрисконсультов на право выполнения определенных видов работ с выдачей квалификационных сертификатов [30] .

Приказ МВД РФ от 13.06.2007 N 519

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 июля 2007 г. N 9825

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 13 июня 2007 г. N 519

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ВЫПЛАТЕ ЕЖЕМЕСЯЧНЫХ ПРОЦЕНТНЫХ НАДБАВОК К ДОЛЖНОСТНОМУ ОКЛАДУ (ТАРИФНОЙ СТАВКЕ) СОТРУДНИКОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ И РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДОПУЩЕННЫХ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 15, ст. 1768; 1997, N 41, ст. 4673; 2002, N 52 (ч. II), ст. 5288; 2003, N 6, ст. 549; N 27 (ч. I), ст. 2700; N 46 (ч. II), ст. 4449; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 39, ст. 4083.

1.1. подпункт утратил силу. (в ред. Приказа МВД РФ от 14.12.2009 N 960)

1.2. Перечень должностей сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников структурных подразделений по защите государственной тайны органов внутренних дел Российской Федерации (приложение N 2).

2. Начальникам подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, управлений материально-технического снабжения, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России производить сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам органов внутренних дел Российской Федерации выплату ежемесячных процентных надбавок в порядке и размерах, определенных Правилами выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 573, и предусмотренных Инструкцией, утвержденной настоящим Приказом:

2.1. За работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

2.2. За стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны.

3. Расходы, связанные с реализацией настоящего Приказа, осуществлять в пределах выделенных ассигнований на выплату денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) сотрудников (федеральных государственных гражданских служащих, работников) органов внутренних дел Российской Федерации.

4. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2007 года .

С момента вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 573.

5. Считать утратившим силу Приказ МВД России от 7 июня 2005 г. N 445 в отношении сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации.

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 июня 2005 г., регистрационный N 6753.

6. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.

Министр
генерал армии
Р.НУРГАЛИЕВ

Приложение N 1
к Приказу МВД России
от 13.06.2007 N 519

ИНСТРУКЦИЯ О ВЫПЛАТЕ ЕЖЕМЕСЯЧНЫХ ПРОЦЕНТНЫХ НАДБАВОК К ДОЛЖНОСТНОМУ ОКЛАДУ (ТАРИФНОЙ СТАВКЕ) СОТРУДНИКОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ И РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДОПУЩЕННЫХ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ — Утратила силу. (в ред. Приказа МВД РФ от 14.12.2009 N 960)

Приложение N 2
к Приказу МВД России
от 13.06.2007 N 519

ПЕРЕЧЕНЬ ДОЛЖНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ И РАБОТНИКОВ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Приказов МВД РФ от 14.08.2012 N 787, от 03.12.2015 N 1136)

Подразделения центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации

1. Первый заместитель (заместитель) Министра внутренних дел Российской Федерации, являющийся председателем Центральной экспертной комиссии Министерства внутренних дел Российской Федерации по режиму секретности.

2. Начальник: Департамента делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации; Департамента информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации; управления защиты информации Департамента информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации.

3. Первый заместитель начальника: Департамента делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации — начальник аппарата Министра внутренних дел Российской Федерации; Департамента информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации.

4. Заместитель начальника: Департамента информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации; Департамента делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации — начальник управления документационного обеспечения руководства Министерства; управления по защите государственной тайны Департамента делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации; управления документационного обеспечения руководства Министерства Департамента делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации; управления защиты информации Департамента информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации.

5. Заместитель начальника: Департамента делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации — начальник управления по защите государственной тайны; Департамента государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации — начальник управления организации мобилизационной подготовки; управления по защите государственной тайны Департамента делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации — начальник отдела выработки политики в области защиты государственной тайны; управления документационного обеспечения руководства Министерства Департамента делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации — начальник отдела (приказного); управления защиты информации Департамента информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации -начальник отдела анализа и контроля информационной безопасности.

6. Первые заместители, заместители начальников главных управлений, департаментов, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Национального центрального бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации, начальники управлений, входящих в состав главных управлений, департаментов Министерства внутренних дел Российской Федерации — входящие в состав Центральной экспертной комиссии Министерства внутренних дел Российской Федерации по режиму секретности.

7. Начальник отдела (отделения, группы): делопроизводства и режима; документационного обеспечения и режима; документационного обеспечения и режима секретности; организации делопроизводства и режима; делопроизводства, режима, технической защиты и компьютерной безопасности в главном управлении, департаменте, управлении, Национальном центральном бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации.

8. Заместитель начальника отдела: делопроизводства и режима; документационного обеспечения и режима; документационного обеспечения и режима секретности; организации делопроизводства и режима; делопроизводства, режима, технической защиты и компьютерной безопасности в главном управлении, департаменте, управлении, Национальном центральном бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации.

9. Сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники, замещающие должности: (в ред. Приказа МВД РФ от 03.12.2015 N 1136)

9.1. В управлении по защите государственной тайны Департамента делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, управлении документационного обеспечения руководства Министерства Департамента делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации.

9.2. В отделе (отделении, группе): делопроизводства и режима; документационного обеспечения и режима; документационного обеспечения и режима секретности; организации делопроизводства и режима; делопроизводства, режима, технической защиты и компьютерной безопасности в главном управлении, департаменте, управлении, Национальном центральном бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации, за которыми функционально закреплены обязанности по предотвращению необоснованного доступа к секретным сведениям (в том числе оформлению и хранению учетных материалов по допуску к государственной тайне), выявлению и закрытию возможных каналов утечки секретной информации в процессе оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, обеспечению режима секретности при проведении всех видов работ, организации секретного делопроизводства, контролю в установленном порядке за организацией и состоянием защиты государственной тайны.

9.3. В отделе (отделении, группе): делопроизводства и режима; документационного обеспечения и режима; документационного обеспечения и режима секретности; организации делопроизводства и режима; делопроизводства, режима, технической защиты и компьютерной безопасности в главном управлении, департаменте, управлении, Национальном центральном бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации, за которыми функционально закреплены обязанности по приему, учету (регистрации) и распределению входящих (поступающих) секретных документов, учету секретных документов внутреннего обращения, учету исходящих (отправляемых) секретных документов, отправке их адресатам, учету массивов секретных нормативных правовых актов, учету специальных изданий, учету переданных на хранение законченных производством дел.

9.4. В управлении организации мобилизационной подготовки Департамента государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации.

9.5. В управлении защиты информации Департамента информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации.

9.6. В управлении правовой информации Договорно-правового департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации, за которыми функционально закреплены обязанности по учету и хранению нормативных правовых актов и документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

9.7. В подразделениях по мобилизационной подготовке и мобилизации.

9.8. В специализированных подразделениях по защите государственной тайны.

9.9. В отделе информационной и справочной работы контрольно-планового управления Организационно-аналитического департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации, за которыми функционально закреплены обязанности по учету и хранению специальной литературы, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.

9.10. В шифровальном органе главного управления, департамента, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, допущенные в установленном порядке к работе с шифрами и средствами криптозащиты информации.

9.11. В главном управлении, департаменте, управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации, за которыми функционально закреплены обязанности:

9.11.1. По защите государственной тайны и ведению секретного делопроизводства.

9.11.2. По мобилизационной подготовке и мобилизации.

9.11.3. По недопущению либо существенному затруднению неправомерных (в том числе непреднамеренных) технических, программных и иных воздействий и процессов, направленных на считывание (хищение) информации, разрушение, искажение или блокирование в процессе ее обработки на объектах информатизации.

9.11.4. По ведению оперативных учетов.

Подразделения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации

10. Начальник федерального казенного учреждения «Главный центр связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации».

11. Начальники, первые заместители, заместители начальников организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, входящие в состав Центральной экспертной комиссии Министерства внутренних дел Российской Федерации по режиму секретности.

12. Начальник: управления (отдела, отделения) делопроизводства и режима; кадров, делопроизводства и режима; канцелярии.

13. Заместитель начальника (заместитель начальника по режиму): управления (отдела) делопроизводства и режима; кадров, делопроизводства и режима.

14. Инспектор — руководитель группы делопроизводства и режима.

15. Заведующий: канцелярией, делопроизводством.

16. Сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники, замещающие должности:

16.1. В 3 отделе (центральный архив Министерства внутренних дел Российской Федерации) центра реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации федерального казенного учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации», за которыми функционально закреплены обязанности по учету и хранению архивных документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

16.2. В центре специальной связи федерального казенного учреждения «Главный центр связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации», допущенные в установленном порядке к работе с шифрами и средствами криптозащиты информации.

16.3. В центре защиты информации федерального казенного учреждения «Главный центр связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации».

16.4. В управлении (отделе, отделении, группе) делопроизводства и режима, канцелярии, за которыми функционально закреплены обязанности по защите государственной тайны или ведению секретного делопроизводства.

16.5. В специализированных подразделениях по защите государственной тайны.

16.6. В подразделениях специальных фондов информационных центров, за которыми функционально закреплены обязанности по учету и хранению архивных документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

16.7. В шифровальных органах, допущенные в установленном порядке к работе с шифрами и средствами криптозащиты информации, в том числе работающие с шифрами по совместительству.

16.8. В подразделениях по мобилизационной подготовке и мобилизации.

17. Сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники, за которыми функционально закреплены обязанности:

17.1. По защите государственной тайны и ведению секретного делопроизводства.

17.2. По противодействию техническим разведкам и технической защите информации.

17.3. По ведению оперативных учетов.

17.4. По мобилизационной подготовке и мобилизации.

Статья написана по материалам сайтов: www.zakonprost.ru, studme.org, normativ.kontur.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector