+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Правовое регулирование процессов приватизации в России

Основу нормативной базы приватизации государственного и муниципального имущества в России составляют Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. № 806, нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований.

В Гражданском Кодексе под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», под приватизацией государственного и муниципального имущества понимает возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и/или юридических лиц.

Заинтересованные лица вправе выходить с предложениями о приватизации. В свою очередь, эти предложения могут быть учтены или, напротив, не учтены при разработке прогнозного плана (программы) приватизации государственного (муниципального) имущества.

Приватизация строится на следующих принципах: равенство покупателей государственного и муниципального имущества, открытость деятельности органов государственной (муниципальной) власти, отчуждение государственного (муниципального) имущества в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе, самостоятельное осуществление приватизации муниципального имущества органами местного самоуправления.

Основными целями и задачами государственной политики в сфере приватизации имущества являются:

· создание условий для развития акционерных обществ с государственным участием;

· сокращение государственного сектора экономики в части унитарных предприятий и непрофильных активов;

· улучшение корпоративного управления;

· стимулирование развития фондового рынка;

· формирование интегрированных структур в стратегических отраслях экономики;

· формирование максимальных доходов бюджета.

К субъектам приватизационных отношений государственного и муниципального имущества относятся:

а) Собственники– Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

Функции собственника осуществляют должностные лица уполномоченные органами: Правительством РФ, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество); органами исполнительной власти субъектов РФ; органами местного самоуправления.

б) Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий; государственных и муниципальных учреждений; юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, установленных законом. Обязанность доказать свое право на приобретение имущества возложена на покупателя. В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель не имел законного права на его приобретение, соответствующая сделка признается ничтожной.

Объектами приватизации государственного и муниципального имущества является: движимое и недвижимое имущество.

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», не содержит перечня объектов, подлежащих приватизации, но из анализа положений данного закона можно сделать вывод, что основными объектами приватизации являются имущественные комплексы государственных и муниципальных унитарных предприятий и принадлежащие государству и муниципальным образованиям, акции акционерных обществ.

Другие виды имущества, указанные в Законе, или входят в состав имущества предприятия (как то объекты социально-культурного и коммунального назначения), или приватизируются одновременно с имущественным комплексом (например, земельные участки, которым предприятие пользуется).

В статье 3 Закона № 178-ФЗ лишь содержится перечень объектов, на отчуждение которых не распространяется действие закона. К их числу относятся:

2) природные ресурсы;

3) государственный и муниципальный жилищный фонд;

4) государственный резерв;

5) государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории РФ;

6) государственное и муниципальное имущество в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;

7) отчуждаемые безвозмездно в собственность религиозных организаций культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное имущество религиозного назначения, а также в собственность общественных организаций инвалидов;

8) государственное и муниципальное имущество, отчуждаемое в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, учреждений; федеральное имущество, передаваемое государственным корпорациям в качестве имущественного взноса РФ;

9) имущество, закреплённого за унитарными предприятиями и учреждениями в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10) государственное и муниципальное имущество на основании судебного решения;

11) акции в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения РФ, субъектов РФ, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;

12) акции ОАО, а также ценные бумаги, конвертируемые в акции ОАО, в случае их выкупа в порядке, установленном статьей 84.8 ФЗ Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ;

13) имущество, переданное центру исторического наследия Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

14) имущество, передаваемое в собственность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства в качестве имущественного взноса РФ;

15) федеральное имущество в соответствии с решениями Правительства РФ, принимаемыми в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики.

Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Главенствующую роль в процессе приватизации осуществляет Правительство РФ, которое для реализации единой государственной политики в сфере приватизации обязано представлять Президенту для утверждения предложения по формированию перечня стратегических предприятий и акционерных обществ и внесению в указанный перечень изменений, касающихся состава федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ из числа стратегических предприятий, в том числе для последующей приватизации предприятий и акций указанных акционерных обществ.

В полномочиях Правительства РФ также находятся ежегодное утверждение прогнозного плана приватизации федерального имущества на соответствующий год и представление в Государственную Думу отчета о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год. Кроме того, согласно Закону, Правительство должно издавать нормативные правовые акты по вопросам приватизации, руководить работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества, осуществлять контроль за приватизацией федерального имущества, принимать решения об условиях приватизации федерального имущества и осуществлять иные предусмотренные законом полномочия.

В соответствии с Законом прогнозный план приватизации должен содержать перечень федеральных унитарных предприятий, акции открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане также должна быть дана характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и указаны предполагаемые сроки приватизации. Акции стратегических акционерных обществ и стратегических предприятий могут быть включены в прогнозный план только после решения Президента РФ об уменьшении степени участия РФ в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий. Акции ОАО «Газпром», РАО «Единая энергетическая система России», а также естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок могут быть включены в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на основании специального федерального закона.

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2010 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2011 – 2013 годы утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 2102-р.

Таким образом, к настоящему моменту в РФ сложилась достаточно разработанная нормативная база, регулирующая сферу приватизации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Правовое регулирование процесса приватизации

Понятие и правовые основы приватизации. Субъекты и объекты приватизации. Способы приватизации. Порядок приватизации. Особенности приватизации в России. Приватизация государственного и муниципального имущества продолжается.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 11.04.2004
Размер файла 15,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Это интересно:  Правовой режим земель энергетики

Российский Новый Университет

Факультета «Социальной экономики и права»

Заочная форма обучения.

Орлихина Анастасия Михайловна.

«Правовое регулирование процесса приватизации».

Руководитель: КЮН, доцент Алескеров В.И.

Домодедово, 2004 год.

1. Понятие и правовые основы приватизации.

2. Субъекты и объекты приватизации.

3. Способы приватизации.

4. Порядок приватизации.

5. Особенности приватизации в России.

1. Понятие и правовые основы приватизации.

Обстоятельное изучение приватизации государственного и муниципального имущества, ее значения в развитии предпринимательства невозможно в отрыве от уяснения приватизации в целом. Приватизация как теоретическая и практическая проблема связана с наличием в обществе особой политической организации — государства, с устранением негативных последствий его функционирования. Приватизация, является одним из основных видов разгосударствления, представляет собой процесс, направленный на удовлетворение потребностей и интересов участников общественных отношений во все большей мере частными институтами общества путем передачи им функций, ранее выполнявшихся государством, его органами и должностными лицами.

Что касается самого понятие приватизации, то в соответствии со ст.1 Закона «О приватизации…» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федерального имущества), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.. Тем самым государственная или муниципальная собственность преобразовывается в частную. Принципы приватизации отражены в ст. 2 Закона:

Д Приватизация основывается на признании равенства покупателей и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

Д Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе;

Д Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном законом.

Основным регулятором приватизации является законодательство. Термин «приватизация» впервые упоминается в Законе «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» от 31 октября 1991 года.

Важное значение имел Закон «О собственности в РСФСР» (утратил силу) от 24 декабря 1990 года в ст. 25 которого предусмотрена возможность отчуждения в частную собственность граждан и юридических лиц предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений и иного имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РСФСР и республик, входящих в состав РФ, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий.

Первый специальный закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» появился в июне 1991 года, и через год в него были внесены ряд изменений и дополнений.

Статья 217 Гражданского кодекса РФ решила две актуальные задачи: уточнила понятие приватизации и закрепила критерий, разграничивающий действие гражданского законодательства и законов о приватизации.

Второй Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» конкретизировал приватизацию различных форм собственности. Данный закон изменялся, дополнялся и действовал до апреля 2002 года.

В настоящее время приватизация определяется Федеральным Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», который вступил в законную силу 26 апреля 2002 года. Так же официально не отменены: Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ (утверждена Указом Президента РФ от 24.12.1993 года) и Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года (утверждены Указом Президента РФ от 22.07.1994 года). Помимо Федерального Закона и Программы, правовое регулирование приватизации осуществляется многочисленными подзаконными актами.

Как мы видим, нормы права о процессе приватизации за прошедшие годы не оставались неизменны. Нормы права о процессе приватизации целесообразно свести в две группы. В первую, общую часть входят нормы, отражающие статистику процесса приватизации, и во вторую, особенную часть — отражающие его динамику.

Общая часть включает четыре блока норм права, служащих необходимой предпосылкой перевода процесса приватизации в деятельную плоскость. Первый блок охватывает основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества. Второй блок определяет правовой статус субъектов, которым от имени государства и муниципальных образований доверено осуществлять приватизацию соответственно государственной и муниципальной собственности. Третий блок приватизационных норм определяет лиц — покупателей государственного и муниципального имущества. Четвертый блок норм относится к классификации объектов имущества по возможности их приватизации.

Особенная часть включает правовые нормы о динамике процесса приватизации, выраженной в его стадиях, которые будут рассмотрены отдельно.

2. Субъекты и объекты приватизации.

Под субъектами приватизации следует понимать продавцов, покупателей государственного и муниципального имущества, а также специально созданные государственные органы. В субъектах России создаются территориальные органы по управлению государственным имуществом. Основными функциями всех органов по управлению государственным имуществом являются:

Д разработка и издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих процесс приватизации, контроль за их выполнением;

Д разработка проекта программы приватизации, контроль за ее реализацией;

Д принятие решений о приватизации федерального имущества в пределах своей компетенции;

Д преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, выполнение функций учредителя таких обществ от имени РФ;

Д осуществление от имени РФ прав акционера (участника) хозяйственных обществ, акции которого находятся в федеральной собственности.

Продавцом федерального имущества, в соответствии со ст.6 Закона, по специальному поручению Правительства Российской Федерации от его имени, выступает специализированное учреждение и назначенные им представители, которые владеют переданными ему объектами приватизации до момента их продажи; осуществляют продажу объектов приватизации; ведут учет подлежащих приватизации акций хозяйственных обществ, принадлежащих РФ; получают и перечисляют полученные в результате приватизации федерального имущества денежные средства, ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность об их движении.

Покупателями федерального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25%.

Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации федерального имущества.

Открытые акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих.

Что касается объектов приватизации, то это государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом. Объекты приватизации классифицируются по различным критериям:

1. По своему содержанию они делятся на государственные и муниципальные предприятия и их структурные подразделения; материальные и нематериальные активы; принадлежащие государственным муниципальным образованиям акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

2. В зависимости от возможности приватизации Государственная программа приватизации выделяет следующие группы объектов:

Д имущество, приватизация которого запрещена. Сюда относятся средства федерального бюджета, Центральный Банк РФ, железные дороги, атомные станции, автомобильные дороги, имущество организаций Федеральной почтовой связи и, включая средства почтовой связи и т.д.;

Д имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления;

Д имущество, которое приватизируется на основании решения Правительства РФ;

Д имущество, которое приватизируется на основании решения Мингосимущества РФ;

Д имущество, которое приватизируется на основании решения компетентных государственных органов субъектов РФ или органов ме6стного самоуправления.

3. Способы приватизации.

Исчерпывающий перечень способов приватизации федерального имущества содержится в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». 10 способов приватизации:

Д преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество (акции созданного общества, как правило, переходят в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования);

Д продажа государственного или муниципального имущества на аукционе (производится в случае, если покупатели имущества не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Победителем аукциона признается участник, предложивший наиболее высокую цену;

Д продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе (акции продаются на открытых торгах, все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию;

Д продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе (осуществляется в случае, если покупатель выполняет определенные условия. Победителем признается участник, предложивший наиболее высокую цену, при условии соблюдения им условий конкурса. В случае невыполнения условий конкурса, договор купли-продажи может быть расторгнут);

Это интересно:  Способы, типы, виды, стадии правового регулирования.

Д продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ (может быть осуществлена посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами);

Д продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг (осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором торговли. Для продажи акций могут привлекаться брокеры);

Д продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. Право приобретения имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения);

Д продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены (осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. Нормативная цена имущества в этом случае не определяется, а покупателем признается лицо, предложившее наибольшую цену);

Д внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться: при учреждении открытых акционерных обществ; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ);

Д продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления (осуществляется лицу, заключившему по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого общества Договор купли-продажи и доверительного управления заключаются одновременно).

4. Порядок приватизации.

В процессе приватизации государственного и муниципального имущества можно выделить несколько этапов. Они отражены в Федеральном законе «О приватизации …».

1. Выступление с инициативой в проведении приватизации. Инициатором проведения приватизации имущества может быть Правительство РФ, Минимущество России, соответствующие федеральные органы, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица. Инициатива выражается в подаче заявки. Заявка установленного образца на приватизацию подается в компетентный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

2. Принятие решения о приватизации. Порядок принятия решения о приватизации зависит от вида приватизируемого объекта. Так же предусмотрен отказ в приватизации. Письменное извещение об отказе в приватизации с обоснованием такого решения направляется заявителю.

3. Создание комиссии по приватизации. В случае принятия положитель-ного решения соответствующие органы по приватизации имущества созда-ют комиссию по приватизации и устанавливают срок подготовки плана при-ватизации. Этот срок не может превышать шести месяцев со дня принятия решения о приватизации и может быть продлен органом по управлению имуществом не более чем на один год. В состав комиссии входят представители соответствующих органов по управлению имуществом, финансовых органов, иных федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иные лица. К работе комиссии могут быть привлечены аудиторские, консультационные, оценочные организации. В плане приватизации определяется способ продажи объекта, сроки и условия его продажи, начальная цена объекта. План приватизации утверждают соответствующие органы по управлению имуществом.

4. Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом. Поря-док осуществления данного этапа зависит от выбранного способа привати-зации.

Рассмотрим один из них. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе. Напомню, что на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество. Аукцион является открытым по составу участников. Существует две формы подачи предложений о цене государственного и муниципального имущества, которые определяться решением об условиях приватизации. Первая форма подачи закрытая: предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах. Вторая форма — открытая: цены заявляются ими открыто в ходе проведения торгов. Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. При равенстве двух и более предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе, закрытом по форме подачи предложения о цене, победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок. Продолжительность приема заявок на участие в аукционе должна быть не менее чем двадцать пять дней. При проведении аукциона, если используется открытая форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества, в информационном сообщении помимо сведений, указанных в статье 15 Закона (наименование государственного органа или органа местного самоуправления, принявших решение об условиях приватизации имущества, реквизиты указанного решения; наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества); способ приватизации; начальная цена; форма подачи предложений о цене; условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов; указывается величина повышения начальной цены («шаг аукциона») и т.д.). Задаток для участия в аукционе устанавливается в размере 20 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о приватизации государственного или муниципального имущества, но не более чем 4,5 миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. При закрытой форме подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества они подаются в день подведения итогов аукциона. По желанию претендента запечатанный конверт с предложением о цене указанного имущества может быть подан при подаче заявки. Претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:

представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации;

представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;

заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении.

Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим. До признания претендента участником аукциона он имеет право посредством уведомления в письменной форме отозвать зарегистрированную заявку. В случае отзыва претендентом в установленном порядке заявки до даты окончания приема заявок поступивший от претендента задаток подлежит возврату в срок не позднее, чем пять дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки. В случае отзыва претендентом заявки позднее даты окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона. Одно лицо имеет право подать только одну заявку, а в случае проведения аукциона при закрытой форме подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества только одно предложение о цене имущества, продаваемого на аукционе. Уведомление о победе на аукционе выдается победителю или его полномочному представителю под расписку или высылается ему по почте заказным письмом в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона. При уклонении или отказе победителя аукциона от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается, и он утрачивает право на заключение указанного договора. Суммы задатков возвращаются участникам аукциона, за исключением его победителя, в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона. Также в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона заключается договор купли-продажи. Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества. Не урегулированные Федеральным законом и связанные с проведением аукциона отношения регулируются Правительством Российской Федерации. Таков один из порядков проведения приватизации.

5. Особенности приватизации в России.

Отдельные государства живут и развиваются в оригиналь-ных условиях, не повторяя судьбу других государств. И каждому из них присущи свои особенности приватизации. Яркие отли-чительные черты имеет и российская приватизация, которой по-священа обширная литература. Именно они объясняют те труд-ности, с которыми столкнулась приватизация в нашей стране, не во всем удовлетворительные ее результаты.

Во-первых, приватизация и другие реформы проводились в России без предварительной разработки хоть какой-то програм-мы, часто спонтанно, методом «проб и ошибок». Значение, ме-сто и роль приватизации в преобразованиях общества и госу-дарства не были заранее определены.

Во-вторых, приватизация велась в обстановке острейшей политической конфронтации, при отсутствии консенсуса в об-ществе и государстве. Представители довольно-таки широких слоев населения выступали против приватизации вообще или методов ее проведения.

Это интересно:  Езда без прав

В-третьих, параллельно с приватизацией Россия осуществ-ляла переход к новой общественно-политической формации. Он сопровождался сломом прежней советской государственной машины с ее аппаратом и законодательством, что вызывало чрезвычайные сложности в государственном управлении обще-ственными процессами.

В-четвертых, приватизация шла поспешно, в крайне сжатые сроки, что неизбежно порождало всякого рода недоразумения, ошибки и злоупотребления.

В-пятых, и это, пожалуй, главное, ранее при советской вла-сти огосударствление глубоко проникло во все сферы жизнеде-ятельности общества, широко охватило многие общественные отношения. Как следствие, и разгосударствление, и приватиза-ция имели место одновременно во всех сферах общества. В социальной сфере, например в здравоохранении, жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании населения, тор-говле и общественном питании, место государственных организа-ций все чаще стали занимать частные хозяйственные товарище-ства и общества, кооперативы. В политической сфере, в результате ликвидации монополии, слившейся с государством коммунистической партии, стали признаваться политическое многообразие и многопартийность. В духовной сфере утверди-лось идеологическое многообразие, возникли и действуют мно-гочисленные частные учреждения культуры и средства массо-вой информации. Самой радикальной приватизации подверглась экономическая сфера, бывшая почти полностью огосударствленной. Здесь во весь рост встала проблема выбора пределов приватизации, которая, к сожалению, своевременно не ставилась и не решалась. Последствия приватизации, проведенной в различных сферах общества, неодинаковы.

Приватизация государственного и муниципального имуще-ства продолжается. Важный урок истории российской прива-тизации состоит в том, что лицам, занимающим государствен-ные должности, государственным и муниципальным служа-щим, директорскому корпусу пока еще не приватизированных предприятий, а также лицам, выполняющим управленческие функции на уже приватизированных предприятиях, крайне не-обходимо основательное изучение приватизационных норматив-ных правовых актов и процедур их реализации. Для исправления, где это возможно, перекосов в приватизации государственной и муниципальной собственности, явившихся следствием недостат-ков соответствующих нормативных правовых актов и практики их применения, недопущения новых ошибок полезно знать не только существующую сейчас, но также и действовавшую ранее нормативно-правовую основу приватизации, ее генезис и при-чины изменений.

Список, используемой литературы.

1. Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право. Учебное пособие: 2-е издание. — М: Юриспруденция, 2000 год.

2. Жилинский С.Э. Предпринимательское право. Учебник для ВУЗов: 5-е издание. — М: НОРМА, 2004 год.

3. Пантюхин А.В., Смронова Е.В. Шпаргалка по предпринимательскому праву. Учебное пособие. — М: ТК Велби, 2004 год.

4. Закон «О собственности в РСФСР» (утратил силу) от 24 декабря 1990 года.

5. Федеральный Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» №178-ФЗ от 21 декабря 2001 года.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ

Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества в РФ в настоящее время определяются Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» [11, c. 14].

Закон о приватизации имеет ограниченную сферу действия и не распространяется на приватизацию объектов, перечисленных ст. 3 Закона.

К таким объектам относятся:

  • 1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
  • 2) природных ресурсов;
  • 3) государственного и муниципального жилищного фонда;
  • 4) государственного резерва;

  • 5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;
  • 6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
  • 7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций (в ред. Федерального закона от 18.06.2005 N 60-ФЗ);
  • 8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений, а также федерального имущества, передаваемого государственным корпорациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 318-ФЗ);
  • 9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
  • 10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;
  • 11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;
  • 12) акций открытого акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции открытого акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном статьей 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (пп. 12 введен Федеральным законом от 05.01.2006 N 7-ФЗ);
  • 13) имущества, переданного центру исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий (пп. 13 введен Федеральным законом от 13.05.2008 N 68-ФЗ);
  • 14) имущества, передаваемого в собственность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства в качестве имущественного взноса Российской Федерации (пп. 14 введен Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ) [11, c. 24].

В отношении приватизации государственного и муниципального жилищного фонда применяется Закон о приватизации жилищного фонда, установивший принцип бесплатности передачи в собственность граждан государственных и муниципальных жилых помещений, занимаемых ими по договорам жилищного найма. Однако в настоящее время этот Закон имеет ограниченную сферу применения: приватизации не подлежат жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г. (ст. 4 Закона). Указанный Закон практически полностью прекратит свое действие с 1 января 2007 г., и после этой даты бесплатная приватизация любого жилья в России, в том числе и предоставленного до 1 марта 2005 г., будет невозможной (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации») [11, c. 26].

Приватизация земли осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и принятыми в его исполнение актами земельного законодательства. В п. 2 ст. 28 Земельного кодекса установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. В то же время предусмотрена возможность предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, иными федеральными законами, а также законами субъектов РФ. В частности, в Земельном кодексе предусмотрено безусловное право на однократное бесплатное приобретение в собственность земельных участков гражданами, обладающими этими участками на правах постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения [2].

Помимо Закона о приватизации правовое регулирование приватизации может осуществляться принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и подзаконными актами. В качестве примера можно назвать утвержденные Постановлением Правительства РФ Положения о продаже государственного и муниципального имущества на конкурсе, аукционе [11, c. 34].

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ

Понятие, принципы и субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

Правовую основу отношений в сфере приватизации составляет прежде всего Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В соответствии со ст. 1 названного закона под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и возмездности. Приватизация земель, природных ресурсов, жилищного фонда, недвижимого имущества, арендуемого субъектами МСП, регулируется специальными нормативными актами [1] .

Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%, кроме случаев, предусмотренных законом.

Статья написана по материалам сайтов: knowledge.allbest.ru, studwood.ru, bstudy.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector