+7 (499) 938-56-19  Москва

+7 (812) 467-37-83  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Право, теория и понятие права

• Принципы экологического права можно классифицировать на общеправовые, принципы Общей и Особенной частей.
Общеправовые (иначе их называют конституционными) принципы
предусмотрены в Основном законе — Конституции РФ. Эти норма­тивные предписания обладают наивысшей юридической силой.
Исходя из принципа народовластия российский народ осущест­вляет свою власть в экологических правоотношениях непосред­ственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть вторая ст. 3 Конституции РФ).
Согласно части первой ст. 3 Конституции РФ многонациональный
российский народ — единственный источник власти в России и
носитель суверенитета.
Избранные народом органы власти на местах при отводах и изъя­тии земель под строительство каких-либо объектов обязаны ин­формировать граждан о предстоящем предоставлении земель, при этом учитывать их мнение посредством проведения местных рефе­рендумов, собраний, сходов, а также применения иных методов изучения общественного мнения.
Принцип гуманизма состоит в том, что отношения в области охраны окружающей среды, экологического благополучия стро­ятся с учетом интересов не только настоящих, но и будущих поколений людей. Приоритетными составляющими принципа являются следующие требования‘.
недопустимость такого порядка использования объектов природы, который бы способствовал причинению вреда здоровью людей;
каждый субъект экологических правоотношений обязан осуще­ствлять свою деятельность таким образом, чтобы не нарушать требований экологической безопасности.

Принцип законности предполагает точное и безусловное вы­полнение всех нормативных предписаний любым субъектом экологических правоотношений.
Составляющие этого принципа:
всеобщность, то есть распространение нормативных предписа­ний на всех без исключения граждан и организации, которые выступают в качестве субъектов экологических правоотношений;
безусловность, то есть недопустимость отступления от требова­ний нормативных предписаний под предлогом каких-либо об­стоятельств, за исключением предусмотренных законом;
единство, что означает единообразное применение норматив­ных предписаний всеми субъектами экологических правоот­ношений в любом регионе России.

Соблюдению этого принципа способствует наличие специально уполномоченных для надзора за законностью органов (прокурату­ра), органов, осуществляющих правосудие (суды, арбитражные су­ды), принятие особых нормативно-правовых актов (материальных и процессуальных).
Принцип интернационализма объединяет в себе две составляю­щие: международную и национальную.
Международная составляющая принципа интернационализма в экологических правоотношениях предусматривает сотрудничество разных стран в области охраны окружающей среды (в частности, обеспечение свободного и беспрепятственного обмена научно­технической информацией по проблемам окружающей природ­ной среды и передовых природосберегающих технологий, по­мощь одного государства другому в чрезвычайных экологических ситуациях и т. д.).
Национальная составляющая как элемент принципа интернациона­лизма в экологических правоотношениях отражает внутригосудар­ственное сотрудничество между федерацией и ее субъектами в во­просах владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также в природо­пользовании и обеспечении экологической безопасности. Эти по­ложения закреплены в Основном законе (ст. 72 Конституции РФ).
О важности принципа интернационализма свидетельствует также значение международных договоров в деле охраны природной сре­ды. Согласно ст. 82 Закона Об охране окружающей среды», если международным договором в области охраны окружающей при­родной среды, заключенным РФ, установлены иные правила, чем те, что предусмотрены российским законодательством, то приме­нению подлежат правила международного договора. Таким обра­зом, международно-правовые нормы имеют приоритет перед на­циональными нормами.
Успех в деле охраны окружающей- природной среды невозможен без соблюдения на практике принципа единства прав и обя­занностей субъектов экологических правоотношений. Исходя из требований статей 42 и 58 Конституции РФ осуществление прав и свобод в области экологических правоотношений не­разрывно связано с выполнением гражданами своих обязанно­стей. Так, каждый имеет право на благоприятную окружаю­щую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуще­ству экологическим правонарушением (ст. 42). При этом каж­дый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
Тесная связь между правами и обязанностями субъектов-при­родопользователей — характерный признак рассматриваемого при­нципа.
Ключевой составляющей принципа гласности является право каждого проживающего на территории России на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Консти­туции РФ). Должностные лица, виновные в предоставлении не­правдивых сведений, искажении соответствующей информации, несут административную и иную ответственность. Наряду с этим принцип гласности предполагает публичное освещение фактов применения ответственности за экологические правонарушения. Это требование имеет важнейшее профилактическое значение.

7. Источники экологического права.

К источникам экологического права относятся нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологич. отношения. Исходя из юридической силы актов, предусматривающих правовые нормы, источники экологического права можно разделить на группы.

Законы Российской Федерации: а) Конституция Российской Федерации. б)федеральные конституционные законы. В) федеральные законы. Г) указы, распоряжения Президента Российской Федерации; постановления, распоряжения Правительства РФ;Д) Акты органов местного самоуправления

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, , — составная часть правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (часть 4 ст. 15 Конституции РФ). Экологическое законодательство РФ составляют:

Конституция РФ от 12.12.93;

Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебнооздоровительных местностях и курортах

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»

Федеральный закон «О животном мире»

Федеральный закон «Об экологической экспертизе»

Федеральный закон «Об использовании атомной энергии»

Федеральный закон «О континентальном шельфе»

Закон РФ «Об охране окружающей среды»

Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Водный Кодекс РФ от

Лесной кодекс РФ

Закон РФ «О недрах»

Закон РФ «О безопасности»

другие нормативно-правовые акты.

8. Принципы экологического права.

1. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, охрана от вредно воздействия окружающей природной среды. Данный принцип закреплен в Конституции, ст.42 (каждый имеет право на благоприятную окружающую среду).

2. Обеспечение благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения.

3. Разнообразие форм и видов собственности на природные ресурсы и равноправная их защита.

4. Комплексный подход при проведении всех видов природоохранительных мероприятий.

5. Научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.

6. Обеспечение рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов.

7. Неукоснительное соблюдение норм экологического законодательства, неотвратимость ответственности за экологич. правонарушения.

8. Гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и гражданами в решении природоохранительных задач.

9. Ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

10. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Таким образом, экологическое право можно характеризовать как систему правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения по поводу рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в целях сохранения благоприятной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Принципы экологического права

Как определено ст. 3 Закона РФ «Об охране окружающей сре­ды», при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состоя­ние окружающей природной среды, органы государственной вла­сти, другие государственные органы, предприятия, учреждения, ор­ганизации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руко­водствоваться следующими основными принципами:

Это интересно:  Штатное расписание (форма Т-3)

• приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

• обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности че­ловека;

• научно-обоснованное сочетание экологических, экономиче­ских и социальных интересов человека, общества и государ­ства в целях обеспечения устойчивого развития и благопри­ятной окружающей среды;

• охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения

благоприятной окружающей среды и экологической безо­пасности;

• платность природопользования и возмещения вреда окру­жающей среде;

• независимость контроля в области охраны окружающей среды;

• научно обоснованное сочетание экологических и экономи­ческих интересов общества, обеспечивающих реальные га­рантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

• рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружаю­щей природной среды, необходимости воспроизводства при­родных ресурсов и недопущения необратимых: последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

• соблюдение требований природоохранительного законода­тельства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушения;

• гласность в работе и тесная связь с общественными органи­зациями и населением в решении природоохранительных задач;

• обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновываю­щих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, соз­дать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

• ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

• международное сотрудничество в охране окружающей при­родной среды.

Кроме того принципы экологического права должны макси­мально соответствовать потребностям взаимодействия общества и природы.

В силу этого всем принципам экологического права присущи следующие черты.

1. Объективная обусловленность. Правовой принцип только то­гда можно признать верным, если он соответствует природе, исто­рии и обществу.

2. Историческая обусловленность. С изменением государствен­ной политики и государственного строя в первую очередь меняются принципы правового регулирования. Так. Если по Конституции СССР 1977 г. земля и природные объекты находились в исключи­тельной собственности государства, то по Конституции России 1993 г. они могут находиться и в частной собственности граждан, т.е. принцип исключительной государственной монополии на при­родные объекты изменен.

3. Системность. Bсе принципы экологического права можно классифицировать следующим образом:

Общеправовые (конституционные) принципы экологического права

в основном закреплены в Конституции России и в силу этого пред­ставляют собой нормативные предписания, обладающие наивысшей юридической силой. К их числу относятся:

• принцип народовластия, предоставляющий возможность рос­сийскому народу осуществлять свою власть в экологических отношениях непосредственно, а также через органы государ­ственной власти органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ);

• принцип гуманизма, выражающийся в том, что отношения экологопользования в стране и в сфере международных от­ношений строятъся, прежде всего с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений людей;

• принцип социальной справедливости, заключающийся в рав­ноправии всех перед судом и законом (ст. 19 Конституции РФ); в праве каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 конституции РФ); в гарантии судебной защиты прав и свобод любого гражданина РФ, если они кем-либо нару­шаются (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ) и т.п.;

• принцип законности, выражающийся в точном и безусловном выполнении всех нормативных предписаний всеми субъек­тами экологических правоотношений, включает в себя три основных элемента;

• принцип всеобщности, предполагающий распространение всех нормативных предписаний на всех без исключения граждан и организации, которые являются субъектами эко­логических правоотношений;

• принцип безусловности, предполагающий недопустимость от­ступления от выполнения нормативных предписаний под предлогом каких-либо обстоятельств, за исключением пре­дусмотренных законом;

• принцип единства, предполагающий единообразное применение всех нормативных предписаний всеми субъектами экологиче­ских правоотношений на любой территории России;

• принцип интернационализма, имеющий международную и на­циональную стороны; с международной стороны принцип

интернационализма в экологических правоотношениях предполагает международное сотрудничество в области ох­раны окружающей среды (ст. 81 Закона об охране окру­жающей среды) и приоритет международно-правовых норм перед национальными;

• принцип равноправного положения всех форм собственности на природные объекты и всех форм хозяйствования (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ) определяется следующими нормативными положениями: пресечением монопольных тенденций, воз­никающих в ходе хозяйственной эксплуатации природных объектов; защитой от незаконного вмешательства в хозяйст­венную деятельность предприятий-природопользователей;

• принцип стимулирования надлежащего исполнения экологополь- зователями своих прав и обязанностей — законом предусмот­рен экологический механизм охраны окружающей среды с учетом платности за использование природных ресурсов, налоговые и иные льготы запри внедрении предприятиями малоотходных и безотходных технологий;

• принцип субъективного вменения, т.е. применение эколого­правовой ответственности только за виновные экологиче­ские правонарушения (ст. 75 Закона об охране окружающей среды);

• принцип единства прав и обязанностей субъектов экологиче­ских правоотношений (ст. 42 и 58). Конституции РФ, выра­жающийся в том, что осуществление прав и свобод неотде­лимо от исполнения гражданами своих обязанностей (каж­дый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на воз­мещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением);

• принцип сочетания убеждения и принуждения, отражающий формулу «Щначале убедить и лишь потом принудить», т.е. принуждение в сфере экологических общественных отноше­ний применяется лишь в необходимых случаях, за исключе­нием преступных посягательств, за которые ответственность установлена в обязательном порядке (дисциплинарная от­ветственность применяется к отдельным лицам и в необхо­димых случаях — при малозначительности административ­ного проступка, нарушитель может быть освобожден от от­ветственности с устным замечанием, и т.д.).

Принципы, присущие Общей части экологического права, обуслов­лены спецификой регулируемого объекта — экологической системы

страны, состоящей из совокупности природных объектов.

• принцип приоритете интересов народов, проживающих на территории, и защита прав отдельного человека (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ); земля и другие природные ресурсы при­надлежат народам проживающим на соответствующей тер­ритории; природные объекты не могут отчуждаться у России в пользу других государств, за исключением случаев опреде­ленных в законе и т.д.;

• принцип примата общегосударственного регулирования эколо- гопользования и охраны окружающей среды, устраняющий во­зобладание ведомственных интересов над общегосударст­венными;

• принцип строго целевого использования природных объектов, обязывающий каждого экологопользователя использовать природные объекты в точном соответствии с их целевым на­значением;

• принцип рационального и эффективного использования природ­ных объектов, который отражает возведенную в закон эко­номическую сторону экологопользования, выражающуюся в стремлении с минимальными затратами получать наиболь­ший эффект от хозяйственной эксплуатации природных объектов, не нанося при этом экономического и экологиче­ского вреда;

• принцип приоритета охранительных мероприятий в использо­вании природных объектов, который обусловлен тем, что все природные объекты не застрахованы от отрицательных по­следствий хозяйственной эксплуатаций;

• принцип комплексного подхода в экологопользовании, опреде­ляющий использование природного объекта в взаимосвязи с другими природными объектами и с окружающей природ­ной средой в целом;

• принцип устойчивого экологопользования, обусловленный по­требностью стабильности в эксплуатации природных объек­тов (аренда объектов природопользования краткосрочная, долгосрочная для всех желающих экологопользователей);

• принцип платного использования природных ресурсов и природ­ных объектов, введенный Законом РСФСР «О плате за зем­лю» была введена плата за использование земли; средства, образуемые за счет платы за использование природных ре­сурсов и воздействия на окружающую среду направляются на специальный бюджет и используются в области охраны окружающей среды;

• принцип плановости экологопользования определен планами сферы народного хозяйства в области охраны окружающей среды.

Это интересно:  Законы РФ 2018-2019

Правовые принципы особенной части экологического права отра­жают приоритеты в использовании природных объектов. Среди них можно назвать:

• приоритет земель хозяйственного обеспечения, определящий, что данные земли предназначены для сельскохозяйственных целей;

• приоритет вод питьевого и бытового назначения, который ус­тановлен в водном законодательстве (ст. 133 BК РФ) и регу­лирует вопросы для питьевых и бытовых нужд населения;

• приоритет использования недр для разработки полезных иско­паемых (ст. 11 и 19 Закона о недрах), который касается воз­можности и запретов в области использовании недр земли;

• приоритет лесов защитного назначения, установленный в Лесным кодексе РФ 1997 г. и определяющий правовой ста­тус повышенной охраны лесных массивов;

• приоритет условий существования животных в состоянии ес­тественной свободы (ст. 1 Федерального закона о животном мире), согласно которому не допускается пользование жи­вотным миром в научных, культурных и просветительных целях, если это сопряжено с изъятием животных из природ­ной среды или это наносит вред фауне и флоре и среде оби­тания.

B истории развития экологического права и законодательства выделяются три периода — дореволюционный, советский и совре­менный российский, причем советский разделяется на несколько этапов: послереволюционный, довоенный, послевоенный, а также этап становления природоохранного законодательства (конец 1950 — начало 1980-х гг.) и завершающий этап (конец 1980-х гг.), который характеризуется осознанием экологического кризиса и необходимо­сти скорейшего осуществления правовых, организационных и иных мер по охране окружающей среды, принятием важнейших решений в сфере экологической государственной политики, формированием современных подходов к экологическому праву и законодательству.

Периодизация развития экологического законодательства может быть осуществлена по различным основаниям. Но если за ее основу взять развитие и углубление самого понятия охраны окружающей природной среды, то довольно четко выделяются три основных этапа.

Первый этап, который можно условно назвать консервационным, охватывает конец XIX — первую половину XX в. B этот период, особенно в начальной его стадии, под охраной природы понимали не охрану пощадной ее эксплуатации, а сохранение определенных видов флоры и фауны. Именно в этот период и в России создаются первые заповедники — Баргузинский, Астраханский и др.

Второй этап (от середины XX в. до 1980-х гг.) характеризуется значительным расширением понимания охраны природы, под ко­торой в этот период подразумевается не только и не столько охрана исчезающих видов животных и растений, а охрана всех природных ресурсов как таковых. Поэтому этот этап в развитии экологическо­го законодательства можно назвать, конечно также условно, приро- доресурсовым. Например, в 1957—1963 гг. в тогдашних союзных рес­публиках, в том числе и в Российской Федерации, были приняты законы об охране природы. Законом «Об охране природы в РСФСР», под охрану были поставлены практически все природные ресурсы, а не только исчезающие и редкие животные и растения, включая атмосферный воздух, типичные ландшафты, редкие и дос­топримечательные природные объекты, что хотя и не являлось при­родным ресурсом в собственном смысле этого слова, но представ­ляло значительный экологический интерес.

Третий этап (примерно с начала 1980-х гг. и по настоящее вре­мя) характеризуется всеохватывающим пониманием охраны окру­жающей природной среды, а не только природных ресурсов. Речь, таким образом, идет об охране самой природной среды обитания человека, что является непременным условием не только дальней­шего прогресса нашей цивилизации, но и самого ее существования. Именно в этот период, который мы называем экологическим, поя­вилось само понятие экологического права, были введены новые нормативные акты об охране окружающей среды. Появились спе­циальные ведомства отвечающие за экологическую безопасность.

B настоящее время экологическая ситуация в мире характеризуется как неблагополучная. Ha земле происходит экологический кризис — обострение противоречий между экономикой и экологией, чему спо­собствует потребительский подход к природным ресурсам, развитие и размещение производительных сил без должной оценки экологиче­ских, социальных и экономических последствий. Недоучет аккумуля­ции вредных веществ в окружающей среде ставит под угрозу жизнь и благополучие настоящего и будущих поколений людей. Экологиче­ский прогноз сводится к единственной альтернативе: либо человечест­во преодолеет все разногласия и решит общими усилиями экологиче­ские проблемы глобального и регионального уровней и таким образом сохранит себя, либо глобальная экологическая катастрофа (а возмож­но, и серия региональных катастроф) приведет к уничтожению боль­шей части населения Земли, остальных вернет в архаическое состоя­ние. Таким образом, выживание человека базируется на активной при­родоохранительной деятельности всего мирового сообщества. Общая экологическая безопасность означает, что для ее обеспечения необхо­димо участие всех жителей планеты, развитие их экологического соз­нания, сочетание конкретной деятельности каждого и общего гло­бального сотрудничества.

Принципы экологического права

Право строится и функционирует на определенных принципах, выражающих сущность и социальное назначение права, отражающих его главные свойства и особенности. Принципами права должны руководствоваться все участники экологических отношений — органы законодательной, исполнительной, судебной власти, предприятия, общественные формирования, граждане. Соблюдение принципов может служить мерилом правового и социального характера государства, эффективности всей деятельности по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Экологическое право основано как на общих принципах российского права, так и на принципах данной отрасли (отраслевых). Общими принципами, определяющими сущность права в целом, являются принципы социальной справедливости и социальной свободы, равноправия (равенства перед законом), единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности и некоторые другие.

Отраслевые принципы экологического права могут быть выражены как в специальных нормах-принципах, так и выведены из анализа правовых норм. Так как экологическое право включает в себя в качестве подотраслей земельное, водное и иные отрасли права, соответственно такие принципы содержатся как в законодательстве об окружающей среде, так и в актах отраслевого законодательства.

Принимая во внимание сложность предмета экологического права, заметим, что относительного охраны окружающей среды принципы данной отрасли определены в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов, как:

— соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

— научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

— охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

— ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

— платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

— независимость контроля в области охраны окружающей среды;

— презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

— некоторые другие принципы.

Развитие экологического права на современном этапе весьма динамично. Соответственно развиваются и его принципы. Анализ действующего законодательства и экологического права России позволяет выделить ряд общих для отрасли принципов.

Формируемое экологическое законодательство и право основываются на следующих принципах:

предотвращения вреда окружающей среде в процессе социально-экономического развития. Лицо, осуществляющее или планирующее деятельность, которая оказывает или может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду, обязано заранее принять и реализовать необходимые меры в соответствии с требованиями законодательства для того, чтобы предотвратить возможный вред. Уполномоченные государственные органы в пределах своей компетенции обеспечивают соблюдение данного принципа;

Это интересно:  Условия выхода на досрочную пенсию

комплексного подхода к правовому регулированию экологических отношений. Содержание этого важнейшего принципа включает всестороннее регулирование всех отношений, складывающихся в сфере взаимодействия общества и природы, всех видов вредных воздействий на природу, всех субъектов права, оказывающихся в сфере взаимодействия с природой;

охраны жизни и здоровья человека. По существу, это принцип экологической безопасности человека. В соответствии с ним при планировании и ведении хозяйственной и иной деятельности должны быть приняты такие решения и осуществлены такие варианты деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни людей, предотвратить или снизить воздействие неблагоприятных факторов окружающей природной среды на здоровье человека;

экосистемного подхода к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользования. Этот принцип обусловлен диалектической взаимосвязью предметов, явлений и процессов в природе. Реализуется посредством установления требований по охране других природных объектов и окружающей среды в процессе землепользования, лесопользования, недропользования, водопользования, пользования иными природными богатствами. Включает обеспечение выработки и осуществления мер по охране окружающей среды и природопользованию с учетом взаимозависимости явлений и процессов в экологической системе в масштабе, достаточном для соблюдения права каждого на благоприятную окружающую среду. Он может быть последовательно реализован в рамках развивающейся отрасли экологического права. Инструментами его реализации являются экологическое нормирование, оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, лицензирование охраны окружающей среды и природопользования. Данный принцип не получил пока должного нормативного регулирования и обеспечения, поскольку в развитии права окружающей среды до последнего времени господствовал отраслевой подход к правовому регулированию охраны и использования отдельных природных ресурсов — земель, недр, вод, лесов и др. В рамках отраслевого подхода недооценивались и соответственно не учитывались в необходимой степени факторы взаимосвязи явлений и процессов в природе как интегрированном объекте;

гуманности. В соответствии с этим принципом законодательство предусматривает меры по предупреждению нанесения чрезмерного, неоправданного, в том числе по этическим соображениям, вреда растительному и животному миру, всем формам жизни. Он вытекает также из ст. 137 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей, что при осуществлении гражданских прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Данный принцип позволяет противостоять антропоцентристским позициям в охране окружающей среды;

охрана окружающей среды — дело каждого. Основой этого принципа является ст. 58 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным ресурсам. В его содержание входит не только обязанность каждого охранять природу, но и обязанность государства последовательно решать вопросы экологического воспитания и образования;

демократизации (государственной) власти. Это проявляется в создании правовых условий для вовлечения граждан и общественных формирований в механизм охраны окружающей среды, в частности в механизм подготовки и принятия экологически значимых решений, экологического контроля. Демократия в сфере взаимодействия общества и природы может быть наиболее последовательно реализована посредством урегулирования процедур предоставления природных ресурсов в пользование и охраны окружающей среды от деградации с учетом участия в них граждан;

— свободы реализации полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей и другими природными ресурсами с учетом экологических интересов настоящего и будущих поколений людей. Принцип свободы реализации полномочий собственника действует также, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц;

обеспечения рационального использования природных ресурсов , в соответствии с которым должно быть обеспечено неистощительное, экологически обоснованное природопользование в интересах настоящего и будущих поколений, сохранение долгосрочного потенциала национальных природных ресурсов. Соблюдение этого принципа является весьма существенным в контексте устойчивого развития;

В мировой науке выработаны правила определения долговременных или постоянных пределов устойчивого потребления природных ресурсов. Так, экономист МБРР Герман Дейли считает, что:

— для возобновимых ресурсов (почва, вода, лес, рыба) темпы потребления не должны превышать темпов регенерации (поэтому, например, отлов рыбы можно проводить в равновесном, устойчивом режиме, если его темпы не превышают темпов воспроизводства оставшейся популяции);

— для невозобновимых ресурсов (ископаемое топливо, высококачественные минеральные руды, грунтовые воды) темпы потребления не должны превышать темпов их замены на возобновимые ресурсы (например, нефтяное месторождение можно эксплуатировать в стабильном режиме, если часть доходов от него систематически вкладывается в разработку и производство солнечных коллекторов или посадку деревьев, так что после исчезновения нефти будет обеспечен эквивалентный поток энергии от возобновимого источника). Herman Daly. Toward Some Operational Principles of Sustainable Development // Ecological Economics. 1990. 2. P. 1 — 6.

устойчивого экологически обоснованного экономического и социального развития. Его содержание определяется обеспечением учета экологических требований в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, в том числе намечаемой, в интересах настоящего и будущих поколений;

сохранения и защиты экологического равновесия в природе как важнейшего компонента не только развития человечества, но и его выживания. Обеспечивается посредством экологического нормирования, предупреждения экологического вреда, восстановления нарушенного состояния природной среды;

Экологическое равновесие — 1) баланс естественных или измененных человеком средообразующих компонентов и природных процессов, приводящий к длительному (условно бесконечному) существованию данной экосистемы; 2) динамическое равновесие прихода и оттока энергии, вещества и информации, поддерживающее экосистему в качественно определенном состоянии и ведущее к закономерной смене одной экосистемы другой в ряду сукцессионного развития, характерного для данного географического места и геологического периода. (Сукцессия — последовательная смена биоценозов, преемственно возникающих на одной и той же территории под влиянием природных факторов или воздействия человека). Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. С. 427.

свободного доступа к экологической информации. Полная, достоверная и своевременная информация о состоянии окружающей среды и уровнях антропогенного воздействия на нее является открытой и доступной. Такая информация не может составлять государственную и иную тайну;

платности природопользования, согласно которому любое использование природных ресурсов осуществляется за плату, за исключением общего природопользования граждан, а также случаев, прямо указанных в законодательных актах;

разрешительного порядка негативного воздействия на окружающую среду, в соответствии с которым любая хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляется только на основе соответствующего разрешения, а в необходимых случаях — при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;

«загрязнитель платит». В соответствии с этим принципом любое лицо обязано платить за отрицательное воздействие осуществляемой им деятельности на окружающую среду. Основан на идее создания условий экономической заинтересованности загрязнителя оплатить проведение превентивных природоохранных мер.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, lawbook.online, allrefrs.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector