+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Право на занятие предпринимательской деятельностью

Конституция РФ предоставляет каждому право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).

Гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность, получив статус индивидуального предпринимателя, или через участие в коммерческой организации. Закон не запрещает гражданину работать в качестве наемного работника и одновременно осуществлять предпринимательскую деятельность, однако на договорной основе может быть установлено ограничение на участие или работу гражданина применительно к конкурирующим субъектам предпринимательства в целях исключения конфликта интересов. Право на занятие предпринимательством, обусловленное экономической свободой, включает в себя несколько элементов, охватывающих свободу выбора сферы, вида и формы предпринимательской деятельности. При создании коммерческой организации гражданин вправе самостоятельно или совместно с иными гражданами и юридическими лицами выбрать ту организационно-правовую форму организации из указанных в законе, которая наилучшим образом подходит для ведения определенного вида предпринимательской деятельности и достижения целей учредителей.

Условия для начала предпринимательской деятельности: наличие у гражданина или коммерческой организации гражданской правосубъектности, государственная регистрация субъектов предпринимательства и получение специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности. За незаконное предпринимательство гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности (ст. 171 УК РФ).

Наличие правоспособности (возможность иметь гражданские права и нести обязанности), дееспособности (способность своими действиями осуществлять гражданские права и исполнять обязанности).

Государственная регистрация. Требование государственной регистрации распространяется как на коммерческую организацию, так и на гражданина (ст. 23 и 51 Гражданского кодекса РФ). Государственная регистрация необходима для ведения учета предпринимателей, контроля за их деятельностью и обеспечения интересов их кредиторов. Регистрирующим органом является Федеральная налоговая служба.

Статус индивидуального предпринимателя, коммерческой организации подтверждается выданным свидетельством о государственной регистрации и записью в реестре.

Если гражданин занимается предпринимательской деятельностью, не указанной в свидетельстве о регистрации, или не зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, он не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что не является предпринимателем. В этом случае суд может применить к таким сделкам нормы гражданского права, касающиеся предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 23 Гражданского кодекса РФ).

Некоторые виды деятельности, перечень которых должен содержаться только в законе, могут осуществляться предпринимателями исключительно на основании специального разрешения (лицензии). Лицензия представляет собой разрешение (право) на осуществление предпринимателем определенного вида деятельности на указанных в ней условиях.

Реализация конституционного права человека на занятие предпринимательской деятельностью посредством образования юридического лица

Статус правовой (лат. status — состояние, положение) — установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. Занятие предпринимательской деятельностью является выражением свободы предпринимательства как одного из основных прав и фундаментальных свобод человека и гражданина. Конституция РФ предоставляет каждому гражданину право свободно использовать свой способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ). Таким образом, свободное осуществление предпринимательской деятельности является элементом конституционного принципа экономической свободы. Осуществление предпринимательства является также результатом реализации более общего права граждан на труд, т.е. права свободы распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию(ст.37КонституцииРФ). Принцип свободы предпринимательства означает, что каждый гражданин вправе выбирать любой способ осуществления экономической деятельности. Например, он может стать наемным работником, предоставляя в пользование предпринимателю свою рабочую силу и не принимая на себя риска и ответственности за экономические результаты своего труда. Гражданин может также осуществлять предпринимательскую деятельность, получив статус индивидуального предпринимателя, или через участие в коммерческой организации. В этом случае на нем лежня позитивная ответственность, т.е. он должен понимать, что будет осуществлять указанную деятельность на свой риск и самостоятельно отвечать за результаты своих действий. Закон не запрещает гражданину работать в качестве наемного работника и одновременно осуществлять предпринимательскую деятельность, однако на договорной основе может быть установлено ограничение на участие или работу гражданин применительно к конкурирующим субъектам предпринимательства целях исключения конфликта интересов. Гражданин, будучи как наемным работником, так и предпринимателем, вправе сделать выбор сферы экономики, рода деятельности и профессии. Однако этот выбор зависит, прежде всего, от наличия специальных знаний в той или иной области общественного производства.

Право на занятие предпринимательством, обусловленное экономической свободой, включает в себя несколько элементов, охватывающих свободу выбора сферы, вида и формы предпринимательской деятельности. Среди сфер деятельности различаются производство, коммерция (торговля) или предоставление услуг. Гражданин может также специализироваться по любому виду деятельности, включая банковскую страховую, биржевую деятельность, производство определенного вида продукции и т.д. Гражданин свободен самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность как в индивидуальном порядке без образования юридического лица (в качестве индивидуального предпринимателя), так и путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или кооперативе, т.е. объединяясь с другими людьми на основе создания коммерческой организации для осуществления коллективного предпринимательства. При создании коммерческой организации гражданин вправе самостоятельно или совместно с иными гражданами юридическими лицами выбрать ту организационно-правовую форму организации из указанных в законе, которая наилучшим образом подходит для ведения определенного вида бизнеса и достижения целей учредителей. Законом может быть ограничена форма осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности. Например, Федеральный закон от 8 августа 2001г. «Об аудиторской деятельности» устанавливает, что аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества, ст.4 Закон о банках предусматривает создание кредитной организации только в форме хозяйственного общества. Естественно-правовой характер принципа свободы предпринимательства означает признание обществом естественной потребности человека в реализации своих экономических интересов, связанных с получением личных доходов, обеспечением материальной базы для реализации собственных идей предпринимателя, достижения иных общественно значимых целей, связанных в конечном счете с обеспечением общего блага.

Это интересно:  Статья 40 Конституции России

Однако свобода предпринимательства может быть ограничена законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции (ст.55, 74 Конституции РФ, ст.1 ГК РФ). К числу таких ограничений относятся, в частности, предварительные условия для начала предпринимательской деятельности: наличие у гражданина или коммерческой организации гражданской правосубъектности, государственная регистрация субъектов предпринимательства и получение специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности или отдельных действий в рамках предпринимательства. В случае осуществления предпринимательской деятельности гражданином без регистрации, либо без лицензии (если получение лицензии обязательно), либо с нарушением условий лицензирования эта деятельность считается незаконным предпринимательством, гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности, если в результате такой деятельности причинен крупный ущерб иным лицам или государству или получен доход в крупном размере (ст.171 УК РФ). Право на занятие предпринимательской деятельностью является составляющей частью правоспособности гражданина (ст.18 ГК РФ). Правоспособность — это возможность иметь гражданские права и нести обязанности. Гражданское право содержит также категорию дееспособности, означающую, что способностью своими действиями осуществлять гражданские права и исполнять обязанности обладает только дееспособный гражданин. Следовательно, только дееспособный гражданин может самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность. Некоторые виды деятельности, перечень которых должен содержаться только в законе, могут осуществляться предпринимателями исключительно на основании специального разрешения (лицензии). Лицензия представляет собой разрешение (право) на осуществление предпринимателем определенного вида деятельности на указанных в ней условиях. Лицензируемые виды деятельности обычно требуют специальных знаний, являются сверхприбыльными, направлены на обеспечение общественных интересов в сфере обороны страны, производства военной техники, коммунального хозяйства или они требуют более тщательного контроля со стороны государства в целях защиты интересов граждан. Лицензирование может быть установлено как в отношении собственно предпринимательской деятельности, носящей продолжительный характер (нотариальная деятельность), так и отдельных операций в рамках одного вида деятельности (страхование).

18 Вопрос Право на занятие предпринимательской деятельностью: основания возникновения и способы осуществления этого права

Занятие предпринимательской деятельностью является выражением свободы предпринимательства как одного из основных прав и фундаментальных свобод человека и гражданина. Конституция РФ предоставляет каждому гражданину право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст.34 Конституции РФ). Таким образом, свободное осуществление предпринимательской деятельности является элементом конституционного принципа экономической свободы (подробнее см. § 1 гл.2).

Осуществление предпринимательства является также результатом реализации более общего права граждан на труд, т.е. права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст.37 Конституции РФ).

Принцип свободы предпринимательства означает, что каждый гражданин вправе выбирать любой способ осуществления экономической деятельности.

Гражданин свободен самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность как в индивидуальном порядке без образования юридического лица (в качестве индивидуального предпринимателя), так и путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или кооперативе, т.е. объединяясь с другими людьми на основе создания коммерческой организации для осуществления коллективного предпринимательства. При создании коммерческой организации гражданин вправе самостоятельно или совместно с иными гражданами и юридическими лицами выбрать ту организационно-правовую форму организации из указанных в законе, которая наилучшим образом подходит для ведения определенного вида бизнеса и достижения целей учредителей.

В случае осуществления предпринимательской деятельности гражданином без регистрации, либо без лицензии (если получение лицензии обязательно), либо с нарушением условий лицензирования эта деятельность считается незаконным предпринимательством, гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности, если в результате такой деятельности причинен крупный ущерб иным лицам или государству или получен доход в крупном размере (ст.171 УК РФ).

Право на занятие предпринимательской деятельностью является составляющей частью правоспособности гражданина (ст.18 ГК РФ). Правоспособность — это возможность иметь гражданские права и нести обязанности. Гражданское право содержит также категорию дееспособности, означающую, что способностью своими действиями осуществлять гражданские права и исполнять обязанности обладает только дееспособный гражданин. Следовательно, только дееспособный гражданин может самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность.

Государственная регистрация. Требование государственной регистрации распространяется как на коммерческую организацию, так и на гражданина (ст.23 и 51 ГК РФ). Государственная регистрация необходима для ведения учета предпринимателей, контроля за их деятельностью и обеспечения интересов их кредиторов. Законодательство о государственной регистрации коммерческих организаций состоит из ГК РФ, Закона о государственной регистрации юридических лиц и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных актов (например, форма заявления о регистрации, утверждаемая Правительством РФ). Регистрирующим органом является Министерство РФ по налогам и сборам*(163). Органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления должны передать регистрирующему органу все регистрационные дела о ранее зарегистрированных юридических лицах.

Это интересно:  Не пустили коммунальщиков проверить состояние счетчика воды: каковы последствия? Разъяснения прокуратуры

При создании коммерческой организации государственная регистрация осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа коммерческой организации на основании решения о создании (в форме единоличного решения, протокола учредительного собрания и/или договора о создании*(164)), учредительных документов и заявления о регистрации. Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 дней с момента представления указанных документов и уплаты государственной пошлины.

. Так, в указанном заявлении, поданном от имени регистрируемой коммерческой организации, должны содержаться заверения регистрирующему органу по трем пунктам, гарантирующие, что:

1) учредительные документы соответствуют требованиям законодательства;

2) сведения, содержащиеся в представленных на регистрацию документах, достоверны;

3) соблюден установленный законодательством порядок учреждения коммерческой организации (включая вопросы оплаты уставного капитала и согласования с уполномоченными органами власти*(165)).

Таким образом, Закон о регистрации юридических лиц освобождает регистрирующий орган от необходимости проверять факты соответствия учредительных документов требованиям законодательства и соблюдения учредителями установленного порядка регистрации. Следовательно, и отказ в регистрации в соответствии со ст.23 указанного Закона возможен лишь в случае непредставления необходимых документов

Несмотря на положение о возможности отказа в регистрации в случае нарушения порядка образования коммерческой организации (п.1 ст.51 ГК РФ) как важного элемента принципа законности судебная практика пошла по пути признания недействительной уже совершенной регистрации юридического лица.

Регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного места жительства (регистрации). Статус индивидуального предпринимателя подтверждается выданным свидетельством о регистрации и записью в реестре. Гражданину может быть отказано в регистрации, если он изъявляет желание заниматься деятельностью, запрещенной законом.

Государственный реестр призван обеспечивать достижение основных целей государственной регистрации коммерческих организаций и других юридических лиц — ведение учета предпринимателей и обеспечение выполнения обязательств коммерческой организации и ее участников перед ее кредиторами. Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом и содержит сведения о юридическом лице и его учредительные документы. Сведения, содержащиеся в реестре, делятся на следующие категории:

основные реквизиты коммерческой организации (фирменное наименование, адрес, размер уставного капитала, идентификационный номер налогоплательщика);

сведения о правовом статусе коммерческой организации (отражение фактов создания, реорганизации и ликвидации; способ образования и прекращения, организационно-правовая форма; сведения о полученных лицензиях);

сведения об учредителях;

сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени коммерческой организации (например, лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа общества, кооператива, унитарного предприятия, или лицо, которому поручено ведение дел товарищества).

Некоторые виды деятельности, перечень которых должен содержаться только в законе, могут осуществляться предпринимателями исключительно на основании специального разрешения (лицензии). Лицензия представляет собой разрешение (право) на осуществление предпринимателем определенного вида деятельности на указанных в ней условиях. Лицензируемые виды деятельности обычно требуют специальных знаний, являются сверхприбыльными, направлены на обеспечение общественных интересов в сфере обороны страны, производства военной техники, коммунального хозяйства или они требуют более тщательного контроля со стороны государства в целях защиты интересов граждан. Лицензирование может быть установлено как в отношении собственно предпринимательской деятельности, носящей продолжительный характер (нотариальная деятельность), так и отдельных операций в рамках одного вида деятельности (страхование).

Под лицензированием понимается деятельность государства в лице лицензирующих органов по выдаче, приостановлению или аннулированию лицензий, а также по осуществлению надзора за соблюдением их условий. Некоторые виды деятельности, подлежащие лицензированию, перечислены в ст.17 Закона о лицензировании. В указанный перечень включены те из них, которые относятся к авиационной и медицинской технике, шифровальным средствам, электронным цифровым подписям, средствам защиты и получения конфиденциальной информации, вооружению и военной технике, опасным производственным объектам, взрывчатым материалам, нефтегазовой, фармацевтической промышленности, перевозкам и транспорту, инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, аудиторской и иным видам деятельности.

Лицензия выдается обычно сроком на пять лет. Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Аннулирование лицензии производится в судебном порядке на основании обращения лицензирующего органа, если в установленный срок (до шести месяцев) лицензиат не устранил нарушения, указанные лицензирующим органом, а также если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства. Лицензирующий орган вправе также аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Глава 3. Право на занятие предпринимательской деятельностью. Правовой статус предпринимателя

Основные понятия

Государственная регистрация субъектов предпринимательства — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законом.

Лицензирование — деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Это интересно:  Билет 43 теории происхождения права: история и современное состояние

Позитивная социальная ответственность субъекта предпринимательства — форма осознания субъектом предпринимательства своего долга, обязанностей по отношению к другим людям, обществу.

Право на занятие предпринимательской деятельностью — субъективное конституционное право в широком смысле, при этом субъект предпринимательства может обладать и отдельными субъективными правами как элементами конкретного правоотношения.

Правовой статус субъекта предпринимательства — система прав, свобод, законных интересов, обязанностей и государственных гарантий, законодательно закрепленная государством в нормах права.

Субъект предпринимательства — лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность на законном основании, обладающее соответствующим правовым статусом.

Юридическая ответственность предпринимателей — одна из форм государственно-принудительного воздействия, заключающаяся в применении предусмотренных законом санкций — мер ответственности, влекущих дополнительные неблагоприятные последствия.

Основные нормативные акты и материалы судебной практики

  1. Конституция РФ (ст. ст. 8, 34, 37, 55, 74).
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. Налоговый кодекс РФ.
  4. Трудовой кодекс РФ.
  5. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
  6. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 О защите прав потребителей».
  7. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  8. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
  9. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
  10. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  11. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  12. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  13. Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
  14. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».
  15. Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».
  16. Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. № 52 «Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования».
  17. Приказ Росстандарта от 16 октября 2012 г. № 505-ст «ОК 028-2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм».
  18. Постановление Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2011 г. № 26-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с жалобой гражданина А.В. Федичкина».
  19. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
  20. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».
  21. Постановление Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».
  22. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица».
  23. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 марта 2014 г. № 16 «О свободе договора и ее пределах».
  24. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июня 2000 г. № 54 «О сделках юридического лица, регистрация которого признана недействительной».
  25. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 января 2006 г. № 100 «О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
  26. Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Протокол от 20 марта 1952 г. № 1.
  27. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.
  28. Модельный закон об основах экологического предпринимательства (принят в г. Санкт-Петербурге 13 июня 2000 г. Постановлением № 15-6 на 15-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ).
  29. Соглашение стран СНГ от 20 марта 1992 г. «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности».

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, studfiles.net, www.online-diplom.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector