+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Реферат/Курсовая Право как ценность Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 23.03.13. Год: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru:

Контрольная работа
По дисциплине «Философия»
Тема: Право как ценность

Введение

    Роль и ценность права в обществе……………………………..4
    Право как ценность……………………………………………..6
    Правовой прогресс……………………………………………..15

Заключение
Список литературы

Данная работа посвящена вопросу современного подхода к пониманию социальной ценности права.
Актуальность рассмотрения данной темы можно определить так. Право по своим свойствам — такой социальный феномен, который вызван потребностью внести в социальную жизнь нормативные начала, организованность и порядок, основанные на началах социальной свободы, активности, ответственности, и потому по своей природе оно сопротивляется произволу и беззаконию. И вовсе не случайно во все исторические эпохи реакционные политические режимы на деле неизменно выступали в качестве противников права и законности. Именно как, явление, противостоящее произволу и беззаконию и в то же время обеспечивающее простор для упорядоченной социальной свободы и активности, право само по себе — занимает высокозначимое место в социальной жизни, выступает как фактор социального прогресса. При этом, понятно, собственная ценность права прямо обусловлена его социальной природой и весьма существенно зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима и соответственно от стадии его «гуманитарного восхождения» — движения от права сильного к праву гражданского общества.
Цель данной работы – рассмотреть социальную ценность права и
современные подходы к ней.

    1. Роль и ценность права в обществе

Наше общество является продуктом взаимодействия людей, представляющим собой сложную, саморазвивающуюся систему связей индивидов, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными и, тому подобными, отношениями и интересами. При всей сложности структуры общества и разнообразии его составных частей общество не может существовать без упорядочения и стабилизации хотя бы тех отношений, которые связаны с разделением труда и хозяйственной деятельностью. Таким феноменом, организовывающим, регулирующим и упорядочивающим общественные отношения, является право.
Право возникает как результат объективной потребности усложнившегося, внутренне противоречивого общества. Своим регулирующим воздействием оно обеспечивает организованность, стабильность и правовой порядок в обществе.
Ценность – это понятие, указывающее на культурное, общественной или личностной значение (значимость) явлений и фактов действительности.
Немецкий юрист Р. Иеринг считал, что не существует абсолютно справедливого права. Ценность права состоит в реализации заложенной в нем цели. В то время как современная юридическая наука рассматривает ценность права в ином аспекте. Ценности обычно подразделяются на первичные и вторичные, основные и инструментальные. Право является ценностью вторичной и инструментальной. Первичными, основными ценностями являются жизнь, свобода человека, собственность, честь и достоинство и пр., и на этих ценностях само право основывается и охраняется.
Аксиологическая обоснованность права способствует тому, что мотивом соблюдения норм права выступает не угроза принуждения, а ценностно-положительные отношения к праву его адресатов. Тем самым право превращается из «чужого», исходящего от внешнего по отношению к адресатам норм права авторитета, в «свое» право, соответствующее интересам и оценкам субъектов. Таким образом, ценность нельзя смешивать и отождествлять с оценкой: ценность – нечто объективное, в то время как оценка есть субъективное человеческого сознания, субъективное отражение объективно существующей ценности. Путем оценки субъект воспринимает что-либо как ценность или неценность.
Велико значение некоторых социальных ценностей, которые с течением времени приобрели характер также и правовых ценностей. В качестве высоких идеалов они пронизывают общественное правосознание и становятся основными принципами права – это свобода, равенство, справедливость, мир. Правовые же ценности делятся на ценности-идеалы, ценности-желания и ценности обязанности.
Ценностную систему в области права можно сравнить с пирамидой, в верхней части которой расположены правовые цели и идеалы, а в нижней – обширная и развитая система юридических прав и обязанностей, различных предписаний, постановлений, разрешений, запретов и пр.
Роль права, его ценность в отношении общества и государства проявляется в том, что с помощью права общество подчиняет себе государство, заставляет его функционировать в своих интересах. Ценность права для государства заключается в том, что право используется для организации, упорядочения деятельности самого государственного аппарата; выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. Ценность же права для личности состоит в том, что оно закрепляет различные демократические права и свободы личности, охраняет личность и от самого государства, ставит преграду неоправданному вмешательству государства в личную жизнь гражданина. Таким образом, ценность права определяется тем, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности и общества, при этом оно не обозначает свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы.
В общем, ценность права можно определить, как способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.

2. Право как ценность

1. В связи с развитием направления философской мысли, называемого
аксиологией (учением о ценностях); стало возможным охарактеризовать место и роль права в жизни общества более четко и основательно.
Право в обществе в условиях цивилизации с аксиологической точки зрения — это не только необходимость, средство социального регулирования, но и социальная ценность, социальное благо.
Исходным для понимания права в этом качестве являются его особенности как институционного образования. Благодаря своей институционности право обладает рядом высокозначимых свойств — общеобязательной нормативностью, формальной определенностью, высокой обеспеченностью и другими, раскрывающими его миссию существенной социальной силы общества, носителя значительной социальной энергии.
Для предстоящего анализа необходимо хотя бы в самой общей форме
обозначить несколько исходных моментов, характеризующих результативные качества права, — тот первичный эффект, к которому может привести надлежащее, корректное и целеустремленное использование свойств права как нормативного институционного образования.
Во-первых это возможность ( способность) обеспечить всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях. Решающую роль в данной плоскости играет нормативность права отличающаяся общеобязательностью, всеобщностью. Это позволяет добиться такого состояния жизни общества, когда, регламентированный юридическими нормами, порядок одинаково действует во всей стране, притом постоянно, неизменно, непрерывно во времени.
Во-вторых, это возможность или способность достигнуть определенности, точности в самом содержании общественных отношений. Здесь главная роль принадлежит другому свойству права — его формальной определенности. Хотя именно с этим свойством права в значительной мере сопряжена его формализованность, закрепление юридических норм в письменных источниках (а отсюда проистекает одна из решающих особенностей права — его институционность, его своего рода «вещественная» объективированность, существование его в виде писаного феномена), все же следует уделять повышенное внимание самой этой определенности. Ведь как раз она раскрывает то, что правовое регулирование имеет четкие границы, показывает — и это особенно важно — предназначенность, предопределенность предмета, характера возможного или необходимого поведения. Нетрудно увидеть, насколько это существенно для права, для требований законности. Правовое регулирование вследствие этого приобретает многие черты, которые делают его высоко социально ценным: оно способно охватывать все необходимые формы социальной жизни, не оставляя «дыр» и «пустот» в регулировании, что позволяет резко отделить правомерное поведение от произвола и своеволия. Это касается как запретов и позитивных обязываний, т. е. юридических обязанностей, связанной с ними юридической ответственности, так и дозволений, т. е. субъективных прав.
В-третьих, это возможность достигнуть гарантированного результата.
Рассматриваемая особенность права выражается в позитивных юридических обязанностях и в высокой степени их обеспеченности, опирающейся на государственное принуждение. В принципе эти качества позволяют рассчитывать на то, что в итоге интенсивного использования правовых средств наступит запрограммированный ожидаемый эффект. Связь с прямым государственным воздействием придает этой стороне ценности права противоречивый характер и имеет определенные негативные последствия.
Да и вообще, лишь некоторые исходные точки отсчета для более широкой и многогранной характеристики того, что можно ожидать от права, от
эффективного использования его потенций при всей сложности, разнозначимости юридического воздействия на жизнь общества.
А сейчас дополнительно нужно отметить, что ценность права не
исчерпывается возможностями или способностями, заложенными в его свойствах.
Не менее существенно то, что право во второй своей ипостаси представляет собой глубинный элемент общественной жизни, не только призванный реализовать ряд основополагающих требований цивилизованного общества, но и вбирающий в себя ценности цивилизации и культуры. Более того, он сам становится такой в высшей степени значимой ценностью, что решающим образом зависит от стадии «восхождения» права, характера и глубины его гуманитарного содержания. Это и связано как раз с характеристикой права в качестве социального феномена, обладающего инструментальной и собственной
ценностью.
2. Если не идти дальше рассмотрения права как регулятора общественных отношений, то его миссия в обществе сводится в основном к инструментальной ценности.
В силу самого хода исторического развития право сложилось во взаимодействии с государством как нормативное институционное образование, имеющее набор весьма эффективных свойств, прежде всего общеобязательную нормативность, формальную определенность, высокую государственную обеспеченность. Иными словами, возник довольно мощный регулятивный феномен, обладающий значительной социальной энергией. Возник и обрел относительную самостоятельность, оторвался от непосредственных причин, его породивших, стал существовать как таковой.
А это означает, что оказалось возможным использование права с его
свойствами как орудия, инструмента, средства для решения разнообразных задач; использование различными субъектами социальной жизни — и государством, и церковью, и общественными объединениями, и гражданами.
На первом месте стоит здесь государство: Как уже отмечалась, право нельзя рассматривать в качестве продукта государственной власти, хотя формирование свойств права и его применение происходило с государственным участием. Но именно то обстоятельство, что такое участие довольно значительно и что зависимость права от государства — непреложный факт, и вызывает у последнего постоянное стремление поставить этот мощный регулятивный инструмент себе на службу. Эта тенденция, как показывает исторический опыт, прекращает свое императивное действие лишь в гражданском обществе, когда конструктивными элементами права становятся институты, независимые от власти (права человека и др.). И хотя при этом право неизбежно в той или иной степени приобретает классово — этатические черты и не может развернуть в полной мере все свои потенции, оно, особенно в обстановке авторитарных политических режимов, действительно является в основном инструментом, притом инструментом государства, выражающим (и в чем- то облагораживающим) волю властвующих, т.е., в сущности, правом власти.
При определенных исторических условиях право может оказаться в руках церкви, политических партий, иных негосударственных объединений (разумеется, при известном содействии государства), и тогда оно становится инструментом указанных образований.
Но особенно существенно, пожалуй, то, что в обстановке действительной
демократии право может стать инструментом и в руках граждан, отдельного человека (в основном через институты правосудия, иные формы обеспечения прав человека). Именно тогда право достигает наиболее высокой по современным стандартам ступени развития — становится правом развитого гражданского общества.
Иной аспект проявления инструментального характера ценности права
состоит в том, что оно является опосредующим звеном при реализации других высокозначимых ценностей — товарно-рыночных институтов, управления, демократии, морали, культуры, средством их воплощения в жизнь.
В данной плоскости право и выступает как высокоэффективный и целесообразный социальный регулятор. В обществе в условиях цивилизации нет другой такой системы социальных норм, которая смогла бы обеспечить (причем на началах, сочетающих нормативное и индивидуальное опосредование поведения людей) целесообразное регулирование экономических, государственно- политических, рганизационных и ряда, иных отношений, реализуя при этом демократические, духовные, нравственные ценности. Право обладает такими свойствами, благодаря которым возможно ввести в социальную жизнь всеобщую, стабильную, строго определенную по содержанию, гарантированную государством систему типовых масштабов поведения, функционирующую постоянно и непрерывно во времени. И потому в цивилизованном обществе именно право является одним из главных инструментов, способных обеспечить организованность общественной жизни, начала общеественнойной дисциплины, нормальное функционирование всего общественного организма, действенность социального управления.
Следовательно, право как высокоэффективный и целесообразный социальный регулятор — это прежде всего инструментальная или, по иной терминологии, служебная ценность, т. е. ценность, выступающая в качестве инструмента, орудия, средства, обеспечивающего функционирование других социальных институтов (государства, социального управления, морали и пр.), иных социальных благ.
3. Вместе с тем важно подчеркнуть, что право имеет и собственную ценность, которая в демократическом обществе приобретает доминирующее значение.
Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение и олицетворение правом социальной свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоев населения, социальных групп. Иными словами, право в идеале (по определению) — это ценность, которая не присуща никакому другому социально-политическому явлению, ценность упорядоченной социальной свободы, справедливости, консенсуса. В этом своем качестве право может предоставлять людям, их коллективам в виде субъективных прав простор для свободы, для активности в поведении, и в то Же время оно направлено на то, чтобы исключить произвол и своеволие, противостоять им, сообразовать поведение с нравственностью, со справедливостью. Если же исходить из идей естественного и частного права, фундаментальных прав человека, основополагающих демократических правовых принципов, то позитивное право вообще становится таким выражением свободы, которое противостоит политической власти, ее произволу.
и т.д.

Это интересно:  Способы защиты корпоративных прав *

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Ценности в праве и право как ценность

Теория ценностей (аксиология) пронизывает область права, позволяя выявить отражаемые им идеалы, т.е. понять право как духовно-практическое средство освоения мира людьми.

Правововые ценности и оценки имеют регулятивное значение, а правовые нормы приобретают значение ценностей и становятся объектом оценки. Ценности – это убеждения и предпочтения, не опирающиеся на эмпирическую основу и, следовательно, не подлежащие логической, эмпирической проверке (в отличие от знания). Ценности составляют смысловой центр бытия человека в мире, ибо они воплощают то, что человек хочет ради себя самого, а не ради другого. Ценностные ориентации– это направленность установки субъекта на определенные ценности, а оценки – процедуры выбора на основе ценностей. Правотворчество и реализация права есть человеческая деятельность с ярко выраженным оценочным характером.

Возникновение юридически-аксиологического подхода связано с естественно-правовыми воззрениями, т.е. с различением естественного права и позитивного права. Право в своем аксиологическом измерении выступает как строго определенная форма правовых ценностей – специфическая форма правового долженствования, отличная от других форм (мораль, религия и т.д.) долженствования и ценностных форм. Именно благодаря ценностям формируются дозволения, запреты и долженствования, что означает снятие момента безразличия в поведении правового субъекта.

Статус ценностей в праве имеют материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие поступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеалы, цели, социальные институты. Они являются правовыми ценностями, поскольку выступают в качестве идеального обоснования норм права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов.

Ценности одновременно являются идеалами, которые реализуются на основе человеческой практики. В свою очередь идеалы представляют собой ценностив той мере, в какой они связаны с человеческой личностью. В качестве правовых ценностей они имеют вид юридических прав и свобод личностив ее индивидуальных и коллективных проявлениях. Сами права человека приобретают статус важных ценностей. В своей совокупности они характеризуют человека как высшую ценность. Таким образом, правовые ценности производны от понятия личности и составляют то, что есть образ права.

В современном цивилизованном обществе право выступает не только как «инструментальная» ценность, т.е. как средство разрешения общественных противоречий, но и как «собственная» ценность, т.е. как социально организованная форма, обеспечивающая воспроизводство правовых состояний правовыми средствами и тем самым способствующая созданию больших возможностей и большей свободы для (само)развития человека и общества. Правовые ценности являются деонтическими ценностями, т.е. имеют четко выраженный предписывающий характер. В отличие от других деонтических ценностей они закрепляются формально и охраняются государством.

В то же время как и любые деонтические ценности правовые ценности носят вероятностный характер, что связано с возможностью сознательного, волевого выбора социальными (правовыми) субъектами тех или иных вариантов поведения. Нужно также учитывать относительный характер правовых ценностей, так как, во-первых, разные типы культур приписываю праву неодинаковую ценность; во-вторых, ценность каждой правовой нормы определяется конкретно исторически; в-третьих, ценность права невозможна вне контекста деятельности субъектов права и соответствующих институтов по созданию и реализации права.

Это интересно:  Можно ли ламинировать документы: законодательство

Правовые ценности существуют в рамках:

правового сознания, т.е. санкционированных обществом обобщенных представлений о справедливости, свободе, равенстве;

предметно-воплощенных ценностей, т.е. правовых идеалов, закрепленных в нормативных актах, конституциях и законах;

личностных (экзистенциальных) ценностей, т.е. индивидуальных представлений о благах, правах и пределах желаний.

Право как форма свободы

Говоря о свободе, целесообразно, во-первых, разделять «юридическую» свободу и «фактическую» свободу; во-вторых, учитывать условность деления на «внутреннюю» и «внешнюю» свободу; в-третьих, выделять два типа свободы – «свободу от» (негативную свободу) и «свободу для» (позитивную свободу)

Юридическая (правовая) свобода – это разрешение совершать определенные действия без учета его (разрешения) соответствия реальной возможности. Это говорит о формальной сути юридического определения свободы. Фактическая свобода сводится к возможности делать то, что хочешь. Если юридическая свобода подразумевает свободу выбора, то фактическая свобода – средства, необходимые для реализации воли человека.

Внутренняя свобода есть освобождение человека от собственных предубеждений, представлений и образов. С точки зрения права это означает, что человек отчетливо представляет меру свободы, которая не несет в себе заряд разрушения, зла и несправедливости. Внешняя свобода – это средства, способы и формы обозначения от имени гражданского общества и государства границ, пределов и ограничений, за которые внешняя свобода социальных субъектов не должна распространяться. Эти пределы и ограничения присутствуют не только в юридических законах запретительного характера, но и в самом факте сосуществования множества индивидов с их общественными правами и свободами. Ни один человек не обладает идеей о собственной свободе, если он не обладает идеей о свободе других (Г. Гегель).

«Свобода от» (негативная свобода) –это определенная зона выбора индивидом идей и действий без возможности натолкнуться на ограничения и репрессии. «Свобода от» не самоцель, а условие саморазвития. «Свобода для» (позитивная свобода) – это действие в соответствии с собственной системой ценностей и собственными целями.

Право фиксирует объективно результативным и общепризнанным образом то, что волен делать человек, т.е. совокупность общественных и частных свобод. Поэтому право есть показатель степени самосозидания свободыв данном обществе.

По мнению великих философов, миссия права применительно к свободе проявляется двояко: во-первых, как установление ограничений для свободы и, во-вторых, как правовое устройство (позитивное право), определяющее и обеспечивающее свободу. Право не просто всеобщий масштаб или равная мера свободы индивидов. Свободные индивиды – суть и смысл права, ибо без этого не может быть действительно индивидуальных (коллективных институциональных и т.д.) субъектов права, действительно правовых законов и правовых отношений в обществе.

3. Ценности в праве и право как ценность

Теория ценностей находит соответствующее применение и в области права. Правовые ценности и оценки (в сфере правосознания) имеют регулятивное значение. Правовые нормы в свою очередь приобретают значение ценностей и становятся объектом оценки. Между ценностями, оценками и нормами существуют связь и взаимные переходы. Поэтому в науках, имеющих предметом мораль, право, искусство, необходимо их взаимосвязанное изучение и объяснение, а наряду с этим и их разграничение.

Правотворчество и реализация права (правоприменение, исполнение, использование и соблюдение права) представляют собой области человеческой деятельности ярко выраженного оценочного характера. Возникновение юридическо-аксиологического подхода связано с появлением естественно-правовых воззрений, с различием права естественного и права позитивного. Право в своем аксиологическом измерении выступает как строго определенная форма правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т. д.) форм долженствования и ценностных форм.

Благодаря ценностям право как некий механизм получает свое содержание, так как сознание субъекта права направлено на ценности как на свой объект. Благодаря им, снимается момент безразличия в поведении правового субъекта и формируются дозволения, запреты и долженствования. Рассмотрим, каковы эти ценности и как они связаны между собой, а также в чем состоит ценность права.

Статус ценностей в праве могут приобрести различные факты и явления материального и идеального характера: материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие поступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, идеалы, цели, социальные институты. Они являются правовыми ценностями, поскольку лежат в основе права и правопорядка, они выступают в качестве идеального обоснования норм права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов.

Особенно велико значение некоторых социальных ценностей, которые с течением времени приобрели также характер правовых ценностей. В качестве высоких идеалов они пронизывают общественное правосознание и становятся основными принципами права. Таковы свобода, равенство, справедливость, демократия, порядок, безопасность, мир. Наряду с ними существуют специфические правовые ценности общего значения, такие как идея права, идея стабильной законности и т. д. Данные ценности одновременно являются идеалами и осуществляются реальной человеческой практикой. В праве они закрепляются и в том, и в другом их качестве. Но в ряде случаев общественное и индивидуальное правосознание могут воспринимать их лишь как ценность идеальную, как идеальные цели политической (и правотворческой) программы.

Эти принципы, идеалы, как и все другие вещи, явления, представляют собой ценности в той мере, в какой они связаны с человеческой личностью. В качестве правовых ценностей они имеют вид юридических прав и свобод личности в ее индивидуальных и коллективных проявлениях. Сами права человека также приобретают статус важных ценностей. Каждое из них выражает определенную сторону, проявление, образ существования человека как природной и социальной его сущности. В своей совокупности они характеризуют человека как высшую ценность, как средоточие всех ценностей.

В современном цивилизованном обществе право представляет не только инструментальную ценность, т.е. ценность инструмента разрешения противоречий в различных сферах общества, но также как освобождающее, развивающее средство, которое выступает как ценность. Вместе с тем отметим, что, во-первых, разные типы культур приписывают праву неодинаковую ценность. Во-вторых, ценность каждой правовой нормы, каждого правового инструмента каждый раз определяется конкретно исторически. В-третьих, ценность права невозможна вне контекста деятельности субъектов права, организационных сил, соответствующих институтов по созданию и реализации права.

Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение социально организованной формы, следование которой обеспечивает воспроизводство правовых состояний правовыми средствами, вследствие чего рождаются новые возможности для развития человека и общества.

В этом качестве право может предоставлять людям, различным субъектам права в виде субъективных прав новое пространство и человеческие возможности саморазвития. При этом цель права как социально организованной формы состоит в том, чтобы оно не допускало оснований для угнетения и несчастья других людей и могло противостоять этому, сообразуя поведение с моралью и справедливостью. Иначе говоря, право ценно, если оно прямо или косвенно способствует самоосуществлению и самосозиданию человека в истории, если на деле способствует рождению новых возможностей для развития человека и общества.

Правовые ценности представляют собой вид духовных ценностей, которые удовлетворяют потребности социальных групп общества в регулировании социальных отношений и поступков людей. Их основной и специфической функцией является регулятивная функция. Поэтому правовые ценности предназначены для создания, поддержания и укрепления социального порядка и дисциплины, нормального функционирования общества. Правовые ценности составляют элемент системы социального (социиально-политического) управления обществом. При этом они являются деонтическими ценностями, то есть отличаются четко выраженным предписывающим характером, что обусловлено их принадлежностью к сфере должного. В отличие от остальных деонтических ценностей они закрепляются формально и охраняются государством и его органами. Как деонтические ценности они отличаются и другой функциональной особенностью — имеют вероятностный характер. Это особенность, связанная с возможностью сознательного, волевого выбора социальными (правовыми) субъектами объективно существующих в действительности поведенческих вариантов.

Исходной формой правовых ценностей является их существование в виде ценностей, выработанных общественным и правовым сознанием. Они присутствуют в правовом сознании в виде обобщенных представлений о справедливости, свободе, равенстве в различных сферах общества. Правовые идеалы лежат в основе правовых обязанностей, т.е. деонтических правовых ценностей.

Это интересно:  Понятие и содержание правил внутреннего трудового распорядка

Немецкие философы Кант и Фихте полагали, что идеал — это высшая, конечная цель на пути постепенного нравственного самоусовершенствования, на пути постепенного осознания «достоинства человека» как высшего и единственного принципа «идеального» законодательства. По утверждению Канта, право представляет собой цель общества, находящегося в гражданском состоянии. Право выступает для людей в качестве высшего принципа, из которого должны исходить все максимы, касающиеся общества. В то же время ошибочно было бы отождествлять общественный идеал с идеалом правовым, так же, как ошибочно считать, что идеал духовной жизни перекрывается идеей права. Право является лишь моментом духовного отношения к миру, но не охватывает его целиком. Поэтому правовой идеал выступает лишь моментом идеала общественного и идеала духовной жизни, в состав которого входит истина, добро, красота. Они выражают уникальные и экстраординарные признаки истинно человеческого в человеке.

Высшие ценности в жизни и культуре, тесно связанные с творчеством, добром, истиной, красотой, придают правосознанию глубокую личностную окрашенность. Они наполняют человеческую жизнь высшим смыслом и выступают в индивидуальном и правовом сознании важнейшими ценностно-смысловыми ориентирами.

Основной темой учения об общественном и правовом идеале должно быть не отыскание конечной формулы общественного совершенства, но указание тех действительных путей и средств, при помощи которых может быть улучшен всякий возможный правопорядок. Сами правовые идеалы не остаются лишь фактом господствующего правосознания, они закрепляются в нормативных актах, конституциях и законах. Они входят в правовую нормативность как ведущий элемент. Таким образом, правовые идеалы реализуются в системе правовых отношений — в виде взаимоотношений формально равных, свободных и независимых друг от друга субъектов права, в правовых процедурах и механизмах, закрепляющих нормы и законы в культуре.

Ценности права обретают свое бытие также в форме их личностного осознания, «проживания» отдельной личностью. Одни правовые ценности в той или иной степени реальны в смысле наличных, освоенных в виде правил, норм поведения субъектов права, другие являются их целями и идеалами. Но существующие (наличные) правовые ценности нельзя понимать как самодостаточные, замкнутые на себя.

Конкретное, ценностно-смысловое переживание человека в кругозоре личности носит двоякий характер: «я» и «другие» движутся в разных плоскостях (планах) видения и оценки, и поэтому стать ценностно-значимым равносильно подведению себя и другого под общую с ним норму морали, права или под какой-либо закон.

Как утверждал Михаил Бахтин: «Никто не может занять нейтральной к Я и другому позиции: отвлеченно-познавательная точка зрения лишена ценностного подхода, для ценностной установки необходимо занять единственное место в едином событии бытия, необходимо воплотиться. Всякая оценка есть занятие индивидуальной позиции в бытии: даже Богу надо было воплотиться, чтобы миловать, страдать и прощать, как бы сойти с отвлеченной точки зрения справедливости». Но то, что люди выбирают для себя в качестве ценности своей жизни, в чем они видят смысл своего существования, не обязательно оказывается чем-то высоким, благородным: оно может быть направлено и против других людей. То, что выбирают люди, что делают для себя смыслом, благодаря чему ощущают себя людьми, зависит от духовного уровня человека, от того, какой он есть.

Таким образом, правовые ценности производны от понятия личности. Они составляют образ права во взаимосвязанных и взаимодополняющих полярных моментах. Идея ценности человека выстрадана всею историей философии Запада, хотя она прошла через различные этапы собственной дискредитации. В современном цивилизованном обществе право представляет собой не только инструментальную ценность — ценность «инструмента» разрешения социальных противоречий в различных сферах общества, но также и эмансипирующее, развивающее средство, которое выступает как собственная ценность права. Правовые ценности по своему характеру являются деонтическими и служат для создания, воспроизводства и укрепления социального порядка и дисциплины в целях гармонизации интересов различных социальных групп людей. Право в жизнедеятельности общества и человека ценно тем, что может выступать и как основа его самосозидания в истории, и как форма реализации творчества человека, и как гарантия свободы и ограждения от варварства и несправедливости.

Право как ценность

Право – это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляет субъективные права и возлагает юридические обязанности.

Ценность права:

Право как ценность служит целью и средством для удовлетворения социально справедливых потребностей индивидов и общества в целом, утверждать справедливые и гуманные начала во взаимоотношениях личности и власти, выступать силой, противостоящей произволу. Современное право характеризуется:

Современное понятие ценности права характеризуется:

Инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность, вносит элементы упорядоченности и порядка в общественные отношения. Государственно-организованное общество не может обойтись без права, оно позволяет наладить производство материальных благ, организовать формы собственности и многое другое.

В том числе оно выступает незаменимым средством государственного управления;

Общесоциальной ценностью. Воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, право способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Общесоциальная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Право не нивелирует их интересы, не подавляет их, а согласует с общими интересами. Общесоциальная ценность права проявляется в том, что право способно быть выразителем идеи справедливости. Справедливость в представлениях людей всегда увязывалась с правом. Глубинная связь права и справедливости обусловлена правовой природой последней. Право по своему назначению противостоит несправедливости, оно защищает согласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение;

Cамоценностью (собственной ценностью). Самоценность права определяется тем, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе. При этом ценность права состоит в том, что оно обозначает не свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы. Право противостоит несвободе, произволу, бесконтрольности отдельных индивидов и групп людей. В это смысле право есть объективно обусловленная в конкретно исторических условиях форма свободы в реальных действиях и поступках людей, в их взаимоотношениях друг с другом; иначе говоря, право есть формальная свобода. В цивилизованном обществе право призвано обеспечить оптимальное сочетание свободы и справедливости. Утверждая идеи свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, оно становится действительно ценностью для отдельного человека и человеческого общества в целом. Сама ценность права и в том, что оно гарантирует возможность нормальной деятельности индивидов и организаций. Оно препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер;

Гуманистической (личностной) ценностью. Полезность, значимость права в том, что оно пронизано гуманными началами. Протагорова формула «Человек есть мера всех вещей. » является максимой в праве. Гуманистический характер права проявляется не только в том, что оно открывает личности доступ к благам, но также и в том, что оно выступает действенным средством ее социальной защищенности. В нынешних условиях именно от права многие слои населения ждут надежных гарантий от необдуманных экономических реформ, волюнтаристских политических решений;

способностью выступать мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития.

Право в такой ситуации играет заметную роль в создании качественно новой правовой среды, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности. При активном использовании потенциала права формируются институты гражданского общества: рыночная экономика; политический плюрализм; демократическая избирательная система.

В нынешних условиях право как ценность приобретает поистине планетарное значение. Правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера. Обладая качествами общегосударственного регулятора, право является эффективным инструментом достижения мира и согласия, снятия напряженности в обществе. Право — деятельный рычаг решения различного рода проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках мирового сообщества.

Статья написана по материалам сайтов: poisk-ru.ru, psy.bobrodobro.ru, mydocx.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector