Политические права человека и гражданина

Политические права тесно связаны с личными правами, которые наполняют их конкретным содержанием. В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства. Политические права и свободы связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием; являются способом привлечения граждан к политическому народовластию.

1. Свобода слова — это юридически определённая возможность высказывать вслух в обществе мнение, суждения, взгляды и концепции. Все демократические конституции мира закрепляют эту свободу, видя в ней основу для свободы печати, оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства. Эта свобода, как никакая другая, опасна в руках людей безответственных, разного рода карьеристов, демагогов и амбициозных политиков. Злоупотребление свободным и особенно печатным словом часто в истории многих стран подрывало общественные устои и вело к ликвидации самой свободы слова, как и свободы в целом. Признание свободы слова требует и признания возможности ее ограничения — не только этического и культурного, но и юридического. Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она же устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

2. Право на информацию. Зачастую отождествляется со свободой слова. Подразумевает право свободно получать и распространять информацию, доступ к которой не ограничен законодательством.

3) Право на объединение — право на создание общественных объединений, в том числе профсоюзов. Можно отметить явно положительный момент: п.2 ст.30 Конституции РФ говорит о том, что нельзя принуждать вступать в какое-либо общественное объединение. Если общественное объединение не регистрируется, оно не имеет никаких прав.

4) Право на манифестацию. Право собираться мирно и без оружия и проводить митинги, шествия, демонстрации, пикетирования и т.д. Регламентируется ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

5) Право на участие в управлении государственными делами. Оно реализуется в 2-х формах: непосредственная форма и опосредованная (т.е. через представителя).

6) Право на участие в отправлении правосудия — право участвовать в качестве присяжных заседателей.

7) Право на петиции. – право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Конституция РФ закрепляет политические права и свободы весьма скупо. Они, в сущности, только обозначены, и нет никаких попыток выявить сложность конструкции и указать пределы возможных ограничений. Неоправданно мало (опять же вопреки зарубежному опыту) сказано в Конституции о профсоюзах, собраниях, демонстрациях и шествиях. Ничего не говорится о демократических требованиях к внутренней организации общественных объединений, о недопустимости злоупотреблений со стороны общественных объединений. Конституция не раскрывает в необходимой степени содержание свободы печати. Многие из этих прав и свобод как бы «списаны» с соответствующих статей Международного пакта о гражданских и политических правах, что, однако, не должно было помешать их более углубленной конституционной регламентации.

Политические права и свободы человека и гражданина в РФ

конституционный гражданин право российский

В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства. Но все политические права и свободы, принадлежащие как человеку, так и гражданину, пользуются равной судебной защитой, т.е. гарантируются государством, хотя по содержанию многие из них предполагают критику, инакомыслие, оппозицию правительству и прямые антиправительственные действия (демонстрации, митинги и др.).

Свобода печати и информации. Первоосновой свободы печати, как это вытекает из ч. 4 ст. 29 Конституции, является право каждого человека искать и получать информацию. Это означает, что государство в лице любых его органов, а также и общественные организации обязаны предоставлять интересующимся сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются согласно закону государственной тайной.

Далее, каждый человек вправе передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, т.е. он может сделать ее достоянием общества под собственную ответственность за ее достоверность, для чего создать свою газету, использовать государственный или частный канал телевидения, выступить с публичной лекцией. Распространение информации не должно быть монополией государства — в этом залог полноты и объективности информации, получаемой обществом.

Особое значение принадлежит массовой информации, которая реализуется через информационные агентства и различные средства (СМИ) — газеты, журналы и т.д. Конституция гарантирует свободу массовой информации. Этот общий принцип открывает дорогу для беспрепятственного создания любым лицом (включая лиц без гражданства и иностранцев) газет и других СМИ и распространения в них любой информации, не затрагивающей государственную тайну. Независимое телевидение и пресса не обязаны согласовывать свои материалы с каким-либо государственным органом (например, с Государственным комитетом РФ по печати), они вправе отбирать информацию, предоставляемую им от госорганов, самостоятельно строить свои отношения с международными информационными агентствами, направлять за рубеж собственных корреспондентов.

Это интересно:  Замена водительского удостоверения в МФЦ

Согласно Конституции цензура запрещается.

Конкретные гарантии свободы средств массовой информации содержатся в Законе «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.

Право на объединение. По своему содержанию право на объединение предусматривает возможность создания общественных, т.е. негосударственных, объединений, а именно: политических партий, профсоюзов, предпринимательских союзов и других общественных организаций. Каждый человек вправе не только создавать эти общественные объединения вместе с другими людьми, но и вступать в уже созданные, участвовать в их деятельности, а также беспрепятственно выходить из них. Конституция РФ устанавливает только три положения, связанные с реализацией этого права.

  • а) Право на объединение принадлежит каждому человеку. Однако, есть законные ограничения для некоторых лиц, например, военнослужащих, судей, прокуроров.
  • б) Государство гарантирует свободу общественных объединений. За исключением ограничений, предусмотренных в Конституции, государство не вправе ограничивать цели и задачи общественных объединений, вмешиваться в их внутреннюю деятельность. «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ).

Несколькими законами запрещается создание партийных организаций в государственных структурах — вооруженных силах, милиции, органах прокуратуры, высших учебных заведениях. Политические партии и движения не вправе создавать свои структуры по производственному принципу, т.е. на заводах, в учреждениях, компаниях и т.д.

в) Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Право на мирные собрания и публичные манифестации. В Российской Федерации это право принадлежит только ее гражданам, хотя Международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет его без такого ограничения. Конституция РФ (ст. 31) закрепляет право: собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Целью таких действий граждан является обсуждение проблем, представляющих общие интересы, выражение поддержки политики властей или протеста против нее, стремление сделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием общественности.

Право участвовать в управлении делами государства. Это право принадлежит только гражданам Российской Федерации и реализуется ими, как сказано в ст. 32 Конституции, как непосредственно, так и через своих представителей. Данное право развивает содержащееся в ст. 3 Конституции положение о народовластии, которое носит обобщенный, декларативный характер. А конкретно устанавливаются право граждан на участие в проведении референдумов и свободных выборов и право быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иметь доступ к государственной службе и отправлению правосудия, обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.

Право избирать и быть избранными. Это право граждан стоит в центре всех процессов формирования органов государства, т.е. носит властеобразующий характер. Всеобщие выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также референдумы предоставляют народу уникальную возможность контроля за деятельностью этих органов вплоть до полной смены правителей. Право избирать и быть избранным (избирательные права) в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства.

Равный доступ к государственной службе. Это демократическое право очень важно для предотвращения бюрократизации государственного аппарата и превращения его в самодовлеющую силу, оторванную от народа. Содержанием понятия равного доступа к государственной службе является право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации. Речь идет о равных возможностях для каждого гражданина поступить на государственную службу при наличии вакансий и профессиональном соответствии. Нельзя отказать в этом гражданину в связи с его расой, полом, национальностью, языком, социальным происхождением, имущественным положением, местом жительства, отношением к религии, убеждениями, принадлежностью к общественным объединениям.

Право участвовать в отправлении правосудия. Это право призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов. Оно предоставляет каждому гражданину возможность без всякой дискриминации занять должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем.

Право обращений. Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные послания в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право предусматривает возможность обращаться с просьбой, жалобой или предложением в любой орган и к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ и обязанность должностного лица дать ответ на это обращение. Обращение может содержать как личные вопросы, так и общественные.

Право обращений включает возможность коллективных обращений (петиций). Это обычно предложения по улучшению работы государственных органов, требования отмены несправедливых актов, протест против действий властей и др.

Право обращений свидетельствует о том, что воздействие граждан на государственные решения не исчерпывается правом избирать органы государственной власти. Через предложения, заявления и жалобы граждане оказывают давление на власти, как бы держат их под контролем. Обращения в государственные органы и обязанность давать на них ответ помогают разрешению многих социальных конфликтов, предупреждению массового недовольства и охране прав отдельных лиц, если, конечно, не сопровождаются бюрократической волокитой и формальными отписками.

Это интересно:  По какому ГОСТу проставляют номера ИОТ в техдокументации?

Таким образом, особенностями политических прав и свобод являются:

  • — тесно связаны с личными правами, поскольку последние наполняют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения, в то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан);
  • — в отличие от личных прав, которые могут принадлежать каждому человеку, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;
  • — связаны с осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием;
  • — являются способом привлечения каждого гражданина к политическому народовластию, как на уровне государственной власти, так и местного самоуправления.

Права, свободы и обязанности в РФ по Конституции 1993 г.

По Конституции РФ гарантируются права и свободы человека и гражданина, а также чётко определены обязанности. Рассмотрим их.

Право – это гарантированные государством возможности индивида иметь и пользоваться благами (социальными, политическими, экономическими, духовными, личными).

Классификация прав

По времени возникновения:

  • первое поколение прав — это личные, гражданские права
  • второе поколение прав — социальные, экономические, культурные. Они нашли отражение во Всеобщей декларации нрав человека и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.
  • третье поколение прав — формируется в современных условиях – защита личного статуса индивида, включённость его в жизнь общества. Это коллективные права, права солидарности — на мир, незагрязненную окружающую среду, всеобщую безопасность и др. Коллективные права не должны ущемлять или ограничивать права каждого в отдельности.

Группы прав

Личные ( гражданские)права — принадлежат человеку с рождения. Они первичные по отношению к другим правам ( статьи 20-28)

Политические права и свободы — обеспечивают участие индивида в политической жизни общества, охватывают взаимодействие граждан, государства и общества ( статьи 29-33)

Социально-экономические создают условия, при которых каждый имеет возможность пользоваться экономическими, социальными и культурными правами наряду с личными и политическими правами. Эти права обеспечивают социальное благосостояние граждан. ( статьи 34-42)

Культурные — обеспечивают духовное развитие человека, создают условия для самореализации( статьи 43-44)

Права Статьи Конституции
Гражданские (личные) права
Право на жизнь 20
Право на достоинство личности 21
Право на свободу и личную неприкосновенность 22
Право на неприкосновенность частной жизни 23
Не допускается использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. 24
Право на неприкосновенность жилища 25
Право не определять и не указывать свою национальность. 26,п1.
Право пользования родным языком 26, п.2
Право свободно передвигаться , выбирать место жительства, свободно выезжать за пределы РФ. 27
Свобода совести, вероисповедания. 28
Политические права и свободы
Свобода мысли и слова. 29, п.1,2
Свобода информации, цензура запрещена. 29, п.3,4
Право на создание общественных объединений. 30
Право на проведение публичных мероприятий-собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований. 31
Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей.Право избирать и быть избранным.

Право равного доступа к государственной службе.

право участвовать в отправлении правосудия.

32
Право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления как лично, так и коллективно. 33
Социальные и экономические права.
Право на предпринимательство 34
Право на частную собственность. 35
Право иметь в частной собственности землю и других ресурсов. 36
Право на свободный труд.Принудительный труд запрещён. 37. п.1-4
Право на отдых 37, п.5
Материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание- право и обязанность родителей. 38
Право на охрану и помощь семье. 39
Право на жилище 40
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. 41
Право на благоприятную окружающую среду. 42
Культурные права
Право на образование 43
Свобода творчества.право на участие в культурной жизни, свобода творчества.

Право на доступ к культурным ценностям.

44

Свобода — это возможность индивида самостоятельно пользоваться правами, предоставленными государством, самим делать выбор в соответствии со своими возможностями и потребностями.

Обязанности – это необходимость определённого поведения , установленная государством.

Конституция устанавливает следующие основные обязанности:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);
  • платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
  • сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
  • защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);
  • заботиться о детях (ст. 38);
  • заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);
  • получить основное общее образование (ст. 43);
  • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).

Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Виды обязанностей:

Общие — распространяются на всех граждан:

а) обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ;

б) обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

в) обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы.

Конкретные — закреплены за определенными категориями лиц:

а) за родителями — обязанность заботиться о воспитании
детей и обеспечить получение детьми основного общего образования;

б) за трудоспособными детьми, достигшими 18 лет,- обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях;

в) за налогоплательщиками — обязанность платить законно установленные налоги и сборы;

г) за военнослужащими

МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.

При нарушении или ущемлении его прав гражданин может использовать:

  • все виды обжалования в соответственных органах государственной власти и управления
  • обращаться к общественности и в средства массовой информации
  • создавать движения в свою защиту
  • проводить различные виды пикетирования.

Виды защиты прав на международном уровне:

1) Европейский Суд по правам человека в Страсбурге.

В 1996году Россия вступила в Совет Европы и ратифицировала Европейскую конвенцию по защите прав человека и основных свобод, граждане РФ получили право обращаться с жалобами в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге.

Условия обращения в Европейский Суд :

  • предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией.
  • Жалоба может исходить только от самого потерпевшего
  • Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после рассмотрения государственными органами.
  • Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции РФ
  • Чтобы жалоба была признана, приемлемой заявлением должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты.

Государство, к которому относится решение Суда, обязательно ему подчиняется.

2) Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмен)

Создан в начале 19 века в Швеции (1809году), после Второй мировой войны получил широкое распространение в европейских странах.

Характерные демократические черты:

  • независимое положение в системе государственных органов
  • несменяемостью в течение всего срока полномочий парламента
  • открытость и доступность для всех граждан
  • бесплатное оказание помощи гражданам и так далее

В России есть тоже должность Уполномоченного по правам человека

На неё назначает и с неё освобождает Государственная Дума РФ.

Первым с января 1994года был С.А.Ковалев.

Сегодня это Т.Н.Москалькова – с 22 апреля 2016 года.

16 апреля 1996года Государственная Дума приняла закон

«Об Уполномоченном по правам человека в РФ».

В нем определены:

  • порядок назначения и освобождения от должности
  • его компетенция
  • организационные формы
  • условия деятельности.

Таким образом, Конституция Р. Ф. гарантирует права и свободы человеку и гражданину. Государство обеспечивает гарантии соблюдения данных прав. Однако широк и круг обязанностей людей перед государством, которое вправе потребовать исполнение данных обязанностей каждым гражданином РФ.

Защита прав происходит в государстве. Однако в случае несогласия с решениями суда, граждане могут обратиться за помощью в мировое сообщество. Всё это свидетельствует о демократическом характере нашего государства.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Политические права человека по конституции

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Основные права гражданина Россиийской Федерации ›
  • Что такое политические права человека?

Что такое политические права человека?

Политические права – это права, осуществлении которых непосредственно связано с государством, поскольку без государства нет политики. Они сформировались примерно в то же время, что и личные права, однако несли в себе дискриминационные черты, от которых человечество избавлялось на протяжении столетия – неравенство мужчин и женщин в правах, имущественные, классовые, сословные цензы и многое другое. Политические права – это второй и последний элемент прав и свобод человека и гражданина первого поколения, который дает возможность гражданнам участвовать в общественно-политической жизни страны и управлении государством.

Сегодня политические права подчиняются принципам, что и все права:

равенства всех и каждого,

недопущение дискриминации по какому-либо признаку,

полнота обладания правами свободами человека.

К политическим правам относятся:

1. свобода объединений и их деятельности – свобода создавать, вступать, выходить и состоять в партиях, движениях, общественных объединениях, профсоюзах для защиты и выражения своих интересов (ст. 30 Конституции РФ),

2. свобода собраний – проведения мирных шествий, митингов, пикетирований (ст. 31 Конституции РФ),

3. право на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ),

4. право избирать и быть избранными в законодательные, представительные, исполнительные органы государственной и муниципальной власти, иметь равный доступ к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ),

5. право участвовать в отправлении правосудия – в качестве судей или присяжных заседателей (ст. 32 Конституции РФ),

6. право на обращение в органы государственной, муниципальной власти (ст. 33 Конституции РФ).

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, obschestvoznanie-ege.ru, xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий