Особенности правового режима защитных лесов

Авторская курсовая работа

Выполнена в 2017 году, 28 страниц, 30 сносок в тексте. Уникальность — 75% (сделана ручным методом — все написано своими словами).

Оглавление:

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И КАТЕГОРИЗАЦИЯ ЗАЩИТНЫХ ЛЕСОВ 5

1.1. Понятие и правовой режим защитных лесов 5

1.2. Категории защитных лесов и их классификация 8

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ЗАЩИТНЫХ ЛЕСОВ 11

2.1. Леса, находящиеся на особо охраняемых природных территориях 11

2.2. Леса, расположенные в водоохранных зонах 13

2.3. Леса, функционирующие для защиты природных и иных объектов 15

2.4. Ценные леса 19

Список использованной литературы 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы

1.1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2006. – №50. – Ст. 5278.
  3. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. – №5. – Ст. 610 (утрат. силу).
  4. О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2006 № 201-ФЗ (в действующей ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2006. – №50. – Ст. 5279.
  5. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. – №12. – Ст. 1024. – (в ред. от ред. от 28.12.2016). – СПС «Консультант Плюс».
  6. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – №2. – Ст. 133. – (в ред. от ред. от 03.07.2016). – СПС «Консультант Плюс».
  7. Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов: Приказ Рослесхоза от 14.12.2010 № 485 // Рос. газета. – 2011. – №8. – СПС «Консультант Плюс».
  8. Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях: Приказ МПР РФ от 16.07.2007 № 181 // Бюлл. норм. актов федер. органов исполнительной власти. – 2007. – №38. – СПС «Консультант Плюс».

1.2. Акты высших органов судебной власти Российской Федерации, имеющие нормативное содержание

  1. О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: постановление Пленума Верхов. Суда Рос. Федерации от 18 октября 2012 г. №21 // Бюл. Верхов. Суда Рос. Федерации. – 2012. – № 12. – С.14-19.

2. Материалы судебной практики

  1. Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 27.05.2015 по делу № 33-3269/2015 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  2. Апелляционное определение Белгородского областного суда от 11.03.2014 № 33-739/2014 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  3. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.04.2016 № Ф03-647/2016 по делу № А73-6061/2014 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  4. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.04.2016 по делу № А26-1478/2015 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  5. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.12.2015 по делу № А05-1035/2015 Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  6. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 № 17АП-11652/2015-АК по делу № А71-3196/2015 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  7. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.02.2015 № Ф06-20775/2013 по делу № А72-4674/2014 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  8. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2014 № 07АП-5304/14 по делу № А67-51/2014 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  9. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.04.2014 по делу № А67-3042/2013 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  10. Постановление ФАС Уральского округа от 20.12.2013 № Ф09-12417/13 по делу № А60-9711/2013 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  11. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.02.2015 № Ф02-198/2015 по делу № А78-3524/2014 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  12. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.10.2015 N Ф03-4373/2015 по делу N А73-4165/2014 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  13. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.10.2015 № Ф07-6196/2015 по делу № А26-9286/2014 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  14. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.04.2015 № Ф04-18219/2015 по делу №А75-8131/2014 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  15. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.04.2015 № Ф04-18219/2015 по делу № А75-8131/2014 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  16. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.08.2014 № Ф07-5245/2014 по делу № А56-61130/2013 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  17. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.10.2013 по делу № А74-4886/2012 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  18. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013 по делу № А41-2670/11 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  19. Постановление ФАС Московского округа от 07.11.2013 по делу № А41-2670/11 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  20. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.06.2013 № Ф03-2284/2013 по делу № А37-3022/2012 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  21. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.04.2013 по делу N А63-1922/2012 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  22. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.12.2012 по делу № А26-1670/2012 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  23. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.10.2012 по делу № А56-64833/2011 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  24. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.12.2011 по делу N А26-10777/2010 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  25. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.08.2010 по делу № А26-1705/2010 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

3. Специальная литература

3.1. Книги

  1. Анисимов, А. П., Шульга, А. Е. и др. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» – М.: Статут, 2014. – 134 с.
  2. Лесной кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий / Е. А. Барыкин, А. А. Бельтюкова, В. Ю. Вобликов и др. / Под ред. А.А. Ялбулганова. – М.: Библиотечка «Российской газеты», 2012. – 654 с.
  3. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С. А. Боголюбов, М. И. Васильева, Ю. Г. Жариков и др. / Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: Проспект, 2012. – 400 с.
  4. Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития: монография / В. Б. Агафонов, В. К. Быковский, Г.В. Выпханова и др. / Под ред. Н. Г. Жаворонковой. – М.: Норма, Инфра-М, 2014. – 160 с.
  5. Тихомирова, Л.А. Зоны с особыми условиями использования территорий: особенности правового регулирования / Л. А. Тихомирова [Электронный ресурс] — СПС «Консультант Плюс», 2014. Режим доступа: 28.03.2017.

3.2. Статьи

  1. Воронцова, А. А. Некоторые особенности правового регулирования лесов (лесных насаждений), расположенных на землях различных категорий / А. А. Воронцова // Экологическое право. – 2012. – № 5. – С. 2 — 7.
  2. Паламарчук, Н. С. Незаконный захват и застройка защитных лесов и особо защитных участков лесов как деятельность, несовместимая с их целевым назначением и полезными функциями (по материалам прокуратуры Хабаровского края и управления лесами Правительства Хабаровского края) / Н. С. Паламарчук // Юридический мир. – 2012. – № 2. – С. 48 — 53.
Это интересно:  Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков

ИНФОРМАЦИЯ О ПОКУПКЕ ЭТОЙ РАБОТЫ

Эта работа была выполнена по индивидуальному заказу и была успешно защищена. В интернете эта работа не выложена, только краткое содержание этой странице для ознакомления.

Каждая работа перед отсылкой клиенту проверяется на актуальность законодательства. Мы можем дополнить работу свежими источниками литературы, добавить свежую судебную практику, изменить оформление по Вашей методичке. Это все входит в стоимость готовой работы.

Стоимость данной работы вы можете назначить сами. Отправьте заявку ниже и укажите свою цену. Если цена справедливая и соответствует качеству работы, мы готовы продать вам эту работу по указанной вами стоимости.

Оплатить можно на карточку Сбербанка, на Яндекс.Деньги, на кошелек Qiwi, в любом отделении Евросети или Связного и т.д.

Контакты

Заказать работу Вы можете по телефону или оформив форму заказа:

Адрес: Россия, Москва, Ленинградский проспект, 77, к. 2

Особенности правового режима лесов

Юридическое понятие лес», основывающееся на анализе сферы действия лесного законодательства и содержания института права лесопользования, должна быть определено как совокупность всех растительных организмов, древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхов, лишайников и т.п.)*(98). Следует уточнить, что речь идет о совокупности названных видов, произрастающих в пределах земель лесного фонда Российской Федерации и землях иных категорий.

По целевому назначению леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам (ст. 10). В зависимости от целевого назначения Лесной кодекс РФ определяет особенности их использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов.

К защитным лесам, в частности, относятся˸

— леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

— леса, расположенные в водоохранных зонах;

— леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; зеленые зоны, лесопарки; городские леса; леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

— ценные леса (государственные защитные лесные полосы; противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры.

При этом Лесной кодекс РФ выделяет особо защитные участки лесов, к которым относятся˸

— берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;

— опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;

— постоянные лесосеменные участки;

— заповедные лесные участки;

— участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;

— места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных.

Кодексом определяется правовой режим отдельных категорий лесов. Так, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных самим Кодексом. Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений (ст. 105).

Читайте также

Правовое понятие леса определено Лесным кодексом РФ – лес представляет собой совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Такое. [читать подробнее].

Юридическое понятие «лес», основывающееся на анализе сферы действия лесного законодательства и содержания института права лесопользования, может быть определено как совокупность всех растительных организмов, древесных, кустарниковых, травянистых и других. [читать подробнее].

Юридическое понятие «лес», основывающееся на анализе сферы действия лесного законодательства и содержания института права лесопользования, может быть определено как совокупность всех растительных организмов, древесных, кустарниковых, травянистых и других. [читать подробнее].

Юридическое понятие «лес», основывающееся на анализе сферы действия лесного законодательства и содержания института права лесопользования, может быть определено как совокупность всех растительных организмов, древесных, кустарниковых, травянистых и других. [читать подробнее].

Правовое понятие леса определено Лесным кодексом РФ – лес представляет собой совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Такое. [читать подробнее].

6.1. Особенности правового режима лесов

Юридическое понятие «лес», основывающееся на анализе сферы действия лесного законодательства и содержания института права лесопользования, может быть определено как совокупность всех растительных организмов, древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхов, лишайников и т.п.) .

По целевому назначению леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам (ст. 10). В зависимости от целевого назначения Лесной кодекс РФ определяет особенности их использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов.

К защитным лесам, в частности, относятся:

— леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

— леса, расположенные в водоохранных зонах;

— леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; зеленые зоны, лесопарки; городские леса; леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

— ценные леса (государственные защитные лесные полосы; противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры.

При этом Лесной кодекс РФ выделяет особо защитные участки лесов, к которым относятся:

— берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;

— опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;

— постоянные лесосеменные участки;

— заповедные лесные участки;

— участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;

— места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных.

Кодексом определяется правовой режим отдельных категорий лесов. Так, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных самим Кодексом. Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений (ст. 105).

В зеленых зонах, лесопарках запрещаются:

— использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;

— ведение охотничьего хозяйства;

— ведение сельского хозяйства;

— разработка месторождений полезных ископаемых;

— размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений.

Конкретные особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов (ст. 24).

Это интересно:  Право, теория и понятие права

Кодексом определяются виды использования лесов. Согласно ст. 25 использование лесов может быть следующих видов:

— заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

— заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

— ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

— ведение сельского хозяйства;

— осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

— осуществление рекреационной деятельности;

— создание лесных плантаций и их эксплуатация;

— выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

— выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

— строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

— строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

— переработка древесины и иных лесных ресурсов;

— осуществление религиозной деятельности.

Лесной кодекс РФ требует ежегодного представления в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий лесной декларации, т.е. заявления об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (ст. 26). Декларация подается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Граждане и юридические лица — лесопользователи в соответствии со ст. 49 должны представлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий отчет об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация).

В целях обеспечения рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов Лесной кодекс РФ предусматривает ряд организационно-правовых мер.

Важную роль играет планирование, осуществляемое в форме лесного плана субъекта РФ (ст. 85). В лесном плане определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения.

Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка (ст. 87). Лесохозяйственные регламенты утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Лесохозяйственный регламент разрабатывается на срок до десяти лет и устанавливает:

— виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 данного Кодекса;

— возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;

— ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 Кодекса;

— требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

В свою очередь, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов (ст. 88), подлежащий государственной или муниципальной экспертизе (ст. 89).

Для проверки состояния лесов, определения их количественных и качественных характеристик уполномоченным федеральным органом исполнительной власти проводится государственная инвентаризация лесов (ст. 90). Инвентаризация лесов проводится в целях:

— своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса;

— оценки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;

— информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области государственного лесного контроля и надзора.

Для учета лесов ведется государственный лесной реестр, представляющий собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (ст. 91).

Лесным кодексом РФ регулируется также государственный лесной контроль и надзор, государственный пожарный надзор в лесах, а также муниципальный лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов.

Прогрессивный опыт, накопленный в мире, показывает, что чрезмерные темпы использования лесных ресурсов в действительности не так уж необходимы. Объемы вырубки лесов могут быть значительно снижены усилением контроля за отходами и увеличением использования вторичных материалов. Для производства бумаги и упаковочного картона вместо интенсивных рубок леса многие государства всемерно используют вторичное сырье. Так, доля бумаги, полученной из макулатуры, в общем производстве бумаги составляет в Швеции 53%, в Японии — 52%, Западной Европе — 46%, США — 45%. В этих государствах по всей территории созданы четко действующие и разветвленные системы сбора макулатуры. В России существовавшая система пунктов сбора макулатуры практически разрушена. Макулатура, как правило, выбрасывается в контейнеры для бытовых отходов и вывозится на свалки или сжигается.

6.2. Особенности правового режима растительного мира

Наиболее полно регулирование использования и охраны растительного мира осуществлено в лесном законодательстве. Что же касается растительного мира вне лесов, то отношения по поводу его объектов фрагментарно регулируются земельным, водным, горным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях. Определяя объекты охраны окружающей среды, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» называет леса и иную растительность. Водный кодекс РФ устанавливает обязанность водопользователей не допускать ухудшения среды обитания растительного мира. Для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях, Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривает создание ботанических государственных заказников, а в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира — дендрологических парков и ботанических садов. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений заносятся в Красную книгу РФ, в которой предусмотрен режим их использования и охраны.

Важное экологическое значение наряду с экономическим имеют для охраны растительного мира Постановления Правительства РФ от 17 мая 1995 г. «О неотложных мерах по охране лесов и оленьих пастбищ от пожаров в 1995 году» и от 26 февраля 1992 г. «О нормативах возмещения потерь сельскохозяйственного производства при изъятии, уничтожении или порче оленьих пастбищ».

Уже в 70-е годы ученые обосновали необходимость принятия самостоятельного закона «Об охране и использовании внелесной растительности» . А.Б. Искоян, посвятившая свое исследование охране растительного мира, считает, что таким законом следует:

— установить экологически обоснованные правила и нормы по охране, рациональному использованию и воспроизводству растительного мира;

— ввести запреты и ограничения на пользование растительным миром, включая ограничения сбора диких растений, их цветов и т.п. для нужд населения и народного хозяйства, а также для ботанических коллекций и иных научных целей;

— предусмотреть меры по предотвращению и пресечению самовольного пользования и иных нарушений порядка пользования растительным миром;

— установить меры, обеспечивающие сохранение благоприятной среды произрастания диких растений, а также иные меры .

6. Особенности правового режима лесов

и растительного мира вне лесов

Отношения по поводу лесов и дикого растительного мира вне лесов в российском законодательстве традиционно регулируются разным законодательством: лесным законодательством и законодательством о растительном мире вне лесов. И хотя в естественнонаучном смысле эти природные объекты суть растительный мир, в юридическом смысле они считаются разными природными объектами.

Растительный мир— это совокупность диких растений (наземных и водных), произрастающих в состоянии естественной свободы на территории государства, а также в пределах его континентального шельфа . Обратим внимание на то, что к растительному миру относятся только дикие растения, т.е. экологически связанные с остальной природой. Соответственно, культурные растения, выращиваемые человеком для потребления, не являются частью растительного мира. Отношения по поводу этих растений регулируются аграрным, а также гражданским законодательством.

Искоян А.Б. Правовое регулирование охраны и использования растительного мира. Ереван, 1987. С. 18.

6.1. Особенности правового режима лесов

Юридическое понятие «лес», основывающееся на анализе сферы действия лесного законодательства и содержания института права лесопользования, может быть определено как совокупность всех растительных организмов, древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхов, лишайников и т.п.) . Следует уточнить, что речь идет о совокупности названных видов, произрастающих в пределах земель лесного фонда Российской Федерации и землях иных категорий.

Это интересно:  По какому ГОСТу проставляют номера ИОТ в техдокументации?

По целевому назначению леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам (ст. 10). В зависимости от целевого назначения ЛеснойкодексРФ определяет особенности их использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов.

К защитным лесам, в частности, относятся:

— леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

— леса, расположенные в водоохранных зонах;

— леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; зеленые зоны, лесопарки; городские леса; леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

— ценные леса (государственные защитные лесные полосы; противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры.

При этом Лесной кодексРФ выделяетособо защитные участки лесов, к которым относятся:

— берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;

— опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;

— постоянные лесосеменные участки;

— заповедные лесные участки;

— участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;

— места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных.

Кодексомопределяется правовой режим отдельных категорий лесов. Так, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных самимКодексом. Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений(ст. 105).

В зеленых зонах, лесопарках запрещаются:

— использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;

— ведение охотничьего хозяйства;

— ведение сельского хозяйства;

— разработка месторождений полезных ископаемых;

— размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений.

Конкретные особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов (ст. 24).

Кодексомопределяютсявиды использования лесов. Согласност. 25использование лесов может быть следующих видов:

— заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

— заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

— ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

— ведение сельского хозяйства;

— осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

— осуществление рекреационной деятельности;

— создание лесных плантаций и их эксплуатация;

— выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

— выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

— строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

— строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

— переработка древесины и иных лесных ресурсов;

— осуществление религиозной деятельности.

Лесной кодекс РФ требует ежегодного представления в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий лесной декларации, т.е. заявления об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов(ст. 26). Декларация подается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Граждане и юридические лица — лесопользователи в соответствии со ст. 49должны представлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочийотчет об использовании лесов(информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация).

В целях обеспечения рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов Лесной кодексРФ предусматривает ряд организационно-правовых мер.

Важную роль играет планирование, осуществляемое в форме лесного плана субъекта РФ(ст. 85). В лесном плане определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. К лесному плану прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения. Лесной план утверждается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламентлесничества, лесопарка(ст. 87). Лесохозяйственные регламенты утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Лесохозяйственный регламент разрабатывается на срок до десяти лет и устанавливает:

— виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25данного Кодекса;

— возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;

— ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27Кодекса;

— требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

В свою очередь, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов(ст. 88), подлежащий государственной или муниципальной экспертизе(ст. 89).

Для проверки состояния лесов, определения их количественных и качественных характеристик уполномоченным федеральным органом исполнительной власти проводится государственная инвентаризация лесов(ст. 90). Инвентаризация лесов проводится в целях:

— своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса;

— оценки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;

— информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области государственного лесного контроля и надзора.

Для учета лесов ведется государственный лесной реестр, представляющий собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках(ст. 91).

Лесным кодексомРФ регулируется такжегосударственный лесной контроль и надзор, государственный пожарный надзор в лесах, а также муниципальный лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов.

Прогрессивный опыт, накопленный в мире, показывает, что чрезмерные темпы использования лесных ресурсов в действительности не так уж необходимы. Объемы вырубки лесов могут быть значительно снижены усилением контроля за отходами и увеличением использования вторичных материалов. Для производства бумаги и упаковочного картона вместо интенсивных рубок леса многие государства всемерно используют вторичное сырье. Так, доля бумаги, полученной из макулатуры, в общем производстве бумаги составляет в Швеции 53%, в Японии — 52%, Западной Европе — 46%, США — 45%. В этих государствах по всей территории созданы четко действующие и разветвленные системы сбора макулатуры. В России существовавшая система пунктов сбора макулатуры практически разрушена. Макулатура, как правило, выбрасывается в контейнеры для бытовых отходов и вывозится на свалки или сжигается.

Статья написана по материалам сайтов: referatwork.ru, uchebnik.online, studfiles.net.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий