+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Эколого-правовая охрана водных объектов

юридические науки

  • Шафиков Вильнар Венирович , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный Аграрный Университет
  • ПРАВОВАЯ ОХРАНА
  • ИСТОЩЕНИЕ ВОД
  • ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Похожие материалы

Когда-то давным-давно, исследуя диалектику природы, великий Фридрих Энгельс написал, что попытка контроля человеком природных процессов без тщательно продуманного прогноза на будущее, приведёт к неконтролируемым последствиям, которые всю пользу уничтожат.

И именно сейчас охрана окружающей среды становится важнейшей стороной государственной политики, международных отношений и уклада жизни многих народов, одной из самых главных и критичных проблем научного сообщества.

А как что-то охранять без права, без законов? Поэтому избранная мной тема актуальна.

Правовая охрана вод — это система закрепленных законом мер, направленных на предотвращение их загрязнения, засорения и истощения. Загрязнением и засорением в водном законодательстве признаётся ухудшение качества воды в результате сброса в объекты или вредных веществ либо предметов или взвешенных чаcтиц. Истощение вод — устойчивое сокращение их объема.

В сфере охраны водных объектов важное значение имеет государственное стратегическое планирование.

Законодательством говорит, что использовать водные объекты нужно так, чтобы негативные последствия были максимально предотвращены и/или минимилизированы.. Используя, граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, вне зависимости от их организационно-правовой формы, обязаны проводить производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, которые способствуют охране и защите объектов водного права.

Для необходимого поддержания вод в порядке, устанавливаются обязательные к соблюдению нормативы предельно допустимых вредных воздействий.. Они устанавливаются исходя из:

  • предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта;
  • предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступить в водный объект и на его водосборную площадь.

Для разных загрязняющих веществ это называется «предельно допустимая концентрация», например.

Чтобы не допустить загрязнения или устранить его, устанавливаются источники загрязнения. Это объекты, осуществляющие сброс или иное поступление в воду вредных веществ, ухудшающих качество вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов.

Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, эксплуатируя хозяйственные или любые другие объекты, которые могут повлиять на водные объекты обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод. Сброс сточных вод, содержащих вредные вещества, допускается при наличии лицензии, которая выдаётся органами, которые управляют использованием водного фонда.

И каждый источник должен обладать нормативом предельно допустимого выброса (ПДВ).

При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается:

  • осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;
  • забирать столько воды, что это может повлиять на состояние водоёма;
  • сбрасывать вещества, для которых ещё не установлены нормативы, или возбудителей инфекционных заболеваний.

В случае нарушения законодательных требований, сброс сточных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен вплоть до прекращения деятельности производственного объекта.

А ещё законодательство предусматривает создание особо охраняемых водных объектов — природных экосистем, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, в которых нельзя вести хозяйственную деятельность.[5] Например, специальным Федеральным законом «Об охране озера Байкал» установлен особый правовой режим охраны уникальной экологической системы — Байкальской природной территории, которая является природным объектом всемирного наследия.

Таким образом, российское законодательство в области охраны водных объектов достаточно полно и конкретизировано. Но, конечно, совершенству нет предела, поэтому стоит внести новые идеи в отношении этой проблемы.

Список литературы

  1. Водный кодекс РФ;
  2. Боголюбов С. А. Экологическое право: учебник. — М: Юрайт. 2016
  3. Бринчук М. М. Экологическое право: учебное пособие. — М: Юрайт. 2014.
  4. Федеральный закон Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 N 94-ФЗ (действующая редакция, 2016).
  5. Габассов Л. Г., Балашов Е. В. Правовой режим озера байкал. В сборнике: Зауральский филиал Башкирского государственного аграрного университета, Администрация городского округа город Сибай, Администрация муниципального района, Зианчуринский район. 2012 С. 85-89

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

20.7. Правовая охрана водных объектов

Охрана водных объектов является последним элементом правового режима земель водного фонда. Она выражается несколькими элементами.

1. Существует правовой механизм, обеспечивающий предотвращение нарушений земельного режима. Он выражается в требованиях законодательства к охране водных объектов. Так, при использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные, и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

Правовая охрана водных объектов может выступать в двух формах: запрещение совершения определенных действий и ограничение таковых.

Водный кодекс запрещает: сброс в водные объекты и захоронения в них производственных, бытовых и других отходов; добычу полезных ископаемых, торфа и сапропеля со дна водных объектов или возведение сооружений с опорой на дно способами, которые оказали бы вредное воздействие на поверхностные воды, дно, берега водных объектов и водные биоресурсы; эксплуатацию судов безустройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах; засорение ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников; захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ; производить забор воды из водных объектов, существенно влияющих на их состояние и ряд других.

К ограничениям совершения определенных действий относятся установление специальных зон и полос. Условия и порядок их установления определены Водным кодексом — ст. 111, принятым во ее исполнение Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ноября 1996 г .* В соответствии с данными нормативными актами вод сохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которых устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Минимальная ширина водоохранных зон для рек устанавливается в зависимости от длины реки от истока и от среднемноголетнего уреза воды в летний период. Также ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливается: для водохранилищ — от уреза воды при нормальном подпорном уровне; для морей — от максимального уровня прилива; для болот — от их границы. Минимальная ширина прибрежных защитных полос для рек, озер, водохранилищ и других водных объектов устанавливается в зависимости от вида угодий, прилегающих к водному объекту, и крутизне склонов прилегающих территорий.

*Постановление.которым утверждено «Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» (СЗ РФ. 1996. № 49. Ст.5567).

В пределах водоохранных зон запрещаются: проведение авйационно-химических работ; применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками; использование навозных стоков для удобрения почв; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов; складирование навоза и мусора; размещение стоянок транспортных средств; проведение рубок главного пользования и другие, установленные законодательством, действия.

В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к приведенному выше перечню ограничений запрещается: распашка земель; применение удобрений; складирование отвалов размываемых грунтов; выпас и организация летних лагерей скота; установка палаточных городков; движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального значения.

Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.

Ограничения и запреты могут вводиться также в специальных округах и зонах санитарной охраны.

Существует правовой механизм, обеспечивающий восстановление нарушенного правового режима земель. Например, сделки, совершенные с нарушением водного законодательства РФ, являются не действительными с момента их совершения (ст. 132 ВК РФ).

В целях охраны правового режима существуют меры юридической ответственности за его нарушение. В соответствии со ст. ст. 130, 131 ВК РФ лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную и материальную ответственность. В тех случаях, когда нарушение водного законодательства является одновременно и нарушением должностных обязанностей может применяться и дисциплинарная ответственность.

Перечень правонарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, установлен статьями 47, 57—60 КоАП РСФСР. Среди них: самовольный захват водных объектов; самовольное пользование водными объектами; загрязнение и засорение водных объектов и ряд других. Совершение данных правонарушений влечет наложение штрафа.

Уголовную ответственность за экологические преступления Уголовный кодекс РФ 1996 г . предусматривает в ст. ст. 246—262. Среди них ст. 250 — загрязнение вод, ст. 252 — загрязнение морской среды.

Это интересно:  Условия выхода на досрочную пенсию

Материальная ответственность граждан и юридических лиц за причиненный водным объектам ущерб регулируется ст. 1 ll BK РФ, в соответствии с которой правонарушители возмещают его добровольно либо по решению суда (арбитражного суда) в полном объеме, включая упущенную выгоду.

К дисциплинарной ответственности должностные лица привлекаются, когда правонарушения являются следствием неправомерных действий этих лиц при исполнении ими служебных обязанностей. Отношения по дисциплинарной ответственности — трудовые, поэтому на работников могут быть наложены взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с занимаемой должности,

Подводя итог, следует сказать, что правовой режим земель водного фонда имеет особый объект регулирования — водный объект, в состав которого входят земли водного фонда. Отношения по поводу водных объемов регулируются водным законодательством. В последнее время проведена большая законотворческая работа, в 1995 г . принят Водный кодекс РФ, во исполнение его норм принят массив нормативных актов Правительства РФ. Однако чтобы быть регулятором общественных отношений, данные нормы должны исполняться. Недаром древняя пословица гласит: «Применение — есть жизнь нормы». Но в настоящее время не все положения законодательства четко выполняются. Это проявляется, к примеру, в том, что зачастую не проводится четкий государственный мониторинг водных объектов, не в достаточной мере осуществляется государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, право пользования водным объектом зачастую приводит к злоупотреблению данным правом, а номинальное целевое использование водного объекта оказывается противоположным в реальности.

Также ограниченно применяются нормы законодательства об охране водных объектов. Так, нарушители водного законодательства часто отделываются штрафом, который для них практически ничего не значит, хотя следовало бы применить более серьезные меры уголовно-правового характера.

Таким образом, хотелось бы отметить, что необходимо:

1) усилить деятельность по реализации законодательных норм;

2) продолжить разработку новых нормативно-правовых актов, регламентирующих данную сферу деятельности. В частности, необходимо принять новый Земельный кодекс, являющийся основой отношений, связанных с землей, так как ныне существующий практически не действует.

Правовая охрана природных объектов

Понятие и содержание правовой охраны

Непосредственно, понятие охраны и правоохраны являются разными понятиями. Правовая охрана — это институт экологического права (совокупность правовых норм, содержащих эколого-правовые требования и меры, направленные на реализацию этих требований).

Эколого-правовые требования — эколого-охранные требования. Правовая охрана окружающей среды предполагает охрану окружающей среду в целом и ее отдельных элементов и компонентов окружающей среды.

Задачи правовой охраны:

  • Сохранить природные ресурсы.
  • Предотвратить вредное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду.
  • Улучшить качество отдельных объектов природы. — Улучшить качество окружающей среды в целом.

Содержание правовой охраны:

4 основных элемента:

  • Определение объектов, подлежащих охране и эколого-правовых ( природоохранных) требований в сфере использования этих объектов.
  • Установление мер различного характера ( организационно-правовых, экономических, технико-экологичсеких) направленных на реализацию данных требований.
  • Контроль ( надзор) за соблюдением эколого-правовых требований.
  • Применение мер юридической ответственности.

Эколого-правовые (природоохранные) требования.

Понятие дается в ст 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» — предъявляемые ук хозяйственной или иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные Законами, иными НПА, стандартами, иными документами в области охраны окружающей среды. Требования в области охраны окружающей среды можно классифицировать:

1) Общего и специального характера в зависимости от сферы их действия.

Требования общего характера содержат в обобщенной форме наиболее важные требования, которые являются едиными для всех хозяйствующих субъектов, то есть независимо от того, какой деятельностью эти субъекты занимаются (например, ст 34 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Требования специального характера — касаются отдельных категорий предприятий (например, ст 46 выше указанного Закона).

2) Требования можно классифицировать в зависимости от сферы деятельности: требования в сфере природопользования и в сфере охраны окружающей среды. Требования в сфере природопользования в свою очередь делят на требования по пользованию всех ресурсов природного комплекса или несколькими их видами ( ст 39 ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст 22 ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии»).

Требования по пользованию отдельными объектами природы — эти требования сформулированы в водном, горном, лесном, фаунистическом законодательствах.

Понятие и содержание правовой охраны недр и при недропользовании. Правовая охрана недр — это совокупность приемов и способов, предусмотренных законодательством, направленных на рациональное использование и охрану недр, а так же на безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами. В Главе 3 Закона «О недрах» содержатся требования по рациональному использованию и охраны недр (ст. 23).

  1. Соблюдение установленного порядка предоставления недр для исключения самовольного использования.
  2. Обеспечение полноты геологического изучения.
  3. Проведение государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых.
  4. Обеспечение наиболее полного извлечения основных запасов ископаемых.
  5. Достоверный учет извлекаемых и оставляемых полезных ископаемых и т. д.

Требования по безопасному ведению работ — ст 24 Закона «О недрах». В частности:

  1. Допуск к работам лиц, имеющим специальную подготовку.
  2. Правильное использование взрывных веществ, их учет и хранение.
  3. Систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы.
  4. Осуществление мероприятий по предупреждению внезапного выброса газов.

Существуют правила охраны недр, которые утверждены постановлением госкортезнадзора России от 06.06.05 «№ 71. В этих правилах содержатся требования к проектированию, реализации добычи недр. Для реализации требований осуществляются следующие мероприятия:

  1. Проводится геологическое изучение недр и геолого-экономическая оценка полезных ископаемых.
  2. Проводится государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, а так же государственная экспертиза экологической информации.
  3. Осуществляется государственный учет и государственная регистрация. Учету и регистрации подлежат работы по геологическому изучению и предоставленные для различных целей участки недр. Государственная регистрация также осуществляется в отношении выданных лицензий на недропользование.
  4. Ведется государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых.
  5. Осуществляется лицензирование недропользования — это меры организационно-правового характера.

К мерам экономического характера можно отнести систему платежей в сфере недропользования.

Осуществляется государственный надзор. Он осуществляется как за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, так и за безопасным ведением работ, связанных с использованием недр.

Что касается государственного горного надзора — он осуществляется Ростехнадзором России при осуществлении федерального государтсвенного надзора в сфере промышленной безопасности.

Порядок осуществления того и другого надзора осуществляются на основании Постановлений Правительства РФ ( от 12.05.05 № 293; от 02.02.10 № 39).

Редкие геологические обнаружения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную, культурную ценность могут быть объявлены в установленном порядке геологическими заповедниками, заказниками, либо памятниками природы и культуры.

В случае нарушения законодательства о недрах виновные привлекаются к юридической ответственности.

Понятие и содержание правовой охраны водных объектов и охраны окружающей среды при водопользовании

Правовая охрана водных объектов — представляет собой систему предусмотренных в законодательстве требований по охране вод, водных объектов ( других природных объектов, комплексов), взаимосвязанных с ними систему мер организационно-правового, экономического. Технико-технологического, идеологического характеров и мер юридической ответственности, направленных на сохранение и предотвращение загрязнения, засорения, истощения вод и деградацию водных объектов, иных негативных последствий, охрану смежных природных объектов и окружающей среды. По содержанию форм охраны правовая охрана водных объектов весьма сложное образование. Внутри правовой охраны выделяют различные виды:

1) в зависимости от видов охраняемых водных объектов:

  • поверхностных водных объектов,
  • подземных водных объектов

2) в зависимости от видов водопользования:

— правовая охрана водных объектов при их использовании для:

  • питьевого и водохозяйственного снабжения,
  • сброса сточных вод,
  • сплава леса.

3) в зависимости от условия предоставления водных объектов:

4) в зависимости от стадий хозяйственной деятельности:

  • при размещении,
  • при проектировании,
  • при строительстве,
  • при вводе в эксплуатацию.

5) в зависимости от содержания водоохранных мер:

  • от загразнения,
  • от истощения,
  • засорения,
  • при проведении различного рода работ.

6) виды пользования смежными природными объектами:

  • при землепользовании,
  • при лесопользовании,
  • при недропользовании.

Требования по охране водных объектов — ст 39 ВК РФ:

В частности они обязаны вести учет изъятых водных ресурсов, учитывать объемы сброшенных сточных вод, содержать в исправном состоянии и использовать очистные сооружения и гидротехнические сооружения, наблюдать за состоянием водного объекта, водоохранной зоны. etc

Эти требования конкретизируются с учетом специфики отдельных видов водопользования. Например, ст 62 ВК РФ — деятельность предприятий, которые используют водные объекты для производства электроэнергии. Поскольку хозяйствующие субъекты существенно загрязняют водные объекты, поэтому требования общего характера, касающиеся их деятельности и обеспечивающие сохранение благоприятной водной среды, содержатся в Главе 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»; ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» ВК РФ, кроме того, они могут устанавливаться в договорах водопользования и определяться в соответствии с социально-экономическими и экологическими особенностями территории.

Выделяют две подгруппы требований:

1) общего характера требования, которые должны соблюдаться на всех стадиях хозяйственной деятельности. В частности, выполнение мер по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству водных ресурсов и других природных объектов, обеспечение экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий деятельности хозяйствующих субъектов при приоритете сохранения благоприятной окружающей среды.

Это интересно:  Виды составов коррупционных правонарушений

2) Устанавливаются к отдельным стадиям хозяйственной деятельности. На стадии выбора места размещения объекта хозяйственной деятельности — при выборе места должно быть обеспечено благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных, в том числе водных систем.

Согласно ВК РФ, в водоохранных зонах допускается размещение хозяйственных объектов при условии их оборудования очистными сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от засорения, загрязнения. При размещении предприятий ВК РФ требует учитывать данные, содержащиеся в схемах комплексного использования и охраны водных ресурсов. При размещении водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных вод должны быть предусмотрены меры по предотвращению загрязнения поверхностных водных объектов и иного ( ст 59 ВК РФ). При размещении гидротехнических сооружений следует учитывать их влияние на состояние водного объекта и должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия (санитарные правила).

При проектировании следует учитывать особенности предприятий, связанные с их влиянием на здоровье человека. Для этого законодатель предполагает учитывать пределы антропогенной нагрузки на окружающую среду, в том числе на водные объекты. Так же требуется предупреждение и устранение водных объектов вредными отходами, сбросами, следует применять ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране вод и окружающей среды в целом. Законодатель запрещает изменять стоимость проектных работ за счет исключения из проектов мероприятий по охране окружающей среды и водных объектов.

При проектировании предприятий, ранее нарушенных хозяйственной деятельностью дожны соблюдаться гигиенические требования с целью предупредить заболевания населения. Учитывая, что водные объекты — среда обитания тех или иных ресурсов — проекты подлежат согласованию с органами рыбохраны. В ВК РФ содержится запрет на проектирование прямоточных систем технического водоснабжения ( ст 60 ВК РФ).

Строительство — возможно только по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов, а так же запрещается вносить в эти проекты изменения в ущерб охране окружающей среды, в том числе и водных объектов. При строительстве объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Ввод в эксплуатацию объектов возможен при условии выполнения в полном объеме водоохранных и экологических требований, предусмотренных проектами. Запрещается ввод в эксплуатацию тех объектов, которые не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания выбросов и сброса загрязняющих веществ и безопасного размещений отходов производства, не оснащенных средствами контроля за загрязнением вод и окружающей среды. Не допускается ввод в эксплуатацию объектов, которые не обеспечены сооружениями для предотвращения и устранения загрязнения вод. При эксплуатации объектов необходимо соблюдать технологии и требования в области охраны водных объектов, должны соблюдаться хозяйствующими субъектами нормативы в области охраны окружающей среды ( нормативы качества и нормативы допустимого воздействия ).

Особые требования установлены к отходам. Согласно ст 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы подлежат сбору, обезвреживанию, использованию, транспортировке, хранению, захоронению способами, безопасными для окружающей среды.

Запрещается сброс отходов в поверхностные и подземные водные объекты, размещение опасных отходов вблизи нерестилищ, захоронение опасных отходов на водосборных площадях подземных вод, используемых в качестве водоснабжения или извлечения ценных минералогических ресурсов. Ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпид. благополучии населения» требует соблюдения санитарных требований, когда речь идет об отходах.

Предприятия обязаны обеспечить благосостояние подведомственной территории. В ВК РФ есть требования к лесопользователям, недропользователям, землепользователям с целью обеспечить охрану водных объектов. Кроме того водное законодательство учитывает эколого-экономическое и социальное значение территорий, где расположены водные объекты.

Для осуществления правовых требований обеспечивается система мер, таких как:

  • оценка воздействия на окружающую среду,
  • кологическая экспертиза,
  • ормирование,
  • кологический аудит,
  • осударственный надзор.

Понятие правовой охраны лесов и защита лесов

Леса подлежат охране от:

  • пожаров,
  • загрязнения,
  • защита от вредных организмов.

Охрана и защита лесов осуществляется ОГВ и ОМС в пределах их полномочий. Охрана лесных участков, предоставленных гражданам и ЮЛ в аренду осуществляется арендаторами на основании проекта освоения лесов ( см ст 53 и 55 ЛК РФ). В случае возникновения ЧП — могут привлекаться все. Основы пожарной безопасности лесов ( ст 53-53.8 ЛК РФ).

Кроме того, обязательны к исполнению требования, установленные правилами пожарной безопасности в лесах. За нарушение этих правил предусмотрена административная и уголовная ответственность. Охрана лесов от пожаров предполагает осуществление целого комплекса мероприятий, которые должны предупредить, обнаружить, ограничить распространение, потушить пожар. К таким мероприятиям относят:

  • мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров,
  • разработка и утверждение планов пожаров,
  • иные меры пожарной безопасности.

Защита лесов от вредных организмов: под ними ЛК РФ понимает растения и животных или болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам и лесным ресурсам. Чтобы этого не случилось, законодатель требует осуществлять лесозащитное районирование, лесопатологическое обследование, лесопатологический мониторинг, авиационные, наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, проведения санитарно-оздоровительных мероприятий — ст 55 Лк РФ, а так же правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.06.07 №414.

Лесозащитное районирование предполагает определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы.Основной критерий — степень повреждения лесов вредными организмами. Лесопатологические обследования позволяют получить информацию о текущем санитарном и лесопатологическом состоянии. Результаты лесопатологического обследования используются для лесопатологического мониторинга, который необходим для осуществления управления в области защиты лесов и обеспечения санитарной охраны. Для того чтобы ликвидировать очаги вредных организмов используют ферамоны, а потом используют пестициды для уничтожения. К санитарно-оздоровительным мероприятиям относят вырубку погибших поврежденных лесных насаждений. Особо ценные растения с целью обеспечить охрану заносят в красные книги.

Правовая охрана объектов животного мира

Это совокупность мер, предусмотренных законодательством и направленных на охрану, воспроизводство животного мира и среды его обитания. Устанавливаются эколого-правовые требования по использованию и охране объектов животного мира. В частности, любая хозяйственная деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха, путей миграции должна осуществляться с соблюдением требований по охране животного мира. В процессе хозяйственной деятельности необходимо сохранять пути миграции, граждане и юридические лица, занимающиеся разведением живых объектов должны гуманно к ним обращаться, запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов, удобрений и других опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов, сырья и отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибель объектов животного мира, а также среды их обитания и т д. Для реализации требований разрабатываются различные мероприятия:

1) по характеру мер:

  • биологические,
  • организационно-правовые,
  • технологические,
  • воспитательные.
  • меры по охране естественных систем,
  • меры, направленные на сохранение генетического разнообразия,
  • меры, направленные на рациональное использование животного мира и их среды обитания.

3) По содержанию:

  • разработка на различных уровнях программ по охране и воспроизводству объектов животного мира,
  • проведение экологической экспертизы ( ст 20 Закона «О животном мире»),
  • установление запретов и ограничений на пользование объектами животного мира,
  • сохранение среды обитания,
  • охрана редких животных,
  • переселение и гибридизация,
  • содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания,
  • регулирование порядка создания зоологических коллекций.

В целях организации охраны животного мира возможно возложение на органы государственной власти, органы местного самоуправления. Их компетенция устанавливается нормативными актами, устанавливающими статус данных органов. В целях обеспечения охраны и использования животного мира осуществляется государственный учет объектов животного мира и их использование. Для этого ведется государственный кадастр объектов животного мира, который содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные. Для своевременного выявления изменения численности, физического состояния объектов животного мира, в структуре, качестве и площади среды обитания таких объектов, оценки этих изменений, предупреждение и устранение последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно-обоснованного их использования осуществляется государственный мониторинг объектов животного мира. Обязательной мерой охраны является государственная экологическая экспертиза, которой подлежат удобрения, пестициды, биостимуляторы роста растений, а так же материалы, обосновывающие объемы изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов. Также мерой является нормирование, которое заключается в установлении нормативов изъятия объектов животного мира и уже в пределах этих нормативов выдаются разрешения, в частности на охоту и рыболовство. Предупреждение, выявление, пресечение нарушений фаунистического законодательства осуществляется в процессе федерального государственного надзора. В случае выявления нарушений — лицу грозит юридическая ответственность.

Это интересно:  Можно ли уволить мать-одиночку с работы

Правовая охрана атмосферного воздуха

Атмосферный воздух — это жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и других помещений. Правовая охрана атмосферного воздуха — это совокупность предусмотренных законодательством мер, направленных на сохранение чистоты атмосферного воздуха, предотвращение различных вредных последствий на воздух. Особенностью охраны атмосферного воздуха является то, что она осуществляется не ради самого воздуха, а в целях охраны жизни и здоровья человека, окружающей среды, ее отдельных объектов, материальных и социальных ценностей. Атмосферный воздух подлежит охране от загрязнения вредными веществами, то есть такими химическими и биологическими веществами либо их смесями, которые в определенной концентрации оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, а так же атмосферынй воздух охраняют от вредного физического воздействия, то есть от воздействия шума, вибрации, температурного и других физических факторов. Особой охране подлежит озоновый слой атмосферы, который охраняют от разрушения.

Законодательством устанавливаются различные требования в виде запретов, в частности, такие как запрещается внедрение новых технологий, техники, материалов, веществ и другой продукции, а так же применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают требованиям охраны атмосферного воздуха. Запрещается выброс в атмосферу веществ, степень и опасность которых для жизни и здоровья человека и окружающей среды не установлена. Запрещается размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных веществ в атмосферный воздух. Запрещается проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятных изменениям климата и озонового слоя земли, ухудшению здоровья людей, уничтожения генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей среды и другие требования. К организационно-правовым мерам охраны атмосферного воздуха относят:

  • нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на него. Устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества,
  • организация регистрационных испытаний вредных веществ и потенциально опасных веществ, которые оказывают или могут оказать вредное воздействие на человека и окружающую среду и их государственная регистрация,
  • выдача разрешений на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и разрешений на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух,
  • ограничение, приостановление или прекращение выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух при отсутствии разрешений на них,
  • ведется государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников,
  • проводится инвентаризация выбросов,
  • осуществляется государственный мониторинг атмосферного воздуха и т.д.

Осуществляется государственный экологический надзор на федеральном и региональном уровне. Юридические лица и ИП, которые имеют источники загрязнения воздуха обязаны осуществлять производственный экологический контроль за охраной атмосферного воздуха. Общественный контроль осуществляется общественными объединениями, гражданами, организациями. Озоновый слой — является объектом международно правовой охраны. Озоновый слой — это слой атмосферного воздуха над пограничным слоем планеты, который защищает землю от солнечной радиации. От его состояния зависит и климат планеты. В процессе хозяйственной деятельности образуются химические вещества — фтор, хром, углероды, разрушающие озоновый слой и образующие в нем дыры.

Охрана озонового слоя: обеспечивается Венской конвенцией об охране озонового слоя 1985 года. Так же — Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой 1985 года.

Россия подписала указанные документы, поэтому статья 54 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрела охрану озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений посредством регулирования нормативно-правовыми актами Правительства РФ производства и использования веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы в соответствии с международными договорами РФ.

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ВОД

В соответствии с Водным кодексом РФ все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

Понятием «загрязнение» охватывается не только сброс сточных вод, содержащих химические вещества в количествах свыше допустимых норм, но и так называемое тепловое загрязнение, а также появление в воде микроорганизмов в недопустимых концентрациях. Критерием загрязненности воды является ухудшение ее качества вследствие изменения физических (повышение температуры), химических, биологических, органолептических свойств (вкус, запах, цветность, прозрачность) и появления вредных веществ для человека, животного и растительного мира. На органы исполнительной власти РФ и ее субъектов возложена обязанность осуществлять охрану водных объектов от всех видов загрязнения, включая диффузное загрязнение (загрязнение через поверхность земли и воздух) Российская Федерация. Водный кодекс Российской Федерации от 03 июня 2006 г. №74 ФЗ (ред. от 19 июня 2007 г.) ст. 91

Под истощением понимается сокращение количества воды в водоеме, происходящее под влиянием человеческой деятельности и носящее устойчивый характер. Оно не относится к сезонным колебаниям стока воды в реках или естественным изменениям запаса воды в морях и озерах и т.д.

В целях регулирования охраны водных объектов от загрязнения и засорения Водный кодекс РФ предусматривает ряд конкретных мер, в том числе запретительных. Так, запрещаются:

  • * сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов;
  • * засорение ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников производственными, бытовыми и иными отходами и отбросами, а также загрязнение их нефтяными продуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами. Забор льда не должен влиять на состояние водных объектов и приводить к истощению запасов поверхностных и подземных вод;
  • * захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ (материалов) в водные объекты. Сброс сточных вод, содержащих токсичные вещества (материалы), в водные объекты допускается только после их очистки в установленном порядке;
  • * проведение на водных объектах взрывных работ, при которых используются ядерная и иные виды технологий, сопровождающихся выделением радиоактивных и токсичных веществ.

Не разрешается эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а также иных объектов, находящихся на поверхности водных объектов, без устройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах и объектах.

Добыча полезных ископаемых, торфа и сапропеля со дна водных объектов или возведение сооружений с опорой на дно должны осуществляться такими способами, которые не оказывали бы вредного воздействия на поверхностные воды, дно, берега водных объектов и водные биоресурсы.

Устанавливая в целях охраны вод требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, а также к внедрению новых технологических процессов, Водный кодекс РФ запрещает ввод в эксплуатацию:

  • * хозяйственных и других объектов, в том числе фильтрующих накопителей, захоронений отходов, городских и других свалок, не оборудованных устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение, засорение, истощение водных объектов и вредное воздействие вод;
  • * водозаборных и сбросных сооружений без рыбозащитных устройств и устройств, обеспечивающих учет забираемых и сбрасываемых вод;
  • * животноводческих ферм и других производственных комплексов, не имеющих очистных сооружений и санитарно-защитных зон;
  • * оросительных, обводнительных и осушительных систем, водохранилищ, плотин, каналов и других гидротехнических сооружений до проведения мероприятий, предотвращающих вредное воздействие вод;
  • * гидротехнических сооружений без рыбозащитных устройств, а также устройств для пропуска паводковых вод и рыбы;
  • * водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных вод, без оборудования их водорегулирующими устройствами, водоучитывающими приборами;
  • * водозаборных и иных гидротехнических сооружений без установления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов;
  • * сооружений и устройств для транспортирования и хранения нефтяных, химических и других продуктов без оборудования их средствами для предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных продуктов.

При эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, запрещается:

  • * осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;
  • * производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние;
  • * осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

В соответствии с Водным кодексом РФ нарушение требований по охране и рациональному использованию водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов.

Статья написана по материалам сайтов: www.bibliotekar.ru, be5.biz, vuzlit.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector