Государственная служба. Права и обязанности государственного служащего.

Государственная служба. Права и обязанности государственного служащего.

Государственная служба — это профессиональная деятельность по реализации целей и функций государственных органов. Государственная служба является составной частью государственного управления. Специфические черты государственной службы: 1) публичность, призвана выражать интересы личности и государства (связующее звено между государством и гражданином). 2) исключительно властные функции (обеспечение исполнение полномочий государственных органов).

Основные права гражданского служащего:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, с критериями оценки исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями последовательного должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности служебного времени, предоставлением еженедельных выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ и условиями служебного контракта;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, необходимым для исполнения должностных обязанностей;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов;

9) защиту сведений о персональных данных;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами;

12) объединение в профессиональные союзы гражданских служащих;

13) урегулирование индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим ФЗ, иными ФЗ;

14) проведение по его заявлению служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд при их нарушении;

16) медицинское страхование в соответствии с настоящим ФЗ, ФЗ о медицинском страховании государственных служащих;

17) государственную защиту своей жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Основные обязанности гражданского служащего:

1) соблюдать Конституцию РФ, ФЗ и иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать установленные в государственном органе правила служебного распорядка;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) сохранять государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей конфиденциальные сведения, в том числе сведения, затрагивающие частную жизнь, честь, достоинство и здоровье граждан;

8) беречь государственное имущество, предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, о своих доходах и имуществе, подлежащих налогообложению, об обязательствах имущественного характера;

10) сообщать о выходе из гражданства РФ или приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования служебного поведения, не нарушать запретов, которые установлены федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры к предотвращению такого конфликта.

Государственный сектор экономики: состав, порядок регулирования, тенденции развития.

Специфическим инструментом воздействия на экономику служит государственный сектор. Его специфичность обусловлена тем, что, во-первых, данный сектор сам является объектом государственного регулирования, а во-вторых, он в значительной степени формирует экономический потенциал государства, обеспечивающий его воздействие на хозяйственную жизнь общества.Государственный сектор в реальной экономике представлен, прежде всего, хозяйственными предприятиями. Государственный сектор в экономике характеризуется также наличием разведанных полезных ископаемых, запасами продовольствия, а также объемом пакетов акций, долей на финансовом рынке.Государственный сектор реальной экономики, как инструмент воздействия на социально-экономические процессы, используется для решения следующих задач:- выравнивание экономического цикла посредством обеспечения государственных инвестиций, гос. закупок, реконструкции предприятий инфраструктуры; — поддержка занятости на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест;- формирование наиболее рациональной структуры народного хозяйства посредством реконструкции действующих и строительства новых предприятий в развивающихся отраслях и видах производства; — аккумуляция и перераспределение денежных средств на основе использования налоговой системы, операций на финансовом рынке с государственными пакетами акций, ценными бумагами в целях обеспечения доходов и расходов государственного бюджета, обеспечивающих поддержку деловой активности; — развитие науки, обеспечение технологического применения ее результатов, подготовка научных кадров; — интенсификация внешнеэкономической деятельности с помощью государственных организаций. Использование государственного сектора в качестве регулятора хозяйственной жизни общества остро ставит проблему повышения эффективности его функционирования.Несомненно, специфика той ниши в экономике, которую занимают предприятия и организации государственного сектора (сфера низкой рентабельности, инфраструктура, фундаментальная наука, решение не коммерческих, а общесоциальных задач и т.д.), непосредственно сказывается на уровне его эффективности, но сама данная проблема не становится от этого менее значимой.

Общие концепции и особенности модели социально – экономического развития России.

Правовые основы

Указ Президента Российской Федерации О Министерстве регионального развития Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 24.09.2007 N 1274), Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. N 40 «Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Управление региональным развитием, в том числе разработка региональной политики, опирается на систему региональных прогнозов, дифференцированных по направлениям, отраслям и срокам. Последнее время все большее внимание уделяется долгосрочным прогнозам (с горизонтом свыше 10 лет), что связано со сменой парадигмы национальной динамики — необходимостью перехода к новым технологическим укладам и усилению действия инновационных факторов.

Местные органы власти любого уровня — региона, города или района — выполняют две основные функции: предоставление услуг жителям и предприятиям (содержание дорог, водо-, тепло-, энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и пр.) и управление социально-экономическим развитием подведомственной территории.

Управление развитием может осуществляться с помощью разнообразного спектра стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых управленческих решений, посредством которых местная администрация стремится стимулировать развитие экономики региона, создать новые рабочие места, увеличить налоговую базу, расширить возможности для определенных видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество

методы управления региональным развитием.

Создание благоприятных общих условий для развития деловой активности. К таким условиям следует отнести рыночную инфраструктуру, наличие земли и соответствующих прав на нее для развития новых видов экономической активности, хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство и др.

Регулирование деловой активности. Администрация формирует побудительные мотивы предпринимателей с целью принятия ими необходимых для развития данного региона решений. Это достигается, в частности, путем уменьшения местных налогов либо предоставления дешевого капитала с помощью инструментов займа, субсидий, гарантий и даже прямых заимствований.

28. Основное содержание и задачи муниципального управления.

Содержание: муниципальное управление служит интересам муниципального управления (субъект) и само муниципальное образование (объект), постоянно взаимодействующих на началах самоорганизации и самоуправления. Миссией муниципального управления является повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования.

Правовая основа местного самоуправления:

1)международные правовые акты;

2) нормативные правовые акты федераль­ного значения. А)Конституция Российской Федерации б) Федеральные законы (ФЗ № 131 от 03.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») в)Указы Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Конституционного Суда;

3) составляют нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (уставы, законы и иные правовые акты органов государст­венной власти субъектов Российской Федерации);

4) решения, принятые на местном референдуме, сходе граждан, решения представи­тельных и исполнительных органов местного самоуправления, должно­стных лиц местного самоуправления (положения о бюджетном устройстве и бюджетном процес­се, положения о структуре органов местного самоуправления, о порядке управления муниципальной собственностью).

Основными задачами муниципального управления являются:

1) создание и развитие местного хозяйства как совокупности предприятий, организаций, учреждений различных форм собственности; 2) координация их деятельности в целях наиболее полного удовлетворения общественных интересов и потребностей; 3) создание благоприятных условий для формирования достаточной инфраструктуры; 4) разработка прогнозов развития муниципального образования; 5) образование единого экономического, социального, культурного, информационного пространства; 6) привлечение непосредственно населения к процессу управления муниципальным образованием.

Основные научные школы государственного управления. Содержание процесса управления.

В настоящее время в теории государственного управления выделяются несколько исторически сложившихся школ и направлений. Ведущими среди них являются американская, английская, французская и немецкая.

А. Маслоу разработал иерархию потребностей, согласно которой мотивами поступков людей являются в основном потребности не экономические (как полагали “классики”), а социальные, эгоистические, позволяющие реализовать творческие возможности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, А. Маслоу рекомендовал использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие создание благоприятного психологического климата в коллективе, консультации со служащими и предоставление им более широких возможностей для реализации своего творческого потенциала в работе.

В 50-е годы в США возникает поведенческий подход, в его основе стремление раскрыть возможности человека в управленческом процессе. В рамках подхода разработана теория X и Y Макгрегора. Теория X гласит: средний человек не любит трудиться и по возможности избегает работы. Теория Y гласит, что для человека расходовать моральные и физические силы на работу так же естественно, как отдыхать или играть. Это означает, что человека можно стимулировать на труд, если дать ему возможность полностью раскрыться, брать на себя ответственность, ощущать свою значимость для организации. Мак-Грегор работал над теорией Z, в которой пытался соединить запросы и стремления корпорации и отдельного человека.

Это интересно:  Изменения в правила оплаты штрафов

Во французской школе гос. управления классиком считается Анри Файоль, его “теория администрации” изложена в книге “Общее и промышленное управление”. А. Файоль дал классическое определение научному управлению: “Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть, то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать, то есть строить двойной — материальный и социальный — организм учреждения; распоряжаться, то есть заставлять персонал надлежаще работать; координировать, то есть связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать, то есть заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям. ” А. Файоль сформулировал 14 общих принципов управления. Это разделение труда, власть, дисциплина, единство распорядка, единство руководства, подчинение частных интересов общим, вознаграждение персонала, централизация, иерархия, порядок, справедливость, постоянство состава персонала, инициатива, единение персонала. Сформулированные Файолем правила в течение нескольких десятилетий были общепринятыми. Алэн своей работе “Элементы доктрины радикалов” дает анализ системы административно-государственного управления во Франции. Алэн подчеркивает, что в современном государстве подлинной властью располагают не политические деятели, а высокопоставленные чиновники из аппарата управления.

Немецкая школа государственного управления является наиболее влиятельной среди европейских школ. В. Вебер считал, что на тех, кто правит, возложена задача создания административной элиты, которая должна быть легитимирована (признана) народом, общественным мнением. Концепция Эрхарда связана с повышением социальной роли государственного администрирования. Она провозглашала подчинение всех групп населения общему благу, усиление роли правительства, примирение всех классов с существующим социальным строем. В теории государственного управления широко используется теория социального конфликта, разработанная Р. Дарендорфом. Он предложил способы регулирования конфликтов на различных уровнях государственного управления. методы и методики профилактики конфликтных ситуаций, Этапов протекания конфликта, управления конфликтными процессами. Таковы в целом основные достижения немецкой школы государственного администрирования.

Государственная служба. Права и обязанности государственного служащего.

Государственная служба — это профессиональная деятельность по реализации целей и функций государственных органов. Государственная служба является составной частью государственного управления. Специфические черты государственной службы: 1) публичность, призвана выражать интересы личности и государства (связующее звено между государством и гражданином). 2) исключительно властные функции (обеспечение исполнение полномочий государственных органов).

Основные права гражданского служащего:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, с критериями оценки исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями последовательного должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности служебного времени, предоставлением еженедельных выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ и условиями служебного контракта;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, необходимым для исполнения должностных обязанностей;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов;

9) защиту сведений о персональных данных;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами;

12) объединение в профессиональные союзы гражданских служащих;

13) урегулирование индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим ФЗ, иными ФЗ;

14) проведение по его заявлению служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд при их нарушении;

16) медицинское страхование в соответствии с настоящим ФЗ, ФЗ о медицинском страховании государственных служащих;

17) государственную защиту своей жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Основные обязанности гражданского служащего:

1) соблюдать Конституцию РФ, ФЗ и иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать установленные в государственном органе правила служебного распорядка;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) сохранять государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей конфиденциальные сведения, в том числе сведения, затрагивающие частную жизнь, честь, достоинство и здоровье граждан;

8) беречь государственное имущество, предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, о своих доходах и имуществе, подлежащих налогообложению, об обязательствах имущественного характера;

10) сообщать о выходе из гражданства РФ или приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования служебного поведения, не нарушать запретов, которые установлены федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры к предотвращению такого конфликта.

Права и обязанности госслужащих

Аналогичная позиция прослеживается и у другого автора — ДМ. Овсянко, который считает, что «на государственных служащих распространяется законодательство о труде, поскольку соответствующего специального нормативного акта в административном праве пока нет»[10]. Данную точку зрения разделяет также Д.Н. Бахрах, который, называя гарантии личными правами государственного служащего, считает, что они «призваны косвенно обеспечивать его эффективную деятельность»[14]. Преимущество косвенных методов, по мнению Д.Н. Бахраха, состоит в том, что «использование косвенных методов не сразу приводит к желаемому результату, но развивает активность исполнителей, и поэтому полученные результаты достаточно прочны»[15].

Права государственного служащего выступают в качестве основного элемента правового статуса федерального государственного гражданского служащего, раскрывающего демократизм государственной службы и обусловливающего ее эффективное функционирование,

Права государственных служащих представляют собой комплекс правовых возможностей, во-первых, предоставленных им Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ как гражданам РФ; во-вторых, вытекающих из факта замещения ими государственных должностей государственной службы (должностные или служебные права); в-третьих, определяемых особенностями отдельных видов государственно-служебной деятельности (например, налоговой, таможенной, военной службы или иных органов). Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. — М.: изд. Статут, 2009. — с.200.

В статье 14 Закона о государственной гражданской службе Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «О государственной гражданской службе Российской Федерации// КонсультантПлюс: справочная правовая система. — Версия Проф, сетевая. — Электронные данные. -М., 2014. предусматриваются общие для всех государственных гражданских служащих права, обладание которыми не связано с конкретными государственными должностями.

Государственным служащим предоставлен значительный объем служебных (должностных) прав. И наиболее существенными из них являются следующие:

принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

ознакомление со всеми документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности;

получение информации и материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей;

посещение для исполнения должностных обязанностей различных объектов независимо от формы собственности;

ознакомление со всеми материалами своего личного дела;

проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство.

Служащий вправе участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности государственной службы. Ему предоставлено право продвижения по службе (должностная карьера), на увеличение денежного содержания, а также на переподготовку и повышение квалификации. В соответствии со стажем государственной службы он имеет право на социальное обеспечение. Для защиты своих интересов государственные служащие вправе объединяться в профсоюзы.

Для разрешения споров, связанных с государственной службой, служащий может обратиться в соответствующие государственные органы или в суд (например, по вопросам квалификации и аттестации, приема на службу, ее прохождения, реализации своих прав).

На три группы делит права государственного служащего Старилов Ю.Н.:

1. права, обеспечивающие уяснение служащими своего правового статуса и его правовую защиту;

2. права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей;

Охотский Е.В. подразделяет права государственного служащего тоже на три, но другие группы: статусные, функциональные, социально-личностные. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего // Государство и право. 2003. №9. с.19.

Рассматривая права в соответствии с данной классификацией и на основе закона о государственной гражданской службе, к первой группе прав следует отнести:

1. Право на ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанностями по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста. В соответствии со статьей 47 Закона о государственной гражданской службе 2004 г., профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «О государственной гражданской службе Российской Федерации// КонсультантПлюс: справочная правовая система. — Версия Проф, сетевая. — Электронные данные. -М., 2014.

Это интересно:  Не пустили коммунальщиков проверить состояние счетчика воды: каковы последствия? Разъяснения прокуратуры

В должностной регламент включаются квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, образованию и стажу работы; должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего и др.

Под критериями оценки эффективности исполнения государственной должности имеются в виду оценочные показатели, складывающиеся из многих факторов служебной деятельности и вместе с тем охватывающие широкий круг служебных и моральных проблем.

2. Право на ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов. При реализации данного права гражданский служащий может изучить свое личное дело полно и конфиденциально, сделать для себя записи и снять копии с документов.

3. Право на рассмотрение индивидуальных служебных споров;

4. Право на проведение по его заявлению служебной проверки. Данное право выступает своеобразной гарантией государственного служащего и членов его семьи от угроз, насилия, оскорблений, ложных обвинений. Срок проведения служебной проверки не должен превышать 30 суток.

Ко второй группе прав государственного гражданского служащего относятся:

1. Право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа. В целях реализации данного права гражданский служащий вправе запрашивать любую необходимую информацию, пользоваться современными научными и организационно-техническими средствами ее хранения и обработки, а также иметь возможность применять указанные средства в процессе своей служебной деятельности.

2. Право на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием этих сведений. Доступ гражданских

3. Право на доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

4. Право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном законом о государственной гражданской службе и другими федеральными законами. Данное право принадлежит всем гражданским служащим, независимо от занимаемых должностей государственной гражданской службы и присвоенных классных чинах.

Переподготовка может быть разного типа, а именно: подготовка к занятию должности гражданской службы, профессиональная подготовка в процессе прохождения службы, повышение квалификации, переквалификация, подготовка к аттестации и квалификационному экзамену.

Переподготовка, повышение квалификации должны осуществляться государственными органами в соответствии с Федеральным законом от 13.01.1996 г. «Об образовании» Федеральный закон от 13.01.1996 N 12-ФЗ (с изм. от 01.12.2007) «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»// КонсультантПлюс: справочная правовая система. — Версия Проф, сетевая. — Электронные данные. -М., 2014..

Наконец, последнюю, третью группу прав государственного гражданского служащего составляют:

— Право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Имеется в виду право на создание безопасных и здоровых условий труда в нормальной социально-психологической обстановке согласно нормативам, установленным действующим законодательством (трудовым и другими отраслями законодательства, а также должностными инструкциями), и с учетом специфических особенностей управленческого труда. Система безопасных и здоровых условий включает правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия.

— Право на отдых , обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

— Право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законом о государственной гражданской службе, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ст. 50 Закона о государственной гражданской службе). Денежное содержание состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином и иных ежемесячных и дополнительных выплат.

— Право на защиту сведений о гражданском служащем;

— Право на членство в профессиональном союзе; Данным правом охватываются отношения, связанные с созданием профсоюзов, которые предполагают профессиональный плюрализм в виде широкого разнообразия интересов в рамках государственной службы.

-Право на государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

— Право на государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и их семей.. Это право предполагает получение пенсии с учетом стажа гражданской службы (выслуга лет), пенсии членам семьи гражданского служащего по случаю потери кормильца, в случае смерти, связанной с исполнением гражданским служащим должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с гражданской службы. Принципиально иной позиции придерживаетс Л.A. Чиканова. Указанный автор считает, что “по своей сущности (характеру) указанные отношения являются не чем иным, как трудовыми правоотношениями, ибо отвечают всем признакам, характеризующим такие правоотношения: вхождение в штат государственного органа, выполнение определенной трудовой функции, то есть работы (службы) по определенной должности, специальности и квалификации, подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, включающего, в частности, и подчинение распоряжениям и указаниям начальников (администрации) и др.»[11]. Кроме того, по мнению JI.A. Чикановой, «выведение правового регулирования трудовых отношений государственных служащих за рамки трудового права вряд ли будет способствовать повышению уровня их правовой защищенности, ибо среди всех других отраслей права именно трудовое право призвано осуществлять в полной мере функцию социальной защиты работников»[12].

Все вышеперечисленные права государственного служащего принято считать основными потому что далее они конкретизируются в типовых и индивидуальных должностных инструкциях. Полный объем должностных прав по каждой должности очень индивидуален, но обязательно в соответствии с единым статусно-правовым полем государственного служащего РФ. Должностные инструкции определяют точные границы полномочий, выход за которые законодательство квалифицирует как превышение служебных обязанностей или злоупотребление ими.

Сущность служебной деятельности характеризуют обязанности государственного служащего, потому что государство (в частности государственный орган) принимает на работу главным образом с целью возложения на него соответствующих должностных обязанностей.

Под обязанностями государственного служащего понимаются основные действия, обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральным законом о государственной гражданской службе, иными правовыми нормативными актами для обязательного систематического осуществления функции, составляющие в своей совокупности существо профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. — М., 2009 г. — с. 216..

Основные обязанности государственных служащих сводятся к следующим:

обеспечением прав и законных интересов граждан;

исполнением приказов, распоряжений и указаний руководителей (за исключением незаконных);

соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций;

своевременным рассмотрением обращений граждан и организаций и принятием по ним решений;

хранением государственной и служебной тайны.

При несении государственной службы служащий обязан ежегодно представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности и являющихся объектами налогообложения.

Законодательством установлен ряд ограничений, связанных с государственной службой. Служащий не вправе:

заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме педагогической, научной и иной творческой);

быть депутатом любого представительного органа;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

состоять членом органа управления коммерческой организации;

быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе, в котором он состоит на службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;

использовать в неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию;

получать гонорары за публикации или выступления в качестве государственного служащего;

получать от физических и юридических лиц подарки, денежное вознаграждение, оплату отдыха и развлечений и т.п., если это связано с исполнением должностных обязанностей;

принимать участие в забастовках;

использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных организаций.

Основные права и обязанности государственного служащего

Правовой статус различных категорий государственных служащих в наибольшей мере определяется правами и обязанностями, характером служебных полномочий, спецификой юридической ответственности перед государством и обществом.

Права государственного служащего раскрывают не только институциональный характер, но и демократизм государственной службы. Под правами государственного служащего понимается система общеобязательных норм, охраняемых силой государственного принуждения и гарантирующих стабильность социально-правового статуса государственного служащего и правовую регламентацию его служебной деятельности4.

Общие права государственных служащих установлены Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации»5. Их можно разделить на три группы: статусные, функциональные, социально-личностные.

К первой группе прав государственного служащего относятся права на:

ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе; организационно-технические условия, необходимые для качественного исполнения им должностных обязанностей;

участие по собственной инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности государственной службы;

ознакомление с материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело; приобщение к личному делу своих объяснений;

продвижение по службе в соответствии с личными достижениями и заслугами;

проведение специального служебного расследования для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство госслужащего;

обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой.

Ко второй группе прав государственного служащего относятся права на:

получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

посещение в установленном порядке предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

Это интересно:  1.3. Правовые основы аудиторской деятельности в рф

принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции;

ношение форменной одежды установленного образца (в соответствующих государственных органах).

Третью группу прав государственного служащего составляют права на:

пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной служебной деятельности;

объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

право на денежное содержание и его увеличение с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации; денежное содержание состоит из должностного оклада, надбавок к нему за квалификационный разряд, за особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы;

право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней; сверх ежегодного оплачиваемого отпуска государственному служащему эй выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Федерации, дополнительный оплачиваемый отпуск; государственному служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года, если иное не предусмотрено федеральным законом;

право на включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности;

медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию;

обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы.

Перечисленные права государственного служащего принято считать основными по той причине, что далее они конкретизируются в типовых и индивидуальных должностных инструкциях. Полный объем должностных прав по каждой должности, естественно, индивидуальный, но обязательно строго в едином статусно-правовом поле государственного служащего РФ.

Предоставленные права государственный служащий должен реализовывать не слепо, а разумно, добросовестно и ответственно. Об этом говорится не только в Законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», но и в Трудовом и Гражданском кодексах РФ. Злоупотребляя, государственный служащий причиняет вред не только себе и своему ведомству, а и обществу в целом. При этом госслужащий по сути теряет право на полномасштабную юридическую защиту, скорее наоборот, ему придется отвечать перед законом: всякие попытки недобросовестного исполнения должностных обязанностей не могут оставаться вне внимания и должны пресекаться.

Однако следует иметь в виду, что принцип презумпции добросовестности в системе государственной службы никто не отменял и отменить не может. Презумпция невиновности — признание добросовестности работника, проявление уважения государства к своему служащему. Если государство требует от служащего быть законопослушным и добросовестным в пользовании своими правами, то госслужащий, в свою очередь, вправе рассчитывать на то, что в отношении к нему государство будет исходить из принципов законности и презумпции добросовестности. Главное, чтобы объемы прав и обязанностей были сбалансированы, не сдерживали, а стимулировали добросовестное и эффективное выполнение служебных обязанностей с учетом интересов государства и идеалов социальной справедливости.

Служебные права носят обеспечивающий характер. Их наличие создает необходимые условия для успешной реализации служебных обязанностей.

Должностные обязанности — это функции, которые возлагаются на государственного служащего с целью непосредственного исполнения или профессионального обеспечения полномочий государственного органа или должностных лиц, представляющих этот орган. Определяются они статусными функциям государственной службы в целом, характеризуют сущность и содержание служебной деятельности каждого, кто в данный момент находится на государственной службе. Государство (государственный орган) принимает на работу гражданина с целью возложения на него соответствующих должностных обязанностей в расчете на то, что эти обязанности будут качественно исполняться.

Федеральное законодательство о государственной службе устанавливает лишь основные обязанности государственных служащих в системе государственной службы. Законодательство субъектов Российской Федерации практически без каких-либо новаций определяет в своих региональных законодательных актах основные обязанности государственного служащего. В целом они сводятся к следующему:

обеспечению поддержки конституционного строя и соблюдения Конституции РФ, реализации федеральных законов и законов субъектов Федерации, в том числе регулирующих сферу их полномочии:

добросовестному исполнению должностных обязанностей; соблюдению установленных в государственном органе правил внутреннего распорядка, порядка обращения со служебной информацией; выполнению должностных инструкций;

обеспечению соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан. Государственному служащему нормативно вменено в обязанность не только самому не нарушать законы, права и законные интересы граждан, но всеми законными средствами добиваться, чтобы их не нарушали другие государственные служащие. Данная норма подразумевает, что государственным служащим вменено в обязанности не только обеспечивать, но и непосредственно охранять права и законные интересы граждан;

исполнению приказов, распоряжений и указаний вышестоящих руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных;

поддержанию высокого уровня профессиональной квалификации, достаточной для исполнения должностных обязанностей;

соблюдению принципов и норм служебной, профессиональной этики, правил делового поведения, воздержанию от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим должностных обязанностей; правовой государственный законодательство

своевременному рассмотрению обращений граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принятию по ним решений в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны.

Что касается специальных служебных обязанностей, то их круг регулируется правовыми норнами либо специального законодательства, либо соответствующими ведомственными подзаконными актами. Так, в соответствии со ст.17 (п.3) Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» исполнением служебных обязанностей являются: а) участие в сборах, учениях, соревнованиях и других служебных мероприятиях, проводимых в соответствии с планами, утвержденными начальником таможенного органа; б) действия по защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности, а также обеспечение собственной безопасности в связи с исполнением должностных обязанностей; в) нахождение на положении заложника в связи с исполнением должностных обязанностей; г) следование к месту службы и обратно, нахождение в служебной командировке; д) нахождение на лечении, следование на лечение и обратно.

Права и обязанности госслужащих.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» регламентирует правовое положение государственного служащего. Согласно ст. 14 этого Закона государственный служащий имеет право: 1) на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

  • 2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы;
  • 3) отдых, предоставление выходных дней и ежегодных оплачиваемых отпусков (основного и дополнительного);
  • 4) оплату труда и иные выплаты в соответствии с контрактом и вышеназванным Федеральным законом;
  • 5) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну;
  • 6) должностной рост на конкурсной основе;
  • 7) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
  • 8) членство в профсоюзе;
  • 9) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе в суде;
  • 10) медицинское страхование;
  • 11) государственное пенсионное обеспечение и т.д.

Права служащего корреспондируются с обязанностями и ограничениями.

Согласно ст. 15 указанного Закона государственный служащий обязан:

  • — обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий;
  • — добросовестно исполнять должностные обязанности;
  • — обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
  • — исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
  • — в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ;
  • — соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;
  • — поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;
  • — хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Существует целый ряд ограничений, предусмотренных ст. 16 указанного Закона. Государственный служащий не вправе:

  • — заниматься другой оплачиваемой деятельности, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
  • — быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • — заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц — состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
  • — быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
  • — использовать в неслужебных целях средства материально- технического, финансового обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
  • — получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.п.), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

— принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, studwood.ru, studme.org.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий