+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

1.3. Правовые основы аудиторской деятельности в рф

К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в РФ относятся:

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»№ 307-ФЗ от 30 декабря 2008г.

3. Налоговый кодекс РФ.

4. Уголовный кодекс РФ.

5. Кодекс РФ об административных правонарушениях.

6. Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129- ФЗ от21 ноября 1996г.

7. Постановление Правительства РФ от 6 февраля2002г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».

8. Положение о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ (Приказ МФ РФ от 3июня 2002г. № 47-н).

9. Приказ Минфина РФ от 7 марта 2002г. №47 «Об утверждении Положения о Департаменте организации аудиторской деятельности Министерства финансов РФ» и др.

10. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» № от 2007г.

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.

В мировой практике можно выделить две концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая из них получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция,Германия. В них аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

Вторая концепция развита в англоязычных странах(США, Великобритания), где аудиторская деятельность в некотором виде саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов.Аудиторская деятельность здесь регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.

В России система нормативного регулированияаудиторской деятельности включает 4 основных уровня, каждый из которых обладает определенными видами документов, областью регулирования и степенью их разработанности.

Первый (верхний) уровень включает закон об аудите. Закон об аудиторской деятельности относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента.

К документам второго уровня относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения всеми субъектами.

Третий уровень охватывает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям,организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами на базе федеральных стандартов и практики аудита.Содержание и форма таких документов – прерогатива аудиторских фирм и их ноу-хау.Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудиторских фирм.

Правовые основы аудиторской деятельности

Правовые основы аудиторской деятельности в Российской Федерации. Правовые формы предпринимательской деятельности в аудите. Аттестация и лицензирование. Субъекты аудита. Виды аудита инициативный и обязательный внутренний и внешний. Общий аудит Банковский аудит. Страховой аудит. Аудит инвестиционных институтов. Особенности проведения аудита по поручению государственных органов дознания. [c.14]

Правовые основы аудиторской деятельности Международные и российские стандарты аудита Аудиторские фирмы, их классификация и структура [c.27]

В Российской Федерации правовые основы аудиторской деятельности определены Федеральным законом Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ. [c.40]

В учебнике рассматриваются проблемы соотношения бухгалтерского учета, хозяйственной деятельности, налогообложения и их правового регулирования. Исследуются функции бухгалтерского учета в контексте право вого регулирования, их взаимосвязь с международными стандартами. Формулируются правовые основы аудиторской деятельности. [c.4]

Раздел III. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [c.194]

Правовые основы аудиторской деятельности в РФ определены уже упоминавшимися Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации. Они действуют до принятия Федеральным Собранием РФ федерального закона об аудиторской деятельности, который находится в стадии разработки (как и стандарты аудита). [c.206]

Какими нормативными документами регламентируются правовые основы аудиторской деятельности [c.10]

Основными документами, определяющими правовые основы аудиторской деятельности в РФ, являются [c.21]

Понятие аудиторской деятельности. Внешний и внутренний аудит. Цели, задачи, периодичность, особенности, риск и ответственность. Обязательный и инициативный аудит. Правовые основы аудиторской деятельности. Права, обязанности, ответственность аудитора. Этика аудитора. Взаимоотношения аудитора и клиента. Организационная подготовка к аудиторской проверке предварительные переговоры, экспресс-анализ состояния дел клиента, определение объема проверки, подготовка и заключение договора на проведение аудиторской проверки, составление календарного плана и определение временных границ аудирования, метода проверки, анализ информационной базы клиента, его оснащенности, подготовка рабочего места аудитора. [c.78]

Понятие аудиторской деятельности. Правовые основы аудиторской деятельности. Законодательные ограничения в занятии аудиторской деятельностью. Система критериев обязательности аудиторских проверок. [c.144]

Правовые основы аудиторской деятельности. Аттестация аудиторов. Лицензирование аудиторов и аудиторских организаций. [c.157]

Правовая основа аудиторской деятельности в Российской Федерации 25 [c.25]

В разд. I освещены теоретические основы аудиторской деятельности, приведены понятие, цели и задачи аудита как независимого вида контроля. Рассмотрены правовые и организационные принципы аудиторской [c.6]

Правовые и организационные основы аудиторской деятельности 29 [c.29]

Временные правила аудиторской деятельности в РФ определяют правовые основы осуществления в РФ аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля. Определена сфера аудита — проверка деятельности экономических субъектов, а также его цели. [c.29]

Формирование независимого финансового контроля в нашей стране связано с принятием Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 22631. в настоящее время правовую основу аудита образует Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ Об аудиторской деятельности 2 в соответствии с которым аудиторская деятельность, аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. [c.57]

Решение этих проблем в современных условиях связано с дальнейшим развитием теоретических и методологических положений бухгалтерского учета. Базируясь на законодательных актах, положениях, экономических учениях и дисциплинах, на отечественном и зарубежном практическом опыте, предмет Правовые основы бухгалтерского учета и аудиторской деятельности [c.8]

Курс Правовые основы бухгалтерского учета и аудиторской деятельности как учебная дисциплина не исчерпывает собою содержания такой обширной отрасли научного знания, как Теория бухгалтерского учета . Последняя во всем богатстве ее фундаментальных теоретических и прикладных проблем, интерпретируемых с различных методологических позиций, представляет собой сложную противоречивую совокупность знаний, усвоение которых под силу лишь специалисту, имеющему надлежащую юридическую и экономическую подготовку. [c.9]

Изучаемый в юридических вузах курс Правовые основы бухгалтерского учета и аудиторской деятельности призван сыграть роль своеобразного теоретического основания, с которого начинается всестороннее и системное овладение научными знаниями в области бухгалтерского учета. Тем самым данный курс, с одной стороны, способствует углублению теоретических знаний, полученных при изучении отраслей права, обеспечивающих регулирование хозяйственной деятельности гражданское право, хозяйственное право, финансовое право, предпринимательское право и т.д. с другой стороны, дополняя юридические знания экономическими, он позволяет связать воедино представления об экономических и юридических категориях и на этой основе более эффективно использовать полученные знания на практике. Поэтому курс Правовые основы бухгалтерского учета и аудиторской деятельности выполняет две основные задачи [c.9]

Учебная дисциплина Правовые основы бухгалтерского учета и аудиторской деятельности имеет целью изучение правовых норм, регулирующих отношения по созданию и использованию учетной (бухгалтерской) информации. Эти нормы объединяются в определенную совокупность и составляют самостоятельный предмет исследования и изучения — по принадлежности к специфической деятельности — бухгалтерскому учету. Кроме того, для этой области права характерен свой метод правового регулирования — особое сочетание различных способов воздействия на поведение людей, на регулируемые общественные отношения. [c.34]

Следует отметить, что комплексный характер дисциплины Правовые основы бухгалтерского учета и аудиторской деятельности выражается также в том, что она включает в себя положения не только юридического, но и экономического характера. Появление этой учебной дисциплины вызвано необходимостью концентрации внимания исследователей и обучающихся на смежных вопросах экономики и права. [c.36]

Для очерчивания предмета изучения дисциплины Правовые основы бухгалтерского учета и аудиторской деятельности особенно большое значение имеет классификация по содержанию. По этому основанию учетные отношения можно разделить на возникающие в процессе создания учетной информации и в процессе ее использования. [c.36]

Другим основанием классификации учетных отношений является их субъектный состав. Классификация но этому признаку наглядно свидетельствует о комплексном характере дисциплины Правовые основы бухгалтерского учета и аудиторской деятельности . [c.39]

В-третьих, учетные отношения возникают между организацией, с одной стороны, и неограниченным кругом лиц — с другой. В их число входят и государство, и учредители, и инвесторы, и контрагенты, и т.д. Этот круг неограничен, поскольку отношения потенциально могут возникнуть с каждым субъектом, вступившим в финансово-хозяйственные отношения с организацией и ставшим пользователем ее бухгалтерской информации. Следует отметить, что до недавнего времени эти отношения вообще не являлись объектом какого-либо воздействия со стороны права и не представляли интереса для юридической науки, так как практически все предприятия имели одного хозяина — государство и управление их хозяйственной деятельностью носило строго централизованный, директивный характер. Переход к рыночным отношениям, становление и развитие многообразия форм собственности и организационно-правовых форм предприятий обусловили необходимость регулирования учетных отношений, возникающих непосредственно между каждой организацией, ведущей учет, с одной стороны, и всеми другими субъектами — с другой. Поскольку до сих пор эта группа учетных отношений не изучалась другими отраслевыми юридическими науками, она составляет особую часть предмета дисциплины Правовые основы бухгалтерского учета и аудиторской деятельности . [c.40]

Как отмечалось ранее, дисциплина Правовые основы бухгалтерского учета и аудиторской деятельности является комплексной и изучает разнообразные правоотношения, возникающие в специфической сфере деятельности — в бухгалтерском учете. Характер связи между субъектами этих правоотношений различен и непосредственно определяется субъектным составом. Как правило, эта связь выступает в той или иной форме вертикального подчинения одного субъекта другому в отношениях по выполнению учетных требований правил внутреннего распорядка работник подчиняется администрации организации в отношениях по общему соблюдению правил бухгалтерского учета руководитель и главный бухгалтер подчиняются в административном порядке государству, действующему через свои органы в соответствии с их компетенцией, и т.д. Особый характер связи имеют учетные правоотношения, в качестве субъектов которых выступают непосредственно организации, ведущие учет. [c.45]

Это интересно:  Где проверить правильность начисления пенсии

Процедура применения санкций за учетные правонарушения характеризуется особой сложностью. Защита нарушенных прав и применение ответственности осуществляются в административном или в судебном порядке, что, как правило, требует проведения специальных контрольных мероприятий для выявления и документирования фактов правонарушений. Именно поэтому в рамках учебной дисциплины Правовые основы бухгалтерского учета и аудиторской деятельности наряду с материальными учетными нормами изучаются также процессуальные (процедурные) нормы, связанные с проведением налоговых и аудиторских проверок, ревизий, судебно-бухгалтерских экспертиз. [c.47]

Настоящие Временные правила определяют правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля и действуют до принятия Федеральным Собранием Российской Федерации закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность. [c.377]

В соответствии со ст. 42 Закона О банках и банковской дея тельности деятельность кредитной организации подлежит ежегодной аудиторской проверке, проводимой на основе нормативно-правовых актов РФ об аудиторской деятельности Указа Президента РФ Об аудиторской деятельности в Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2263, утвердившего Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации Распоряжения Президента РФ Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. N° 54-рп, утвердившего положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации Постановления Правительства РФ Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N° 482 и др. [c.61]

Изменения в системе бухгалтерского учета в России, являющиеся естественным элементом процесса трансформации директивной экономики в рыночную, привели к необходимости учета принципиально новых его характеристик в их числе — психологические аспекты работы бухгалтеров, аудиторов, аналитиков, менеджеров. В условиях рынка представителям бухгалтерской профессии, профессиональным аналитикам и менеджерам нередко приходится сталкиваться с проблемами, которых, по большому счету, не существовало в годы советской власти, по крайней мере подобные проблемы было не принято обсуждать. Так, еще в начале 90-х годов учет в нашей стране отличался достаточно высокой зарегулирован-ностью, когда работа бухгалтера и ревизора до мелочей определялась ворохом инструкций, которые в великом множестве плодились различными министерствами и ведомствами. В последние годы имеют место кардинальные изменения в правовом обеспечении и организации бухгалтерского учета — происходит постепенный переход от регулирования с помощью набора инструкций и положений к внедрению четырехуровневой системы нормативных актов, в основе которой лежат Федеральный закон О бухгалтерском учете и набор профессиональных стандартов — Положений по бухгалтерскому учету и Правил аудиторской деятельности [Энциклопедия. ..]. Документы этой системы имеют более высокий статус, они уже достаточно стабильны и далеко не всегда могут быть уточнены подзаконными актами в виде неконтролируемого потока инструкций, рекомендаций и указаний, которые в годы советской власти были фактически обязательны к исполнению. [c.163]

Представляется, что ставить вопрос о формировании отдельной отрасли бухгалтерского права или об отнесении учетных норм строго только к той или иной общепризнанной отрасли права не имеет смысла. До сих пор в правоведении господствует так называемая классическая точка зрения об объективном существовании как норм, так и отраслей права1, объединяющих группы норм по предмету (регулируемым общественным отношениям) и методу правового регулирования. Объективность существования самих норм права, имеющих между собой сходные и отличительные признаки, не вызывает никакого сомнения. Что касается систематизации норм и отраслей права, то она зависит от выбора признаков, положенных в ее основание. Причем выбор определяется теми целями, которые преследует конкретный исследователь. В этом смысле имеет право на существование как классическая систематизация по предмету и методу правового регулирования, так и складывающаяся в последнее время функциональная систематизация права, в основе которой лежит отношение норм к той или иной сфере практической деятельности человека. Именно по этому признаку строятся такие сравнительно новые отрасли права и учебные дисциплины, как Предпринимательское право , Банковское право , Сельскохозяйственное право , Правовые основы бухгалтерского учета и аудиторской деятельности и т.д. Функциональные отрасли включают в себя нормы, содержащиеся в различных отраслях законодательства, и в этом смысле они [c.35]

Аудиторский контроль в РФ (аудиторская деятельность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ Об аудиторской деятельности , который определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации, а также в соответствии с иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности. Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Органы исполнительной власти осуществляют регламентацию аудиторской деятельности по различным направлениям — реализация государственной политики в области аудиторской деятельности, разработка мер государственной поддержки развития рынка аудиторских услуг1. Кроме того, подлежат регламентации следующие вопросы проведения аттестации аудиторов и лицензирования аудиторских организаций создания и аккредитации профессиональных аудиторских объединений осуществления контроля за деятельностью аудиторских организаций и др. [c.160]

Правовые основы аудиторской деятельности

Понятие, принципы и виды аудита

Аудиторская деятельность (аудит) – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги:

  1. постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  2. налоговое консультирование;
  3. анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
  4. управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
  5. правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
  6. автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  7. оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
  8. разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
  9. проведение маркетинговых исследований;
  10. проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
  11. обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
  12. оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью (ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы являются субъектами исключительной компетенции, так как им запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

Ниже перечислены принципы аудиторской деятельности.

1. Принцип независимости. Аудитор не должен иметь финансовой, имущественной, родственной и иной заинтересованности в отношении проверяемого хозяйствующего субъекта. Согласно ст. 12 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудит не может осуществляться:

  1. аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  2. аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
  3. аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  4. аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  5. аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);
  6. аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам – в отношении этих лиц.

2. Принцип профессиональной компетентности аудиторов выражается в том, что высокий уровень оказываемых аудиторами услуг обеспечивается имеющимся у них объемом знаний и навыков. В связи с этим законодательство Российской Федерации устанавливает довольно высокие требования к профессиональным аудиторам: наличие высшего образования, стажа работы, необходимость сдачи квалификационного экзамена и др.

3. Принцип конфиденциальности (аудиторская тайна) заключается в том, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать также сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Это интересно:  Гражданско правовые сделки бывают

В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.

4. Принцип полноты (объективности) выражается в требовании достаточности состава проверяемых документов хозяйствующих субъектов для получения объективной оценки их достоверности. В случае непредставления аудитору необходимых для проведения проверки документов аудитор обязан отказаться от выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Выделяют два вида аудита:

  1. обязательный аудит;
  2. инициативный аудит.

Обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

  1. организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
  2. организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
  3. объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
  4. организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным выше пределам. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
  5. обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей прямо предусмотрен федеральным законом.

Под инициативным аудитом следует понимать аудит, который проводится по инициативе самого аудируемого лица в случаях, не указанных в законодательства.

Субъекты рынка аудиторских услуг

К субъектам рынка аудиторских услуг относятся перечисленные ниже лица, участвующие в процессе предоставления аудиторских услуг.

1. Аудитор – физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:

  • наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;
  • наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

2. Аудиторская организация – коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии и может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества.

Не менее 50 % кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, – не менее 75 %.

В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов, имеющих квалификационный аттестат.

3. Аудируемое лицо – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг.

4. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование деятельности аудиторов (Министерство финансов РФ).

Основными функциями уполномоченного федерального органа являются:

  • издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  • организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности;
  • организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;
  • контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
  • ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;
  • аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Положение о совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.

Совет по аудиторской деятельности имеет следующие полномочия:

  • принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;
  • разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;
  • рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
  • осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по аудиторской деятельности.

Члены совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. В состав совета по аудиторской деятельности включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту.

Представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в совете по аудиторской деятельности должно составлять не менее 51 % общего состава совета.

В состав совета по аудиторской деятельности должны входить представители государственных органов, Центрального банка РФ (Банка России) и пользователей аудиторских услуг.

5. Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение – саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе.

Право на подачу в уполномоченный федеральный орган заявления о своей аккредитации имеет профессиональное аудиторское объединение, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций.

Под аккредитацией в уполномоченном федеральном органе понимаются официальное признание и регистрация этим органом профессиональных аудиторских объединений.

Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.

Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право:

  • участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой уполномоченным федеральным органом;
  • в соответствии с квалификационными требованиями уполномоченного федерального органа разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;
  • самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами;
  • по итогам проведенных проверок применять меры воздействия к виновным лицам и (или) обращаться в уполномоченный федеральный орган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц;
  • ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче претендентам квалификационных аттестатов аудитора;
  • ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о приостановлении действия и аннулировании квалификационного аттестата аудитора в отношении своих членов;
  • ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов;
  • обращаться в совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;
  • содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации;
  • защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, судах и правоохранительных органах;
  • разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по аудиту и сопутствующим ему услугам;
  • представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов;
  • осуществлять иные функции, определенные уполномоченным федеральным органом.

При аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора эта аудиторская организация или этот индивидуальный аудитор исключаются из состава всех аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, членами которых они состоят, без права повторного вступления как в эти аккредитованные профессиональные аудиторские объединения, так и в другие аккредитованные объединения на срок, установленный уполномоченным федеральным органом, но не более трех лет со дня аннулирования лицензии у данной аудиторской организации или данного индивидуального аудитора.

Это интересно:  Общие нормы и правила оформления документов

Правовое положение аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) и аудируемых лиц

Особенности правового положения аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) и аудируемых лиц определены Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:

  1. самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
  2. проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;
  3. получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;
  4. отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:
  5. непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
  6. выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;
  7. осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

  1. осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  2. предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
  3. в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
  4. обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  5. исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

  1. получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
  2. получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;
  3. осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

  1. заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;
  2. создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;
  3. не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;
  4. оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  5. своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам;
  6. исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).

Порядок проведения аудита

Процедура проведения аудиторской проверки включает в себя несколько этапов.

1. Планирование аудита предполагает определение стратегии и тактики аудиторской проверки, выбор процедур и методов аудиторской деятельности.

По итогам предварительного планирования аудиторская организация или индивидуальный аудитор и аудируемое лицо заключают договор оказания аудиторских услуг, который является разновидность договора возмездного оказания услуг (ст. 779 – 783 ГК РФ).

2. Проведение аудита. В ходе проверки аудитор собирает аудиторские доказательства на основе изучения следующих документов: первичные документы, инвентаризационные описи, бухгалтерская и статистическая отчетность, договоры, распорядительные документы и др.

При этом аудитор может использовать следующие подходы к оценке достоверности бухгалтерской отчетности: юридический, бухгалтерский, специальный, отраслевой.

3. Завершение аудита предусматривает выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица, которое оформляется аудиторским заключением.

Аудиторское заключение – это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Аудиторское заключение состоит из трех частей:

  1. вводная часть, которая содержит общие сведения об аудиторской организации (индивидуальном аудиторе): юридический адрес, сведения о государственной регистрации, лицензии и др.
  2. аналитическая часть, в которой содержится отчет аудитора об общих результатах проверки бухгалтерского учета и отчетности. Она адресуется исполнительным органам аудируемого лица.
  3. итоговая часть, которая содержит мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица. Она адресуется учредителям.

Выделяют следующие виды аудиторских заключений:

  • безусловно положительное аудиторское заключение;
  • условно положительное аудиторское заключение;
  • отрицательное аудиторское заключение;
  • аудиторское заключение, содержащее отказ от выражения мнения (в случаях непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации, а также выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица).

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заведомо ложным аудиторским заключением признается аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.

Правовая основа аудита

  • Формулировку понятия и цели аудиторской деятельности
  • Перечень сопутствующих аудиту услуг, которые имеют право оказывать аудиторы и аудиторские организации;
  • Требования к аудиторам и аудиторским организациям;
  • Состав прав и обязанностей аудиторов (аудиторских организаций) и проверяемых экономических субъектов;
  • Перечень организаций, для которых проведение ежегодного аудита является обязательным;
  • Требование о соблюдении принципа конфиденциальности (аудиторская тайна) при проведении аудита;
  • Требование об обязательном соблюдении принципа независимости при проведении аудита и ограничения для его обеспечения;
  • Определение правил (стандартов) аудита и требования об их обязательном применении;
  • Определение статуса аудиторского заключения и ответственность за предоставление ложного заключения;
  • Требования к обязательному контролю качества аудита;
  • Требования к аттестации аудиторов и условиях аннулирования аттестата;
  • Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов;
  • Определение компетенции федерального органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организацийаудиторов;
  • Требования к саморегулируемой организации аудиторов, необходимые для включения ее в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов; • Требование к аудиторским организациям об обязательном страховании рисков ответственности за нарушение условий договора при проведении обязательного аудита.

Положение о квалификационных аттестатах аудитора (ст. 11 ФЗ), порядок их получения, порядок ежегодной переаттестации вступает в силу с 1 января 2010 г., отдельные положения — с 1 января 2011 г.

Данный закон с 01.01.2009 года действует совместно с ФЗ РФ № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. в части не противоречащей указанному закону и утрачивает силу с 1 января 2011 г.

Постановлением утверждены следующие правила (стандарты) аудиторской деятельности:
1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;
2. Документирование аудита;
3. Планирование аудита;
4. Существенность в аудите;
5. Аудиторские доказательства;
6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

7. Внутренний контроль качества аудита;
8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом;
9. Аффилированные лица;
10. События после отчетной даты;
11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.

Постановление Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532 «О внесении изменений и дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности» дополнило стандарты аудита следующими правилами (стандартами):

12. Согласование условий аудита;

13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита;

14. Учет требований нормативных правовых актовРФ в ходе аудита;

15. Понимание деятельности аудируемого лица (отменен постановлением Правительства РФ от 19.11.2008 г. № 863);

16. Аудиторская выборка .

Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2005 г. № 228 «О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности» дополнило стандарты аудита следующими правилами (стандартами):

17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях;

Программа проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора утверждена приказом МФ РФ от 05.10.2009 г. В программе представлен список тем, которые необходимо знать для получения аттестата аудитора, а также предложен список литературы для подготовки к сдаче квалификационного экзамена.

Статья написана по материалам сайтов: economy-ru.info, be5.biz, afb-audit.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector