+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Заявление о добросовестности контрагента для чего это надо

На протяжении длительного времени компаниям удавалось доказать в суде проявление должной осмотрительности только лишь с помощью выписок из ЕГРЮЛ, а также учредительных и регистрационных документов, полученных от контрагента (постановление Президиума ВАС РФ от 09.03.10 № 15574/09). Однако сложившаяся судебная практика показывает, что собранный компанией пакет документов на контрагента не является достаточным доказательством проявления должной осмотрительности. Кроме того, в большинстве организаций методика проверки добросовестности контрагента не утверждена никаким внутренним документом. Поэтому для снижения налоговых рисков целесообразно утвердить положение о проверке всех поставщиков и подрядчиков, с которыми компания намеревается начать сотрудничество и заключить договоры. Данный документ должен определять перечень мероприятий, связанных с обеспечением должной осмотрительности.

Содержание

Заявление о добросовестности контрагента: скачайте образец

Документы запрашивались Компанией в целях проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов на основании официальных письменных разъяснений Минфина и ФНС России, а также судебной практики. (В ЭТОМ ПУНКТЕ МОЖНО ПЕРЕЧИСЛИТЬ КОНКРЕТНЫЕ ПИСЬМА ФНС/МИНФИНА И АКТЫ ВАС РФ, ВС РФ, КС РФ, НИЖЕСТОЯЩИХ СУДОВ). 3. Контрагент подтвердил, что он своевременно и в полном объеме выполняет все установленные действующим налоговым законодательством Российской Федерации обязанности налогоплательщика и что в отношении Контрагента не инициирована процедура банкротства и Контрагент не находится в стадии ликвидации или реорганизации. 4.

Media mag

  • раздел IV рассматриваемого документа является наиболее важной его частью, поскольку именно в нем описывается технология того, как организация будет выполнять принцип «должной осмотрительности».

Обратите внимание на содержание п. 4.2: в данном случае я акцентирую внимание на перечне тех документов, которые можно запросить у контрагента в целях формирования его досье. Также помните о том, что перечень документов может быть установлен различный, в зависимости от рисков, которые несет компания, а именно, в зависимости от цены договора. Компания может не проверять всех контрагентов на добросовестность, если их больше тысячи, а у инспекции есть претензии только к единицам.

Заявление о добросовестности контрагента

Реквизиты Заявления о должной осмотрительности В документе должны быть, так называемые, обязательные реквизиты:

  1. Наименование будущего контрагента;
  2. Данные о государственной регистрации и постановке на налоговый учет;
  3. Гарантии, обязательства и прочие условия, которые берет на себя деловой партнер;
  4. Гарантии контрагента, касающиеся его взаимодействия с представителями компании и налоговой инспекции в случае проведения камеральных и выездных проверок, или в случае истребования у компании документов о поставщике или информации о конкретных сделках с ним в рамках ст. 93.1 НК РФ.

Заявлением контрагент подтверждает, что он располагает полномочиями, финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми для исполнения всех обязательств по договору.

Образец письма в налоговую о должной осмотрительности

Лист записи ЕГРЮЛ/ЕГРИП);• Свидетельство о постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщика;• Решение органа управления о назначении исполнительного органа;• Приказ о вступлении в должность исполнительного органа;• Доверенность на лицо, подписывающее договор (в случае если, договор подписывается по доверенности);• Договор аренды помещения по адресу местонахождения организации (юридический адрес организации);• Лицензия, свидетельство или аккредитация (при их наличии);• Бухгалтерская и налоговая отчетность за последний отчетный период с отметкой налоговых органов о принятии либо с протоколом отправки по электронным каналам связи;• Справка об отсутствии задолженности перед бюджетом (оригинал);• Информационное письмо из Росстата;• Документы, подтверждающие законность использования исключительных прав (товарный знак, фирменное наименование и т.

Документ, который продемонстрирует осмотрительность при выборе контрагента

  • раздел IV рассматриваемого документа является наиболее важной его частью, поскольку именно в нем описывается технология того, как организация будет выполнять принцип «должной осмотрительности».

Обратите внимание на содержание п. 4.2: в данном случае я акцентирую внимание на перечне тех документов, которые можно запросить у контрагента в целях формирования его досье. Также помните о том, что перечень документов может быть установлен различный, в зависимости от рисков, которые несет компания, а именно, в зависимости от цены договора. Компания может не проверять всех контрагентов на добросовестность, если их больше тысячи, а у инспекции есть претензии только к единицам.

И включать в себя как требования к самому контрагенту, так и к перечню документов, подлежащих запросу у поставщика. Результаты данных мероприятий желательно хранить в налоговом досье продавца. Обычно во внутренней методике компании фиксируется, что сотрудник отдела снабжения или иного соответствующего подразделения должен направить в юридический отдел запрос на проведение проверки контрагента.
При этом работник, занимающийся заключением договора, передает комплект документов, полученных от поставщика. Сотрудники юридической службы проверяют полноту и достоверность представленных документов. После чего обращаются к информационным базам ФНС России или иным аналогичным источникам для получения сведений, позволяющих сделать вывод о благонадежности контрагента на дату проверки.

Письмо о должной осмотрительности при выборе контрагента г. « » 20 года Настоящим ООО (ИП/ЗАО/ОАО/ПАО и др.) « » (далее «Компания») в лице Генерального директора , действующего на основании Устава, гарантирует и подтверждает, что на момент заключения Договора(-ов) № от « » 20 года с ООО (ИП/ЗАО/ОАО/ПАО и др.) « » (далее «Контрагент»): 1. Контрагент состоит на налоговом учете в МИФНС (ИФНС) № по г. с . .20 года с присвоением ИНН , КПП , в подтверждение чего предоставил Компании заверенные печатью организации и подписью уполномоченного лица копии учредительных и регистрационных документов, поименованных в Перечне, предоставляемом Контрагенту в момент заключения договора. Контрагент применяет систему налогообложения. 2.

Заявление о добросовестности контрагента для чего это надо

  • копия выписки из ЕГРЮЛ не позднее 30 календарных дней с момента заключения договора.

Помимо этого, можно дополнительно запросить (в случае необходимости):

  • копии лицензий;
  • допусков СРО;
  • договора аренды нежилого помещения, подтверждающего нахождение компании по заявленному адресу;
  • извещения о регистрации в качестве страхователя в ФСС;
  • уведомления о регистрации в ПФР;
  • копии информационного письма из Росстата, титульных листов налоговой отчетности за последний квартал с отметкой налогового органа;
  • копии документов, подтверждающих законность использования исключительных прав (товарный знак, фирменное наименование и так далее), и доверенности на лицо, подписывающее договор, в случае, если контракт подписывается по доверенности.

Заявление о добросовестности

Фрагмент Заявления о добросовестности, позволяющего обойти нормы кодекса о необоснованной выгоде

Заявление о добросовестности контрагента

г. Москва 20″ августа 2017 года

ООО «Исполнитель» (далее — Контрагент) в лице генерального директора Иванова И.И., действующего на основании Устава, гарантирует и подтверждает следующее.

Это интересно:  Паспорт самоходной машины и других видов техники

2. На момент заключения Договора исполнительный орган Контрагента находится и осуществляет функции управления по месту регистрации юридического лица. В составе исполнительного органа Контрагента нет дисквалифицированных лиц. На момент заключения Договора Контрагент не находится в стадии ликвидации или реорганизации, отношении него не инициирована процедура банкротства.

3. Контрагент уплачивает все налоги и сборы, ведет бухгалтерский и налоговый учет, своевременно предоставляет отчетность в ИФНС № 9 по г. Москве. На момент заключения Договора Контрагент не имеет просроченной задолженности по налогам и страховым взносам. Это подтверждено актами сверки с ИФНС № 9 по г. Москве.

4. Контрагент располагает материальными, трудовыми и денежными ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по Договору. Контрагент обязуется перевезти груз с использованием собственных транспортных средств либо привлечь соисполнителя.

В случае неисправности собственных транспортных средств Контрагента вправе осуществить перевозку груза с привлечением соисполнителя. В этом случае ООО «Компания» и Контрагент подписывают приложение к Заявлению. В нем они указывают наименование и реквизиты соисполнителя. Одновременно с указанным приложением Контрагент передает ООО «Компания» копию договора, заключенного с соисполнителем, а также копии его учредительных документов.

5. Контрагент обязуется предоставить ООО «Компания» надлежащим образом оформленные первичные документы по сделкам (счета-фактуры, товарные и товарно-транспортные накладные и т.д.). Контрагент обязуется отразить все операции в рамках Договора с ООО «Компания» в бухгалтерской и налоговой отчетности. Контрагент обязуется своевременно и в полном объеме исчислить и уплатить НДС и налог на прибыль по сделкам в рамках Договора.

6. Контрагент гарантирует, что будет взаимодействовать с налоговыми органами и сотрудниками ООО «Компания» по вопросам, связанным с правомерностью исчисления и уплаты НДС и налога на прибыль. Контрагент гарантирует, что по первому требованию налоговых органов предоставит копии документов по сделкам в рамках Договора.

7. Контрагент обязуется соблюдать гарантии, указанные в Заявлении, в течение всего срока действия Договора. Контрагент соглашается, что обязательства, предусмотренные в Заявлении, являются существенными условиями Договора. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий и требований, указанных в Заявлении, ООО «Компания» вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке.

Генеральный директор ООО «Исполнитель» И. И. Иванов

Главный бухгалтер ООО «Исполнитель» М. М. Маркова

Как написать заявление о добросовестности контрагента

Налоговые органы проверяют, проявила ли компания должную осмотрительность при выборе контрагента. При возникновении сомнений возможен отказ в вычете НДС, а в некоторых случаях даже признание сделки сомнительной, и получение налоговой выгоды необоснованным.

Отметим, что законодательство РФ не содержит прямого обязательства проверять контрагентов, однако фактически органы контроля уделяют особое внимание проверке плательщиком налогов добропорядочности своих партнеров.

Особенно важно провести проверку контрагента в таких случаях:

  • если сделка совершается с новым партнером;
  • договор с предоплатой;
  • договор с рассрочкой или отсрочкой платежа;
  • если контрагент зарегистрирован в другом регионе.

Какие факторы говорят о рисках

Обратите внимание на следующие признаки, которые могут указывать на риски:

  • директор и главный бухгалтер – это один человек;
  • контрагенту присуща частая смена видов деятельности;
  • наличие крупных кредитных обязательств или больших задолженностей;
  • имеет регистрацию по месту, по которому зарегистрировано большое количество других компаний;
  • контрагент получил государственную регистрацию незадолго до заключения сделки.

Какая информация должна содержаться в заявлении

Заявление о добросовестности контрагента: образец

Документ содержит такую информацию:

  1. Город и дата составления.
  2. ООО (далее – контрагент) в лице руководителя, действующего на основании Устава, гарантирует и подтверждает, что на момент заключения Договора между контрагентом и компанией осуществляются определенные действия:
  • Компания пребывает на учете в налоговых органах (в какой, с какой даты) и имеет ОГРН, ИНН, КПП (номера). Гарантирует представление заверенных копий всех необходимых документов.
  • Контрагент подтверждает отсутствие задолженностей по налоговым платежам, подтверждает, что не пребывает в процедуре банкротства, ликвидации или реорганизации.
  • Контрагент подтверждает наличие полномочий, финансовых и трудовых ресурсов, а также других условий для выполнения своих обязанностей по договору с компанией.
  • Соглашается с правом компании расторгнуть договор в одностороннем порядке без суда и без возмещения компенсации, если он не выполняет свои условия или выполняет их в ненадлежащем порядке.
  • Следуют заверения в сотрудничестве по вопросам уплаты НДС и налога на прибыль.
  • Звучит заверение о том, что контрагент предпримет все необходимое, чтобы соблюсти предоставленные по этому заявлению гарантии на протяжении всего срока действия договора.
  • Если контрагент по какой-то причине не представляет все или некоторые документы, он должен в письменной форме обосновать этот факт.
  1. Подписи директора и главного бухгалтера контрагента.

Последствия отсутствия проверки

Сотрудничество с контрагентами без их предварительной проверки чревато последствиями. Вот основные:

  1. Риски в законодательной сфере. Если налоговая инспекция признает контрагента компании недобросовестным, налогоплательщику не только доначислят налоги, но и выпишут штрафы. Кроме того, это приведет к включению компании в список на выездную проверку, а если нарушение имело особо крупный размер, возможно возбуждение административного или уголовного дела.
  2. Финансовые риски. Недобросовестный партнер способен сорвать сроки поставок, поставить некачественный товар (оказать некачественные слуги), присвоить деньги или др.
  3. На должностных лиц компании, не проверившей партнера, в случае нанесения этим сотрудничеством убытков компании, могут быть возложены обязательства по их погашению.
  4. Компания, сотрудничающая с непроверенными партнерами, рискует своей деловой репутацией.

Поэтому специалисты рекомендуют получать от контрагентов заявление в их добросовестности, чтобы в дальнейшем избежать проблем с деловыми партнерами, а также с представителями контролирующих органов.

В одной статье сложно обговорить все нюансы темы. При возникновении дополнительных вопросов, задайте их консультанту. Специалист ответит на ваши вопросы и окажет квалифицированную помощь.

Как доказать свою добросовестность. Письмо Минфина об осмотрительности и осторожности — инструкция для добросовестного налогоплательщика

«Налоговый вестник», 2009, N 6

Однако Минфин России в указанном выше Письме оговаривается: если суд установит, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, или не найдет в действиях налогоплательщика разумных экономических или иных причин (деловой цели), то несмотря на вышеприведенные меры суд может переквалифицировать сделку, возложив на него обязанности исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции.

Есть ли юридический смысл применять эту инструкцию? Ответ может дать сложившаяся судебная практика.

История вопроса о добросовестности налогоплательщиков

Уже несколько лет в судебной практике и правовой литературе используется категория «добросовестность налогоплательщика». Но, к сожалению, до недавнего времени указанное понятие носило лишь абстрактный, оценочный характер.

Попытки законодательного закрепления термина «добросовестность налогоплательщика» не увенчались успехом. Более того, правоприменительные органы так и не выработали единого понимания этой категории. Об этом свидетельствует обширная судебная практика.

С каждым годом признаков недобросовестности, на которые указывают в своих решениях правоприменительные органы, становится все больше. Соответственно увеличивается и риск признания налогоплательщика недобросовестным.

Начало истории развития концепции добросовестности налогоплательщика было положено Конституционным Судом РФ (далее — КС РФ). В Постановлении от 12.10.1998 N 24-П (далее — Постановление N 24-П), рассматривая вопрос о моменте признания обязанности по уплате налога исполненной в случае уплаты налога через проблемный банк, КС РФ впервые употребил термин «добросовестный налогоплательщик»: «. Конституционная обязанность по уплате налогов считается исполненной в тот момент, когда изъятие части имущества добросовестного налогоплательщика фактически произошло».

Впоследствии КС РФ в Определении от 25.07.2001 N 138-О уточнил: на недобросовестных налогоплательщиков не распространяются выводы, содержащиеся в мотивировочной и резолютивной части Постановления N 24-П, и принудительное взыскание в установленном законом порядке с недобросовестных налогоплательщиков не поступивших в бюджет налогов не нарушает конституционные гарантии права частной собственности.

Это интересно:  Заявление на учебный отпуск

Применительно к взаимоотношениям налогоплательщика с его контрагентами КС РФ в Определении от 10.01.2002 N 4-О указал, что добросовестный налогоплательщик не несет ответственности за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

В 2006 г., учитывая сложившуюся судебную практику, Высший Арбитражный Суд РФ (далее — ВАС РФ) предпринял попытку разъяснить понятие «добросовестность налогоплательщика» через другую категорию — «налоговая выгода» (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налоговой выгоды», далее — Постановление N 53).

В указанном Постановлении налоговая выгода определяется как уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также возникновения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Судебная практика исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим ВАС РФ разъясняет содержание такой презумпции следующим образом: действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, должны быть экономически оправданными, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, — достоверными.

Кроме того, по мнению ВАС РФ, при рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговым органом могут быть представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды. Они, как и доказательства, представленные налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям ст. 162 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ (далее — АПК РФ) и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ (п. 2 Постановления N 53).

Таким образом, можно сделать вывод: в случае если будет установлено необоснованное получение налогоплательщиком налоговой выгоды, сам налогоплательщик будет признан недобросовестным. Следовательно, недобросовестным является налогоплательщик, необоснованно получивший налоговую выгоду.

В Постановлении N 53 названы различные факторы, свидетельствующие о необоснованном получении налогоплательщиком налоговой выгоды. Например, отсутствие должной осмотрительности и осторожности в выборе контрагента (п. 10 Постановления N 53). В этом случае основанием для признания судом налоговой выгоды необоснованной выступает недобросовестность не самого налогоплательщика (поскольку действует презумпция добросовестности налогоплательщика), а его контрагентов. Таким способом правоприменительные органы стимулируют налогоплательщика действовать при выборе контрагента с должной осторожностью и осмотрительностью.

Между тем в налоговом законодательстве нет понятия «должная осмотрительность и осторожность в выборе контрагента».

ВАС РФ, указав на данный критерий оценки добросовестности налогоплательщика, не разъяснил, какие действия налогоплательщика могут свидетельствовать о проявлении им должной осмотрительности и осторожности в данном случае.

Официальных разъяснений от иных правоприменительных органов после опубликования Постановления N 53 также не последовало.

В итоге вопрос о наличии в действиях налогоплательщика по выбору контрагента должной осмотрительности и осторожности был отдан на усмотрение правоприменительных органов и определялся индивидуально по каждому конкретному случаю.

Безусловно, все это не делает положение налогоплательщика более определенным.

Доказательства осмотрительности и осторожности

Как показывает судебная практика, в качестве доказательств отсутствия в действиях налогоплательщика при выборе контрагента должной осмотрительности и осторожности налоговые органы обычно представляют следующие документы:

  • выписки из ЕГРЮЛ, с помощью которых налоговый орган показывает, что сведения о контрагенте, содержащиеся в первичных документах, имеющихся у налогоплательщика, не соответствуют данным Реестра;
  • налоговые декларации контрагента. При сопоставлении их с первичными документами, имеющимися у налогоплательщика, налоговый орган указывает на неотражение организацией-контрагентом реальных финансовых показателей деятельности.
  • протоколы допросов свидетелей (предполагаемых налогоплательщиком учредителей, руководителей, главных бухгалтеров организаций-контрагентов) в случае регистрации контрагента по утерянным либо поддельным документам;
  • справки из органов записи актов гражданского состояния в случае регистрации контрагента по документам умерших лиц;
  • заключение почерковедческой экспертизы, подтверждающей факт подписания первичных документов со стороны контрагента неустановленными лицами;
  • иные документы.

В случае представления налоговыми органами таких доказательств шансы налогоплательщика доказать должную осмотрительность и осторожность сводятся к нулю.

Доказательства проявления должной осмотрительности и осторожности, которые может представить сам налогоплательщик, зависят лишь от того, какие сведения о контрагенте и из каких источников были получены им до совершения сделки.

Рекомендации Минфина России

Перечень документов, подтверждающих должную осмотрительность и осторожность налогоплательщика в выборе контрагента, законодательно не установлен.

Ранее у налогоплательщика даже не было возможности руководствоваться какими-либо разъяснениями официальных органов относительно получения сведений о контрагенте.

Необходимо отметить, что такое разъяснение призвано сыграть положительную роль в стабилизации отношений между налогоплательщиком и налоговыми органами.

В Письме финансовое ведомство указало, какие меры, предпринятые налогоплательщиком при выборе контрагента, свидетельствуют о его должной осмотрительности и осторожности.

По мнению Минфина России, меры, принимаемые налогоплательщиком в целях подтверждения добросовестности его контрагента, включают в себя: получение налогоплательщиком от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверку факта занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ, получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента.

По смыслу Письма представляется, что данные действия не могут рассматриваться в отдельности в качестве подтверждения должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента; при выборе контрагента налогоплательщик должен их осуществлять в совокупности.

Предложенные меры по проверке добросовестности контрагента можно условно разделить на две группы (в зависимости от источника получения сведений):

  • меры, при которых сведения могут быть получены от самого контрагента: копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, оформление доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента;
  • меры, при которых сведения могут быть получены из иных источников (официальные сайты органов государственной власти, ответы на запросы государственных органов): проверка факта занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ, использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента.

Применение рекомендаций Минфина России на практике

Следует более подробно рассмотреть указанные в Письме меры в их взаимосвязи со сложившейся по данному вопросу судебной практикой.

Получение налогоплательщиком копии свидетельства о постановке контрагента на учет в налоговом органе

Эти действия, как правило, не вызывают у налогоплательщика никаких затруднений.

Вместе с предложением заключить договор налогоплательщик может направить контрагенту перечень документов, необходимых для подтверждения добросовестного исполнения последним своих налоговых обязанностей.

В то же время не исключается возможность получения копии такого свидетельства от налоговых органов. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации) содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются, в частности, в виде копии документа (документов), содержащегося (содержащихся) в соответствующем государственном реестре.

В то же время имеются решения арбитражных судов, где отмечается, что действия налогоплательщика по получению регистрационных документов у контрагента не свидетельствуют о проявлении им должной осмотрительности и осторожности.

Например, в Постановлении от 05.03.2009 N А33-556/08-Ф02-728/09 ФАС Восточно-Сибирского округа указал: «Информация о регистрации контрагентов в качестве юридических лиц и постановке их на учет в налоговом органе носит справочный характер и не характеризует контрагентов как добросовестных, надежных и стабильных участников хозяйственных взаимоотношений».

Это интересно:  Договор займа между юридическими лицами

Проверка факта занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ

Данное действие налогоплательщик может осуществить посредством проверки факта внесения в ЕГРЮЛ записи о контрагенте через официальный сайт Федеральной налоговой службы (далее — ФНС России) (www.nalog.ru) либо путем получения выписки из ЕГРЮЛ (вопрос об обращении к органам государственной власти за получением сведений о контрагенте будет подробнее рассмотрен при анализе такой меры, как использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента).

Обращаем внимание читателей: в этом году на официальном сайте ФНС России у налогоплательщиков появилась возможность воспользоваться новой услугой с ярким названием «Проверьте, не рискует ли Ваш бизнес?». Перейдя по указанной ссылке, можно получить доступ к сведениям о юридических лицах, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ; к сведениям, опубликованным в журнале «Вестник государственной регистрации», о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ; к сведениям о юридических лицах, в состав которых входят дисквалифицированные лица; и, наконец, об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве местонахождения несколькими юридическими лицами.

Получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента

Указанная мера реализуется налогоплательщиком посредством получения от контрагента документов, подтверждающих полномочия лиц, подписывающих договоры, счета-фактуры, накладные: протокола о назначении генерального директора или передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей компании, доверенности (а в случае ее предоставления — документа, подтверждающего полномочия лица, выдавшего ее).

Судебные органы едины во мнении, что проверка налогоплательщиком полномочий лиц, подписывающих первичные документы, свидетельствует о его должной осмотрительности и осторожности в выборе контрагента.

Использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента

Указанная мера представляется наиболее сложной в отношении ее реализации.

Какие же сведения и из каких официальных источников могут быть получены налогоплательщиком?

В первую очередь, как уже отмечалось, сведения о контрагенте могут быть получены посредством обращения к налоговым органам за выпиской из ЕГРЮЛ, содержащей сведения о контрагенте.

Сведения государственных реестров являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен (ч. 1 ст. 6 Закона о регистрации). К последним относятся: сведения о номере, дате выдачи и органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица; о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Предоставление сведений, содержащихся в государственных реестрах, осуществляется за плату (ч. 1 ст. 7 Закона о регистрации).

Правила предоставления сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 (далее — Правила). В них установлены сроки предоставления сведений и размер платы за это.

Однако в предоставляемой выписке из ЕГРЮЛ содержатся далеко не все сведения, позволяющие выявить недостатки в учредительных и иных документах контрагентов.

В частности, не могут быть предоставлены персональные данные руководителей организаций, поскольку согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» указанная информация может быть предоставлена только с согласия лица, к которому она относится.

На практике достаточно часто возникают ситуации, когда налоговый орган, допросив свидетелей, выявляет следующий факт: некоторые контрагенты были зарегистрированы в качестве юридических лиц по утерянным паспортам либо по паспортам умерших.

В подавляющем большинстве таких случаев арбитражные суды принимают сторону налогового органа.

Налогоплательщик может обратиться в налоговые органы с заявлением о выдаче справки о выполнении его контрагентом налоговых обязанностей. Однако на практике налоговые органы зачастую отказывают в подобных просьбах, ссылаясь на налоговую тайну.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 102 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за них не составляют налоговой тайны. Это подтверждают и сами налоговые органы в Письме Министерства по налогам и сборам РФ от 05.03.2002 N ШС-6-14/252.

И все же подобное обращение к налоговым органам, в том числе в случае отказа в выдаче сведений об исполнении контрагентом налогового законодательства, будет свидетельствовать о проявлении налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности.

Помимо обращения к налоговым органам налогоплательщик вправе обратиться за получением сведений о контрагенте в иные компетентные государственные структуры.

В частности, информационные центры МВД, ГУВД, УВД предоставляют сведения из Реестра дисквалифицированных лиц (которые на основании судебного решения не могут занимать руководящие должности, заниматься предпринимательской деятельностью).

Таким образом, налогоплательщик может проверить сведения о единоличном исполнительном органе контрагента.

Порядок предоставления сведений из Реестра дисквалифицированных лиц регламентируется Приказом МВД России от 22.11.2006 N 957.

Для получения дополнительных сведений о контрагентах весьма эффективным является использование официальных сайтов органов государственной власти, а также сайтов информационных агентств.

Так, в ряде случаев на сайте Федеральной службы по финансовым рынкам (www.fcsm.ru) можно получить сведения об эмитенте, существенных фактах, ознакомиться с текстом учредительных документов, документами бухгалтерской отчетности.

Полезными являются и сайты арбитражных судов. На них можно получить представление о судебных процессах с участием контрагента.

Иные меры осмотрительности и осторожности

Вместе с тем предложенный финансовым ведомством перечень мер, свидетельствующих о должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, не может считаться исчерпывающим (даже по мнению самого Минфина России).

В каждом конкретном случае разрешение вопроса о добросовестности либо недобросовестности налогоплательщика при исполнении им налоговых обязанностей и реализации права на возмещение сумм налоговых вычетов как связанное с установлением и исследованием фактических обстоятельств дела относится к компетенции арбитражных судов. Такая позиция отражена в Определении КС РФ от 16.10.2003 N 329-О.

Следовательно, если арбитражный суд решит, что принятые налогоплательщиком, пусть и в соответствии с рекомендациями Минфина России, меры при выборе контрагента недостаточны для подтверждения его должной осмотрительности и осторожности, получение налогоплательщиком налоговой выгоды может быть признано необоснованным, а сам налогоплательщик — недобросовестным.

В некоторых судебных решениях арбитражные суды помимо действий, которые Минфин России рекомендует осуществлять налогоплательщику в целях подтверждения должной осмотрительности и осторожности при выборе им контрагента, указывали на необходимость совершения налогоплательщиком и иных действий.

Таким образом, анализ судебной практики показывает: суд может потребовать от налогоплательщика подтверждения совершения им иных действий, направленных на проверку добросовестности контрагента и свидетельствующих о его должной осторожности и осмотрительности при выборе контрагента, помимо тех, на которые Минфин России указывает в своем Письме.

Несомненно, принятие данного Письма указывает на то, что наметилась положительная тенденция к повышению определенности в вопросе оценки налоговыми органами действий налогоплательщика по выбору контрагента.

В то же время налоговым органам следует сформулировать не только перечень действий налогоплательщика по выбору контрагента, характеризующих его с точки зрения должной осмотрительности и осторожности, но и дать определение самой категории «должная осмотрительность и осторожность в выборе контрагента».

Надеемся, что вслед за Письмом Минфина России последуют разъяснения и контролирующих органов, которые также будут способствовать стабилизации отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Статья написана по материалам сайтов: auditor-aca.ru, sovetip.ru, wiseeconomist.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector