+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Выездная налоговая проверка по НДФЛ

В этом небольшой материале мы расскажем, что представляет собой выездная налоговая проверка по НДФЛ, как она проводится и какие особенности имеет.

Содержание

По каким статьям проверяют

Выездная налоговая проверка предусматривается ст. 87 НК РФ. Ее целью является контроль над выполнением норм права налогоплательщиками и налоговыми агентами. Общие правила проведения таких проверок рассматриваются в ст. 89 НК РФ.

Действующим законодательством предусмотрено, что один субъект хозяйствования за одну выездную проверку может быть проверен в качестве:

  • Налогового агента.
  • Налогоплательщика.
  • Плательщика сборов.

Период времени, за который проводится проверка (или как еще называют его – давность или глубина ревизии), определяется ст. 89 НК РФ. Согласно этой правовой норме, контролеры имеют право при проведении выездных проверочных мероприятий исследовать деятельность организаций и предприятий за период не более трех лет. При этом следует учитывать, что данная статья оговаривает период, выраженный в календарных годах, например, с 01.01 по 31.12 каждого года.

Таким образом, в проверочный период может вполне попасть и текущий отчетный период, хотя сотрудники налогового контроля на практике редко используют данное обстоятельство. Объясняется это очень просто: текущий период намного удобнее проверить не в ходе выездной проверки, а в ходе камеральной, никуда не выезжая.

Еще одним обстоятельством, по которому налоговики не спешат уделить внимания текущему периоду в ходе выездной проверки, является особенность самого механизма налогообложения. Так, для некоторых налогов итоговая база определяется за время текущего календарного года (налоги с прибыли, имущества, при работе по УСН). Само собой разумеется, что налоговикам проверять до начала следующего года совершенно нечего.

Особенности проверки

Проведение выездной налоговой проверки по НДФЛ имеет некоторые особенности относительно подоходного налога. Дело в том, что сотрудники налоговых служб включают данный налог в программу выездной проверки и за период ее назначения. Объясняется это обстоятельство следующим. Несмотря на то что налоговый период по подоходному налогу равен году, обязанности агента по НДФЛ никоим образом не определяются датой окончания периода. Например, удерживать налог с заработной платы сотрудников и зачислять его в бюджет необходимо в более ограниченные по времени сроки. За нарушения по данному налогу в текущем периоде инспекторы могут не только произвести доначисление, но и выставить пеню или же применить штрафные санкции.

Когда назначают

Вопрос глубины ревизии непосредственным образом связан с тем, когда назначается проведение выездной проверки. Как правило, дата такой проверки назначается налоговыми органами. На практике, это приходится на то время, когда уже истекли сроки подачи итоговой отчетности. Помимо этого, специалисты налоговых служб всегда стремятся в ходе одной проверки полностью исследовать все данные по конкретному налогу.

При проведении выездных проверок необходимо учитывать, что прежние «налоговые грехи», выходящие за трехлетний период и установленные инспекторами в ходе текущей проверки, не являются основанием для доначислений и привлечения бухгалтеров к ответственности.

Сопровождение налоговых проверок

В последнее время усиливается деятельность государственных органов, направленная на борьбу с незаконными схемами, используемыми в целях уклонения от уплаты налогов. Тем, кто хотя бы раз сталкивался с налоговыми проверками, проводимыми ИФНС, знакомы их последствия: доначисление, штрафы и пени, блокировка расчетных счетов и т.д.

Существуют два основных типа налоговых проверок, это камеральная налоговая проверка и выездная налоговая проверка.

  • Камеральная налоговая проверка – это налоговая проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа (то есть в налоговой инспекции) на основе налоговых деклараций, представленных налогоплательщиком, и предполагает изучение налоговым органом декларации и бухгалтерской отчетности компании. При этом предварительное уведомление налогоплательщика не требуется. Как правило, такая проверка начинается на стадии приема отчетности, в течение трех месяцев с момента предоставления документов в налоговую инспекцию.
  • Выездная налоговая проверка – это налоговая проверка, которая проводится по месту нахождению юридического или физического лица.

Иногда сопровождение налоговых проверок предполагает лишь наблюдение наших специалистов со стороны за действиями инспекторов. Дело в том, что в соответствии с действующим законодательством, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если в ходе выездной проверки налоговый инспектор допустил нарушения законодательства. Опыт нашей работы свидетельствует о том, что очень редко камеральная или выездная налоговая проверка обходится без подобных нарушений.

Сопровождение камеральной налоговой проверки

Сопровождение камеральных налоговых проверок специалистами компании «РАФ и Ко» включает в себя три вида услуг:

    • Подготовка отчетной документации, подаваемой в налоговый орган.
    • Подготовка дополнительных документов, запрошенных налоговой инспекцией в ходе проведения проверки или написание обоснованного отказа для предоставления такой документации.
    • Содействие в написании возражений на акт налоговой проверки (в случае необходимости) и обжаловании решения инспекции, вынесенного по результатам проверки.

Не менее востребованной услугой, оказываемой нашей компанией, является сопровождение выездных налоговых проверок. Она, в частности, включает в себя:

  1. Консультирование относительно порядка и сроков проведения налоговой проверки.
  2. Подготовку документов для налоговых органов.
  3. Дачу разъяснений инспекторам, участие беседе с ними.
  4. Написание возражений на акт налоговой проверки.
  5. Обжалование решения налогового органа, вынесенного по результатам проверки.

Сопровождение выездной налоговой проверки

В свою очередь выездные проверки бывают следующих видов:

  • комплексными и выборочными (тематическими);
  • обычными и контрольными;
  • плановыми и внеплановыми;
  • встречными.

Решение о проведении выездной налоговой проверки принимается руководителем налогового органа. Выездная проверка продолжается не более 2-х месяцев (в исключительных случаях – 3 месяца). В течение календарного года представители налоговой инспекции могут проводить только одну выездную проверку по одному виду налогов за один период.

Если выездная проверка проводиться в организации, которая имеет представительства и филиалы, то срок выездной проверки увеличивается на 1 месяц для каждого филиала или представительства.

Согласно статистическим данным, камеральная и выездная налоговая проверка выявляет нарушения у 90-95% проверенных организаций. Общая сумма доначислений по результатам проверок составляет сотни миллиардов рублей ежегодно.

Результатом проверки практически всегда является доначисление. При этом сумма претензий колеблется в среднем от 10 до 50% от годовой выручки организации. В ходе налоговой проверки инспекцией ФНС применяется формальный алгоритм расчета сумм сокрытых налогов.

В налоговом законодательстве достаточно детально и одновременно витиевато описаны процедуры, сроки, права и обязанности налогового органа и налогоплательщика в ходе проведения камеральной и выездной налоговой проверки. При получении от ИФНС решения о проведении проверки и требования о предоставлении документов руководитель и главный бухгалтер налогоплательщика очень может совершать действия, которые в дальнейшем не исключают возникновения разногласий внутри финансовой службы предприятия и бухгалтерии.

Анализ судебной практики показывают, что очень важно уже в самом начале налоговой проверки занять правильную и конструктивную позицию во взаимоотношениях с ИФНС. Важно также на этой стадии качественно формировать доказательства для будущих разбирательств в суде, а также при разборе Вашей жалобы в вышестоящем налоговом органе (новые правила о досудебной стадии рассмотрения некоторых налоговых споров действуют с 1 января 2009 года).

Наиболее типичные случаи нарушения прав налогоплательщика в ходе выездных налоговых проверок связаны с некорректными (по форме и по содержанию) требованиями ИФНС о предоставлении документов, нарушения сроков проведения проверок. Особенно, если принимается решение о приостановке проверки для целей проведения мероприятий дополнительного налогового контроля (так называемые, «встречные проверки»).

Про проведении камеральных проверок ИФНС часто запрашивают у предприятия документы, объяснения и т.п., которые не вправе запрашивать. В связи с достаточно противоречивыми формулировками соответствующих статей Налогового кодекса, работникам проверяемого предприятия бывает сложно самостоятельно разобраться с ними, принять правильные решения и совершить адекватные защитные действия. Наш опыт ведения подобных споров показывает, что значительную часть налоговых претензий удается нейтрализовать только в связи с допущенными процедурными нарушениями со стороны ИФНС.

Если же проверка уже закончилась и предприятием получен Акт, с результатами которого оно не согласно, есть смысл провести анализ Акта, других документов проверки и при наличии оснований подготовить аргументированные письменные возражения. Важно также организовать качественное представление интересов предприятия при рассмотрении возражений в налоговых органах – как проверяющем, так и вышестоящем. Практика показывает, что при тщательной подготовке правовой позиции налогоплательщика часть претензий удается снять на этих стадиях.

Дальнейшее развитие налогового спора и его окончательное разрешение происходит в арбитражном суде. Здесь важно правильно выстроить линию защиты налогоплательщика в зависимости от обстоятельств дела. Но в любом случае при обращении предприятия в суд важно заявить о принятии судом обеспечительных мер в виде наложения запрета налоговому органу на принудительное исполнение требований о взыскании недоимок и финансовых санкций.

Наиболее верным представляется изначально правильное выстраивание и четкое документальное оформление взаимоотношений с контрагентами, партнерами. Это будущие доказательства в суде добросовестности действий налогоплательщика и существования разумной деловой цели хозяйственных операций. Качественно и профессионально составленные документы первичного бухгалтерского учета (договоры, акты и т.п.), деловой переписки позволят оптимизировать и сделать наименее рисковыми, с точки зрения налоговых последствий, все хозяйственные процессы и операции.

При проведении налоговой проверки очень важно обеспечить присутствие опытного юриста с самого начального этапа проверки (а не по факту составления акта налоговой проверки, не после того, когда наложены штрафные санкции). Оперативное подключение специалиста к процессу проведения налоговой проверки дает возможность в безболезненном урегулировании множества спорных вопросов, которые могут возникнуть по ходу проверки, а также в компетентном отслеживании правомочности действий проверяющего лица.

Имея богатый опыт сопровождения налоговых проверок, опытные юристы нашей компании гарантированно обеспечивают своим клиентам грамотное участие в таком сложном и ответственном процессе, как налоговая проверка, обеспечивая незаменимую профессиональную помощь и своевременную поддержку.

Мы предлагаем следующие услуги при выездных и камеральных налоговых проверках:

  • Консультирование по вопросам, которые возникают при прохождении налоговых проверок;
  • Проверка налоговых деклараций и имеющихся документов;
  • Подготовка документов к проверке (инвентаризация, сбор, ксерокопирование, заверение);
  • Разработка договоров в рамках подготовки к проверке;
  • Участие в проверке ИФНС (сопровождение проверки);
  • Оценка налоговых рисков;
  • Представительство в налоговом органе до момента составления акта проверки, решения;
  • Подготовка письменных возражений на акты налоговых органов, постановления о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • Оценка перспективы дела по акту проверки.

Налоговое планирование

Налоговое законодательство оказывает влияние деятельность любой компании в форме уплаты НДС, налога на прибыль, таможенных пошлин и налогов по заработной плате.

Налоговое планирование представляет собой одну из базовых составных частей финансового планирования предприятия. Налоговое планирование ― это совокупность ЗАКОННЫХ целенаправленных действий налогоплательщика, связанных с использованием им приемов и способов, а также всех предоставляемых законом льгот и освобождений с целью минимизации налоговых обязательств.

Налоговое планирование представляет собой подбор различных версий совершения хозяйственно-финансовых операций и распределения активов с расчетом достигнуть самой меньшей степени возникающих при деятельности предприятия налогово-финансовых обязательств.

Оптимизация налогообложения легитимными способами целесообразна для любой компании. Компетентное налоговое планирование, чаще всего дает реальный выигрыш. Отказ от такой процедуры, как налоговое планирование, может повлечь налоговые потери по конкретному налогу или их совокупности, сокращение объема оборотных средств, ухудшение финансового положения организации, и как следствие сокращение реальных возможностей для дальнейшего развития организации.

Основной задачей налогового консультанта при реализации налогового планирования является нахождение наилучшего пути налоговой оптимизации в рамках действующего законодательства.

Основные инструменты налогового планирования

  • учетная политика организации;
  • специальные налоговые режимы;
  • судебные прецеденты;
  • налоговые льготы;
  • льготы, предусмотренные международными соглашениями об избежание двойного налогообложения;
  • оптимальные формы договорных взаимоотношений;
  • разъяснения финансового ведомства;
  • создание резервов и т.д.

В рамках услуги по налоговому планированию мы предлагаем следующие виды услуг:

  1. Перспективное налоговое планирование:
    • анализ налогообложения предприятия с целью разработки и внедрения индивидуальной модели налогообложения (выбор вариантов осуществления финансово-хозяйственной деятельности с целью оптимизации налогообложения компании с использованием законных способов и методов);
  2. Текущее налоговое планирование (предполагает применение совокупности методов, позволяющее снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае и отдельном налоговом периоде):
    • налоговое планирование отдельных сделок;
    • налоговое планирование отдельных налогов;
  3. Налоговое планирование при создании бизнеса

Оказание услуги по налоговому планированию включает следующие этапы:

  1. Анализ действующей системы налогообложения и (или) налоговых «проблем» компании:
    • Сбор и анализ информации об организации (организационная структура, виды деятельности, организация документооборота, основные поставщики и покупатели, уплачиваемые налоги и др.).
    • Исследование первичных документов бухгалтерского и налогового учета, анализ договорно-правовой работы организации.
    • Расчет налоговой нагрузки.
    • Выбор оптимальных вариантов хозяйственных ситуаций. Оценка налоговых последствий совершения тех или иных сделок с учетом налоговых рисков и возможных правовых последствий (анализ действующего законодательства, мнения налоговых органов и практики арбитражных судов).
  2. Внедрение наиболее выгодных моделей налогообложения, утвержденных организацией:
    • Подробное описание мероприятий налогового планирования, с учетом деятельности организации и системой учета.
    • Расчет налоговых обязательств, разработка форм необходимых документов, рекомендации по ведению налогового учета и др.
  3. Текущее сопровождение организации в сфере налогового планирования:
    • Проверка правильности оформления и отражения в бухгалтерском и налоговом учете хозяйственных операций с точки зрения предложенной модели налогообложения.
    • Текущее консультирование по вопросам налогообложения с учетом изменений действующего законодательства.
Это интересно:  Транспортный налог: калькулятор, ставки, оплата за пользование автомобилем в 2019 году

В итоге клиент получает:

  • знания о наличии налоговых проблем и вариантах их разрешения;
  • возможность минимизации налоговой нагрузки;
  • знания о возможных вариантах снижения налоговой нагрузки в компании (группе компаний);
  • возможность минимизации налоговых рисков (сокращение вероятности применения штрафных санкций при налоговой проверке);
  • профессиональные консультации по вопросам налогообложения;
  • уверенность в правильности совершаемых им действий.

Чаще других применяются следующие методы налогового планирования:

  • Метод разграничения взаимоотношений – разъединение единых усложненных экономических взаимоотношений с субконтрагентами на серию простейших хозопераций с допустимостью роста расходов;
  • Метод отсрочивания выплат по налогам – отсрочивание появления налогооблагаемого объекта в календарно-хронологическом цикле (перевод платежа в самом конце месячного периода);
  • Метод непосредственного уменьшения налогооблагаемого объекта – уменьшение ценности через переоценивание основных фондов или осуществление инвентаризации;
  • Метод выбора стратегии учета с наибольшим применением разрешенного потенциала для уменьшения величины выплат по налогам и др.

Налоговое планирование (налоговый консалтинг) – законодательная база

До октября 2006 года налоговые органы рассматривали применение организациями налогового планирования как «налоговую недобросовестность». Однако Пленум ВАС Российской Федерации подтвердил, что законное налоговое планирование возможно, данная позиция изложена в Постановлении Пленума ВАС Российской Федерации от 12.10.06 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

В частности в п.4 Постановления указано, что возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной. То есть налогоплательщику предоставлено право использовать для снижения налогового бремени те возможности, которые предоставляет законодательство.

Кроме того, в Постановлении был установлен круг обстоятельств, которые могут свидетельствовать, либо наоборот, не свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды налогоплательщиком.

В тоже время, в п.5 Постановления содержится перечень обстоятельств, позволяющих судьям делать вывод о необоснованной налоговой выгоде, полученной налогоплательщикам. К ним относятся:

  • невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

Таким образом, то или иное решение по конкретной ситуации принимает суд, но задача налогового консультанта в том и состоит, чтобы, учитывая все возможные направления развития событий, создать оптимальную, как правило, компромиссную схему.

Налоговые консультанты готовы ответить на любые вопросы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, касающиеся налогообложения.

Выездная налоговая проверка налоговых агентов по НДФЛ

Налоговый вестник», 2012, N 5

Более 90% налога на доходы физических лиц, поступающего в бюджет, удерживают и уплачивают налоговые агенты. В связи с этим администрирование НДФЛ, проводимое налоговыми органами, должно быть направлено на работу с налоговыми агентами. Об этом и пойдет речь в данной статье.

Планирование выездных налоговых проверок по НДФЛ

Решение о проведении выездной налоговой проверки (ВНП) выносит налоговый орган по месту нахождения организации. Выездная налоговая проверка в зависимости от полноты охватываемых документов может проводиться сплошным или выборочным методом. В соответствии с НК РФ налоговый агент обязан:

  • удерживать НДФЛ из доходов налогоплательщика;
  • перечислять в бюджет удержанные суммы НДФЛ;
  • вести учет выплат работникам и сумм НДФЛ;
  • представлять в инспекцию сведения о выплаченных доходах, суммах исчисленного и удержанного НДФЛ по форме N 2-НДФЛ.

При планировании выездных налоговых проверок в отношении налоговых агентов по НДФЛ в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, учитывается критерий самостоятельной оценки рисков «Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации». Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации можно получить из следующих источников:

  • официальные интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Информация об адресах сайтов территориальных органов Росстата находится на его официальном сайте www.gks.ru;
  • сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень и др.);
  • по запросу в территориальный орган Росстата или налоговый орган в соответствующем субъекте РФ (инспекция, управление ФНС России по субъекту Российской Федерации);
  • официальные сайты управлений ФНС России по субъектам РФ после размещения на них соответствующих статистических показателей. Информация об адресах сайтов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации находится на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru.

Объяснением низкого уровня заработной платы может послужить режим неполного рабочего времени. В этом случае у работника в трудовом договоре прописан оклад не ниже среднеотраслевого уровня, а заработная плата выплачивается только за фактически отработанное время. Легко обосновать низкую заработную плату новым компаниям или компаниям с сезонным характером работы, а также применением специальных социальных программ (пенсионное страхование, оплата медицинских и оздоровительных процедур).

При подготовке выездной налоговой проверки анализируются результаты камеральной налоговой проверки сведений о доходах за налоговый период, которые сдаются в налоговый орган, по следующим направлениям:

  • рассчитывается средний уровень заработной платы, который соотносится со среднеотраслевым значением по субъекту РФ и величиной установленного регионом прожиточного минимума;
  • выявляется количество работников, по которым сведения о доходах не представлены (исходя из поданных в налоговый орган данных о численности работников);
  • сопоставляются суммы уплаченного НДФЛ по сведениям о доходах с данными карточки РСБ.

Следует отметить, что у налогового органа нет оснований доначислять НДФЛ только по сведениям о доходах: это не декларация и не расчет, в справке содержится лишь информация о доходах. Налоговый агент привлекается по ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок сведений о доходах (не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом), однако документы, содержащие нарушения, не считаются не сданными в срок.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Проверка проводится за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении ВНП, на территории (в помещении) налогоплательщика или по месту нахождения налогового органа, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения ВНП.

НК РФ не содержит норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о назначении и проведении у него предстоящей ВНП (Письмо ФНС России от 18.11.2010 N АС-37-2/15853).

Решение о проведении проверки

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (см. Приказ ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@).

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Исключительные случаи — принятие решения о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента.

Основания и порядок продления срока проверки

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (см. Приказ ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@). Это указано также в п. 6 ст. 89 НК РФ и в п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506. Основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться:

  1. проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
  2. получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;
  3. наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;
  4. проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:
  • четыре и более обособленных подразделений — до четырех месяцев;
  • менее четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50% от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50% от общей стоимости имущества организации;
  • десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;
  1. непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
  2. иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Приостановление проверки

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

  1. истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ (не более одного раза по каждому лицу, у которого потребуются документы);
  2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ (срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца, если в течение шести месяцев информация не была получена);
  3. проведения экспертиз;
  4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 НК РФ.

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.

Среди обстоятельств, которые свидетельствуют о целесообразности проведения выемки документов, выделяются следующие:

  • поведение лица, у которого производится выемка;
  • установленные факты длительного отсутствия налогоплательщика по месту регистрации;
  • частые случаи обнуления счетов в банках;
  • анализ других данных, полученных в ходе ВНП;
  • сведения правоохранительных, контролирующих органов.
Это интересно:  Налоговые каникулы для ИП

В процессе выездной налоговой проверки осуществляется проверка документов, имеющих значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты налогов:

  • проверка устранения нарушений, выявленных при предыдущей проверке;
  • проверка соответствия данных бухгалтерского учета и налоговой отчетности;
  • проверка полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете операций, влияющих на формирование налоговой базы (анализ кредитовых оборотов по счетам бухгалтерского учета, а также соответствия данных бухгалтерского учета и первичных документов);
  • проверка правового оформления хозяйственных операций, в т.ч. анализ договоров.

Справка о проведении проверки и возражения

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. Если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки (см. Приказ ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@).

Возражения к акту проверки

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

После составления и вручения налогоплательщику акта налоговой проверки начинается следующий этап налогового контроля — рассмотрение дела о налоговом нарушении и вынесение решения о наложении штрафа.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя, а также вправе до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий одного месяца, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

Решение по результатам проверки

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В решении об отказе в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом. Если решение будет изменено, решение нижестоящего налогового органа с учетом внесенных изменений вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

С 01.01.2009 решение налогового органа по результатам проверки может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Для обеспечения взыскания недоимки, пеней и санкций налоговый орган может принять обеспечительные меры: запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа, приостановление операций по счетам в банке. По просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить обеспечительные меры на:

  1. банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок;
  2. залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, оформленный в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ;
  3. поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном ст. 74 НК РФ.

Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

После вступления в силу решения налоговых органов этому лицу направляется требование об уплате соответствующих сумм в порядке и в сроки, установленные ст. ст. 69 и 101.3 НК РФ, — в течение 10 дней с даты вступления в силу решения о привлечении к налоговой ответственности (п. 2 ст. 70 НК РФ). Требование должно быть исполнено налогоплательщиком в течение 10 календарных дней с даты его получения, если более продолжительный срок для исполнения требования не указан в самом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Дополнительные права

В процессе контрольных мероприятий налоговые органы дополнительно имеют право привлекать свидетелей, понятых, переводчиков, специалистов, проводить экспертизу, осмотр территории и инвентаризацию имущества, проводить выемку документов, истребовать документы и информацию.

Такие мероприятия, в соответствии с законодательством о налогах и сборах, обычно сопровождаются составлением протокола с соблюдением требований, предусмотренных ст. 99 НК РФ. Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.

Право должностных лиц ИФНС опрашивать свидетелей закреплено в пп. 13 п. 1 ст. 31 НК РФ, а соответствующий порядок установлен ст. 90 НК РФ. В качестве свидетеля может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол. Перед опросом должностное лицо ИФНС предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. Об этом делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

Для дачи показаний свидетель вызывается в ИФНС, но допускается опрос свидетеля и по месту его нахождения. В качестве свидетелей не могут допрашиваться:

  1. лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков (немые, глухие, слепые, лица с определенными психическими отклонениями и заболеваниями) не способны правильно воспринимать (запоминать и воспроизводить) обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля;
  2. лица, обладающие информацией, полученной в ходе исполнения ими своих профессиональных обязанностей, если подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц (государственная, адвокатская, аудиторская тайна и т.д.).

При этом, как отмечается в п. 3 ст. 90 НК РФ, физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Законодательство о налогах и сборах специально не предусматривает таких оснований, поэтому следует руководствоваться другими законодательными актами.

Например, ст. 51 Конституции РФ дает гражданину право не давать свидетельских показаний в отношении себя, своего супруга и близких родственников. К тому же указанные основания перечисляются в соответствующих нормах процессуального законодательства.

В частности, в п. 40 ст. 5 УПК РФ приводится понятие «свидетельский иммунитет», под которым понимается право лица не давать показания против себя и своих близких родственников, а также в иных случаях, предусмотренных УПК РФ.

Круг близких родственников, в отношении которых гражданин имеет право не давать свидетельские показания, определяется п. 4 ст. 5 УПК РФ: супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Если при проведении налоговой проверки возникла необходимость использовать свидетельские показания, то сотрудникам налогового органа следует иметь в виду, что на основании п. 3 ст. 56 УПК РФ не подлежат опросу в качестве свидетелей также следующие лица:

  1. судья, присяжный заседатель — об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу;
  2. защитник подозреваемого, обвиняемого — об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с участием в производстве по уголовному делу;
  3. адвокат — об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи;
  4. священнослужитель — об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди;
  5. член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия — об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий.

Обязательное участие понятых прямо предусмотрено, в частности:

  • при проведении осмотра (ст. 92 НК РФ);
  • при осуществлении выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ).

Перечисленные действия осуществляются в основном при проведении выездных налоговых проверок, следовательно, и понятые чаще всего приглашаются для участия в проведении действий по осуществлению мероприятий налогового контроля, связанных с проведением прежде всего выездной налоговой проверки.

Понятые в отличие от экспертов, специалистов и переводчиков, которые привлекаются на договорной основе, принимают участие в указанных выше действиях без какого-либо соглашения.

Порядок проведения экспертизы установлен ст. 95 НК РФ. Экспертом является лицо, обладающее специальными познаниями. Эксперт может быть привлечен в ходе выездной проверки, а также при проведении иных действий налогового контроля. Экспертиза назначается постановлением должностного лица ИФНС, осуществляющего выездную налоговую проверку. В нем указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в его распоряжение. Вопросы, поставленные перед экспертом, и сделанное им заключение не могут выходить за пределы его специальных познаний. При недостаточности материалов, переданных в распоряжение эксперта, он вправе заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. Эксперт вправе отказаться от дачи заключения, если материалов оказалось недостаточно или он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

Это интересно:  Налоговые Вычеты В 2019 Году Какие Изменения

Документы, необходимые при проверке НДФЛ

Основными документами при проверке правильности исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами являются:

  • учредительные документы;
  • приказ об учетной политике;
  • коллективные и трудовые договоры и контракты, заключаемые с работниками в соответствии с нормами трудового законодательства, договоры гражданско-правового характера (аренды, займа и т.д.), расчетные ведомости, штатное расписание, табель учета рабочего времени;
  • система поощрений работников, оплаты за счет средств организации различного рода социальных и материальных благ, стоимость которых подлежит включению в совокупный доход физических лиц (оплата питания, проезда, обучения, подарков к праздничным и юбилейным датам);
  • приказы руководителя о командировках, авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами (билеты, посадочные талоны, документы, подтверждающие проживание), отчеты кассира с приходными и расходными кассовыми ордерами, путевые листы, товарные накладные, чеки контрольно-кассовой техники, главная книга, данные аналитического и синтетического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

При проверке НДФЛ анализируются суммы, отраженные по кредиту счета 50 в корреспонденции со счетами 41, 44, 96, 86, приходные и расходные кассовые ордера, кассовые книги. Выявляются также суммы, выданные под отчет, по которым к началу проверки сотрудники не отчитались. Чтобы найти такие суммы, инспекторы анализируют записи по дебету счета 71 и кредиту счета 50; записи по дебету счета 94 и кредиту счета 71.

Если организация выплачивала сотрудникам доходы в натуральном виде, проверяются применяемые цены (счета 10, 41, 43, 45, если производилась натуральная оплата труда).

В целях выявления безвозмездной передачи товаров анализируются акты на списание основных средств, накладные на отпуск товара, акты приема-передачи основных средств (обороты по счетам 91, 01,10, 41).

Большое внимание уделяется выявлению налоговых схем с участием налоговых агентов, среди косвенных признаков выделяются следующие:

  • не выдаются компенсационные, стимулирующие, поощрительные выплаты;
  • стандартные налоговые вычеты не производятся, даже у сотрудников, имеющих детей;
  • сотрудникам не выдаются расчетные листы;
  • работники не могут назвать размер своей заработной платы или называют сумму больше, чем указана в трудовом договоре.

Около 80% налоговых проверок обнаруживают нарушения в порядке исчисления и уплаты НДФЛ, основными из которых являются:

  • неправомерное предоставление налоговых вычетов;
  • несвоевременное представление справок о доходах физических лиц в ИФНС;
  • неправомерное предоставление льгот работникам при реализации сельхозпродукции в счет натуральной оплаты труда;
  • невключение в доход физических лиц сумм материальной выгоды от разницы в цене при льготной продаже сельхозпродукции;
  • невключение в налоговую базу доходов в натуральной форме: оплаты авиабилетов, экскурсий, турпутевок и т.д.;
  • неудержание налога с премий, материальной помощи, арендной платы за сданное работодателю имущество в аренду;
  • отсутствие первичных документов по подотчетным лицам;
  • невключение в доходы работников сверхнормативных суточных, документально не подтвержденных командировочных;
  • неудержание НДФЛ с доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами (или применение ставки 13% вместо 30%);
  • неудержание НДФЛ с материальной выгоды по беспроцентным займам.

В соответствии со ст. 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению. Если налоговый агент совершил данное нарушение умышленно, штраф удваивается. Обязанности налогового агента в части сроков удержания и перечисления в бюджет НДФЛ предусмотрены ст. 226 НК РФ и не связаны с окончанием налогового периода, в отличие от обязанностей налогоплательщиков, установленных ст. ст. 227 и 228 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 N 1051/11).

Налоговая проверка по НДФЛ: сроки и ход проверки, что проверяют

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о налоговых проверках по НДФЛ.

Сегодня вы узнаете:

  1. Что проверяется в процессе этой проверки.
  2. Какую документацию у вас могут истребовать.
  3. Когда проверка может быть назначена.

Содержание

Проверка 6-НДФЛ и 3-НДФЛ может быть камеральной и выездной.

Проведение выездной проверки по НДФЛ

Выездную налоговую проверку осуществляют, основываясь на требованиях НК РФ.

За одну проверку вашу компанию могут проверить как:

  • Налогоплательщика;
  • Плательщика сборов;
  • Налогового агента.

При этом проверка может охватить три последних года деятельности вашей компании.

Но стоит отметить, что под проверку может попасть и текущий период, хотя, если судить по практике это обстоятельство используется редко.

Это легко объяснимо: текущий период проще проверять не выезжая в ваш офис, то есть посредством камеральной проверки.

Еще один факт, из-за которого проверяющий может проигнорировать текущий период – это специфика самой процедуры налогообложения.

Для части налоговых платежей итоги определяются за текущий календарный год. Получается, что до того, как начнется следующий календарный год, проверять попросту нечего.

Инспекторы ФНС проверяют:

  • Сроки и полноту оплаты налогов в бюджет;
  • Насколько правильно применяется налоговая ставка;
  • Правильность оформления налоговых вычетов;
  • Правильно ли определяется налоговая база.

Какую документацию могут запросить:

  • Кадровую документацию;
  • Статистические формы;
  • Налоговые карточки по НДФЛ;
  • Справки 2-НДФЛ;
  • Первичную финансовую документацию.

Этот перечень является открытым, так как при возникновении такой необходимости, проверяющие могут запросить и дополнительные документы.

Проверка декларации 3-НДФЛ

После того как будет окончен налоговый период, вы обязаны предоставить в ФНС отчет. Также вы имеете право подать декларацию, если хотите получить налоговый вычет.

Одной из возможностей осуществить налоговый контроль в этом случае, является камеральная проверка.

Проверять документацию будут в налоговой, не выезжая непосредственно в вашу компанию.

Срок проверки

Проверка длится три месяца, с того момента, как вы предоставите отчет в налоговую инспекцию.

Рассматриваться будет только тот период, за который вы подали документацию, второй раз проверку осуществлять не будут.

Как проходит процедура

После того как вы подадите все необходимые документы и заполненную декларацию, начнется проверка. При этом уведомлять вас о ней никто не будет.

Важно то, что ее могут приостановить, если обнаружат противоречия, ошибки или недочеты разного характера. У вас же специалисты ФНС запросят пояснения либо попросят исправить допущенные ошибки. На это вам дается пятидневный срок.

Вас известят, что процедура проверки прервана одним из следующих вариантов:

  • Вам пришлют требование предоставить определенную документацию;
  • Попросят явиться лично.

Чтобы не допустить возникновения проблем, оставляйте инспектору ваш контактный номер телефона.

Получается, если вы доносили документацию дополнительно, или что-то исправляли, срок проверки увеличивается. На это решение руководителя ФНС не требуется.

После того как проверка декларации будет завершена, развитие событий может быть следующим:

  • Если обнаружены ошибки, нужно будет принести обновленный список документации;
  • Если обнаружены неточности, декларацию нужно будет откорректировать и проверка будет произведена снова;
  • Если ошибок и несоответствий не выявлено, уплаченный налог вам возместят.

Как узнать статус проверки

Если у вас есть желание лично контролировать процедуру, сделать это можно несколькими способами:

  • Посредством телефонных звонков инспектору;
  • Зарегистрировавшись на сайте ФНС, в разделе «Электронные сервисы».

Используя эти способы, вы сможете отслеживать действия проверяющих, сразу получать разъяснения по всем возникшим вопросам.

Проверка 6-НДФЛ

6-НДФЛ является одной из форм отчетности, которая сдается в обязательном порядке. Сдают такой отчет и ИП, и юридические лица. А процедура проверки является обязательной.

В каком виде сдается отчетность

Обычно эта форма предоставляется только в электронном виде. Предоставить ее на бумаге вы можете, только если в вашей компании менее 25 сотрудников.

Если же это правило к вам не относится, а расчет вы предоставите в бумажном варианте, придется заплатить штраф в размере двухсот рублей.

Когда проводится проверка

Она инициируется после того, как вы сдадите расчет 6-НДФЛ. Чтобы начать мероприятие, сотруднику ФНС не требуется получать решение вышестоящего руководства, как в других случаях.

Длится эта проверка не дольше, чем три месяца, этот срок регламентируется НК РФ.

Цель проверки 6-НДФЛ, как, впрочем, и других, заключается в том, чтобы обнаружить ошибки и нарушения либо убедиться в их отсутствии.

Этапы проверки

Вся процедура делится на несколько этапов:

  • После того как специалисты ФНС получат от вас форму 6-НДФЛ, прежде всего они сверят общую информацию о вашей компании: сверят адрес, номер ИНН, а также ряд других данных;
  • Проверяется, насколько верно заполнен расчет: данные должны быть заполнены нарастающим итогом;
  • Сверяются контрольные соотношения: это помогает выявить, соответствуют ли данные, которые вы подали, тем, что уже имеются у инспекторов;
  • Проводят пересчет данных для того, чтобы выявить допущенные ошибки арифметического характера.

Контрольные соотношения

Эти соотношения принимаются для того, чтобы проверки в разных регионах страны проходили единообразно.

Это помогает не только проверяющим, но и плательщикам налогов проверить, правильно ли они заполнили расчет.

В число контрольных соотношений входят следующие показатели:

  • Дата, которую вы проставили на титульном листе (если подадите документ несвоевременно, можете получить штраф);
  • Начисленный доход не может превышать налоговые вычеты, но может быть равен им;
  • Сумма начисленного налога не может быть больше фиксированного авансового платежа, но может быть ему равна.

Что проверяют

В 6-НДФЛ проставляются сроки, когда перечислены налоги. Эту информацию проверяющие сверяют с той, что указана в лицевой карточке вашей компании или ИП.

Такие регистры и составляются для того, чтобы выявлять нарушения. Также они позволяют узнать вовремя ли вы исчислили и внесли в бюджет налоговые платежи.

Часть проверочных мероприятий проходит в автоматизированном режиме, для экономии времени сотрудников ФНС.

Если после того как проверка будет проведена, будет сделан вывод, что вся информация предоставлена без ошибок и недочетов, мероприятия по проверке считаются оконченными. Если же к вам возникнут вопросы, придется сначала разрешить их, а только потом будет составлен акт проверки.

Сверка документации

В процессе проверки годового расчета 6-НДФЛ в обязательном порядке осуществляется сверка с 2-НДФЛ.

Говоря проще, сумма, которую вы выплатили сотрудникам в качестве заработной платы, должна соответствовать тем данным, которые указаны в справках о доходе физлиц.

Кроме этого, проверяют количество физлиц, которым вы перечислили деньги.

Если в процессе проверки возникли вопросы

Если в ходе проверки сотрудники ФНС выявят ошибки и несостыковки в отчетности, вас об этом обязательно оповестят.

Ответственному лицу направят требование о даче разъяснений по всем возникшим вопросам. На это отводится 5 рабочих дней с даты получения вами требования от налоговой.

Если же выявится тот факт, что вы не уплатили налог в полном объеме, то в ваш адрес будет направлено требование заплатить НДФЛ – это в случае простой недоплаты.

А если будет выявлено занижение налоговой базы по каким-либо причинам, то к вам будут применены еще и штрафные санкции – 20% от суммы недоимки и 40% в случае, если будет доказан преступный умысел.

Обычно в требовании указан срок, в течение которого вы обязаны погасить имеющуюся задолженность. В случае, если вы его проигнорировали, то налоговая, в одностороннем порядке, погасит задолженность с ваших расчетных счетов, причем, перед этим, заблокирует все имеющиеся у вас, до полного удовлетворения недоимки. Ваша деятельность будет парализована, так как на всех счетах должна быть «несгораемая» сумма, равная недоимке. А, если на счете, куда направлено требование сумма меньше нужной, то тогда и возникает абсурд – вы должны будете пополнить счет для того, чтобы платеж прошел успешно.

Времени на восстановление движения по расчетным счетам уйдет предостаточно: пока платеж будет списан, затем отразится на счетах налоговой. И только после всех этих действий налоговики вышлют уведомление на разблокировку ваших счетов.

Нюансы

Стоит отметить, что если вы в течение года не осуществляли выплат физлицам, то и расчет 6-НДФЛ вам предоставлять не нужно.

Если же перечислений не было только в одном периоде, то графа, которая соответствует этому периоду будет пустой, а остальные нужно заполнить.

Заключение

Уважаемые читатели! Учитывайте, что в процессе проведения проверки ошибки, найденные инспекторами, но вышедшие за трехлетний период, не могут быть основаниями для привлечения вас к какой-либо ответственности.

Но в любом случае старайтесь просто их не допускать либо исправлять вовремя.

Статья написана по материалам сайтов: www.raf-ko.ru, wiseeconomist.ru, kakzarabativat.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector