8 (800) 700-95-46  Бесплатная консультация с юристом

В России появится новый экологический налог. Ставки, формула и расчет сбора

Новый налог призван заменить существующий экологический сбор.

В России появится новый экологический налог, как теперь будут оценивать вред природе? На днях Минфин предложил ввести в России экологический налог. Если законопроект примут, пошлина заменит платежи за загрязняющие выбросы. Документ размещен на портале нормативно-правовых актов.

Новый налог призван заменить существующий экологический сбор. Если законопроект получит поддержку, уже в 2020 году этот налог должен заменить существующую плату за негативное воздействие на окружающую среду. Сумма платежа в настоящее время зависит от объема выбросов вредных веществ, поэтому платят этот сбор далеко не все представители бизнеса.

В качестве плательщиков налога выступят организации и граждане, включая индивидуальных предпринимателей, которые наносят ущерб окружающей среде.

В то же время исключение сделают для тех компаний и граждан, в результате деятельности которых образуются только твердые коммунальные отходы.

А сама налоговая база будет рассчитываться через объем или массу выбросов, загрязняющих окружающую среду.

Содержание

Ставка за экологический налог

Чиновники обещают, что ставки будут твердыми и устанавливаться для каждого вредного вещества в отдельности. Так, например, за тонну азота диоксида, выпущенного в воздух, придется заплатить 138,8 рубля, столько же — за тонну карбоната натрия и аммиака, за тонну хлора — 181,6 рубля.

Главная цель экологического налога — финансирование проводимой в стране экологической политики, которая позволяет обеспечивать право россиян на благоприятную окружающую среду, следует из пояснительной записки.

О том, что ведомство подготовило законопроект об экологическом налоге, замминистра финансов Илья Трунин написал в письме президенту ЦСР, главе общественного совета при Минфине Павлу Кадочникову. Таким образом, в Налоговом кодексе (НК) может появиться новая глава — «Экологический налог».

По замыслу ведомства, новый налог призван заменить существующий экологический сбор. При этом в Минфине подчеркнули, что увеличения налогового бремени на бизнес и граждан не произойдет. Однако в предпринимательских объединениях заявили, что по вопросу введения экологического налога требуется «тщательная дискуссия».

На сегодня этот сбор считается неналоговым платежом, который администрирует Росприроднадзор. Включить платеж в НК Минфин решил в рамках систематизации неналоговых сборов, как пояснили в пресс-службе министерства.

В пресс-службе Минфина подчеркнули, что в результате перевода сбора в налог фискальная нагрузка на бизнес не увеличится.

Формула и расчет экологического налога

Размер платежа рассчитывается по формуле. Нужно умножить ставку экологического сбора на массу утилизируемых товаров и норматив утилизации. Ставки сбора и норматив утверждены постановлением и распоряжением правительства для каждой группы продукции. При этом по некоторым товарам норматив может быть нулевым, поэтому производитель ничего не заплатит. Это относится, в частности, к текстильным товарам, коврам, одежде.

Как заявил глава бизнес-объединения «Опора России» Александр Калинин, по переводу экологического сбора в налог еще предстоит «тщательная дискуссия», По его словам, у бизнеса нет выработанной позиции по этому вопросу.

Также Александр Калинин отметил, что включение платежей в Налоговый кодекс предполагает их более жесткое регулирование.

Ранее глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин заявлял, что в случае занесения сборов в НК на них распространится уголовная ответственность за неуплату. Он отмечал, что бизнесу будет удобнее, если для неналоговых платежей будет создан закон прямого действия без включения сборов в НК.

Главная цель реформы неналоговых платежей — усложнить их появление. Сейчас ведомства сами могут вводить новые сборы и индексировать их по своему усмотрению. После появления закона о неналоговых платежах и включения части сборов в НК это можно будет сделать только с помощью поправок в законодательство.

Вместе с тем включение в НК некоторых платежей, имеющих налоговую природу, сделает и самих коммерсантов более ответственными, поскольку санкции за неуплату будут строже.

Экологический сбор — это плата за утилизацию отдельных товаров, которая взимается с предприятий, производящих или импортирующих продукцию, но не способных самостоятельно ее утилизировать. Товары, за производство которых нужно платить сбор, определены в соответствующем постановлении правительства.

Форма декларации о товарах и упаковке, подлежащих утилизации обновлена

Организации и предприниматели должны будут представлять декларацию о количестве выпущенных товаров и упаковке, подлежащих утилизации, по обновленной форме. Изменения в действующую форму отчетности и в порядок декларирования внесены постановлением Правительства РФ от 25.07.18 № 868.

Кто сдает декларацию об утилизации

Напомним, что существуют товары, которые закон требует утилизировать после того, как они утратили свои потребительские свойства и превратились в отходы. Обеспечить утилизацию обязаны производители и импортеры таких товаров. Указанные лица должны ежегодно (до 1 апреля) отчитываться о количестве выпущенных готовых товаров и упаковке, подлежащих утилизации. Действующая форма декларации утверждена постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417.

Это интересно:  Как закрыть ООО без налоговой проверки

Как изменится заполнение декларации

Комментируемое постановление уточняет порядок составления декларации. Согласно изменениям, при заполнении отчетности не учитываются товары, которые вывозятся из РФ, а также упаковка таких товаров.

Кроме этого, оговаривается, что производители товаров представляют декларацию в отношении:

  • товаров, произведенных на территории РФ;
  • упаковки товаров, произведенных на территории РФ.

Импортеры отчитываются в отношении:

  • товаров, ввезенных из государств — членов ЕАЭС;
  • товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции;
  • упаковки товаров, ввезенных из государств — членов ЕАЭС;
  • упаковки товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции.

При этом многооборотная упаковка товаров декларируется как товар.

Производители включают в декларацию информацию о количестве товаров (упаковки товаров) на основании первичных учетных документов, товарно-сопроводительных документов, а импортеры — на основании таможенных документов и товарно-сопроводительных документов. Количество товаров, упаковки товаров указывается для каждого наименования товара, упаковки товаров в килограммах с точностью до одного килограмма.

Что изменится в порядке декларирования

Как и прежде, производители товаров отчитываются в территориальный орган Росприроднадзора, а импортеры — в Федеральный Росприроднадзор. При этом уточняется: если юрлицо или ИП одновременно является производителем товаров и импортером, то декларация представляется в Федеральный Росприроднадзор.

Постановление Правительства вступит в силу 4 августа (по истечении 7 дней после дня его официального опубликования).

Как сдать отчетность в Росприроднадзор

Напомним: существует два способа сдать электронную отчетность в РПН.

Первый: купить сертификат электронной подписи в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, сформировать и подписать отчетность, после чего самостоятельно загрузить ее на приемный шлюз Росприроднадзора.

Второй: подключиться к системе для сдачи отчетности, в которой можно заполнить отчет с использованием всех актуальных параметров. Заполнить и проверить, а потом отправить его на сайт РПН.

Сдача отчетности через систему имеет два больших преимущества.

Вам не придется самостоятельно «стучаться» на приемный шлюз РПН. Как показывает практика сдачи отчетности в РПН, шлюз может работать с серьезными перебоями. Поэтому велика вероятность, что вам придется потратить не один час для успешной загрузки отчетов. А вот при сдаче через систему вы один раз отправляете отчет на сервер оператора электронного документооборота (ЭДО), и дальше робот сам грузит его на шлюз РПН.

При сдаче отчета через систему оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчета. А это дает вам документ, который подтверждает, что вы сдали отчет в определенное время. Это очень пригодится в случае возникновения спора о времени сдачи отчета. Судебная практика показывает, что при наличии подтверждения от оператора ЭДО, суды обычно принимают решения в пользу декларанта.

Кто должен платить экосбор

Плательщиками экологического сбора являются производители и импортеры товаров, подлежащих обязательной утилизации после утраты потребительских свойств. Перечень таких товаров (включая упаковку) утвержден постановлением Правительства РФ от 24.09.15 № 1886-р. Товары в перечне поделены на группы (список групп см. ниже). Если та или иная продукция в перечне не упомянута, то ее производители и импортеры экосбор не платят.

Список групп товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств:

  • Группа № 1 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»
  • Группа № 2 «Ковры и ковровые изделия»
  • Группа № 3 «Спецодежда»
  • Группа № 4 «Одежда верхняя прочая»
  • Группа № 5 «Белье нательное»
  • Группа № 6 «Одежда прочая и аксессуары»
  • Группа № 7 «Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие»
  • Группа № 8 «Изделия деревянные строительные и столярные прочие»
  • Группа № 9 «Тара деревянная»
  • Группа № 10 «Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная»
  • Группа № 11 «Изделия хозяйственные и санитарно-гигиенические и туалетные принадлежности»
  • Группа № 12 «Принадлежности канцелярские бумажные»
  • Группа № 13 «Изделия из бумаги и картона прочие»
  • Группа № 14 «Нефтепродукты»
  • Группа № 15 «Шины, покрышки и камеры резиновые; восстановление протекторов и резиновых шин»
  • Группа № 16 «Изделия из резины прочие»
  • Группа № 17 «Изделия пластмассовые упаковочные»
  • Группа № 18 «Изделия пластмассовые строительные»
  • Группа № 19 «Изделия пластмассовые прочие»
  • Группа № 20 «Стекло листовое гнутое и обработанное»
  • Группа № 21 «Стекло полое»
  • Группа № 22 «Бочки и аналогичные емкости из черных металлов»
  • Группа № 23 «Тара металлическая легкая»
  • Группа № 24 «Компьютеры и периферийное оборудование»
  • Группа № 25 «Оборудование коммуникационное»
  • Группа № 26 «Техника бытовая электронная»
  • Группа № 27 «Приборы оптические и фотографическое оборудование»
  • Группа № 28 «Аккумуляторы»
  • Группа № 29 «Батареи аккумуляторные»
  • Группа № 30 «Оборудование электрическое осветительное»
  • Группа № 31 «Приборы бытовые электрические»
  • Группа № 32 «Приборы бытовые неэлектрические»
  • Группа № 33 «Инструменты ручные с механизированным приводом»
  • Группа № 34 «Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное»
  • Группа № 35 «Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки»
  • Группа № 36 «Услуги по изданию газет»

Какая ответственность ожидает нарушителей

Если плательщик экосбора не отчитается в срок, либо представит недостоверные сведения, его могут привлечь к административной ответственности на основании статьи 8.5 КоАП РФ. Данная норма подразумевает штраф за сокрытие или искажение экологической информации: для должностных лиц и предпринимателей — от 3 до 6 тысяч рублей, для юридических лиц — от 20 до 80 тысяч рублей.

Это интересно:  Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам

Кроме того, существует и другая, более общая, норма — статья 19.7 КоАП РФ. Она подразумевает санкцию за непредставление или несвоевременное представление сведений государственным контролирующим органам, а также за искажение таких сведений. Это может быть предупреждение, либо штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и ИП, и в размере от 3 до 5 тысяч рублей для организаций. Неуплата или неполная уплата экологического сбора приведет к следующим последствиям. Сначала Росприроднадзор выставит требование о погашении задолженности. А по истечении 30 календарных дней сумма сбора будет взыскана в судебном порядке (п. 25 правил взимания экосбора). Штраф за неуплату экологического сбора в настоящее время не установлен.

Экологический налог в России в 2019

Минфин России подготовил новый законопроект, по которому в 2019 появляется новый экологический налог. Но если быть точнее, то в 2019 году планируется только рассмотрение разработанного законопроекта, а также внесение в него необходимых поправок. Если законопроект будет принят, то с 1 января 2020 года юрлица и физлица должны будут уплачивать экологический налог. Основной целью данных нововведений является улучшение экологических ситуаций, а также снижение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Внесение изменений в Налоговый кодекс будет дополнительным стимулом для бизнесменов внедрять новые технологии для снижения вреда в процессе своей деятельности природной среде. Для налогоплательщиков это станет возможностью снизить налоговые платежи, а значит и снизить воздействие на окружающую среду.

Кто должен платить экологический налог в России в 2019 году

Важно! Налогоплательщиками нового экологического налога являются юридические и физические лица, включая и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют в РФ, континентальном шельфе РФ, а также исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и иные виды деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Если в ходе хозяйственной или иной деятельности юридических и физических лиц, включая ИП, образуются отходы, то они являются налогоплательщиками экологического налога. Исключение составляют твердые коммунальные налоги. По твердым коммунальным отходам в качестве налогоплательщиков выступают региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы.

Кто не является плательщиком экологического налога

К организациям и физлицам (включая ИП), не являющимися плательщиками экологического налога относят:

  • осуществляющие деятельность только на объектах 4 категории, если данная категория подтверждается свидетельством о постановке на учет, как объекта, осуществляющего на окружающую среду негативное воздействие;
  • лиц, при хозяйственной деятельности которых происходит образование только твердых коммунальных отходов.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Порядок постановки на учет налогоплательщиков экологического налога

Постановка на учет плательщиков экологического налога осуществляется по месту нахождения того объекта, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Сделать это нужно в срок до 30 дней с даты постановки на госучет в области охраны окружающей среды. Под местом нахождения данного объекта считают территорию субъекта РФ. Порядок, по которому осуществляется постановка на учет как налогоплательщика экологического налога определяют федеральные органы исполнительной власти.

Что является объектом налогообложения

Под объектом налогообложения понимают негативное воздействие на окружающую среду, которое происходит при:

  • выбросе в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками (вещества, включенные в перечень загрязняющих веществ);
  • сбросе в водные объекты сточных вод веществ, включенных в перечень;
  • образовании, хранении, захоронении, накоплении, размещении отходов производства и потребления при любом классе опасности.

Что не является объектом налогообложения

В качестве объекта налогообложения не признаются:

  • негативное воздействие, которое производится при осуществлении деятельности, финансируемой за счет бюджета;
  • размещение отходов на объектах, не оказывающих негативное влияние на окружающую среду, если имеется соответствующее подтверждение;
  • накопление отходов для утилизации/обезвреживания в срок до 11 месяцев с момента из образования.

Налоговая база по экологическому налогу

По отдельно взятым объектам налогообложения каждый налогоплательщик самостоятельно определяет налоговую базу. База определяется по каждому стационарному источнику, который использовался в налоговом периоде по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень соответствующих веществ, по каждому классу опасности отходов производства и потребления.

Определяется налоговая база как объем или масса:

  • выбросов от стационарных источников, загрязняющих атмосферный воздух;
  • сбросов в водные объекты в результате использования воды (расчет производится как разница между объемами загрязняющих веществ в сточной воде и воде, взятой для использования);
  • образованных и размещенных отходов производства (потребления) за минусом отходов, использованных для переработки.

Определение налоговой базы производится на основании данных экологического контроля в области охраны среды в РФ:

  • по каждому стационарному источнику, который фактически использовался в налоговом периоде по отношению к каждому загрязняющему веществу;
  • по отходам каждого класса опасности.

Что учитывается при определении налоговой базы

Определяя налоговую базу учитывают объем или массу:

  1. Выбросов и сбросов загрязняющих веществ, производимых в пределах норм.
  2. Выбросов и сбросов загрязняющих веществ, производимых в пределах лимитов.
  3. Выбросов и сбросов загрязняющих веществ, превышающих нормативы 1 и 2 пункта.

Кроме того, при определении налоговой базы также учитываются лимиты по размещению отходов производства и потребления, а также их превышение.

Важно! Если определяется налоговая база по объектам налогообложения по которым установлены разные налоговые ставки, то определение налоговой базы происходит по каждому из них.

Порядок расчета и уплаты экологического налога

Важно! За налоговый период по экологическому налогу признается календарный год.

Размер налогового платежа налогоплательщик определяет самостоятельно по каждому объекту, который оказывает воздействие на окружающую среду. Расчет производится следующим образом: Налоговая база умножается на соответствующую налоговую ставку с учетом коэффициентов.

Это интересно:  Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)

Расчет общей суммы налога производится по каждому налоговому периоду, как сумма налога, рассчитанная по отдельным объектам в пределах территории определенного субъекта РФ. На протяжении всего налогового периода плательщики налога производят уплату авансовых платежей в бюджет. Исключение составляют субъекты малого и среднего бизнеса. Расчет авансовых платежей производится поквартально следующим образом: ¼ часть от общей суммы налога, исчисленного за предыдущий налоговый период. По завершении налогового периода налогоплательщики уплачивают остаток суммы, исчисленной как разница общей суммы налога и авансовых платежей, уплаченных в налоговом периоде (Читайте также статью ⇒ Изменения по УСН в 2019 году).

Сроки уплаты экологического налога

Уплата налога по окончанию итогового периода производится в срок до 1 марта года, следующего за отчетным. Авансовые платежи (их уплачивают налогоплательщики, за исключением малого и среднего бизнеса) уплачивают в срок до 20 числя месяца, следующего за кварталом в размере ¼ части суммы налога, уплаченного за прошлый год.

Налоговая декларация

Важно! Налоговую декларацию по экологическому налогу представляют в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика в те же сроки, что и для уплаты налога.

Данные декларации по объемам негативного воздействия на окружающую среду подтверждают территориальные органы, уполномоченные в данной области. Данные органы каждый год предоставляют в налоговую сведения по объемам воздействия на окружающую среду по всем воздействия, по которым происходит исчисление налога.

Когда закон вступает в силу

Рассматриваемый закон вступает в силу с 2020 года, но не ранее 1 января года, следующего за временем принятия закона в силу, а также не ранее одного месяца с момента его официальной публикации. Недоимка, штрафы и пени, которые образуются на начало 2020 года по плате за загрязнение среды, будут зачисляться в федеральный бюджет, а также в бюджеты субъектов РФ в порядке и основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Испортил воздух? Плати

Документ вводит в Налоговый кодекс (НК) главу «Экологический налог». Объектом налогообложения признаются сбросы загрязняющих веществ в воду, их выбросы в атмосферу, захоронение отходов производства и потребления и другие виды вредного воздействия на окружающую среду. Налоговой базой признается масса выбросов, сбросов и отходов. Ставки устанавливаются для каждого вида воздействия в зависимости от опасности загрязняющего вещества. Платить налог будут юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые в результате своей деятельности негативно влияют на окружающую среду.

Создавая экологический платеж, минфин реализует поручение премьер-министра Дмитрия Медведева о включении в Налоговый кодекс неналоговых платежей, имеющих квазиналоговый характер. По оценкам деловых объединений, в стране сейчас насчитывается несколько десятков таких платежей — как федеральных, так и региональных. Как сообщалось ранее, минфин планирует включить в НК несколько неналоговых платежей, близких по своей природе к налогам, передав таким образом их администрирование Федеральной налоговой службе. Цель — повысить их собираемость.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, уровень налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков не повысится. «Анализ динамики поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджетную систему свидетельствует о низкой эффективности ее взимания, что порождает необходимость финансировать государственные экологические программы за счет иных доходов федерального и региональных бюджетов», — говорится в документе. Так, поступления от платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджет в 2017 году составили 14,2 миллиарда рублей. В 2018 году они планируются на уровне 11,6 миллиарда рублей, в 2019 и 2020 годах — по 10,3 миллиарда.

В минприроды сообщили «РГ», что пока не ознакомились с деталями системы регулирования, предложенной минфином. «В целом введение налогового экологического платежа при условии его возвратности на природоохранные проекты имеет смысл. Но система возврата налоговым законодательством сегодня не предусмотрена. При этом действующий сейчас и показавший свою эффективность механизм расширенной ответственности производителя позволяет обеспечивать целевой характер экологического сбора, средства направляются на конкретные цели, прописанные в законе об отходах, — отмечают в министерстве. — Цель налога в отличие от целевого сбора — наполнение бюджета, фискальная функция, а не создание новой отрасли по переработке».

Сегодня в стране функционирует всего 78 предприятий по переработке пластика в 28 регионах. «Президент РФ поставил задачу в нацпроекте «Экология» о создании инфраструктуры для отрасли отходов, формирования стимулов для развития «зеленой» экономики. Введение экологического налога может подорвать данную цель», — полагают в минприроды.

В свою очередь в минфине считают, что введение экологического налога позволит увеличить поступления в бюджет за счет улучшения качества администрирования.

Статья написана по материалам сайтов: online-buhuchet.ru, rg.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector