+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля

В ноябре 2014 года принят закон № 348-ФЗ, вносящий изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации о новой форме налогового контроля — налоговом мониторинге. В основу такой формы контроля была положена концепция «горизонтального монито 2

ринга», успешно применяемая в Нидерландах, США, Великобритании, Франции, Германии и ряде других развитых стран 1 .

Горизонтальный мониторинг, как форма налогового контроля, зародился в 2005 году Нидерландах. Эта страна по праву считается родоначальником и эталоном в части использования партнерских отношений «налогоплательщик — налоговый орган». Совершив краткий исторический экскурс, становится очевидным, что налоговый мониторинг в России во многом является зеркальным отражением голландской практики (речь идет о процедуре, не о результатах горизонтального мониторинга).

Прежде всего, на первоначальном этапе практической апробации концепции горизонтального мониторинга в Нидерландах претендовать на него могли лишь определенные группы налогоплательщиков, для остальных категорий обязательными оставались принудительные меры. В частности, в горизонтальном мониторинге в 2005 году было задействовано всего 20 предприятий, в основном представляющих из себя публичные транснациональные компании (ТНК), принимающие участие в биржевых котировках.

Во-вторых, юридическим основанием для такой формы взаимодействий между налогоплательщиком и налоговым органом служит соглашение о надзоре (HorizontalMonitoringCovenant), центральным элементом которого являются обязательства сторон. И даже несмотря на то, что такие соглашения носят индивидуальный характер, основные пункты и смысловое содержание во всех случаях остаются идентичными.

В качестве результатов первичной апробации Концепции горизонтального мониторинга в Нидерландах отметим следующее:

  • -практически все компании, принимавшие участие, проявили намерение продолжить работу с налоговыми органами по соглашениям о надзоре;
  • — снизился уровень административной нагрузки на компании, связанный с наличием ряда внутрифирменных процедур по контролю за соблюдением налогового законодательства, что позволило повысить привлекательность голландских ТНК для иностранных инвесторов;
  • -снизились нагрузки на суды, ввиду уменьшения количества возражений и апелляций, что улучшает качество выносимых судебных решений;
  • -у организаций-пользователей мониторинга появился целый ряд преимуществ, по сравнению с другими категориями налогоплательщиков. К таким преимуществам можно отнести: первоочередность получения разъяснений по налоговым вопросам, уменьшение корпоративного налога и оценки размера НДС, а также отсутствие штрафов за случайное опоздание с уплатой налоговых платежей.

Наиболее наглядно о положительных успехах налогового мониторинга в Нидерландах свидетельствует тот факт, что при полном отсутствии какой-либо принудительной силы к его применению число налогоплательщиков, подписавших соглашение о надзоре в 2012 году (за 7-летний период!) достигло 29 тысяч. А к 2014 года участие в горизонтальном мониторинге стало возможными для индивидуальных предпринимателей (заключены соглашения с 35% данной категории налогоплательщиков).

Далее обратим свое внимание к опыту России в процессе установления доверительных отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами. Внедрение налогового мониторинга в Российской Федерации соответствует Основным направлениям налоговой политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, в которых установлено, что дальнейшее увеличение налоговой нагрузки не будет иметь места, в свою очередь, необходимость наполняемости

бюджета России предопределяет повышение эффективности налогово- 1

Контрольная процедура мониторинга способствует созданию благоприятного налогового климата, так как он направлен на улучшение налогового администрирования; снижение количества налоговых споров, благодаря введению взаимосогласительных процедур. Таким образом, эмпиризм постконтроля, традиционно применяемого налоговыми органами в качестве приоритетного метода проверки, уступает место режиму профилактики налоговых правонарушений [1] .

Вместе с тем, отсутствие доверительных отношений между сторонами налоговых правоотношений не позволяет заявлять об абсолютном успехе данного проекта. Так, предоставление полного доступа к внутренней информации о компании смогли обеспечить только 3 из 5 компаний (АО «Северсталь», АО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и АО «Русгидро»). МТС и Emst&Young в данном вопросе не вышли за пределы перечня информации, прописанной в соглашении.

Мониторинг налогоплательщиков в виде, определенном Налоговым Кодексом Российской Федерации, представляет собой пассивную форму налогового контроля — добровольную и превентивную (рисунок 1).

Рисунок 1 — Алгоритм осуществления налогового мониторинга в Российской Федерации 1

Можно выделить два основных преимущества налогового мониторинга для налогоплательщиков:

  • 1) возможность избежать выездной проверки налоговыми органами;
  • 2) возможность для менеджмента организации планировать бизнес с учетом позиции налогового органа, заранее согласованной с помощью мотивированных мнений. [5]

В отдельных случаях организация может попасть под налоговую проверку и в ходе налогового мониторинга (в случае невыполнения мотивированного мнения налогового органа, а также при уточнении сумм налога, предъявленных к возмещению из бюджета).

Перспективная и целесообразная идея о применении налогового мониторинга в деятельности контролирующих органов на практике оказалась не столь эффективна.

На процедуру проведения налогового мониторинга могут рассчитывать только организации, одновременно соответствующие трем условиям:

  • 1) совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ за год, предшествующий периоду проведения налогового мониторинга, составляет не менее 300 миллионов рублей;
  • 2) суммарный объем доходов за год, предшествующий периоду проведения налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;
  • 3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности на 31 декабря года, предшествующего периоду проведения налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

Таким образом, участвовать в налоговом мониторинге смогут далеко не все крупнейшие налогоплательщики, а лишь представители самого крупного бизнеса России. По данным ФНС России, в настоящий момент соответствовать установленным законодательством критериям могут только 2 тысячи налогоплательщиков, а в отдельных субъектах РФ — единицы. Например, в Калужской области, по предварительным данным, таким критериям соответствуют лишь 7 организаций — крупнейших налогоплательщиков [6] .

Завершается налоговый мониторинг проведением взаимосогла- сительной процедуры (ВСП), которая является его составным элементом. Данная оговорка имеет существенное значение, так как трактовка исследуемого понятия в юридической среде несколько шире, и предполагает регламентированную законом совместную деятельность субъектов правовых отношений по устранению возникающих между ними разногласий на взаимоприемлемой (компромиссной) основе.

ВСП в соответствии с порядком, прописанным в НК РФ, является финальным этапом проведения налогового мониторинга в ситуации, когда налоговые органы и налогоплательщики не приходят к единому мнению о правильности соблюдения требований налогового законодательства. В таком случае, налоговые органы выносят мотивированное мнение и в соответствии с п. 1 ст. 105.31 НК РФ инициируют проведение ВСП.

Суть данной процедуры состоит в том, что руководитель ФНС России или его заместитель в течение одного месяца со дня получения разногласий и материалов, представленных налоговым органом, рассматривает доводы организации и налоговой инспекции по спорному вопросу и принимает решение об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения (п. 3 ст. 150.31 НК РФ). Важно отметить, что ВСП проводится при обязательном участии двух сторон налогового спора: налогоплательщика и налогового органа.

К преимуществам взаимосогласительных процедур следует отнести:

  • — создание благоприятных условий для урегулирования спорных ситуаций в сфере налогообложения в досудебном порядке;
  • — более короткие сроки рассмотрения соответствующего спора (1 месяц, против сроков в суде — от 3 месяцев до одного года);
  • — меньшие затраты на защиту прав и интересов обоих сторон налогового спора, в связи с отсутствием судебных расходов.

Несмотря на наличие целого ряда преимуществ ВСП в практике решения налоговых споров, по нашему мнению, их форма и порядок в действующем варианте заведомо неэффективна, кроме того, с большей долей вероятности она может трансформироваться в очередной формализованный «прорыв» в налоговом администрировании. Выделим ряд недостатков и недоработок, препятствующих эффективному применению ВСП.

  • 1. Главный недостаток кроется в фактическом отсутствии медиативности ВСП. В соответствии с Федеральным законом№ 193- ФЗ от 27.07.2010 под медиацией понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Важно отметить, что основополагающей принципиальной характеристикой медиатора является его независимость от субъектов, участвующих в разрешении спорной ситуации. В случае же с ВСП, руководителя и заместителя руководителя ФНС России вряд ли можно назвать независимыми, незаинтересованными лицами. При этом мы согласны с позицией Е.В. Шередеко, которая указывает, что в условиях Российской Федерации налоговым органам рационально использовать отдельные процедуры и методы медиации для решения конкретных видов споров в сфере налогообложения, а не формировать налоговую медиацию как правовой институт [7][8] .
  • 2. В дополнение к первому недостатку, наделение полномочиями высшего руководства ФНС России по рассмотрению споров в рамках мотивированных мнений представляется сомнительным еще и с позиции объема проводимой контрольной работы. С одной стороны, такое решение законодателя свидетельствует о существенном значении, придаваемом институту ВСП в рамках налогового мониторинга. С другой стороны, перспектива роста количества налогоплательщиков, желающих пройти процедуру налогового мониторинга, может привести к превращению ВСП в чистую формальность.
  • 3. Недостаточно проработан вопрос о вариантах возможных решений органов исполнительной власти по итогам проведения ВСП. Текущая формулировка НК РФ предполагает только возможность (не)изменения мотивированного мнения. Налоговым кодексом не предусмотрена, к примеру, возможность вынесения третьего мнения. Кроме того, не раскрывается, как именно может быть изменено мотивированное мнение нижестоящей инспекции.
  • 4. В случае, когда налоговые органы и налогоплательщики даже в рамках согласительных процедур не приходят к единой позиции, не ясна дальнейшая последовательность действий и тех, и других. Наиболее принципиальной данная ситуация является для налогоплательщиков, так как в случае несогласия с мотивированным мнением налогового органа, одним из наиболее вероятных последствий для налогоплательщика будет проведение выездной налоговой проверки и дальнейшие споры и тяжбы по вопросу правильности исчисления и уплаты налогов в судебных инстанциях.

Использование зарубежного опыта в вопросе повышения эффективности ВСП подтверждается успешной практикой ряда стран. В доказательство тому приведем данные доклада стран ОЭСР, в котором отмечено, что введение такого рода процедур и установление доверительных отношений организаций с налоговыми органами позволило

увеличить поступления от налоговых платежей .

ВСП в качестве одного из инструментов повышения результативности налогового контроля и установления взаимодоверительных отношений «налогоплательщик — налоговый орган», может стать эффективным инструментом налоговой системы Российской Федерации. Вместе с тем, наличие ряда недоработок даже на стадии фактического отсутствия его практической апробации позволяют сделать вывод о его заведомой низкой эффективности. В существующем виде ВСП — одно- векторны, окончательное решение в досудебном урегулировании споров выносится руководством ФНС России, в большей степени защищающим интересы государства. Кроме того, не проработаны отдельные практические вопросы осуществления ВСП.

В данном аспекте бесценным представляется анализ и имплементация зарубежного опыта, где процедуры альтернативного (досудебного) разрешения споров применяются уже давно, а практика их применения дала положительные результаты. Имплементация опыта развитых стран позволит повысить уровень доверия между налогоплательщиками и налоговыми органами и установить действительно благоприятный налоговый климат в Российской Федерации.

Это интересно:  Глава 28. Транспортный налог

Содержание

Налоговый мониторинг: правила и преимущества

С 1 января 2015 года действует новый вид налогового контроля – налоговый мониторинг. Компания, которая решила подвергнуться этой процедуре со следующего года, должна подать в налоговую инспекцию заявление о ее проведении не позднее 1 июля текущего года. Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184. Основное преимущество налогового мониторинга в том, что он избавляет организации от выездных и камеральных налоговых проверок. Однако претендовать на него могут не все компании…

Кто может претендовать на налоговый мониторинг

2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд. руб.

То есть, если, например, компания подает заявление в 2015 году, сумма всех ее доходов по данным бухучета за 2014 год, должна быть не менее 3 млрд. руб.;

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд. руб.

То есть, подавая заявление в 2015 году, нужно проверить стоимость активов (товаров, материалов, основных средств и т.п.) по балансу за 2014 год. Она должна быть не менее 3 млрд. руб.

Если хотя бы одно из перечисленных требований не соблюдается, претендовать на проведение налогового мониторинга организация не сможет.

Преимущества налогового мониторинга …

При этом организация добровольно, в режиме реального времени, предоставляет инспекторам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации. Это и позволяет ревизорам контролировать правильность расчета налогов без выездных и камеральных проверок. А организация сможет своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции.

Это следует из положений раздела V.2, ст. 88, 89 НК РФ.

…действуют не всегда

Так, камеральную проверку декларации инспекторы проведут в одном из следующих случаев:

  • если компания представит налоговую декларацию (расчет) по какому-либо налогу позже 1 июля года, следующего за периодом мониторинга;
  • если организация подаст декларацию по НДС (акцизам), в которой заявлено право на возмещение налога;
  • если компания подаст уточненную декларацию по какому-либо налогу, в которой отразит уменьшение суммы налога к уплате в бюджет или увеличение суммы полученного убытка, по сравнению с ранее представленной декларацией;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга.

Это установлено п. 1.1 ст. 88 НК РФ.

Выездная проверка в отношении организации за период, когда действовал налоговый мониторинг, может быть проведена:

  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если организация подаст уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразит в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет по сравнению с ранее представленной декларацией;
  • если компания не выполнит указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
  • если выездную проверку решит провести вышестоящий налоговый орган – в порядке контроля за деятельностью налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг.

Об этом сказано в п.5.1 ст. 89 НК РФ.

Подготовка к налоговому мониторингу

  • подать соответствующее заявление;
  • получить решение налоговой инспекции о налоговом мониторинге.

Подаем заявление

Подать заявление о проведении налогового мониторинга нужно не позднее 1 июля текущего года (п. 3 ст. 105.26, п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184 (Приложение 3 к приказу).

К заявлению о проведении мониторинга прилагают:

  • информацию об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, если доля такого участия составляет более 25 процентов. Бланки для указания таких сведений есть в Приложении к заявлению о проведении налогового мониторинга (см. приказ ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184);
  • регламент информационного взаимодействия. Форма и требования к регламенту утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184 (Приложение 2 к приказу). В нем отражают собственно порядок предоставления инспекции необходимых для налогового мониторинга документов в электронной форме, либо доступа к информационным системам организации, в которых содержатся такие сведения. Также в регламенте указывается порядок ознакомления контролеров с подлинниками таких документов в случае необходимости. Кроме того, здесь отражается порядок ведения регистров бухгалтерского и налогового учета, сведения об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля компании;
  • учетную политику для целей налогообложения организации, действующую в том календарном году, в котором подается заявление о мониторинге.

Такие правила установлены п. 6 ст. 105.26 и п. 2 ст. 105.27 НК РФ.

Если организация подаст заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решит отказаться от такой формы контроля, то сообщить об этом в инспекцию нужно письменно. То есть придется отозвать заявление в письменном виде. Это следует сделать до того, как инспекторы примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ). Если же решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.

Получаем положительное решение…

Принять решение о проведении налогового мониторинга налоговая инспекция обязана до 1 ноября года, в котором подано заявление. То есть, например, если заявление представлено до 1 июля 2015 года, инспекция примет решение не позднее 1 ноября 2015 года. В течение пяти дней после этого она направит налогоплательщику это решение в письменном виде. Его форма утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184 (Приложение 6 к приказу).

…или отказ

Впрочем, в проведении налогового мониторинга могут и отказать. Отказ инспекция также направит в письменном виде (Приложение 7 к приказу ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184).

Такой отказ должен быть мотивированным. То есть, отказаться проводить налоговый мониторинг в отношении той или иной компании инспекция может только в трех случаях. А именно:

  • если организация не представила (представила не в полном объеме) обязательные документы (информацию);
  • если организация в принципе не отвечает условиям, при которых возможен налоговый мониторинг;
  • если регламент информационного взаимодействия составлен не по форме и (или) не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему ФНС России.

Основание – п. 4, 5 и 6 ст. 105.27 НК РФ.

Период налогового мониторинга

Процесс налогового мониторинга

  • деклараций (расчетов) по налогам;
  • документов, представленных вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга;
  • других документов, содержащихся в базе данных инспекции.

Также в ходе мониторинга проверяющие вправе запросить у организации дополнительные документы (например, регистры налогового и бухгалтерского учета), информацию, пояснения, связанные с правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов. Эти документы (информацию, пояснения) нужно представить в инспекцию в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования контролеров.

Проверяя документы (информацию, пояснения), инспекторы могут выявить:

  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации);
  • несоответствия сведений, поданных организацией, сведениям, имеющимся у налоговой инспекции.

Об обнаруженных противоречиях и несоответствиях налоговики сообщат компании. И потребуют представить необходимые пояснения (в течение пяти дней), либо внести соответствующие исправления (в течение 10 дней).

Все требуемые документы, информацию и пояснения организация может представить в инспекцию следующими способами:

  • передать в инспекцию лично или через представителя;
  • направить по почте заказным письмом;
  • передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
  • передать их в порядке, предусмотренном регламентом информационного взаимодействия.

Если организация не имеет возможности представить требуемые бумаги в установленный срок, то в течение дня, следующего за днем получения запроса от инспекции, она уведомляет об этом контролеров письменно. При этом нужно указать:

  • причины, по которым документы (информация, пояснения) не могут быть предоставлены;
  • срок, в течение которого они будут представлены.

На основании этого уведомления инспекция может:

  • либо продлить сроки представления документов (информации, пояснений);
  • либо вынести решение об отказе в продлении сроков.

В рамках налогового мониторинга проверяющие не вправе требовать бумаги, которые уже были представлены ранее в виде заверенных копий.

Все это следует из ст. 105.29 НК РФ.

Мотивированное мнение налоговой инспекции

Инспекция может составлять мотивированное мнение либо по собственной инициативе, либо по инициативе организации (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).

Мотивированное мнение по инициативе налоговой инспекции составляется в случае, если в процессе мониторинга установлен факт неправильного исчисления (удержания) или несвоевременной либо неполной уплаты налога (сбора). Его направляют компании в течение пяти дней со дня составления. Такой документ должен быть составлен не позднее, чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга. Получается, например, что мотивированное мнение по итогам мониторинга за 2016 год инспекторы должны составить не позднее 1 июля 2017 года.

Если у организации есть сомнения в том, правильно ли она рассчитала и заплатила налог, имеются неясности по вопросам отражения того или иного факта хозяйственной жизни, она вправе сама обратиться в инспекцию за мотивированным мнением. Для этого в инспекцию направляют письменный запрос. Делают это не позднее 1 июля года, следующего за периодом, который охвачен налоговым мониторингом (в частности, по мониторингу за 2016 год – не позднее 1 июля 2017 года). В течение одного месяца со дня получения запроса инспекция даст письменный ответ. В нем контролеры выразят свою позицию по ситуации из запроса.

Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока компанию уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Это интересно:  Будут ли приходить квитанции из налоговой в 2019 году

Получив мотивированное мнение налоговой инспекции, организация может либо согласиться с ним, либо нет.

Если компания согласилась с выводами и предложениями инспекции, то она должна сообщить контролерам об этом. Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения в инспекцию направляют соответствующее уведомление. К нему прикладывают документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

Если же фирма придерживается иной точки зрения и не следует рекомендациям налоговиков, в инспекцию представляют письменные возражения (разногласия). Сделать это нужно также в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.

Инспекция, получив разногласия, в течение трех рабочих дней перешлет их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании полученных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры.

Такие правила установлены ст. 105.30 НК РФ.

Взаимосогласительная процедура

Такую процедуру проведет руководитель ФНС России или его заместитель в течение одного месяца со дня получения разногласий. Процедуру будут проводить совместно с организацией и налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.31 НК РФ).

О своем решении ФНС России сообщит компании. То есть направит ей уведомление:

  • либо об изменении мотивированного мнения;
  • либо об оставлении мотивированного мнения без изменений.

Такое уведомление организации выдадут на руки или направят в течение трех дней со дня его составления.

Получив этот документ, фирма в течение одного месяца должна сообщить в инспекцию о своем решении. Согласна она в итоге с официальной позицией ФНС России или нет.

Такой порядок предусмотрен ст. 105.31 НК РФ.

Когда налоговый мониторинг могут прервать

Инспекция вправе прекратить налоговый мониторинг, не дожидаясь окончания проверяемого периода (то есть, посреди года), если произойдет одно из следующих событий:

  • организация нарушит условия регламента информационного взаимодействия, после чего дальнейший мониторинг станет невозможным;
  • в ходе информационного обмена компания представит недостоверные сведения;
  • фирма систематически (два раза или более) отказывает инспекции в представлении необходимых документов (информации, пояснений).

О досрочном прекращении налогового мониторинга инспекторы уведомят организацию в письменной форме. Они сделают это в течение 10 дней с момента, когда было допущено нарушение, но не позднее 1 сентября года, следующего за контролируемым периодом.

Основание – ст. 105.28 НК РФ.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Новая форма налогового контроля: налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг – новая форма контроля, за своевременностью, полнотой и правильностью исчисления и уплаты налогов, страховых взносов и сборов.

Данный метод контроля позволяет налогоплательщику разрешать спорные вопросы с территориальными фискальными органами еще до подачи деклараций и отчетности. Осуществляется данный вид контроля через доступ налоговых органов, в режиме реального времени, ко всем учетным документом компании с целью проверки своевременности и корректности отражения хозяйственной деятельности с точки зрения налогообложения.

Преимущества налогового мониторинга

Проведение налогового мониторинга позволяет предприятию снизить налоговые риски и избежать доначислений по налогам и сборам. Так при наличии сомнений в предстоящей сделке, компания, находящаяся под мониторингом, может запросить мотивированное мнение в территориальной инспекции, на основании которого принять оптимальное решение.

Так как налоговый мониторинг подразумевает режим реального времени, все спорные вопросы решаются оперативно и позволяют в дальнейшем избежать не только доначислений, но и выездных и внезапных проверок.

Кто вправе обратиться с заявлением о проведении налогового мониторинга?

Налогоплательщик может стать объектом мониторинга при соблюдении ряда условий, предусмотренных в Налоговом кодексе статье 105.26 п 3. пп.1-3:

  • Сумма налогов, уплачиваемых за год предприятием в бюджет, за предшествующий мониторингу период должна составлять не менее 300 млн. рублей. При этом учитываются не только НДС и налог на прибыль, но и акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и пр. То есть при определении возможности включения компании в программу мониторинга учитываются все выплаченные им за год налоги и сборы.
  • Подать заявление в территориальный фискальный орган организация может в случае, если в прошедший год сумма дохода, согласно финансовой и бухгалтерской отчетности составляла от 3 млрд. рублей и выше.
  • Стоимость активов компании, претендующей на проведение налогового мониторинга, за прошедший год должна быть не менее трех млрд. рублей, согласно финансовой отчетности.
    Как мы видим, участвовать в программе мониторинга могут только крупные налогоплательщики.

Подготовка к налоговому мониторингу

Компания, которая решила перейти на такой способ взаимодействия с фискальными органами должна подать заявление в территориальную инспекцию, где она состоит на учете. Если до этого компания не участвовала в программе мониторинга, то заявление должно быть подано не позднее июля, тогда организация будет включена в программу мониторинга с 1 января. Если же организация хочет повторно воспользоваться таким способом взаимодействия с ФНС, заявление должно быть подано до 1 сентября. Вместе с заявлением подаются такие документы:

  • Регламент, по которому будет проходить взаимодействие с территориальной ФНС.
  • Информацию об учредителях – физических лицах, чья доля в компании составляет более 25%.
  • Учетная налоговая ставка, по которой будет предприятие вести хозяйственную деятельность в предстоящем году.
  • Регламент и документы внутреннего учета.

Период налогового мониторинга

Согласно пункту четвертому, статьи 105.26 Налогового Кодекса, началом мониторинга является 1 января, окончанием 1 октября следующего года.
При этом, как указано в законе, на этот период исключаются любые другие налоговые проверки – камеральные и выездные. Однако это не касается ситуаций, указанных в статье 88 п.1.1 и в статье 89 п. 5.1 Налогового кодекса:

  • Если налогоплательщик предоставил декларацию позднее первого июля.
  • Если в декларации заявлено возмещение НДС или акцизных сборов.
  • Если налогоплательщик сдал «уточненку», в которой была уменьшена налоговая сумма или увеличены убытки предприятия.
  • Контрольная выездная проверка работы территориальных налоговых органов, вышестоящим органом ФНС.
  • Прекращение налогового мониторинга раньше срока.
  • Неисполнение налогоплательщиком рекомендаций ФНС – мотивированного мнения.

Может ли налоговый орган отказать организации в проведении налогового мониторинга?

Решение о возможности проведения налогового мониторинга принимается руководителем территориальной инспекции или его замом на основании полученной от компании информации и заявления. Решение должно быть принято, согласно закону, до первого ноября. И естественно, что вариантов решений два – отказать или применить к компании систему контроля в виде мониторинга. Принятое решение направляется организации в течение пяти дней, при этом отказ в проведении должен быть мотивирован. Так ФНС может отказать если:

  • Компания, претендующая на такой вид взаимодействия, не предоставила всей требуемой информации или она была неточной.
  • Если регламент взаимодействия не соответствует установленному.
  • Если система внутреннего контроля предприятия не соответствует требованиям к внутреннему контролю.

Если ФНС будет принято положительное решение, то налоговый мониторинг может проводиться и в последующие периоды без заявления налогоплательщика. Решение о продлении контроля в виде мониторинга на следующий период принимается до первого декабря. Предприятие информируется о продлении программы взаимодействия на следующий период. Компания может отказаться от продления периода мониторинга, написав соответствующее заявление.

Порядок проведения налогового мониторинга

Проводится мониторинг в территориальной инспекции по месту регистрации компании. Суть его заключается в том, что если уполномоченное лицо обнаружило противоречия в документах или представленной информации или если информация, находящаяся в распоряжении ФНС противоречит предоставленной налогоплательщиком, в адрес компании направляется требование предоставить дополнительную информацию, пояснения или внести исправления. Для этого налогоплательщику отводится срок в пять дней.

После изучения полученной от компании информации или при ее отсутствии, при обнаружении ошибок в исчислении сумм налогов и сборов или при несвоевременной внесении платежей, уполномоченное лицо направляет компании мотивированное мнение.
Согласно процедуре данного вида налогового контроля, инспектор имеет право истребовать у налогового агента любые документы или информацию, относящуюся к налогам и сборам, своевременности и корректности их исчисления и уплаты. Предоставлены они должны быть в течение пяти дней.

Если по какой либо причине налогоплательщик не может в указанный срок предоставить пояснения или предоставить информацию и документы, он должен об этом известить налоговый орган, сообщив при этом причины отказа от предоставления запрашиваемой информации. Пояснения предоставляются письменно в день, следующий за днем получения запроса от инспектора. Решение о продлении срока предоставления информации принимается руководителем или заместителем территориального органа. Решение может быть как положительным, так и отрицательным.

Мониторинг предусматривает кроме того повторное истребование документов в оригинале, если до этого были переданы копии.

Мотивированное мнение налоговой инспекции

Мотивированное мнение – это отражение мнения ФНС по тому или иному вопросу, касающемуся налогов, корректности их исчисления, сроков уплаты и пр. Процедура направления компании мотивированного мнения предусмотрена данным видом налогового контроля.
Мотивированное мнение имеет две формы:

  • По инициативе ФНС.
  • По запросу компании.

В первом случае мотивированное мнение направляется при обнаружении в процессе мониторинга ошибок при исчислении налогов и уплате акцизов, сборов и взносов. Направляется оно в организацию в течение пяти дней, при этом не позднее, чем за три месяца до окончания процедуры мониторинга.

Во втором случае, налогоплательщик запрашивает мотивированное мнение у инспекции, если у него возникли вопросы по налогам, сборам, акцизам или иных сфер хозяйственной деятельности предприятия. Оформляется запрос в виде изложения позиции компании по данному вопросу. Ответ на запрос должен быть направлен в адрес компании не позднее месяца со дня его получения. При этом этот срок может быть продлен решением руководства территориального органа, если для обозначения позиции ФНС по данному вопросу требуются дополнительные данные и документы. При продлении срока рассмотрения вопроса налогоплательщик извещается дополнительно.

Согласно закону, после ознакомлением с мотивированным мнением компания должна известить налоговый орган о своем согласии-несогласии с точкой зрения ФНС в течение месяца:

  • В случае согласия с мнением инспекции налогоплательщик отправляет документы, удостоверяющие, что мнение налоговой инспекции было учтено и реализовано.
  • Если налогоплательщик не согласен с мнение инспектора, он в указанный срок должен направить разногласия с предлагающимися документами. Налоговый инспектор после получения такого разногласия должен все материалы по нему направить в трехдневный срок в федеральный орган исполнительной власти. После чего может быть инициирован взаимосогласительная процедура, в которой будет участвовать представитель организации и налоговой инспекции. Срок проведения такой процедуры определен законом в один месяц, после чего компания извещается об изменении мотивированного мнения или о решении оставить его в силе.
Это интересно:  Нормируемые расходы

В итоге новый метод контроля позволяет не только эффективно взаимодействовать фискальным органам и крупным налогоплательщикам, но и вводит в практику совершенно новый для России способ решения налоговых споров – не судебный, а консультативно-медиативный. К тому же он позволяет свести к минимуму вмешательство ФНС в работу предприятия и уменьшить число проверок.

Для крупных компаний такое взаимодействие поможет избежать рисковых сделок и контрактов и повысить безопасность хозяйственной и финансовой деятельности.

Прямой эфир на facebook

Как доказывают обнал или налоговые проверки. 31 мая, 11:00

Зарегистрироваться

Об авторе: Андрей Сергеев

Добавить комментарий Отменить ответ

Блог о налоговых проверках. Как защитить свои права?

НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ, КАК НОВАЯ ФОРМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

С 2015 года на основании федерального закона от 04.11.2014 № 348-ФЗ первая часть Налогового кодекса РФ дополнена новым разделом V.2 под названием «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга».6

Суть новой формы контроля заключается в информационном взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков, при котором организация предоставляет в режиме реального времени доступ к бухгалтерской и налоговой отчетности, что позволяет отслеживать своевременность и правильность исчисления налогов и сборов. Необходимо отметить, что налоговый мониторинг не является обязанностью налогоплательщика, так как он может проводиться только по желанию организации путем подачи заявления о проведении налогового мониторинга.

До 2016 года форма контроля в виде налогового мониторинга была доступна только крупным налогоплательщикам, годовой доход и совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на конец года которых превышает 3 млрд. рублей, а налоговые отчисления за год составляют не менее 300 млн. рублей, Так, первыми участниками налогового мониторинга, добровольно подавшими заявление до 1 июля 2015 года, стали такие крупные организации, как: ПАО «МТС», ПАО «Мегафон», ООО «Заполярнефть», ПАО «Интер РАО ЕЭС», ООО «Эйч-эс-би-си Банк» и ООО «Юнилевер Русь» и др.

С 1 января 2016 года помимо, крупных налогоплательщиков, субъектами правоотношений по применению налогового мониторинга становятся консолидированные группы налогоплательщиков.7 Данное право на применение налогового мониторинга в отношении КГН установлено в письме ФНС России от 04.08.2015 N ЕД-4- 15/13591.8 В письме отмечается, что положения Федерального закона № 348-ФЗ также применяются в отношении участников КГН. Вместе с тем, данные положения не применяются к организациям, входящим в состав КГН, в части доходов, которые не учитываются при исчислении консолидированной налоговой базы по налогу на прибыль и по другим налогам.9

В соответствии с п. 1 ст. 105.27 НК РФ, если организация или КГН соответствует установленным требованиям, она по своему усмотрению имеет право подать в налоговый орган соответствующее заявление не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг. Так, с 1 января 2015 года первой волной налогоплательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, являются организации, подавшие заявление до 1 июля 2015 года. С января 2017 года начнется налоговый мониторинг в отношении не только крупных налогоплательщиков, но и в отношении КГН, подавших соответствующий пакет документов до 1 июля 2016 года.

Вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга должны быть представлены регламент информационного взаимодействия, учетная политика, а также информация об организациях и о физлицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в компании, представляющей заявление, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов.10

Решение о проведении или об отказе в проведении налогового мониторинга налоговыми органами должно быть принято до 1 ноября года, в котором подано заявление, и направлено организации в течение пяти дней со дня принятия.11 При этом основаниями для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга могут послужить непредставление или представление не в полном объеме организацией документов или информации, несоблюдение организацией условий, рассмотренных выше, а также несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям.

2 Федеральный закон от 04.11.2014 N 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» //«Собрание законодательства РФ» 10.11.2014, N 45, ст. 6158

3 Консолидированные группы налогоплательщиков — далее КГН

5 Статья «Налоговый мониторинг можно распространить на доходы вне КГН» // Отдел новостей ИА «Клерк.Ру»// интернет-ресурс: URL http://www.klerk.ru/buh/news/426846/

6 п. 2 ст. 105. 27 НК РФ

11 п. п. 4 и 6 ст. 105.27 НК РФ

Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила заявление о его проведении.12 В то же время, законодательством предусмотрены случаи, когда налоговый мониторинг может быть прекращен досрочно.

Одним из главных преимуществ налогового мониторинга для налогоплательщика является снижение рисков штрафных санкций со стороны государства вследствие нарушения налогового законодательства и связанных с этим убытков, за счет урегулирования спорных вопросов и выполнения предписаний налогового органа. В частности, в случае выявления при проведении мониторинга недочетов в предоставленной организацией документации, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение десяти дней.

В случае, обнаружения существенных нарушений, таких как неуплата налога, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение и направить его налогоплательщику, в котором будет отражена позиция контролирующего органа по факту выявленного нарушения.

При несогласии организации с мотивированным мнением она имеет право в течение месяца со дня его получения представить в налоговый орган разногласия. После чего, налоговый орган, полученные разногласия направляет вместе со всеми имеющимися у него материалами в ФНС РФ для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры, которая должна проводиться совместно с организацией и налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг. В течении месяца ФНС РФ обязана направить в организацию окончательное решение.

Кроме того, важно отметить, что на сумму недоимки, которая может образоваться у налогоплательщика в результате мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга, не начисляются пени. Эти обстоятельства исключают вину лица в совершении налогового правонарушения и соответственно ответственность.

Также весомым плюсом для организаций, в отношение которых проводится налоговый мониторинг, является тот факт, что налоговый орган не вправе проводить камеральные и выездные проверки, за исключением случаев, регламентированных в статьях 88 и 89 НК РФ.

Так, в период проведения налогового мониторинга камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением случаев представления налоговой декларации:

· позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;

· по налогу на добавленную стоимость или акцизам, в которой заявлено право на возмещение налога.

В указанный период налоговики не вправе проводить и выездные налоговые проверки. Исключением являются случаи:

· проведения выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью инспекции, проводившей налоговый мониторинг;

· невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа. Кроме того, и камеральные, и выездные проверки проводятся в случае:

· представления уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате;

· досрочного прекращения налогового мониторинга.

Таким образом, основными факторами, положительно влияющими на работу российских налогоплательщиков, можно выделить следующие:

· Прогнозируемость отношений с налоговыми органами и объема налоговых доначислений;

· Сокращение объема и частоты налоговых проверок;

· Экономия временных затрат сторонами налоговых правоотношений;

· Повышение привлекательности компании для западных инвесторов: наличие соглашения демонстрирует желание компании быть максимально прозрачной;

· Сокращение расходов на судебные издержки, уплату пеней и штрафов;

· Получение правовой помощи на непрерывной основе от налоговых консультантов официального ведомства.

12 п. 4 ст. 105.26 НК РФ

Рассматриваемая форма налогового контроля также имеет ряд преимуществ и для налоговой службы, таких как:

· возможность оперативнее и эффективнее контролировать соблюдение налогового законодательства,

правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов;

· повышение прогнозируемости объемов налоговых поступлений;

· повышение эффективности в разрешении налоговых споров;

· сокращение расходов на проведение налоговых проверок.

Таким образом, налоговые органы получат возможность сконцентрировать внимание и ресурсы на проверках налогоплательщиков с высоким уровнем риска и в конкретных областях риска, а налогоплательщики – существенно уменьшить объем бумажного документооборота, конструктивно обсуждать с налоговым органом налоговые риски и значительно упростить процесс налоговой проверки и сократить затраты на его обслуживание. Использование мер и режимов поощрения добросовестного поведения налогоплательщиков, таких как налоговый мониторинг, имеет важное значение для сбалансированности налоговой политики и развития налогового администрирования в России.

Первый период проведения налогового мониторинга в отношении крупных организаций закончится только 1 октября 2017 года. На наш взгляд, в случае если налоговый мониторинг в будущем проявит себя с положительной стороны и будут достигнуты поставленные цели, необходимо в дальнейшем разрабатывать и вести политику, направленную на постепенное расширение периметра участников налогового мониторинга, с тем чтобы все налогоплательщики вне зависимости от масштаба деятельности имели возможность заключать добровольное соглашение о сотрудничестве с налоговыми органами.

Основываясь на успешном зарубежном опыте применения рассматриваемого в статье вида налогового администрирования, таких стран как Нидерланды, Ирландия, Великобритания и США, существуют предпосылки полагать, что и в России новая форма налогового контроля приживется и покажет ожидаемые результаты.

1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2014) //«Собрание законодательства РФ», N 31, 03.08.1998, ст. 3824;

2. Федеральный закон от 04.11.2014 N 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ» 10.11.2014, № 45, ст. 6158;

Статья написана по материалам сайтов: www.klerk.ru, nalog-blog.ru, evansys.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector