Налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость(НДС) относится к числу федеральных налогов

Налог на добавленную стоимость(НДС) относится к числу федеральных налогов. Плательщикаминалога являются:

2– индивидуальные предприниматели;

3– лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

К объектам налогообложения относятся следующие операции:

1. реализация товаров (работ, услуг) на территории Р;

2. передача имущественных прав;

3. передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

4. .выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

5. .ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
В ст. 146 п. 2 НК РФ перечислены операции, не признаваемые

объектом налогообложения(9 пунктов).

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от уплатыналога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 2 млн. руб.

В ст. 149 НК РФ перечислены операции, освобождаемые от налогообложения. К таким операциям относятся, например:

1– реализация жизненно необходимой медицинской техники;

2– услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;

3– услуги скорой медицинской помощи;

4– услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;

5– услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в секциях;

6– услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования;

7– реализация предметов религиозного назначения;

8– выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов,

9– услуги организаций отдыха и оздоровления детей (всего 54 пункта).

Налоговая базадля НДС определяется как стоимостной показатель облагаемых налогом операций. При определении налоговой базы выручкаот реализации товаров (работ, услуг) устанавливается из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной или натуральной формах, в том числе оплата ценными бумагами.

Для правильного расчета налогооблагаемой базы важно определить место реализации товаров(работ, услуг). Моментом определения налоговой базыявляется наиболее ранняя из следующих дат:

– день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– день оплаты полной или частичной в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Установлены три ставки налога: 0%, 10%, 18%. Ставки налога применяются в зависимости от объекта налогообложения и порядка формирования цены.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам налогового периода.

Налоговый периодустанавливается как календарный месяц; для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 2 млн. руб., — квартал.

В бюджет вносится сумма НДС, соответствующая разнице между налогом, исчисленным по операциям, признаваемым объектом налогообложения, и суммой налоговых вычетов.

Вычетамподлежат следующие суммы налогов:

1. предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг);

2. предъявленные покупателю продавцом товаров (работ, услуг) в бюджет в случае возврата этих товаров (отказа от работ, услуг);

3. уплаченные по расходам на командировки, представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

4. исчисленные и уплаченные с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, товары (работы, услуги) должны быть оплачены, оприходованы и быть производственного назначения, объекты основных средств введены в эксплуатацию, а сырье и материалы отпущены в производство.

4.4. Акцизы

Акциз – федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене товара. В соответствии со статьей 181 НК РФ подакцизнымипризнаются следующие товары:

1– спирт этиловый;

2– спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция;

3– алкогольная продукция;

5– табачная продукция;

8– топливо для дизельных и карбюраторных двигателей.

Некоторые виды спиртосодержащих изделий (лекарственные средства, ветеринарные препараты) не признаются подакцизнымипри условии, что они имеют государственную регистрацию и разлиты в емкости, соответствующие установленным стандартам. При отнесении организаций и индивидуальных предпринимателей к плательщикам акцизов необходимо руководствоваться наличием в их хозяйственной деятельности объекта обложения акцизами.Согласно статье 182 НК РФ объектом обложения акцизами признаются определенные хозяйственные операции, совершаемые с подакцизными товарами. При определении объекта налогообложения следует учитывать, что отдельные операции не подлежат обложению акцизами (ст. 183 НК РФ).

Ставкиакцизов в зависимости от метода их построения бывают:

1– специфические (установленные в фиксированной денежной сумме на определенную единицу натурального (или физического) измерения объема налоговой базы);

2– адвалорные (процентные);

3– комбинированные (состоят из специфической и адвалорной ставок). Ставки имеют индивидуальный характер применения, так как установлены для каждого вида подакцизных товаров.

Налоговая базаисчисляется за каждый налоговый период, продолжительность которого составляет один календарный месяц. Ее расчет производится в разрезе отдельных видов подакцизных товаров по каждому виду облагаемых операций.

Сумма акцизаопределяется как произведение налоговой ставки по соответствующему виду подакцизных товаров на величину исчисленной налоговой базы. Полученные результаты суммируются, и получается общая сумма акциза, вытекающая из объема облагаемых операций за истекший

налоговый период. Начисленная сумма акцизов может быть уменьшена на величину соответствующих налоговых вычетов.

Таможенные пошлины

Таможенные органы Российской Федерации пользуются правами и выполняют обязанности налоговых органов по взиманию таможенных платежей(ст. 34 НК РФ). Перечень таможенных платежей установлен ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза 2 . К таможенным платежам относятся:

1. ввозная и вывозная таможенные пошлины;

2. налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

3. акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

4. таможенные сборы.
Таможенная пошлина– обязательный платеж, взимаемый таможенными

органами страны при ввозе (вывозе) товаров за ее таможенную территорию.

Таможенные пошлины классифицируются по различным признакам:

1– по объекту обложения: вывозные (экспортные), ввозные (импортные), транзитные;

2– по цели взимания: фискальные, протекционные;

3– по назначению: сезонные и особые (специальные, антидемпинговые, компенсационные);

4– по методу обложения (от ставки): адвалорные, специфические (твердые), комбинированные;

5– в зависимости от страны происхождения: базовые, максимальные, преференциальные.

Для расчета таможенной пошлины необходимо рассчитать облагаемую базу, то есть количество товаров в натуральном или стоимостном выражении. Существуют шесть методов расчета таможенной стоимости товара:

1) по цене сделки с ввозимыми товарами;

2) по цене сделки с идентичными товарами;

3) по цене сделки с однородными товарами;

4) метод вычитания стоимости;

5) метод сложения стоимости;

6) резервный метод.

Каждый последующий метод применяется при невозможности расчета

по предыдущему.

Общая характеристика налога на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) относится к косвенным налогам. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю и сумму уплаченного НДС.

Налогоплательщиками НДС являются:

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, перемещающие товары через таможенную границу России.

Организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (кроме подакцизных) не превысила в совокупности 1 млн. руб. Данная льгота не распространяется на лица, реализующие подакцизные товары.

Объектом налогообложения являются:

1) операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе на безвозмездной основе;

2) передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию России.

Не признаются объектом налогообложения:

1) операции, не признаваемые налоговым законодательством реализацией товаров, работ или услуг (п. 3 ст. 39 НК);

2) передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических и газовых сетей и других подобных объектов гос. (местным) органам власти;

3) передача имущества государственных (муниципальных) предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) государственными (местными) органами в рамках выполнения возложенных на них полномочий, если обязательность выполнения таких работ (оказания услуг) установлена законодательством, и пр.

Налоговая база — стоимость реализованных товаров (работ, услуг), с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС. При применении различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам, при применении одинаковых ставок — суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется как сумма:

1) таможенной стоимости этих товаров;

2) подлежащей уплате таможенной пошлины;

3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

Налоговый период составляет календарный месяц. Для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 2 млн руб., налоговый период устанавливается как квартал.

Это интересно:  Заполнение декларации по налогам – перечень кодов налогового периода, необходимых при закрытии ИП

Налоговые ставки. Общая налоговая ставка составляет 18% от налоговой базы. Льготная (пониженная) ставка в размере 10% установлена для ряда социально значимых категорий товаров — некоторых продовольственных товаров (мяса, молока, сахара, соли, хлеба, муки и т.п.), товаров для детей, периодических печатных изданий, некоторых медицинских товаров. Кроме того, в ряде случаев налогообложение производится по налоговой ставке 0%.

Порядок исчисления и уплаты налога установлен ст. ст. 174, 174.1, 177 НК РФ.

Важное значение при уплате НДС имеют налоговые вычеты, на которые налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму уплачиваемого НДС. Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).

Налоговые льготы. От налогообложения НДС освобождаются:

· предоставление арендодателем в аренду помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ;

· реализация ряда медицинских товаров и услуг;

· оказание услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях;

· услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного);

· услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности;

· некоторые услуги в сфере образования;

· ряд услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства и др.

Не подлежат налогообложению, в частности, следующие операции:

· реализация предметов (литературы) религиозного назначения, производимых и реализуемых религиозными организациями;

· реализация товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов;

· осуществление банками банковских операций;

· реализация изделий народных художественных промыслов;

· оказание услуг по страхованию;

· проведение лотерей, организация тотализаторов и других, основанных на риске игр организациями игорного бизнеса;

· передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов и т.д. (ст. 149 НК РФ).

В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению НДС, и операции, освобождаемые от налогообложения, он обязан вести раздельный учет таких операций.

Налог на добавленную стоимость: субъекты, объект налогообложения, налоговая база.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — федеральный косвенный налогом. В настоящее время он урегулирован гл. 21 НК РФ, которая действует с 1 января 2001 г.

1. Налогоплательщиками НДС в общем случае признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

2. Объект налогообложения НДС, наиболее часто возникающий в деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, предусмотрен в подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. В целях исчисления НДС передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

2) Ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Таким образом, основным объектом налогообложения НДС являются действия (деятельность) налогоплательщиков по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Как таковая добавленная стоимость» в НК РФ не определяется и напрямую в качестве объекта налогообложения НДС не используется.

Интересный подход к НДС следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. N 9181/08: налогом на добавленную стоимость облагается фактически полученная экономическая выгода в денежной форме.

НДС подлежит уплате именно в связи с реализацией товаров (работ, услуг). В п. 2 ст. 153 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Соответственно, если поступившие денежные средства не связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), то по общему правилу они и не влияют на исчисление НДС.

Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15 сентября 2009 г. N 4762/09 рассмотрен вопрос налогообложения убытков, вызванных потерей тепловой энергии при ее транспортировке. Суд указал, что в НК РФ отсутствуют нормы, позволяющие исчислять НДС от суммы убытков и требовать их взыскания с учетом данного налога.

В п. 2 ст. 146 НК РФ перечисляются операции, не признаваемые объектом налогообложения НДС:

1) операции, не признаваемые налоговым законодательством реализацией товаров, работ или услуг (п. 3 ст. 39 НК);

2) передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических и газовых сетей и других подобных объектов гос. (местным) органам власти;

3) передача имущества государственных (муниципальных) предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) государственными (местными) органами в рамках выполнения возложенных на них полномочий, если обязательность выполнения таких работ (оказания услуг) установлена законодательством, и пр.

Момент определения налоговой базы (фактически — момент возникновения объекта налогообложения) для случая реализации товаров (работ, услуг) в п. 1 ст. 167 НК РФ в общем случае установлен как наиболее ранняя из дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Соответственно, законодатель устанавливает, что при реализации товаров (работ, услуг) объект налогообложения по НДС возникает только из самого факта отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг); последующая оплата и момент ее получения правового значения не имеют. Если же условия сделки предусматривают предварительную оплату, то ее получение также порождает объект налогообложения по НДС.

Исходя из Определений КС РФ от 4 марта 2004 г. N 147-О и N 148-О в отношении НДС законодатель может установить, что налоговая база увеличивается на суммы получаемых налогоплательщиком авансовых платежей, при этом предусмотрев соответствующий порядок уплаты налога: либо единовременно (например, по итогам налогового периода), либо авансом — при получении налогоплательщиком авансовых платежей за реализацию товара (работ, услуг) с окончательным перерасчетом по итогам налогового периода.

Несмотря на то что современный вариант НДС не предполагает обязательного получения оплаты за товар как условия возникновения объекта налогообложения, в актах высших судебных органов периодически высказывается позиция о наличии такого условия. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28 декабря 2010 г. N 10447/10 сделан вывод о том, что согласно гл. 21 НК РФ налог на добавленную стоимость уплачивается продавцами за счет получаемых от покупателей денежных средств.

В силу общей нормы п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

Согласно п. 1 ст. 166 НК РФ сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Ставки НДС предусмотрены в ст. 164 НК РФ:

— 10% — при реализации некоторых продовольственных, детских, медицинских товаров и печатных изданий;

— 0% — при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта и по некоторым другим операциям.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Виды НДС.

Сейчас в России приняты и существуют 3 вида НДС (3 вида ставок НДС): 0% (без НДС), 10% и 18%.

Первый вид НДС, ставка 0%.

1. Первый вид НДС, равный нулевой налоговой ставке, осуществляется при продаже:

— товара, который был вывезен в таможенной процедуре экспорта, товара, который был помещен под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с подачей в налоговую соответствующих документов;

— услуг по международной перевозке товаров (перевозка товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река — море) плавания, воздушными судами, ж/д транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления либо пункт назначения товаров расположен вне России);

— работ (услуг), которые выполняются (оказываются) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов;

— услуг по перемещаются трубопроводным транспортом природного газа, который поставляется в/из других государств, кроме того, услуг по перевозке (организации перемещения) трубопроводным транспортом ввозимого природного газа для переработки в пределах Росси;

— услуг, которые оказываются организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электросетью по передаче по единой национальной (общероссийской) электросети электроэнергии, поставка которой происходит из электроэнергетической системы России в электроэнергетические системы других стран;

— работ (услуг), которые выполняются (оказываются) российскими организациями (кроме организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, которые транспортируются через границу России, в товаросопроводительных документах которых указаны пункт отправления и/или пункт назначения, которые расположены вне России;

— работ (услуг) по переработке товаров, которые были помещены под таможенную процедуру переработки на таможенной тер-и;

— услуг по предоставлению ж/д подвижного состава и/или контейнеров, которые оказываются российскими организациями либо ИП, для совершения перевозки либо перемещения ж/д транспортом используемых товаров либо продуктов переработки с условием, что пункт отправления и пункт назначения расположены в пределах Российской Федерации;

— работ (услуг), которые выполняются (оказываются) организациями внутреннего водного транспорта, по отношению к товарам, которые вывозятся в таможенной процедуре экспорта при перевозке (перемещении) товаров в пределах России из пункта отправления до пункта выгрузки либо перегрузки (перевалки) на морские суда, суда смешанного (река — море) плавания либо другие типы транспорта;

Это интересно:  Налог на профессиональный доход

— работ (услуг), которые конкретно связаны с перевозкой либо перемещением товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита в процессе перевозки зарубежных товаров от таможенного органа в месте прибытия в Россию до таможенного органа в месте убытия из России;

— услуг по перевозке пассажиров и багажа с соблюдением условия, что пункт отправления либо пункт назначения пассажиров и багажа находятся вне России, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

— товаров (работ, услуг) в области космической деятельности;

— драгоценных металлов налогоплательщиками, которые производят их добычу либо производство из лома и отходов, содержащих в себе драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центробанку Российской Федерации, банкам;

— товаров (работ, услуг) для использования иностранными дипломатическими представительствами либо для личного пользования дипломатического либо административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, — в случаях, когда законодательством иностранного государства установлен аналогичный порядок либо если такая норма предусмотрена в международном договоре России;

— припасов, которые были вывезены из России. Припасами считаются, в данном случае, топливо и горюче-смазочные материалы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река — море) плавания;

— выполняемых российскими перевозчиками на ж/д транспорте работ (услуг) по перевозке либо перемещению экспортируемых за пределы России товаров и вывозу из России продуктов переработки в пределах Российской Федерации, а также связанных с такой перевозкой либо перемещением работ (услуг);

— построенных судов, которые должны быть зарегистрированы в Российском международном реестре судов, с условием подачи в налоговые органы необходимых документов.

В соответствии со статьей 165 Налогового Кодекса Российской Федерации, для применения нулевой процентной ставки налога, необходимо это право подтвердить.

При реализации товаров для подтверждения обоснованности применения ставки налога в 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы нужно подать такие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза и/или припасов за пределы России. Если контракты содержат сведения, которые несут в себе государственную тайну, вместо копии подается выписка из контракта, в которой будет предоставлена информация, необходимая для проведения налогового контроля;

2) выписка банка (копия выписки), которая подтверждает фактическое поступление выручки от реализации товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;

3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, который совершил выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен из России, других территорий, относящиеся к ней;

4) копии транспортных, товаросопроводительных и/или других документов с отметками пограничных таможенных органов, которые бы подтверждали вывоз товаров из России, других территорий, относящиеся к ней;

5) если товары помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, необходимо подать такие документы:

— контракт (копия контракта), который был заключен с резидентом особой экономической зоны;

— копия свидетельства о регистрации лица как резидента особой экономической зоны;

— выписка банка (копия выписки) + копии приходных кассовых ордеров, которые подтверждают фактическое поступление выручки;

— таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа.

При реализации товаров через комиссионера, поверенного либо агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору в налоговые органы также необходимо предоставить:

1) договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии договоров) налогоплательщика с комиссионером, поверенным либо агентом;

2) контракт (копия контракта) лица, который производит поставку товаров на экспорт либо поставку припасов по поручению налогоплательщика, с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории Таможенного союза и/или припасов за пределы России;

3) выписка банка (ее копия), которая подтверждает фактическое поступление выручки от реализации товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика либо комиссионера (поверенного, агента) в российском банке.

Документы (их копии) должны быть поданы в налоговый орган налогоплательщиком в срок не позднее 180 календарных дней, считая от даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны, перемещения припасов.

Если по завершении 180 календарных дней налогоплательщик не подал выше описанные документы (их копии), тогда операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) будут облагаться налогом по ставкам 10 либо 18%.

Если в дальнейшем налогоплательщик подает документы (их копии), которые являются основанием для применения нулевой ставки налога, то уплаченные ранее суммы налога будут возвращены налогоплательщику на его счет.

Второй вид НДС, ставка 10%.

Второй вид НДС, равный ставке налога в 10%, применяется при продаже:

1. Продовольственных товаров:

— скота и птицы в живом весе;

— мяса и мясопродуктов (исключая деликатесные продукты);

— молока и молокопродуктов (в том числе мороженое, произведенное на их основе, исключая мороженое, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда);

— яйца и яйцепродуктов;

— сахара, включая сахар-сырец;

— зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;

— маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов);

— хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия);

— рыбы живой (кроме ценных пород);

— море- и рыбопродуктов (исключая деликатесные продукты);

— продуктов детского и диабетического питания;

— овощей (в том числе картофель).

2. Товаров для детей:

— трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп;

— обуви (исключая спортивную обувь);

— тетрадей для рисования;

— альбомов для рисования;

— альбомов для черчения;

— папок для тетрадей;

— обложек для учебников, дневников, тетрадей;

— касс цифр и букв;

3. Периодических печатных изданий, исключая издания рекламного/эротического характера; книжной продукции, которая связана с образованием, наукой и культурой, исключая книжную продукцию рекламного/эротического характера.

4. Медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:

— лекарственных средств, включая субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления;

— изделий медицинского назначения.

Третий вид НДС, ставка 18%.

Третий вид НДС, равный ставке налога в 18%, применяется во всех остальных случаях, не описанных выше.

Применение расчетного метода при исчислении НДС.

При определении суммы НДС расчетным методом, сумма НДС вычисляется процентным отношением налоговой ставки к налоговой базе, которая принимается за 100 и увеличивается на соответствующий размер налоговой ставки, — 10/110, 18/118.

Расчетный метод исчисления НДС применяется в таких случаях:

1. При получении денежных средств, которые связаны с оплатой товаров (работ, услуг), указанных в статье 162 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Налоговая база увеличивается на суммы:

— которые были получены за проданные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо другим образом связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);

— которые были получены как процент (дисконт) по полученным облигациям и векселям, процент по товарному кредиту в части, которая больше размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования ЦБ РФ, которые были актуальны в периодах расчета процента;

— которые были получены страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения.

Эти положения не применяются для операций по продаже товаров (работ, услуг), не облагаемые налогом (освобожденные от налогообложения), и по отношению к товарам (работам, услугам), местом реализации которых не является территория Россия.

В налоговую базу не входят денежные средства, которые были получены управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными либо другими специализированными потребительскими кооперативами, которые отвечают за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с применением которых подаются коммунальные услуги, на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

2. При получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

При уступке денежного требования, которое вытекает из договора продажи товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых должны облагаться по НДС, либо при переходе этого требования к другому лицу налоговая база вычисляется в порядке, указанном в статье 154 Кодекса.

Налоговая база при уступке новым кредитором, который получил денежное требование, выходящее из договора продажи товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых должны облагаться налогом, вычисляется в виде суммы превышения размеров дохода, который был получен новым кредитором при дальнейшей уступке требования либо при остановке обязательства, над суммой расходов для покупки требования.

При передаче имущественных прав налогоплательщиками, включая участников долевого строительства, на жилые дома либо жилые помещения, доли в жилых домах либо жилых помещениях, гаражи либо машино-места налоговая база вычисляется в виде разницы между стоимостью, по которой передаются имущественные права, с учетом налога и расходами на покупку прав.

При покупке денежного требования у третьих лиц налоговая база вычисляется в виде превышения суммы доходов, которые были получены от должника и/или при дальнейшей уступке, над суммой расходов на покупку этого требования.

Это интересно:  Платят ли пенсионеры налог на землю?

При передаче прав, которые связаны с правом заключения договора, и арендных прав налоговая база вычисляется в порядке, который описан в статье 154 Кодекса.

При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория России, налогоплательщиками — иностранными лицами, которые не состоят на учете в налоговых органах, налоговая база вычисляется в виде суммы дохода от продажи с учетом налога.

Налоговая база вычисляется отдельно при совершении каждой операции по реализации.

Данная налоговая база вычисляется налоговыми агентами — организациями и ИП, которые уже состоят на учете в налоговых органах, покупающими в пределах России товары (работы, услуги) у нерезидентов Российской Федерации.

Налоговые агенты должны рассчитать, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет необходимую сумму НДС, не зависимо от исполнимости обязанностей налогоплательщика, которые связаны с расчетом и уплатой налога.

При предоставлении в пределах России органами гос-й власти и управления, органами местного самоуправления и казенными учреждениями в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база вычисляется в виде суммы арендной платы с учетом налога. При чем, налоговая база вычисляется налоговым агентом отдельно по всем арендованным объектам имущества. Тогда за налоговых агентов принимаются арендаторы данного имущества. Они должны рассчитать, удержать из доходов, которые уплачиваются арендодателю, и уплатить в бюджет необходимую сумму налога.

При реализации (передаче) в пределах Российской Федерации государственного имущества, которое не закреплено за государственными предприятиями и учреждениями, и которое составляет гос. казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения либо иного муниципального образования, налоговая база вычисляется в виде суммы дохода от продажи (передачи) этого имущества с учетом НДС.

При чем, налоговая база вычисляется отдельно при совершении всех операции по продаже (передаче) данного имущества. В таком случае налоговыми агентами являются покупатели (получатели) данного имущества, кроме физлиц, не являющихся ИП. Данные лица должны рассчитать расчетным методом, удержать из доходов и оплатить в бюджет необходимую сумму налога.

При реализации в пределах Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база вычисляется исходя из рыночной цены реализуемого имущества (ценностей), с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В таком случае налоговыми агентами являются органы, организации либо ИП, которые уполномочены производить продажу этого имущества.

При реализации в пределах Российской Федерации товаров иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах как налогоплательщики, налоговыми агентами являются организации и ИП, производящие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров с указанными иностранными лицами. В таком случае налоговая база вычисляется налоговым агентом в виде стоимости этих товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них размера налога.

В случае если на протяжении 10 лет от регистрации судна в Российском международном реестре судов его исключили из реестра, кроме исключения из-за признания судна погибшим, пропавшим без вести, конструктивно погибшим, утратившим качества судна в результате перестройки либо любых иных изменений, либо если на протяжении 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна не осуществлена, налоговая база вычисляется налоговым агентом в виде стоимости, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога. При чем, налоговым агентом будет лицо, в собственности которого находится судно на момент исключения его из реестра судов.

Налоговый агент должен рассчитать по налоговой ставке 18% размер налога, удержать ее у налогоплательщика и перечислить в бюджет.

5. При реализации имущества, которое было куплено на стороне и которое учитывается с НДС, и при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки согласно с подпунктом 3 и 4 статьи 154 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Налоговая база вычисляется в виде стоимости товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из рыночных цен, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) налоговая база вычисляется исходя из суммы полученной оплаты с учетом НДС.

При продаже товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога, передаче при оплате труда в натуральной форме налоговая база вычисляется в таком же порядке.

При продаже имущества налоговая база вычисляется в виде разницы между ценой реализуемого имущества и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

При продаже с/х продукции, которая была закуплена у физлиц, по перечню от Правительства Российской Федерации (кроме подакцизных товаров), налоговая база вычисляется в виде разницы между ценой с учетом НДС и ценой приобретения указанной продукции.

При продаже услуг по производству товаров из давальческого сырья налоговая база вычисляется в виде стоимости их обработки, переработки либо другой трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее НДС.

При продаже товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам, которые предполагают поставку по истечении установленного договором срока по указанной цене), финансовых инструментов срочных сделок, которые не обращаются на организованном рынке, налоговая база вычисляется в виде стоимости этих товаров (работ, услуг), стоимость базисного актива (для финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке), указанная непосредственно в договоре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из рыночных цен, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

При продаже товаров в многооборотной таре, которые имеют залоговую цену, залоговые цены этой тары не включаются в налоговую базу, если указанная тара должна быть возвращена продавцу.

6. В остальных случаях, когда согласно с Налоговым кодексом размер НДС должен вычисляться расчетным методом.

Если ставка НДС одна, то налоговая база общая. Необходимо суммарно определять налоговую базу по всем операциям, облагающимся по одной ставке (абз. 4 пункта 1 статьи 153 Кодекса).

Налог на добавленную стоимость относится к

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ — (value added tax) См.: НДС (VAT). Финансы. Толковый словарь. 2 е изд. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Брайен Батлер, Брайен Джонсон, Грэм Сидуэл и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ НАЛОГ НА… … Финансовый словарь

Налог на добавленную стоимость — (НДС) – косвенный налог, т. е. в форме надбавки к стоимости товаров или услуг, уплачиваемый в федеральный бюджет. Налогоплательщиками НДС являются продавцы: юридические лица или индивидуальные предприниматели. Кроме того, согласно ст. 141… … Банковская энциклопедия

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ — (НДС) (value added tax, VAT) Косвенный налог, взимаемый при продаже товаров и услуг, в процентном отношении к их добавленной стоимости. Потребители выплачивают НДС при покупке как дополнение к ее обычной цене; затем продавцы выплачивают собранный … Экономический словарь

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ — один из видов федеральных налогов в РФ. Представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью… … Юридический словарь

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ — (value added tax) См.: НДС (VAT). Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998 … Словарь бизнес-терминов

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ — (НДС) система налогообложения товаров на сумму стоимости, добавленной на каждом этапе их производства, обмена или перепродажи. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. Такой налог взимается в нашей стране при… … Большой бухгалтерский словарь

Налог на добавленную стоимость — Содержание … Бухгалтерская энциклопедия

Налог на добавленную стоимость — Содержание … Бухгалтерская энциклопедия

налог на добавленную стоимость — (НДС) Потребительский налог, установленный на каждой стадии производственного цикла продукции, а также в момент приобретения товара конечным потребителем. Налог на добавленную стоимость давно введен в европейских странах и является основным… … Финансово-инвестиционный толковый словарь

Налог на добавленную стоимость — VALUE ADDED TAX (VAT) Разновидность косвенного налога, взимаемого государством с прироста стоимости продукта в процессе его производства и реализации (см. Value added). Сумма налога прибавляется к цене реализации товара и оплачивается конечным… … Словарь-справочник по экономике

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, www.calc.ru, dic.academic.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий