+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Законодательная база экспертной деятельности

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 мая 2001 года №73-ФЗ

О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 30.12.2001 г. №196-ФЗ, 05.02.2007 г. №10-ФЗ, 24.07.2007 г. №214-ФЗ, 28.06.2009 г. №124-ФЗ, 06.12.2011 г. №409-ФЗ, 02.07.2013 г. №185-ФЗ, 25.11.2013 г. №317-ФЗ, 08.03.2015 г. №23-ФЗ)

Принят Государственной Думой 5 апреля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее — государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Государственная судебно-экспертная деятельность

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее также — эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Статья 2. Задача государственной судебно-экспертной деятельности

Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Статья 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности

Правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательство в сфере охраны здоровья, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 06.12.2011 г. №409-ФЗ, 25.11.2013 г. №317-ФЗ, 08.03.2015 г. №23-ФЗ)

Статья 4. Принципы государственной судебно-экспертной деятельности

Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Статья 5. Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности. Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Судебно-экспертные исследования (далее — исследования), требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Лицо, полагающее, что действия (бездействие) государственного судебно-экспертного учреждения или эксперта привели к ограничению прав и свобод гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Экспертная деятельность осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством.

«В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами. На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 4, 6 — 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона». (Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»)

Особенности назначения и проведения судебной экспертизы в рамках судебных процессов регламентируются соответствующими статьями кодексов, а также иными законодательными актами:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее — судебно-экспертная деятельность) в гражданском, арбитражном, уголовном и административном судопроизводстве.

Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

аккредитация — официальное признание компетентности юридического лица (или его отдельных структурных подразделений) в сфере судебно-экспертной деятельности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

акт экспертного исследования — непроцессуальный письменный документ, составленный по результатам несудебного экспертного исследования;

заключение эксперта — письменный документ, оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, отражающий ход и результаты судебно-экспертного исследования;

медицинский стационар — медицинская организация, находящаяся в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а равно отделение такой медицинской организации, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях;

несудебное экспертное исследование — непроцессуальное действие, состоящее из проведения экспертом исследований и дачи акта по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, в целях:

принятия решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела при проверке сообщения о совершенном или готовящемся преступлении;

установления на договорной основе обстоятельств, представляющих интерес для юридических и физических лиц, с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

образцы для сравнительного исследования — объекты материального мира, отображающие свойства или особенности живого человека, трупа, животного, предмета, документа, материала или вещества, а также технологии, информационные массивы, системы, пробы и другие образцы, необходимые для проведения судебно-экспертного исследования и дачи заключения эксперта;

повреждение (уничтожение) объекта исследования (его части) — изменение свойств и состояния объекта в результате применения физических, химических, биологических методов при проведении исследований;

проба — представительная часть образца, характеризующая материальный объект судебно-экспертного исследования;

психиатрический стационар — медицинская организация находящаяся в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а равно психиатрическое отделение такой медицинской организации, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях;

руководитель судебно-экспертного учреждения (далее также — руководитель) -директор или начальник (заведующий) государственного судебно-экспертного учреждения (подразделения), руководитель негосударственного судебно-экспертного учреждения, осуществляющий функцию руководства при организации судебно-экспертной деятельности в соответствующем учреждении или подразделении;

сертификат компетентности судебного эксперта — документ, выдаваемый физическому лицу в порядке, установленным уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, подтверждающий квалификацию лица на проведение судебно-экспертных исследований;

сертификация компетентности судебного эксперта — установление соответствия компетентности физического лица требованиям, предъявляемым при проведении определенного вида судебно-экспертных исследований, и определения его возможностей надлежащим образом осуществлять конкретные действия при производстве судебной экспертизы;

сертификация методического обеспечения судебной экспертизы — подтверждение путем валидации соответствия методического обеспечения требованиям, предъявляемым к специфическому целевому использованию методик, методов и средств в области судебной экспертизы;

специальность судебного эксперта — комплекс знаний, умений и навыков, приобретенных лицом, имеющим профессиональное образование, путем целенаправленной подготовки в целях исследования объектов экспертизы определенного рода, вида и подвида (предметная специализация) или применения методов исследования объектов этой экспертизы (методная специализация);

специальные знания — система теоретических знаний и практических навыков в области конкретной науки, техники, искусства или ремесла, приобретаемые путем специальной подготовки и/или профессионального опыта;

судебная экспертиза — процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, дознавателем, следователем, органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу;

судебно-психиатрический экспертный стационар — психиатрический стационар, специально предназначенный для производства судебно-психиатрической экспертизы;

судебный эксперт — лицо, соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации, которому органом (лицом), ведущим уголовный процесс, судом, органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в порядке, установленном законом, поручено производство судебной экспертизы;

судопроизводство — регулируемая процессуальным законодательством Российской Федерации деятельность суда или судьи в ходе судебного разбирательства гражданских, арбитражных, административных и уголовных дел, а также деятельность органа дознания, дознавателя, следователя, при возбуждении уголовного дела, проведении дознания и предварительного следствия.

Статья 2. Судебно-экспертная деятельность

Судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства судебно-экспертными учреждениями (подразделениями) и судебными экспертами (далее также — эксперт), состоит в производстве и организации судебной экспертизы.

Статья 3. Правовая основа судебно-экспертной деятельности

Правовой основой судебно-экспертной деятельности являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Таможенного союза, законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и Следственного Комитета Российской Федерации, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.

Если международным договором, ратифицированным Российской Федерацией, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о судебной экспертизе, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 4. Задача судебно-экспертной деятельности

Задачей судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям, органам (должностным лицам), в производстве которых находятся дела об административных правонарушениях, в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Статья 5. Содержание судебно-экспертной деятельности

Содержание судебно-экспертной деятельности включает:

производство судебной экспертизы по уголовным, гражданским, арбитражным делам и делам об административных правонарушениях;

организацию научных исследований в области судебной экспертизы, научно-методического и информационного обеспечения судебной экспертизы, подбора, профессиональной подготовки и повышения квалификации судебных экспертов.

Статья 6. Принципы судебно-экспертной деятельности

Судебно-экспертная деятельность основывается на принципах.

соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридического лица;

независимости судебного эксперта;

объективности, всесторонности и полноты судебно-экспертных исследований;

допустимости использования научно-технических средств и методов при проведении судебно-экспертных исследований;

соблюдения профессиональной этики судебного эксперта.

Статья 7. Соблюдение законности при осуществлении судебно-экспертной деятельности

Судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности.

Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридического лица при осуществлении судебно-экспертной деятельности

Судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Судебно-экспертные исследования (далее — исследования), требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Лицо, полагающее, что действия (бездействие) судебно-экспертного учреждения (подразделения) или эксперта привели к ограничению прав и свобод гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе- обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Независимость судебного эксперта

При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями. Эксперт самостоятелен в выборе средств и методов исследования, допустимость которых определяется законодательством Российской Федерации.

Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, дознавателей, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, оргашваций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Объективность, всесторонность и полнота экспертных исследований. Допустимость использования научно-технических средств и методов при проведении судебно-экспертных исследований

Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в объеме, достаточном для дачи заключения.

Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Применение при производстве экспертных исследований методик, методов и средств допускается, если они отвечают конституционным принципам законности и нравственным критериям общества, научно обоснованы, валидированы или прошли сертификацию методического обеспечения судебной экспертизы.

Статья 10 1 . Соблюдение профессиональной этики судебного эксперта

Эксперт добровольно возлагает на себя обязательства неуклонно выполнять этические нормы, правила профессионального поведения и взаимоотношений экспертов для достойного выполнения своего профессионального долга.

Статья 11. Объекты исследований

Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, пробы и образцы для сравнительного исследования, технологии, информационные массивы, системы, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза.

Исследования проводятся также в отношении живых лиц (далее также — лицо).

При проведении исследований объекты с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо соответствующем письме.

Повреждение объектов исследования, произведенное с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику судебно-экспертным учреждением или экспертом.

В случае, если транспортировка объекта исследований в судебно-экспертное учреждение невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.

Статья 12. Судебно-экспертные учреждения

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения (подразделения) федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, дознавателей, следователей, органов (должностных лиц), в производстве которых находятся дела об административных правонарушениях, посредством организации и производства судебной экспертизы.

Негосударственными судебно-экспертными учреждениями являются некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

В штате судебно-экспертного учреждения (подразделения) должно состоять не менее пяти сотрудников, для которых данное место работы является основным, и уровень квалификации которых подтвержден сертификатом компетентности, выданным в установленном порядке. Данные учреждения для участия в судебно-экспертной деятельности подлежат аккредитации на соответствие национальным стандартам качества в сфере судебной экспертизы, осуществляемой в порядке, установленном уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти.

Государственные и негосударственные судебно-экспертные учреждения (подразделения) создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Деятельность судебно-экспертных учреждений (подразделений) по организации и производству судебной экспертизы регулируется настоящим Федеральным законом, процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Судебно-экспертные учреждения (подразделения) одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основах теории судебной экспертизы, единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.

Государственные судебно-экспертные учреждения (подразделения) производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти может устанавливаться перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными учреждениями.

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений (подразделений) по организации и производству судебных экспертиз и экспертных исследований лицензированию не подлежит.

Государственные судебно-экспертные учреждения (подразделения) в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении (подразделении), обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы и расходных материалов, либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями (подразделениями), обслуживающими другие территории.

Это интересно:  Требования и нормы организации освещенности рабочих мест сотрудников в 2019 году

Для проведения некоторых видов экспертиз, выходящих за рамки специальностей судебного эксперта, и не проводимых судебно-экспертными учреждениями (подразделениями), по решению лица или органа, которые назначили судебную экспертизу, могут привлекаться в качестве судебных экспертов также другие сведущие лица из соответствующих областей знаний.

Деятельность судебно-экспертных учреждений (подразделений) по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 13. Судебный эксперт

В качестве судебного эксперта может выступать государственный судебный эксперт, негосударственный судебный эксперт, или другое физическое лицо, обладающее необходимыми специальными знаниями.

Государственным судебным экспертом является работник (сотрудник) государственного судебно-экспертного учреждения (подразделения), сертифицированный для производства судебной экспертизы в порядке исполнения своих должностных обязанностей.

Негосударственный судебный эксперт является работником негосударственного судебно-экспертного учреждения, при условии, что он имеет соответствующее высшее профессиональное образование, прошел соответствующую специальную подготовку и получил сертификат компетентности судебного эксперта по определенной специальности в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Иное физическое лицо, обладающее специальными знаниями и привлеченное для участия в деле в качестве судебного эксперта, не состоящее в штате какого-либо судебно-экспертного учреждения, производит судебную экспертизу в порядке выполнения поручения органа (лица), ее назначившего. При этом он исполняет обязанности и имеет права, установленные настоящим законом и соответствующим процессуальным законодательством.

Не могут привлекаться в качестве судебного эксперта лица, признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, а также лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленных преступлений. Иные обстоятельства, исключающие участие лица в качестве судебного эксперта, предусматриваются процессуальным законодательством.

В течение трех лет со дня соответствующего юридического факта судебным экспертом не может быть лицо:

судимость которого погашена или снята в установленном законом порядке;

освобожденное от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям за совершение умышленного преступления;

уволенное по отрицательным мотивам с государственной службы, из органов прокуратуры, иных правоохранительных органов, судов, органов судебной экспертизы;

лишенное сертификата компетентности на проведение судебно-экспертных исследований;

действие сертификата компетентности на проведение судебно-экспертных исследований которого прекращено по основаниям, предусмотренным статьей 18 настоящего Закона.

Судебный эксперт участвует в исследовании обстоятельств дела только по вопросам, относящимся к предмету порученной ему судебной экспертизы и имеющим значение для дачи заключения.

Органы дознания, предварительного следствия и суд в судебном разбирательстве, органы (должностные лица), в производстве которых находятся дела об административных правонарушениях, вправе обращаться к судебному эксперту только в связи с порученной ему судебной экспертизой и данным им заключением.

Судебный эксперт может быть допрошен только по данному им заключению и лично проведенным исследованиям. Запрещается допрос судебного эксперта до дачи им заключения.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ведет государственный реестр судебных экспертов, не являющихся работниками (сотрудниками) государственных судебно-экспертных учреждений (подразделений).

Аккредитация негосударственных судебно-экспертных учреждений осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 14. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту

Экспертом может быть физическое лицо, обладающее специальными знаниями. В случае привлечения для участия в деле в качестве судебного эксперта лица, обладающего специальными знаниями, но не работающего в судебно-экспертном учреждении и не имеющего сертификата компетентности судебного эксперта, достаточность его профессиональной подготовки определяет орган (лицо), назначивший экспертизу.

Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях (подразделениях) может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую специальную подготовку по конкретной экспертной специальности. Должность эксперта в экспертных подразделениях в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее специальное экспертное образование.

Должность эксперта в негосударственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и навыки работы по конкретной экспертной специальности. Определение уровня профессиональной подготовки экспертов осуществляется при проведении сертификации их компетентности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и сертификация их компетентности осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета Российской Федерации. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями не реже, чем раз в пять лет.

Статья 15. Сертификация компетентности государственного судебного эксперта

Сертификация компетентности государственного судебного эксперта — установление соответствия его компетентности требованиям, предъявляемым при производстве определенного вида судебной экспертизы; осуществляется . путем сдачи им квалификационного экзамена с выдачей сертификата компетентности.

Прием квалификационных экзаменов и выдача (лишение) сертификата компетентности по определенной специальности осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями, создаваемыми в порядке, установленным федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации.

Порядок проведения сертификации государственных судебных экспертов, в том числе внеочередной, а также порядок деятельности и состав экспертно-квалификационных комиссий определяются соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации.

Статья 16. Сертификация компетентности судебного эксперта, не являющегося работником государственного судебно-экспертного учреждения (подразделения)

Судебные эксперты, не являющиеся работниками государственных судебно-экспертных учреждений (подразделений), осуществляющие судебно-экспертную деятельность, в целях определения уровня их профессиональной подготовки не реже, чем раз в пять лет проходят сертификацию компетентности, проводимую экспертно-квалификационными комиссиями, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При возникновении обоснованных сомнений в надлежащем уровне профессиональной подготовки судебного эксперта проводится его внеочередная сертификация.

Статья 17. Порядок и условия выдачи, отказа в выдаче сертификата компетентности судебного эксперта, не являющегося работником государственного судебно-экспертного учреждения (подразделения)

Порядок и условия выдачи, отказа в выдаче сертификата компетентности судебного эксперта, не являющегося работником государственного судебно-экспертного учреждения (подразделения) устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 18. Приостановление, прекращение действия и лишение сертификата компетентности судебного эксперта, не являющегося работником государственного судебно-экспертного учреждения (подразделения)

Порядок и условия приостановления, прекращения действия и лишения сертификата компетентности судебного эксперта, не являющегося работником государственного судебно-экспертного учреждения (подразделения), устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Прекращение действия сертификата компетентности судебного эксперта осуществляется в случаях:

неоднократного нарушения лицом законодательства Российской Федерации при осуществлении судебно-экспертной деятельности;

невозможности исполнения лицом обязанностей судебного эксперта вследствие недостаточного уровня профессиональной подготовки, подтвержденного результатами его сертификации;

уклонения лица от прохождения сертификации;

признания лица по вступившему в законную силу решению суда недееспособным или ограниченно дееспособным, умершим либо безвестно отсутствующим;

утраты лицом гражданства Российской Федерации;

освобождения лица от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям за совершение умышленного преступления;

вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица.

Сведения о приостановлении, прекращении действия и лишении сертификата компетентности судебного эксперта вносятся в государственный реестр судебных экспертов.

Статья 19. Государственный реестр судебных экспертов, не являющихся работниками (сотрудниками) государственных судебно-экспертных учреждений (подразделений)

Сведения о судебных экспертах, получивших в установленном порядке сертификат компетентности судебного эксперта, вносятся в Государственный реестр судебных экспертов, цели и порядок формирования и использования которого устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Орган, ведущий уголовный, гражданский, арбитражный процесс, суд, орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, руководитель негосударственного судебно-экспертного учреждения поручает ее производство судебному эксперту, сведения о котором внесены в Государственный реестр судебных экспертов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 12 настоящего Закона.

Глава II. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ И ЭКСПЕРТА СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ)

Статья 20. Обязанности руководителя судебно-экспертного учреждения (подразделения)

Руководитель судебно-экспертного учреждения (подразделения) обязан:

по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения (подразделения), которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы;

разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права;

по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;

по окончании исследований направить заключение эксперта, возвратить объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;

не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Руководитель обязан обеспечить условия, необходимые для проведения исследований:

наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;

соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;

сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

Руководитель не вправе:

истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;

самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;

давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе;

сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших.

Статья 21. Права руководителя судебно-экспертного учреждения (подразделения)

возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы, расходных материалов либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат;

самостоятельно принимать решение о проведении комплексной экспертизы, в одном учреждении, по представленным в соответствии с постановлением (определением) о назначении экспертизы материалам, организовать ее производство;

ходатайствовать перед органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;

ходатайствовать перед органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, о привлечении судебного эксперта иностранного государства;

организовывать производство судебной экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы;

передавать часть обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебной экспертизы, своему заместителю, а также руководителю или работнику (сотруднику) структурного подразделения учреждения, которое он возглавляет;

требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов, связанных с:

компенсацией за хранение транспортной организацией поступивших на судебную экспертизу объектов исследований, за исключением штрафов за несвоевременное их получение данным учреждением;

транспортировкой объектов после их исследования, за исключением почтовых расходов;

хранением объектов исследований в государственном судебно-экспертном учреждении после окончания производства судебной экспертизы сверх сроков, установленных нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

ликвидацией последствий взрывов, пожаров и других экстремальных ситуаций, явившихся результатом поступления в данное учреждение объектов повышенной опасности, если орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, не сообщили руководителю об известных им специальных правилах обращения с указанными объектами или они были в ненадлежащей упаковке;

командированием эксперта к месту расположения недвижимого или нетранспортабельного объекта, подлежащего исследованию.

Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения вправе принимать решение о проведении на договорной основе несудебных экспертных исследований по вопросам, представляющим интерес для юридических и физических лиц, с учетом ограничений, предусмотренных организационно-финансовой формой учреждения и законодательством Российской Федерации.

Статья 22. Обязанности эксперта

принять к производству порученную ему руководителем соответствующего судебно-экспертного учреждения (подразделения) судебную экспертизу;

провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;

составить мотивированное Письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;

не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

Эксперт также исполняет обязанности, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Эксперт не вправе:

вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;

самостоятельно собирать для производства судебной экспертизы доказательства;

сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением руководителя, органа или лица, ее назначивших;

уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.

Государственный судебный эксперт также не вправе:

принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения (подразделения);

осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта.

Эксперт или государственное судебно-экспертное учреждение (подразделение) не вправе отказаться от производства порученной им судебной экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с производством судебной экспертизы, осуществить оплату назначенной экспертизы до ее проведения. Оплата судебной экспертизы производится в соответствии с процессуальным законодательством.

Статья 23. Права эксперта

ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения (подразделения) о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;

делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;

обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.

Независимо от вида судопроизводства судебный эксперт имеет право:

знакомиться с материалами дела, касающиеся предмета судебной экспертизы, и подавать ходатайство о предоставлении дополнительных материалов;

указывать в заключении эксперта на выявленные в ходе проведения судебной экспертизы факты, имеющие значение для дела и по поводу которых ему не были поставлены вопросы;

с разрешения лица или органа, которые назначили судебную экспертизу, присутствовать при .проведении следственных или судебных действий и заявлять ходатайства, касающиеся предмета судебной экспертизы;

подавать жалобы на действия лица, в производстве которого находится дело, если эти действия нарушают права судебного эксперта.

По поручению руководителя государственного судебно-экспертного учреждения (подразделения) государственный судебный эксперт вправе проводить на договорной основе несудебные экспертные исследования по вопросам, представляющим интерес для юридических и физических лиц, с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Эксперт также имеет права, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Ограничения при организации и производстве судебной экспертизы

Судебно-экспертному учреждению (подразделению) не может быть поручено производство судебной экспертизы, а в случаях, когда указанное производство начато, оно немедленно прекращается, если установлены обстоятельства, подтверждающие заинтересованность в исходе дела руководителя данного учреждения.

Эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной экспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратить ее производство при наличии оснований, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации.

В производстве судебной экспертизы в отношении живого лица не может участвовать врач, который до ее назначения оказывал указанному лицу медицинскую помощь. Указанное ограничение действует также при производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, осуществляемой без непосредственного обследования лица.

Глава III. ПРОИЗВОДСТВО СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Статья 25. Основания производства судебной экспертизы в судебно-экспертном учреждении (подразделении)

Основаниями производства судебной экспертизы в судебно-экспертном учреждении (подразделении) являются определение суда, постановления судьи, дознавателя, следователя, определение органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления.

Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, представляют объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта.

Орган, или лицо, назначившие судебную экспертизу, получают образцы для сравнительного исследования и приобщают их к делу в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации. В необходимых случаях получение образцов осуществляется с участием эксперта, которому поручено производство судебной экспертизы, или специалиста.

Это интересно:  Какой штраф за езду без страховки грозит от ГИБДД?

В случае, если получение образцов является частью исследований и осуществляется экспертом с использованием представленных на судебную экспертизу объектов, после завершения судебной экспертизы образцы направляются в орган или лицу, которые ее назначили, либо определенное время хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении (подразделении).

Особенности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении в отношении живых лиц определяются главой IV настоящего Федерального закона.

Статья 26. Производство дополнительной и повторной судебных экспертиз

Дополнительная судебная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты ранее данного заключения, а так же при возникновении дополнительных вопросов в отношении ранее исследованных объектов и поручается тому же или другому эксперту.

Повторная судебная экспертиза назначается в связи с возникшими у суда, судьи, дознавателя, следователя, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения (по тем же вопросам в отношении тех же объектов и сравнительных материалов), и поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.

Статья 27. Производство комиссионной судебной экспертизы

Комиссионная судебная экспертиза производится несколькими, но не менее чем двумя экспертами одной экспертной специальности.

Комиссионный характер экспертизы определяется органом или лицом, ее назначившим, либо руководителем судебно-экспертного учреждения.

Комиссия экспертов согласует цели, последовательность и объем предстоящих исследований, исходя из необходимости решения поставленных перед ней вопросов.

В составе комиссии судебных экспертов, которой поручено производство судебной экспертизы, каждый эксперт проводит исследования в полном объеме с последующим совместным анализом полученных результатов.

Придя к общему мнению, эксперты составляют и подписывают совместное заключение или сообщение о невозможности дачи заключения. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них или эксперт, который не согласен с другими, дает отдельное заключение.

Статья 28. Производство комплексной судебной экспертизы

Комплексная судебная экспертиза назначается в случаях, когда установление обстоятельств, имеющих значение для дела, возможно лишь путем проведения нескольких исследований с использованием разных отраслей знаний.

Организация и производство комплексной судебной экспертизы возлагаются на руководителя судебно-экспертного учреждения (подразделения) либо на руководителей нескольких судебно-экспертных учреждений (подразделений). Ведущее судебно-экспертное учреждение (подразделение) определяется органом (лицом) назначившим экспертизу.

Руководитель экспертного учреждения (подразделения) вправе также самостоятельно принять решение о проведении комплексной экспертизы (в одном учреждении) по представленным в соответствии с постановлением, определением о назначении экспертизы и материалам, организовать ее производство.

При производстве комплексной судебной экспертизы экспертами разных специальностей каждый из них проводит исследования в пределах своих специальных знаний. В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвующий в производстве комплексной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность. Один из экспертов указанной комиссии может выполнять роль эксперта-организатора; его процессуальные функции не отличаются от функций остальных экспертов.

Общий вывод делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода. Если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими экспертами, это должно быть указано в заключении. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них вправе дать отдельное заключение по всем или некоторым вопросам, вызвавшим разногласия, если он обладает достаточными знаниями, необходимыми для комплексного исследования.

Если эксперт обладает достаточными знаниями, необходимыми для комплексного исследования, он вправе дать единое заключение по исследуемым им вопросам.

Статья 29. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в судебно-экспертном учреждении (подразделении)

При производстве судебной экспертизы в судебно-экспертном учреждении (подразделении) могут присутствовать те участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской Федерации.

Участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения и задавать вопросы эксперту, относящиеся к предмету судебной экспертизы.

При составлении экспертом заключения, а также на стадии совещания экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией экспертов, присутствие участников процесса не допускается.

В случае, если участник процесса, присутствующий при производстве судебной экспертизы, мешает эксперту, последний вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, об отмене разрешения указанному участнику процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы.

Особенности присутствия участников процесса при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц определяются главой IV настоящего Федерального закона.

Статья 30. Заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание

На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью судебно-экспертного учреждения.

В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены:

дата, время и место производства судебной экспертизы, основания производства судебной экспертизы;

сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу;

сведения о государственном судебно-экспертном учреждении (подразделении), об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, наличие сертификата компетентности, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы;

сведения о негосударственном судебно-экспертном учреждении, в т.ч. наличии аттестата, аккредитации, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность, наличие сертификата компетентности), которым поручено производство судебной экспертизы;

сведения об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), обладающему необходимыми специальными знаниями и которому поручено производство судебной экспертизы;

сведения о предупреждении эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заверенные его подписью;

вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;

объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;

сведения об образцах или пробах, полученных в ходе исследования, в том числе в ходе экспертного осмотра по месту нахождения объекта исследования;

сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;

ход, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;

оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении (подразделении). По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу.

Глава IV. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ В СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ В ОТНОШЕНИИ ЖИВЫХ ЛИЦ

Статья 31. Производство судебной экспертизы в отношении живых лиц

Судебная экспертиза в отношении живых лиц производится в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Круг лиц, которые могут быть направлены на судебную экспертизу, определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 32. Условия и место производства судебной экспертизы в отношении живых лиц

Судебная экспертиза в отношении живых лиц может производиться в медицинской или иной организации, а также в другом месте, где имеются условия, необходимые для проведения соответствующих исследований и обеспечения прав и законных интересов лица, в отношении которого проводятся исследования.

В случае возникновения при производстве судебной экспертизы необходимости стационарного обследования лица оно может быть помещено в медицинский стационар в порядке, предусмотренном статьями 33 — 35 настоящего Федерального закона и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Доставка в медицинскую или иную организацию лица, направленного на судебную экспертизу, обеспечивается органом или лицом, назначившими судебную экспертизу.

Статья 33. Добровольность и принудительность при производстве судебной экспертизы

Судебная экспертиза в отношении живых лиц может производиться в добровольном или принудительном порядке.

В случае, если судебная экспертиза производится в добровольном порядке, в судебно-экспертное учреждение должно быть представлено письменное согласие лица подвергнуться судебной экспертизе.

Если лицо, в отношении которого назначена судебная экспертиза, не достигло возраста 16 лет или признано судом недееспособным, письменное согласие на производство судебной экспертизы дается законным представителем этого лица.

Крут лиц, которые могут быть направлены на судебную экспертизу в принудительном порядке, определяется процессуальным законодательством Российской Федерации. В случае, если в процессуальном законодательстве Российской Федерации не содержится прямого указания на возможность принудительного направления лица на судебную экспертизу, судебно-экспертное учреждение не вправе производить судебную экспертизу в отношении этого лица в. принудительном порядке.

Статья 34. Основания и порядок помещения лица в медицинский стационар

В случае возникновения при назначении или производстве судебно-медицинской либо судебно-психиатрической экспертизы необходимости стационарного обследования лица оно помещается в соответствующий медицинский стационар на основании постановления или определения о назначении судебной экспертизы. Порядок помещения лица в медицинский стационар определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.

Лица, содержащиеся под стражей, помещаются для производства судебной экспертизы в медицинские стационары, специально приспособленные для содержания в них указанных лиц.

Судебно-психиатрические экспертные стационары могут быть предназначены для помещения в них лиц, не содержащихся под стражей, или для помещения в них лиц, содержащихся под стражей.

Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу и поместившие лицо в медицинский стационар в принудительном порядке, обязаны в течение 24 часов известить об этом кого-либо из членов его семьи, родственников или иных лиц по его указанию, а при отсутствии таковых сообщить в орган внутренних дел по месту жительства указанного лица.

Статья 35. Сроки пребывания лица в медицинском стационаре

Лицо может быть помещено в медицинский стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы на срок до 30 дней.

В случае необходимости по мотивированному ходатайству эксперта или комиссии экспертов срок пребывания лица в медицинском стационаре может быть продлен постановлением судьи районного суда по месту нахождения указанного стационара еще на 30 дней.

Ходатайство эксперта или комиссии экспертов о продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре должно быть представлено в районный суд по месту нахождения указанного стационара не позднее чем за три дня до истечения 30-дневного срока.

Судья выносит постановление и уведомляет о нем эксперта или комиссию экспертов в течение трех дней со дня получения ходатайства.

В случае отказа судьи в продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре оно должно быть выписано из него.

Руководитель медицинского стационара извещает о заявленном ходатайстве и вынесенном судьей постановлении лицо, находящееся в указанном стационаре, а также орган или лицо, назначившее судебную экспертизу.

В исключительных случаях в том же порядке возможно повторное продление срока пребывания лица в медицинском стационаре. При этом общий срок пребывания лица в указанном стационаре при производстве одной судебной экспертизы не может превышать 90 дней.

Нарушение сроков пребывания лица в медицинском стационаре, установленных настоящей статьей, может быть обжаловано лицом, его защитником, законным представителем или иными представителями, допущенными к участию в деле, а также руководителем медицинского стационара в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Нарушение сроков пребывания лица в медицинском стационаре может быть обжаловано также непосредственно в суд по месту нахождения указанного стационара.

Статья 36. Гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых производится судебная экспертиза

При производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц запрещаются.

ограничение прав, обман, применение насилия, угроз и иных незаконных мер в целях получения сведений от лица, в отношении которого производится судебная экспертиза;

испытание новых лекарственных средств, методов диагностики, профилактики и лечения болезней, а также проведение биомедицинских экспериментальных исследований с использованием в качестве объекта лица, в отношении которого производится судебная экспертиза.

Лицо, в отношении которого производится судебная экспертиза, вправе давать эксперту объяснения, относящиеся к предмету данной судебной экспертизы.

Эксперт не может быть допрошен по поводу получения им от лица, в отношении которого он проводил судебную экспертизу, сведений, не относящихся к предмету данной судебной экспертизы.

Свидания лица, помещенного в медицинский стационар, с его защитником, законным представителем или иными представителями, допущенными к участию в деле, организуются в условиях, исключающих возможность получения информации третьими лицами.

Медицинская помощь лицу, в отношении которого производится судебная экспертиза, может оказываться только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

Лицу, помещенному в медицинский стационар, должна быть предоставлена реальная возможность подачи жалоб, заявлений и ходатайств. Жалобы, поданные в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, цензуре не подлежат и в течение 24 часов направляются адресату.

Лица, не содержащиеся под стражей, имеют право на возмещение расходов, связанных с производством судебной экспертизы, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Статья 37. Условия производства судебной экспертизы в отношении лиц, не содержащихся под стражей, в психиатрических стационарах

Судебно-психиатрическая экспертиза в отношении лиц, не содержащихся под стражей, производится как в судебно-психиатрических экспертных стационарах, так и в иных психиатрических стационарах. Помещение в указанные стационары лиц, содержащихся под стражей, не допускается. Помещение лиц, не содержащихся под стражей, в иные психиатрические стационары не должно существенно затруднять производство судебной экспертизы.

Лица, не содержащиеся под стражей, в период производства судебно-психиатрической экспертизы пользуются правами пациентов психиатрических стационаров, установленными законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

В случае совершения лицом, не содержащимся под стражей, не страдающим тяжелым психическим расстройством, действий, угрожающих жизни и здоровью окружающих или дезорганизующих работу психиатрического стационара, администрация данного стационара сообщает об этом в орган внутренних дел, который должен принять к нарушителю меры, направленные на пресечение указанных действий. В случае, если подобные действия совершены лицом, в отношении которого судебно-психиатрическая экспертиза производится в добровольном порядке, оно может быть выписано из психиатрического стационара, о чем администрация данного стационара в письменной форме извещает орган или лицо, назначившие указанную экспертизу.

Статья 38. Условия производства судебной экспертизы в отношении лиц, содержащихся под стражей, в психиатрических стационарах

Судебно-психиатрическая экспертиза в отношении лиц, содержащихся под стражей, производится в судебно-психиатрических экспертных стационарах, предназначенных для помещения в них указанных лиц. Обеспечение безопасности и охрана указанных стационаров осуществляются органами, на которые возложены обеспечение безопасности и охрана мест содержания под стражей.

На лиц, содержащихся под стражей, помещенных в судебно-психиатрические экспертные стационары, распространяются нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». При этом нормы, предусматривающие применение к указанным лицам мер взыскания и их материальную ответственность, не распространяются на лиц с явными признаками тяжелых психических расстройств.

Порядок взаимодействия лиц, обеспечивающих безопасность и осуществляющих охрану судебно-психиатрических экспертных стационаров, с медицинскими работниками указанных стационаров определяется совместно федеральным органом в области здравоохранения Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, на который возложены обеспечение безопасности и охрана мест содержания под стражей.

Статья 39. Обеспечение лиц, помещенных в судебно-психиатрические экспертные стационары

Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, помещенных в судебно-психиатрические экспертные стационары, осуществляется по нормам и правилам, установленным для психиатрических стационаров законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Статья 40. Ограничения в применении методов исследований при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц

При производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц запрещается применять методы исследований, сопряженные с сильными болевыми ощущениями или способные отрицательно повлиять на здоровье лица, методы оперативного вмешательства, а также методы, запрещенные к применению в практике здравоохранения законодательством Российской Федерации. Лицо, в отношении которого производится судебная экспертиза, должно быть информировано в доступной для него форме о методах исследований, применяемых в отношении его, включая альтернативные, возможных болевых ощущениях и побочных явлениях. Указанная информация предоставляется также заявившему соответствующее ходатайство законному представителю лица, в отношении которого производится судебная экспертиза.

У лиц, в отношении которых производится судебная экспертиза, в медицинском учреждении берутся образцы, необходимые для проведения исследований, о чем указывается в заключении эксперта. Образцы получает врач или иной специалист в присутствии двух медицинских работников данного медицинского учреждения. Принудительное получение образцов у лиц, направленных на судебную экспертизу в добровольном порядке, не допускается.

Статья 41. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц

При производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц могут присутствовать те участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской Федерации. Присутствие иных участников процесса допускается с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, и лица, в отношении которого производится судебная экспертиза, либо его законного представителя.

Это интересно:  Установленные сроки уплаты НДФЛ с больничного листа в 2018 году

При проведении исследований, сопровождающихся обнажением лица, в отношении которого производится судебная экспертиза, могут присутствовать только лица того же пола. Указанное ограничение не распространяется на врачей и других медицинских работников, участвующих в проведении указанных исследований.

Глава V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ)

Статья 42. Финансовое обеспечение деятельности судебно-экспертных учреждений (подразделений)

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных подразделений федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета Российской Федерации, финансируется за счет средств федерального бюджета в соответствии с установленной организационно-финансовой формой и иных источников, не запрещенных законодательством.

Производство судебных экспертиз федеральными бюджетными судебно-экспертными учреждениями сверх установленного государственного задания включается в состав судебных издержек и производится по постановлениям (определениям) судов и правоохранительных органов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, государственных и общественных внебюджетных фондов, а также за счет органа (лица), назначившего экспертизу или ходатайствующего об ее назначении.

Государственные судебно-экспертные учреждения в соответствии с установленной организационно-финансовой формой вправе проводить на договорной основе:

несудебные экспертные исследования для физических и юридических лиц;

судебные экспертизы по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях;

научные исследования в области судебной экспертизы;

научно-методическое и информационное обеспечение судебной экспертизы;

профессиональную подготовку и повышение квалификации судебных экспертов;

сертификацию компетентности судебных экспертов, методического обеспечения судебной экспертизы.

Размер оплаты и порядок расходования указанных средств определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Оплата стоимости судебных экспертиз, проводимых иными судебно-экспертными учреждениями и судебными экспертами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 43. Организационное и научно-методическое обеспечение деятельности судебно-экспертных учреждений (подразделений)

Организационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений (подразделений) осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации.

Научно-методическое обеспечение производства судебных экспертиз, а также профессиональная подготовка и повышение квалификации судебных экспертов возлагаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации на государственные судебно-экспертные учреждения из числа указанных в частях первой и второй статьи 12 настоящего Федерального закона.

Для рассмотрения наиболее важных вопросов развития судебной экспертизы, имеющих межведомственный характер, реализации мер по обеспечению единого научно-методического подхода создается Межведомственная комиссия при Правительстве Российской Федерации по проблемам судебной экспертизы. Порядок формирования и деятельности Комиссии определяется Правительством Российской Федерации

Статья 44. Информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений (подразделений)

Организации независимо от организационно-правовых, форм и форм собственности, обязаны безвозмездно предоставлять по запросам руководителей государственных судебно-экспертных учреждений (подразделений) информацию, необходимую для проведения судебных экспертиз, образцы или каталоги своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства судебной экспертизы, для создания и обновления методической и нормативной базы судебной экспертизы. При этом государственные судебно-экспертные учреждения (подразделения) обеспечивают неразглашение полученных сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Государственное судебно-экспертное учреждение (подразделение) вправе ходатайствовать перед судом, судьей, органом дознания, дознавателем, следователем, органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, о получении по окончании производства по делам предметов, являвшихся вещественными доказательствами, для использования в экспертной, научной и учебно-методической деятельности.

Статья 45. Кадровое обеспечение деятельности судебно-экспертных учреждений (подразделений)

Подготовка работников (сотрудников) для государственных судебно-экспертных учреждений (подразделений), которые проводят судебные экспертизы, осуществляется образовательными учреждениями высшего профессионального образования; специальная подготовка и повышение квалификации проводится в порядке, установленным федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации.

Специалисты, которые не являются работниками (сотрудниками) государственных судебно-экспертных учреждений (подразделений), проходят специальную подготовку по соответствующей экспертной специальности в государственных судебно-экспертных учреждениях уполномоченного федерального органа исполнительной власти с учетом ограничений, предусмотренных законом.

Лица, которые не являются работниками государственных судебно-экспертных учреждений (подразделений) и получили сертификат компетентности судебного эксперта, не реже, чем раз в пять лет должны подтвердить свою квалификацию в государственных судебно-экспертных учреждениях уполномоченного Федерального органа исполнительной власти.

Изучение потребностей в подготовке, специализации и повышении квалификации экспертов, а также разработка предложений по удовлетворению этих потребностей осуществляются федеральными органами исполнительной власти, к сфере управления которых относятся государственные судебно-экспертные учреждения, Следственным комитетом Российской Федерации.

Статья 46. Охрана государственных судебно-экспертных учреждений (подразделений)

Охрана государственных судебно-экспертных учреждений (подразделений) обеспечивается руководителем органа исполнительной власти, к сфере управления которого относится данное учреждение; их руководителями и финансируется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава VI. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ
СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 47. Международное сотрудничество в области судебно-экспертной деятельности

Судебно-экспертные учреждения (подразделения) вправе в соответствии с законом устанавливать международные связи с органами и службами иностранных государств, осуществляющими судебно-экспертную деятельность, с целью проведения совместных научных исследований, обмена научной и методической информацией, профессиональной подготовки и повышения квалификации судебных экспертов.

Статья 48. Проведение судебной экспертизы по поручению компетентного органа иностранного государства

Судебная экспертиза может проводиться по поручению компетентного органа иностранного государства, с которым Российская Федерация имеет международный договор. В этих случаях применяется законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором, ратифицированным Российской Федерацией.

Оплата стоимости судебной экспертизы осуществляется по договоренности между заказчиком и исполнителем судебной экспертизы

Статья 49. Проведение судебной экспертизы с привлечением судебных экспертов иностранного государства

Орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, вправе ходатайствовать о привлечении специалистов иностранных государств в области судебной экспертизы в порядке, установленном законом, по собственной инициативе либо по ходатайству руководителя судебно-экспертного учреждения (подразделения).

Проведение судебной экспертизы с участием судебных экспертов иностранных государств осуществляется в порядке, установленном Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным кодексами Российской Федерации и Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, а также настоящим Законом.

Плата иностранным специалистам за участие в судебной экспертизе и возмещение других расходов, связанных с ее проведением, осуществляется по договоренности сторон.

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 50. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности

Нарушение законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности влечет ответственность, установленную законом.

Статья 51. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Поручить Правительству Российской Федерации обеспечить приведение нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 52. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 5. Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности.

Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 5

1. Законность, являясь одним из основных демократических принципов правового государства и выступая в качестве универсального правового принципа, заключающегося в точном и неуклонном соблюдении законов всеми участниками общественных отношений, применительно к судебно-экспертной деятельности приобретает особое содержание.

Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности означает точное исполнение требований Конституции РФ и иных нормативно-правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности. Правовую основу государственной судебно-экспертной деятельности в соответствии со ст.3 настоящего Закона составляют: Конституция РФ, комментируемый Закон, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс, законодательство РФ о здравоохранении, другие нормативно-правовые акты (см. об этом комментарий к ст.3 настоящего Закона).

2. Законность основана на юридических нормах и предполагает наличие законодательства, действующего на всей территории Российской Федерации, единообразно понимаемого и применяемого. Это означает следующее:

нормы настоящего Закона и других нормативно-правовых актов, составляющих правовую основу государственной судебно-экспертной деятельности, не должны противоречить положениям Конституции РФ и общепризнанным нормам и принципам международного права, положениям международных договоров РФ;

закон должен иметь верховенство над другими правовыми актами (исключая перечисленные выше) и обладать по отношению к ним высшей юридической силой. Подзаконные акты, регламентирующие деятельность экспертных учреждений и производство судебных экспертиз (акты Правительства РФ, МВД, Минюста, ФСБ и других организаций, где имеются государственные судебно-экспертные учреждения, приказы, положения, инструкции и т.д.), не должны противоречить нормам, установленным международно-правовыми актами, Конституцией РФ, федеральными законами;

должностные лица и органы, являющиеся субъектами государственной судебно-экспертной деятельности, не вправе применять правовые нормы, не соответствующие положениям, установленным федеральными законами, регламентирующими государственную судебно-экспертную деятельность;

правовые нормы, регламентирующие государственную судебно-экспертную деятельность, должны быть четкими, конкретными и ясными, исключающими их неоднозначное понимание и применение.

3. Требования закона должны быть точно и безусловно реализуемы. В силу этого:

в случае установления в ходе производства судебной экспертизы несоответствия нормативно-правового акта нормам настоящего Закона решение принимается в соответствии с последним (за исключением актов, обладающих большей юридической силой, — Конституции РФ и международно-правовых актов);

требования законодательных актов, составляющих правовую основу государственной судебно-экспертной деятельности, обязательны для всех без исключения соответствующих государственных органов и должностных лиц, а также юридических лиц, граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации и вовлеченных в эту деятельность;

нарушение закона при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности может повлечь за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств. В соответствии с ч.2 ст.50 Конституции РФ при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Аналогичные положения содержатся и в отраслевых процессуальных актах, составляющих правовую основу государственной судебно-экспертной деятельности. Так, часть 1 ст.75 УПК РФ гласит, что доказательства, полученные с нарушением требований Уголовно-процессуального кодекса, являются недопустимыми; ч.3 ст.64 АПК РФ запрещает использование в арбитражном процессе доказательств, полученных с нарушением федерального закона; ч.2 ст.55 ГПК РФ устанавливает, что доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Часть 3 ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях запрещает использование доказательств, полученных с нарушением закона, в административном процессе.

Недопустимость доказательств означает, что они не имеют юридической силы, а также не могут использоваться для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным, гражданским, арбитражным и административным делам.

4. Требование законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности распространяется не только на фактически осуществляемые действия и решения, но и на документы, отражающие содержание и результаты исследований, а также их оценку. Прежде всего, это касается заключения эксперта или комиссии экспертов, имеющих процессуальное значение, а также иных документов, фиксирующих ход, условия и результаты исследований (см. об этом подробнее комментарий к ст.25 настоящего Закона).

Законность заключения эксперта и иных документов, отражающих результаты конкретной экспертизы, предполагает, что эти документы должны отвечать следующим требованиям: быть законными, обоснованными и мотивированными. Законность документов в данном случае означает, что они составлены в соответствии с требованиями настоящего Закона и отраслевого процессуального законодательства, соответствуют закону по форме и содержанию, составлены надлежащими субъектами, основаны на материалах дела.

Обоснованность тесно связана с законностью, но имеет собственное содержание. Обоснованность документов означает, что компетентные лица при их составлении исходили из материалов дела, делали свои выводы на строго научной и практической основе, используя достоверные методики, проанализировали все имеющиеся данные и т.д. Очевидно, что необоснованные документы не могут быть законными, поэтому обоснованность следует рассматривать как один из аспектов законности, имеющий самостоятельное значение.

Законность и обоснованность документов предполагает их мотивированность. Мотивированность означает наличие в соответствующих документах объяснений о причинах дачи того или иного ответа на поставленные вопросы, а также прихода к тому или иному выводу.

Мотивированность имеет большое значение, поскольку содействует возможности контроля за законностью деятельности эксперта, предоставляет возможность участникам процесса получить доступ к информации, понять смысл проводимых действий и т.д.

5. Принцип законности в государственной судебно-экспертной деятельности выступает как всеобщий принцип, охватывающий своим содержанием все другие принципы. Соблюдение принципа законности в виде точного, неуклонного и единообразного применения норм законодательства, составляющего правовую основу государственной судебно-экспертной деятельности, в том числе и норм-принципов, означает соблюдение и всех иных принципов судебно-экспертной деятельности. Это означает, что принцип законности охватывает всю систему регулирования государственной судебно-экспертной деятельности, а другие принципы выступают в качестве принципов реализации законности в государственной судебно-экспертной деятельности.

6. Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Поскольку государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (см. ст.1 настоящего Закона), то субъектами юридической ответственности за нарушения закона могут быть только вышеуказанные лица. В отдельных случаях нарушение закона при назначении и производстве экспертизы, а также при проверке и оценке полученных в результате государственной судебно-экспертной деятельности доказательств может иметь место и со стороны должностных лиц, ответственных за производство по делу (судьи, прокурора, следователя, дознавателя), а также отдельных участников процессуальной деятельности (подозреваемого, обвиняемого, их защитника, потерпевшего, его представителя и т.д.). Однако, на наш взгляд, речь в данном случае идет не о нарушении закона при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности, а о нарушении отдельных процессуальных норм, регламентирующих деятельность, тесно связанную с вышеуказанной. Исходя из смысла ст.1 и ч.2 ст.5 настоящего Закона, субъектами юридической ответственности за нарушение закона при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности выступают судебно-экспертные учреждения (и прежде всего их руководители) и государственные судебные эксперты.

7. Закон предусматривает следующие виды юридической ответственности за нарушение закона при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности: дисциплинарную ответственность, административную ответственность, гражданско-правовую ответственность, уголовную ответственность.

8. Дисциплинарная ответственность наступает за совершение дисциплинарных проступков, которые по сути являются должностными правонарушениями и заключаются в неисполнении либо ненадлежащем исполнении лицами по их вине возложенных на них трудовых (должностных) обязанностей. Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на лицо, виновное в совершении правонарушения, его прямым начальником дисциплинарного взыскания. Виды дисциплинарных взысканий и порядок их наложения регламентирован ст.ст.192 — 194 Трудового кодекса РФ, Дисциплинарным уставом органов внутренних дел, Положением о службе в органах внутренних дел и т.д.

9. Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения — противоправного, виновного деяния, влекущего за собой применение административного наказания. Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность эксперта за дачу им заведомо ложного заключения при производстве по делу об административном правонарушении (ст.17.9 КоАП РФ).

10. Гражданско-правовая ответственность наступает за причинение вреда в результате противоправных действий лиц, осуществляющих государственную судебно-экспертную деятельность. Возмещение вреда, причиненного гражданам и юридическим лицам в вышеуказанных случаях, осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

11. Уголовная ответственность наступает за совершение преступления — виновного общественно опасного деяния, запрещенного уголовным законом под угрозой наказания. Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность субъектов государственной судебно-экспертной деятельности за совершение следующих противоправных деяний: заведомо ложное заключение эксперта (ст.307 УК РФ), разглашение данных предварительного расследования (ст.310 УК РФ). Руководители государственных судебно-экспертных учреждений и их подразделений могут нести уголовную ответственность за нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности за злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ), получение взятки (ст.290 УК РФ), служебный подлог (ст.292 УК РФ), халатность (ст.293 УК РФ).

12. Целый ряд преступных деяний препятствует осуществлению государственной судебно-экспертной деятельности, хотя и не является нарушением закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности. К их числу относятся преступления, посягающие на общественные отношения в сфере правосудия, и прежде всего на нормальное осуществление экспертом судебно-экспертной деятельности: посягательство на жизнь эксперта (ст.295 УК РФ), угроза или насильственные действия в отношении эксперта (ч.2 ст.296 УК РФ), принуждение эксперта к даче заключения со стороны следователя или лица, производящего дознание (ст.302 УК РФ), подкуп или принуждение эксперта в целях дачи им ложного заключения (ст.309 УК РФ).

Статья написана по материалам сайтов: sudexpa.ru, expguild.com, law.wikireading.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector