8 (800) 700-95-46  Бесплатная консультация с юристом

Закон: понятие, основные характеристики, классификация

Этимологически (по своему смыслу) слово «закон» в русском языке означает «предел, постановленный свободе воли и действий; неминучее начало, основание; правило, постановление высшей власти» [15] .

В юриспруденции традиционно закон определяется как нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Можно выделить следующие основные характеристики закона, определяющие его роль в системе законодательства:

1) принимается только высшими представительными органами государственной власти — парламентами страны, ее субъектов или всенародным голосованием (референдумом);

2) регулирует основополагающие, наиболее значимые, важнейшие общественные отношения, устанавливает отправные начала правового регулирования;

3) обладает высшей юридической силой в правовой системе страны; любой иной правовой акт, изданный не на основании и не во исполнение закона, а тем более не соответствующий или противоречащий закону, подлежит отмене в установленном порядке;

4) является нормативным актом, т. е. устанавливающим общие правила поведения (нормы) обязательные для всех государственных органов, общественных организаций и движений, должностных лиц, физических и юридических лиц, указанных в самом законе;

5) наиболее устойчив и стабилен; он подвергается изменению, дополнению или отмене лишь в исключительных случаях в силу объективной общественной необходимости;

6) принимается в особом порядке, в соответствии с установленной процедурой.

Статьей 94 Конституции Российской Федерации установлено, что представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание (Парламент), которое вправе принять закон по предмету ведения Российской Федерации, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. В статьях 104—106 Конституции Российской Федерации отсутствуют какие-либо ограничения в законотворческой деятельности Федерального Собрания.

Высшая юридическая сила закона проявляется в его верховенстве, в подзаконности иных нормативных правовых актов. Верховенство закона вытекает из принципа народного суверенитета (ст. 3 Конституции РФ), из того обстоятельства, что народ или самостоятельно принимает законы на референдуме, или же на выборах делегирует свои властные полномочия высшему представительному органу государственной власти — Парламенту. Верховенство закона заключается в том, что: ни один орган не вправе отменять или изменять закон; в случае противоречия действует норма права, закрепленная в законе.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям, например:

1) по их юридической силе: конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации;

2) по субъектам законотворчества: законы, принятые в результате референдума, и законы, принятые законодательным органом;

3) по предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные и т. п.;

4) по сроку действия: постоянные и временные;

5) по характеру: текущие и чрезвычайные;

6) по территории действия: общефедеральные и региональные;

7) по содержанию: экономические, бюджетные, социальные, политические и т. п.;

8) по степени систематизации: основные (конституции), конституционные, кодифицированные (органические) и обычные, или текущие;

9) по значимости содержащихся в них норм: конституционные и обыкновенные;

10) по объему регулирования: общие и специальные.

Законы являются основой системы законодательства, ее ядром. Изучение законов как основного источника (формы) права занимает центральное место в законодательной технике. Представленная классификация является одним из способов детального изучения основных характеристик закона.

Закон: понятие, признаки, виды

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона (из определения):
    1. принимается только органом законодательной власти или референдумом;
    2. порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;
    3. в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;
    4. обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
    5. регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Виды законов:

1) по их юридической силе:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32
    • Конституция РФ,
    • федеральный конституционный закон,
    • федеральный закон,
    • закон субъектов Федерации;

2) по субъектам законотворчества:

    • принятые в результате референдума;
    • принятые законодательным органом;

4) по сроку действия:

    • постоянные;
    • временные;

5) по характеру:

    • текущие;
    • чрезвычайные;

6) по сферам действия:

    • общефедеральные;
    • региональные;

7) по содержанию:

    • экономические,
    • бюджетные,
    • социальные,
    • политические и т.п.;

8) по степени систематизации:

    • обычные,
    • кодификационные — ГК РФ, УК РФ и т.д.;

9) по объему регулирования:

    • общие,
    • специальные и т.д.

Категории

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Это интересно:  Статья 6.10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Понятие, признаки и виды законов

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке ор­ганом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регули­рующий наиболее важные общественные отношения.

К признакам закона относятся следующие:

— он принимается только органом законодательной власти или референдумом;

— порядок его подготовки и издания определяется Конститу­цией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

— в идеале он должен выражать волю и интересы народа;

— он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоре­чить;

— он регулирует наиболее важные, ключевые общественные от­ношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изме­нить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Виды законов по их юридической силе:

1) конституция (закон законов) — основополагающий учреди­тельный политико-правовой акт, закрепляющий конституцион­ный строй, права и свободы человека и гражданина, определяю­щий форму правления и государственного устройства, учреждаю­щий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Консти­туцией (например, федеральные конституционные законы о Кон­ституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Пра­вительстве РФ и т.п.);

3)федеральные законы — акты текущего законодательства, по­священные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.);

4) законы субъектов Федерации — издаются их представитель­ными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципаль­ной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Классификация законов может проводиться по различным ос­нованиям:

— по субъектам законотворчества (принятые народом в резуль­тате референдума или законодательным органом);

— по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

— по сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д.

— по характеру (текущие и чрезвычайные);

— по сферам действия (общефедеральные и региональные);

— по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

— по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические — ГК РФ, УК РФ и т.д.);

— по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

— по объему регулирования (общие и специальные).

Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды

Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и оп­ределяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомо­гательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов:

1) Указы Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоре­чить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конститу­ции РФ), подготавливаются в пределах президентских полномо­чий, предусмотренных конституционными (ст. 83—90) и законо­дательными нормами. Президент, будучи главой государства, при­нимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам, во многом с их помощью глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы изда­ются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочис­ленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного по­ложения) подлежат утверждению Советом Федерации Федераль­ного Собрания РФ. Акты Президента РФ публикуются в офици­альных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного харак­тера);

2) Постановления Правительства РФ — обязательны к исполне­нию на территории Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнении законов РФ, а также указов Президен­та РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Предсе­дателем Правительства РФ и подлежат официальному опублико­ванию не позднее 15 дней со дня их принятия;

Это интересно:  Лишение прав за встречку

3) Приказы, инструкции, положения министерств, государст­венных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правитель­ства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной струк­туры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значе­ние, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Центрального банка РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Федерального надзора России по ядерной и радиационной без­опасности, Федеральной службы лесного хозяйства России и т.п.;

4) Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодатель­ных структур — Тюменской областной Думы);

5) Решения, распоряжения, постановления местных органов го­сударственного управления (например, областных глав админи­страций, губернаторов и пр.);

6) Нормативные акты муниципальных (негосударственных) ор­ганов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.;

7) Локальные нормативные акты — это нормативные предписа­ния, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Filslov.ru — Философия как предмет науки

Закон — выражение существенной необходимой связи явлений, внутренней связи между причиной и следствием, обусловливающей определённое закономерное развитие явлений. В вопросе о законе борются между собой две противоположные линии в философии: линия субъективно-идеалистическая, волюнтаристская и линия материалистическая, научная.

С точки зрения субьективного идеализма (см.), волюнтаризма (см.) законы природы и общества не имеют объективного характера, не существуют независимо от сознания людей; законы создаются самими людьми, поступающими по своему произволу. Рассудок диктует свои законы природе, говорил Еант (см.). Современные философы империализма не жалеют сил, чтобы «доказать», будто в природе и обществе господствует полнейший хаос и что от желания людей зависит упорядочение этого хаоса. В. И. Ленин исчерпывающе определил классовый смысл отрицания бурл(уазпой философией объективных законов: «Изгнание законов из науки есть на деле лишь протаскивание законов религии». Отрицание объективных законов в развитии общества буржуазными философами преследует цель скрыть от трудящихся масе законы, с неизбежностью определяющие гибель капитализма и победу социализма, опутать их сознание ложными, идеалистическими представлениями.

В противоположность идеализму марксизм исходит из того, что законы природы и общества имеют объективный характер, что природа и общество развиваются по собственным законам, существующим независимо от воли и сознания людей. «Мир есть закономерное движение материи, и наше познание, будучи высшим продуктом природы, в состоянии только отражать эту закономерность».

В « Экономических проблемах социализма в СССР» (см.) И. В. Сталин подверг критике субъективистские взгляды на экономические законы социализма, имевшие распространение среди части советских экономистов и философов. «Марксизм понимает законы науки,— всё равно идёт ли речь о законах естествознания или о законах политической экономии,— как отражение объективных процессов, происходящих независимо от воли людей. Люди могут открыть эти законы, познать их, изучить их, учитывать их в своих действиях, использовать их в интересах общества, но они не могут изменить их или отменить их. Тем более они не могут сформировать или создавать новые законы науки» (с. 4). Так, например, наследственность растений формируется под влиянием среды, в которой они существуют. Это — объективный закон, который люди не в силах отменить или изменить.

Люди могут только познать этот закон и, опираясь на него, приспосабливать развитие растений к своим нуждам. Создавая необходимые объективные условия существования растений, мичуринцы добиваются изменений в их природе, выращивают лучшие сорта и т. д. Точно так же и в общественной жизни действуют законы, независимые от сознания людей. Например, люди не могут ввести тот или иной общественный строй по своему желанию. Марксизм доказал, что главной силой в обществе является способ производства материальных благ. Каков способ производства, таков и общественный строй. Социализм немыслим был в средние века или в XVIII в., ибо социализм базируется на высоком уровне развития производства. Следовательно, одного желания людей мало для введения того или иного общественного строя. Нужны определённые объективные условия, прежде всего условия материальной жизни, уровень производительных сил, чтобы возник определённый общественный строй.

В период строительства социализма в СССР Коммунистическая партия учила народ, что без индустриализации страны невозможно построение социализма в нашей стране, невозможно создание той высокой технической базы, которая необходима для социализма. В современный период Постепенного перехода от социализма к коммунизму партия, продолжая развивать основу основ народного хозяйства — тяжёлую промышленность, вместе с тем организует крутой подъём производства предметов народного потребления, подъём лёгкой промышленности и сельского хозяйства. Необходимость решения этих задач вытекает из требований объективных законов социализма, особенно из требований основного экономического закона социализма (см.).

Показывая объективный характер законов природы и общества, марксизм не принижает тем самым роли сознательной активной деятельности партии, классов, отдельных лиц. Люди не бессильны перед лицом законов, как это изображают всякого рода вульгаризаторы и противники марксизма. Марксизм ничего общего не имеет с фетишизацией законов.

Это интересно:  Когда и как вставать на учет по беременности

Люди являются рабами природы, пока они не знают её законов. Но, познав их и действуя в соответствии с их требованиями, они заставляют природу служить удовлетворению своих потребностей. Познав законы природы, учитывая их и опираясь на них, люди могут ограничить сферу их действия, дать разрушительным силам природы другое направление, обратить разрушительные силы природы на пользу общества. Стихийная сила воды действовала разрушительно, пока люди обладали небольшими знаниями, не умели строить плотины, гидростанции и т. д. Познав же законы природы, они оседлали разрушительную силу воды и заставили её служить себе, используя её для орошения полей, для получения энергии и т. п.

Примером использования объективных законов в интересах общества служит вся деятельность Коммунистической партии. Опираясь на знание объективных экономических законов, в частности на закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил (см.), партия готовила и организовывала массы рабочих и крестьян России на штурм отжившего свой век буржуазно-помещичьего строя в России. Победа Великой Октябрьской социалистической революции была выражением использования Коммунистической партией объективных законов, требовавших уничтожения старого строя, тормозившего развитие производительных сил, и замены его новым, социалистическим строем.

Совершив революцию, рабочий класс России под руководством Коммунистической партии привёл производственные отношения в соответствие с характером производительных сил, создал социалистическую промышленность, помог крестьянству встать на социалистический путь развития. Если в странах капитала ещё существует капиталистический строй, то это объясняется лишь тем, что там ещё не нашлось, как в России, такой силы в лице союза рабочих и крестьян, которая сумела бы осуществить насущные требования объективного закона обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил и преодолеть сопротивление этому закону со стороны эксплуататорских классов. Марксизм учит, что в отличие от природы, где открытие и применение законов осуществляется более или менее гладко, в общественной жизни действию законов прогрессивного развития сопротивляются отживающие классы. Стремясь продлить своё существование, они подавляют передовые силы общества, препятствуют их деятельности по осуществлению требований объективных законов.

Поэтому использование экономических законов в классовом обществе имеет классовую подоплёку, причём знаменосцем использования экономических законов в интересах общества является передовой класс, тогда как отживающие классы сопротивляются этому. Будучи в своё время передовым классом, буржуазия в борьбе против феодализма использовала закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Ныне, будучи реакционным классом, она использует свою политическую власть для борьбы против пролетариата, заинтересованного в уничтожении капиталистического строя. Но, как бы ни сопротивлялись отживающие классы объективным законам и тем общественным силам, которые борются за осуществление этих законов, передовые, прогрессивные классы в конце концов одержат полную победу.

Одной из особенностей общественных законов в отличие от законов природы является их недолговечность. Каждый способ производства имеет свои специфические законы, которые действуют, пока существует этот способ производства. С уничтожением данного способа производства и возникновением нового старые законы теряют свою силу и сходят со сцены, уступая место новым законам. Так, с уничтожением капитализма и победой социализма в СССР сошли со сцены и перестали Действовать закон конкуренции и анархии производства, всеобщий закон капиталистического накопления, закон прибавочной стоимости и др.

Возникли новые законы — основной экономический закон социализма (см.), закон планомерного (пропорционального) развития народного хозяйства (см.) и др. Помимо специфических экономических законов, действующих лишь в определённые исторические периоды, существуют общие экономические законы, действующие во всех общественно-экономических формациях. Так, закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил—это всеобщий закон. В силу действия этого закона в недрах существующей общественной формации созревают объективные условия, которые делают необходимым ликвидацию старой и возникновение новой, более прогрессивной формации. Действие общих законов связывает все формации в единый закономерный процесс поступательного развития — от низшего к высшему.

Учение марксизма о законах имеет огромное значение для практической деятельности Коммунистической партии. Познание законов общества позволяет партии видеть не только настоящее, но и предвидеть будущее, строить политику на прочном научном фундаменте, уверенно направлять активность трудящихся масс по пути, ведущему к победе коммунизма.

Коммунистическая партия враждебна оппортунистическим теориям самотёка, автоматического действия законов развития и т. п., обрекающим людей на пассивное созерцание хода событий. Особенно опасны теории самотёка в социалистическом обществе, где экономическое развитие происходит не стихийно, как при капитализме, а направляется народнохозяйственными планами, создаваемыми руководящими органами в соответствии с требованиями объективного экономического закона планомерного развития народного хозяйства. Чтобы правильно планировать, нужно изучить этот экономический закон и овладеть им, нужно научиться применять его с полным знанием дела, нужно составлять такие планы, которые полностью отражают требования этого закона.

Опираясь на требования экономических законов социализма, Коммунистическая партия уверенно ведёт советский народ по пути строительства коммунистического общества. (См. также Социализм и коммунизм.)

Статья написана по материалам сайтов: jurkom74.ru, studopedia.ru, filslov.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector