+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Задержание подозреваемого

Задержание подозреваемого — мера процессуального принуж­дения, применяемая органом дознания, дознавателем, следова­телем на срок не более 48 часов с момента фактического задер­жания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК).

Сущность задержания состоит в кратковременном лишении подозреваемого в совершении преступления лица свободы, ко­торое, в силу своей неотложности не требует для его примене­ния судебного решения.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32
Основания задержания:

Лицо может быть за­держано только по подозрению в совершении такого преступ­ления, за которое предусматривается наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 91 УПК), при наличии одного из следующих оснований:

    1. когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
    2. когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
    3. когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо

    • пыталось скрыться, либо
    • не имеет постоянного места жительства, либо
    • не установлена его личность, либо
    • если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Иные данные» — фактические дан­ные (доказательства), косвенно указывающие на причастность лица к преступлению . К ним могут относиться:

    1. показания сви­детелей и потерпевших, не являвшихся очевидцами преступле­ния, из содержания которых следует, что это лицо причастно к совершению преступления;
    2. показания обвиняемых, подозре­ваемых о соучастниках;
    3. результаты следственных действий, указывающие на причастность к совершению преступления конкретных лиц;
    4. материалы ревизий, инвентаризаций;
    5. сходст­во по приметам, указанным потерпевшим, свидетелем и т. д.

Поскольку «иные данные» менее определенны, чем основа­ния для задержания, закон связывает задержание при наличии этих данных с определенными условиями (попыткой лица скрыть­ся, отсутствием у него постоянного места жительства, отсутст­вием документов, устанавливающих личность подозреваемого). Наличие этих условий делает необходимым задержание, так как придает ему неотложный характер и повышает обоснованность предположения о причастности лица к преступлению.

Следует обратить внимание на то, что если же существует одно из ус­ловий (например, лицо не имеет постоянного места жительст­ва), но отсутствуют «иные данные», дающие основания подоз­ревать лицо в совершении преступления, то уголовно-процес­суальное задержание недопустимо.

Следует различать фактическое задержание и задержание по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом.

Фактическое задержание означает захват лица и принудитель­ное доставление его в органы дознания или к следователю.

Право уголовно-процессуального задержания в порядке, уста­новленном УПК, принадлежит только должностному лицу или органу, наделенному данными полномочиями в соответствии с законом.

Если лицо было задержано непосредственно при соверше­нии преступления (т. е. до возбуждения уголовного дела), то фактический захват определяется моментом фактического ограничения свободы передвижения (с этого момента начинается течение сроков задержания), но в течение трех часов после до­ставления такого подозреваемого в орган дознания или к сле­дователю должны быть вынесены постановление о возбужде­нии уголовного дела (при наличии соответствующих основа­ний) и составлен протокол задержания. С момента составления протокола задержания лицо следует считать подвергнутым уго­ловно-процессуальному задержанию.

Избрание меры процессуального принуждения и выбор ее вида — это право, а не обязанность лиц, ведущих судопроиз­водство . Закон устанавливает, что соответствующее должност­ное лицо вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления при наличии установленных законом условий и оснований. Право превращается в обязанность лишь тогда, ко­гда появляются мотивы, обусловливающие необходимость за­держания в данном конкретном случае.

Мотивами задержания могут быть:

    1. пресечение преступно­го деяния;
    2. предотвращение совершения новых преступле­ний;
    3. лишение возможности скрыться, уничтожить доказа­тельства или иным образом воспрепятствовать установлению обстоятельств уголовного дела;
    4. установление причастности (непричастности) задержанного к совершению преступления;
    5. своевременное решение вопроса об избрании в отношении задержанного меры пресечения в виде заключения под стражу.

Не допускается использование задержания как средства по­лучения от подозреваемого признания вины в совершении пре­ступления.

Срок задержания

Согласно ст. 94 УПК РФ срок задержания не мо­жет превышать 48 часов до судебного решения о применении судьей меры пресечения в виде заключения под стражу либо продления срока задержания в порядке п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК.

В соответствии с ч. 3 ст. 128 УПК при задержании срок исчисляется с момента фактического задержания, т.е. момента производимого в порядке, установленном УПК, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступле­ния (п. 15 ст. 5 УПК).

Важность четкого определения момента фактического задер­жания состоит не только в том, что с его наличием связывается начало течения 48-часового срока задержания, но и в том, что в силу сформулированной Конституционным Судом РФ консти­туционно-правовой позиции с этого момента задержанный имеет право на пользование услугами защитника и на реализа­цию прав, предусмотренных ст. 46 УПК. В момент фактиче­ского задержания лица, подозреваемого в совершении преступ­ления, ему должно быть разъяснено право иметь защитника (п. 3 ч. 4 ст. 46 УПК).

Все сроки уголовно-процессуального задержания, за исклю­чением срока составления протокола задержания, исчисляются с момента фактического задержания. Для правильного исчисле­ния сроков требуется учитывать день, час и минуту фактиче­ского задержания.

УПК детально регламентирует порядок задержания подозреваемого, что является важной гарантией законности и обосно­ванности задержания и обеспечения прав задержанного.

Лицо считается подозреваемым с момента фактического его задержа­ния.

Закон не регламентирует срок, в течение которого лицо долж­но быть доставлено в орган дознания или к следователю. Пред­ставляется, что географические особенности и транспортная инфраструктура России не позволяют установить какой-либо пресекательный срок для этого действия. Но несмотря на это, задержанный по подозрению в совершении преступления дол­жен быть доставлен в орган дознания или к следователю в тече­ние разумного срока, но не более 48 часов. Истечение 48-часо­вого срока является основанием для освобождения подозревае­мого (ч. 2 ст. 94 УПК).

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания (ч. 1 ст. 92 УПК). В течение этого време ни должны быть собраны необходимые данные о задержанном (установлена его личность и т. п.) и оформлены сведения об основаниях задержания (если ранее они не оформлялись, на­пример, в случае задержания лица при совершении преступле­ния).

В протоколе задержания указывается как дата и время со­ставления протокола, так и дата, время, исчисляемое в часах и минутах, место, основания и мотивы фактического задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие об­стоятельства (ч. 2 ст. 92 УПК). По смыслу этой уголовно-про­цессуальной нормы под другими обстоятельствами задержания подозреваемого следует понимать, в частности, сведения о при­менении физической силы, специальных средств, об оказании медицинской помощи задержанному, о наличии у него каких-либо телесных повреждений и тому подобное. В протоколе за­держания должны быть указаны все имевшие место такие об­стоятельства . В протоколе делается отметка о разъяснении подозреваемому его прав. Протокол подписывается подозревае­мым и лицом, его составившим.

В случае необходимости подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном ст. 184 УПК (ст. 93 УПК). В отличие от установленной для производ­ства обыска традиционной процедуры (п. 6 ч. 2 ст. 29 УПК, ст. 182 УПК) подозреваемый может быть подвергнут личному обыску без вынесения соответствующего постановления , но лицом одного с ним пола и при участии понятых одного и того же пола с обыскиваемым (ч. 2 и 3 ст. 184 УПК).

В течение 12 часов с момента фактического задержания до­знаватель или следователь обязаны уведомить (ст. 96 УПК РФ):

  • прокурора (в письменном виде, ст. 92 УПК РФ);
  • кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников (предоставить возможность такого уведомления самому подозреваемому);
  • командование воинской части (при задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим); в случае задержания сотрудника органа внутренних дел — начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник;
  • секретаря Общественной палаты Российской Федерации и соответствующую общественную наблюдательную комиссию — при задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • посольство или консульство иностранного государства, если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства.
Это интересно:  В службу судебных приставов можно обращаться онлайн

При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться , за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

Порядок и условия содержания подозреваемых определяются Федеральным законом «О содержании под стражей подозревае­мых и обвиняемых в совершении преступлений».

Основания и порядок освобождения задержанного

Основания и порядок освобождения задержанного установле­ны в ст. 94УПК. По постановлению дознавателя или следова­теля подозреваемый подлежит освобождению, если:

    1. не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
    2. отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
    3. задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 Кодекса.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если

    • в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо
    • суд не продлил срок задержания в порядке, установленном п. 3 ч. седьмой ст. 108 УПК РФ.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 часов с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения в виде заключения под стражу. Исключение составляют случаи, когда судья по ходатайству од­ной из сторон откладывает окончательное принятие решения об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу на срок не более чем 72 часа для представления зая­вившей такое ходатайство стороной дополнительных доказа­тельств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает задер­жание, которое признано судом законным (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК).

8-926-204-95-95

109544, Москва, Ковров пер., 18

Что нужно знать и как вести себя при задержании, аресте.

Некоторые люди убеждены, в том, что такой беды, как претензии лично к ним со стороны правоохранительных органов, не произойдет никогда. Однако, даже при условии полного законопослушания такое случается и моя многолетняя адвокатская практика имеет не мало подобных примеров.

Жизненные обстоятельства бывают различными, но есть общие сведения и принципы на основе которых оказывается юридическая помощь, в этом мы и попытаемся разобраться.

Итак, не дай Бог, случилось. Вас взяли (задержали, арестовали) люди в гражданском или в форме и доставили в отдел.

Знайте, что существуют два разных основания для задержания:

Задержание по подозрению в совершении преступления:

Задержание подозреваемого — мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. (ст. 5 УПК РФ)

Орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу. (ст. 91 УПК РФ)

После доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 УПК РФ.

В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого. (ст. 92 УПК РФ)

1) знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;

2) давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний. При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части второй статьи 75 УПК РФ;

3) пользоваться помощью защитника с момента, предусмотренного пунктами 2 и 3 части третьей статьи 49 УПК РФ, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;

5) заявлять ходатайства и отводы;

6) давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;

7) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

8) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;

9) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;

10) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя;

11) защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК РФ. (ст. 46 УПК РФ)

Дознаватель, следователь или прокурор не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляет кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому. (ст. 96 УПК РФ)

Итак, если Вы прочитали выше приведенные строки, которые являются неполным цитированием соответствующих Кодексов, то Вы в общих чертах осведомлены об особенностях задержания, его сроках и своих правах, в том числе о праве задержанного лица получить квалифицированную юридическую помощь, каковую оказывает адвокат. Но, одно дело изучить обще теоретические сведения и совсем другое это попробовать применить их на практике.

А на практике это происходит так: дознаватель, следователь и прокурор на улице граждан не ловят. К ним граждан доставляют. Доставляют, сотрудники милиции, каковые могут быть сотрудники в форме (например сотрудники ППС – патрульной постовой службы) или в гражданском (оперативники).

По факту задержания лица составляется не только протокол задержания, возникает так называемый «материал», который в худшем для «задержанного» случае превращается в «материалы уголовного дела».

Но давайте по порядку, итак «материал», это набор первичных документов направленных на установление признаков состава преступления, каковые позволят следователю, дознавателю или прокурору вынести постановление о возбуждении уголовного дела. Иначе говоря, задерживают не для того, что бы развлечься, задерживают, для того, что бы получить результат, оформленный определенным образом.

Материал, содержит в себе фактические сведения, указывающие на признаки состава преступления. Таковые сведения, зачастую получают от самого задержанного на сам первичном этапе развития ситуации. Чем характерен этот первичный этап? Тем, что с задержанным, прежде чем передать материал следователю для принятия решения, работают оперативники, которые зачастую используют то обстоятельство, что человек растерян, напуган, не знает, как себя вести и как объяснить ситуацию.

Это интересно:  Залог доли в уставном капитале ООО

Вот характерный пример: задержанному сообщают о том, что в соседнем кабинете, другой задержанный или некий «свидетель» уже дает изобличающие показания. И если он (задержанный) не успеет все рассказать первым, то всю вину повесят на него (задержанного) и он пойдет «паровозом» (т.е. будет представлен в ходе расследования уголовного дела наиболее виновным). При этом, предлагают задержанному скорее во всем признаться, даже в том чего он не совершал и тем самым облегчить свою участь.

Другой способ давления это обсуждение вопроса о мере пресечения, ведь если уголовное дело возбужденно, то фигурант уголовного дела обретает процессуальный статус подозреваемого или обвиняемого, а в отношении этих лиц, орган ведущий предварительное расследование обязан избрать меру пресечения. Мера пресечения избирается или самим следствием, дознанием, в пределах своей компетенции или судом.

А это значит, что следователь или дознаватель может выйти в суд с ходатайством об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

То есть конечно не сам следователь или дознаватель решает вопрос об аресте, но он может поставить этот вопрос перед судом и тогда вероятность ареста весьма велика.

На практике приходится сталкиваться со случаями, когда следствием или дознанием предлагается признать подозреваемому или обвиняемому спорные обстоятельства в обмен на подписку о не выезде. Согласитесь, что это очень не простая ситуация, когда приходится выбирать между подпиской о не выезде или вероятностью заключения под стражу.

При этом необходимо учитывать, что замена ареста на подписку о невыезде хоть и редко но бывает.

Итак, правило первое – не верь, иначе говоря, нужно критически относится к утверждениям лиц действующих в интересах обвинения (оперативник, следователь, прокурор, дознаватель), ибо их потенциальный интерес это – раскрытие преступления, а личность, которая в результате раскрытия становится «преступником» потенциальный интерес представляет во вторую очередь.

Правило второе: ни слова без адвоката. Право на оказание квалифицированной юридической помощи, каковую оказывают адвокаты, возникает у задержанного с момента задержания. И согласитесь, что точать сапоги должен — сапожник, печь пироги – пирожник, а формировать позицию защиты – адвокат. Это так же верно, как и то, что самолечение зачастую, приводит к тяжким последствиям.

Будучи (не дай Бог) задержанным, молчите и открывайте рот только для того, что бы вежливо сказать: «Прошу Вас о факте моего задержания известить моих родственников (знакомых), что бы они могли пригласить мне адвоката, без юридической помощи адвоката говорить с Вами о чем либо отказываюсь.»

Обратите внимание на то обстоятельство, что юридическая помощь должна оказываться Вам тем адвокатом, которого пригласили Ваши друзья или родственники. Избегайте получать юридическую помощь от адвоката приглашенного следователем, дознавателем, прокурором.

Основания к такой рекомендации следующие: адвокат есть в первую очередь независимый советник. Ударение в этом утверждении надо делать на слове — независимый. А о какой независимости может идти речь, если адвоката в дело приглашает следователь? Ведь если адвокат, приглашенный следователем будет оказывать юридическую помощь таким образом, что создаст следователю хоть какие нибудь проблемы, то разве следователь пригласит такого адвоката для оказания юридической помощи второй раз?

Не забывайте о потенциальном интересе следователя, его интерес заключается в том, что бы передать дело в суд, работа у него такая, а у работы есть свои показатели, в данном случае количество раскрытых и переданных в суд дел.

Административное задержание (административный арест):

Административное задержание (арест), то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. (ст. 27.3 КоАП РФ)

Об административном задержании (аресте) составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Протокол об административном задержании (аресте)подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе (ст. 27.4 КоАП РФ) (не забудьте попросить, иначе факт задержания будет доказать сложнее).

Срок административного задержания не должен превышать три часа, однако он может быть продлен до 48 часов в случае если, необходимо установить личность задержанного или выяснить обстоятельства административного правонарушения, а так же если в отношении задержанного лица ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест. (ст. 27.5 КоАП РФ)

Вот Вам пример: некоего гражданина доставили в отдел и стали там самым натуральным образом допрашивать о его деятельности (юридическая помощь естественно ему не предлагалась). Целью сотрудников было: получить сведения об организации где гражданин работает, при этом у него искусственно создавали впечатление о якобы противоправных действиях руководителей его организации, давали понять, что и он при таких обстоятельствах может быть привлечен к уголовной ответственности. Когда на место событий прибыл адвокат и потребовал объяснений происходящего, а именно: каков статус задержанного лица, по каким основаниям его задержали, сотрудники заявили, что никто никого не задерживал, гражданин находится в отделе добровольно и с ним ведется беседа.

Адвокат Терентьевский П.А.

Определение адвокатом фактических обстоятельств уголовного дела, разработка правовой позиции, позволяющей добиться наиболее эффективного результата;

Участие адвоката в ходе следственных действий по уголовному делу, проводимых с доверителем;

Обжалование адвокатом избранной меры пресечения, заявление ходатайств, подача жалоб;

Адвокат задает вопрос в ходе процессуального действия;

Защита адвокатом интересов доверителя в уголовном деле: обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, свидетель), осуществляемая адвокатом, в ходе предварительного следствия, дознания;

Как должен вести себя адвокат в суде, различные мнения адвокатов;

Ознакомление адвоката с материалами уголовного дела, участие в судебных разбирательствах, консультирование доверителя без ограничений во времени;

Помощь адвоката при задержании по подозрению в совершении преступления;

Адвокат, помощь в апелляции, кассации, надзоре при производстве по уголовному делу;

48. Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения.

Задержание обвиняемого — это неотложная мера процессуального принуждения, которая состоит в кратковременном ограничении свободы (и необходимость применения меры пресечения в виде заключения под стражу) (при отсутствии судебного решения сроком до 48 часов и с правом его продления судьей районного суда, но не более чем до 72 часов) с помещением лица, подозреваемого в совершении преступления, в изолятор временного содержания (ИВС) с целью установить его причастность к совершению преступления.

1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое м/б назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление По этому основанию обычно задерживают лиц, подозреваемых в совершении так называемых уличных или бытовых преступлений;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления (сходство внешности подозреваемого с описанием преступника, явка с повинной, показания лиц, не являющихся очевидцами, и т.д.), оно м/б задержано, если это лицо: 1) пыталось скрыться, 2) не имеет постоянного места жительства, 3) не установлена его личность, 4) если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

1. доставление в орган дознания или к следователю;

2. не более 3 часов после доставления должен быть составлен протокол задержания, с отметкой о разъяснении права подозреваемому;

3. в протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

Это интересно:  Статья 56 . Право на занятие частной медицинской практикой. --------------------------------

4. о задержании обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания; .

5. подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями УПК. До начала допроса, по просьбе подозреваемого обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов м/б ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не м/б менее 2 часов.

Уведомление о задержании подозреваемого — дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляет родственников, а при их отсутствии – сам подозреваемый; командование воинской части, посольство. При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться, за искл. случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

Порядок содержания под стражей — определяются ФЗ. При проведении оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится УД.

Основания освобождения подозреваемого:

1. по постановлению дознавателя или следователя, если

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением требований УПК (основания для избрания мер пресечения).

2. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания. Подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится УД, и прокурора.

3. Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

4. При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

5. При освобождении лицу выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан; дата, время, место и основания задержания; дата, время и основания освобождения. Если в деле имеется решение суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого решения также выдается лицу при освобождении.

В его рамках должностное лицо должно:

а) получить от доставивших правонарушителя лиц заявления, объяснения или рапорты с изложением обстоятельств фактического задержания и оснований доставления лица;

б) установить личность доставленного для разбирательства;

в) получить от доставленного лица объяснение по поводу фактического задержания;

г) определить из полученных и составленных документов, содержит ли деяние признаки преступления или иного правонарушения;

д) решить вопрос о необходимости немедленного возбуждения УД;

е) принять решение при наличии возбужденного УД о процессуальном задержании доставленного или отобрании у него обязательства о явке либо о применении к нему меры пресечения, не связанной с помещением в специализированное учреждение;

4) собственно уголовно-процессуального задержания, сущность и содержание которого заключаются в помещении задержанного лица в ИВС.

Статья 27.5. Сроки административного задержания

СТ 27.5 КоАП РФ
1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления. При этом общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса и административного задержания такого лица на основании части 2 или 3 настоящей статьи не может превышать 48 часов.

Комментарий к Ст. 27.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Согласно общему правилу, установленному в ч. 1 комментируемой статьи, срок административного задержания не должен превышать три часа. Это означает, что он может составлять и меньшее время, но не большее.

2. Вместе с тем в ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи законодатель установил исключительные случаи, когда срок административного задержания может составлять не более 48 часов, что исходит из положений ч. 2 ст. 22 Конституции РФ. Так, на срок не более 48 часов может быть задержано лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении:

1) посягающем на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории Российской Федерации;

2) совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ;

3) связанное с нарушением таможенных правил;

4) влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ административное задержание на срок не более 48 часов может применяться лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении (см. Постановление от 16.09.2009 N 9-П).

В условиях некоторых административно-правовых режимов, например чрезвычайное положение, военное положение, срок административного задержания может составлять не более 10 и не более 30 суток соответственно, что определено в Федеральных конституционных законах от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении». Вместе с тем задержание на срок до 10 или 30 суток может быть произведено только по решению суда (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.03.2002 N 6-П «По делу о проверке конституционности статей 90, 96, 122 и 216 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан С.С. Маленкина, Р.Н. Мартынова и С.В. Пустовалова»). В данном случае размер обеспечительной меры не является большим, чем размер административной ответственности (административного наказания), поскольку ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ устанавливает срок административного ареста за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до 30 суток.

3. В ч. 4 комментируемой статьи определено, что срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления. При всем том закон не определяет, кто и каким образом устанавливает момент вытрезвления в данном случае.

Также в комментируемой статье не определено, возможно ли административное задержание лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, если к этому лицу в силу положений ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ не может быть назначен административный арест.

Статья написана по материалам сайтов: www.terentevsky.ru, studfiles.net, www.kodap.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector