Задача 8

Аудиторская фирма провела проверку в ОАО Купи-продай» и, выявив некоторые финансовые нарушения, сообщила об этом в налоговый орган. В результате руководство ОАО было привлечено к административной ответственности.

Правомерны ли действия аудиторов?

Могут ли они самостоятельно применить какие-либо санкции в случае выявления нарушений норм финансового права?

Каковы обязанности аудиторов в случае выявления финансовых нарушений?

В соответствии с законодательством РФ ОАО должно проводить аудит не реже 1 раза в год (обязательный аудит), ни в правах, ни в обязанностях аудиторов не говорится о том, что аудитор должен сообщить в налоговый орган о выявленных нарушениях, он дает заключение учредителям (акционерам) и возможные решения проблем, а заказчик обязан исправить эти ошибки. Аудиторские организации, аудиторы, лица, привлекаемые ими к проведению аудита, в соответствии с законодательством обязаны хранить тайну о хозяйственных операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги, и уже только налоговая служба может потребовать аудиторское заключение в ходе проверки (Закон об аудиторской деятельности).

финансовая правовая ответственность нормативный

Делись добром 😉

Похожие главы из других работ:

ЗАДАЧА

Орлов служит по контракту старшим офицером, имеет 20 лет выслуги. В марте 2011 года ему исполнилось 40 лет. Воинская часть подлежит сокращению в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Задача № 2

На территории природного заказника были обнаружены залежи бурого угля. Администрацией области было дано разрешение на освоение данного месторождения с изъятием части территории природного заказника.

Задача № 3

Организация без разрешения построила на территории национального парка «Лосиный остров» жилой дом, который стала использовать в качестве дачи для однодневного отдыха сотрудников.

Задача № 4

За охоту в запретной зоне в Горячем ключе Клюев А.Б. был подвергнут штрафу в размере 1 минимального размера оплаты труда. При рассмотрении жалобы районным судом выяснилось, что Клюев ставил капканы на волков.

Задача № 5

охота лес пользование ответственность Лебедев М.К. обратился в юридическую консультацию с просьбой о разъяснении следующего вопроса: ежегодно он производит сбор грибов в лесном массиве своего района с целью их последующей продажи на рынке.

Задача 1

Иванов предъявил иск о возмещении ущерба к водителю автокомбината Сидорову. Свое требование Иванов обосновал тем, что автомашина, принадлежащая автокомбинату, столкнулась с управляемым им мотоциклом, в результате чего мотоцикл был поврежден.

Задача 2

В районном суде слушалось гражданское дело по иску Марковой к Шевелеву о признании недействительным завещания. Обосновывая свое требование, Маркова утверждала.

Задача 3

Несовершеннолетняя Карасева родила 12 февраля 2002 года дочь. Сославшись на сложившиеся тяжелые обстоятельства в личной жизни, Карасева оставила дочь Ирину в родильном доме и написала заявление.

3. Задача

Следователь возбудил уголовное дело в отношении гражданина Сергеева, задержанного в огороде возле дома, принадлежащего Петрову. В своем заявлении Петров указал на то, что в огороде он разводит кроликов и Сергеев, по-видимому.

Задача

Во время езды с превышением скорости из-за заводского дефекта произошел пневматический взрыв переднего колеса ВАЗ-2110, управляемого М.

3. Задача

Защитник обвиняемого пригласил в свой кабинет свидетелей Иванова и Петрова и с их согласия произвел опрос об обстоятельствах, которые известны им по уголовному делу. Сведения, сообщенные свидетелями.

Задача 2

Согласно договору купли-продажи ОДО «Заря» был отгружен общей стоимостью 12 млн. руб, а ООО «ИТМ-Сервис» принят товар по акту от 10 августа 2005 г. Срок оплаты по договору сторонами определен не позднее 5 дней с момента поставки.

Задача

На общем собрании коллектива МУП «Карельская береза» 18 марта 2004 года рассмотрен акт аудиторской проверки за 2002 год, так как аудиторская проверка уставный фонд сократила до 80 тыс. рублей было принято решение не покрывать убытки.

Задача

Производственный кооператив, принимая доски от частного предпринимателя, занимающегося распиловкой и сушкой древесины, выявил.

Задача

Муниципальное унитарное предприятие «Заря», созданное для эксплуатации и поддержания исправного состояния системы тепло- и водоснабжения, передало водопровод и котельную в аренду садоводческому товариществу «Раздолье».

V1: Финансовая деятельность государства и правовое регулирование

V2: Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля

V3: Правовое регулирование аудиторской деятельности

V5: Бюджетное устройство

Предметом финансового права являются:

-: — общественные отношения по поводу оборота денежных средств;

+:-общественные отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

-: — научные представления по вопросам экономической деятельности.

— общественные отношения, в которых одним из субъектов выступает государство

Финансовые правоотношения характеризуются:

+:- тем, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;

-: — Общественными отношениями властного имущественного характера в сфере экономики;

-: -Общественными отношениями, регулирующими личные имущественные и неимущественные отношения.

— общественными отношениями, которые возникают в сфере коммерческой деятельности

Под финансами следует понимать:

-: — Совокупность наличных денег на территории государства;

-: — Совокупность финансовых институтов;

+:-Отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств, в целях достижения задач и функций государства.

— сосредоточение крупных инвестиций

Финансовая система Российской Федерации включает в себя:

+:-Совокупность финансовых институтов и финансовых учреждений;

-: — Совокупность общественных отношений в сфере финансовой деятельности государства;

-: — Совокупность наличных и безналичных денег на территории государства.

— совокупность наличные и безналичных денежных средств как физических, так и юридических лиц

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований – это###

-: — Деятельность по взиманию налогов и сборов;

-: — Деятельность по финансированию и кредитованию за счет средств бюджета;

+:- Деятельность по собиранию, распределению и использованию фондов денежных средств для достижения задач и функций государства и муниципальных образований.

Финансам присущи следующие функции:

-: — аккумулирующая, фискальная, контрольная;

+:-распределительная, контрольная, регулирующая, стимулирующая;

-: — стимулирующая и дестимулирующая.

— воспитательная и надзорная

Финансы и финансовые отношения – это ###

-: — все имущественные отношения;

-: — все неимущественные отношения;

-: — денежные, имущественные и неимущественные отношения;

+:-только денежные отношения.

Финансовое право – это###

-: — Совокупность нормативных актов, регулирующих финансовые отношения в области финансовой деятельности государства;

+:-Совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

-: — Совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе образования централизованных фондов денежных средств;

-: — Совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе использования децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовое право Российской Федерации в настоящее врем – это ###

+:-Общественная отрасль российского публичного права;

-: — Комплексное межотраслевое образование;

-: — Общепризнанная отрасль российского права.

— особый институт гражданского права

Финансирование, как метод распределения бюджетных средств – это ###

+:-безвозмездная и безвозвратная выдача денежных средств;

-: — целевое выделение средств из бюджетов;

-: — возмездное выделение средств из бюджета физическим и юридическим лицам.

— способ объединения всех денежных актив государства

Основные положения, регулирующие финансовую деятельность государства и муниципальных образований, закреплены в:

+:-Конституции РФ, Налоговом и Бюджетном кодексах РФ;

-: — Финансовом кодексе РФ;

-:-Конституции РФ и Федеральном законе «Об основных принципах организации местного самоуправлении».

Отличительной чертой метода финансового права является:

-: — Возможность вступать в договорные отношения;

+:-Юридическое неравенство субъектов финансовых правоотношений;

-: — Возможность выбора варианта поведения из нескольких предложенных государством.

— равенство всех субъектов

Основной метод финансово-правового регулирования- это метод:

-: — сочетания императивного и диспозитивного методов приблизительно в равных пропорциях.

Какой из актов может являться нормативно-правовым источником финансового права:

-: — судебный акт суда общей юрисдикции;

-: — судебный акт арбитражного суда;

+:-инструкция Министерства финансов РФ;

-: — инструкция Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

В каких финансовых правоотношениях участвует Центральный банк РФ:

-: — по поводу установления налогов и сборов;

-: — по поводу принятия бюджета;

-: — по поводу исполнения бюджета;

+:-по поводу денежной эмиссии;

-: — по поводу государственного займа.

Санкция финансово-правовой нормы – это###

-: — Обязанность субъекта финансово-правового отношения;

+:-мера государственного принуждения;

-: — объем правоспособности участника отношения;

-: — полномочия участника финансового правоотношения.

В чем выражается властный характер финансово правовых норм:

+:-в том, что требование выражено в категоричной форме, установлено государством в одностороннем порядке и не может меняться по желанию подчиненной стороны;

-: — в том, что нормы допускают возможность широкого применения соглашения сторон по поводу их прав и обязанностей.

-: — в том, что нормы содержат в основном запрет на совершение тех или иных действий и государству предоставлено право карать за нарушение таких запретов.

— в применении норм уголовного законодательства

Особенностью финансово-правовой санкции можно назвать то, что:

+:-она носит материальный, денежный характер;

-: — ее применение не освобождает виновного от привлечения его к административной или уголовной ответственности;

-: — она призвана оказать на нарушителя исключительно моральное, а не материальное воздействие.

— она имеет обратную силу

Диспозитивный метод регулирования финансово-правовых отношений может использоваться:

-: — при уплате налогов;

+:-при предоставлении налогового кредита;

-: — при предоставление государственного кредита;

-: — при обязательном государственном страховании;

-: — при формировании бюджета.

В финансовом праве преобладают нормы:

Какие общественные отношения лежат в основе категории «финансы»###

Материальный аспект финансов состоит в том, что это ###

+:-централизованные и децентрализованные фонды денежных средств государства и муниципальных образований;

-: — денежные средства коммерческих организаций и населений;

-: — основные и оборотные средства предприятий.

— это всегда денежные отношения

Основное звено в финансовой системе Российской Федерации – это###

-: — Средства страховых и банковских организаций;

Какие из перечисленных нормативно-правовых актов относятся к источникам финансового права:

+:-Бюджетный кодекс РФ;

-: — акт налоговой проверки;

-: — требование об уплате налога;

-: — расчетный документ о бесспорном описании денежных средств со счета;

К методам распределения финансовых средств относятся:

-: — государственный и банковский кредит;

Внутрихозяйственный финансовый контроль на предприятии, учреждении, организации осуществляет:

-: — налоговая инспекция при проведении камеральных проверок;

Общая цель деятельности Счетной палаты РФ:

+:-осуществление государственного финансового контроля за федеральным бюджетом;

-: — проведение ревизий на государственных унитарных предприятиях;

-: — противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.

— надзор за исполнением органами государственной власти норм бюджетного законодательства

Целью аудита является:

-: — проверка основных средств предприятия;

-: — проверка прибыльности и доходности производства:

+:-выражение мнения о достоверности финансовой отчетности проверяемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству.

— выявление нарушения локальных нормативно-правовых актов

Основной метод финансового контроля – это ###

Федеральное казначейство находится в ведении:

-: — Государственной Думы РФ;

-: — Центрального банка РФ;

+:-Министерства финансов РФ;

Для осуществления государственного финансового контроля за федеральным бюджетом Федеральное собрание формирует:

-: — Комитет Государственной Думы РФ по бюджету;

— Комитет Государственной Думы по контролю за расходованием бюджетных средств

В компетенцию органов Федерального казначейства в области государственного финансового контроля входит:

-: — Лишение аудиторских и страховых организаций лицензий;

+:-право на приостановление операций по счетам в банках;

-: — предоставление налоговых кредитов;

-: — отстранение от работы нарушителей.

Налоговый контроль осуществляют:

-: — органы государственных внебюджетных органов;

— налоговые органы, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел;

Обязательная аудиторская проверка проводится:

-: — По решению самого хозяйствующего субъекта;

-: — По инициативе аудиторских фирм;

+:-В случаях, предусмотренных в законе;

-: — По решению финансовых органов;

-: — По решению налоговых органов.

В случаях выявления нарушений аудиторы:

-: — вправе налагать штрафы;

-: — вправе приостановить операции по счетам хозяйствующего субъекта в банке;

-: — вправе направить предписание об устранении выявленных нарушений

+:-не могут применять финансовые санкции.

Министерство финансов Российской Федерации:

-: — Проводит аудиторские и налоговые проверки;

-: — Утверждает и исполняет бюджет государства;

+:-Обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ.

— Принимает Бюджет РФ

Возвратная и возмездная плановая выдача денежных средств на определенные цели – это:

Возвратная и безвозмездная выдача государственных денежных средств из бюджета в соответствии с установленным планом и на определенные цели именуется:

Совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов называется :

Текущий финансовый контроль – это:

+ контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций

контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций

контроль, который проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов.

Контроль, осуществляемый в экстренном порядке

Финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов: собственными силами, а также посредством привлечения аудиторов или аудиторской организации называется

Контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в организациях и учреждениях по распоряжению их руководителей соответствующими структурными подразделениями данной организации называется …….. финансовым контролем

Одной из основных задач государства в сфере финансов является:

Привлечение иностранных инвестиций

Выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере экономики

К способам аккумуляции денежных средств не относится:

Взносы во внебюджетные фонды, уплаченные организациями, предприятиями, учреждениями

К способам распределения и использования денежных средств не относятся:

Выплата страховых возмещений, пенсий и пособий

Систему финансового права образуют следующие институты:

Государственные финансы, международные инвестиции, страхование

+ Государственные финансы, кредитование, страхование, финансы юридических лиц

Финансы физических и юридических лиц, финансы иностранных организаций

Только государственные финансы и иностранные денежные инвестиции

К источникам финансового права не относится:

Налоговый кодекс РФ

+ Семейный кодекс РФ

Бюджетный кодекс РФ

В зависимости от времени проведения финансовый контроль может быть:

К методам финансового контроля не относятся:

Внутренние и внешние

Первоочередные и второстепенные

Временные и постоянные

Объектом контроля со стороны Счетной палаты выступают средства:

Инвестиции иностранных граждан

Президентский контроль осуществляется:

Администрацией президента РФ

Президентом РФ лично

+ Контрольным управление президента РФ

Федеральная служба страхового надзора осуществляет функцию по контролю и надзору в сфере:

К органам, осуществляющим финансовый контроль не относятся:

Федеральная Налоговая служба

Счетная палата РФ

Федеральная таможенная служба

+ Федеральная служба по здравоохранению

Результатом аудиторской деятельности является:

Отчет о проделанной работе

Устный доклад аудитора

Акт применения права

Совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований называют …….

Общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления именуются

Целью аудита является выражение мнения о:

достоверности бухгалтерской и статистической отчетности аудируемых лиц

+достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ

достоверности бухгалтерской отчетности аудируемых лиц

соответствий порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:

национальные и отраслевые

общие и специальные

+федеральные и внутренние

Такого правила (стандарта) аудиторской деятельности не существует:

«Существенность в аудите»

+ «Планирование обязательного аудита»

«Существенности в аудите»

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются:

+постановлением Правительства РФ

указом Президента РФ

постановлением Министерства финансов РФ

Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением:

общества с ограниченной ответственностью

закрытого акционерного общества

товарищества на вере

+открытого акционерного общества

Лицензирование деятельности аудиторской организации является:

необходимым условием, если организация создана в форме закрытого акционерного общества

обязательным условием для организаций, осуще­ствляющих обязательный аудит

Граждане РФ, постоянно проживающие на территории России, должны составлять не менее:

25% кадрового состава аудиторской организации

35% кадрового состава аудиторской организации

+50% кадрового состава аудиторской организации

75% кадрового состава аудиторской организации

Если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, то граждане РФ, постоянно проживающие на территории России, должны составлять не менее:

50% кадрового состава аудиторской организации

+75% кадрового состава аудиторской организации

90% кадрового состава аудиторской организации

95% кадрового состава аудиторской организации

Обязательный аудит проводится:

Обязательный аудит осуществляется, если организация имеет организационно-правовую форму:

+открытого акционерного общества

общества с ограниченной ответственностью

закрытого акционерного общества

Обязательный аудит осуществляется, если объем выручки организации (индивидуального предпринимателя) от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает:

Заключение договора оказания аудиторских услуг осуществляется по итогам проведения открытого конкурса, если обязательный аудит проводится в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее:

Обязательный аудит проводится:

аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами

двумя независимыми аудиторскими организациями

Аудит может осуществляться:

аудиторами, являющимися учредителями аудируемых лиц

аудиторами, состоящими с учредителями аудируемых лиц в близком родстве

+аудиторами, оказывавшими в течение двух лет, непосредственно предшествующих проведению проверки, услуги по налоговому консультированию аудируемых лиц

Срок действия квалификационного аттестата аудитора:

Необходимый стаж работы по экономической или юридической специальности, установленный законодательством для претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора, составляет:

не менее 1 года

Квалификационный аттестат аудитора аннулируется, если установлен факт, что аудитор не осуществлял аудиторскую деятельность в течение:

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности, — это:

Министерство экономического развития и торговли РФ

Министерство юстиции РФ

+Министерство финансов РФ

Разглашение аудитором сведений, полученных при осуществлении аудиторской деятельности:

Это интересно:  Материальная помощь и социальные выплаты студентам в 2019 году

+разрешено при письменном согласии проверяемой организации

разрешено, если это не причинит убытков проверяемой организации

запрещено во всех случаях

Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым:

по решению Министерства финансов РФ

по решению совета по аудиторской деятельности

по решению Правительства РФ

+по решению суда

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован из-за установления факта систематического нарушения в ходе аудита требований законодательства РФ, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата:

в течение 1 года со дня принятия решения об аннулировании аттестата

+в течение 3 лет со дня принятия решения об аннулировании аттестата

в течение 5 лет со дня принятия решения об аннулировании аттестата

Размер денежного вознаграждения аудитора определяется:

+договором между аудитором и аудируемым лицом

постановлением Правительства РФ

приказом Министерства финансов РФ

Денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, в Бюджетном кодексе определяется как:

Денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления, в Бюджетном кодексе определяется как:

Какой орган власти принимает решение о введении чрезвычайного бюджета?

+:Президент Российской Федерации;

–:Правительство Российской Федерации;

По Бюджетному кодексу РФ бюджетная система Российской Федерации — это совокупность:

–:бюджетов всех уровней;

+:федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

–:бюджетных и внебюджетных государственных и местных денежных фондов;

–:государственных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В зависимости от юридической формы денежных поступлений государственные доходы можно классифицировать как:

+:налоговые и неналоговые;

–:собственные и заемные.

–:федеральные и местные;

–:централизованные и децентрализованные;

В бюджетном законодательстве начисление пени является:

–:способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории в Бюджетном кодексе Российской Федерации определяется как:

–:закон о бюджете;

Превышение расходов бюджета над его доходами в Бюджетном кодексе определяется как:

Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов, определяется как:

Бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года, в Бюджетном кодексе определяется как:

Передача в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые они обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа, в Бюджетном кодексе определяется как:

–:государственный или муниципальный долг;

+:государственный или муниципальный заем (заимствование).

Форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах, в Бюджетном кодексе определяется как:

Государственный бюджет определяется как форма . и . денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти:

Процессуальные нормы бюджетного права:

–:Устанавливают содержание бюджета;

–:Определяют порядок функционирования бюджетной системы;

+:Устанавливают содержание бюджета и определяют порядок функционирования бюджетной системы;

–:Составляют существенную часть расходов бюджета;

–:Составляют существенную часть доходов бюджета.

Превышение доходов бюджета над расходами называется:

Бюджетный год в РФ равен:

Государственный кредит бывает:

+:Внутренним и внешним;

–: Юридическим и физическим;

–: Федеральным и местным;

–: Прямым и косвенным;

–: Прямым и обратным.

Форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации называют ####

+: государственным внебюджетным фондом.

Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих финансовые отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации называется ….

+ бюджетным правом РФ

Под ……………… понимается организация бюджетной системы и принципы ее построения.

………. представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта.

Структура нормы бюджетного права включает:

+ Гипотезу, санкцию, диспозицию

Предмет бюджетного права представляет собой :

+ Отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования фондов бюджетной системы РФ

Отношения по формированию и использованию денежных средств

Ничего из выше перечисленного

К субъектам бюджетного права относятся:

+ Органы государственной власти

Источниками бюджетного права выступает:

Бюджет, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, это:

основной финансовый план страны;

форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства;

материальный фонд денежных средств;

+форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения государства и местного самоуправления.

Бюджетное право — это:

+подотрасль особенной части финансового права;

комплексный межотраслевой институт российского права;

институт общей части финансового права;

институт налогового права.

К субъектам бюджетного права относятся:

юридические лица и частные предприниматели;

+государство и его территориальные подразделения;

Бюджетная классификация — это:

+группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам;

группировка доходов бюджетов всех уровней по однородным признакам;

группировка доходов и расходов федерального бюджета.

группировка расходов по всех уровней по однородным признакам

Под сбалансированностью бюджета понимается:

отсутствие дефицита бюджета;

непревышение запланированного дефицита бюджета;

+соответствие расходов бюджета объему поступающих доходов;

соответствие расходов и доходов бюджета показателям, запланированным в начале бюджетного года.

Расходы бюджета — это:

денежные средства, направляемые на финансирование государственных организаций и учреждений;

+ денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления;

денежные средства, выделяемые из федерального бюджета.

Денежные средства, выделяемые из региональных бюджетов

Заемным источником бюджета является:

доходы от использования государственной собственности;

Признак нецелевого характера использования свойствен безвозмездным перечислениям в виде:

субвенций и дотаций;

субвенций и субсидий;

субсидий и дотаций;

Денежные средства государственных внебюджетных фондов находятся в собственности:

субъектов РФ и муниципальных образований;

организаций и физических лиц, вносящих взносы в эти фонды.

F2: тесты на вторую рейтинговую точку

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЯ АУДИТОРА ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ИСКАЖЕНИЙ ОТЧЕТНОСТИ И НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ

В процессе аудита аудиторской организации следует оценить риск появления искажений бухгалтерской отчетности и риск их необнаружения. Здесь аудиторская организация должна учитывать факторы, способствующие повышению риска появления как непреднамеренных, так и преднамеренных искажений.

наличие значительных финансовых вложений в кризисные отрасли экономики; •

несоответствие величины оборотных средств быстрому росту объемов продаж (производства) экономического субъекта или значительному снижению прибыли; •

зависимость экономического субъекта в определенный период от одного или небольшого числа заказчиков или поставщиков; •

изменения в практике договорных отношений или в учетной политике, которые ведут к значительному изменению величины прибыли; •

нетипичные сделки экономического субъекта, особенно в период окончания года, которые существенно влияют на величину финансовых показателей; •

наличие платежей за услуги, которые явно не соответствуют предоставленным услугам; •

особенности организационно-управленческой структуры экономического субъекта; •

особенности структуры капитала и распределения прибыли; •

наличие отклонений от установленных правил в ведении бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.

К факторам, отражающим особенности состояния конкретной отрасли финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и экономики страны в целом, способствующим появлению искажений, относятся: •

состояние отрасли экономики и экономики страны в целом — кризис, депрессия, подъем; •

отраслевые особенности несостоятельности (банкротства) экономического субъекта в связи с кризисным состоянием отрасли; •

особенности производственной деятельности экономического субъекта, технологические особенности производства.

В ходе аудиторской проверки аудитор выполняет определенные процедуры для получения гарантии того, что финансовая отчетность правильно отражает реальное финансовое положение клиента. Вместе с тем имеется значительная опасность, что некоторые искажения отчетности могут остаться нераскрытыми. Любое подозрение аудитора о возможном существенном искажении бухгалтерской отчетности заставляет его расширить процедуры для того, чтобы рассеять свои сомнения или подтвердить подозрения.

Действия аудитора в случае выявления им искажений бухгалтерской отчетности в ходе и по результатам аудиторской проверки определены российским правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности».

Искажением бухгалтерской отчетности признается неверное отражение и представление данных бухгалтерского учета из-за нарушения установленных правил его организации и ведения. Искажения могут быть преднамеренными и непреднамеренными.

Непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности (ошибка) — результат непреднамеренных действий (или бездействия) персонала проверяемого экономического субъекта, в том числе неотражение какого-либо числового показателя или нераскрытое какой-либо информации.

Примерами ошибок являются: •

ошибочные действия, допущенные при сборе и обработке данных, на основании которых составлялась финансовая (бухгалтерская) отчетность; •

неправильные оценочные значения, возникающие в результате неверного учета или неверной интерпретации фактов; •

ошибки в применении принципов учета, относящихся к точному измерению, классификации, представлению или раскрытию.

Преднамеренное искажение бухгалтерской отчетности (недобросовестные действия) — результат преднамеренных действий (или бездействия) одного или нескольких лиц из числа представителей собственника, руководства и сотрудников аудируемого лица или третьих лиц для извлечения незаконных выгод. Оно совершается в корыстных целях, чтобы ввести в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности. Вместе с тем аудитору следует учитывать, что вывод о преднамеренных действиях (или бездействии) персонала экономического субъекта, ведущих к появлению искажений в бухгалтерской отчетности, может быть сделан только уполномоченным на то органом.

Недобросовестные действия, совершенные представителями руководства аудируемого лица или представителями собственника, далее именуются недобросовестными действиями руководства, а недобросовестные действия, совершенные сотрудниками аудируемого лица, — недобросовестными действиями сотрудников. В обоих случаях в недобросовестных действиях могут участвовать третьи лица, не относящиеся к аудируемому лицу.

Различают два типа преднамеренных искажений, возникающих в результате недобросовестных действий, рассматриваемых в ходе аудита: •

искажения, возникающие в процессе недобросовестного составления финансовой (бухгалтерской) отчетности; •

искажения, возникающие в результате присвоения активов.

Недобросовестное составление финансовой (бухгалтерской) отчетности подразумевает искажения или неотражение числовых показателей либо нераскрытие информации в финансовой (бух-

зоо галтерской) отчетности с целью введения в заблуждение пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Недобросовестным составлением финансовой (бухгалтерской) отчетности считаются следующие действия: •

фальсификация, изменение учетных записей и документов, на основании которых составляется финансовая (бухгалтерская) отчетность; •

преднамеренное неверное отражение событий, хозяйственных операций или другой важной информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности или их преднамеренное исключение изданной отчетности; •

преднамеренное нарушение применения принципов бухгалтерского учета.

Присвоение активов может быть осуществлено различными способами, в том числе путем присвоения денежных средств, материальных или нематериальных активов, инициирования оплаты аудируемым лицом несуществующих товаров или услуг. Как правило, такие действия сопровождаются вводящими в заблуждение бухгалтерскими записями или документами для сокрытия недостачи активов.

Недобросовестные действия подразумевают наличие мотивирующих факторов и осознаваемых возможностей для их совершения. Недобросовестное составление финансовой (бухгалтерской) отчетности возможно в тех случаях, когда руководство аудируемого лица под воздействием внешних или внутренних факторов желает достичь необъективных результатов деятельности. Осознаваемая возможность недобросовестного составления финансовой (бухгалтерской) отчетности или незаконного присвоения активов существует в том случае, когда какое-либо лицо считает, что может обойти систему внутреннего контроля (например, если данное лицо занимает ответственное положение или знает конкретные недочеты в системе внутреннего контроля).

Ошибка отличается от недобросовестного действия отсутствием умысла, лежащим в основе действия, приведшего к искажению финансовой (бухгалтерской) отчетности. В отличие от ошибки недобросовестные действия носят преднамеренный характер и, как правило, подразумевают целенаправленное сокрытие фактов. В то время как аудитор может определить потенциальную возможность совершения недобросовестных действий, для него сложно, а то и невозможно установить умысел, особенно в части субъективного суждения руководства аудируемого лица.

Как преднамеренное, так и непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта может быть существенным (т.е. влияющим на достоверность его бухгалтерской отчетности в настолько сильной степени, что квалифицированный пользователь его бухгалтерской отчетности может сделать на основе такой отчетности ошибочные выводы или принять ошибочные решения) или несущественным.

При проведении аудиторской проверки, в том числе при планировании аудита, аудиторская организация должна учитывать возможное наличие искажений бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта. Исходя из этого, аудиторская организация разрабатывает аудиторские процедуры и оценивает риск искажений бухгалтерской отчетности. В то же время аудиторской организации не следует в процессе аудита специально вести поиск фактов, указывающих на наличие искажений бухгалтерской отчетности.

При выявлении искажений бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация должна оценить их влияние на достоверность проверяемой отчетности во всех существенных отношениях. При этом следует учитывать возможные виды нарушений у экономического субъекта, ведущие к появлению искажений, такие, как: •

отклонения от установленных законодательством правил ведения и организации бухгалтерского учета и отчетности; •

отсутствие или несоблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики отражения в бухгалтерском учете отдельных хозяйственных операций и оценки имущества; •

нарушения гражданского, налогового и валютного законодательств; •

прочие нарушения, влияющие на искажение бухгалтерской отчетности.

В случае выявления искажений бухгалтерской отчетности аудитор должен корректировать разработанные им аудиторские процедуры в зависимости от: •

вида нарушений, ведущих к появлению искажений; •

степени существенности выявленных искажений; •

риска появления искажений при дальнейшей проверке и риска необнаружения искажений.

При выявлении искажений бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна оценить, насколько эффективно действующая у экономического субъекта система внутреннего контроля препятствует возникновению различных нарушений, ведущих к появлению искажений бухгалтерской отчетности. В случае вывода аудиторской организации о более низкой (чем предполагалось ранее) способности системы внутреннего контроля препятствовать появлению искажений бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна пересмотреть свою предыдущую оценку надежности системы внутреннего контроля и уточнить в связи с этим объем и характер применяемых аудиторских процедур.

Персонал проверяемого экономического субъекта, в том числе его руководство, в соответствий с законодательством Российской Федерации несет ответственность за: •

возникновение преднамеренных и непреднамеренных искажений бухгалтерской отчетности; •

непринятие мер по предупреждению возникновения подобных искажений; •

неустранение или несвоевременное их устранение.

Ответственность указанных лиц может зависеть от организационной структуры и внутренних регламентирующих документов аудируемого лица. Практика корпоративного управления требует, чтобы представители собственника и руководство аудируемого лица создавали и поддерживали общую культуру честности и высоких моральных принципов, а также установили надлежащие средства контроля для предотвращения и обнаружения ошибок и недобросовестных действий.

Представители собственника обязаны осуществлять надзор за обеспечением надежности системы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности и обеспечивать работоспособность средств контроля.

Руководство аудируемого лица обязано создать контрольную среду и поддерживать политику и процедуры, обеспечивающие максимальное достижение поставленных целей упорядоченной и эффективной деятельности аудируемого лица путем внедрения и обеспечения непрерывности функционирования системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, предназначенной для предотвращения и обнаружения фактов недобросовестных действий и ошибок. Такая система снижает, но не устраняет полностью риск искажений из-за ошибок и недобросовестных действий. Соответственно руководство аудируемого лица несет ответственность за любой остающийся риск.

Аудит, проведенный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, призван обеспечить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений, вызванных как недобросовестными действиями, так и ошибками. Периодический аудит является одним из сдерживающих факторов искажений. Однако аудитор не несет и не может нести ответственность за предотвращение ошибок и недобросовестных действий.

Аудитор не может получить абсолютную уверенность в том, что все существенные искажения в финансовой (бухгалтерской) отчетности будут обнаружены. В связи с неотъемлемыми ограничениями аудита существует неизбежный риск того, что некоторые существенные искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности не будут обнаружены, несмотря на то, что аудит был надлежащим образом спланирован и проводился в точном соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Риск необнаружения существенных искажений в результате недобросовестных действий выше риска необнаружения искажений в результате ошибок, так как недобросовестные действия могут включать специально разработанные и организованные схемы, направленные на их маскировку (подделка документов, намеренное неотражение хозяйственных операций или целенаправленное искажение фактов, предоставляемых аудитору). Недобросовестные действия еще сложнее выявить, когда несколько человек вступают в сговор. В результате сговора аудитору могут быть представлены доказательства, кажущиеся убедительными, но на самом деле яв

ляющиеся ложными. Способность аудитора обнаружить недобро* совестные действия зависит от опыта нарушителя, частоты и объема манипуляций, величины сумм, являющихся объектом манипуляций, и служебного положения лиц, участвующих в недобросовестных действиях. Процедуры аудита, являющиеся действенными для обнаружения допущенных ошибок, могут оказаться неэффективными для обнаружения недобросовестных действий.

Риск необнаружения недобросовестных действий руководства аудируемого лица намного выше, чем риск необнаружения недобросовестных действий его сотрудников, так как руководство и представители собственника занимают положение, предполагающее их высокий авторитет, честность и порядочность, что дает им возможность обходить формально установленные процедуры контроля. Руководство определенного уровня может воспользоваться своим положением и обойти процедуры контроля, предназначенные для предотвращения аналогичных недобросовестных действий сотрудников (например, отдать распоряжение отразить в учете ту или иную хозяйственную операцию или сокрыть ее). Руководство может приказать сотрудникам совершить какое-либо недобросовестное действие или воспользоваться их помощью для этого, а рядовые сотрудники могут не быть осведомлены об этом.

Мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности основывается на разумной уверенности. Поэтому аудит не может гарантировать выявление существенных искажений в результате недобросовестных действий или ошибок. Следовательно, если впоследствии в финансовой (бухгалтерской) отчетности обнаружатся существенные искажения, являющиеся результатом недобросовестных действий или ошибок, это не может служить признаком того, что: •

попытка получить разумную уверенность оказалась неудачной; •

планирование аудита, его выполнение или профессиональное суждение аудитора были неадекватны; •

отсутствовали профессиональная компетентность и должная тщательность; •

не выполнялись федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Невыявление недобросовестных действий в ходе аудита может встречаться в определенных случаях умышленных искажений, поскольку процедуры аудита могут оказаться неэффективными для обнаружения умышленных искажений, сокрытых в результате сговора лиц, представляющих руководство, собственника, сотрудников аудируемого лица или третьих лиц, либо сокрытых с применением фальсификации документов. Соответствие аудита федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности определяется адекватностью выполненных процедур аудита и надлежащим характером аудиторского заключения, основанного на результатах этих процедур.

Это интересно:  Калькулятор декретных

Аудитор должен планировать и проводить аудит с позиции профессионального скептицизма. Это необходимо для выявления и оценки ситуаций, когда: •

имеются факторы, которые увеличивают риск существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности в результате недобросовестных действий и ошибок (например, особенности руководства, его влияние на контроль ную среду, состояние отрасли экономики, в которой аудируемое лицо осуществляет деятельность, характеристики его хозяйственной деятельности, его финансовая стабильность); •

существуют обстоятельства, вызывающие подозрение аудитора в наличии существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности; •

получены доказательства (в том числе информация, имеющаяся у аудитора по результатам предыдущего аудита), ставящие под сомнение надежность разъяснений и заявлений руководства аудируемого лица.

До получения доказательств обратного аудитор имеет право воспринимать записи и документы аудируемого лица как подлинные. Аудит, проведенный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, как правило, не предполагает проверку подлинности документации и не требует от аудитора как лица, не имеющего специальной подготовки, быть специалистом по такой проверке.

При планировании аудита руководитель аудиторской группы должен обсудить с другими членами аудиторской группы вопрос, касающийся вероятности того, что финансовая (бухгалтерская) отчетность аудируемого лица может быть подвержена существенным искажениям в результате недобросовестных действий и ошибок.

В таких обсуждениях должны рассматриваться с учетом деятельности конкретного аудируемого лица участки, где ошибки могут быть более вероятны, а также способы возможного совершения недобросовестных действий. В результате таких обсуждений члены аудиторской группы должны лучше понять, возможно ли появление в закрепленных за ними областях аудита существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности в результате недобросовестных действий или ошибок, а также то, как результаты проводимых ими процедур могут повлиять на выводы по результатам аудита. Кроме того, в результате обсуждения может быть принято решение, по которому некоторые члены аудиторской группы должны будут сделать определенные запросы или провести конкретные процедуры аудита, а также должно быть согласовано, каким образом члены аудиторской группы будут обмениваться результатами таких запросов и процедур.

Аудитор дополняет свои знания об аудируемом лице путем направления запросов руководству аудируемого лица относительно оценок руководством риска недобросовестных действий и систем, предназначенных для их предотвращения и обнаружения.

выявлению дочерних организаций, сегментов деятельности, видов операций, оборотов по счетам и разделов отчетности с наиболее высокой вероятностью появления ошибки либо выявлению факторов риска недобросовестных действий и определению мер, принимаемых руководством аудируемого лица для предотвращения ошибок и недобросовестных действий; •

функционированию службы внутреннего аудита аудируемого лица, выявлению данной службой недобросовестных действий или других серьезных недостатков в системе внутреннего контроля; •

способам доведения руководством аудируемого лица до сотрудников надлежащих норм деловой практики и этики.

Характер, объем и периодичность оценки руководством аудируемого лица систем и рисков зависит от особенностей аудируемого лица. В одних организациях руководство может решить проводить детальную оценку один раз в год или организовать мониторинг. В других организациях такая оценка может быть менее формальной и более частой. Характер, объем и периодичность оценок имеют отношение к пониманию аудитором контрольной среды аудируемого лица. Например, отсутствие оценки со стороны руководства риска недобросовестных действий может свидетельствовать о недооценке руководством системы внутреннего контроля.

Аудитору важно направить запрос руководству аудируемого лица о том, как организована система бухгалтерского учета и внутреннего контроля у аудируемого лица для того, чтобы узнать, например, что руководство аудируемого лица сознательно идет на риск, связанный с недостатками в распределении обязанностей. Информация, полученная по результатам запроса, может оказаться полезной при определении факторов риска недобросовестных действий, которые способны повлиять на оценку аудитором риска того, что финансовая (бухгалтерская) отчетность содержит существенные искажения, вызванные такими недобросовестными действиями.

Аудитору также важно направить запрос руководству аудируемого лица о том, известны ли ему случаи недобросовестных действий, повлиявших на деятельность аудируемого лица, имеет ли оно подозрения в наличии таких недобросовестных действий, находящихся в стадии служебного расследования, и обнаруживало ли оно существенные ошибки. Данный запрос может дать сведения об имеющихся недостатках в процедурах контроля (например, когда ряд ошибок имел место в одной конкретной области учета). В то же время такой запрос может подтвердить действенность процедур контроля, с помощью которых своевременно обнаруживаются и расследуются любые отклонения от надлежащего порядка.

Запросы аудитора руководству аудируемого лица могут предоставить полезную информацию о риске существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности в результате недобросовестных действий сотрудников аудируемого лица. Однако такие запросы вряд ли дадут информацию о риске существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности в результате недобросовестных действий руководства.

Представители собственника аудируемого лица, как правило, осуществляют надзор за системами мониторинга риска, финансовый контроль и контроль за соответствием деятельности данного лица законодательству Российской Федерации. В случае если у аудируемого лица действует эффективная система корпоративного управления и представители собственника активно участвуют в контроле за исполнением руководством аудируемого лица своих обязанностей, аудитору рекомендуется обращаться к представителям собственника, чтобы узнать их мнение об адекватности имеющейся системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля по предотвращению и обнаружению недобросовестных действий и ошибок, о риске таких недобросовестных действий и ошибок, а также о компетентности и порядочности руководства. В результате осуществления таких запросов может быть получена информация о вероятности наличия, например, фактов недобросовестных действий руководства аудируемого лица. Аудитор может получить возможность узнать мнение представителей собственника, например, на встрече с ними для обсуждения общего подхода к проведению аудита и его объема. Такое обсуждение позволит представи- телям собственника привлечь внимание аудитора к вопросам, вызывающим озабоченность.

Поскольку обязанности представителей собственника и руководства могут зависеть от особенностей конкретного аудируемого лица, аудитору необходимо понимать характер обязанностей этих лиц в организационной структуре аудируемого лица для обеспечения того, чтобы указанные запросы направлялись надлежащим лицам.

Наряду с направлением руководству аудируемого лица запросов аудитор должен решить, существуют ли вопросы, которые следует обсудить с представителями собственника. Такие вопросы могут включать в себя: •

характер, объем и периодичность оценки руководством аудируемого лица имеющейся системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля по предотвращению и обнаружению недобросовестных действий и ошибок, а также риска искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности; •

ненадлежащее реагирование руководства аудируемого лица на существенные недостатки средств внутреннего контроля, обнаруженные во время проведения предыдущего аудита; •

оценку аудитором надежности контрольной среды аудируемого лица, включая вопросы компетентности и порядочности руководства аудируемого лица; •

влияние указанных вопросов на общий подход к проведению аудита и его объем, включая дополнительные процедуры, которые могут потребоваться аудитору.

При оценке неотъемлемого риска и риска средств контроля аудитор должен рассмотреть, в какой мере может быть существенно искажена финансовая (бухгалтерская) отчетность в результате недобросовестных действий и ошибок. Рассматривая риск существенных искажений, возникших в результате недобросовестных действий, аудитор должен оценить, имеются ли факторы риска, указывающие либо на недобросовестное составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, либо на присвоение активов.

Возможность сокрытия недобросовестных действий намного усложняет процесс их обнаружения. Тем не менее, используя знания о деятельности аудируемого лица, аудитор может определить события или условия, дающие возможность, мотивацию или средство совершения недобросовестных действий, либо установить факт уже свершившегося недобросовестного действия. Такие со бытия или условия называются факторами риска недобросовестных действий. Например, отсутствие первичного документа или противоречивый результат проведения аналитической процедуры. Указанные события могут произойти в результате других обстоятельств, а не в результате недобросовестных действий. Факторы риска недобросовестных действий не всегда указывают на наличие таких действий, но они часто имеют место в тех обстоятельствах, когда происходят эти действия. Наличие факторов риска недобросовестных действий может изменить оценку аудитором неотъемлемого риска или риска средств контроля.

Факторы риска недобросовестных действий различны по значимости. Иногда они присутствуют у тех аудируемых лиц, у которых в силу конкретных условий нет оснований для риска существенного искажения. Соответственно аудитор должен руководствоваться профессиональным суждением при рассмотрении факторов риска недобросовестных действий по отдельности или в совокупности, а также при рассмотрении специальных средств контроля, которые должны уменьшать такой риск.

Характеристики величины, сложности структуры и формы собственности аудируемого лица в значительной мере влияют на рассмотрение применяемых факторов риска недобросовестных действий.

В отношении крупного аудируемого лица аудитор, как правило, рассматривает сдерживающие факторы ненадлежащего поведения руководства, в частности контроль представителей собственника и внутренний аудит. Аудитор также рассматривает предпринятые руководством аудируемого лица меры по соблюдению этических норм и норм корпоративного поведения.

В отношении малого аудируемого лица многие указанные рекомендации могут бьггь неприменимыми или менее значимыми. Например, малое аудируемое лицо может не иметь кодекса корпоративного поведения. В таком случае важность вопросов порядочности и этичного поведения может доводиться до сведения сотрудников в устной форме и посредством личного примера руководства. Доминирование одного лица в руководстве малого аудируемого лица, как правило, не должно указывать на неспособность руководителя довести до сведения сотрудников его надлежащее отношение к внутреннему контролю и процессу составления финансовой (бухгалтерской) отчетности.

С одной стороны, наличие факторов риска недобросовестных действий может свидетельствовать о невозможности аудитора оце нить в дальнейшем риски средств контроля на уровне более низком, чем высокий, для конкретных предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. С другой стороны, аудитор может иметь возможность установить наличие средств внутреннего контроля, созданных таким образом, чтобы снизить факторы риска недобросовестных действий, которые аудитор может проверить для обоснования своей сниженной оценки риска средств контроля.

На основании своей оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля (включая результаты проведенных тестов средств контроля) аудитор должен разработать процедуры проверки по существу для снижения до приемлемо низкого уровня риска того, что искажения, существенные для финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, являющиеся результатом недобросовестных действий и ошибок, не будут обнаружены.

При планировании процедур проверки по существу аудитор должен учитывать выявленные им факторы риска недобросовестных действий. Реагирование аудитора на эти факторы будет зависеть от их характера и значимости. В некоторых случаях, несмотря на наличие факторов риска недобросовестных действий, аудитор может выразить профессиональное суждение, что ранее запланированные процедуры аудита, в том числе тесты средств контроля и процедуры проверки по существу, являются достаточными для реагирования на указанные факторы.

В других обстоятельствах аудитор может сделать вывод о необходимости изменения характера, временных рамок и объема процедур проверки по существу для учета существующих факторов риска недобросовестных действий. В таких случаях аудитор рассматривает оценку риска существенного искажения и решает, затронет ли оно финансовую (бухгалтерскую) отчетность в целом, либо конкретный счет бухгалтерского учета, группу однотипных операций или предпосылку подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, либо все перечисленное вместе. Аудитор решает, какие меры будут более эффективными для реагирования на установленные факторы риска недобросовестных действий. Изменение характера аудиторских процедур может быть более действенным, чем изменение их объема.

Аудитор не должен считать, что недобросовестное действие или ошибка являются единичными. Поэтому до завершения аудита он должен рассмотреть необходимость пересмотра оценки компонентов аудиторского риска, сделанной при планировании аудита, и определить целесообразность изменения характера, временных рамок и объема других аудиторских процедур.

Аудитору целесообразно рассмотреть: •

характер, временные рамки и объем процедур проверки по существу; •

оценку эффективности средств внутреннего контроля в случае, если риск средств контроля был оценен ниже, чем высокий; •

поручения членам аудиторской группы, которые следует дать при данных обстоятельствах; •

не являются ли какие-либо прочие искажения результатом недобросовестных действий и (или) ошибок.

Если аудитор обнаруживает искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности, он должен определить, не является ли это искажение признаком совершения недобросовестных действий, и при утвердительном ответе аудитор должен рассмотреть влияние такого искажения на другие вопросы аудита, особенно в отношении надежности разъяснений и заявлений руководства аудируемого лица.

Если аудитор делает вывод о том, что искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности является или может являться результатом недобросовестных действий, он должен проанализировать причастность к этим действиям определенного лица или лиц, особенно с точки зрения их положения в организационной структуре аудируемого лица.

Если аудитор выяснит, что недобросовестные действия были совершены с участием членов высшего руководства (руководитель и его заместители) аудируемого лица, то даже при несущественной величине искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности данной проблеме следует уделить значительное внимание в ходе проведения аудита. В этом случае аудитор может быть поставлен перед необходимостью пересмотреть надежность ранее полученных доказательств, поскольку не исключено, что возникнут сомнения в полноте и правдивости представленных заявлений и подлинности бухгалтерских записей и первичных документов. Кроме того, при пересмотре надежности доказательств аудитор должен рассмотреть вероятность сговора сотрудников, руководства и иных лиц. Если руководство, особенно на самом высоком уровне, причастно к недобросовестным действиям, то аудитор может не получить всех доказательств, необходимых для проведения аудита и составления аудиторского заключения.

Если аудитор приходит к выводу о невозможности завершения аудита по причине искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности в результате недобросовестных действий, то аудитор должен: •

учесть свою профессиональную и юридическую ответственность применительно к данным обстоятельствам, в том числе наличие требования для аудитора доложить информацию об искажениях в результате недобросовестных действий лицу или лицам, назначившим аудитора, или в установленных случаях уполномоченным государственным органам власти; •

рассмотреть возможность отказа от задания.

Если аудитор отказывается от задания, то он должен: •

обсудить с руководством и представителями собственника аудируемого лица отказ аудитора от задания и причины этого отказа; •

проанализировать профессиональные и юридические требования для сообщения об отказе аудитора от аудиторского задания и причинах отказа лицу или лицам, назначившим аудитора, или в установленных случаях уполномоченным государственным органам.

Аудитор может столкнуться с исключительными ситуациями, ставящими под вопрос его способность продолжать аудиторскую проверку. Например, если: •

при обнаружении недобросовестных действий аудируемое лицо не осуществляет ответных действий, которые, по мнению аудитора, необходимы при данных обстоятельствах, даже если недобросовестные действия не являются существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности; •

аудитор считает, что риск существенных искажений по причине недобросовестных действий и результаты соответствующих аудиторских тестов указывают на значительную вероятность существенных и серьезных злоупотреблений; •

у аудитора имеются значительные сомнения в компетентности и порядочности руководства или представителей собственника аудируемого лица.

Не представляется возможным указать конкретные ситуации, когда отказ аудитора от аудиторского задания является надлежащим. На выводы аудитора оказывают влияние привлечение к недобросовестным действиям руководства или представителей собственника аудируемого лица (что может повлиять на достоверность заявлений руководства) и сомнения аудитора в возможности продолжения отношений с данным аудируемым лицом.

Учитывая исключительный характер обстоятельств и необходимость соблюдения требований законодательства Российской Федерации, аудитору целесообразно получить юридические консультации при принятии решения о возможном отказе от аудиторского задания и при определении дальнейшего плана действий.

В соответствии с общепринятыми нормами аудиторской этики при получении запроса от предполагаемого аудитора-преемника действующий аудитор должен указать на наличие профессиональных причин, по которым предполагаемому аудитору-преемнику не следует выполнять данное поручение. Если аудируемое лицо отказывает действующему аудитору в разрешении обсудить положение дел с предполагаемым аудитором-преем ни ком или накладывает ограничения на информацию, которую вправе сообщить действующий аудитор, данный факт должен быть раскрыт предполагаемому аудитору-преемнику.

Предполагаемый аудитор-преемник может обратиться к действующему аудитору с запросом о возможных причинах, по которым предполагаемому аудитору-преемнику не следует соглашаться с назначением.

Объем информации об аудируемом лице, который действующий аудитор может обсудить с предполагаемым аудитором-преемни- ком, зависит от того, получил ли действующий аудитор на это разрешение аудируемого лица, а также от других конкретных обстоятельств. С учетом ограничений, вытекающих из установленного круга ответственности, действующий аудитор сообщает предполагаемому аудитору-преемнику о наличии профессиональных причин для отказа отданного назначения, предоставляя информацию и обсуждая с предполагаемым аудитором-преемником аудиторское задание. Если действующий аудитор отказался от задания по причине установленных им фактов недобросовестных действий или возможных случаев серьезных злоупотреблений, то ему необходимо указать только факты (а не выводы), касающиеся данных аспектов.

Выявленные в процессе аудита факты искажений бухгалтерской отчетности аудиторской организации следует подробно отразить в своей рабочей документации, оформленной в установленном порядке. 7.2.

Действия аудитора при выявлении нарушений действующих нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету и отчетности

В ходе аудита аудитор рассматривает недобросовестные действия, которые явились причиной существенных искажений бухгалтерской отчетности. Требования к рассмотрению в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности недобросовестных действий приведены в ФСАД 5/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита».

Недобросовестные действия — это действия, совершенные обманным путем одним или несколькими лицами из числа представителей собственника, руководства, работников аудируемого лица и (или) иными лицами для извлечения незаконных выгод. Аудитор обязан рассмотреть недобросовестные действия, явившиеся причиной:

  • • искажений, возникших в результате недобросовестного составления бухгалтерской отчетности;
  • • искажений, возникших в результате присвоения активов.

Основными факторами риска недобросовестных действий, принимаемыми аудитором во внимание, являются:

  • • мотивирующие факторы;
  • • давление с целью совершения недобросовестного действия;
  • • осознанная возможность предпринять недобросовестное действие и способность завуалировать его, находя ему логическое обоснование.

В обязанности аудитора не входит правовая квалификация того, действительно ли было совершено недобросовестное действие.

Это интересно:  Утвердили Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды

Недобросовестное составление бухгалтерской отчетности заключается в преднамеренном искажении ее, включающем в себя неотражение числовых данных либо нераскрытие информации в бухгалтерской отчетности с целью введения в заблуждение пользователей этой отчетности. Эго может явиться результатом попыток руководства аудируемого лица манипулировать данными о прибыли аудируемого лица, с тем, чтобы ввести в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности в отношении как самой деятельности аудируемого лица, так и ее рентабельности. Такое манипулирование данными о прибыли аудируемого лица может начаться с незначительных действий и безосновательных изменений допущений или суждений руководства аудируемого лица. Давление или мотивирующие факторы могут привести к тому, что масштабы указанных действий обусловят недобросовестное составление бухгалтерской отчетности.

Подобная ситуация может иметь место в тех случаях, когда на фоне стремления оправдать ожидания рынка или максимально увеличить размеры денежного вознаграждения, зависящего от результатов деятельности, руководство намеренно занимает позицию, которая приводит к недобросовестному составлению бухгалтерской отчетности, существенно искажая ее данные. Действия руководства аудируемого лица по существенному занижению прибыли могут быть продиктованы желанием занизить налогооблагаемую базу или, напротив, по завышению прибыли могут быть осуществлены в целях привлечения банковского финансирования.

Присвоение активов аудируемого лица может быть осуществлено, в частности, путем:

  • • присвоения денежных средств (например, присвоение денежных поступлений от дебиторов или направление на персональные банковские счета денежных поступлений, перечисленных от контрагентов в адрес закрытых банковских счетов аудируемого лица);
  • • хищения материальных и нематериальных активов (например, хищение запасов для использования в личных целях или для продажи, хищение отходов для их перепродажи, участие в сговоре с конкурентами с раскрытием технологических данных в целях получения денежного вознаграждения);
  • • инициирования оплаты аудируемым лицом несуществующих товаров или услуг (например, платежи фиктивным поставщикам, взятки, выплачиваемые поставщиками агентам по закупке, из числа работников аудируемого лица, в обмен на завышение продажных цен, выплаты фиктивным работникам);
  • • использования активов аудируемого лица в личных целях (например, использование активов в виде залога по персональному займу либо по займу для связанной стороны).

Присвоение активов, как правило, сопровождается вводящими в заблуждение бухгалтерскими записями или документами.

Аудитор должен получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность аудируемого лица в целом не содержит существенных искажений, возникших как в результате недобросовестных действий, так и в результате ошибок.

Следует учитывать, что риск необнаружения существенного искажения в результате недобросовестных действий выше, чем риск необнаружения искажения в результате ошибки. Недобросовестные действия могут быть основаны на сложных и тщательно организованных схемах, разработанных с целью сокрытия таких действий (например, подделка документов, намеренное неотражение операций, умышленное предоставление аудитору искаженных данных), в том числе действий, сопровождающихся сговором.

Аудитор не во всех случаях может определить, являются ли искажения результатом недобросовестных действий или ошибки в областях, зависящих от суждения, например таких, как оценочные значения. Существует неизбежный риск того, что в ходе аудита какие-то существенные искажения бухгалтерской отчетности не будут обнаружены.

Риск невыявления существенного искажения, возникшего в результате недобросовестных действий руководства аудируемого лица, гораздо выше, чем риск, возникший в резуьтате недобросовестных действий, совершенных другими работниками.

Аудитор должен проявлять профессиональный скептицизм, рассматривая имеющуюся у руководства аудируемого лица возможность обойти средства контроля, а также признавать тот факт, что аудиторские процедуры, представляющиеся эффективными для выявления риска искажений в результате ошибок, могут оказаться неэффективными для выявления риска существенного искажения в результате недобросовестных действий.

Аудитор считает представленные ему учетные записи и документы подлинными до тех пор, пока у него не имеется оснований придерживаться противоположного мнения.

При обсуждении хода аудита участниками аудиторской группы особое внимание уделяется подверженности бухгалтерской отчетности существенному искажению в результате недобросовестных действий, включая то, какие недобросовестные действия могли иметь место.

Аудитор должен выявлять и оценивать риски существенного искажения в результате недобросовестных действий на уровне бухгалтерской отчетности в целом и па уровне предпосылок составления бухгалтерской отчетности в отношении групп однотипных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и раскрытий информации.

Аудитор должен рассматривать оцененные риски существенного искажения в результате недобросовестных действий как значимые риски, и, соответственно, он должен в том объеме, в котором он ранее их не оценивал, ознакомиться со связанными с этими рисками средствами контроля, включая конкретные контрольные действия.

Аудитор должен изучить средства контроля, которые были разработаны и внедрены руководством аудируемого лица для предотвращения и обнаружения фактов недобросовестных действий. Информация, полученная в результате такого изучения, используется при определении факторов риска недобросовестных действий, которые могут повлиять на оценку аудитором рисков существенного искажения бухгалтерской отчетности в результате недобросовестных действий.

Аудитор может выявить риск существенного искажения в результате недобросовестных действий, влияющий на ряд счетов бухгалтерского учета и предпосылок составления бухгалтерской отчетности, включающих в себя оценку активов или оценочные значения. Риск также может быть связан с существенными изменениями в допущениях при повторяющемся процессе оценки. Информация, полученная в ходе ознакомления с деятельностью аудируемого лица и его средой, может способствовать оценке аудитором обоснованности осуществленных руководством аудируемого лица оценок, а также суждений и допущений, лежащих в их основе. Ретроспективный обзор аналогичных суждений и допущений, сформулированных руководством аудируемого лица, которые применялись им в прошлых отчетных периодах, также может способствовать пониманию аргументов в пользу суждений и допущений, лежащих в основе осуществленных руководством аудируемого лица оценок.

В ходе аудита аудитор должен принимать во внимание, что руководство аудируемого лица находится в положении, позволяющем совершать недобросовестные действия, поскольку у него есть возможность манипулировать учетными данными и осуществлять недобросовестное составление бухгалтерской отчетности, обходя средства контроля, которые в иной ситуации функционируют с должной эффективностью. Аудитор должен учитывать, что риск того, что руководство аудируемого лица обходит средства контроля, является распространенным и значимым.

Вне зависимости от оценки аудитором рисков, связанных с попыткой руководства аудируемого лица обойти средства контроля, аудитор должен разработать и выполнить следующие аудиторские процедуры:

  • а) провести тестирование обоснованности учетных записей в Главной книге и исправительных записей, сделанных в процессе составления бухгалтерской отчетности. При разработке и выполнении аудиторских процедур для такого тестирования аудитор должен адресовать запросы работникам, вовлеченным в процесс составления бухгалтерской отчетности, в отношении имевших место ненадлежащих или необычных действий, связанных с внесением учетных записей и исправительных записей; отобрать занесенные в Главную книгу учетные записи и исправительные записи, сделанные в конце отчетного периода; рассмотреть вопрос о необходимости тестирования учетных записей и исправительных записей, сделанных в течение всего отчетного периода;
  • б) проверить оценочные значения на предмет их предвзятого определения и оценить, насколько обстоятельства, ставшие причиной предвзятого подхода руководства аудируемого лица, несут в себе риск существенного искажения в результате недобросовестных действий;
  • в) оценить экономическую обоснованность значимых хозяйственных операций, суть которых выходит за рамки обычной хозяйственной деятельности аудируемого лица или которые представляются нетипичными с точки зрения понимания аудитором специфики деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, и прочей информации, полученной в ходе аудита. Цель такой оценки заключается в установлении того, что такая обоснованность (или ее отсутствие) дает повод полагать, что хозяйственные операции были осуществлены в целях составления вводящей в заблуждение бухгалтерской отчетности или сокрытия присвоения активов.

Аудитор должен обратить особое внимание на рассмотрение рисков существенного искажения, связанных с попытками руководства аудируемого лица обойти средства контроля за вводимыми учетными записями, поскольку автоматизация процесса ввода и средства контроля могут снизить риск случайной ошибки, но не исключают риска того, что какое-то лицо намеренно обойдет эти процедуры (например, изменив значения показателей, которые автоматически заносятся в Главную книгу или информационную систему, формирующую бухгалтерскую отчетность). При этом необходимо учитывать, что при использовании информационных систем для автоматической разноски информации может не остаться следов внесения подобных изменений.

При определении характера, временных рамок и объемов тестирования учетных записей и исправительных записей аудитор руководствуется профессиональным суждением. Учитывая, что вводящие в заблуждение учетные записи и исправительные записи зачастую вносятся в конце отчетного периода, аудитор должен отобрать учетные записи и исправительные записи, сделанные именно в этот период. Вместе с тем, поскольку существенные искажения бухгалтерской отчетности, возникающие в результате недобросовестных действий, могут иметь место в течение всего отчетного периода и сокрытие таких недобросовестных действий может потребовать серьезных усилий, аудитор должен решить, следует ли ему также тестировать учетные записи и исправительные записи, которые были внесены в течение всего отчетного периода.

Цель выполнения ретроспективного обзора суждений и допущений руководства аудируемого лица, сделанных им при определении значимых оценочных значений, включенных в бухгалтерскую отчетность предыдущего года, заключается в том, чтобы определить, не указывает ли что-либо на возможную предвзятость со стороны руководства аудируемого лица. Этот обзор проводится как процедура оценки рисков в целях получения информации об эффективности процесса определения руководством аудируемого лица оценочных значений и получения аудиторских доказательств в отношении последствий принятых им решений или, если применимо, в отношении последующего пересмотра примененного ранее подхода к оценочным значениям, уместного для определения оценочных значений текущего периода, а также аудиторских доказательств в отношении случаев неопределенности оценки, информация о которых должна быть раскрыта в бухгалтерской отчетности.

Аудитор должен определить, необходимо ли ему в ответ на выявленные риски обхода руководством аудируемого лица средств контроля выполнить какие-либо дополнительные аудиторские процедуры.

Аудитор, основываясь на результатах проведенных аудиторских процедур и полученных аудиторских доказательствах, должен убедиться в том, что сделанные им ранее оценки рисков существенного искажения на уровне предпосылок составления бухгалтерской отчетности остаются уместными. Подобная оценка является прежде всего качественной характеристикой, основанной на профессиональном суждении аудитора. Она может дать дальнейшее понимание рисков существенного искажения в результате недобросовестных действий, указать, есть ли необходимость в выполнении дополнительных аудиторских процедур.

Аудитор должен установить, указывают ли аналитические аудиторские процедуры, выполненные ближе к окончанию аудита при формировании общего мнения относительно соответствия бухгалтерской отчетности аудируемого лица в целом представлению аудитора о деятельности этого лица и среде, в которой она осуществляется, на наличие нераспознанного ранее риска существенного искажения бухгалтерской отчетности в результате недобросовестных действий.

Определение того, какие именно тенденции и хозяйственные отношения могут указывать на наличие риска существенного искажения в результате недобросовестных действий, требует профессионального суждения. Аудитор должен учитывать особую важность необычных хозяйственных отношений, затрагивающих показатели выручки и прибыли в конце отчетного периода.

В случае если аудитор обнаруживает искажение бухгалтерской отчетности, он должен установить, не является ли это искажение признаком недобросовестных действий. При наличии такого признака аудитор должен оценить последствия ошибки в отношении других вопросов аудита, особенно в отношении надежности заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица, понимая, что факт недобросовестных действий может быть не единственным.

Возможность совершения недобросовестных действий и, в какой-то степени, их продуманный характер могут указывать на то, что сам факт недобросовестных действий является единичным. Например, выявленные многочисленные искажения в каком-то определенном подразделении аудируемого лица, несмотря на то, что их совокупное влияние не является существенным, могут указывать на риск существенного искажения в результате недобросовестных действий.

В случае если аудитор выявляет искажение (независимо от существенности его) и у аудитора есть основание полагать, что это искажение является или может быть результатом недобросовестных действий и что руководство (особенно, высшее) аудируемого лица вовлечено в него, то аудитор должен пересмотреть оценку риска существенного искажения в результате недобросовестных действий и, соответственно, пересмотреть его влияние на характер, объем и временные рамки аудиторских процедур, выполняемых в ответ на оцененные риски. Аудитор должен при проверке надежности ранее полученных доказательств также установить, не указывают ли обстоятельства или условия на возможный сговор работников аудируемого лица, его руководства или третьих сторон. В таких обстоятельствах надежность ранее полученных доказательств может быть поставлена под сомнение, поскольку может возникнуть недоверие к полноте и правдивости заявлений руководства аудируемого лица и подлинности учетных записей и документации. Может существовать также возможность сговора, включающего в себя работников, руководство аудируемого лица или третьи стороны.

В случае если аудитор убеждается (или не может сделать вывод) в том, что бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения в результате недобросовестных действий, то он должен рассмотреть влияние этого факта на выполнение аудиторского задания.

Основными факторами решения аудитора об отказе от аудиторского задания являются: последствия недобросовестных действий, совершенных с участием лиц из руководства аудируемого лица или представителей собственника аудируемого лица; сомнения аудитора относительно возможности продолжения отношений с данным аудируемым лицом.

При принятии решения об отказе от аудиторского задания и при определении дальнейшего плана действий аудитор может обратиться за юридической консультацией.

Аудитор должен получить письменные заявления руководства аудируемого лица или при необходимости представителей собственника аудируемого лица о том, что:

  • а) руководство аудируемого лица или при необходимости представители собственника аудируемого лица подтверждают свою ответственность за организацию и применение системы внутреннего контроля, направленной на предотвращение и выявление недобросовестных действий;
  • б) руководство аудируемого лица или при необходимости представители собственника аудируемого лица представляют аудитору результаты своей оценки рисков возможного существенного искажения бухгалтерской отчетности в результате недобросовестных действий;
  • в) руководство аудируемого лица или при необходимости представители собственника аудируемого лица передают аудитору имеющиеся у них сведения о фактах недобросовестных действиях или о своих подозрениях о совершении недобросовестных действий с участием: лиц из руководства аудируемого лица; работников, выполняющих ключевые функции в системе внутреннего контроля; иных лиц, деятельность которых может оказывать существенное влияние на бухгалтерскую отчетность;
  • г) руководство аудируемого лица или при необходимости представители собственника аудируемого лица передают аудитору имеющуюся у него информацию о любых обвинениях в совершении недобросовестных действий или подозрениях о недобросовестных действиях, оказывающих влияние на бухгалтерскую отчетность, поступивших от ныне работающих и бывших работников, аналитиков, представителей уполномоченных государственных органов, иных лиц.

В случае выявления аудитором недобросовестных действий или получения информации, указывающей на их наличие, аудитор должен в кратчайшие сроки довести эту информацию до сведения руководства аудируемого лица соответствующего уровня. Это следует сделать даже в тех случаях, когда аудитор считает такое обстоятельство несущественным (например, мелкая растрата денежных средств, допущенная рядовым работником). Вопрос о том, какой уровень руководства аудируемого лица должен быть поставлен в известность о таких случаях, является предметом профессионального суждения аудитора, зависящего от таких факторов, как вероятность сговора, характер и масштабы подозреваемых недобросовестных действий. Как правило, такой уровень руководства аудируемого лица должен быть на одну ступень выше уровня тех лиц, которые могут быть причастны к совершению подозреваемых недобросовестных действий.

Аудитор может посчитать уместным сообщить информацию представителям собственника аудируемого лица, если ему стало известно о причастности к недобросовестным действиям работников, не входящих в руководство аудируемого лица, не приводящим к существенным искажениям бухгалтерской отчетности. Целесообразно на начальном этапе проведения аудита аудитору согласовать с представителями собственника аудируемого лица характер и объем взаимодействия но вопросам возможных недобросовестных действий.

Аудитор должен сообщить представителям собственника аудируемого лица о любых иных обстоятельствах, связанных с недобросовестными действиями, которые, по мнению аудитора, входят в их сферу ответственности, например:

  • а) характер, объем и периодичность проведения руководством аудируемого лица оценки существующих средств контроля, направленных на предотвращение и обнаружение фактов недобросовестных действий и риска искажения бухгалтерской отчетности;
  • б) неспособность руководства аудируемого лица принять надлежащие меры в отношении выявленных существенных недостатков в системе внутреннего контроля или выявленных недобросовестных действий;
  • в) аудиторскую оценку контрольной среды аудируемого лица, включая вопросы, относящиеся к профессиональной компетентности и деловой порядочности руководства аудируемого лица;
  • г) действия руководства аудируемого лица, свидетельствующие о недобросовестном составлении бухгалтерской отчетности, например, в отношении выбора и применения таких способов учета, которые могут свидетельствовать о попытках руководства аудируемого лица манипулировать прибылью с тем, чтобы ввести в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности в отношении финансовых результатов деятельности аудируемого лица и ее рентабельности.

В случае если аудитор выявил или подозревает недобросовестные действия, то он должен определить, обязан ли он сообщить о случае или подозрениях стороне, внешней но отношению к аудируемому лицу, в том числе уполномоченному государственному органу. Например, информацию в отношении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в отношении коррупционных правонарушений. В случае сомнения аудитор должен рассмотреть необходимость получения юридической консультации по данному вопросу.

При документировании информации, касающейся понимания деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, а также аудиторской оценки рисков существенного искажения бухгалтерской отчетности, аудитор должен фиксировать:

  • а) значимые решения, принятые в ходе обсуждения участниками аудиторской группы подверженности бухгалтерской отчетности аудируемого лица существенному искажению в результате недобросовестных действий;
  • б) выявленные и оцененные риски искажения бухгалтерской отчетности в результате недобросовестных действий па уровне бухгалтерской отчетности в целом и на уровне предпосылок составления бухгалтерской отчетности.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, uchebnik.online, studme.org.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий