Выбираем поставщика закрытым способом

Понятие

Закрытые способы определения поставщика по 44-ФЗ — это способ выявить исполнителя контракта, при котором заказчик направляет документацию о закупке только определенным лицам. При этом потенциальные участники должны соответствовать требованиям заказа, а секретные данные не публикуются в открытом доступе в Единой информационной системе.

Выделяют следующие виды закрытых способов определения поставщика:

  1. Конкурс (в том числе двухэтапный и с ограниченным участием).
  2. Аукцион.

Другими способами провести закрытую процедуру заказчик не имеет права.

Когда применяются

1. Закупки, содержащие государственную тайну, при одном из условий:

  • заказ для федеральных нужд;
  • сведения о гостайне содержатся в документации или контракте.

2. Страхование, транспортировка и охрана следующих предметов:

  • ценности Гос.фонда драгоценных металлов и камней РФ;
  • музейные предметы и коллекции, ценные издания, рукописи, архивные документы, имеющие историческое, художественное, культурное значение и передаваемые или принимаемые заказчиками от физических или юридических лиц.

3. Закупки для обеспечения деятельности судей, судебных приставов в следующих случаях:

  • уборка помещений;
  • услуги водителей.

Как проводятся

Шаг 1. Разработка документации

Специфическими задачами на данном этапе являются определение круга потенциальных участников, а также пояснение причин проведения закупки не в открытой форме.

К примеру, при закупке, которая содержит гостайну, заказчик направляет в ФСБ запрос предоставить выписку из реестра лицензий на работу с гостайной. ФСБ, в свою очередь, предоставляет список подходящих организаций.

Шаг 2. Согласование заказа с органом исполнительной власти

Заказчик обязан обратиться с заявлением о проведении процедуры в ФАС или Рособоронзаказ (компетенция определена Постановлением от 26.08.2013 № 728, согласование применения закрытых способов определения поставщиков — Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189).

Шаг 3. Публикация извещения или отправка приглашений

Правила публикации сведений в ЕИС определены ч. 3 ст. 85 и ч. 4 ст. 86 (только в случае закупок, содержащих гостайну, сведения о которой содержатся в документации или проекте контракта). Заказчик публикует извещение и по запросу заинтересованных лиц направляет им документацию с соблюдением требований о защите государственной тайны.

В других случаях, согласно ч. 4 ст. 85, ч. 5 ст. 86, каждому претенденту из утвержденного списка заказчик направляет уведомления о проводимой закупке, отображая порядок получения документации. По требованию участников, которым направлено приглашение, предоставляется документация.

Шаг 4. Процедура вскрытия, рассмотрения, оценки заявок или торги по аукциону

Определение победителя происходит по правилам, которые установлены в статьях 85 и 86 ФЗ № 44.

Протоколы аналогичны открытым торгам и составляются с учетом положений ст. 52, 53, 56, 57.

Составленные протоколы направляются на рассмотрение контролирующему органу и не подлежат публикации в ЕИС.

Шаг 5. Подписание контракта

Контракт заключается на условиях, указанных в документации, по цене, предложенной победителем. В случае заключения с единственным поставщиком (согласно ч. 24, 25 ст. 93) заказчик согласовывает заключение согласно порядку, определенному Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189.

Ответственность

При проведении закрытых способов определения поставщика КоАП РФ предусмотрена административная ответственность (ч. 2, 2.1, 3 ст. 7.29):

  • проведение закрытой закупки в непредусмотренных 44-ФЗ случаях, нарушение порядка согласования — штраф до 50 000 руб.;
  • размещение оборонного заказа путем проведения закрытых торгов без согласования контролирующего органа — штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Закрытые способы определения поставщика по 44-ФЗ

Статьи по теме

Закрытые способы определения поставщиков применяются не по желанию госзаказчиков, в случаях, установленных законодательством. О том, когда проводятся закрытые закупки, а также о правилах их осуществления, читайте в нашем материале далее.

Это интересно:  Нужна ли лицензия на монтаж охранной сигнализации?

Понятие и виды закрытых процедур

Для начала ответим на вопрос: закрытые способы определения поставщиков 44-ФЗ — что это? Под ними понимаются такие процедуры определения поставщиков и подрядчиков, при которых информация о проведении закупки становится доступной ограниченному кругу лиц. Сведения об осуществлении госзакупки не публикуются в ЕИС.

При проведении закрытых способов определения поставщика информация о проведении процедуры доводится только до лиц, которые способны выполнить необходимые работы или оказать услуги.

Работаете по 44-ФЗ?
Для Вас готова подборка специальных материалов >>

Закупаете по 223-ФЗ?
Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть >>

Что такое закрытый способ определения поставщика по 44-ФЗ

Закрытый способ определения поставщика по 44-ФЗ – это:

  • закрытый конкурс, в том числе двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием;
  • закрытый аукцион.

С 01.07.2018 вступила в силу ст. 84.1 закона № 44-ФЗ, которая предусматривает осуществление данных процедур в электронной форме. Круг таких закупок устанавливается Правительством РФ, однако соответствующее решение в настоящий момент еще не принято.

Как проводят закрытые госзакупки

Закрытый способ определения поставщиков по 44-ФЗ (ч. 2 ст. 84 федерального закона № 44-ФЗ) применяется в следующих случаях:

  • информация о федеральных нуждах, в целях которых производится закупка, составляет государственную тайну;
  • сведения о закупаемых работах, товарах, услугах составляют гостайну;
  • оформления госконтрактов на оказание услуг по транспортировке, охране и страхованию музейных ценностей, драгкамней и драгметаллов;
  • госзакупки услуг водителей, а также услуг по уборке кабинетов в целях обеспечения деятельности судебных приставов и судей;
  • госзакупок федеральными органами госвласти, отвечающими за оборону и безопасность России.

Данный способ применяется по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти. П. 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 органом исполнительной власти, согласовывающим закрытые способы определения поставщиков, называет ФАС России.

Правила согласования закреплены приказом Минэкономразвития от 31.03.2015 № 189. К заявке на согласование прикладывается:

  • обоснование, что сведения о госзакупке относятся к гостайне;
  • обоснование того, что информация, содержащаяся в конкурсной документации, является гостайной;
  • описание объекта конкурентной процедуры;
  • список лиц на участие в процедуре, которым планируется направление приглашений принять участие в процедуре, а также обоснование количества приглашаемых к проведению такой процедуры.

Решение о согласовании/об отказе в согласовании закрытого способа определения поставщиков направляется госзаказчику в течение 10-ти рабочих дней с момента направления заявки. Срок между принятием решения и моментом направления приглашений не должен превышать 90 дней (ч. 4 ст. 84 закона № 44-ФЗ).

Закрытый конкурс

При проведении путем конкурса, победителем признается лицо, предложившее наилучшие условия выполнения госконтракта среди прочих поставщиков подрядчиков исполнителей. Извещение о проведении закрытого конкурса на приобретение работ, товаров, услуг, составляющих гостайну, публикуются в ЕИС не позднее, чем за 30 до проведения закупки. Лица, желающие принять участие в процедуре, направляют запрос на получение конкурсной документации, к которому прилагают документ о наличии у них доступа к секретным сведениям.

В остальных случаях, извещение в ЕИС не публикуется. Госзаказчик направляют приглашения потенциальным поставщикам не позднее чем за 20 дней до проведения конкурса. В закрытых закупках запрещено производить видео- и аудиозапись, в том числе при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурентной процедуре.

Когда и в какой форме проводят закрытый конкурс, как оформить документацию, читайте в рекомендации .

Закрытый аукцион

Победителем закрытого аукциона признается лицо, предложившее меньшую цену контракта.

Пока не утверждены правила проведения закрытых процедур в электронной форме, аукционы в закрытой форме проводятся в живую. «Шаг аукциона» составляет 5% от начальной цены госконтракта. Перед проведением торгов производится регистрация участников аукциона, каждому из которых выдается специальная пронумерованная карточка.

Это интересно:  Как определить уровень безработицы

При согласии оформить госконтракт по предложенной цене, участник аукциона поднимает свою карточку. Если поднявших несколько, то учитывается предложение лица, сделавшего это первым. Аукцион считается оконченным, когда после троекратного объявления сниженной на «шаг» цены больше никто не поднял карточку. Победителем становится участник, который предложил предпоследнюю цену.

Будьте внимательны, когда проводите аукцион с гостайной: за ошибки грозит не только штраф, но и уголовная ответственность. Расскажем, как подготовиться к аукциону и успешно провести торги.

Практические разъяснения и рекомендации от ведущих экспертов в сфере закупок вы найдете в журнале «Госзакупки.ру» Возьмите гостевой доступ

44-ФЗ: старые и новые способы определения поставщика

    On 28.10.2018 0 Комментарии 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ претерпел кардинальные изменения. Среди прочего, появилось несколько новых способов определения поставщика. Все они электронные. Эти способы носят названия, схожие со знакомыми, и имеют те же основаня для применения. Однако важно помнить, что правила проведения и сроки у электронных и бумажных процедур зачастую разные. И главное — по умолчанию с 2019 года проводятся электронные процедуры.

Какие теперь бывают закупки

Можно поделить все способы определения поставщика по разным критериям. Например, по форме проведения — электронные и бумажные, по допуску поставщиков — открытые и закрытые, по количеству участников — конкурентные и неконкурентные.

В общем-то, все это было и раньше, в том числе деление процедур на электронные и бумажные. Однако в электронной форме проводились исключительно аукционы. Со следующего года все закупки будут проходить в электронной форме, поэтому появились новые виды процедур. И теперь список электронных закупок выглядит так:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  1. Электронный аукцион.
  2. Конкурсы в электронной форме — открытый, с ограниченным участием, двухэтапный.
  3. Запрос котировок в электронной форме.
  4. Запрос предложений в электронной форме.
  5. Закрытые электронные процедуры (могут проводиться по решению Правительства) — закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион.

Бумажные процедуры — конкурсы и запросы — остались прежними. Однако начиная с 2019 года проводиться они будут лишь в определенных случаях:

  • когда закупка проводится за рубежом;
  • когда проводится запрос котировок, и объектом являются некоторые товары и услуги — продовольствие, средства медпомощи, лекарства, топливо, гуманитарная помощь или услуги по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • когда проводятся отдельные виды закрытых процедур;
  • когда контракт заключается с единственным поставщиком;
  • если закупка входит в список, утвержденный Правительством.

Конкурентные и неконкурентные процедуры

При определенных условиях заказчик должен уведомить контролирующие органы о заключении контракта в обход конкурентной процедуре. Иногда ему следует обосновать выбор такого способа.

Когда применяются закрытые процедуры

Для выбора закрытого типа процедуры существует несколько оснований:

  1. Объект закупки связан в гостайной.
  2. Данные о государственных нуждах составляют тайну.
  3. Объектом выступают услуги по страхованию, транспортировке либо охране государственных ценностей — редких музейных коллекций, изданий, драгоценных камней и металлов.
  4. Закупаются водительские либо клининговые услуги для судей, судебных приставов.
  5. Проводится закупка в рамках гособоронзаказа.

Как выбрать

При планировании закупок на следующий год нужно помнить о приоритетах. С 1 июля 2019 года по умолчанию нужно будет проводить одну из электронных процедур. Бумажные можно будет объявлять только при наличии указанных выше оснований.

Если НМЦК менее 500 млн рублей, а из критериев оценки важна только цена, можно провести запрос котировок в электронной форме. Если товар входит в аукционный перечень, объявляется аукцион. В отдельных случаях подойдет запрос предложений в электронной форме (например, при закупке медпрепаратов или спортивного инвентаря). Приоритетным же способом является электроггый конкурс.

Это интересно:  Полисы ОМС: ограничений в оказании медпомощи не будет

Основные критерии выбора процедуры — в следующей таблице.

Таблица. Способы определения поставщика по 44-ФЗ и их выбор

Способ В каких случаях применяется Особенности
Конкурс
  • направить предложение
    заключить договор одному
    участнику;
  • принять предложение
    об условиях договора
    только от одного
    участника

Статья 84. Особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 84. Особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

1. Под закрытыми способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) понимаются закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион, при которых в соответствии с положениями статей 85 и 86 настоящего Федерального закона информация о закупках сообщается заказчиком путем направления приглашений принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документации о закупках ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок, в случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в случаях:

  • 1) закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
  • 2) закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
  • 3) заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;
  • 4) закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов;
  • 5) закупок федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 84.1 настоящего Федерального закона. Перечень указанных органов, учреждений и предприятий утверждается Правительством Российской Федерации.

3. Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление данных функций, за исключением закупок, предусмотренных пунктом 5 части 2 настоящей статьи. Согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. При этом срок такого согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления обращения о согласовании применения закрытого способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

4. Срок действия решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление согласования закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не должен превышать девяносто дней с даты его принятия до даты направления приглашений принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Статья написана по материалам сайтов: www.pro-goszakaz.ru, zakupki-kontur.ru, dogovor-urist.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий