+7 (499) 938-56-19  Москва

+7 (812) 467-37-83  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Управление экологической безопасностью и охраной окружающей природной среды

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

На предприятия всех видов собственности и предпринимателей законодательно возложены обязанности по обеспечению экологической безопасности, предусматриваются юридическая ответственность за соблюдение требований и норм по рациональному использованию, восстановлению и охране земель, вод, недр, лесов, других природных ресурсов, а также возмещение ущерба, компенсация отрицательного воздействия производства на природную среду. Успешное решение этих сложных задач невозможно без наличия целенаправленной системы управления охраной окружающей среды (СУОС).

СУОС является целевой комплексной подсистемой системы управления предприятием. Объектами управления в СУОС служат:

деятельность структурных и функциональных подразделений предприятия по использованию, восстановлению и охране природных ресурсов;

этапы разработки и изготовления продукции, на которых определяются ее экологические и гигиенические свойства;

все технологические этапы производства, при которых возможно появление продуктов и материалов, загрязняющих окружающую среду;

средства охраны окружающей среды.

Природоохранная деятельность эффективна, если она преследует конкретную цель — достижение определенного качества природной среды. Основные цели управления охраной окружающей среды состоят в следующем:

обеспечение экологической безопасности работников предприятия и населения;

выполнение норм и требований, ограничивающих отрицательное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду;

рациональное использование природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство.

Цели и задачи СУОС органично сочетаются с задачами предприятия в целом. Добиваясь экологического эффекта, рационального использования природных ресурсов, внедрения безотходных и малоотходных технологий, она одновременно обеспечивает повышение экономической эффективности производства, содействует решению социальных проблем. Нормативной и методической основой СУОС является комплекс законодательных и иных нормативных актов, государственных стандартов и других нормативно-технических документов в области охраны природы.

К основным направлениям природоохранной деятельности и управления охраной окружающей среды на предприятии относятся:

1. Повышение экологичности выпускаемой продукции, проведение экологической экспертизы и снятие с производства экологически опасной продукции.

2. Разработка и совершенствование технологических процессов в целях экономии природных ресурсов и сокращение негативного воздействия на окружающую среду. Внедрение экологически чистых производств и технологий. Экологическая экспертиза новой техники и технологии.

3. Уменьшение до регламентированного уровня или полная ликвидация загрязнения атмосферы, водных объектов, почвы и недр, энергетических загрязнений окружающей среды (шума, вибрации, излучений).

4. Строительство, оборудование и эксплуатация природоохранных объектов (очистных сооружений, утилизационных установок, оборотных систем водо- и воздухоснабжения и др.)

5. Организация работ по утилизации попутных и побочных продуктов, твердых производственных отходов.

6. Функционирование системы контроля качества окружающей среды. Экологическая паспортизация предприятий, производств и технологических процессов.

Основной формой деятельности органов управления пока является разработка мер по снижению отрицательного воздействия источников загрязнения на биосферу, по очистке вредных выбросов предприятий. В этом случае природоохранные мероприятия ориентируются на борьбу со следствием нерационального, сугубо экстенсивного роста производства при сохранении его природоразрушающей структуры. Такой путь в чистом виде» малоэффективен, так как использование очистных сооружений, установок помогает уменьшить в той или иной степени загрязнение окружающей среды, но не решает этой проблемы полностью.

Стратегическим направлением природоохранной деятельности является устранение самих причин загрязнения, что требует разработки и освоения ресурсосберегающих, малоотходных, а в перспективе и безотходных, экологически чистых технологий и производств. Такие технологии позволяют комплексно использовать исходное сырье, материалы и утилизировать максимум вредных для биосферы веществ. Этот путь охраны окружающей среды наиболее эффективен и экономичен.

Важное значение в обеспечении экологической безопасности производства имеет проведение экологической экспертизы новой техники, технологии и материалов, а также проектов на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение промышленных объектов.

Охрана природы при строительстве и эксплуатации промышленного предприятия заключается в осуществлении комплекса технических решений по рациональному использованию природных ресурсов и мероприятий по предотвращению отрицательного воздействия на окружающую природную среду.

Реализация основных направлений природоохранной деятельности в СУОС осуществляется посредством выполнения следующих функций управления:

планирования природоохранной деятельности;

контроля качества окружающей среды и функционирования СУОС (экологического аудита);

учета и анализа природопользования;

организации и стимулирования природоохранной, деятельности;

координации деятельности всех подразделений предприятия в области охраны окружающей среды.

В 1990 году промышленные предприятия приступили к экологической паспортизации. Целью ее является определение влияния предприятия на окружающую среду и контроль соблюдения им природоохранных норм и правил в процессе хозяйственной деятельности. Основные требования к построению и содержанию экологического паспорта промышленного предприятия установлены ГОСТ 17.0.04 -90.

Экологический паспорт?? промышленного предприятия представляет собой нормативно-технический документ, включающий данные по использованию предприятием ресурсов (природных, вторичных и др.) и определение влияния его производства на окружающую среду. Экологический паспорт?? включает следующие основные разделы:

общие сведения о предприятии;

краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия;

краткое описание технологии производства и сведения о продукции;

сведения об использовании земельных ресурсов;

характеристика выбросов в атмосферу;

характеристика сырья, используемых материалов и энергетических ресурсов;

характеристика водопотребления и водоотведения;

сведения о рекультивации нарушенных земель;

сведения об эколого-экономической деятельности предприятия.

Исключительно важным аспектом управления охраной окружающей среды являются оценка эколого-экономической эффективности природоохранной деятельности, формирование экономического механизма природопользования.

До настоящего времени природоохранная деятельность предприятий основывается на мерах административно-правового принуждения: установлении стандартов качества окружающей среды (ПДК, ПДС, ПДВ), нормативных экологических требований к проектированию и эксплуатации производственных объектов и системе государственного контроля за соблюдением этих норм и требований. В случае их невыполнения предусматривается привлечение виновных должностных лиц к административной, материальной и уголовной ответственности. Однако меры и масштабы наказаний далеко не соответствуют размерам ущерба, нанесенного природе, а следовательно, всей экономике. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности выражается пока что в частных мерах.

Эксплуатация природоохранных объектов и проведение мероприятий по охране окружающей среды связаны со значительными затратами. В силу значительного и все возрастающего объема природоохранных затрат важно определить оптимальные для каждого предприятия размеры и направления их использования, что требует проведения эколого-экономического анализа затрат и результатов природоохранной деятельности.

Оценка экономической эффективности природоохранных мероприятий преследует следующие задачи:

обоснование и выбор лучшего варианта технических решений, обеспечивающих выполнение экологических требований при проектировании предприятия, зданий и сооружений;

обоснование целесообразности проведения природоохранных мероприятий при реконструкции и техническом перевооружении действующего предприятия или отдельных его производств;

выявление оптимального объема, очередности проводимых природоохранных мероприятий;

оценка результатов и стимулирование природоохранной деятельности предприятия и его подразделений.

Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности

Экологическая ситуация в Ростовской области напрямую связана с тем, что она относится к промышленно развитым регионам с крупными предприятиями авиационного, машиностроительного, химического, сельскохозяйственного и жилищно-коммунального комплексов, а также предприятиями производства строительных материалов.

В целом для Ростовской области характерны те же экологические проблемы, что и для других субъектов ЮФО. К ним можно отнести: высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, особенно в крупных городах, нерешенные проблемы утилизации отходов производства и потребления, загрязнение водных объектов, деградация почвенного покрова, участившиеся в последнее время случаи выжигания сухой растительности, опустынивание земель.

В субъектах ЮФО, сопоставимых по уровню социально-экономического развития с Ростовской областью такие показатели, как выбросы в атмосферный воздух, имеют более высокие значения. В Ростовской области удельный выброс загрязняющих веществ на 1 человека составляет 166,8 кг/год, в Краснодарском крае – 168,8 кг/год, в Волгоградской области – 202,4 кг/год. [112]

По показателю «доля площади особо охраняемых природных территорий в общей площади субъекта» Ростовская область (2,2 процента) уступает Астраханской области (4,5 процента), Волгоградской области (8,6 процента), Республике Калмыкия (14,3 процента), Республике Адыгея (14,8 процента), Краснодарскому краю (23,3 процента). Лесистость Ростовской области ниже, чем в среднем по ЮФО.

При этом необходимо выделить территории с наиболее высокой экологической нагрузкой, как, например, Восточный Донбасс. Проблемы Восточного Донбасса характерны только для Ростовской области и во многом являются определенным риском для обеспечения экологической безопасности региона.

Особое место среди потенциально опасных с экологической точки зрения объектов занимает единственная на территории ЮФО Ростовская атомная станция. От должного уровня безопасности на данном объекте зависит экологическая безопасность не только Ростовской области, но и значительной части России, а также прилегающих территорий зарубежных стран.

Ключевые экологические проблемы в сфере охраны окружающей среды, водохозяйственного комплекса и обеспечения экологической безопасности Ростовской области включают в себя:

1. Экологические проблемы последствий реструктуризации угольной промышленности Восточного Донбасса.

Прежде всего, это связано с затоплением подземных горных выработок, подтоплением земной поверхности шахтными водами, вытеснением из техногенных пустот на поверхность вредных и опасных рудничных газов, возгоранием породных отвалов, образованием провалов земной поверхности и другими причинами. Площадь территории ликвидируемых шахт угледобывающего комплекса Восточного Донбасса составляет более 89 тыс. га.

Основными источниками загрязнения рек являются шахты: «Глубокая», «им. Красина», «им. Кирова», «№15 шахтоуправление «Несветаевское», «Комиссаровская», «Восточная», шахтоуправление «Краснодонецкое», «Тацинская». По ориентировочным данным полное затопление указанных шахт возможно к 2017 году. Кэтому времени и следует ожидать максимального проявления негативных процессов, сопровождающих затопление шахт.

2. Проблема утилизации отходов производства и потребления.

Из всех образующихся на территории области отходов производства и потребления используется и обезвреживается только 5,6 процента. Остальная часть размещается на полигонах и свалках, последние зачастую являются несанкционированными. Охват населения услугой по сбору и вывозу отходов составляет в среднем по Ростовской области всего 60 процентов. Во многих муниципальных районах данный показатель меньше 10 процентов. Для решения проблемы обращения с отходами производства и потребления необходима разработка комплексной системы управления отходами.

3. Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, особенно в крупных городах.

Анализ состояния атмосферного воздуха за последние годы выявил неуклонный рост объемов выбросов загрязняющих веществ. Ежегодно в области увеличивается количество автотранспорта и в настоящее время он является крупнейшим загрязнителем окружающей среды.

Объем загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от стационарных источников, составляет порядка 20 процентов от общего объема выбросов, а от автотранспортных средств – около 80 процентов.

По результатам мониторинга загрязнения атмосферного воздуха вредными примесями практически для всех крупных городов (Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Волгодонск, Шахты, Новочеркасск) характерно превышение над средними по стране уровнями загрязнения взвешенными веществами (пылью), оксидом углерода, окислами азота, формальдегидом. Уровень загрязнения воздуха бензопиреном, веществом первого класса опасности, во всех городах ниже среднего по стране, однако он везде превышает санитарно-гигиенический норматив качества.

Это интересно:  Учет транспортных расходов в смете

В трех городах Ростовской области: Азове, Новочеркасске, Ростове-на-Дону – уровень загрязнения воздуха очень высокий, в городе Волгодонске – высокий, в городах Таганрог и Шахты – повышенный, в городе Цимлянске – низкий. В остальных населенных пунктах области мониторинг за состоянием атмосферного воздуха не проводится.

4. Загрязнение водных объектов неочищенными и недостаточно очищенными сточными водами, заиление русел малых рек, абразия берегов водных объектов.

Практически все водоисточники Ростовской области как поверхностные, так и подземные, подвергаются антропотехногенному воздействию с различной степенью интенсивности, что подтверждается результатами многолетнего мониторинга загрязнения рек Ростовской области, водных объектов в зонах влияния шахт Восточного Донбасса и очистных сооружений области.

Максимальное антропогенное воздействие в Ростовской области приходится на реку Дон и малые реки, расположенные между реками Дон и Северский Донец, где сосредоточены основные промышленные центры, а также в зоне орошаемого земледелия. Уровень загрязнения воды по бассейну реки Дон колеблется от «умеренно-загрязненной» до «очень грязной». Основными загрязняющими показателями являются сульфаты, соединения железа, органические соединения, соединения магния, нефтяные углеводороды, соединения меди.

Причинами загрязнения водных объектов являются: сброс в природные водные объекты неочищенных, недостаточно очищенных и необеззараженных сточных вод с коммунальных, промышленных, сельскохозяйственных объектов, а также сброс без очистки ливневых, талых, шахтных, дренажных вод с оросительных систем, длительные сроки навигации, несоблюдение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.

В настоящее время состояние водных объектов области характеризуется активным заилением и зарастанием древесно-кустарниковой растительностью русел малых рек, наличием в них большого количества неинженерных сооружений. Это приводит к деградации водных ресурсов и невозможности их использования в качестве источников водоснабжения, снижает рыбохозяйственную значимость водоемов. Кроме того, в большинстве случаев заиление и зарастание русел водотоков не позволяет обеспечить безаварийный пропуск повышенных расходов паводковых вод и, как следствие, может привести к затоплению и подтоплению территорий 179 населенных пунктов Ростовской области. На сегодняшний день 89,7 тыс. жителей проживают на территории, подверженной негативному воздействию вод в результате неудовлетворительного состояния водоемов.

Разрушение берегов, вызванное природными явлениями и усилением антропогенной нагрузки на водоемы, является одной из важнейших проблем для Ростовской области. Указанные процессы формируют устойчивую опасность смыва и разрушения жилых и общественных зданий в более чем 40 населенных пунктах, ведут к потере значительных объемов площадей земельных угодий, загрязнению и заилению водных объектов.

5. Обеспечение сырьевых потребностей хозяйственного комплекса.

В настоящее время рост промышленного производства и особенно увеличение объемов жилищного и промышленного строительства привели к повышению спроса на местное минеральное сырье для строительной индустрии. Приоритетным является использование ранее не востребованных промышленностью видов сырья и расширение спектра применения нетрадиционных для Ростовской области видов полезных ископаемых (кремнисто-карбонатно-глинистые породы), что требует проведения работ по их разведке.

Особое положение занимают работы по поиску, оценке и разведке запасов подземных вод. Необходимость активного использования месторождений пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения обусловлена несоответствием санитарно-гигиеническим нормативам качества воды основных источников водоснабжения жителей Ростовской области – реки Дон и ее притоков. В ряде районов области, имеющих дефицит водных ресурсов, отсутствуют разведанные запасы воды питьевого качества.

Вместе с тем обеспечение эффективного, рационального использования минерально-сырьевых ресурсов требует постоянного совершенствования системы управления фондом недр путем создания надежной информационной базы о структуре недр и содержащихся в них полезных ископаемых, экологическом состоянии территорий ведения горных работ, возможностях безопасного использования минерально-сырьевых ресурсов и о состоянии запасов различных видов минерального сырья, управление которыми отнесено к полномочиям Ростовской области.

6. Сохранение биологического разнообразия.

Одним из наиболее актуальных направлений природоохранной политики России является сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого использования природных ресурсов. Его практическая реализация невозможна без существования эффективной системы особо охраняемых природных территорий. На территории Ростовской области расположены следующие особо охраняемые природные территории, тыс.га:

– государственный природный биосферный заповедник «Ростовский» – 9,4648;

– государственный природный заказник федерального значения «Цимлянский» – 44,998;

– 70 памятников природы областного значения – 20,473113;

– 6 памятников природы местного значения – 6,65;

– особо охраняемая природная территория местного значения «Зона сотрудничества с государственным природным биосферным заповедником «Ростовский» – 100 тыс. га.

Увеличение общей площади особо охраняемых природных территорий области возможно за счет создания новых и расширения существующих ООПТ. Мероприятия в рамках ведения Красной Книги Ростовской области относятся к наиболее эффективным мерам по организации охраны животного и растительного мира, сохранения и восстановления среды их обитания и произрастания.

7. Деградация почвенного покрова, выжигание сухой растительности. Недостаточность озеленения крупных городов.

Многолетние мониторинговые исследования земель сельскохозяйственного назначения неоспоримо доказывают, что многоотраслевое сельскохозяйственное производство оказывает значительное отрицательное воздействие на земельные ресурсы области и окружающую среду. На сельскохозяйственных угодьях наблюдается прогрессирующее распространение негативных процессов: водная эрозия, дефляция, дегумификация, засоление, осолонцевание, переуплотнение, переувлажнение, опустынивание, загрязнение радионуклидами, загрязнение тяжелыми металлами.

Актуальной проблемой для Ростовской области остается выжигание сухой растительности. Ежегодно на территории Ростовской области регистрируется около 5-7 тысяч случаев возгорания сухой растительности. Площадь выжигания составляет около 20 тыс. га ежегодно.

В крупных городах Ростовской области наблюдается нехватка озелененных территорий. Так, доля фактической обеспеченности зелеными насаждениями от нормативной обеспеченности зелеными насаждениями в городах Ростове-на-Дону, Таганроге, Новочеркасске, Азове, Батайска ниже 50 процентов.

8. Отсутствие системы экологического образования.

Экологической доктриной Российской Федерации в числе принципов государственной политики в области экологии определены открытость экологической информации, участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. При этом уровень экологической культуры и экологического сознания части населения области, включая руководителей хозяйствующих субъектов, остается довольно низким, что зачастую является причиной осуществления деятельности, негативно влияющей на состояние окружающей среды. С другой стороны, средствами массовой информации не всегда в полной мере обеспечивается предоставление населению объективной информации о состоянии окружающей среды.

Для решения указанных проблем необходимо формирование экологического сознания и повышение уровня экологической культуры населения области путем его информирования о состоянии окружающей среды и привлечения к участию в мероприятиях, направленных на охрану окружающей среды.

9. Размещение производственных сил с учетом экологической составляющей. Внедрение наилучших доступных технологий.

Размещение на территории области производственных объектов должно осуществляться с учетом экологических требований:

– учет наличия на территории области достаточного объема природных ресурсов (полезные ископаемые, водные ресурсы) для обеспечения производства;

– размещение производственных объектов вблизи объектов размещения отходов производства и потребления, или создание таких объектов как части производства;

– оценка возможности водоснабжения и водоотведения с помощью существующих инженерных коммуникаций или строительства сооружений, обеспечивающих водоподачу и очистку сточных вод;

– внедрение на производстве только наилучших существующих технологий. Особую актуальность данные вопросы принимают в связи со строительством 3-го и 4-го энергоблоков Ростовской АЭС. Также нерешенным остается вопрос воздействия на окружающую среду строительства канала «Евразия» или 2-й нитки Волго-Донского судоходного канала. При этом остается неясным вопрос достаточности водных ресурсов в бассейне Нижнего Дона.

10. Адаптация к изменяющимся климатическим условиям.

Для обеспечения безопасного и устойчивого развития Ростовской области в условиях изменяющегося климата необходимо принять превентивные меры для эффективного реагирования на опасные погодно-климатические явления и адаптации различных секторов экономики, населения и окружающей среды в условиях изменения климата.

На основании Экологической доктрины Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года №1225-р «Об экологической доктрине Российской Федерации», и принимая во внимание решение 20 заседания 4 созыва Законодательного собрания Ростовской области от 18 декабря 2009 года в рамках «правительственного часа» по вопросу «Об обеспечении экологической безопасности на территории Ростовской области», необходимо разработать концепцию экологической безопасности Ростовской области.

Для решения проблем, связанных с обращением отходов в Ростовской области, необходимо разработать региональную стратегию (концепцию) создания комплексной системы обращения с отходами и вторичными материальными ресурсами на краткосрочную и долгосрочную перспективу, создание экономически обоснованной и экологически безопасной системы санитарной очистки территории Ростовской области. Для этого в Ростовской области на первом этапе должны быть разработаны генеральные схемы очистки территорий населенных пунктов Ростовской области. На втором этапе планируется разработать научно-обоснованную концепцию обращения с отходами и вторичными материальными ресурсами в Ростовской области на период до 2020 года, на третьем – единую схему межмуниципального размещения природоохранных объектов комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами Ростовской области. На четвертом этапе предполагается разработать областную целевую программу «Управление отходами и вторичными материальными ресурсами Ростовской области». Одновременно рассматривается вопрос по созданию перерабатывающего комплекса в Октябрьском районе.

Стратегической целью в области экологии региона является сохранение природных комплексов, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности Ростовской области и России в целом.

Для реализации стратегической цели необходимо:

1. Обеспечить защищенность окружающей среды в условиях дальнейшего экономического развития посредством снижения негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в том числе за счет стимулирования внедрения наилучших доступных технологий.

2. Осуществить оценку состояния окружающей среды с целью принятия своевременных управленческих решений по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

3. Обеспечить защиту территории и населения Ростовской области от негативного воздействия вод, а также оздоровление экологической обстановки на водных объектах.

4. Обеспечить сырьевые потребности хозяйственного комплекса и создать условия для повышения эффективности использования недр Ростовской области.

5. Сохранить биологическое разнообразие.

6. Повысить экологическую культуру населения.

Это интересно:  Какая сплошная неподсудна

7. Ликвидировать объекты накопленного экологического ущерба.

Одним из важных шагов на пути решения обозначенных проблем является разработка концепции экологической безопасности Ростовской области на период до 2020 года.

Ожидаемые результаты и ключевые мероприятия по решению экологических проблем Ростовской области на период до 2020 года[113]

Обучение по охране окружающей среды и экологической безопасности

В 2015г. экологическое законодательство претерпело значительные изменения. Поменялись положения ряда нормативно-правовых актов: статьи законов «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «Об отходах производства и потребления», «Об охране атмосферного воздуха», а в октябре 2015г. Правительство Российской Федерации выпустило Постановление № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности». Соответствующие изменения вступают в законную силу поэтапно: с 1 января 2015, 2016, 2018, 2019 и 2020 гг.

Так, с 1 января 2016г. осуществление деятельности по транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов опасности без лицензии не допускается. До указанного срока все юридические лица и индивидуальные предприниматели, претендующие на получение лицензии (а также внесение изменений в действующую лицензию по установленным причинам) обязаны подать документы в Росприроднадзор, выполнив требования экологического законодательства. При этом, если лицензия была получена до 01.07.2015г. ее действие сохранится до 01.01.2019г.

Одним из требований к соискателю лицензии является наличие у лицензиата профессиональной подготовки на право работы с отходами I-IV классов опасности, отсутствие которой признается одним из грубейших нарушений при проведении лицензионного контроля у компаний, уже имеющих лицензию.

Подготовку лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности можно пройти в организации, имеющей лицензию на образовательную деятельность. Обучение проводится в соответствии с Приказом Минприроды России от 18 декабря 2002г. № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами» которым утверждена примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, согласованная с Минобрнауки России.

Следует отметить, что дополнительных требований к организациям, осуществляющим подготовку лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности, в том числе ведения Минприроды России реестра организаций, осуществляющих подготовку на право работы с отходами I-IV классов опасности, законодательством в области обращения с отходами и в сфере образовательной деятельности не предусмотрено.

Наряду с профессиональным обучением обращению с отходами существуют и другие курсы в области охраны окружающей среды (ООС) и экологической безопасности (ЭБ), прохождение которых так же обусловлено требованиями законодательства. Рассмотрим подробнее…

Виды обучения по ООС и ЭБ:

  1. Профессиональная подготовка лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности.
  2. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления.
  3. Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами I-IV классов опасности.
  4. Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб.

Принципиальные отличия различных видов обучения по охране окружающей среды и экологической безопасности

Обучение Контингент обучающихся лиц Документ, подтверждающий прохождение обучения Основание проведение обучения
Профессиональная подготовка лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности

Руководитель и работники организации, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами Свидетельство (сертификат) ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

п. 3 г) Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности» Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления

Руководители и специалисты организаций, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду Удостоверение о повышении квалификации ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами I-IV классов опасности

Руководители и специалисты, ответственные за деятельность по обращению с отходами I-IV классов опасности и допущенные к данной деятельности Удостоверение о повышении квалификации ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

п. 3 г) Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности» Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб

Руководители и специалисты экологических служб организаций, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду Удостоверение о повышении квалификации ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Итак, при изучении таблицы становится ясно, что профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами имеет принципиальные отличия от других представленных видов обучения, и главное из них — это документ, подтверждающий факт проведения подготовки, а именно, свидетельство (сертификат), а не удостоверение о повышении квалификации как у других. Объясняется данное различие, во-первых, положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и Постановления Правительства Российской Федерации «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», где четко сформулировано каким документом должна быть подтверждена профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами. Во – вторых, согласно Разъяснениям об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования (Письмо Минобрнауки России от 07.05.2014г, № АК-1261/06) профессиональная подготовка на право работы с отходами I-IV классов опасности не является реализацией дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (примечание, не путать с «подготовкой»), а следовательно факт проведения данного обучения и не может подтверждаться ни удостоверением о повышении квалификации, ни дипломом.

Обращаем внимание, что к освоению дополнительных профессиональных программ, допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное образование и (или) высшее образование, т. е. лица, имеющие квалификацию или, находящиеся в процессе ее получения, а допуск к освоению профессиональной подготовки на право работы с отходами I-IV классов опасности ограничивается законодательно закрепленными требованиями безопасности по допуску работы с опасными отходами, среди которых нет требований к уровню образования лица планирующего обучиться по программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, освоение которой и является допуском к данным работам.

Как выглядит документ, удостоверяющий факт проведения обучения

Форма и вид документа, подтверждающего факт проведения обучения образовательная организация определяет и утверждает на локальном уровне. Любой вид свидетельства (сертификата), удостоверения о повышении квалификации, заверенный подписью руководителя и печатью обучающей организации является легитимным.

В каком виде и в какие сроки проводятся обучения по ООС и ЭБ

Допускаются разные варианты освоения программ по ООС и ЭБ: очные – практические занятия, лекции, семинары, круглые столы, в том числе дистанционные формы (вебинары, онлайн трансляции, видеолекции) и заочные.

Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации от 16 до 250 часов, профессиональной переподготовки – свыше 250 часов) определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

Срок проведения профессиональной подготовки лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности регламентирован, т.к. определяется примерной программой утверждённой законодательством, и составляет 112 часов.

Содержание основных программ по ООС и ЭБ

Основные обязательные вопросы, освещаемые при проведении профессиональной подготовки лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности:

  1. Основы законодательства в области обеспечения экологической безопасности при работах по обращению с отходами в РФ.
  2. Обращение с опасными отходами.
  3. Нормирование воздействия отходов на окружающую среду.
  4. Информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами.
  5. Лабораторно-аналитическое обеспечение деятельности в области обращения с отходами.
  6. Экономические механизмы регулирования деятельности по обращению с опасными отходами.
  7. Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами.
  8. Контроль за деятельностью в области обращения с опасными отходами.
  9. Организация управления потоками отходов на уровне субъекта РФ, муниципального образования, промышленного предприятия.
  10. Организация обращения с ТБО.
  11. Транспортирование, использование, обезвреживание опасных отходов.
  12. Проектирование и эксплуатация объектов размещения отходов.

Примерные вопросы, освещаемые при проведении курса: «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления»:

  1. Российское законодательство в области экологической безопасности и ООС.
  2. Система государственного управления в области ООС. Государственный экологический контроль (надзор).
  3. Природопользование, охрана окружающей среды и экологическая безопасность.
  4. Система документации по вопросам ООС.
  5. Организация и проведение производственного экологического контроля на предприятии.
  6. Нормативные и качественные показатели состояния окружающей среды.
  7. Воздухохранная деятельность на предприятии.
  8. Порядок использование водных ресурсов.
  9. Безопасное обращение с отходами на предприятии.

Примерные вопросы, освещаемые при проведении курса: «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб»:

  1. Экологическое законодательство РФ.
  2. Государственный экологический контроль.
  3. Документирование деятельности по обеспечению экологической безопасности.
  4. Экологическая сертификация и стандартизация.
  5. Планирование мероприятий по ООС.
  6. Нормативы качества окружающей среды и нормативы предельно допустимых воздействий на ОС.
  7. Воздухохранная деятельность на предприятии.
  8. Безопасное обращение с отходами.
  9. Экономические методы регулирования в области ООС.
  10. Плата за негативное воздействие на ОС.
  11. Экологический ущерб и порядок возмещения ущерба.

Ответственность за отсутствие обучения

Отсутствие обучения по ООС и ЭБ во исполнение требований ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в соответствие со ст. 8.2. КоАП РФ влечет наложение административного штрафа:

  1. на граждан в размере до двух тысяч рублей;
  2. на должностных лиц — до тридцати тысяч рублей;
  3. на индивидуальных предпринимателей до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  4. на юридических лиц — до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Отсутствие обучения по ООС во исполнение требований ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в соответствие со ст. 8.1. КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа

  1. на граждан в размере до двух тысяч рублей;
  2. на должностных лиц — до пяти тысяч рублей;
  3. на юридических лиц — до ста тысяч рублей.

Ответственность за невыполнение лицензионных требований на осуществление деятельности в области обращения с отходами

В соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) влечет наложение административного штрафа

  1. на граждан в размере до двух тысяч пятисот рублей с возможной конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья;
  2. на должностных лиц — до пяти тысяч рублей с возможной конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья;
  3. на юридических лиц — до пятидесяти тысяч рублей с возможной конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), — влечет предупреждение или наложение административного штрафа

  1. на граждан в размере до двух тысяч рублей;
  2. на должностных лиц — до четырех тысяч рублей;
  3. на юридических лиц — до сорока тысяч рублей.

В соответствии со ст. 171 УК РФ осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, — наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

То же деяние совершенное организованной группой и (или) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Правовая охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности.

Правовое обеспечение экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности.

Экологические требования по обеспечению экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности, предъявляемые к хозяйствующим субъектам, деференциируются по стадиям хозяйственного процесса. До эксплуатационной, эксплуатационной и после эксплуатационной.

До эксплуатационной включается в себя размещение объекта проектирование и его строительства

Эксплуатационная стадия предусматривает важнейшие параметры экологической деятельности объекта (разрешение на выброс, установление нормативов выбросов и контроль за их исполнением).

После эксплуатационная стадия характеризуется 2 направлениями:

  1. Выпуском продукции.
  2. Размещением отходов.

Законом установлена, что лимиты за пользование природными ресурсами являются системой экологических ограничений по территориям и представляет собой установленные природопользователем на определенный период времени объемы предельного изъятия (использование природных ресурсов), выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов).

Важнейшей составной частью экономического механизма охраны окружающей среды является определение лимитов на пользование природными ресурсами, допустимых выбросов, сбросов.

Система экологических нормативов выбросов, сбросов регулируется Налоговым кодексом. Экологическим налогом облагаются объемы добываемых из природной среды ресурсов; объемы переработанных нефти и нефтепродуктов; объемы выбросов, сбросов загрязняющих веществ. Налог за пользование природными ресурсами состоит из платежей за добычу природных ресурсов в пределах установленных лимитов и сверх их за выбросы, сбросы загрязняющих веществ; в пределах установленных лимитов и сверх их за переработку нефти и нефтепродуктов. Лимиты устанавливаются Советом Министров, местными органами по согласованию на то с государственными органами. Лимиты на размещение отходов устанавливаются областными и Минским городским советом по согласованию с советом Министерства природы.

Теория и практика экологического права рассматривает плату за вредные воздействия на окружающую среду, как важнейшую составную часть экономического механизма охраны окружающей среды и как вид эколого-экономической ответственности.

Обязанность регулярно выплачивать установленные платежи за загрязнение как и экологический контроль входит в состав экологической правоспособности субъекта хозяйствования.

Порядок зачисления налога определяется ежегодно Законом «О бюджете». По традиции налог за добываемые ресурсы зачисляется в бюджеты областей, аза выбросы, сбросы – в республиканский бюджет.

Основные экономические требования к выпускаемой продукции содержатся в Законе «О защите прав потребителей». В ст.13 закона подчеркивается, что потребители имеют право на то, что бы использование приобретенного товара либо его хранение было безопасно для их жизни, здоровья и их имущества в течение установленного срока службы или срока годности.

Требования к товару такого рода являются обязательными и устанавливаются законодательством в нормативно-технической документации. В соответствии со ст.337 УК выпуск на товарный рынок либо реализация потребителем недоброкачественной продукции заведомо повлечь либо заведомо загрязненной … радионуклидами, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за те нарушения наказывается штрафом или занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом на срок до 6 месяцев (списать с кодекса).

В стране создана система экологической сертификации продукции и производств. Экологическая сертификация – это деятельность по подтверждению соответствия объекта сертификации природоохранным требованиям, установленным действующим в том числе и международным законодательством.

Основные цели и задачи экологической сертификации:

  1. Защита потребителей от приобретения, использования товаров, работ, услуг, которые опасны для окружающей среды.
  2. Предотвращение загрязнения окружающей среды при производстве использования и ликвидации всех видов продукции.
  3. Обеспечение экологической безопасности оборудования, технологических процессов.
  4. Внедрение экологически безопасных процессов оборудования и производств.

2 вопрос

Экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию предприятия в ст.29 закона, которая предусматривает, что у проектов объектов хозяйственной и иной деятельности должны быть материалы по воздействию на окружающую среду.

Размещение объекта – это определение конкретного месторасположения объекта в окружающей среде. В этой связи следует выделить земельное правоотношение, и эколого-правовое правоотношение.

Земельное правоотношение охватывает:

  1. Выбор земельного участка;
  2. Согласование порядка его изъятия;
  3. Предоставление земельного участка для размещения объекта.

Эколого-правовое правоотношение предусматривает контрольно-надзорную деятельность органов санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля и местных органов. Одновременно с размещением объекта рассматривается вопрос о его технико-экономическом обосновании и проектировании. На данной стадии законодательство требует проведение государственной экологической экспертизы.

На стадии строительства объекта основная экологическая задача заключается в обеспечении выполнения природоохранной части проекта сооружения объекта. Законодательством предусмотрены меры и гарантии экологических требований – система контрольно-надзорных органов:

  1. Авторский и технический надзор.
  2. Государственный санитарный надзор.
  3. Государственный строительный надзор.
  4. Государственный контроль за соблюдением норм экологической безопасности.

Приемка законченных строительством объектов является важнейшим промежуточным этапом в подготовке их в эксплуатацию. В процессе приемки вскрываются недостатки и нарушения.

Запрещается ввод в эксплуатацию объектов необеспеченных очистков и обезвреживанием отходов до уровня предельно допустимых нормативов.

В случае нарушении правил приемки председатель и члены комиссии в соответствии со ст.226 УК несут ответственность ограничения свободы до 5 лет и лишения свободы от 2 до 7 лет.

3 вопрос.

Транспортная деятельность – совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров, багажа всеми видами транспорта, а также транспортно-экспедиционная деятельность и другие транспортные работы и услуги, выполняемые на договорной основе или на других законных основаниях.

Объекты транспортной деятельности:

  1. Транспортные средства.
  2. Коммуникации.
  3. Территория транспортной деятельности.
  4. Системы управления движением.
  5. Сооружения и иное имущество, используемое для транспортной деятельности.

В соответствии с законом производители транспортных работ обязаны обеспечивать требования безопасности движения, соблюдать экологические и санитарно-гигиенические нормы, а также обеспечивать особые условия перевозки опасных грузов.

Согласно ст.948 ГК юридические лица и граждане, деятельность которых связаны с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источниками повышенной опасности, если не докажут, что вред возник в следствии ….

Связь является одной из основных частей хозяйственной и социальной инфраструктуры и предназначена для удовлетворения нужд государственных органов юридических и физических лиц в услугах электрической и почтовой связи.

Сеть электрической связи – это комплекс технических средств, обеспечивающих передачу и прием сигналов, отражающих звуки, изображение, письменный текст, знаки и сообщения любого рода по проводной, оптической, радиосистеме или иным электромагнитным системам.

Закон «О связи». Согласно этому закону радиочастотный ресурс представляет собой ограниченный природный ресурс, управлением использованием которого является исключительным правом государства.

Радиочастотный ресурс – это часть радиочастотного спектра, пригодная для передачи или приема электромагнитной энергии.

Радиоэлектронным средством связи является источником электромагнитного излучения и согласно закону при выполнении работ с источниками, ионизирующими излучение и других вредных воздействий, в том числе электромагнитных волн должны соблюдаться санитарные правила (ст.33 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

4 вопрос.

Отходы – это вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности и жизнедеятельности человека, но не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства (Закон «Об обращении с отходами»).

Отходы подразделяются на:

Обезвреживание отходов производства, их утилизация и размещение – одна из ответственных экологических обязанностей.

Под обезвреживанием отходов понимается обработка, захоронение, снижение опасных свойств отходов, их сжигание или иной вид уничтожения на специальных объектах или в специальных установках без их использования, приводящие к уменьшению или предотвращению их вредного воздействия на окружающую среды, здоровье человека, имущество юридических и физических лиц.

Утилизация отходов означает их обезвреживание с одновременным извлечением полезных продуктов и использованием как вторичных материальных или энергетических ресурсов.

Размещение отходов означает их хранение или захоронение в специально отведенных для этого местах.

Места складирования и захоронения определяется областными советами депутатов по согласованию скомпетентными органами (ст. 9,48 Закона «О местных органах управления и самоуправления»).

Размещение отходов является платным. Складирование или захоронение отходов применяется в зависимости от:

  1. Их происхождения (отходы производства и потребления).
  2. Их физического состояния (твердые и жидкие).
  3. Порядка обращения с ними (коммунальные и прочие отходы).
  4. Степени их опасности (опасные и неопасные).

Опасные подразделяются на классы. Класс определяется токсичностью. Государственный надзор и контроль осуществляет Министерство природы, министерство здравоохранения, министерство жилого хозяйства, МЧС.

По нашему законодательству мы не можем захоронить радиоотходы других государств.

Статья написана по материалам сайтов: infopedia.su, www.unitalm.ru, bip-ip.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector