ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Переживаемые страной глубокие формационные преобразования и обусловленная ими всесторонняя демократизация общества постепенно приводят к тому, что Конституция из способа закрепления строя абсолютного государства с характерной для него не ограниченной правовыми рамками властью становится законом правового государства,

власть которого ограничена суверенитетом народа и правами человека и гражданина, составляющими сферу индивидуальной автономии личности, свободную от произвольного вторжения государства, его органов и должностных лиц.

Под конституцией, несмотря на различие трактовок этого документа, понимают законодательный акт, которым определяются организация высших органов государства, порядок призвания их к отправлению своих функций, их взаимоотношения и компетенция, а также положение личности по отношению к государственной власти.

С формальной точки зрения конституция может совпадать с другими законами государства, но в практике современного конституционализма она обычно отличается от них по способу издания, внесения в нее изменений и дополнений, а юриспруденцией признается ядром правовой системы соответствующего государства.

Конституция обладает высшей юридической силой и тем самым поставлена над всеми иными законами и нормативными актами, определяет деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти. Это основной закон государства, но государство и право не представляют собой изолированную субстанцию, напротив, они являются именно результатом развития социальных связей, способом организации совместной деятельности людей, их взаимодействия во имя индивидуальной и социальной жизни. Конституция формирует основы правового режима общества, его политическое единство, определяет цели, функции, организацию и порядок деятельности государства и его органов, принципы взаимоотношений с гражданами.

Этим и обусловлена значимость толкования Конституции Российской Федерации, которое (ч. 5 ст. 125) отнесено к компетенции Конституционного Суда РФ. Именно Конституционному Суду предоставлено право интерпретировать волю народа, выраженную в принятом всенародным референдумом Основном Законе.

Конституционное закрепление этого права Суда означает, что никакой иной орган государственной власти в России – федеральный или субъекта Федерации – не может давать официального и обязательного для органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений толкования Конституции. Это исключительная прерогатива Конституционного Суда. Причем для конституционного права в силу недостаточной конкретности его основного источника и широты конституционных положений, допускающих различные интерпретации, толкование имеет приоритетное значение, чем в иных детализиро-ванно нормированных отраслях права.

Традиционно теория толкования акцентирует внимание на необходимость выяснения либо воли конституционного (и обычного) законо-

дателя, либо воли и смысла самой Конституции. Нет однозначного «рецепта», пригодного на все времена и для каждого случая, и в решениях Конституционного Суда.

В частности, если в Постановлении от 12 апреля 1995 г. по делу о толковании статей 103 (ч. 3), 105 (ч. 2 и 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), 117 (ч. З) и 135 (ч. 2) Конституции РФ Суд отдал предпочтение смыслу самой Конституции и признал, что положение об общем числе депутатов Государственной Думы, содержащееся в указанных статьях Основного Закона, следует понимать как число депутатов, установленное для депутатов Государственной Думы частью 3 статьи 95 Конституции, 450 депутатов, то в Постановлении от 20 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. предпочтение было отдано изначальному видению объема депутатских иммунитетов, из которого исходили создатели проекта Основного Закона 2 .

В силу этого толкование Конституции и ее норм требует в каждом конкретном случае тщательного анализа дословного текста толкуемого положения, источника его возникновения, места в системе Конституции, его смысла и цели.

Конституция РФ не содержит определения понятия толкования Конституции РФ, а в Законе 0 Конституционном Суде Российской Федерации» говорится лишь о «неопределенности в понимании положения Конституции», которая преодолевается толкованием Конституционного Суда.

Не обращался специально к этому вопросу и Конституционный Суд, но принятые им решения позволяют сделать вывод, что, по мнению Суда, сложившемуся на основании отечественной правовой доктрины, толкование Конституции и ее норм включает в свое содержание как уяснение, так и разъяснение смысла интерпретируемых норм.

Процесс толкования означает и познание конституционной нормы, т.е. интеллектуальную деятельность, не выходящую за рамки сознания самого интерпретатора, и разъяснение нормы, т.е. предметную деятельность Конституционного Суда по доведению до всеобщего сведения содержания конституционных норм и выраженной в них воли законодателя.

Такая предметная деятельность применительно к статусу Конституционного Суда всегда воплощается в письменных решениях – либо

См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 2, 3 С. 17-22.

2 См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1996. №2. С. 12-20.

по конкретным делам (и в этом случае речь идет о казуальном толковании), либо в итоговом Постановлении Конституционного Суда о толковании Конституции РФ, ее норм, которое согласно части 2 статьи 71 названного Закона обладает нормативным значением.

Глава XIV Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» регламентирует только порядок нормативного толкования, которое рассчитано на неоднократное применение и осуществляется в отношении широкого круга общественных отношений, являясь официальным и обязательным.

Таким образом, толкование Конституции РФ состоит в преодолел нии Конституционным Судом неопределенности в понимании ее положений, в выяснении объективного смысла и содержащихся в ней позитивных правовых принципов. По существу, толкование Конституции есть ее конкретизация.

Вопрос об объеме толкования (адекватном, расширительном, ограничительном), способах толкования (систематическом, филологическом, истррико-политическом, логическом), значении цели в толковании конституционной нормы (телеологическое толкование) не получил разрешения ни в Конституции, ни в Законе «О Конституционном Суде Российской Федерации». Однако некоторые требования к осуществляемому Судом толкованию Основного Закона в этих актах, а также в решениях самого Конституционного Суда сформулированы. В частности, согласно ч. 2 ст. 16 Конституции никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя России. Интерпретация всех последующих положений Конституции не может расходиться с нормами главы 1 Основного Закона и поэтому должна осуществляться в сопряжении с ними.

В связи с этим возникает требование о системности толкования, выявлении системообразующих связей конституционных норм и права в целом: субординации, координации, происхождении и т.п. В Послании Конституционного Суда Верховному Совету Российской Федерации «О состоянии конституционной законности в Российской Федерации» от 5 марта 1993 г. подчеркивалось, что «нельзя не учитывать, что Конституция есть единый документ и все ее положения должны рассматриваться во взаимосвязи, системно».

Конституционный Суд при толковании положений Основного Закона не должен ограничиваться только дословным изложением нормы, но и обязан оценивать ее контекст, а также место в общей системе конституционных норм. При этом любая конституционная норма должна интерпретироваться таким образом, чтобы избежать противо-

См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1993. № 2. С. 5.

речий с другими нормами Конституции, ибо все элементы Основного Закона находятся во взаимосвязанности и в рамках единой системы выполняют свою роль.

Отсюда следует также требование к Конституционному Суду: в процессе толкования Конституции с уважением относиться к позитивному праву, учитывая иерархию правовых норм и их многообразие. Речь идет о том, что Конституционный Суд в процессе толкования Конституции часто вынужден обращаться к содержанию иных законов – федеральных конституционных и федеральных, а также законов субъектов Российской федерации.

Это интересно:  Положение о приемочной комиссии от 25.01.2018 № 6

В последнем случае конституционные нормы выступают мерилом конституционности иных законов с точки зрения их содержания и соответствия защищаемым Основным Законом целям и ценностям. При этом закон не должен признаваться ничтожным, если его противоречие Конституции не является явным или его можно интерпретировать в соответствии с Конституцией.

Данное положение не противоречит праву Суда выводить способ объективного разрешения конституционного спора из общих начал и смысла Конституции РФ. Сказанное также означает, что закрепленные в главе 1 Основного Закона РФ принципы конституционного строя, в которых прежде всего выражены общие начала и смысл Конституции, приобретают в определенных ситуациях непосредственное регулирующее значение.

В связи с этим важным требованием к интерпретации конституционных норм Конституционный Суд также считает практическую согласованность и функциональную рациональность даваемого им толкования. Цели Конституции и функции органов государственной власти должны быть обеспечены соответствующими средствами и полномочиями, которые, возможно, не всегда текстуально воспроизведены в Конституции, но вытекают из нее или ею подразумеваются. К примеру, Постановлением Конституционного Суда по делу о проверке конституционности ряда правовых актов, принятых в связи с урегулированием вооруженного конфликта в Чеченской Республике, от 31 июля 1995 г. легализован новый для отечественной правовой доктрины и практики конституционного регулирования институт так называемых скрытых (подразумеваемых) полномочий главы государства, которые, по мнению Суда, вытекают из части 2 статьи 80 и других статей Конституции и которые легли в основу этих актов.

) См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 5. С. 10. Уместно отметить, что позиция Конституционного Суда, выраженная в указанном постановлении, вызвала резкие возражения некоторых судей, заявивших по данному делу особые мнения. См. там же. С. 25-26,46-47,59-60.

Суд не всегда может рассматривать дословный текст интерпретируемой нормы в качестве той границы толкования, которую невозможно преодолеть. Рациональное применение самой Конституции или принятого на ее основе закона может потребовать от интерпретатора выйти за пределы чисто грамматического толкования текста конституционной нормы.

Тем самым Конституционный Суд выполняет одновременно в известной мере правотворческую функцию, поскольку предлагает такие решения, которые связаны с дословным текстом Конституции весьма тонкими нитями. Данный подход и правотворчёская функция особенно отчетливо проявились в Постановлении Конституционного Суда о толковании статьи 136 Конституции от 31 октября 1995 г.

Как известно, Конституция РФ, регламентируя порядок внесения в нее поправок, в ст. 136 устанавливает, что поправки к главам 3–8 принимаются в порядке, предусмотренном для федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Суд пришел к выводу, что положения статьи 136 Конституции могут быть реализованы только в форме специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона. Согласно пункту 1 резолютивной части постановления, поправки в смысле статьи 136 Конституции Российской Федерации принимаются в форме особого правового акта – закона о поправке к Конституции Российской Федерации, который, как известно, не упоминается в тексте Основного Закона.

Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливает также, что его решения о толковании Конституции должны быть совместимы с другими решениями данного органа. Решение по делу о толковании Конституции не должно противоречить ранее принятым актам о толковании или решениям по конкретным делам, в которых дано казуальное толкование конституционных норм.

Если требование о совместимости между собой решений об официальном толковании Конституции является императивным, то требование о совместимости решений по конкретным делам представляется желательным, но не абсолютным. Согласно статье 73 указанного Закона, в случае, если большинство судей, участвующих в заседании одной из палат Конституционного Суда, склоняется к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в

1 См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 6.

ранее принятых решениях Конституционного Суда, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание.

Конституционный Суд в пленарном заседании может принять решение, не соответствующее ранее выраженной им позиции. Такое решение может быть обусловлено либо «поиском права», либо «превращением» Конституции, т.е. изменением Основного Закона без изменения его текста, либо внесением в Конституцию дополнений и изменений, влекущих к изменениям в нормативном содержании ранее интерпретированных конституционных положений, которые в силу этого нуждаются в новом осмыслении.

Толкование Конституции РФ, отдельных ее норм дается исключительно в пленарных заседаниях Конституционного Суда. Причем решение о толковании Конституции, в отличие от решений по иным делам, принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей. Это обусловлено как юридической, так и общесоциальной значимостью таких решений, а также возможными политическими последствиями. По мнению законодателя, данный порядок принятия решения о толковании Конституции и установленное комментируемой статьей большинство служит гарантией от интеграции Суда в текущий политический процесс.

Толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и объединений.

Официальный характер такого толкования заключается в том, что оно дается Конституционным Судом, уполномоченным на это частью 5 статьи 125 Конституции РФ, содержится в специальном акте (постановлении) и обязательно для всех субъектов права.

С момента провозглашения постановления Суда по делу о толковании неопределенности в понимании положений Конституции, которая стала предметом для обращения в Конституционный Суд, неопределенность считается преодоленной.

В отличие от официального, неофициальное толкование Конституции и ее норм, осуществляемое различными органами и должностными лицами, а также учеными и практическими работниками, гражданами, нередко обладая высоким авторитетом и воздействуя на общественное и индивидуальное правосознание и поведение субъектов конституционного права, юридических последствий не порождает.

Официальное толкование, даваемое Конституционным Судом, признается нормативным, ибо оно распространяется на всех субъектов правовых отношений и весьма широкий круг случаев, обязательно на

всей территории Российской Федерации, для зарубежных органов внешних сношений РФ, а также отечественных юридических и физических лиц, пребывающих за рубежом.

Любой правоприменитель обязан руководствоваться тем пониманием положений Конституции РФ, которое содержится в постановлении Конституционного Суда. Даваемое им толкование Конституции неотделимо от интерпретируемых положений Основного Закона. Толкование Конституции не ограничено временем, может в будущем дополняться или уточняться и разделяет судьбу истолкованной нормы или положения Конституции.

Решение Суда о толковании Конституции не влечет утраты юридической силы какими-либо актами или их отдельными положениями, как это происходит при принятии Судом решений по делам о конституционности нормативных актов, договоров, спорах о компетенции. Однако акты или отдельные их положения, основанные на противоречащей толкованию Конституционным Судом интерпретации конституционных норм, подлежат пересмотру издавшими их органами и должностными лицами.

Решение Суда о толковании Конституции может также являться основанием для судебного обжалования (в судах общей юрисдикции и арбитражных судах) соответствующих решений и действий, если при их вынесении или осуществлении органы и должностные лица руководствовались неправильной интерпретацией своих полномочий, не соответствующими толкованию Конституционным Судом норм о разграничении предметов ведения и полномочий.

Это интересно:  Карта москвича для студента — как получить и использовать

Содержание

Конституция обладает высшей юридической силой

В ст.15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание по сравнению с принципом ее верховенства.

Высшая юридическая сила Конституции РФ означает не только то, что законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Таким образом, высшая юридическая сила конституции выражает ее место в иерархии правовых актов, действующих в Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, являясь основным законом страны, позволяет ей устанавливать основные принципы и концепции развития российского общества, нормы его функционирования, определять и гарантировать основные права, свободы и обязанности человека и гражданина Российской Федерации, которые служат залогом развития демократичного правового общества. Коваленко А.И. Основы конституционного права Российской Федерации: учебное пособие А.И. Коваленко М., 2001. — с. 16.

Конституция РФ — база текущего законодательства

Конституция является ядром правовой системы России. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства. Текущее законодательство развивает предписания Конституции РФ, исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений.

Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества — устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

Принятие новой конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства

Наряду с этим, Конституция РФ часто предусматривает необходимость принятия нормативных актов, развивающих и реализующих ее положения. Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации. Монография. М.: Народный учитель, 2002. — с. 21. Так, Конституция РФ делает это следующими методами:

1. Прямо указывает виды федеральных конституционных законов или федеральных законов, требуемых для регулирования определенных вопросов.

Конституцией РФ предусмотрены следующие ФКЗ:

1) о порядке разрешения вопросов, связанных с принятием в РФ нового субъекта РФ, образованием в ее составе нового субъекта, изменением конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч.2 ст.65, ч.5 ст.66, ч.1 ст. 137 Конституции);

2) о принятии в состав РФ нового субъекта РФ (ч.2 ст.65; ч.1 ст.137);

3) об образовании в составе РФ нового субъекта РФ (ч.2 ст.65; ч.1 ст. 137);

4) об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч.5 ст. 66; ч. 1 ст. 137);

5) о государственных флаге, гербе и гимне РФ, их описании и порядке официального использования (ч.1 ст.70);

6) о референдуме РФ (п. в» ст.84);

7) о режиме военного положения (ч.3 ст.87);

8) о чрезвычайном положении (ст.88; ч.2 ст.56). В ч.1 ст.56 Конституции говорится о том, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Поскольку здесь нет прямых указаний, можно предположить, что это может быть отрегулировано как специальным ФКЗ, так и ФКЗ о чрезвычайном положении;

9) об Уполномоченном по правам человека (п. «д» ч.1 ст.103);

10) о порядке деятельности Правительства РФ (ч.2 ст.114);

11) о судебной системе РФ (ч.3 ст.118);

12) о Конституционном Суде РФ (ч.3 ст.128);

13) о Верховном Суде РФ (ч.3 ст.128);

14) о Высшем Арбитражном Суде РФ (ч.3 ст.128);

15) об отдельных частях судебной системы — об общих судах, арбитражных судах, о военных судах и др. (ч.3 ст.128);

16) о Конституционном Собрании (ч.2 ст.135).

Добавим к этому, что Конституция РФ конкретно предусматривает принятие многих федеральных законов, например федеральные законы «О гражданстве», «О военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О статусе столицы РФ», «О порядке выборов Президента РФ» и другие.

2. Использует указание на то, что определенные отношения регулируются федеральным законом, не называя конкретный по наименованию или содержанию акт.

Так, согласно ч.3 ст.36 Конституции РФ, закрепляющей право частной собственности на землю, «условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона». В принципе данный вариант применяется весьма широко в действующей Конституции РФ — гораздо больше, чем предшествующими основными законами, подчеркивая, что регулированию общественных отношений посредством формы «закона» отдается предпочтение перед иными видами нормативных актов.

3. Говорит о необходимости дополнительного регулирования общественных отношений либо закрепления гарантий для их участников в акте текущего законодательства, оставляя на последующее разрешение вопроса о виде акта и принимающем его органе.

Например, согласно ст.43 Конституции РФ, посвященной праву граждан на образование, Российская Федерация «устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты», ясно, что для этого необходим соответствующий нормативный акт.

Конституция РФ зачастую содержит такие формулировки статей, что из текста очевидна обязательность последующего текущего нормативного регулирования, обеспечивающего применение конституционной нормы. Так, согласно ст.46 Конституции РФ, «решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд», очевидно, что применение нормы без специального закона попросту невозможно.

Завершая рассмотрение данного аспекта, следует добавить что Конституция РФ во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом, подразумевая не акт в форме закона, а всю гамму правовых норм, необходимых для соответствующего случая. Например, ч.1 ст.35 Конституции РФ гласит: «Право частной собственности охраняется законом». Очевидно, что здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права.

3. Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченного на то органа законодательной власти.

Например, Конституционный Суд может признать закон, принятый Парламентом неконституционным, но отменить его может только сам законодательный орган.

По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Это интересно:  Куда можно пожаловаться на банк?

Законэто нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом законодательном порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы по своему значению, и прежде всего по юридической силе, делятся на основные и обыкновенные. Основные законы – это конституции.

1. Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет основополагающий характер.

Народ, являясь носителем суверенитета и единственным источником власти в правовом государстве, учреждает основы государственного и конституционного строя посредством принятия Конституции.

Она закрепляет основы общественно-экономического строя государства, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, основы организации и системы государственной власти и управления.

Именно поэтому положения Конституции имеют основополагающий характер для деятельности государства и общественных организаций.

2. Конституция является ядром системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.

Принципы и нормы Конституции определяют всю систему текущего законодательства, которое развивает ее положения. Конституция устанавливает сам процесс правотворчества: юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

3. Конституция обладает высшей юридической силой и верховенством.

Верховенство Конституции, в отличие от высшей юридической силы, утверждает подчинение деятельности всех государственных, общественных организаций, граждан принципам и нормам конституции.

4. Конституция, в отличие от текущего законодательства, характеризуется стабильностью.

Это свойство Конституции определяется тем, что она закрепляет основы общественного и государственного строя.

Стабильность Конституции (устойчивость, неизменность ее предписаний в течении длительного времени) обеспечивается особым, усложненным порядком ее пересмотра и внесения поправок (Глава 9 Конституции РФ).

Итак, Конституцияэто единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

В соответствии с Конституцией могут издаваться иные конституционные (органические) законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества (например, Закон о Конституционном Суде РФ).

Обыкновенные законы представляют собой акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества.

Обыкновенные законы по своей внутренней структуре делятся на текущие и кодифицированные. Все они, как уже отмечалось возникают и осуществляются в строгом соответствии с предписаниями Основного Закона, конкретизируя его положения.

Типичным примером текущего нормативного акта является закон о бюджете, который действует только в течение определенного года. Различного рода кодексы, уставы, положения, основы, представляют собой так называемые кодифицированные законы.

Кодекс(лат. codex – книга, пень) этоединый нормативно-правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права(гражданской, уголовной, земельной, и т. д.).

Кодекс является результатом сложной правотворческой деятельности, в ходе которой создается единый логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт.

“Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс – это как бы самостоятельное, развитое юридическое “хозяйство”, в котором должно быть “все”, что необходимо для юридического регулирования той или иной группы отношений – и общие принципы, и регулятивные институты всех основных разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т. д.

Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован.”

Структура Кодекса, как правило, складывается из двух элементов: общей и особенной части. Впервой – закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части кодекса.

Например, положения Общей части Уголовного кодекса РФ содержат принципы и задачи уголовного права, общие понятия и виды наказания, которые пронизывают своим влиянием весь свод уголовных норм Особенной части.

Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы. Они собирают воедино основные положения той или иной законодательной отрасли, а все иные нормативные акты данной отрасли “подстраиваются” к отраслевому кодексу.

Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, они подразделяются на материальные и процессуальные кодексы.

Важное значение имеет классификация законов по отраслям права: уголовные законы, законы о труде, финансово-кредитные законы, и т. д.

Кроме отраслевых, в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают в себя нормы административного, гражданского и иных отраслей права).

В федерациях особое место в системе источников права занимают так называемые федеральные законы.

Подзаконный актэто акт правотворчества, который основан на законе и не противоречит ему. Он призван конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям.

Как правило, все подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти. По сфере распространения и субъектам издания подзаконные акты подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

Конституция рф обладает высшей юридической силой

Конституция Российской Федерации

32), регламентированы основные правила проведения выборов Президента Российской Федерации (ст.

81) и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ст.ст.

Назовите основной закон Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Согласно статьи 90 Конституции России Президент издает указы и распоряжения.

Почему конституцию принято называть законом высшей юридической силы?

Таким образом главный политический документ государства возглавляет всю иерархию нормативных актов.

Именно в этом и проявляется высшая юридическая сила.

Закон высшей юридической силы отражает не только соотношение политических сил в обществе, но и соотношение всех социальных аспектов. Свойства Конституции заключаются в том, что она является основой для развития законодательства, определенного правопорядка.

Источники права в Российской Федерации

Конституция рф обладает высшей юридической силой

Под Конституцией РФ принято понимать основной закон обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы: общественного строя, государственного устройства, взаимоотношений между государством и личностью, основы организации и деятельности системы государственных органов РФ.

Конституция РФ отличается особыми юридическими свойствами, которые отличают ее от остального текущего законодательства.

Нормативно-правовые акты РФ

На первом месте стоят нормы конституции и приравненных к ней конституционных актов.

Например, во Франции Конституция 1958 г. — это всею лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующею Основною закона. В соответствии с преамбулой акта 195S г.

его частью являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

Закон, правовые акты и источники права

Должны быть одобрены 3/4 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и в течение 14 дней должны быть подписаны Президентом и обнародованы.

Конституция рф обладает высшей юридической силой

В главе 1 «Основы конституционного строя” изложены принципиальные положения относительно основ государственного и общественного устройства современной России. Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержит характерис- тику различных аспектов конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, studfiles.net, munh.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий