+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Тайные игры в штатное расписание

С 2009 года в стране идет медленное, но упорное возвращение косметологии в лоно официальной медицины, а значит, меняется порядок оказания медицинской помощи.

В том числе издаются нормативные акты и по поводу штатного расписания кабинета косметологии. Это всем уже известный Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 апреля 2012 г. № 381н Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология».

В приложении к приказу приводятся рекомендуемые штатные нормативы, отвечающие на вопрос, нужна ли медсестра в косметологии:

Количество штатных
единиц

не менее 1 должности

не менее 1 должности

не менее 0,25 должности

В разных случаях рядом с врачом может работать и выполнять предписания, то есть оказывать услуги по назначению врача, либо «медсестра по косметологии», либо «медицинская сестра по массажу».

Наличие в одном кабинете двух медицинских сотрудников встретило глухое сопротивление и со стороны работодателей, и со стороны самих работников.

Чем недовольны работодатели?

Увеличением количества работников, следовательно увеличением и отчислений в государственные страховые фонды.

Чем недовольны работники?

Тут придется сказать всю правду.

Поскольку долгое время медицинские сестры выполняли самостоятельно часть работ, которые однозначно считаются врачебными, им совсем не хочется отдавать клиентов и определенный заработок врачам. И вообще они за годы самостоятельной работы отвыкли от многовековых правил субординации в медицине.

Врачам в большей степени тоже не нужна медсестра по косметологии, нет желания делиться клиентами — это раз, не нужны посторонние при проведении процедур, потому что не все деньги за них поступают в кассу заведения, кроме того, молодые врачи-косметологи не умеют руководить средним медперсоналом, не обучены этому в вузе.

Предполагаю, что предыдущие абзацы вызовут неприятие в медицинской среде, не хочу обвинять всех огульно, но что есть, то есть.

Еще в 2011 году вопрос о том, нужна ли медсестра по косметологии в кабинете, был задан главному внештатному специалисту по дерматологии и косметологии Министерства здравоохранения и социального развития РФ, президенту общероссийской общественной организации «Российское общество дерматовенерологов и косметологов», академику РАМН, д.м.н, профессору Анне Алексеевне Кубановой.

Она ответила, что врач может работать один в кабинете, если возьмет на себя обязанности медсестры по косметологии.

Давайте посмотрим, что же это за обязанности медицинского персонала?

Они прописаны в приказе Министерства здравоохранения и социального развития № 541н от 23 июля 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

Нас интересуют должностные обязанности среднего медицинского персонала, работающего в клинике косметологии. Поскольку в справочник еще не внесены характеристики специалиста медсестры по косметологии, мы обращаемся к статьям общего характера:

Должностные обязанности медсестры:

Оказывает доврачебную медицинскую помощь, осуществляет забор биологических материалов для лабораторных исследований. Осуществляет уход за больными в медицинской организации и на дому. Осуществляет стерилизацию медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными. Ассистирует при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях. Проводит подготовку пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача. Обеспечивает выполнение врачебных назначений. Осуществляет учет, хранение, использование лекарственных средств и этилового спирта. Ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения. Руководит деятельностью младшего медицинского персонала. Ведет медицинскую документацию. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.

Медицинская сестра процедурной

Должностные обязанности медицинского персонала. Выполняет назначенные лечащим врачом процедуры, разрешенные к выполнению средним медицинским персоналом. Помогает при проведении манипуляций, которые имеет право выполнять только врач. Производит взятие крови из вены для исследования и отправляет ее в лабораторию. Обеспечивает учет и хранение лекарств группы А и Б в специальных шкафах. Обеспечивает соблюдение правил асептики и антисептики в процедурном кабинете при проведении процедур. Стерилизует инструментарий и материал. Составляет требования на получение инструментария, оборудования, медикаментов и перевязочного материала и получает их в установленном порядке. Ведет учетно-отчетную документацию. Контролирует санитарно-гигиеническое содержание процедурного кабинета. Обязанности медицинского персонала включают сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.

Кое-что нам не пригодится, например уход за больным на дому или просвещение близких родственников, но, в основном, все перечисленные должностные обязанности медицинского персонала обеспечивают процесс оказания медицинской помощи и необходимы к исполнению в кабинете косметологии в том числе.

То есть, прямо говоря, если врач не хочет, чтобы в кабинете работала медсестра по косметологии, и работодатель (владелец клиники) с ним в этом солидарен, значит он (врач) должен выполнять перечисленные выше обязанности самостоятельно. И эти обязанности должны быть внесены в приложение к трудовому договору в качестве общей должностной инструкции, на нее будут ориентироваться при регламентации порядка оказания медицинской помощи

Иначе как потом объяснить проверяющим органам, что в клинике никто не отвечает, например, за утилизацию медотходов после процедуры и асептику и антисептику?

И главный вопрос, на основании какого документа возможно возложить на врача все описанные выше обязанности и утвердить порядок оказания медицинской помощи?

Есть такой документ!

Это приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 марта 2012 г. № 239н «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала».

Респект всем, кто сквозь название приказа пробрался к этим строкам:)

Лица с высшим медицинским образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала при наличии диплома о высшем медицинском образовании по специальности, соответствующей требованиям к образованию, а также положительного результата сдачи экзамена, подтвержденного выпиской из протокола сдачи экзамена.

Экзамен проводится комиссиями, которые создаются образовательными центрами, имеющими государственную аккредитацию.

Для сдачи экзамена соискатель представляет заявление с приложением копии документа, удостоверяющего личность, диплома о высшем медицинском образовании.

Итак, что осталось сделать? Найти такую комиссию.

Либо привыкнуть к мысли, что врач-косметолог должен принимать пациента в сопровождении медсестры по косметологии.

Минздрав разрешает среднему медицинскому персоналу проводить инъекционные процедуры

Приказ Минздравсоцразвития № 381н разрешает среднему мед персоналу в косметологии проводить инъекционные процедуры по назначению врача. Никаких ограничений на обучение медсестер персонала инъекциям нет.

Могут ли люди со средним медицинским образованием изучать инъекционные методики в косметологии, в первую очередь, ботокс (диспорт) и контурную пластику?

Законодательство, которое регулирует этот вопрос, часто менялось, что породило массу слухов и предрассудков. Некоторые продавцы препаратов для инъекционных методик активно этими предрассудками пользуются, подогревая ажиотаж вокруг «эксклюзивных» и «доступных только врачам» методов.

К счастью, ситуация в области законодательства прояснилась.

Использование инъекционных методик в косметологии регулируется приказом Минздравсоцразвития № 381н.

Средний медицинский персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача-косметолога.

В документе также подробно расписаны обязанности врача-косметолога. Среди прочего, в списке указано: «Врач-косметолог. назначает медицинские процедуры для выполнения средним медицинским персоналом».

Это интересно:  Прочие прямые расходы включают

Эти две строчки – все, что говорит нам Минздрав по поводу применения инъекций в косметологии. Никаких запретов на применение инъекционных препаратов или методик средним мед. персоналом нет ни в одном официальном, опубликованном и зарегистрированном в Минюсте документе.

Приказ также устанавливает требования к квалификации среднего мед. персонала, работающего в сфере красоты: такие сотрудники должны пройти обучение по программе Сестринское дело в косметологии в объеме 288 часов, чтобы получить базовые знания в области косметологии.

Резюме: средний медицинский персонал может проводить инъекционные процедуры в косметологии. В штате салона красоты или клиники помимо медсестры, должен быть еще и врач, который проведет первичный осмотр пациента и назначит инъекции, но проводить процедуру средний мед персонал может уже самостоятельно.

Можно ли учить средний мед. персонал инъекциям?

Никаких ограничений на обучение среднего мед. персонала инъекционным методикам в косметологии нет ни в одном документе Минобразования или Рособрнадзора.

Закон об образовании гласит: учебное заведение может обучать слушателей согласно своей лицензии и приложению к ней.

Посмотрим на лицензии учебных заведений, для примера, возьмем лицензию Дома Русской Косметики (аналогичный анализ можете проделать с образовательной лицензией любого Института или учебного центра).

В приложении к лицензии указано 29 образовательных программ, в строчке 12 приложения указана программа: Повышение квалификации на базе среднего и высшего профессионального образования «Современные инъекционные методики в эстетической медицине».

Это означает, что данное учебное заведение может учить средний медицинский персонал инъекционным методикам.

Резюме: обучать средний медицинский персонал инъекциям могут те учебные заведения, у которых в приложении к лицензиям указаны соответствующие программы. Собираетесь учиться инъекциям – попросите показать вам лицензию на образовательную деятельность и приложение к ней, посмотрите, как называется программа, по которой вас будут учить.

Может ли средний мед. персонал покупать препараты для инъекций?

Препараты токсина ботулизма, филлеры и многие препараты для мезотерапии зарегистрированы как лекарственные средства. У их продавцов должна быть фармацевтическая лицензия.

Формально такие препараты могут продавать только клиникам и салонам красоты, врачам, либо по рецепту врача. Соответственно, среднему мед. персоналу нужно или работать в клинике, которая обеспечит его препаратом, либо сотрудничать с врачом.

В реальности политику продаж определяет конкретный дистрибутор препарата: некоторые фирмы вводят дополнительные, искусственные ограничения, продавая препараты только врачам дерматовенерологам или только врачам, посетившим платные мастер-классы в торговой компании.

Такие дополнительные ограничения грубо нарушают антимонопольное законодательство, если вы сталкиваетесь с такими случаями – можете смело подавать жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). ФАС рассматривает жалобы быстро, подать заявление можно онлайн на их сайте.

ПРИЕМ НА РАБОТУ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Право на заключение трудового договора появляется у медицинского работника при наличии соответствующего образования, квалификации и стажа работы.

Частью 1 ст. 64 ТК РФ установлен запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Причинами отказа в оформлении трудовых отношений могут выступать только обстоятельства, связанные с деловыми качествами соискателя (ч. 2 ст. 64 ТК РФ). Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 деловые качества – это способность физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).

Следовательно, работодатель может отказать в заключении трудового договора по итогам оценки состояния здоровья, уровня образования и опыта работы соискателя. О причине отказа работодатель обязан по требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, сообщить в письменной форме.

  1. Медицинские осмотры медработников

В соответствии с ч. 2 ст. 213 ТК РФ медицинские работники относятся к категории лиц, которые проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры.

Прежде чем заключить трудовой договор, работодатель должен убедиться в том, что работник может быть допущен к работе и последняя не противопоказана ему по состоянию здоровья.

В противном случае работодатель после получения медицинского заключения об имеющихся противопоказаниях к выполнению поручаемой работы вынужден будет принять одно из следующих решений (см. Определение Верховного суда РФ от 14.11.2007 N 83-Г07-7):

– прекратить трудовой договор согласно п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ – за нарушение установленных правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы;

– перевести работника на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья (ч. 1. ст. 73 ТК РФ).

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) и периодические медицинские осмотры (освидетельствования), а также порядок их проведения определяют следующие нормативные правовые акты:

– Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 695;

– Постановление Правительства РФ от 25.12.2001 N 892;

– Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 N 877;

– Постановление Правительства РФ от 13.10.1995 N 1017;

– Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 N 377;

– Постановление Правительства РФ от 18.05.2011 N 394;

– Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н;

Периодичность медицинских осмотров определяется в зависимости от отраслевой принадлежности медицинского работника.

Периодические медицинские осмотры проводятся: Периодичность осмотров (освидетельствований):
при наличии вредных и (или) опасных производственных факторов и работ не реже одного раза в два года
при наличии вредных и (или) опасных производственных факторов и работ (пять и более лет) один раз в пять лет
при работе с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов) – психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет
при оказании психиатрической помощи не реже одного раза в пять лет
в целях предупреждения распространения туберкулеза два раза в год – работники родильных домов;

один раз в год – работники лечебно-профилактических, санаторно-курортных учреждений

в целях предупреждения распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) перечень конкретных должностей и профессий работников, периодичность определяет руководитель учреждения, предприятия, организации
при выполнении ультразвуковых исследований не реже одного раза в год
при проведении лучевой терапии с использованием закрытых источников ионизирующего излучения ежегодно

Медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя, что следует из абз. 12 ч. 2 ст. 212, ч. 8 ст. 213 ТК РФ.

  1. Оформление трудовых отношений с медицинским работником

Трудовые отношения с медицинским работником возникают по общим правилам, установленным трудовым законодательством РФ.

При заключении трудового договора медицинский работник обязан предъявить следующие документы (ст. 65 ТК РФ):

– паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

– трудовую книжку (за исключением случаев поступления на работу впервые, оформления на условиях совместительства, утраты, повреждения трудовой книжки);

– страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (за исключением случаев поступления на работу впервые или утраты свидетельства);

– документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);

– документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки);

– справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (при поступлении на работу, к которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию). Справка выдается органами МВД России.

Дополнительно работники представляют заключение по результатам предварительного медицинского осмотра (ст. 213 ТК РФ, п. 12 Порядка проведения медосмотров, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н).

До подписания трудового договора медицинского работника необходимо ознакомить под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией и иными локальными нормативными актами, связанными с его трудовой деятельностью, коллективным договором (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Должностные инструкции разрабатываются на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих в сфере здравоохранения, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н.

В трудовом договоре с работником должны быть отражены обязательные сведения и условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ.

Прием на работу осуществляется строго на основании штатного расписания учреждения (организации), которое разрабатывается в соответствии с номенклатурами должностей и нормативами численности. Номенклатура должностей медицинских и фармацевтических работников утверждена Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н. При разработке расписания важно соблюдать соответствие наименования учреждения (организации), его подразделений и должностей специалистов требованиям нормативных документов. В противном случае возникает вероятность потери права работника на установление льгот и компенсаций, а также права на досрочное и льготное пенсионное обеспечение.

Ситуация из практики. Нужно ли менять должность “медсестра” на “медбрат” при приеме на работу мужчины?

В данной ситуации необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 и Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н.

В соответствии с указанными документами при приеме в медицинские организации лиц мужского пола наименование должностей “акушерка”, “медицинская сестра”, “санитарка”, “фасовщица” именуются соответственно “акушер”, “медицинский брат (медбрат)”, “санитар”, “фасовщик”.

Ситуация из практики. Вправе ли работодатель принять на работу медицинского работника для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей?

Ответ: Да, вправе при наличии у данного медицинского работника, в частности, высшего и (или) среднего профессионального образования, а у работодателя лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам. Не требуется лицензия, если работодателем является организация, входящая в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”.

Обоснование: Данные выводы следуют из совокупного анализа ч. 4 ст. 24 Закона N 323-ФЗ, п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ, п. 8 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (далее – Порядок), утвержденного Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н в соответствии с ч. 7 ст. 46 Закона N 323-ФЗ и п. 5.2.54 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ “Об инновационном центре “Сколково”, п. п. 1, 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково” (далее – Положение о лицензировании), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 99-ФЗ, Перечня, приведенного в приложении к Положению о лицензировании.

Отметим, что долгое время позиция официальных органов и судов по вопросу необходимости получения работодателем лицензии в приведенной ситуации оставалась неоднозначной. Однако в п. 8 Порядка, который подлежит применению с 01.05.2015 (т.е. с даты вступления в силу утвердившего его Приказа Минздрава России от 15.12.2014 N 835н), прямо установлено требование о наличии у работодателя такой лицензии, в том числе если предрейсовые и послерейсовые медосмотры проводит медицинский работник, состоящий в штате работодателя.

  1. Особенности работы по совместительству медработников

Особенности работы по совместительству медицинских и фармацевтических работников определены в соответствии:

– порядком, установленным Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

– Постановлением Минтруда России от 30.06.2003 N 41.

В Постановлении Минтруда России от 30.06.2003 N 41 закреплено, что в течение месяца по соглашению между работником и работодателем продолжительность работы по каждому трудовому договору не может превышать:

– для медицинских и фармацевтических работников – половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

– для медицинских и фармацевтических работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, – 16 часов работы в неделю;

– для врачей и среднего медицинского персонала городов, районов и иных муниципальных образований, где имеется их недостаток, – месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. При этом продолжительность работы по совместительству по конкретным должностям в учреждениях и иных организациях федерального подчинения устанавливается в порядке, определяемом федеральными органами исполнительной власти, а в учреждениях и иных организациях, находящихся в ведении субъектов РФ или органов местного самоуправления, – в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления;

– для младшего медицинского и фармацевтического персонала – месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.

При этом в нормативном акте приведен перечень работ, которые не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора (п. 2 Постановления). В него входят:

– проведение медицинской экспертизы с разовой оплатой;

– осуществление высококвалифицированными специалистами консультирования в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

– осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;

– работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.

Выполнение указанных работ возможно с согласия работодателя в основное рабочее время.

Отдельно оговорены условия выполнения работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности и в поселках городского типа.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.11.2002 N 813 продолжительность работы по совместительству медицинских работников составляет не более 8 часов в день и 39 часов в неделю.

Работа по совместительству на работах с вредными и (или) опасными условиями труда не допускается, если основная работа связана с такими же условиями. Поэтому при приеме совместителя на указанные работы необходимо запросить сведения с основного места его работы о режиме и условиях труда.

В здравоохранении часто используется внутреннее совместительство – работа по другому трудовому договору в пределах одного учреждения в свободное от основной работы время. Оплачивается такая работа пропорционально отработанному времени в пределах установленной ставки. Необходимо отличать внутреннее совместительство от совмещения должностей, когда работа по совмещаемой должности осуществляется в основное рабочее время и оплачивается по соглашению с работодателем.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 19 марта 2012 г. N 239н г. Москва «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 13 июня 2012 г.

Регистрационный N 24563

В соответствии с частью 5 статьи 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) приказываю:

Утвердить прилагаемое Положение о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала.

Министр Т. Голикова

Положение о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок допуска к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала в медицинских и фармацевтических организациях лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием.

2. Лица, не завершившие освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала при наличии академической справки (диплома о неполном высшем профессиональном образовании), подтверждающей освоение основной образовательной программы высшего медицинского или высшего фармацевтического образования в объеме и по специальности, соответствующим требованиям к образованию, установленным настоящим Положением, а также положительного результата сдачи экзамена по допуску к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала (далее — экзамен), подтвержденного выпиской из протокола сдачи экзамена.

3. Лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала при наличии диплома о высшем медицинском или высшем фармацевтическом образовании по специальности, соответствующей требованиям к образованию, установленным настоящим Положением, а также положительного результата сдачи экзамена, подтвержденного выпиской из протокола сдачи экзамена.

II. Требования к образованию

4. Лица, освоившие основную образовательную программу высшего медицинского образования по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело» или «Стоматология» в объеме трех курсов и более или имеющие диплом о высшем профессиональном образовании по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело» или «Стоматология», могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на следующих должностях среднего медицинского персонала:

медицинская сестра палатная (постовая);

медицинская сестра участковая;

медицинская сестра процедурной;

медицинская сестра перевязочной;

медицинская сестра приемного отделения;

медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;

5. Лица, освоившие основную образовательную программу высшего медицинского образования по специальности «Медико-профилактическое дело» в объеме 4 курсов и более или имеющие диплом о высшем профессиональном образовании по специальности «Медико-профилактическое дело», могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на следующих должностях среднего медицинского персонала:

помощник (врача-эпидемиолога, врача-паразитолога, врача по гигиене детей и подростков, врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача по радиационной гигиене);

6. Лица, освоившие основную образовательную программу высшего медицинского образования по специальности «Стоматология» в объеме 4 курсов и более или имеющие диплом о высшем профессиональном образовании по специальности «Стоматология», могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности в должности среднего медицинского персонала — гигиенист стоматологический.

7. Лица, освоившие основную образовательную программу высшего фармацевтического образования по специальности «Фармация» в объеме 4 курсов и более или имеющие диплом о высшем профессиональном образовании по специальности «Фармация», могут быть допущены к осуществлению фармацевтической деятельности в должности среднего медицинского персонала — фармацевт.

III. Порядок сдачи экзамена

8. К сдаче экзамена допускаются лица, не завершившие освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием (далее — Соискатели).

9. Экзамен проводится комиссиями по допуску лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала (далее — Комиссия).

10. Комиссия создается образовательной организацией, реализующей образовательные программы высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, имеющей государственную аккредитацию (далее — образовательная организация).

11. В состав Комиссии входят работники образовательной организации, образовательных организаций среднего медицинского и среднего фармацевтического образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья, представители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.

Персональный состав Комиссии утверждается руководителем образовательной организации, который является ее председателем.

Организация работы Комиссии и ведение делопроизводства осуществляется секретарем Комиссии.

12. Регламент работы Комиссии, сроки проведения и сдачи экзамена утверждаются руководителем образовательной организации.

13. Информационные материалы о сроках и перечне документов, необходимых для сдачи экзамена, месте и времени их приема, времени и месте проведения экзамена, порядке обжалования решения Комиссии размещаются в общедоступных местах в помещениях образовательной организации не позднее чем за две недели до даты проведения экзамена, а также на официальном сайте образовательной организации.

14. Для сдачи экзамена Соискатель представляет в Комиссию заявление с приложением копии документа, удостоверяющего личность, и документа (диплом о неполном высшем профессиональном образовании, академическая справка), подтверждающего освоение основной образовательной программы высшего медицинского или высшего фармацевтического образования в объеме, предусмотренном пунктами 4-7 настоящего Положения, или диплома о высшем медицинском или высшем фармацевтическом образовании.

15. На основании заявления Соискателя после установления соответствия уровня образования Соискателя, необходимого для осуществления медицинской или фармацевтической деятельности на выбранной должности среднего медицинского персонала, требованиям к образованию, установленным настоящим Положением, Комиссия устанавливает дату сдачи экзамена.

16. Экзамен сдается лично Соискателем на русском языке и включает:

тестовый контроль знаний;

оценку практических навыков;

17. Решение о сдаче экзамена принимается по результатам тестирования, собеседования и с учетом оценки сдачи практических навыков.

18. Комиссия принимает одно из следующих решений:

допустить к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствующей должности на 5 лет;

отказать в допуске к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствующей должности.

19. Повторная сдача экзамена проводится в сроки, определяемые Комиссией.

20. Результаты сдачи экзамена оформляются протоколом сдачи экзамена. Протокол сдачи экзамена подписывается председателем Комиссии, в его отсутствие — заместителем председателя Комиссии, а также членами Комиссии, принимавшими экзамен, и заверяется печатью образовательной организации.

21. Соискателю выдается заверенная в установленном порядке выписка из протокола сдачи экзамена.

Статья написана по материалам сайтов: www.cosmeticru.com, zakoniros.ru, rg.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector