+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 28 131-ФЗ — Публичные слушания, общественные обсуждения

1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта, — главой муниципального образования.

3. На публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

2.1) проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

3) утратил силу. — Федеральный закон от 29.12.2017 N 455-ФЗ;

4) вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.

4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

5. По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

6. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, публичные слушания и общественные обсуждения могут не проводиться по проектам муниципальных правовых актов и вопросам, решения по которым принимаются сходом граждан.

Части 1 и 2, абзац первый и пункт 1 части 3, часть 4 статьи 28 и статья 44 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2005 года. Открыть статью

Статья 28. Публичные слушания

Комментарий к статье 28 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

  1. Институт публичных слушаний является важным нововведением комментируемого Закона. Под публичными слушаниями понимают проводимые представительным органом местного самоуправления или главой муниципального образования заседания с участием жителей для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Правовую основу публичных слушаний в настоящее время составляют следующие нормативно-правовые акты:

1) Конституция РФ (ст. 130 закрепляет возможность осуществления местного самоуправления путем других форм прямого волеизъявления граждан);

2) комментируемый Закон (ст. 28);

3) законы субъектов РФ о местном самоуправлении;

4) уставы муниципальных образований;

5) постановления глав муниципальных образований и решения представительных органов местного самоуправления (например, решение Саратовской городской Думы от 28 июля 2006 г. N 8-55 “О Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Саратове”).

Часть 1 комментируемой статьи определяет в качестве цели проведения публичных слушаний обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования. По существу, в этой формуле определяются две основные цели:

– информирование жителей муниципального образования о наиболее важных вопросах, по которым предполагается принятие соответствующих решений органами и должностными лицами местного самоуправления;

– выявление мнения жителей по поводу как содержания этих вопросов, так и по поводу качества представляемых проектов решений.

Иногда к публичным слушаниям ошибочно относят депутатские слушания, которые традиционно проводятся на местном уровне. Несмотря на сходство между депутатскими слушаниями и публичными слушаниями, между ними есть определенные различия. В отличие от депутатских слушаний, которые являются формой деятельности представительного органа местного самоуправления, публичные слушания определяются федеральным законодателем как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления. У депутатских и публичных слушаний также разная правовая основа, различные требования к проведению процедуры и разный характер принимаемых в итоге решений. Порядок проведения депутатских слушаний регулируется, как правило, регламентом представительного органа местного самоуправления. Кроме того, о статусе публичных слушаний следует говорить как о публичных слушаниях всего муниципального образования, а не какого-либо органа или должностного лица местного самоуправления. Таким образом, можно сказать, что институты публичных слушаний и депутатских слушаний не тождественны между собой.

  1. С инициативой проведения публичных слушаний могут выступать следующие субъекты:

– население муниципального образования;

– представительный орган местного самоуправления или группа депутатов представительного органа местного самоуправления;

– глава муниципального образования.

Обращение населения муниципального образования (инициативной группы) с инициативой проведения публичных слушаний должно включать в себя:

а) обращение, подписанное установленным числом граждан либо протокол собрания отделения партии, профсоюза, общественного объединения, организации, предприятия, учреждения с указанием фамилий, имен и отчеств инициаторов проведения публичных слушаний, адресов их проживания, адресов и телефонов отделений общественных объединений, партий, организаций и другие сведения;

б) обоснование необходимости проведения публичных слушаний;

в) предлагаемый состав участников публичных слушаний;

г) информационные, аналитические материалы, относящиеся к теме публичных слушаний;

д) иные материалы по усмотрению инициаторов обращения.

Обращение направляется инициаторами проведения публичных слушаний в представительный орган муниципального образования либо главе муниципального образования. В случае если в муниципальном образовании образована консультационно-совещательная коллегия, обращение инициаторов проведения публичных слушаний направляется на заключение в коллегию. По результатам рассмотрения обращения представительный орган муниципального образования или глава муниципального образования могут назначить проведение публичных слушаний либо отказать в их проведении. Обращение инициаторов проведения публичных слушаний в представительный орган муниципального образования должно рассматриваться в присутствии его инициаторов на открытом заседании представительного органа. Для разрешения разногласий может быть предусмотрено создание согласительной комиссии из представителей инициаторов обращения и представителей органов местного самоуправления.

В случае если инициатива проведения публичных слушаний принадлежит представительному органу или главе муниципального образования, данные органы обязаны принять соответствующее решение.

Дату проведения публичных слушаний определяет их инициатор. В том случае, когда публичные слушания проводятся по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, слушания назначаются представительным органом муниципального образования. Соответственно, глава муниципального образования определяет дату проведения публичных слушаний, если они проводятся по его инициативе.

  1. В муниципальной практике впервые встречается форма непосредственной демократии рекомендательного характера, которая тем не менее обязательно должна проводиться по некоторым вопросам местного значения. Часть 3 комментируемой статьи закрепляет перечень вопросов, которые в обязательном порядке выносятся на публичные слушания:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав (в соответствии со ст. ст. 35, 44 комментируемого Закона устав муниципального образования принимается только представительным органом местного самоуправления, т.е. проект устава больше не может быть вынесен на местный референдум. В этой связи вводимая норма носит компенсаторный характер, так как позволяет жителям принимать участие в обсуждении основного нормативно-правового акта муниципального образования);

Это интересно:  Электронная регистрация ДДУ в Росреестре: сроки, плюсы и минусы

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении. Важность и значимость местного бюджета для муниципального образования требует обязательного участия жителей в его принятии и исполнении (см. комментарий к ст. 52);

3) вопросы градостроительства, а именно:

– проекты планов и программ развития муниципального образования;

– проекты правил землепользования и застройки;

– проекты планировки территорий и проекты межевания территорий (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ);

– проекты правил благоустройства территорий;

– вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства;

– вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства;

– вопросы реконструкции объектов капитального строительства;

вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

4) вопросы о преобразовании муниципального образования. Следует отметить, что вопросы изменения границ муниципального образования и преобразования муниципального образования решаются путем голосования граждан (см. комментарий ст. 24).

Исходя из понятия “преобразование муниципального образования”, раскрытого в ст. 13 комментируемого Закона, на публичные слушания в обязательном порядке должны будут также выноситься и такие вопросы, как:

– объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований (см. комментарий к ч. 3 ст. 13);

– объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменение границ иных муниципальных образований (см. комментарий к ч. 4 ст. 13);

– разделение поселения (см. комментарий к ч. 5 ст. 13);

– разделение муниципального района (см. комментарий к ч. 6 ст. 13);

– изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишения городского населенного пункта (города, поселка) статуса городского округа (см. комментарий к ч. 7 ст. 13).

Решение приведенных в комментируемой части вопросов раньше не требовало обязательного привлечения населения муниципального образования к их обсуждению. Введение данной формы будет способствовать активизации участия населения в осуществлении местного самоуправления и развитию демократии на местном уровне.

Некоторые уставы муниципальных образований несколько расширяют данный перечень. Например, согласно ст. 16 Устава г. Саратова от 18 декабря 2005 г. на публичные слушания также выносится проект генерального плана города, внесение в него изменений. Следует отметить, что исключать из перечня вопросов, рассматриваемых на публичных слушаниях, какие-либо вопросы нормативно-правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами нельзя.

При проведении публичных слушаний должен составляться протокол.

По итогам проведения публичных слушаний могут быть приняты резолюции, рекомендации и обращения:

– представительному органу муниципального образования;

– главе муниципального образования;

– жителям муниципального образования;

– органам государственной власти;

– предприятиям, учреждениям и организациям, расположенным на территории муниципального образования и т.п.

Рекомендации органов государственной и муниципальной власти могут содержать изложение и альтернативных точек зрения по обсуждаемому вопросу. Данные решения носят рекомендательный характер, т.е. не являются обязательными для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления.

  1. Учитывая сложность и значимость вопросов, подлежащих обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, для качественного и всестороннего их рассмотрения, выявления различных точек зрения населения, систематизации позитивных предложений и т.д. необходимо тщательно планировать и готовить публичные слушания с привлечением экспертов, специалистов, авторитетных жителей муниципального образования, представителей различных политических сил и общественных объединений.

В число мер, обеспечивающих надлежащую подготовку и проведение публичных слушаний, должны входить следующие:

– информирование населения о ходе подготовки публичных слушаний;

– привлечение экспертов и специалистов для выполнения консультационных и экспертных работ;

– анализ материалов, представленных инициаторами проведения публичных слушаний;

– подготовка заключений по представленным материалам;

– подготовка проектов решений, предлагаемых для рассмотрения на публичных слушаниях;

– заблаговременное информирование населения о времени и месте ознакомления заинтересованных жителей с материалами, выносимыми на публичные слушания, а также представление их жителям.

В случае если публичные слушания проводятся представительным органом муниципального образования, организация публичных слушаний должна возлагаться непосредственно на председателя представительного органа и соответствующие комитеты и комиссии представительного органа муниципального образования. В том случае, если публичные слушания проводятся главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, то организационные работы выполняют соответствующие структурные подразделения местной администрации.

В муниципальных образованиях с небольшой численностью населения подготовка публичных слушаний может проводиться с непосредственным участием заинтересованных жителей. В муниципальных образованиях с большой численностью населения целесообразно привлечь к организации публичных слушаний специально созданную для этого консультативно-совещательную структуру. Целесообразно, чтобы такая организационная структура была сформирована совместно представительным органом муниципального образования и главой муниципального образования, что обеспечило бы, по существу, приобретение ею статуса постоянно действующего консультативно-совещательного органа муниципального образования.

Демократический характер публичных слушаний обеспечивается в том числе и массовостью участия в них. Так, в публичных слушаниях вправе принимать участие:

– жители муниципального образования;

– депутаты представительного органа местного самоуправления;

– глава муниципального образования;

– должностные лица местной администрации;

– депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов РФ, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации и другие представители органов государственной власти;

– руководители муниципальных предприятий, учреждений и организаций;

– представители предприятий, учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной собственности, но расположенных на территории муниципального образования;

– представители общественных объединений;

– представители политических партий;

– представители религиозных и национальных организаций;

– председатели комитетов ТОС (см. комментарий к ст. 27);

– представители профсоюзных организаций;

– представители средств массовой информации и т.п.

В связи с демократическим характером публичных слушаний ч. 4 комментируемой статьи определяет ряд мер, направленных на организацию участия жителей в публичных слушаниях. Так, представительный орган муниципального образования должен:

а) либо в уставе муниципального образования, либо в ином нормативно-правовом акте определить порядок организации и проведения публичных слушаний (данный порядок может быть во многом аналогичен процедуре проведения заседания представительного органа местного самоуправления);

б) предусмотреть заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний (как правило, информация о дате и месте проведении депутатских слушаний, а также о вопросах, выносимых на них, публикуется в местных средствах массовой информации не менее чем за 10 дней до их проведения);

в) предусмотреть заблаговременное ознакомление жителей с проектом муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания (в публикуемой информации указывается место, время и ответственное лицо, которое обязано предоставлять проект муниципального правового акта и принимать все предложения от заинтересованных лиц по проблематике депутатских публичных слушаний);

г) обеспечить участие жителей муниципального образования в публичных слушаниях;

д) опубликовать (обнародовать) результаты публичных слушаний.

Для осуществления данных мероприятий необходимо тесное сотрудничество представительного органа муниципального образования со средствами массовой информации. В крупных муниципальных образованиях с развитой информационной сетью итоговые материалы публичных слушаний могут быть опубликованы в газетах, специальных и иных изданиях, представлены на радио и телевидении. По наиболее важным вопросам материалы и стенограмма публичных слушаний могут быть изданы отдельной брошюрой. В небольших муниципальных образованиях итоговые материалы публичных слушаний могут быть получены каждым жителем в установленном месте либо распространены по почте. В любом случае краткое изложение и итоговый документ публичных слушаний должен быть обнародован тем или иным образом не позднее чем через 10 – 15 дней со дня проведения публичных слушаний.

Население муниципального образования также через определенный период целесообразно информировать о результатах рассмотрения рекомендаций и обращений, принятых на публичных слушаниях, а также о тех мерах, которые приняты по результатам этих обращений. В случае принятия представительным органом или главой муниципального образования решения, противоречащего рекомендациям публичных слушаний, указанные органы обязаны опубликовать (обнародовать) мотивы принятия такого решения.

Это интересно:  Задачи совета безопасности рф

Материалы публичных слушаний в течение всего срока полномочий депутатов представительного органа и главы муниципального образования должны храниться в указанных органах, а по истечении этого срока сдаются на хранение в муниципальный архив. Срок хранения в муниципальном архиве материалов публичных слушаний определяется представительным органом муниципального образования и не может быть менее 4 лет.

Проведение работ по организации и проведению публичных слушаний требует не только организационных, информационных, аналитических, но и финансовых ресурсов на всех этапах.

Публичные слушания: правила и порядок проведения, документы и описание процедуры

Демократия, приходя в общество, приносит с собой определенные новшества, правила, нормы и принципы. Они меняют жизнь населения, делая ее более активной и интересной. Каждому гражданину полезно знать, что такое публичные слушания. Это инструмент влияния человека на государство. Им стоит пользоваться, когда понимаешь, как это правильно делать. Вы знаете? Нет? Давайте разберемся.

Определение

Понятие «публичные слушания» было законодательно оформлено в октябре 2003 года (в РФ). Оно относится к сфере местного самоуправления. Имелось в виду, что население муниципального образования должно принимать участие в обсуждении решений власти. В принципе, желание у граждан присутствовало, но не было механизма учета их инициатив. Его закрепили законодательно, выделив сферу политики для применения.

Таким образом, публичные слушания – это форма волеизъявления гражданского общества. Она не единственная. Существуют и иные формы образования обратной связи руководства муниципальных образований и населения. Особенность понятия «публичные слушания» в том, что при их проведении люди получают возможность влиять на принятие властных решений, участвовать в их формировании. При этом учитывается мнение основных групп населения, осуществляется поиск консенсуса, учет интересов разных слоев.

Какие вопросы должны рассматриваться публично?

Важной особенностью законодательного закрепления рассматриваемого механизма является то, что он принуждает власти советоваться с гражданами по темам, напрямую затрагивающим их жизни. Принять решение без учета мнения населения становится не то что невозможно, но проблематично. Тем более что о проведении публичных слушаний необходимо оповещать народ как можно шире. Данная норма закреплена в законодательстве. Выносятся же на обсуждение следующие вопросы:

  • правила жизни в муниципальном образовании (устав) и все изменения в них;
  • бюджет (доходы и расходы);
  • проекты программ, направленных на развитие, в которые планируется вложить средства;
  • все новшества, связанные с преобразованиями в данном регионе.

Этот перечень неполный. Законодательно закреплена возможность инициирования гражданами или главой муниципального образования рассмотрения иных проблем в порядке публичных слушаний. Кстати, часто люди задаются вполне понятным вопросом: а каким образом им организовать данный процесс, в какие двери стучаться? В первую очередь следует изучить устав муниципального образования. В него, согласно законодательству, должны быть внесены все нюансы проведения этой работы. То есть, чтобы понять, с какой стороны подойти к власти в регионе, нужно прочесть устав. После этого рекомендуется внимательно ознакомиться с действующим законодательством. Тогда станет понятно, как использовать описываемую форму взаимодействия власти с обществом во благо.

Немного о местном самоуправлении

Чтобы понять, для чего проводятся публичные слушания по проекту, следует иметь представление о форме организации муниципальной жизни. Руководит всем местная власть, избираемая, согласно основному закону, плебисцитом. Граждане реализуют свои права на участие в управлении, когда отдают свой голос за политические силы. Но на этом их участие в муниципальной жизни не ограничивается.

Механизм взаимодействия властных структур с народом включает в себя инициативы граждан, их самореализацию, организацию публичных обсуждений важных решений и контроль за их исполнением. Эти формы соответствуют нормам демократического устройства общества. Власти совместно с населением должны стремиться к внедрению их в жизнь. Конечно, это идеальная модель. На практике все значительно сложнее. К примеру, организаторы публичных слушаний сталкиваются с проблемами уже на этапе привлечения людей к своим мероприятиям. Но обо всем по порядку.

Об организации данной формы работы

Рассмотрим правовые принципы института публичных слушаний. Среди их основ законодательно закреплены таковые:

  • предмет слушаний – это, по сути, проекты муниципальных актов, темы которых закреплены законодательно и приведены выше;
  • субъекты инициирования данной формы работы – это население и представительный орган региона;
  • процедура подготовки и проведения, закрепленные уставом.

В указанном нормативно-правовом акте закрепляется открытость проведения обсуждений. Также там должна быть приведена пошаговая инструкция по их проведению. Все описывается понятно и доступно, чтобы граждане могли вникнуть в суть своих прав и обязанностей, чтобы не возникало разночтений. Взаимодействие власти с обществом должно иметь простой и строгий порядок. Публичные слушания для того и проводятся, чтобы донести до населения суть развития региона. Чтобы люди понимали, почему приоритет отдается тем или иным проектам, высказывали собственное мнение, отстаивали взгляды и позиции.

Классификация института публичных слушаний

Данный вид работы можно рассматривать с точки зрения ее функциональности, обязательности проведения, инициаторов, целеполагания и так далее. Существуют такие обсуждения, что затрагивают важные для всех вещи. Некоторые касаются лишь часто населения. К примеру, возьмем классификацию по функциям. Публичные слушания могут проводиться в формах:

  • участие населения в решении местных управленческих вопросов;
  • выявление мнения;
  • привлечения к решению государственных задач;
  • осуществления права на информацию.

Если рассмотреть подобную деятельность с точки зрения обязательности проведения, то увидим, какие именно вопросы нельзя решать без общественности. Они указаны в законодательстве. Так, публичные слушания по проекту бюджета должны быть проведены обязательно. К ним привлекаются широкие слои населения.

Назначение публичных слушаний

Перейдем к бюрократическим процедурам. Когда возникает необходимость проведения данного мероприятия, следует издать специальное распоряжение главы муниципального образования. В нем указываются:

  • тема;
  • точная дата проведения;
  • персональный состав организационного комитета, в который включаются представители и власти, и общественности.

Гражданам следует знать, что муниципалитет (представительный орган) рассматривает их инициативу на очередной сессии. Ее могут и отклонить. Законодательно закреплено, что если документ, в котором формулируется инициатива, подписало более пятисот граждан, то слушания назначаются в обязательном порядке. Конечно, это касается не всех вопросов. К примеру, публичные слушания по бюджету проводятся в обязательном порядке. Это мероприятие, согласно нормам действующего законодательства, нельзя отменить.

Порядок подготовки обсуждения

Всей предварительной работой занимается оргкомитет. Его формируют в течение трех дней с момента принятия инициативы (вынесения решения). Оргкомитет собирается, выбирает председателя, вырабатывает план действий. Проанализировав тему слушаний, этот орган предлагает руководителю муниципалитета назначить ответственной за мероприятие то или иное структурное подразделение исполнительной власти. Кроме того, определяется круг лиц, привлекаемых к организации подготовки повестки дня и ее вопросов.

Здесь необходимо понимать, что любая тема должна быть обеспечена экспертными оценками, при ее рассмотрении следует учесть общественное мнение. То есть слушания готовятся широким кругом специалистов, которыми руководит оргкомитет. Обнародуется информация о проведении публичных слушаний за сорок дней до даты мероприятия. Эта обязанность закреплена законодательно за оргкомитетом. Все нюансы соблюдения порядка, приглашения населения и специалистов, подбора помещения и так далее тоже ложатся на плечи его членов. В их обязанности также входит ведение документации по учету экспертов и их мнений, подготовке итогового документа.

Порядок проведения публичных слушаний

Мы подошли к организации самого мероприятия публичных слушаний. Перед его началом всех участников регистрируют. Ведущий обязан огласить присутствующим тему обсуждения. Далее общим голосованием определяется регламент мероприятия. Только после этого слово предоставляется экспертам в порядке подачи предложений в итоговый документ. По окончании каждого выступления ведущий обязан дать возможность участникам мероприятия задать очередному оратору вопросы. Кроме того, в его обязанности входит поинтересоваться, не изменил ли эксперт своего мнения. После всех выступлений проводится корректировка итогового документа с учетом результатов прений. Ведущий информирует присутствующих, что они имеют возможность внести дополнительные предложения в течение семи дней.

Публикация итогового документа

Этой работой также занимается оргкомитет. Еще семь дней принимаются дополнительные предложения, которые оформляются отдельно от итогового документа. Последний по истечении указанного срока публикуется в местных СМИ, на официальных интернет-ресурсах. Все материалы публичных слушаний передаются главе муниципального образования для дальнейшей работы. Власти обязаны учитывать решение общественности при принятии решений по обсужденному вопросу.

Это интересно:  Налог на самозанятых граждан

Публичные слушания

Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает широкое вовлечение населения в консультативные процедуры, используя которые, органы местного самоуправления смогут более полно учитывать интересы населения при принятии тех или иных решений. В качестве одной из таких процедур Федеральный закон вводит публичные слушания.

Согласно ст. 28 данного Федерального закона публичные слушания проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Несмотря на консультативное значение результатов публичных слушаний, использование данной процедуры при рассмотрении ряда вопросов Федеральный закон определяет как обязательное. К таким ситуациям относится обсуждение:

  • – проекта устава муниципального образования, а также проекта решения представительного органа местного самоуправления о внесении в него изменений и дополнений;
  • – проекта бюджета муниципального образования и отчета о его исполнении;
  • – проектов планов и программ развития муниципального образования;
  • – проектов правил землепользования и застройки и проектов о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
  • – проекта генерального плана муниципального образования и проекта о внесении изменений в генеральный план;
  • – проектов планировки территорий и проектов межевания территорий;
  • – вопросов предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
  • – вопросов о преобразовании муниципального образования.

На публичные слушания могут быть вынесены проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, а также иные вопросы, определенные законодательством. В соответствии с ч. 4 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Законом устанавливается исчерпывающий перечень требований к правовому акту, регламентирующему проведение публичных слушаний: он должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний; жители должны иметь возможность ознакомиться с проектом муниципального правового акта; должны быть приняты также все необходимые организационные меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования; наконец, результаты слушаний должны публиковаться (обнародоваться).

Публичные слушания проводятся как на всей территории муниципального образования, так и на ее части. В публичных слушаниях могут участвовать лица, имеющие право осуществлять местное самоуправление в муниципальном образовании и составляющие в соответствии с его уставом население данного муниципального образования (или его часть). Сроки, дата, время и место проведения публичных слушаний определяются уставом муниципального образования или специальным муниципальным правовым актом. Источником финансирования расходов, связанных с организацией и проведением публичных слушаний, является бюджет муниципального образования, если иное не установлено законодательством.

Инициаторами проведения публичных слушаний могут быть:

  • – население муниципального образования;
  • – представительный орган местного самоуправления;
  • – глава муниципального образования.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа местного самоуправления, назначает представительный орган; слушания, проводимые по инициативе главы муниципального образования, назначает он сам.

В целях выдвижения инициативы о проведении публичных слушаний создается группа граждан, обладающих избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления, в количестве, определяемом муниципальным правовым актом. Инициативная группа направляет обращение о проведении публичных слушаний в представительный орган муниципального образования, который вправе отказать в назначении публичных слушаний по инициативе населения в случаях, если:

  • – не соблюден порядок выдвижения инициативы о проведении публичных слушаний;
  • – предмет регулирования предлагаемого к вынесению на публичные слушания проекта правового акта не относится к вопросам местного значения либо вынесение на публичные слушания предлагаемого вопроса не предусмотрено законодательством;
  • – по проекту правового акта, иному вопросу, предлагаемому к вынесению на публичные слушания, данные слушания уже назначены по инициативе иного субъекта;
  • – ранее проводились публичные слушания по проекту правового акта, регулирующему тот же вопрос.

Представительный орган муниципального образования, рассмотрев обращение инициативной группы, принимает решение по существу и информирует о нем инициативную группу.

Процедура проведения публичных слушаний, как правило, проводится в той же форме, что и собрание граждан. Она включает регистрацию участников, избрание председательствующего и иных органов и лиц (счетной комиссии, секретаря), утверждение повестки, обсуждение и принятие решения. При этом обычно вводится правило о том, что при наличии свободных мест в помещении, где проводятся слушания, заинтересованным лицам, не являющимся участниками слушаний, не может быть отказано в участии в слушаниях. Председательствующий ведет слушания и следит за порядком обсуждения вопросов повестки дня слушаний. Информационные материалы к слушаниям, проекты рекомендаций и иных документов, которые предполагается принять по результатам слушаний, включая проекты муниципальных правовых актов, готовятся инициаторами слушаний. Продолжительность слушаний определяется характером обсуждаемых вопросов. Председательствующий па слушаниях вправе принять решение о перерыве в слушаниях и их продолжении в другое время.

По результатам публичных слушаний могут приниматься итоговые и организационные документы. Итоговыми документами публичных слушаний являются протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний. Организационными документами являются протоколы счетных комиссий об итогах голосования, письменные предложения по повестке дня и т.п.

Итоговые документы публичных слушаний направляются органу местного самоуправления, должностному лицу, проект правового акта которого был вынесен на публичные слушания (к компетенции которого относится решение вопроса, вынесенного на публичные слушания). Указанные субъекты учитывают их при принятии (издании) проекта правового акта (решении вопроса). Кроме того, итоговые документы направляются органу местного самоуправления, назначившему публичные слушания. Результаты публичных слушаний, как уже отмечалось, в силу требований Федерального закона № 131-ФЗ подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для опубликования (обнародования) правовых актов муниципального образования. Орган местного самоуправления, назначивший публичные слушания, обеспечивает хранение итоговых документов публичных слушаний и организационных документов, связанных с проведением публичных слушаний. Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер.

Следует также отмстить, что помимо норм Федерального закона № 131-ФЗ вопросы проведения публичных слушаний регулируются и положениями другого федерального акта – ГрадК РФ, который содержит ряд дополнительных требований к проведению публичных слушаний, касающихся вопросов градостроительной деятельности. Так, согласно ч. 2 ст. 39 ГрадК РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Для обсуждения данного вопроса вводятся особые субъекты публичных слушаний:

  • – граждане, проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение;
  • – в случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

В подготовке и проведении публичных слушаний участвует особый субъект – комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки (коллегиальный орган, в состав которого на условиях равного представительства входят представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления). Она информирует участников о проведении слушаний, ведет учет предложений и замечаний, включает их в протокол публичных слушаний. Для проведения данного вида публичных слушаний устанавливается особый срок: один месяц с момента опубликования сообщения. Итогом таких публичных слушаний является заключение по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, подлежащее официальному опубликованию и являющееся одним из документов, необходимых для предоставления собственно разрешения.

Статья написана по материалам сайтов: zakoniros.ru, businessman.ru, studme.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector