+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 23 129-ФЗ — Отказ в государственной регистрации

1. Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) предусмотренном пунктом 3 статьи 13.1, пунктом 2 статьи 20, пунктом 4 статьи 22.1, пунктом 5 статьи 22.2 настоящего Федерального закона;

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;

з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом ж» пункта 1 статьи 14, подпунктом «г» пункта 1 статьи 21, подпунктом «в» пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона;

и) получения в соответствии с подпунктом «в» статьи 21.2 настоящего Федерального закона от органа регистрации прав информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе;

к) несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;

л) получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;

м) если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;

н) если физическое лицо — учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;

о) если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

п) если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

р) при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;

с) неисполнения юридическим лицом в процессе реорганизации обязанности уведомить кредиторов в соответствии со статьей 7.1 и пунктом 2 статьи 13.1 настоящего Федерального закона;

т) неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;

у) неисполнения юридическим лицом при уменьшении уставного (складочного) капитала обязанности уведомить кредиторов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;

ф) если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:

владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц;

имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;

являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом «в» или «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;

являющихся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющими не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом «в» или «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;

х) несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации;

ц) представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 настоящего Федерального закона;

ч) представления документов, содержащих недостоверные сведения.

1.1. Наличие судебного спора или третейского разбирательства о размере доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, не является основанием для отказа в государственной регистрации.

2. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в государственной регистрации принимается в срок, предусмотренный для государственной регистрации.

4. Решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по включенному в соответствующий государственный реестр адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов в регистрирующий орган.

При направлении документов в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлении документов непосредственно в регистрирующий орган, направлении документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, регистрирующий орган по запросу заявителя выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и представившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу) составленный регистрирующим органом на бумажном носителе документ, подтверждающий содержание решения об отказе в государственной регистрации в форме электронного документа.

В случае представления документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта. Кроме того, регистрирующий орган в установленный абзацем первым настоящего пункта срок направляет решение об отказе в государственной регистрации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в многофункциональный центр. По запросу заявителя многофункциональный центр выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и представившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру) составленный многофункциональным центром на бумажном носителе документ, подтверждающий содержание электронного документа, полученного многофункциональным центром от регистрирующего органа.

В случае представления документов в регистрирующий орган по просьбе заявителя нотариусом решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта. Кроме того, регистрирующий орган в установленный абзацем первым настоящего пункта срок направляет решение об отказе в государственной регистрации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, нотариусу. По просьбе заявителя нотариус выдает полученный от регистрирующего органа документ заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности или представленной нотариусу лично заявителем доверенности в простой письменной форме) в форме документа на бумажном носителе на основании удостоверения равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу в соответствии с законодательством о нотариате.

Информация о принятии регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети «Интернет».

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 241-ФЗ.

6. В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации по основаниям, предусмотренным подпунктами «а», «ц» пункта 1 настоящей статьи, необходимые для государственной регистрации документы могут быть представлены в регистрирующий орган в соответствии с пунктом 7 статьи 9 настоящего Федерального закона.

7. Заявитель после устранения причин, которые послужили основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии с подпунктами «а», «ц» пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, в течение трех месяцев со дня принятия регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации по указанным основаниям, если такое решение не отменено, вправе дополнительно однократно представить необходимые для государственной регистрации документы без повторной уплаты государственной пошлины. При этом заявитель вправе не представлять повторно документы, которые имеются у регистрирующего органа в связи с принятием указанного решения об отказе в государственной регистрации. Открыть статью

1. За необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 настоящего Федерального закона, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного настоящим Федеральным законом, а также незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом документов должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Открыть статью

Содержание

Это интересно:  Санкции страховщиков: чем грозит езда без ОСАГО?

Отказ в государственной регистрации юридического лица

Основания для отказа в регистрации юридического лица

Перечень оснований для отказа в регистрации юридического лица является исчерпывающим. Эти основания перечислены в п. 1 ст. 23 закона «О госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон «О госрегистрации»), среди которых в т. ч. следующие:

  • непредставление в регистрирующий орган необходимого комплекта документов (см. статью «Какие документы нужны для регистрации юридического лица?»);
  • направление документов в ненадлежащий регорган;
  • участие юрлица, данные которого подаются в регорган, в реорганизации или принятие в отношении него решения о ликвидации;
  • несоблюдение установленной формы подаваемых документов;
  • подписание заявления о регистрации организации или внесении изменений в ЕГРЮЛ лицом, не обладающим соответствующими полномочиями;
  • выход из общества всех участников или единственного участника;
  • несоответствие названия организации предписаниям законодательства;
  • поступление до завершения процедуры госрегистрации в регорган судебного акта, содержащего запрет на проведение указанных регистрационных действий, и т. д.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В статье нами приведен неполный список оснований для отказа в регистрации юридического лица. С полным перечнем можно ознакомиться в ст. 23 закона «О госрегистрации».

Кроме того, с 01.10.2018 он будет дополнен еще 2 пунктами, согласно которым ФНС сможет отказать в госрегистрации, если заявитель (п. 12 ст. 1 закона «О внесении изменений. » от 30.10.2017 № 312-ФЗ) представит документы:

  • составленные с нарушением требований к оформлению (на практике данное обстоятельство уже квалифицируется как основание для отказа в процедуре, см. п. 1.1 письма ФНС России «О направлении. » от 06.07.2017 №ГД-4-14/13154@);
  • содержащие недостоверные сведения.

Действия регистрирующего органа при отказе в государственной регистрации юридического лица

Решение об отказе в проведении данной процедуры может быть вынесено компетентным сотрудником регоргана в пределах 5 дней с момента получения документов (п. 3 ст. 23 закона «О госрегистрации»).

Такое решение оформляется в письменном виде. Его обязательным атрибутом является ссылка на конкретное нарушение, предусмотренное п. 1 ст. 23 закона «О госрегистрации».

Документ, содержащий решение об отказе, в течение 1 дня с момента принятия такого решения должен быть направлен заявителю тем способом, который последний указал в своем заявлении. Если же в заявлении способ не определен, отказ направляется на указанный заявителем почтовый адрес.

Если заявление подавалось в регорган через МФЦ или посредством использования электронных каналов связи, в т. ч. портала госуслуг, то решение об отказе направляется в МФЦ для выдачи впоследствии заявителю либо в электронной форме на указанный заявителем адрес электронной почты соответственно.

Более детально порядок работы регоргана с представленными для регистрации юрлица документами, формирования и выдачи результата такой госуслуги (в т. ч. решения об отказе) описывается в Административном регламенте. утв. приказом Минфина России от 30.09.2016 № 169н (далее — Регламент).

Оспаривание решения регоргана об отказе

Решение регоргана об отказе в регистрации юрлица может быть обжаловано (п. 1 ст. 25.2 закона «О госрегистрации», пп. 116, 126 Регламента):

  • в вышестоящий регорган;
  • ФНС России;
  • суд.

Жалоба подается в письменной форме, в т. ч. с использованием электронных каналов связи, а ее содержание регламентировано ст. 25.4 закона «О госрегистрации». Жалобу необходимо представить непосредственно в орган, принявший спорное решение, для ее дальнейшей передачи в вышестоящий орган.

ВАЖНО! Решение регоргана об отказе в госрегистрации может быть обжаловано в судебном порядке только при выполнении требования закона о досудебном урегулировании (абз. 2 п. 1 ст. 25.2 закона «О госрегистрации», п. 1 ст. 197, п. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

В жалобе в обязательном порядке указываются основания, по которым заявитель считает отказ регоргана в госрегистрации юрлица неправомерным.

Что не может выступать основанием для отказа в регистрации юридического лица

Следует учесть, что основаниями для отказа в регистрации юридического лица не могут выступать следующие обстоятельства:

  • наличие судебного спора или третейского разбирательства по вопросам, связанным со сведениями, подлежащими внесению в ЕГРЮЛ, о размере доли в уставном капитале юрлица или ее принадлежности конкретному лицу (п. 1.1 ст. 23 закона «О госрегистрации»);
  • отсутствие у юрлица разрешений на привлечение и использование иностранных сотрудников (п. 1.3 письма ФНС России «О направлении Обзора. » от 11.10.2017 № ГД-4-14/20509@, далее — Обзор);
  • проживание руководителя юрлица в ином иностранном государстве (п. 1.5 письма № ГД-4-14/20509@);
  • наличие сомнений в достоверности указанных в заявлении сведений в отсутствие у регоргана на момент вынесения решения об отказе в госрегистрации юрлица достаточных доказательств, на основании которых можно было сделать вывод о том, что в заявлении указаны недостоверные сведения об участнике такого юрлица (п. 1.6 Обзора), и др.

Итак, исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации юридического лица содержится в п. 1 ст. 23 закона «О госрегистрации». Такой перечень расширительному толкованию не подлежит, однако в 2018 году будет дополнен новыми пунктами.

Решение об отказе принимается до истечения 5 дней с момента получения документов регорганом и должно быть направлено заявителю в течение 1 дня с момента принятия. Оно может быть оспорено.

Отказ в государственной регистрации юридического лица

Основания для отказа в регистрации юридического лица установлены законодательно (п. 1 ст. 23 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

Часть из них связана с регистрационными документами и содержащимися в них сведениями. Так, вы получите отказ в регистрации ООО, если:

  • не представите документы, необходимые для государственной регистрации. К примеру, решение о создании ООО;
  • не будет соблюдена нотариальная форма представленных документов, установленная Законом;
  • заявление о государственной регистрации организации будет подписано неуполномоченным лицом;
  • ИФНС будет располагать информацией о том, что в документах, представленных на регистрацию, указаны недостоверные сведения об адресе регистрируемой организации;
  • паспортные данные гражданина РФ, указанные в заявлении о регистрации, не будут соответствовать данным, полученным налоговиками от органов МВД РФ (п. 10 Положения о паспорте гражданина РФ, утв. Постановлением Правительства от 08.07.1997 N 828). Отметим, что эти сведения ИФНС при регистрации проверяет в обязательном порядке (Письмо ФНС от 20.11.2015 N ГД-17-14/171@ ).

Кроме того, препятствием для регистрации могут стать претензии налоговиков к лицам, указанным в заявлении на регистрацию. Компанию не зарегистрируют, если:

  • учредителем регистрируемой организации выступает юридическое лицо, которое находится в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ );
  • учредитель или участник (физлицо) регистрируемой коммерческой организации по решению суда не вправе заниматься предпринимательской деятельностью в течение определенного срока и этот срок еще не истек;
  • лицо (не заявитель), имеющее право действовать от имени организации без доверенности (например, генеральный директор), дисквалифицировано, и срок, на который назначено данное административное наказание, не истек. Аналогично в регистрации откажут, если управляющим организации назначен дисквалифицированный ИП.

Также отказать в регистрации могут и по иным основаниям. В том числе, если:

  • документы будут представлены в ненадлежащий налоговый орган. Зарегистрировать юридическое лицо можно только в определенном регистрирующем налоговом органе субъекта РФ. При этом исполнять надзорно-контрольные функции может и другая инспекция. К примеру, в Москве регистрацией юридических лиц занимается Межрайонная ИФНС N 46;
  • наименование регистрируемой компании не будет соответствовать требованиям федерального законодательства. Так, в названии организации не могут использоваться полные или сокращенные наименования федеральных органов власти (п. 1 ст. 54 ГК РФ), официальные наименования иностранных государств (пп. 1 п. 4 ст. 1473 ГК РФ) и др.;
  • в течение срока, установленного для регистрации, и до внесения записи в ЕГРЮЛ в инспекцию поступит акт пристава-исполнителя, содержащий запрет на совершение налоговиками определенных регистрационных действий.

С 1 октября 2018 года в Законе появятся еще две причины отказа в регистрации ООО (пп. «ц», «ч» п. 1 ст. 23 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в ред., действ. с 01.10.2018):

  • несоблюдение требований к оформлению документов, подаваемых на регистрацию. То есть неправильное оформление заявления по форме Р11001 приведет к отказу в регистрации, даже если в нем будут указаны верные сведения;
  • представление документов, содержащих недостоверные данные.

Так что начиная с октября оснований для отказа в регистрации юридического лица у налоговиков будет больше.

Обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица

Получив решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, заявитель вправе его обжаловать. Жалобу можно подать в вышестоящий налоговый орган: УФНС или ФНС (п. 1,2 ст. 25.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ). На это дается 3 месяца с даты, когда заявитель узнал об ущемлении своих прав регистрирующим налоговым органом или должен был узнать об этом (п. 2 ст. 25.3 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

Если решить вопрос в досудебном порядке не получится, то заявитель может обратиться в суд (п. 1 ст. 25.2 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

Арбитражный суд Уральского округа

О суде

Новости

03.06.2019

Уважаемые посетители сайта! Предлагаем Вам принять участие в интерактивном опросе, касающийся доверия к суду, открытости и доступности судебной системы

31.05.2019

31 мая 2019 года в Арбитражном суде Уральского округа проведена рабочая встреча по вопросам применения законодательства о несостоятельности (банкротстве) и корпоративным спорам

31.05.2019

31 мая 2019 года в Арбитражном суде Уральского округа проведена рабочая встреча по спорным вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел, связанных с применением законодательства об энергоснабжении, об иных видах гражданско-правовых

Обзор практики разрешения споров, связанных с государственной регистрацией юридических лиц

Обзор
практики разрешения споров, связанных с государственной
регистрацией юридических лиц

ОДОБРЕНО
Президиумом Федерального
арбитражного суда Уральского округа
Протокол № 12 от 25.07.2008

1. Представление документов для государственной регистрации неуполномоченным лицом является основанием для отказа в государственной регистрации.

Единственный участник общества с ограниченной ответственностью обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий уполномоченного федерального органа исполнительной власти[1] по отказу в государственной регистрации сведений об исполнительном органе общества с ограниченной ответственностью. В обоснование отказа регистрирующий орган указал на то, что с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц[2] обратилось неуполномоченное лицо.

Решением суда первой инстанции, оставленным в силе судом апелляционной инстанции, в удовлетворении заявления отказано на основании следующего.

Решением единственного участника общества полномочия единоличного исполнительного органа данного общества были прекращены, избран новый генеральный директор. С заявлением о внесении изменений в сведения о юридическом лице обратился участник общества.

Исходя из ч. 2 ст. 1, абз. 5 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[3] при государственной регистрации изменений, вносимых в сведения об исполнительном органе юридического лица, заявителем может являться руководитель регистрируемого юридического лица.

Таким образом, решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации изменений ввиду подачи заявления участником общества, является правомерным.

Суд кассационной инстанции оставил судебные акты без изменения.

2. Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице подается действующим исполнительным органом. Гражданское законодательство не связывает возникновение либо прекращение полномочий исполнительного органа юридического лица с моментом внесения соответствующих сведений в реестр.

Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным отказа в государственной регистрации сведений об исполнительном органе данного общества.

Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что заявление о государственной регистрации подписано директором, сведения о котором отсутствуют в реестре.

Решением суда первой инстанции требование заявителя удовлетворено исходя из следующего.

На основании абз. 5 п. 1 ст. 9 Закона о регистрации заявителем при государственной регистрации юридического лица может являться руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.

В соответствии со ст. 48, 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208- ФЗ «Об акционерных обществах»[4] полномочия исполнительного органа возникают с момента избрания. Следовательно, единоличным исполнительным органом общества на момент подачи заявления является вновь избранный директор.

Доводы регистрирующего органа о том, что при смене руководителя юридического лица в регистрирующий орган должно быть представлено заявление, подписанное лицом, сведения о котором содержатся в реестре, не основаны на нормах действующего гражданского законодательства. С момента избрания нового исполнительного органа лицо, чьи полномочия прекращены, не вправе без доверенности действовать от имени общества, в том числе подписывать заявление о внесении в реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе.

Следовательно, представленное обществом заявление подписано уполномоченным лицом, в связи с чем основания для отказа в государственной регистрации отсутствовали.

Суд кассационной инстанции оставил судебный акт без изменения.

3. Уплата государственной пошлины за государственную регистрацию создаваемого юридического лица его учредителем, не являющимся заявителем, не может служить основанием для отказа в государственной регистрации данного юридического лица.

Один из учредителей общества с ограниченной ответственностью обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным вынесенного по его заявлению регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации юридического лица.

Это интересно:  Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании

Регистрирующий орган отказал в государственной регистрации создаваемого юридического лица, сославшись на непредставление гражданином необходимых для государственной регистрации документов, а именно квитанции об уплате государственной пошлины, поскольку в ней в качестве плательщика государственной пошлины указано лицо, которое не является заявителем.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 12 Закона о регистрации при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

В силу п. 1 ст. 23 названного Закона отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Документы, перечисленные в ст. 12 указанного Закона, были представлены заявителем в полном объеме в надлежащий регистрирующий орган.

Уплата одним из учредителей общества, не являющимся заявителем при государственной регистрации юридического лица, государственной пошлины за эту регистрацию не противоречит действующему законодательству и является частью расходов учредителей, связанных с созданием юридического лица.

Суд кассационной инстанции оставил решение суда без изменения.

4. Регистрирующий орган при проведении государственной регистрации вправе требовать представления документов, обязанность представить которые прямо предусмотрена Законом о регистрации и иными федеральными законами.

Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, связанных с уменьшением размера уставного капитала общества.

Решением суда первой инстанции требование удовлетворено. Суд указал, что на государственную регистрацию были представлены все документы согласно перечню, установленному п. 1 ст. 17 Закона о регистрации.

Суд кассационной инстанции решение суда отменил и в удовлетворении заявления отказал по следующим основаниям.

Согласно ст. 30 Закона об акционерных обществах в течение 30 дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного капитала общество обязано письменно уведомить об уменьшении уставного капитала общества и о его новом размере кредиторов общества, а также опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. Государственная регистрация изменений в уставе общества, связанных с уменьшением уставного капитала общества, осуществляется при наличии доказательств уведомления кредиторов.

Таким образом, Закон об акционерных обществах предусматривает представление в регистрирующий орган дополнительных документов, не указанных в Законе о регистрации. Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы акционерного общества, связанных с уменьшением размера уставного капитала, в регистрирующий орган должны быть представлены доказательства уведомления кредиторов.

Поскольку заявитель не представил в регистрирующий орган доказательств уведомления кредиторов об уменьшении размера уставного капитала, решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, является законным.

5. Обращение с заявлением о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, до истечения срока, предоставленного кредиторам для предъявления обществу требования о досрочном прекращении или исполнении обязательств и возмещении убытков, является основанием для отказа в государственной регистрации.

Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным отказа в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования. По мнению регистрирующего органа, в заявлении о государственной регистрации содержатся недостоверные сведения, касающиеся соблюдения порядка уведомления кредиторов о реорганизации общества.

Решением суда первой инстанции заявление удовлетворено. Суд исходил из того, что документы, представленные в регистрирующий орган, соответствуют перечню, предусмотренному законодательством.

Суд кассационной инстанции решение суда отменил и в удовлетворении требования отказал на основании следующего.

В силу п. 1 ст. 14 Закона о регистрации при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются: заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации; решение о реорганизации юридического лица; передаточный акт; документ об уплате государственной пошлины.

Исходя из п. 6 ст. 15 Закона об акционерных обществах не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества оно обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов и опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков. Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются при наличии доказательств уведомления кредиторов в установленном названным пунктом порядке.

Приложенные обществом к заявлению о регистрации реорганизации документы (заявление, реестр на отправку писем кредиторам, уведомления кредиторов, бланк- заявка на публикацию сообщения о реорганизации) свидетельствуют об обращении с заявлением о регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации, до истечения предоставленного кредиторам срока для обращения к обществу. Таким образом, отказ регистрирующего органа в государственной регистрации юридического лица является правомерным.

6. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, связанных со сменой места нахождения, осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, указанного в учредительных документах и заявлении о государственной регистрации.

Общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества.

Отказывая в государственной регистрации, регистрирующий орган сослался на то, что в заявлении в качестве места нахождения общества указан адрес места жительства его директора.

Решением суда первой инстанции, оставленным в силе судом апелляционной инстанции, заявленное требование удовлетворено. Суды обеих инстанций исходили из того, что обществом в регистрирующий орган были представлены необходимые документы, оснований для отказа в государственной регистрации у регистрирующего органа не имелось.

Законодательством на заявителя возложена обязанность представить достоверную информацию (подп. «а» п. 1 ст. 17 Закона о регистрации). Основаниями отказа в государственной регистрации могут быть непредставление необходимых в соответствии с Законом о регистрации документов или представление их в ненадлежащий регистрирующий орган (п. 1 ст. 23 Закона о регистрации).

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации[5]).

Согласно п. 2 ст. 8 Закона о регистрации государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица.

Единоличным исполнительным органом общества с ограниченной ответственностью является директор (ст. 40 Федерального закона от 08.12.1998 № 14- ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»[6]).

Таким образом, указание в учредительных документах общества и заявлении о государственной регистрации изменений в качестве места нахождения общества адреса места жительства лица, на которое возложены функции постоянно действующего исполнительного органа (директора общества), не противоречит действующему законодательству.

Суд кассационной инстанции оставил судебные акты без изменения.

7. Установление регистрирующим органом при решении вопроса о наличии оснований для государственной регистрации создаваемого юридического лица недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации, может являться основанием для отказа в государственной регистрации.

Учредитель общества с ограниченной ответственностью обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации создаваемого им общества. Регистрирующий орган в своих возражениях ссылался на документы, подтверждающие недостоверность сведений о месте нахождения общества, указанных в заявлении о государственной регистрации создаваемого юридического лица и учредительных документах.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении требования отказано на основании следующего.

При регистрации создаваемого юридического лица вместе с иными документами, определенными Законом о регистрации, в регистрирующий орган подается заявление, в котором подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, сведения, содержащиеся в заявлении о государственной регистрации, достоверны (ст. 12 названного Закона). Таким образом, на заявителя законодателем возложена обязанность по представлению достоверной информации.

Регистрирующим органом установлено, что по адресу, указанному в заявлении о государственной регистрации в качестве места нахождения общества, находится жилое помещение, в котором учредитель (физическое лицо) не зарегистрирован, фактически не проживает, прав на которое не имеет.

С учетом изложенного представление в регистрирующий орган документов, содержащих недостоверные сведения о месте нахождения юридического лица, означает непредставление необходимых документов, определенных ст. 12 Закона о регистрации.

Согласно п. 1 ст. 23 Закона о регистрации отсутствие предусмотренных данным законом документов является одним из оснований отказа в государственной регистрации.

Суд кассационной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.

8. Установление регистрирующим органом после осуществления государственной регистрации юридического лица того обстоятельства, что данное юридическое лицо не находится по адресу, указанному в качестве места его нахождения, не является основанием для признания решения регистрирующего органа о государственной регистрации юридического лица незаконным.

Регистрирующий орган обратился в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью о признании недействительным решения о государственной регистрации создания юридического лица — общества.

По мнению регистрирующего органа, решение о регистрации было принято им на основании документов, содержащих недостоверные сведения, предоставленных обществом для государственной регистрации создаваемого юридического лица: указан юридический адрес, по которому общество фактически не находится.

Суд первой инстанции, рассмотрев заявленное требование, отказал в его удовлетворении по следующему основанию.

Согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса, п. 2 ст. 4 и п. 2 ст. 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью местонахождение общества определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

При регистрации создаваемого юридического лица вместе с иными документами, определенными Законом о регистрации, в регистрирующий орган подается заявление, в котором подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, сведения, содержащиеся в заявлении о государственной регистрации, достоверны (ст. 12 названного Закона).

Общество представило в регистрирующий орган все необходимые для осуществления государственной регистрации документы. На момент государственной регистрации общества в качестве юридического лица недостоверность сведений о местонахождении общества, содержащихся в представленных документах, регистрирующим органом не была установлена. Последующее изменение места нахождения общества и несообщение об этом в регистрирующий орган не является основанием для признания недействительным решения о государственной регистрации юридического лица, а может являться основанием для решения вопроса о привлечении общества к ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

Судом кассационной инстанции решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

По другому делу на основании заявления общества с ограниченной ответственностью о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, связанных с изменением места нахождения юридического лица, регистрирующим органом приняты решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. После получения регистрационного дела другой регистрирующий орган, установив, что общество по адресу, указанному как новое место его нахождения, не расположено, обратился в арбитражный суд к регистрирующему органу и обществу с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и изменений в сведения о юридическом лице.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.

В силу ст. 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и для внесения в реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Это интересно:  Свобода в социальной сфере

Поскольку обществом на государственную регистрацию изменений представлены все документы, предусмотренные ст. 17 Закона о регистрации, оснований для признания недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, не имеется.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 25 Закона о регистрации регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Подпункт «а» п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 25 Закона о регистрации, согласно которым заявитель несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных для государственной регистрации документах, а также другие нормы названного Закона не указывают на недействительность государственной регистрации как безусловное последствие недостоверности представленных сведений.

Суд кассационной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменений.

9. В случаях, когда заявитель, оспаривая государственную регистрацию изменений в сведения об акционерном обществе, содержащиеся в реестре, в обоснование своих требований ссылается на недействительность решения общего собрания акционеров, на основании которого была произведена регистрация изменений, признание незаконными действий регистрирующего органа возможно лишь при условии оспаривания решения общего собрания акционеров.

В арбитражный суд обратился акционер с заявлением о признании незаконным решения регистрирующего органа о внесении в реестр изменений в сведения об акционерном обществе в порядке, предусмотренном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации[7].

Требование мотивировано тем, что оспариваемая регистрация основана на недействительных решениях, принятых на повторном внеочередном общем собрании акционеров. По мнению заявителя, повторное внеочередное общее собрание акционеров проведено с нарушением процедуры созыва общего собрания, акционер о проведении собрания не извещался и участия в нем не принимал.

Решением суда первой инстанции, оставленным в силе судами апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении требования отказано. Суды исходили из того, что в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица были представлены все документы, предусмотренные ст. 17 Закона о регистрации. Решения повторного внеочередного общего собрания акционеров общества, на основании которых регистрирующим органом внесены изменения в реестр, заявителем не были оспорены и в судебном порядке не признаны недействительными.

10. Регистрирующий орган не вправе отказать в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по причине отсутствия в ликвидационном балансе сведений о задолженности по налогам и сборам, требование о включении которой в промежуточный ликвидационный баланс налоговым органом в порядке, установленном ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, не заявлялось.

Регистрирующим органом отказано в государственной регистрации прекращения деятельности муниципального предприятия по причине того, что в представленном ликвидационном балансе содержатся недостоверные сведения, а именно отсутствует указание на наличие задолженности по налогам, которая образовалась до составления промежуточного ликвидационного баланса предприятия.

Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий регистрирующего органа незаконными, ссылаясь на соблюдение предусмотренного гражданским законодательством порядка ликвидации юридического лица и представление в регистрирующий орган для регистрации юридического лица в связи с ликвидацией всех необходимых документов.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, указав, что, поскольку в представленном предприятием ликвидационном балансе сведения об отсутствии у налогоплательщика задолженности перед бюджетом не соответствуют действительности, ликвидационный баланс по содержанию не отвечает предъявленным к нему требованиям, в связи с чем он считается не представленным, основания для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией отсутствовали.

Суд кассационной инстанции отменил решение суда, заявленные требования удовлетворил на основании следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Согласно п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс, представленный предприятием в налоговый орган, содержит все необходимые сведения, в том числе о задолженности по налогам и сборам, заявленные ликвидационной комиссии в установленный срок. Запись о составлении предприятием промежуточного ликвидационного баланса регистрирующим органом в реестр внесена.

Поскольку в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации предприятия и до утверждения промежуточного ликвидационного баланса налоговый орган требование о задолженности по налогам в установленный срок ликвидационной комиссии не предъявил, данная задолженность не была включена в промежуточный ликвидационный баланс.

В соответствии со ст. 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.

Все необходимые документы предприятием для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией были представлены в регистрирующий орган, поэтому основания для отказа в государственной регистрации, установленные ст. 23 Закона о регистрации, отсутствовали.

11. Закон о регистрации не связывает возможность исключения из реестра юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, с их организационно- правовой формой.

Члены гаражно- строительного кооператива обратились в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий регистрирующего органа по внесению записи об исключении гаражно- строительного кооператива из реестра.

Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд первой инстанции исходил из следующего.

В силу п. 1 ст. 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из реестра в порядке, предусмотренном данным Законом.

В соответствии с п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации при наличии одновременно всех указанных в п. 1 этой статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из реестра.

При этом Закон о регистрации не содержит ограничений на исключение из реестра некоммерческих организаций, фактически прекративших свою деятельность.

Довод регистрирующего органа о неподведомственности данного дела арбитражному суду отклонен со ссылкой на ст. 46 Конституции Российской Федерации и ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса ввиду наличия определения суда общей юрисдикции о возвращении заявления гаражно- строительного кооператива о признании незаконными действий регистрирующего органа в связи с неподведомственностью дела суду общей юрисдикции.

Поскольку при вынесении решения об исключении из реестра гаражно- строительного кооператива, обладающего признаками недействующего юридического лица, регистрирующим органом нормы действующего законодательства не нарушены, основания для признания данных действий незаконными отсутствуют.

Суд кассационной инстанции оставил решение суда без изменения.

12. Дела по спорам, связанным с государственной регистрацией коммерческих организаций, подлежат рассмотрению арбитражным судом независимо от состава лиц, участвующих в деле (субъектного состава).

Участник общества с ограниченной ответственностью (гражданин) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий регистрирующего органа по государственной регистрации изменений, касающихся места нахождения общества и сведений об его исполнительном органе.

Решением суда первой инстанции требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции решение отменено, производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. Такой вывод судом апелляционной инстанции сделан исходя из предмета заявленных требований и субъектного состава спора, поскольку в арбитражный суд обратился гражданин, который оспаривает действия регистрирующего органа, не связанные ни с созданием, ни с реорганизацией, ни с ликвидацией юридического лица.

Суд кассационной инстанции отменил постановление суда апелляционной инстанции, указав следующее.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса арбитражные суды рассматривают дела по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Согласно ст. 1 Закона о регистрации под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с данным Федеральным законом.

Таким образом, внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в реестре, является составной частью понятия государственной регистрации юридических лиц.

Согласно ч. 2 ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса указанные в ч. 1 ст. 33 данного Кодекса дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Следовательно, споры, связанные с государственной регистрацией коммерческих организаций, независимо от состава лиц, участвующих в деле, относятся к специальной подведомственности арбитражного суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Дело передано для рассмотрения в суд апелляционной инстанции.

По другому делу территориальный орган Федеральной налоговой службы по результатам проведенной проверки обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной произведенной регистрирующим органом (другим территориальным органом Федеральной налоговой службы) государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью, касающихся наименования и местонахождения общества.

Определением суда первой инстанции производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса в связи с тем, что п. 2 ст. 25 Закона о регистрации не предусмотрено право налогового органа на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и, кроме того, спор между двумя налоговыми органами не имеет экономического основания.

Суд кассационной инстанции отменил определение суда первой инстанции на основании следующего.

Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (ст. 2 Закона о регистрации, п. 1, 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506).

По смыслу ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, является составной частью понятия государственной регистрации юридических лиц, в связи с чем не требуется отдельного полномочия органов Федеральной налоговой службы на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса арбитражные суды рассматривают дела по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

На основании ч. 2 ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса дела, указанные в ч. 1 ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса, рассматриваются арбитражным судом независимо от того, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане являются участниками правоотношений, из которых возник спор.

Следовательно, дело по заявлению территориального органа Федеральной налоговой службы об оспаривании государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью, подведомственно арбитражному суду.

Дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

[1] Далее — регистрирующий орган.

[2] Далее — реестр.

[3] Далее — Закон о регистрации.

[4] Далее — Закон об акционерных обществах.

[5] Далее — Гражданский кодекс.

[6] Далее — Закон об обществах с ограниченной ответственностью.

[7] Далее — Арбитражный процессуальный кодекс.

[8] В редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137- ФЗ.

Статья написана по материалам сайтов: rusjurist.ru, glavkniga.ru, fasuo.arbitr.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector