+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 171.3. Незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Ст. УК РФ в последней действующей редакции от 26 августа 2017 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 171.3. Незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

1. Производство, закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и (или) розничная продажа этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии в случаях, если такая лицензия обязательна, совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до трёх миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет, либо принудительными работами на срок до трёх лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет либо без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

  • а) организованной группой;
  • б) в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трёх миллионов до четырёх миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до четырёх лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет либо без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье признаётся стоимость этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство и (или) оборот которых осуществляются без соответствующей лицензии, превышающая сто тысяч рублей, а особо крупным — один миллион рублей.

Часть 5. Методические рекомендации по расследованию незаконной предпринимательской деятельности

ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О НЕЗАКОННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА СПИРТА, СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Изучение практики возбуждения и расследования уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции свидетельствует о наличии ряда факторов, не позволяющих правоохранительным органам принимать эффективные меры по пресечению правонарушений в этой сфере, а, зачастую, приводящих к обоснованному прекращению уголовных дел.

Так, основная масса находившихся в производстве уголовных дел о преступлениях данной категории возбуждалась (до введения в действие ст.171-1 УК РФ):

– по фактам обнаружения и изъятия алкогольной продукции, в том числе, при обнаружении подпольных цехов по производству фаль­сифицированной алкогольной продукции или складов, на которых данная продукция хранилась. Вместе с тем сам факт хранения данной продукции, при отсутствии данных о получении от этого вида деятельности дохода либо наличия доказательств реализации продукции не образовывал состава преступления, предусмотренно­го ст.171 УК РФ,

– по результатам проведенных сотрудниками правоохранительных ор­ганов контрольных закупок, с последующим изъятием значительно­го количества готовой к реализации реализации алкогольной про­дукции. При этом неизбежно возникал вопрос о возможности приз­нания единичного факта продажи продукции предпринимательской деятельностью, равно как вопрос доказывания умысла на последу­ющую реализацию с целью получения дохода изъятой из мест хра­нения продукции,

– по факту задержания лиц, либо осуществляющих розлив спирта (спиртосодержащей жидкости), поступившего в Санкт-Петербург в адрес зарегистрированных по подложным (утраченным) документам коммерческих структур, либо лиц, осуществляющих перевозку при­обретенного при названных выше обстоятельствах спирта. При этом, на момент возбуждения уголовного дела отсутствовали как сведения о лицах, фактически осуществляющих незаконную предп­ринимательскую деятельность (как правило, задерживались наем­ные рабочие, производящие розлив спирта, его перевозку либо покупатели указанной продукции), так и данные о взаиморасчетах между продавцом и покупателем данной продукции, а, следова­тельно, и документальное подтверждение размера полученного от данной деятельности дохода.

– по факту осуществления деятельности по реализации этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции руководителя­ми официально зарегистрированных коммерческих структур, у ко­торых срок лицензии на данный вид деятельности истек, а новая лицензия еще не получена. При этом уголовные дела зачастую возбуждались уже после получения организацией соответствующей лицензии. Причины несвоевременного получения новой лицензии, время подачи документов для получения новой лицензии в соот­ветствующие государственные органы, отражение полученных в этот период доходов в бухгалтерской документации и уплата с данных сумм налогов, наличие долгосрочных договоров с другими организациями в ходе доследственной проверки не исследовались,

– по фактам осуществления деятельности по реализации различных видов спиртосодержащих парфюмерно-косметических жидкостей, ли­цензирование которой на момент возбуждения уголовного дела не предусматривалось действующим законодательством.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным предваритель­но кратко остановиться на характеристике основных нормативных актов, регулирующих правоотношения в сфере производства, хранения и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

1.Законодательство, регулирующее правоотношения в сфере произ­водства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

В настоящее время основным законодательным актом, регулирующим правоотношения в названной сфере является вступившая в силу 19.01.1999 г. новая редакция Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этило­вого спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” (изменения и дополнения внесены Законом от 07.01.99г. N 18-ФЗ) , которая сущест­венно изменила порядок лицензирования производства и оборота алко­гольной продукции, определила необходимость аккредитации предприятий оптовой торговли алкогольной продукцией, установила новые требования к оборудованию для ее производства, изменила основания изъятия из не­законного оборота и ограничения в области производства и оборота ал­когольной продукции.

Федеральный закон от 08.01.1998 г. N 5-ФЗ “О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосо­держащей и алкогольной продукции” и постановление Правительства Рос­сийской Федерации от 09.07.1998 г. N727 “О лицензировании деятельнос­ти по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовлен­ного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции” в настоящее время применяются в части не противоречащей новой редакции Федерального закона.

Новая редакция Федерального закона установила необходимость по­лучения лицензии на производство и оборот алкогольной продукции трех видов: этиловый пищевой спирт, спиртные напитки и вино.

Кроме того, согласно ст.2 названного Федерального закона к спиртным напиткам относится алкогольная продукция, произведенная с использованием этилового спирта из пищевого сырья и не относящаяся к вину или пиву.

Таким образом, производя водку, коньяк и ликеро-водочные изде­лия, организация-производитель получает одну лицензию на производство спиртных напитков и один раз уплачивает лицензионный сбор.

Что же касается организаций оптовой торговли, то, исходя из по­ложений п.п.2 и 4 ст.18 новой редакции Федерального закона, организа­ции, осуществляющие деятельность в сфере оборота алкогольной продук­ции, должны иметь единую лицензию на всю алкогольную продукцию без указания ее видов.

Следовательно, предприятия-производители алкогольной продукции должны получать лицензии на три ее вида – питьевой спирт, спиртные напитки и вино, а предприятия, занимающиеся оптовыми поставками алко­гольной продукции, получают лицензию на оборот алкогольной продукции без указания ее видов.

Следует отметить, что понятие “оптовая реализация” не использу­ется в новой редакции Федерального закона. Вместо него употребляется понятие “поставка”, что соответствует положениям главы 30 ГК РФ “Куп­ля-продажа”, различающей среди прочих два вида договоров: договор розничной купли-продажи и договор поставки.

Таким образом, организации, осуществляющие оптовые поставки ал­когольной продукции, получают лицензии на ее закупку, хранение и пос­тавки.

2. Виды деятельности, подлежащие лицензированию:

– производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

Это интересно:  Землеустроительные (земельные) экспертизы

– производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

– закупка, хранение и экспорт этилового спирта и алкогольной продукции;

– хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пи­щевой продукции;

– закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

– экспорт алкогольной продукции;

– импорт, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

– производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, а также другие виды производственной деятельности, при осуществлении которых в качестве сырья или вспомогательно­го материала используется этиловый спирт;

– розничная продажа алкогольной продукции.

При этом лицензии на осуществление перечисленных выше видов дея­тельности выдаются отдельно.

В соответствии с п.6 ст.18 новой редакции Федерального закона на оборот алкогольной продукции, за исключением ее розничной продажи, выдаются федеральные лицензии. При этом под оборотом алкогольной про­дукции понимаются ее закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт) и хранение.

Поскольку данная деятельность (закупка, хранение и поставка) включена в понятие “оборот алкогольной продукции”, организациям опто­вой торговли следует получать лицензию в лицензирующем федеральном органе исполнительной власти, т.е. в Министерстве Российской Федера­ции по налогам и сборам.

Однако, согласно Распоряжению губернатора N 705-р от 15.07.1999г., с 01.09.1999 г. выдача лицензий на оптовую торговлю ал­когольной продукцией передана в ведение Лицензионной палаты Админист­рации Санкт-Петербурга.

3. Особенности изъятия из незаконного оборота и дальнейшего использования алкогольной продукции.

Изъятие из незаконного оборота, конфискация и дальнейшее исполь­зование алкогольной продукции регулируется ст.25 новой редакции Феде­рального закона. В соответствии с данной статьей конфискованная алко­гольная продукция, не соответствующая государственным стандартам и техническим условиям, а также содержащая в своем составе этиловый спирт, произведенный из непищевого сырья, или имеющая денатурирующие добавки, подлежит переработке на договорных условиях в этиловый спирт для технических нужд либо спиртосодержащую непищевую продукцию. При невозможности осуществить такую переработку конфискованная алкоголь­ная продукция подлежит уничтожению.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.1999г. N 178 “Об изъятии из незаконного оборота и конфискации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” также предусматри­вает переработку на технические цели либо уничтожение конфискованной алкогольной продукции (порядок см. выше).

4. Некоторые особенности квалификации действий лиц в сфере незаконного оборота алкогольной продукции.

По данному составу преступления, особенно в случаях выявления подпольных цехов по производству фальсифицированной водки с примитив­ной технологией изготовления, к уголовной ответственности подлежат

привлечению не только организаторы производства, его финансирующие и получающие доход, но и наемные рабочие. Последние, исходя из объек­тивной оценки их действий, являются соучастниками, изготавливая путем выполнения тех или иных операций фальсифицированную продукцию и реа­лизуя ее.

Т.е. субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что производит, приобретает, перевозит, хранит с целью сбыта или сбывает товары и услуги, подлежащие обязательной маркировке, но не обладающие таковой, в крупном размере и желает со­вершить указанные действия, при этом следует обязательно установить цель сбыта, в противном случае перечисленные деяния не подпадают под признаки преступления, предусмотренного ст.171-1 УК РФ, даже если со­вершены в крупном размере.

Если при осмотре помещения, где функционировал цех по произ­водству фальсифицированной алкогольной продукции, наряду с изготов­ленной продукцией, будет обнаружено сырье (спирт), то привлекаемым к уголовной ответственности лицам подлежит вменению и количество пред­полагаемой продукции, которая могла быть изготовлена из количества обнаруженного сырья. При этом расчет должен быть произведен на осно­вании официальных запросов в адрес заводов-изготовителей с учетом их технологий производства алкогольной продукции.

5. Административная ответственность за правонарушения в сфере производства и оборота алкогольной продукции.

Говоря об ответственности за незаконное производство и оборот спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, следует отметить, что наряду с уголовной существует и административная ответственность за правонарушения в данной сфере.

В целях совершенствования государственного регулирования произ­водства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также обеспечения защиты прав потребителей, охраны жизни и здоровья людей 8 июля 1999 года принят Федеральный Закон “Об адми­нистративной ответственности юридических лиц (организаций) и индиви­дуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” N 143-ФЗ (Российская газета от 13.07.1999г.)

Данным Законом устанавливается административная ответственность юридических лиц (организаций), а также индивидуальных предпринимате­лей за следующие виды правонарушений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:

1/ – деятельность юридического лица (организации) по промышленно­му производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или индивидуального предпринима­теля по розничной продаже алкогольной продукции, осуществля­емая без соответствующей лицензии либо с нарушением условий соответствующей лицензии (статья 2)

2/ – использование юридическим лицом (организацией) этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спир­тосодержащей пищевой продукции(статья 3),

3/ – промышленное производство или оборот юридическим лицом (ор­ганизацией) этилового питьевого спирта, алкогольной и спир­тосодержащей пищевой продукции либо розничная продажа инди­видуальным предпринимателем алкогольной продукции, не соот­ветствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормам (статья 4)

4/ – промышленное производство юридическим лицом (организацией) этилового спирта с превышением установленных квот (статья 5),

5/ – поставка юридическим лицом (организацией) этилового спирта юридическому лицу (организации) или индивидуальному предпри­нимателю , не имеющим соответствующей лицензии или не имеющим квот на закупку этилового спирта либо осуществляющим за­купку в объеме, превышающим квоты,

– закупка этилового спирта юридическим лицом (организацией), не имеющим соответствующей лицензии или квот на закупку, а также закупка этилового спирта в объеме, превышающем квоты (статья 6),

6/ – розничная продажа юридическим лицом(организацией) индивиду­альным предпринимателем этилового спирта, в том числе этило­вого питьевого спирта, а также лекарственных или лечеб­но-профилактических средств, содержащих этиловый спирт, и виноматериалов (статья 7),

7/ – закупка, поставка и хранение юридическим лицом (организаци­ей) алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции без аккредитации в порядке, установленном Правительством Рос­сийской Федерации, а также розничная продажа, хранение и пе­ревозка юридическим лицом (организацией) и индивидуальным предпринимателем алкогольной и спиртосодержащей продукции

без установленных транспортных документов, сертификата соот­ветствия каждого наименования алкогольной и спиртосодержащей продукции или заверенной в установленном порядке копии та­кого сертификата либо без справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, или ее копии – на импортную алкоголь­ную продукцию (статья 8)

8/ – поставки юридическим лицом (организацией) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и (или) упа­ковке не соответствующих требованиям государственных стан­дартов (статья 9)

9/ – выпуск юридическим лицом (организацией) – производителем ал­когольной продукции без маркировки, если таковая маркировка обязательна,

– купля-продажа юридическим лицом(организацией) или индивиду­альным предпринимателем алкогольной продукции без маркировки, если такая маркировка обязательна, а также хранение, пе­ревозка такой продукции (статья 10)

10/ – искажение и (или) непредставление юридическим лицом (орга­низацией) в установленные сроки декларации об объеме произ­водства или оборота этилового спирта, алкогольной и спирто­содержащей продукции (статья 11)

11/ – нарушение юридическим лицом (организацией) или индивидуаль­ным предпринимателем правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных Федеральными за конами или Правительством Российской Федерации, если это действие (бездействие) не образует состава иного админист­ративного правонарушения (статья 12)

6. Сопутствующие составы преступлений при расследовании незаконного производства, оборота спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

В процессе предварительного расследования, а затем и при принятии процессуального решения по уголовным делам о незаконном предпри­нимательстве в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отдельного рассмотрения требует оценка действий виновного с точки зрения наличия иных составов прес­туплений, непосредственно связанных с выпуском продукции названной категории.

Это интересно:  АКТ о выполнении коллективного договора

К таким составам могут быть отнесены преступления, предусмотренные:

В качестве квалифицирующих признаков данного состава преступления предусмотрено совершение этого же деяния:

– в особо крупном размере.

При этом, крупным размером признается стоимость немаркированных товаров и продукции, в 200 раз превышающая минимальный размер оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления, а особо крупным размером – в 500 раз.

2/- статьей 234 УК РФ, 2 0предусматривающей ответственность за не­законные изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействую­щих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами.

Квалифицированный вид данного преступления имеет место, если оно совершено:

– группой лиц по предварительному сговору,

– организованной группой в отношении сильнодействующих веществ в крупном размере. При этом крупный размер определяется исходя из конк­ретных обстоятельств дела с учетом количества сильнодействующего ве­щества, степени его воздействия на организм человека и т.п.

Списки сильнодействующих и ядовитых веществ составлены Постоян­ным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации. Однако отнесение вещества к числу сильнодействующих либо ядовитых требует обязательно­го проведения соответствующей экспертизы.

С учетом изложенного при назначении экспертизы по алкогольной продукции, изъятой в ходе расследования уголовных дел данной катего­рии наряду с вопросом об ее соответствии установленным на данный вид продукции ГОСТам в обязательном порядке необходимо ставить перед экс­пертами вопросы о:

– качественном составе продукции,

– относятся ли вещества, входящие в состав изъятой алкогольной продукции к категории сильнодействующих либо ядовитых веществ.

Поскольку данное деяние является преступлением с формальным сос­тавом, оно признается оконченным с момента совершения хотя бы одного из перечисленных в диспозиции ч.1 ст. 234 УК РФ действия.

Если же в результате использования при производстве алкогольной продукции сильнодействующего или ядовитого вещества причиняется тяж­кий вред здоровью либо наступает смерть, содеянное помимо ст.234 УК РФ подлежит также квалификации по соответствующим статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за преступления против жизни и здоровья.

3/- статьей 238 УК РФ(в редакции ФЗ-N 157 от 9 июля 1999 года) , предусматривающей ответственность за производство, хранение или пере­возка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных това­ров, работ или услуг требованиям безопасности.

В качестве квалифицирующих признаков данного преступления пре­дусматривается совершение тех же деяний, если они:

– совершены группой лиц по предварительному сговору или органи­зованной группой,

– повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека,

– совершены в отношении товаров, работ или услуг, предназначен­ных для детей в возрасте до шести лет.

При этом необходимо отграничивать данный состав преступления от преступления, предусмотренного ст.200 УК Российской Федерации (“Обман потребителей”). Названная статья в отличии от ст.238 УК РФ предусмат­ривая специальный субъект (работники организаций, реализующих товары или оказывающих услуги населению, индивидуальные предприниматели) го­ворит об уголовной ответственности, в том числе, за введение в заб­луждение относительно потребительских свойств или качества товаров (услуг). При этом, реализованные потребителю товары (услуги) несмотря на несоответствие полученной последним информации об их свойствах и качестве не должны создавать опасность для его жизни и здоровья.

В том случае, если товар (продукция) либо оказанные услуги (вы­полненные работы) могут представлять опасность для жизни и здоровья потребителей, то уголовная ответственность наступает по ст.238 УК РФ.

4/- статьей 327 УК РФ , предусматривающей ответственность за под­делку, изготовление в целях его использования официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, а равно изготовление или сбыт в тех же целях поддельных штампов, печатей, бланков, а также использование заведомо подложного документа.

В ходе осмотров и проведения других следственных действий по делам данной категории изымается большое количество различных докумен­тов, а зачастую штампы и печати разных организаций. Поэтому, принимая процессуальные решения, необходимо давать юридическую оценку содеян­ному и с точки зрения наличия либо отсутствия признаков преступления, предусмотренных ст.327 УК РФ.

6/- статьей 325 УК РФ, которая дополнена Федеральным законом N 157 от 9 июля 1999 года частью 3, предусматривающей ответственность за похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков со­ответствия.

Список использованной литературы:

1. Волженкин Б.В.Экономические преступления.(Санкт-Петербург. Юри­дический центр Пресс, 1999).

2. Лопашенко Н.А. Преступленияв сфере экономической деятельности: понятие, система, проблемы квалификации и наказания. (Монография – Саратов: СГАП, 1997.)

3. Горелик А.С., Шишко И.В., Хлупина Г.Н. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных орга­низациях (Красноярск, КГУ, 1998.)

4. Яни П.С. Экономические и служебные преступления(Москва,1997)

5. Расследование преступлений в сфере экономики . Руководство для следователей. (Москва,Издательство “Спарк”, 1999).

Незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (1713 УК РФ)

Общественная опасность преступления заключается в бесконтрольном производстве и обороте спирта, алкогольной продукции нарушающих установленный в обществе порядок, влекущий за собой утрату контроля (надзора) за их производством и оборотом и возможные негативные социальные последствия для интересов законных производителей и населения.

Отношения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Этот Закон содержит терминологию, использованную законодателем при конструировании состава преступления, в частности определяет предмет незаконного оборота.

Согласно п. 1 ст. 11 Закона производство и оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и производство и оборот (за исключением розничной продажи) спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями. Производство вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда, их хранение, поставки и розничную продажу вправе осуществлять сельскохозяйственные товаропроизводители.

Объект преступления составляют отношения по поводу законного порядка производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, требующей лицензирования.

Предмет преступления составляют этиловый спирт, алкогольная продукция и спиртосодержащая продукция.

Этиловый спирт — спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол), головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый.

Алкогольная продукция — пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем установленным Правительством РФ. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Спиртосодержащая продукция — пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции.

Следует подчеркнуть, что предметом преступления является лишь та продукция, в отношении которой установлено требование лицензирования по поводу ее оборота. Эти виды деятельности оговорены в п. 2 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ.

Объективная сторона преступления состоит в а) производстве, б) закупке, в) поставке (включая экспорт), г) хранении, д) перевозке, е) розничной продаже перечисленных предметов преступления, при отсутствии необходимой лицензии на указанные виды деятельности, при наличии крупного размера предмета преступления.

Это интересно:  Государственный контракт найти по идентификатору

В регулятивном законодательстве не содержится четких определений понятий, которые составляют объективную сторону преступления.

В соответствии с законом не признаются производством алкогольной продукции действия по изготовлению алкогольной продукции путем смешения закупленной алкогольной продукции, содержащейся в потребительской упаковке с иной пищевой продукцией или с применением других технологических процессов (настаивание, брожение и другие) в отношении такой алкогольной продукции, совершаемые организацией, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в местах оказания таких услуг.

Закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа в Федеральном законе от 22.11.1995 № 171-ФЗ определены как разновидности оборота.

Закупка — в деловой лексике означает приобретение товаров в большом количестве для деятельности компании. Чаще всего закупки осуществляются оптовые, потому что так и выгоднее, и удобнее для беспрерывной работы фирмы, чем бы компания ни занималась. Также для проверки уровня спроса на товар иногда заказывают розничные единицы продукции. Нормативное определение закупки содержится в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Поставка — (англ, delivery) означает передачу товара, продукции от продавца покупателю. В ином значении это договор, по которому поставщик-продавец принимает на себя обязательство в установленный срок передать покупателю продукцию. Поставка продукции осуществляется на основании заявок покупателя различными способами: путем самовывоза продукции автомобильным транспортом покупателя со склада поставщика; путем доставки автомобильным транспортом, организуемым поставщиком; путем передачи прав собственности на продукцию, находящуюся на хранении на складе поставщика, от поставщика к покупателю или к третьим лицам по указанию покупателя.

Перевозка представляет собой перемещение с помощью транспортного средства той или иной продукции, товаров.

Розничная продажа — магазинная форма розничной продажи (торговли) представляет собой продажу товаров в торговых предприятиях самообслуживания, через прилавок, салонную, по образцам, по заказам, с открытой выкладкой. К внемагазинной розничной сети относят: прямую продажу (личную, групповую), продажу с заказом товара по почте или телефону; дистанционную продажу. Что касается спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, то она продается через магазинную форму торговли.

В примечании к статье дается определение крупного размера, которым признается стоимость этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство и (или) оборот которых осуществляются без соответствующей лицензии, превышающая 100 тыс. руб., а особо крупным — 1 млн руб.

Субъективная сторона преступления предусматривает прямой умысел на его совершение. Сознанием виновного охватывается форма совершения деяния, вид и размер продукции, с которой осуществляется незаконный оборот, отсутствие лицензии на совершение определенных операций с предметом преступления.

Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. На наш взгляд, субъектом преступления может быть как специальный, так и общий субъект. Терминология, использованная законодателем, предполагает, что преступные действия может совершить лицо, наделенное определенными полномочиями на совершение оборота перечисленных предметов преступления. Такое возможно, например, при совершении незаконного оборота при отсутствии лицензии у юридического лица, осуществляющего производство или реализацию продукции (лицензия еще не получена, либо не переоформлена). Нельзя исключить ответственность по указанной статье субъектов, не наделенных правом на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, например при нелегальном производстве алкогольной продукции с использованием производственных мощностей организации, не обладающей правом на ее производство.

Ответственность за незаконный оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции

Разъясняет старший помощник прокурора города Стерлитамака Нафикова Г.Ф.

Государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ), иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.10.2 Федерального закона № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за незаконный оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Так, ч.2 ст.14.16 КоАП РФ установлена санкция за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Статьей 14.17 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Так, например, производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции влечет в соответствии со ст.14.18 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией произведенной продукции; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией произведенной продукции или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 14.19 КоАП РФ содержит нормы об ответственности за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте, ст.15.13 КоАП РФ – за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Следует отметить, что в уголовном законодательстве также присутствует ряд статей, которые закрепляют ответственность за нарушения в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Так, ст.171 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) регламентирует ответственность за незаконное предпринимательство, ст.171.1 УК РФ – за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров и продукции, ст.238 УК РФ установлено наказание за производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Статья написана по материалам сайтов: zakoniros.ru, studme.org, sterlegrad.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector