+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Система судов общей юрисдикции, их общая характеристика

Понятие “суды общей юрисдикции” введено Законом о судебной системе в целях их отграничения от конституционных и арбитражных судов.

Суды общей юрисдикции представляют собой систему судов, рассматривающих уголовные, гражданские и административные дела. В их задачи входит в соответствии со ст. 3 Закона о судоустройстве охрана от всяких посягательств закрепленного в Конституции РФ общественного строя, его политической и экономической систем; социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан; прав и законных интересов учреждений, предприятий и организаций. Деятельность судов направлена на всемерное укрепление правопорядка и законности, предупреждение преступлений и иных правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, чести и достоинству граждан.

Суды общей юрисдикции в соответствии с Законом “О судебной системе РФ” представляют собой централизованную систему, возглавляемую Верховным Судом РФ, и подразделяются на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие суды, рассматривающие обычные уголовные, гражданские и административные дела. Другую — военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах РФ и других воинских соединениях. Все суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, разделяются на звенья. В каждое звено входят суды, обладающие одинаковой компетенцией и структурой.

Высшим звеном является Верховный Суд РФ. В подсистему общих судов входит среднее звено, состоящее из Верховных судов республик в составе РФ, судов автономной области, автономных округов, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Низшее звено составляют районные (городские) суды. Кроме того, в систему судов общей юрисдикции включены также и мировые судьи, чьи полномочия и порядок назначение пока законом не определены.

Среднее звено военных судов составляют окружные (флотские) суды. Низшее звено образуют гарнизонные военные суды.

Все суды общей юрисдикции могут рассматривать уголовные и гражданские дела в качестве судов первой инстанции. Верховный Суд РФ и суды, относящиеся к среднему звену, выполняют также функции кассационной и надзорной инстанций.

Понятие судебных инстанций.

Судебная инстанция – это определенный вид судебной деятельности, выполняемый установленным законом судом или подразделением суда при осуществлении правосудия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Общая характеристика системы судов общей юрисдикции

Система судов общей юрисдикции определена в Законе Украины О судоустройстве и статусе судей», который развил и детализировал отправные положения, закрепленные в Конституции. Согласно Закону система судов общей юрисдикции состоит из трех обособленных подсистем (ветвей) — общих, хозяйственных и административных. Общие суды рассматривают уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях. Хозяйственные суды рассматривают дела, возникающие из хозяйственных правоотношений, а также некоторые другие дела, отнесенные процессуальным законом к их подсудности. Административные суды рассматривают дела, связанные с правоотношениями в сфере государственного управления и самоуправления (дела административной юрисдикции). Таким образом, в судебной системе Украины реализован принцип сплошной специализации судов.

Систему судов общей юрисдикции составляют местные, апелляционные, высшие специализированные суды и Верховный Суд Украины. Совокупность соответствующих судов составляет один из уровней судебной системы, в котором суды отличаются процессуальными полномочиями. Высшими судебными органами специализированных судов являются соответствующие высшие специализированные суды. Наивысшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд Украины. В отличие от других иерархических систем государственных органов (прокуратуры, органов исполнительной власти), суды низших уровней не является административно подчиненными судам высших уровней благодаря действию принципа независимости судей. Такое построение судебной системы связана с потребностью инстанционного движения дела.

Судами первого уровня являются местные суды, которые рассматривают дело по существу. Местными общими судами являются районные, районные в городах, городские и горрайонные суды. Местными хозяйственными судами являются хозяйственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. Местными административными судами являются окружные административные суды, а также другие суды, предусмотренные процессуальным законом.

Второй уровень судебной системы составляют апелляционные суды, которые рассматривают дела в апелляционном порядке. Гражданские, уголовные дела, а также дела об административных правонарушениях просматривают апелляционные суды областей, апелляционные суды городов Киева и Севастополя, Апелляционный суд Автономной Республики Крым. Апелляционными судами по рассмотрению хозяйственных дел, апелляционными судами по рассмотрению административных дел в соответствии апелляционные хозяйственные суды и апелляционные административные суды, которые образуются в апелляционных округах в соответствии с указом Президента Украины.

На третьем уровне системы судов общей юрисдикции действуют высшие специализированные суды как суды кассационной инстанции по рассмотрению гражданских и уголовных, хозяйственных, административных дел. Высшими специализированными судами являются: Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Высший хозяйственный суд Украины, Высший административный суд Украины.

Верховный Суд Украины, который является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции, рассматривает дела, отнесенные к его юрисдикции в порядке, определенном процессуальным законодательством. Призван обеспечить единообразное применение судами кассационной инстанции норм материального права, этот суд занимает особое место в судебной системе Украины.

Порядок образования судов

Законом Украины «О судоустройстве Украины» определен порядок образования и ликвидации судов, который распространяется на все суды, кроме Конституционного Суда Украины и Верховного Суда Украины, название и наличие которых закреплены Конституцией Украины (ч. 3 ст. 124, ч. 2 ст. 125, ч. 1 и ч. 2 ст. 128 разд. VIII, разд. XII), а потому их ликвидация возможна только путем внесения изменений к Основному Закону государства.

В процедуре создания судов принимают участие в различных формах все ветви государственной власти — исполнительная, законодательная и судебная. Суды образуются или ликвидируются Президентом Украины, который выдает по этому поводу соответствующий указ, однако предложения о необходимости образования или ликвидации суда вносятся Министром юстиции Украины в форме представления, которое заранее согласовывается с председателем соответствующего высшего специализированного суда. В таком указе о создании суда указывается его местонахождение, территориальная юрисдикция и статус, определяются с учетом принципов территориальности, специализации и инстанционности. Основаниями для образования или ликвидации суда является изменение определенной законом системы судов, потребность улучшить доступность правосудия или изменение административно-территориального устройства. По состоянию на 1 октября 2012 г. сеть местных общих судов Украины состоит из 666 судов. Кроме того, в каждой области, Крыму, Киеве и Севастополе расположено апелляционный суд, всего — 27 судов.

После этапа образования суда следующим является этап формирования его руководящего состава. Должности председателей судов и их заместителей называются административными, поскольку предусматривают общий управленческий влияние на судебное учреждение. Кандидатуры на должности председателей судов добираются, как правило, из наиболее квалифицированных судей, которые имеют большой профессиональный опыт, пользуются авторитетом, имеют организационные способности, высокие деловые и моральные качества. Предусмотренный законом порядок назначения на должность председателя суда и его заместителей является общим для всех судов, кроме Конституционного и Верховного Судов Украины, в которых занятия должностей председателей урегулированы Конституцией Украины и осуществляется не путем назначения, а путем избрания глав самими судьями на своих пленарных заседаниях.

Головы всех других судов и их заместители назначаются на должность сроком на 5 лет. Законом определено, что они назначаются и освобождаются от должностей Высшим советом юстиции по представлению соответствующего совета судей. Судья не может занимать одну административную должность более двух сроков подряд. Назначения судьи на административную должность без соблюдения требований Закона «О судоустройстве и статусе судей» не допускается.

Пребывание судьи на административной должности в суде любого уровня не освобождает его от осуществления полномочий судьи соответствующего суда. Увольнения судьи с административной должности не прекращает его полномочий судьи. Однако увольнении судьи с должности имеет своим безусловным следствием прекращения его полномочий на административной должности.

Председатель суда по вопросам, относящихся к его административных полномочий, выдает приказы и распоряжение являются обязательными для исполнения судьями и сотрудниками аппарата суда. Заместитель председателя суда осуществляет административные полномочия, определенные председателем суда. В случае отсутствия председателя суда исполнение его обязанностей осуществляется заместителем председателя суда или судьей соответствующего суда, который имеет больший стаж работы на должности судьи.

Характеристика судов общей юрисдикции среднего звена

Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Закон о судебной системе РФ фиксирует указанное положение названных судов в иерархии судебных органов и называет лишь основные функции, выполняемые этими судами в пределах их компетенции. Они являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями для районных судов, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

Основами определяющими порядок образования и деятельности вышеперечисленных судов, правовой основой организации, формирования и деятельности их основных подразделений являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». При создании, формировании и организации деятельности высших судебных органов республик в Российской Федерации последние руководствуются Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и своими конституциями.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суда они различаются между собой, что зависит от объема работы данного суда.

Являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам, они призваны осуществлять функцию надзора за судебной деятельностью этого звена судебной системы. В свою очередь суды субъектов Федерации подлежат надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебного органа Российской Федерации. Таким образом, суды среднего звена находятся в функциональной связи с нижестоящими звеньями судебной системы общей юрисдикции и с возглавляющим ее вышестоящим судебным органом — Верховным Судом РФ.

В компетенцию судов среднего звена входит осуществление всех инстанционных полномочий судов общей юрисдикции: рассмотрение дел в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

К подсудности судов рассматриваемого звена относятся также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

Одним из полномочий вышестоящих судов, является право принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое уголовное дело, подсудное нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

Для рассмотрения дел по первой инстанции в судебных коллегиях областного и равного ему суда образуются судебные составы. В судебный состав для рассмотрения дела по первой инстанции входят член суда и народные заседатели. Для рассмотрения уголовных дел в судебной коллегии по уголовным делам образуется также альтернативный состав из трех профессиональных судей. В некоторых судах рассматриваемого звена в состав суда входят присяжные заседатели.

В качестве кассационной инстанции в вышестоящем суде среднего звена действует судебная коллегия в составе трех членов суда. Кассационное производство возникает при наличии кассационной жалобы, принесенной участниками процесса (сторонами) и другими лицами, участвующими в процессе, либо протеста прокурора.

Являясь по отношению к районным судам кассационной инстанцией, Верховный суд республики, областной и равные им суды проверяют (по кассационной жалобе участников процесса или по кассационному протесту прокурора, а также по частным жалобам и протестам) законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений районных судов, не вступивших в законную силу. Эта деятельность представляет собой одно из ведущих полномочий судов среднего звена, она позволяет исправлять допущенные судами первой инстанции ошибки и оказывает направляющее влияние на судебную практику судов первой инстанции.

В качестве надзорной инстанции в областном и равном ему суде действует президиум соответствующего суда. В состав президиума входит председатель суда, его заместители и члены суда. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

На президиум возлагается рассмотрение дел по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления судей районных судов, а также на кассационные определения, вынесенные этим судом. Заседания президиума считаются правомочными при участии в нем более половины членов президиума. Постановления принимаются простым большинством голосов членов президиума, присутствующих на заседании, и могут быть опротестованы в порядке надзора в судебную коллегию по гражданским или уголовным делам Верховного Суда РФ.

Президиум Верховного суда республики, областного суда и равного им суда рассматривает уголовные дела по вновь открывшимся обстоятельствам по представлению соответствующего прокурора в тех случаях, когда дело уже было рассмотрено в судебной коллегии по уголовным делам этого суда в кассационном порядке или в президиуме в порядке надзора.

Гражданские дела президиум рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам, когда дело уже рассматривалось в президиуме данного суда и решение было изменено. Рассмотрение происходит по представлению прокурора или по жалобе стороны.

В соответствии с Законом о судоустройстве президиум областного и равного ему суда осуществляет следующие полномочия: утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебных коллегий по гражданским и уголовным делам; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы, связанные с работой аппарата суда, и осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законодательством.

Это интересно:  Паспорт на счетчик воды: что делать в случае утери

СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ОРГАНИЗАЦИЯ, КОМПЕТЕНЦИЯ

Материальной основой утверждаемой Конституцией РФ политико-правовой доктрины судебной власти является судебная система Российской Федерации. Конституционное регулирование организации и деятельности судебной системы представляет собой правовой фундамент судебно-правовой политики в Российской Федерации, ее направление и формирование.

Судебная система РФ представляет собой совокупность действующих в Российской Федерации судебных органов, образованных в установленном Конституцией РФ порядке, осуществляющих функции судебной власти, объединенных общностью задач, основ построения и организации деятельности с учетом федеративного и административно-территориального устройства Российской Федерации.

Основы сложившейся в Российской Федерации судебной системы, ее задачи и гарантии их реализации изложены в гл. 7 «Судебная власть и прокуратура» Конституции РФ. В этой главе назван основной правовой акт, которым определяются содержание и структура судебной системы как основополагающего института государственного устройства Российской Федерации, — Закон о судебной системе.

Основополагающее значение для характеристики российской судебной системы имеет содержание и порядок расположения ст. 125, 126 и 128 Конституции РФ, определяющих компетенцию и место занимаемых в судебной системе каждым из высших судебных органов РФ: Конституционным Судом РФ, ВС РФ. Этот порядок размещения и последовательности правового регулирования судебных органов имеет значение не только для определения структуры судебной системы в целом, но и для установления места в судебной системе всех иных федеральных судов, их роли в организации и осуществлении судебно-правовой политики в Российской Федерации, принципов ее проведения.

В связи с известным изменением структуры судебной системы Российской Федерации, связанным с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», исключившим из ст. 126 Конституции РФ упоминание о судах общей юрисдикции и установившим полномочия ВС РФ как высшего судебного органа по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, исключением ВС РФ из перечня судебных органов судов общей юрисдикции, вопросы о статусе судов, относящихся к категории судов общей юрисдикции, их признаках остаются открытыми.

Регулирование их организации, правового положения особенностей положения в судебной системе не может исчерпываться Законом о судах общей юрисдикции.

Известно, что юрисдикция суда как определенный законом комплекс его полномочий зависит от некоторых признаков: подсудности или подведомственности дел, подлежащих его рассмотрению или разрешению; территории, ограничивающей действие его полномочий; контингента лиц, имеющих право обращаться в данный суд в случае установления специальной подсудности по некоторым категориям дел.

Полномочия, порядок образования и организация деятельности судов общей юрисдикции, статус входящих в эту подсистему структурных подразделений организационной инфраструктуры характеризуются рядом особенностей, установленных федеральными конституционными законами. К их числу относятся Закон о судебной системе, Закон о судах общей юрисдикции, федеральные конституционные законы «О военных судах Российской Федерации», «О Верховном Суде Российской Федерации» и целый ряд федеральных законов, образующих сферу обеспечения реализации конституционного института судебной власти, правовую основу успешной деятельности судебных органов, формулирующих задачи и устанавливающих цели судебной деятельности, представляющих содержание проводимой государством судебной политики в области обеспечения государственной и общественной безопасности, охраны прав и законных интересов граждан, обеспечения установленного Конституцией РФ правопорядка в Российской Федерации.

Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации как основного компонента судебной системы составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции согласно Закону о судах общей юрисдикции относятся:

  • — верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
  • — районные суды, городские суды, межрайонные суды;
  • — военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;
  • — специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов РФ относятся мировые судьи.

Особенностью правового регулирования статуса этой категории судов общей юрисдикции является двойственность его законодательного регулирования, отражающего тот факт, что мировой судья представляет подсистему федеральных судов, в своей деятельности руководствуется федеральным законодательством и несет ответственность за его неукоснительное соблюдение, а порядок формирования этого судебного органа, его создания определяется законодательством субъекта РФ, на территории которого он действует.

Закон о судах общей юрисдикции устанавливает, что полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Законом о судебной системе и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ. В частности, подсудность уголовных дел со сроками наказания до трех лет лишения свободы указана в ч. 1 ст. 31 УПК РФ, а подведомственность административных дел предусмотрена ст. 17 КАС РФ.

Подсистема судов общей юрисдикции отличается многообразием структурных подразделений. Эти различия имеют организационный и процедурный характер. Так, входящие в судебную систему органы правосудия могут различаться не только предметной компетенцией, но и кругом полномочий по отношениям к отдельным подразделениям самой судебной системы. В судебной системе выделяются нижестоящие и вышестоящие суды. Этими терминами обозначаются их различия в компетенции и общем характере инстанционных связей, регулируемых процессуальным законодательством.

Наиболее обширным кругом процессуальных полномочий законодатель наделяет ВС РФ, представляющий собой высшее звено в судебной системе. Как высший судебный орган ВС РФ вправе рассматривать все гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные всем судам, образованным в соответствии с Законом о судебной системе и иными федеральными законами. На ВС РФ возложена конституционная обязанность осуществлять в процессуальных формах судебный надзор за деятельностью всех судов, образованных в указанном выше порядке, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные и гражданские дела, подсудные указанным судам общей юрисдикции в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

ВС РФ рассматривает отнесенные к его подсудности административные дела в качестве суда первой инстанции, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Исполнение в полном объеме возложенных Конституцией РФ на ВС РФ обязанностей, объем предоставленных ему полномочий превращает этот государственный орган в центральное звено государственного руководства организацией и деятельностью основного сегмента судебной системы России — судов общей юрисдикции.

В комплекс судов общей юрисдикции законодатель включает также занимающие особое место в судебной системе военные суды. Они являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, в других войсках и воинских формированиях. В своей деятельности военные суды под- надзорны ВС РФ. Названная подсистема состоит из гарнизонных военных судов, представленных как первое звено, окружных (флотских) судов, представленных как второе звено, осуществляющих апелляционное и кассационное производство. Судебная коллегия по делам военнослужащих ВС РФ выступает в качестве третьего звена. Организация и общие основы деятельности военных судов как судебных органов общей юрисдикции определяются Законом о военных судах.

Особенности судов общей юрисдикции как самостоятельных носителей судебной власти в судебной системе Российской Федерации определяются Конституцией РФ и федеральными конституционными законами.

Законодательной основой построения структуры подсистемы судов общей юрисдикции является Закон о судебной системе. Из 38 статей этого Закона структуре судов общей юрисдикции посвящены лишь четыре: по одной статье на каждое звено судебной системы, причем каждая из этих статей, касающаяся ВС РФ (ст. 19), областных и равных им судов (ст. 20), районных судов (ст. 21) и мировых судей (ст. 28) содержит положение, согласно которому полномочия, порядок образования и деятельности данного звена судебной системы устанавливаются федеральным конституционным законом. Таким законом явился Закон о судах общей юрисдикции, в ст. 2 «Законодательство Российской Федерации о судах общей юрисдикции» которого указано, что полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции устанавливаются Конституцией РФ, Законом о судебной системе, Законом о судах общей юрисдикции и Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации». Правда, полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Законом о судебной системе и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.

Полномочия, порядок образования и деятельности судов общей юрисдикции, определение общих основ компетенции, порядка образования, организации деятельности судов общей юрисдикции устанавливаются Конституцией РФ (ст. 128) и федеральными конституционными законами.

Закон определяет порядок организационных и процессуальных взаимосвязей между судами субъектов РФ и судами общей юрисдикции, связь со стабильностью полномочий суда и его осуществлением основной функции по защите правосудием прав и свобод граждан; компетенция каждого суда определяется законом.

Суды различаются между собой не только видами осуществляемой ими деятельности, регулируемой различными формами судопроизводства согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, но и содержанием, пределами предоставленной им власти, их юрисдикции. В теории судоустройства различается общая и специальная юрисдикция.

Признаками общей юрисдикции выступают: территориальная, предметная, персональная подсудность.

Территориальная юрисдикция конкретного суда общей юрисдикции может распространяться:

  • — на определенное административно-территориальное образование (участок, район, область, республику);
  • — структурное образование (гарнизон, военный округ);
  • — судебный округ, не совпадающий с отдельными административно-территориальными единицами;
  • — судебный участок (для мировых судей).

Пределы территориальной юрисдикции судов должны определяться соответственно федеральным конституционным или федеральным законом, а в отношении судов субъектов РФ — законом соответствующего субъекта РФ. В установленных законом случаях судебная юрисдикция может распространяться на определенную социальную группу или определенных лиц (рассмотрение уголовных дел по обвинению судей в совершении преступлений в случаях, предусмотренных Законом о статусе судей и ст. 252 УПК РФ; заключение ВС РФ при возбуждении вопроса об отрешении Президента РФ от должности в порядке, установленном ст. 93 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом «О Верховном Суде Российской Федерации», когда требуется такое заключение).

Разграничение подсудности и подведомственности судов общей юрисдикции определяется ст. 47 Конституции РФ, а также КАС РФ.

Признак законодательства, определяющий подсудность (в отличие от системы подведомственности арбитражных судов, устанавливающих общую и специальную подсудность), обязывает рассмотреть различие между юрисдикцией и подсудностью (или предметной подведомственностью дел).

Различия в компетенции групп судов (разных звеньев), сложность организационных и процессуальных взаимосвязей между ними не исключают существования единых правоохранительных задач и целей в осуществлении правосудия, наличия общности основных принципов организации и деятельности всех судов. Эта общность выражается в принципе единства, зафиксированном в ст. 3 Закона о судебной системе.

Единство построения системы судов общей юрисдикции заключается в закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования судебной системы.

К условиям обеспечения единства судебной системы относятся его фундаментальные правовые основы: судебная система устанавливается высшим законодательным актом страны — Конституцией РФ, а также Законом о судебной системе и Законом о судах общей юрисдикции.

При этом, рассматривая судебную систему страны с позиций принципа единства как неоднородное государственно-правовое образование, мы различаем в нем структурные подразделения, которые характеризуются несовпадающими чертами и особенностями их организации именно в группе судов общей юрисдикции. Эти различия могут иметь организационный и процедурный характер. Так, входящие в судебную систему судебные органы общей юрисдикции могут различаться не только предметной компетенцией, но и объемом судебной власти, кругом полномочий по отношению к отдельным подразделениям самой системы. Поэтому законодательством выделяются нижестоящие и вышестоящие суды. Этими терминами обозначаются их различия в объеме компетенции и общем характере инстанционных связей, определяются категории и направленность управляющих воздействий в судебной системе.

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды различаются между собой по организационной структуре и объему процессуальной компетенции.

Совокупность судов с одинаковой структурой и аналогичным комплексом полномочий и обязанностей составляет звено судебной системы. Применительно к судам общей юрисдикции такие звенья создаются в административно-территориальных структурах.

Подсистема судов общей юрисдикции строится в соответствии с национально-государственным устройством и административно- территориальным делением Российской Федерации. Звенья военных судов формируются в соответствии со структурой Вооруженных Сил и иных воинских подразделений. Размещение участков мировых судей жестко не увязывается с административно-территориальным делением субъектов РФ. Характерным признаком подсистемы судов общей юрисдикции является инстанционная (процессуальная) взаимосвязь между судами различных звеньев системы или между структурными подразделениями одних и тех же судов.

Инстанционность призвана обеспечить законность и обоснованность принимаемых судами решений, устранение допускаемых нарушений законности, восстановление справедливости и нарушенных прав участников процесса.

Различия в компетенции отдельных групп судов, сложность организационных и процессуальных взаимосвязей между ними не исключают существования единых правоохранительных задач, наличия общности принципов организации и деятельности всех судов, в том числе осуществляющих различные формы судопроизводства.

Это интересно:  Как проходит пересчет пенсии после увольнения работающего пенсионера

Утверждение принципа единства построения судебной системы необходимо для исключения отступлений в нормотворчестве от общих установлений Конституции РФ и федерального конституционного законодательства в сфере правового регулирования судебной власти.

Единство построения судебной системы заключается в общем подходе к правовому регулированию основ судебной власти, известной унификации источников этого регулирования, в закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования системы судов общей юрисдикции.

К числу условий обеспечения единства судебной системы, и прежде всего подсистемы судов общей юрисдикции, относится тот факт, что эта система устанавливается высшим законодательным актом — Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Нормативное регулирование основ судебной системы всегда составляло прерогативу конституционного права. Делегирование Конституцией РФ части этих полномочий федеральному конституционному закону не изменяет общей направленности регулирования судебной системы в рамках конституционного права.

Закрепление в Конституции РФ системы высших судов и в федеральных конституционных законах системы судов общей юрисдикции и судов субъектов Российской Федерации придает особую стабильность ныне существующей системы судов. Ее изменение возможно лишь путем внесения поправок в Конституцию РФ в отношении высших судов, изменений и дополнений Закона о судебной системе, в отношении иных федеральных судов.

Так, в результате принятия Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» было изменено наименование гл. 7 Конституции РФ на «Глава 7. Судебная власть и прокуратура», был упразднен ВАС РФ и изменена редакция ряда статей Конституции РФ, регулирующих полномочия ВС РФ, порядок назначения судей Конституционного Суда РФ, судей иных федеральных судов. Исполнение функций ВАС РФ было возложено на ВС РФ, так как никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Таким образом, особенности организации, порядка образования и деятельности судов общей юрисдикции устанавливаются Конституцией РФ, определяются Законом о судебной системе, Законом о судах общей юрисдикции, федеральными конституционными законами «О военных судах Российской Федерации», «О Верховном Суде Российской Федерации». При этом процессуальную и судоустрой- ственную законодательную инфраструктуру судов общей юрисдикции составляет группа федеральных законов, в которую входят Закон о статусе судей, федеральные законы от 14.03.2002 № ЗО-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».

Постоянные изменения текущего законодательства об организации судебной системы и правоприменительной судебной деятельности сопровождают продолжающуюся судебную реформу. Так, масштабные законодательные преобразования в законодательстве о системе судов Российской Федерации, вызванные изменением гл. 7 Конституции РФ, сопровождались упразднением ВАС РФ и последующим изменением связанных с этим ряда статей Конституции РФ, определяющих полномочия и обязанности Президента РФ (ст. 83, 128 Конституции РФ), обязанности и полномочий Совета Федерации Федерального Собрания РФ (ст. 102, 104 Конституции РФ) и ВС РФ (ст. 126).

Повторим, что Федеральным конституционным законом было внесено изменение в Закон о судах общей юрисдикции, которым ВС РФ исключен из перечня судов общей юрисдикции. Очевидно, что это изменение связано с существенным изменением круга полномочий ВС РФ, вызванных упразднением ВАС РФ и переходом его полномочий в ведение ВС РФ.

К этому перечню следует также отнести п. «о» ст. 71 Конституции РФ, из которого было исключено указание на ряд видов процессуального законодательства, представляющих кодифицированную основу судопроизводства по деятельности судов при отправлении правосудия (ГПК, УПК, АПК), замененных общим наименованием «процессуальное законодательство». Указание в Конституции РФ на эти процессуальные акты придавало им конституционное значение. Закрепление их особой роли как исключительных правовых источников организации и порядка отправления правосудия в кодифицированной форме подчеркивало их значение для полного соблюдения принципа законности в судебной деятельности. Поэтому отказ законодателя от их конституционного закрепления, замена на обобщенное, абстрактное выражение «процессуальное законодательство» позволяет относить к числу источников этого права многие иные правовые акты различных формы и юридического значения.

Названные изменения конституционных формул образования высших судов, обобщение и унификация родовых источников правового регулирования деятельности судов общей юрисдикции позволяют предположить возможность дальнейшего преобразования процессуального законодательства, касающегося особенностей совершенствования организации правосудия в судах общей юрисдикции.

Изучение состояния законодательства о судебной системе позволяет выделить некоторые направления судебно-правовой политики в правовом регулировании этой сферы судебной власти, подвергаемые наиболее частым изменениям. К ним относятся Закон о статусе судей, Федеральный закон от 29.12.1999 № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации», УПК РФ. Эти изменения, как правило, вызваны потребностями судебной практики, выявленными в процессе правоприменительной деятельности и направленными на повышение эффективности судебной защиты прав граждан, доступности правосудия, устранение нарушений законности.

Продолжающиеся изменения структуры судебной системы выразились не только в упразднении ВАС РФ, но и в существенном преобразовании структуры и компетенции ВС РФ, в продолжающемся процессе образования постоянных судебных присутствий в областных судах субъектов РФ и некоторых арбитражных судах, в упразднении ряда районных судов и их объединении в субъектах РФ.

Значительным достижением законодательства о судебной системе является реализация конституционного положения о формировании правовой основы для административного судопроизводства: создание и принятие КАС РФ. Большой и всевозрастающий объем административных дел, поступающих в районные суды и на рассмотрение мировым судьям, создание Судебной коллегии по административным делам в ВС РФ — все это инициирует вопрос о создании отдельных судов административной юстиции, тем более что Закон о судебной системе предусматривает возможность создания специализированных судов для рассмотрения административных дел (ст. 26), а Закон о судах общей юрисдикции включает в систему судов общей юрисдикции специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельность которых устанавливаются федеральным конституционным законом (п. 5 ч. 2 ст. 1).

Осуществление правосудия судами общей юрисдикции регулируется целым рядом федеральных законов и постоянно совершенствуется.

Исключительная роль деятельности судов общей юрисдикции выражается не только во всевозрастающем объеме рассматриваемых и разрешаемых дел, но и в том значении, которое имеет деятельность этих судов для защиты прав и свобод граждан, в утверждении правопорядка, укреплении режима правового государства в России.

Только учреждаемые в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами о судебной системе (в частности, Законом о судебной системе и Законом о судах общей юрисдикции) могут осуществлять особую государственную деятельность — правосудие. Создание судов, не предусмотренных федеральным конституционным законом, не допускается.

Правосудие осуществляется только в порядке, установленном законом особой процедуры — уголовного, гражданского процесса, административно-процессуального судопроизводства, построенных на основе соблюдения демократических принципов и предоставления участникам судопроизводства необходимых процессуальных гарантий для защиты своих прав и интересов.

Потребность в правосудии определяется необходимостью разрешать систематически возникающие в обществе конфликты, правосудие выступает правовым механизмом защиты гражданского общества и отдельных личностей. Задачи правосудия заключаются в охране от посягательств на права и свободы граждан, провозглашенные Конституцией РФ и иными законами, на права и законные интересы предприятий, иных экономических структур и организаций. В целях укрепления законности и правопорядка в правосудии установлена особая процессуальная форма деятельности судов, в которой определены стадии судопроизводства, последовательно совершаемые в их рамках действия и правовые роли участников судебного процесса. Эти и другие общие свойства характерны для всех видов процесса, осуществляемых судами общей юрисдикции: гражданского, уголовного, административного. В правосудии определены способы и средства рассмотрения и разрешения судебных дел, призванные обеспечить справедливые и законные судебные решения. Здесь имеется в виду правильное использование предусмотренной законом системы доказательств, принципов судебного разбирательства.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные законом к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В соответствии с законом суды общей юрисдикции рассматривают:

  • 1) все гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законов интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством РФ рассматриваются другими судами;
  • 2) все уголовные дела;
  • 3) иные дела, отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

Законодательством о правосудии обеспечивается обязательность и непререкаемость судебных решений, вступивших в законную силу и подлежащих исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановлений суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Закрепление законом правил судопроизводства представляет собой также существенный компонент организации деятельности судов общей юрисдикции. Их полное исполнение является гарантией законности правосудия. Правила судопроизводства должны формализоваться в процессуальном законодательстве, которое состоит из федеральных кодифицированных актов: УПК, ГПК, АПК, КАС.

Обновлению процессуального законодательства законодатель уделяет особое внимание. Закон о судах общей юрисдикции специально выделяет принципы деятельности судов общей юрисдикции (ст. 5):

  • 1) правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом;
  • 2) исключительность их полномочий подтверждается Конституцией РФ. При осуществлении правосудия носители судебной власти: судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, — независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, а также во вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом;
  • 3) никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде общей юрисдикции и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Как уже отмечалось, законодательство РФ о судах общей юрисдикции представляет значительную часть достаточно обширного и многовекторного по своим направлениям и объектам комплекса нормативных актов судоустройственного значения, начиная с того, что судоустройство согласно Конституции РФ представляет собой сферу исключительного ведения Российской Федерации (п. «о» ст. 71).

В этом комплексе важное значение следует придать федеральным конституционным актам, определяющим структуру судебной системы, и прежде всего Закону о судебной системе, не только потому, что он принят одним из первых при осуществлении судебной реформы, но и потому, что им разрешена самая главная и спорная проблема — установлена судебная система Российской Федерации в целом. Таким образом, решена главная задача, поставленная перед законодателем: определить без особой детализации, какие суды образуют судебную систему, и предусмотреть на этой основе принятие других правовых актов, конкретизирующих вопросы организации судебных органов различных звеньев системы, их взаимодействие и разграничение компетенции.

Несмотря на краткость по содержанию Закона о судебной системе (он состоит лишь из 38 статей, распределенных в пяти главах: «Общие положения», «Основы статуса судей в Российской Федерации», «Суды», «Заключительные положения» и «Порядок введения в действие настоящего Федерального конституционного закона»), он выходит за узкие пределы регулирования собственно судоустройства и фактически включает в себя нормы, относящиеся к судопроизводству, статусу судей, обеспечению деятельности судов и другим вопросам, обычно регулируемым федеральными законами.

Подобное расширение сферы правого регулирования оценивается положительно теорией судоустройства, так как позволяет повысить уровень важных конкретных положений, ранее закрепленных лишь в федеральных законах, которые можно изменять значительно проще и оперативнее. Кардинальные вопросы организации судебной системы решаются в этом акте отлично от подхода ранее действовавшей системы, правовые рамки которой устанавливались Конституцией СССР, Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве и соответствовавшими им Конституцией РСФСР, Законом РСФСР «О судоустройстве РСФСР».

Согласно этим законодательным актам судебная система состояла из двух подсистем: судов Союза ССР, к которым относились Верховный Суд СССР и военные трибуналы, и судов союзных республик (ст. 23 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве от 13.11.1989; аналогичные нормы содержались и в ранее действовавших Основах о судоустройстве в ранее принятых Основах законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик от 25.12.1958).

Никаких судов или судебных систем в составе существовавших тогда автономных республик, а затем республик в составе союзных республик, в частности в составе РСФСР, не существовало. Закон РСФСР от 08.07.1981 «О судоустройстве РСФСР» предусматривал только суды РСФСР, т.е. федеральные суды, но не суды автономных республик. Это устройство соответствовало п. 3 ст. 23 Основ законодательства о судоустройстве, в котором определялись суды союзной республики.

То обстоятельство, что судьи районных и верховных судов согласно Закону СССР от 04.08.1989 «О статусе судей в СССР» избирались их верховными советами, положения не меняло, поскольку Закон предусматривал, что и эти суды не образуют самостоятельной судебной системы. Порядок наделения судей полномочиями по ранее действовавшему законодательству не имел значения для отнесения судов к определенной судебной системе. Проблема возникла тогда с принятием Конституции РФ, когда встал вопрос: являются ли эти суды федеральными или нет? Если да, то судьи этих судов в силу ч. 2 ст. 128 Конституции РФ назначаются Президентом РФ. Если же указанные суды являются судами субъектов РФ, то исходя из положений ч. 3 ст. 11 Конституции РФ субъекты РФ самостоятельно определяют порядок наделения этих судей полномочиями (путем назначения главами исполнительной власти, выборов представительными органами государственной власти или населением). Решение этого вопроса исключительно важно, поскольку связано с формированием судов, которые в силу ст. 18, 46 Конституции РФ являются гарантами прав и свобод человека.

Это интересно:  Ос до 40 тысяч в бухгалтерском учете

Закон о судебной системе, реализуя конституционные принципы федерализма, признал все действовавшие суды федеральными судами как созданные самой Федерацией, осуществлявшие правосудие от ее имени, правомерно отнес все ранее образованные суды к федеральным и установил, что ими являются: Конституционный Суд РФ, ВС РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные суды и специализированные суды, составляющие систему судов общей юрисдикции.

К судам субъектов РФ согласно п. 4 ст. 4 Закона о судебной системе относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Таким образом, этот Закон сохранил прежнюю трехзвенную систему судов общей юрисдикции и предусмотрел, что ее детальное правовое регулирование (полномочия, порядок образования и общие принципы деятельности каждого уровня судебной системы, организация их внутренней структуры) будет осуществляться специальным федеральным конституционным законом. Эти функции в значительной мере были определены принятым Законом о судах общей юрисдикции.

Этим Законом допускаются только три звена системы судов общей юрисдикции. При этом в Законе о судебной системе подчеркивается, что каждое последующее звено судебной системы является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к предыдущей, а районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям.

Финансовое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке, установленном Законом о судах общей юрисдикции, другими федеральными конституционными законами, иными нормативными актами российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Финансовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, а именно верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов осуществляется Судебным департаментом при ВС РФ.

Упразднение гл. 2 Закона о судах общей юрисдикции, именовавшейся «Верховный Суд Российской Федерации» (т.е. после исключения ВС РФ из перечня судов общей юрисдикции на основании Федерального конституционного закона от 12.03.2014 № 5-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» и признании утратившим силу Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии»), система судов общей юрисдикции в Российской Федерации возглавляется судами среднего звена: верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судом автономной области, судами автономных округов.

Порядок образования этих судов, полномочия их организационных структур, средства руководящего воздействия и направления деятельности этих судов определяются гл. 3 Закона о судах общей юрисдикции.

Названные суды являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта РФ, и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ. Закон определяет внутреннюю структуру верховных судов республик. Эти суды общей юрисдикции действуют в составе:

  • 1) президиума суда;
  • 2) судебной коллегии по гражданским делам;
  • 3) судебной коллегии по административным делам;
  • 4) судебной коллегии по уголовным делам.

Структурной особенностью рассматриваемой категории федеральных судов общей юрисдикции является возможность образования в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе верховного суда республики, областного, краевого и равного им суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие верховного суда республики, областного и равного им суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Компетенция верховного суда республики определяется тем, что в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью они рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами. В порядке, установленном федеральным законом, верховный суд республики, областной, краевой и равные им суды в соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции РФ обращаются в Конституционный Суда РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

Рассмотрение уголовных и гражданских дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично. Состав суда для рассмотрения конкретного уголовного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы.

Суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:

  • 1) судья федерального суда общей юрисдикции — уголовные дела о всех преступлениях (за исключением дел, рассматриваемых с участием присяжных заседателей и подсудных мировому судье);
  • 2) судья районного суда, гарнизонного военного суда и коллегия из шести присяжных заседателей — по ходатайству обвиняемого (п. 2.1 ч. 2 ст. 30 УПК РФ, введенный Федеральным законом от 23.06.2016 № 190-ФЗ);
  • 3) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей — по ходатайству обвиняемого; уголовные дела о преступлениях, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч. 5 ст. 131, ч. 5 ст. 132, ч. 6 ст. 134, ч. 1 ст. 212, ст. 275, 276, 278, 279, 281 УК РФ;
  • 4) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции рассматривает уголовные дела, перечисленные в п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК РФ (согласно Федеральному закону от 06.07.2016 № 375-ФЗ).

Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, за исключением уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести, а также уголовных дел с апелляционной жалобой, представлением на промежуточные решения районного суда, которые рассматриваются судьей верховного суда республики, краевого, областного и равных им судов. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется президиумом суда.

Судебная коллегия по гражданским и судебная коллегия по уголовным делам верховного суда республики, областного, краевого или равного им суда рассматривают по первой инстанции соответственно гражданские и уголовные дела, отнесенные к их подсудности.

Президиум верховного суда республики, краевого, областного и равного им суда образуется в составе председателя, заместителя председателя суда, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом РФ.

Персональный состав президиума утверждается Пленумом ВС РФ по представлению председателя соответствующего суда и при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Президиум суда:

  • 1) рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения самого верховного суда республики, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  • 2) утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда.

Президиум рассматривает также материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики, заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда. Таким образом, наряду с осуществлением правосудия президиум выполняет целый ряд обязанностей организационного характера, связанных с обеспечением бесперебойного функционирования суда общей юрисдикции как вышестоящего суда в судебной системе РФ.

Президиум принимает участие в деятельности Высшей квалификационной коллегии судей по вопросам дисциплинарной ответственности судей: ежегодно представляет по предложению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда и равных им судов на утверждение Высшей квалификационной коллеги судей состав коллегии, принимающей решение по вопросам привлечения к административной ответственности судьи районного суда, а также по другим вопросам, предусмотренным Законом о статусе судей.

Председатель верховного суда республики, краевого, областного и равного им суда назначается на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя ВС РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ. По истечении срока полномочий председатель верховного суда республики, краевого, областного суд и равных им судов может быть назначен на должность председателя этого же суда на новый срок.

Порядок работы президиума суда определяется законом: заседания президиума считаются правомочными, если на них присутствует более половины членов президиума суда; постановления президиума суда принимаются открытым голосованием большинства членов президиума; иные вопросы, касающиеся порядка организации работы президиума суда, регулируются регламентом суда.

Судебные коллегии суда формируются из числа судей соответствующего суда в составе председательствующего и членов соответствующей судебной коллегии. Составы коллегии по гражданским делам, судебной коллеги по административным делам и судебной коллегии по уголовным делам утверждаются президиумом суда.

Судебные коллегии верховного суда республики, краевого, областного суда и равных им судов рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные федеральными законами к подсудности этих судов, в качестве суда апелляционной инстанции дела по жалобам, представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве судов первой инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого, областного суда и равных им судов, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции и аналогично в качестве суда кассационной инстанции в кассационном порядке на решения, вынесенные названными судами в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции.

Председатель верховного суда, краевого, областного и равного им суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляет следующие функции:

  • 1) организует работу суда и руководит организацией работы судебных коллегий соответствующего суда;
  • 2) устанавливает правила внутреннего распорядка на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;
  • 3) созывает президиум суда и председательствует в его заседаниях;
  • 4) распределяет обязанности между своими заместителями;
  • 5) организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;
  • 6) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;
  • 7) вносит в квалификационную коллегию судей субъекта РФ представление о квалификационной аттестации судей соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда и равных им судов председателей, заместителей председателя и судей районных судов, мировых судей, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;
  • 8) обращается при наличии оснований в квалификационную коллегию судей субъекта РФ с представлением о привлечении судей соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, председателей, заместителей и судей районных судов, мировых судей к дисциплинарной ответственности;
  • 9) организует работу суда по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб;
  • 10) организует проверку заявлений и жалоб граждан на работу нижестоящих судов и судей;
  • 11) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, принимает решение о распределении обязанностей между ними, о привлечении к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
  • 12) регулярно информирует суд и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда.

Заместители председателя суда наряду с осуществлением полномочий судей соответствующего суда осуществляют руководство работой соответствующих судебных коллегий и аппарата суд, в случае отсутствия председателя коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам и судебной коллегии по уголовным делам осуществляют их полномочия.

Председатели судебных коллегий наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующей судебной коллегии председательствуют на заседаниях соответствующих судебных коллегий или назначают председательствующих из числа членов судебных коллегий, осуществляют руководство работой соответствующих судебных коллегий, формируют судебные составы для рассмотрения судебных дел на заседании соответствующих судебных коллегий, представляют в президиум суда отчеты о деятельности соответствующих судебных коллегий, истребуют из районных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, studwood.ru, studref.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector