+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Школьная медиация

Служба медиации

Положение
о службе медиации в МБОУ «Школа № 121»

1. Общие положения

1.1. Служба медиации является структурным подразделением ОУ, которое объединяет учащихся, педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в ОУ.

1.2. Служба медиации является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы медиации и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту.

1.3. Служба медиации является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в службу примирения, а при отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации, ОУ может применить другие способы решения конфликтов и/или меры воздействия.

1.4. Служба медиации создается из учащихся 8-11 классов, прошедших обучение проведению восстановительной медиации. Руководитель службы назначается из педагогов и /или специалистов ОУ приказом директора.

2 . Цели и задачи службы медиации

2.1. Целями службы являются; помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации

2.2. Задачами деятельности службы примирения являются:

2.2.1. Проведение программ восстановительного разрешения конфликтов для участников споров, конфликтов и административных правонарушений – обучающихся школы.

2.2.2. Обучение школьников методам урегулирования конфликтов.

2.2.3. Организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации.

3. Принципы деятельности службы медиации

3.1. Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:

3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

4. Порядок формирования службы медиации

4.1. В состав службы медиации могут входить школьники 8-11 классов, прошедшие обучение проведению примирительных программ.

4.2. Руководителем службы может быть социальный педагог, психолог или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора школы.

4.3. Вопросы членства в службе медиации, требований к школьникам, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом, принимаемым службой медиации самостоятельно.

5. Порядок работы службы медиации

5.1. Служба медиации может получать информацию о случаях конфликтного характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы примирения.

5.2. Служба медиации принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.

5.3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. При несогласии сторон, им могут быть предложены психологическая помощь или другие существующие в ОУ формы работы.

5.4. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом случае ОУ может использовать иные образовательные технологии.

5.5. Переговоры с родителями и педагогами проводит руководитель службы примирения.

5.6. В случае, если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет. Примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.

5.7. Примирительная программа не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. В примирительной программе не могут участвовать лица, имеющие психические заболевания.

5.8. Служба медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.

5.9. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в примирительном договоре.

5.10. При необходимости служба медиации передает копию примирительного договора администрации школы.

5.11. Служба медиации осуществляет контроль над выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств служба примирения помогает сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.

5.12. При необходимости служба медиации информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, специалистов социально-психологических центров)

6. Организация деятельности службы примирения

6.1. Службе медиации по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы — такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.

6.2. Должностные лица школы оказывают службе медиации содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников.

6.3. Служба медиации имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов школы.

6.4. Администрация школы содействует службе примирения в организации взаимодействия с социальными службами и другими организациями..

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению службы примирения или органов школьного самоуправления.

Школьная служба медиации (примирения)

Конфликты – постоянные спутники нашей жизни.

Конфликты — неотъемлемая часть общения, которая выражается в противостоянии сторон общения друг другу из-за разной направленности целей, интересов, взглядов, мнений.

Первое, что разрушается во время конфликтов – отношения между людьми, способность слушать и слышать, понимать друг друга. Очевидно, что не всегда стороны могут самостоятельно преодолеть конфликт, сделать его конструктивным.

Много лет во всем мире применяется восстановительный подход к разрешению конфликтов. Его основной принцип – организация такого диалога между противоборствующими сторонами, в котором каждая из них выслушает и поймет оппонента, они договорятся, как исправить последствия сложившийся ситуации. Это помогает преодолеть разобщенность людей и восстановить их отношение к себе и другому.

Восстановительный подход реализуется в различных процедурах, самая распространенная из них – МЕДИАЦИЯ.

В нашей школе создана СЛУЖБА МЕДИАЦИИ (ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ).

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА СЛУЖБЫ – способствовать конструктивному разрешению конфликтов между учащимися школы.

Руководителем службы является педагог-психолог школы – Мосягина Наталья Вячеславовна. В состав службы входят:

-Зубрий Т.В – зам.директора по воспитательной работе

-Колесова Е.В. – социальный педагог

— Кобозова И.М. – преподаватель русского языка и литературы

— Голубева Н.Ю. – преподаватель истории

Медиаторами школьной службы медиации (примирения) являются учащиеся 9-х классов школы:

— Барыкина Ангелина учащаяся 9г

-Матвеева Тамара учащаяся 9г

-Лисина Екатерина учащаяся 9г

— Карабасова Юлия учащаяся 9г

-Андриянова Мария учащаяся 9г

-Форостина Диана учащаяся 9г

-Степанушкина Юлия учащаяся 9г

-Смирнова Полина учащаяся 9г

— Курбанова Алсу учащаяся 9б

— Милашина Мария учащаяся 9б

— Послов Алексей учащийся 9б

— Смирнов Александр учащийся 9б

— Чистяков Андрей учащийся 9б

— Самоил Дмитрий учащийся 9б

КАКИЕ КОНФЛИКТЫ МОГУТ РЕШАТЬСЯ В СЛУЖБЕ МЕДИАЦИИ?

· Конфликты между учащимися на уровне школы (межличностные конфликты, оскорбления, угрозы, взаимные обиды)

КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ?

· Участники конфликта с помощью третьей стороны (медиатора) самостоятельно стараются найти выход из ситуации.

· Снижение количества конфликтов между учащимися школы, формирование правовой культуры и гражданской позиции среди учащихся.

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ, ЕСЛИ ПРОИЗОШЕЛ КОНФЛИКТ?

· Вы можете обратиться к руководителю службы (кабинет психолога) или непосредственно к медиаторам службы.

«О создании службы школьной медиации»

1. Организовать работу службы школьной медиации в МБОУ СОШ №82 с 20 декабря 2016 года.

2. Утвердить положение «О работе службы школьной медиации ОУ» (приложение №1).

3.1. Фомичёва Марина Ивановна — учитель географии;

3.2. Гранина Ирина Егоровна — учитель английского языка;

3.3. Янченко Елена Викторовна – учитель начальных классов;

3.4. Анурий Олеся Валентиновна – заместитель директора по ВР.

4. Варяница Нонне Викторовне — руководителю службы школьной медиации

разработать и утвердить договор примирения, план работы службы школьной медиации, оформить журнал регистрации конфликтных ситуаций, регистрационные карты.

5. Членам службы школьной медиации проводить не реже, чем один раз в четверть, совещания с администрацией ОУ по улучшению работы службы и ее взаимодействия с учителями.

6. Якушкиной Юлии Александровне разместить на информационном Сайте школы информацию о деятельности службы школьной медиации.

7. Заседания службы школьной медиации проводить в течение пяти рабочих дней со дня регистрации заявления от участника образовательного процесса в службу школьной медиации.

8. Контроль за исполнением приказа возлагаю на Анурий Олесю Валентиновну – заместителя директора по ВР.

Директор МБОУ СОШ №82 ________________ Н. В. Косенко

О работе службы медиации ОУ»

1. Общие положения

1.2. Служба медиации является структурным подразделением Школы, которое объединяет обучающихся, учителей и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в Школе.

1.3. Служба медиации является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведения или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы медиации и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.

1.4. Служба медиации является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в службу примирения, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации Школа может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия.

1.5. Допускается создание службы медиации только из педагогических работников ОУ.

2. Цели и задачи службы школьной медиации

Целью службы медиации является:

— распространение среди обучающихся, родителей (законных представителей) и учителей цивилизованных форм разрешения конфликтов;

— помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;

— снижение количества административного реагирования на правонарушения.

Задачами службы медиации являются:

1. Проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов и криминальных ситуаций;

2. Обучение обучающихся цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности;

3. Информирование обучающихся и учителей о принципах и ценностях восстановительной медиации.

3. Принципы деятельности службы школьной медиации

3.1. Деятельность службы медиации основана на следующих принципах:

1. Принцип добровольности — добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

2. Принцип конфиденциальности — обязательство службы медиации не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).

3. Принцип нейтральности — запрещающий службе медиации принимать сторону одного из участников конфликта.

4. Порядок формирования службы школьной медиации

4.1. В состав службы медиации могут входить обучающиеся 7-11-х классов прошедшие обучение проведению примирительных программ (в модели восстановительной медиации).

Обучающиеся младших классов могут участвовать в работе службы в качестве ко-медиаторов (вторых медиаторов).

4.2. Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству службой медиации приказом директора школы.

4.3. Руководителем (куратором) службы медиации может быть человек, прошедший обучение проведению примирительных программ (в модели восстановительной медиации).

4.4. Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих (медиаторов) примирительных встреч.

5. Порядок работы службы школьной медиации

5.1. Служба медиации может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от учителей, обучающихся, администрации Школы, членов службы примирения, родителей (законных представителей) в письменном виде с регистрацией в журнале конфликтных ситуаций.

5.2. Служба медиации принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируется администрация Школы.

5.3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение, для проведения программы также необходимо письменное согласие родителей (законных представителей) или их участие во встрече.

5.4. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация Учреждения и родители, и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.

5.5. Переговоры с родителями (законными представителями) и должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы медиации.

5.6. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса.

5.7. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае правонарушения) куратор службы медиации принимает участие в проводимой программе.

5.8. В случае, если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.

5.9. Служба медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.

5.10.В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или в письменном соглашении.

5.11. При необходимости служба медиации передает копию примирительного договора администрации Учреждения.

5.12. Служба медиации помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба медиации может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном соглашении.

5.13. При необходимости служба медиации информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г.Владивостока».

5.14. Служба медиации рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в управление по работе с муниципальными учреждениями образования г.Владивостока, в средства массовой информации или в УМВД России по г.Владивостоку.

5.15. Деятельность службы медиации фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы;

5.16. Руководитель службы обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий с медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации.

5.17. Медиация (и другие восстановительные практики) не является психологической процедурой, и потому не требует обязательного согласия со стороны родителей (законных представителей).

Однако, руководитель вправе по возможности информировать и привлекать родителей (законных представителей) в медиацию (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным).

6. Организация деятельности службы школьной медиации

6.1. Службе медиации по согласованию с администрацией Школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы — такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.

6.2. Администрация школы оказывает службе медиации содействие в распространении информации о деятельности службы среди учителей и обучающихся.

6.3. Служба медиации имеет право пользоваться услугами социального педагога и других специалистов школы.

6.4. Администрация школы содействует службе медиации в организации взаимодействия с учителями Школы, а также учреждениями системы профилактики. Администрация Школы рекомендует учителям и родителям (законным представителям) обращаться в службу медиации или самим использовать восстановительные практики.

6.5. В случае если стороны согласились на примирительную встречу, то административные действия в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы медиации и достигнутых договоренностях сторон.

6.6. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой медиации по улучшению работы службы и ее взаимодействия с учителями с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.

6.7. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация Школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

Это интересно:  Как составить договор и зарегистрировать куплю-продажу

6.8. Служба медиации может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в школе.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента его утверждения.

7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению службы медиации или Фонда поддержки и развития ОУ.

7.3.Один экземпляр положения хранится в кабинете заместителя директора по ВР.

7.4 Текст настоящего положения размещается на информационном Сайте Школы.

Школьная медиация

Федеральный закон от 05.10.2015 № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов»

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07 «Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях» Размер: 247.01 КБ Скачать

Медиация в школе: положение, нормативные документы

Современное развитие общественных отношений диктует необходимость внедрения и активного применения новых форм разрешения конфликтов, использующих в качестве основного механизма их урегулирования добровольное волеизъявление сторон, направленное на устранение причин спора, восстановление нарушенного субъективного права. Практика показывает, что решение по спору, урегулированному сторонами добровольно, исполняется ими быстрее и активнее, без необходимости применения законных мер принуждения. Немаловажную роль в развитии института медиации, как альтернативного способа разрешения конфликта, играет процесс интеграции метода в повседневную практику школьной жизни, направленный не столько на урегулирование конкретных конфликтов, сколько на их предотвращение, обучение учащихся навыкам разрешения споров путем активных переговоров, воспитание правосознания и интеграцию подростков во взрослую жизнь.

Понятие медиации

Само явление медиации, как способа достичь конструктивного решения с участием независимого и беспристрастного посредника, используется человечеством давно. В современной России такой способ урегулирования споров получил законодательное закрепление только в 2010 году с принятием Федерального закона от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Стоит отметить, что метод медиации начал использовался российскими педагогами в воспитательном процессе задолго до принятия закона.

Правовой акт о медиации в достаточном объеме регламентирует процедурные вопросы организации процесса медиативных переговоров, определяет правовое положение метода в системе способов защиты гражданских прав, устанавливает сферы его применения. Суть медиативного способа урегулирования спора заключается в предоставлении сторонам максимальных возможностей для принятия решения самостоятельно, без участия стороны, обладающей полномочиями арбитра, постановляющей решение своей волей. С этой целью закон вводит между сторонами фигуру посредника (медиатора), задачей которого является обеспечить сторонам возможность выслушать друг друга, понять и договориться. Медиатор не принимает решения, но способствует его достижению.

Принципы медиации

Основу медиации составляет принципы добровольности и сотрудничества. Заставить человека вступить в медиативные переговоры нельзя, понудить сотрудничать тоже. Только самостоятельное принятое стороной спора решение позволяет запустить механизм и достичь главной цели – разрешить конфликт. В этом состоит и одно из основных отличий медиации от разрешения спора в судебном учреждении.

Сфера применения

Закон ограничивает возможность применения медиативных процедур. Прибегнуть к разрешению разногласий путем организованных и контролируемых переговоров можно только, если они вытекают из гражданских, семейных или трудовых отношений (за исключением коллективных трудовых споров). В иных правоотношениях такой способ урегулирования конфликтов неприменим. Вторым ограничением является узкий состав участников спора. Медиация возможна только, если предметом спора являются взаимоотношения его участников. Если спор затрагивает интересы третьих лиц или публичные отношения, медиация неприменима.

Медиаторы

Закон не ограничивает персональный состав участников медиативной процедуры. Прибегнуть к помощи посредника могут, как юридические, так и физические лица. Однако к посредникам закон предъявляет определенные требования, различающиеся в зависимости от характера деятельности посредника (непрофессиональная или профессиональная). Медиатором может быть только физическое лицо.

Непрофессиональный посредник должен отвечать следующим требованиям:

  • быть совершеннолетним и обладать полной дееспособностью;
  • не иметь судимостей.

К профессиональным посредникам предъявляются следующие дополнительные требования:

  • возрастной ценз увеличивается до двадцати пяти лет;
  • наличие любого высшего образования;
  • наличие дополнительного образования в сфере медиации.

Государственные и муниципальные служащие не могут выполнять обязанности медиатора.

Препятствиями к участию медиатора в урегулировании спора служат родственные отношения с одной из сторон или наличие личной заинтересованности в исходе переговоров.

Указанные особенности правового регулирования медиации следует учитывать при организации школьной службы медиации, установлению правил разрешения конфликтов медиативными способами, проведении процедур разрешения споров.

Специфика школьной медиации

Анализ положений закона № 193-ФЗ показывает, что внедрение в школьную практику процедуры медиации, именно как альтернативного способа разрешения конфликта, возможно с определенными оговорками.

Первое препятствие – сфера применения медиации. Например, закон не предусматривает возможности участия медиатора в споре, вытекающем из отношений, регулируемых законодательством об образовании. Следовательно, конфликт между родителями и администрацией школы не может быть решен через процедуру медиации по смыслу закона №193-ФЗ. Таким образом принимая решение, может ли школьная служба медиации оказать помощь обратившимся сторонам, надо в первую очередь исходить из характера спорных правоотношений.

Второе, не вызывает сомнения возможность участия в споре школьников как через своих законных представителей, так и, в определенных случаях, самостоятельно. Однако привлечение их в качестве медиаторов невозможно.

Третье, остается открытым вопрос правового положения школьной медиативной службы. Должно ли учебное заведение включать в свой устав положение об осуществлении соответствующего вида деятельности. Будет ли школа, как юридическое лицо, признаваться организацией, оказывающей услуги по медиации. Необходимо ли педагогам, привлеченным к процессу, получать дополнительное образование, как профессиональным медиаторам.

К сожалению, действующие нормативные акты, которыми регулируются вопросы медиации в школе не дают полноценного ответа на эти вопросы. Сказанное дает основания рассматривать медиацию в школе скорее, как образовательный и воспитательный процесс, чем как реальный способ разрешения конфликтов, а положения закона №193-ФЗ применять с особой осторожностью.

Организация службы

Основным руководящим документом, на который следует ориентироваться при организации работы по созданию службы медиации в школе, являются Рекомендации Минобрнауки № ВК-54/07вн от 18.11.13 г.

Понятия «школьная медиация» и «служба школьной медиации»

Согласно этим рекомендациям «школьная медиация» представляет собой метод, используемый в воспитательном процессе для урегулирования конфликтов между педагогами, школьниками, родителями и устранения предпосылок их возникновения. В основе метода лежат принципы, получившие закрепление в 193-ФЗ, методики, разработанные отечественными и зарубежными учеными.

Метод реализуется через создание в школе специальной службы, состоящей из педагогов, воспитателей, учеников и родителей. «Сотрудники» этой службы должны пройти специальное обучение основам медиативного способа разрешения конфликтов и методикам работы с конфликтующими сторонами. По своей сути служба представляет педагогическое объединение, действующее по принципу добровольности участия, и не являющееся структурным подразделением образовательного учреждения.

Школьную службу примирения можно рассматривать как педагогическое и (или) детское объединение. В некоторых городах (например, в Волгограде) службы примирения организованы как методические объединения педагогов.

Цели и задачи служб школьной медиации

Деятельность службы не рассматривается как самостоятельная, оторванная от воспитательного и образовательного процессов. Наоборот, служба призвана активно влиять на них, создавать условия для безопасного и гуманного школьного пространства, упреждать конфликты, оказывать подросткам реальную необходимую помощь.

Для достижения этой цели перед службами школьной медиации ставится решение следующих конкретных задач:

  • создать систему защиты прав и интересов учащихся;
  • создать систему помощи детям в трудных ситуациях;
  • оказывать предупреждающую помощь подросткам с девиантным поведением;
  • организовать систему работы с «трудными» детьми;
  • внедрять новые формы досудебного разрешения конфликтов;
  • обеспечить возможность применения медиации всеми участниками образовательного процесса;
  • повысить эффективность оказания психологической и юридической помощи;
  • повышать медиативную квалификацию педагогов;
  • обеспечить прозрачность воспитательных процедур;
  • развитие восстановительного правосудия.

Служба не должна ограничиваться работой только с детьми, немаловажной задачей является воздействие на взрослых, с целью популяризации конструктивного медиативного подхода к разрешению конфликтов.

В повседневной деятельности сотрудники медиативной службы должны:

  • вести просветительскую работу;
  • разрешать разногласия;
  • предупреждать конфликты и препятствовать их распространению.

Одним из методов работы службы является создание «групп равных». Внутри этих маленьких коллективов проводится основная работа по обучению медиации, направленная на предупреждение конфликтов. Через участников этих групп идеология переговорного способа разрешения споров распространяется на других учащихся. Задачей педагогов является управление, координация действий учеников, вступивших в группу, реальная помощь им в урегулировании конфликтов со взрослыми и сверстниками. Одновременно должна вестись воспитательная работа по другим направлениям.

Стоит отметить, что методика «групп равных» не является единственной технологией обучения медиации и включению ее в образовательный процесс. Педагогическая и правоприменительная практика выработала и иные подходы к организации и проведению медиативных процедур. Исследователи, помимо классической медиации, ориентированной на решение проблемы, выделяет также иные действенные подходы, например: трансформативную медиацию, нарративную, экосистемную, фасилитативную и оценочную. Образовательное учреждение не ограничено в выборе каким-нибудь одним подходом.

Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях

К основным нормативным актам, регламентирующим процессы медиации в школе, относятся:

Основные этапы организации службы школьной медиации в образовательной организации

Работа по организации медиативной службы в школе должна включать в себя решение следующих задач:

  • информирование участников образовательного процесса о создании объединения;
  • мотивацию педагогов и учеников к участию в работе службы;
  • общественное обсуждение деятельности нового объединения;
  • разработку документации;
  • обучение участников медиативному подходу;
  • налаживание связей с государственными и муниципальными учреждениями и органами, решающими аналогичные задачи.

Организация деятельности медиативного объединения предусматривает выполнение следующих мероприятий:

  • проведение семинаров, конференций, собраний с целью информирования учащихся, родителей и педагогов о создании службы медиации;
  • проведение вводного семинара для преподавателей и воспитателей;
  • проведение мотивационного собрания родителей и учеников.

Результатом выполнения этих мероприятий должно являться создание инициативной группы, будущего костяка создаваемого объединения.

На втором этапе организации медиативной службы проводиться обучение участников медиативного процесса, с этой целью можно:

  • направить будущих специалистов на обучение по соответствующей программе;
  • силами обученных специалистов провести обучающие семинары для родителей и учеников.

Третьим этапом новой службе придается официальный статус:

  • создание службы согласовывается с органами управления школой, предусмотренными ее уставом;
  • утверждается положение о службе;
  • разрешаются вопросы обеспечения ее деятельности.

На четвертом этапе организуется взаимодействие службы с другими школьными подразделениями, органами общественного контроля, охраны правопорядка, опекой, проводится фактическая апробация взаимодействия между ними, осуществляется первичная оценка работы нового объединения.

Заключительным этапом становления школьной медиативной службы является формирование групп равных, с разбивкой учащихся по возрастным категориям, и непосредственная реализация воспитательной медиативной программы.

Типовые документы

Ни законодательные акты, ни рекомендации Минобрнауки не содержат обязательного перечня документации, ведение которой должно осуществляться в службе школьной медиации. Многолетней практикой внедрения медиативного подхода в образовательный процесс был выработан следующий примерный перечень, включающий в себя не только внутренние документы, но и документы о сотрудничестве со сторонним организациями:

  • протоколы согласования создания службы с органами управления и контроля образовательного учреждения;
  • приказ о создании службы и назначении куратора;
  • договор с территориальной службой примирения;
  • положение о школьной службе;
  • положение о территориальной службе;
  • формы мониторинга деятельности служб;
  • регистрационная карточка конфликта;
  • медиативное соглашение;
  • порядок проведения процедуры медиации;
  • журнал регистрации рассмотренных конфликтов;
  • учебная программа подготовки медиаторов, кураторов и «групп равных».

Приведенный перечень далеко не полный. Каждое учебное учреждение может дополнить или изменить его.

Заключение

При всех недостатках правового регулирования медиации в рамках образовательного процесса, сам метод, как новая воспитательная технология, заслуживает самого пристального и внимательного изучения. Необходимость внедрения в систему образования программ обучения конструктивному способу решения конфликтов не вызывает сомнений. Преимущества мирного и добровольного разрешения конфликтов на местах перед административным или судебным способами очевидны. Будет ли медиация в школе пустым звуком и простой формальностью или займет достойное место, зависит от школы, учителей и родителей.

Организация службы медиации в образовательном учреждении

Рекомендации о различных формах организации примирения, этапах её организации, процедуре использования данного метода в практике образовательного учреждения.

Просмотр содержимого документа
«Организация службы медиации в образовательном учреждении»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Организация службы медиации в образовательном учреждении

Педагог-психолог Третьякова Н.А.

ст. Тацинская 2017г.

Медиация — это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования. Служба медиации образовательного учреждения — эта структура, созданная в образовательной организации и состоящая из педагогов, учащихся и их родителей, которая призвана оказывать помощь всем участникам образовательного процесса в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в образовательной организации.

Данные методические рекомендации содержат информацию о различных формах организации примирения, этапах её организации, процедуре использования данного метода в практике образовательного учреждения.

Предложенные рекомендации могут быть использованы в работе педагогов — психологов, социальных педагогов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования и других специалистов, заинтересованных в конструктивном разрешении конфликтных ситуаций.

Основные характеристики службы медиации образовательного учреждения.

Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.

Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности. Вместе с тем процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, но и их предупреждения и профилактики.

Медиативный подход — деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.

Метод «Медиация» — это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

Служба школьной медиации — эта структура, созданная в образовательной организации и состоящая из педагогов, учащихся и их родителей, которая призвана оказывать помощь всем участникам образовательного процесса в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в образовательной организации.

Школьная медиация не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В свою очередь, в образовательной организации конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (законные представители) будут ориентировать ребенка на медиативный подход.

Таким образом, метод медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка.

Целями службы школьной медиации являются: создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и принимать на себя ответственность за совершаемые поступки; воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов; улучшение качества жизни участников образовательного процесса с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии.

Задачами службы школьной медиации являются: распространение среди участников образовательного процесса конструктивных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы); помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации; обучение учащихся и других участников образовательного процесса конструктивным методам урегулирования конфликтов; организация просветительских мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации.

Это интересно:  Порядок отправления поезда на перегон при автоблокировке, если ведущий локомотив находится за выходным светофором с разрешающим (запрещающим) показанием.

Рекомендации по организации службы примирения

Для организации школьной службы медиации необходимо решить следующие задачи:

— информировать работников образовательной организации, обучающихся и их родителей о службе школьной медиации;

— мотивировать работников образовательной организации, обучающихся и их родителей к участию в деятельности службы школьной медиации и применению метода «Школьная медиация»;

— провести обсуждение деятельности службы школьной медиации среди работников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей);

— организовать разработку согласований деятельности службы школьной медиации;

— обучить сотрудников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей) методу «Школьная медиация»;

— установить сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.

Для решения указанных выше задач необходимо реализовать следующие ключевые мероприятия:

1. Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам школьной медиации.

2. Обучение руководителя службы школьной медиации и ее будущих специалистов — школьных медиаторов работе в качестве посредников в разрешении конфликтных ситуаций.

3. Реализация программ развития коммуникативной и конфликтологической компетентности среди учащихся – медиаторов.

4. Рассмотрение вопроса о создании службы школьной медиации и ее дальнейшей деятельности органами государственно-общественного управления образовательной организации (педагогическим советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным собранием и др.).

5. Утверждение Положения о службе школьной медиации, одобренное органом государственно-общественного управления образовательной организации.

6. Апробация практической работы службы школьной медиации по вопросам предупреждения и разрешения конфликтов, а также первичная оценка эффективности деятельности службы школьной медиации.

Примерные этапы создания школьной службы примирения.

Принятие администрацией школы решения о создании Школьной службы примирения.

Определение взрослых, вовлеченных в работу будущей ШСП.

Обучение команды взрослых (взрослого куратора).

Разработка функциональных обязанностей сотрудника – руководителя службы примирения по организации работы и дальнейшей деятельности службы.

Подписание приказа о создании службы.

Утверждение Положения о Школьной службе примирения в соответствии со стандартами восстановительной медиации

Отбор обучающихся на участие в базовом семинаре (обучающиеся могут включаться и на последующих этапах).

Проведение базового семинара по восстановительной медиации.

Обсуждение и формулирование командой службы примирения ценностей восстановительной медиации, которые служба собирается нести в свою школу.

Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки педагогического коллектива (классных руководителей).

Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки родителей.

Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки учеников.

Оформление информационного стенда. Выпуск плаката или статьи в школьной газете о создании ШСП, размещение информации на сайте школы.

Определение администрацией школы, куратором и школьниками-медиаторами способов получения информации о конфликтах.

Доработка и принятие документов (на основе типовых), регламентирующих работу службы (примирительный договор, заявка, регистрационная карточка и пр.)

Работа службы по разрешению поступающих конфликтных ситуаций в соответствии с порядком работы медиатора. Ведение регистрационного журнала для дальнейшего мониторинга. Написание отчетов по форме.

Осуществление супервизий по проведенным программам, оценка соответствия проведенных программ стандартам восстановительной медиации и порядку работы медиатора.

Обсуждение с администрацией и педагогами результатов работы службы, путей ее улучшения и влияния ШСП на жизнь школы.

Обобщение и анализ опыта. Заполнение мониторинга работы службы.

Установление связи с другими структурами системы профилактики, выработка порядка взаимодействия и учета результатов проведения процедуры.

Установление связи с ассоциацией медиаторов, другими ШСП (взаимопомощь и обмен опытом, участие в совместных мероприятиях сообщества медиаторов).

Включение элементов восстановительных практик в различные воспитательные формы и мероприятия

Прохождение тренинга для тренеров

Обучение новых медиаторов, а также школьников и педагогов школы восстановительной коммуникации и восстановительным практикам

2.3. Основные этапы процесса медиации

В структуре процесса медиации можно выделить 5 основных этапов его реализации:

1. Подготовительный этап.

2. Предварительные встречи.

3. Примирительная встреча.

4. Выполнение примирительного договора.

5. Профилактический этап.

1. Подготовительный этап

Целью данного этапа является сбор первичной информации и анализ актуальной конфликтной ситуации.

— получение информации о конфликте, оценка конфликта с точки зрения эффективности применения к нему посредничества;

— получение представления о содержании произошедшего конфликта со слов его участников,

— получение согласия на проведение медиации.

Критерии готовности участников к переходу на следующий этап

• признание участниками случившегося;

• признание негативных последствий, которые несет конфликт;

• желание обсудить, существующую проблему с другими участниками.

2. Предварительные встречи

Целью данного этапа является подготовка к проведению примирительной встречи.

— установление доверительных отношений со сторонами конфликта;

— принятие переживаний участников ситуации;

— обсуждение предложений по разрешению ситуации;

— подготовка сторон ее к участию в примирительной встрече (информирование о вопросах, которые будут обсуждаться на примирительной встрече, о правилах поведения).

Основным методом работы медиатора является беседа, в процессе которой он устанавливает доверительные отношения с конфликтующими сторонами.

Работа ведется по следующей схеме:

— ведущий, используя метод активного слушания, проясняет для себя версии конфликтующих сторон о произошедшем, затем выясняет причины совершенных действий;

— ведущий побуждает конфликтующие стороны самостоятельно найти правомерные и ненасильственные пути выхода из конфликта.

Критерии готовности участников к переходу на следующий этап

— признание своей ответственности; искреннее желание совершить какие-либо действия для изменения ситуации;

— уверенность каждого в своей готовности встретиться «лицом к лицу» с противоположной стороной для обсуждения конкретных действий по выходу из сложившейся ситуации.

Ожидаемый положительный результат — согласие участников конфликта на принятие участия в примирительной встрече.

3. Примирительная встреча.

Целью данного этапа является организация и проведение примирительной встречи, создание условий для заключения примирительного соглашения между сторонами конфликта.

— организация диалога сторон, направленного на восстановление картины и последствий ситуации;

— составление примирительного соглашения сторон, учитывающего согласованные решения сторон и механизм его выполнения.

Примирительная встреча должна проходить на нейтральной территории, на нее приходят только те люди, которых желают видеть участники конфликта, чаще всего это родители. Правила поведения на встрече предполагают соблюдение дисциплины, уважительное отношение участников друг к другу.

Ход примирительной встречи

Ведущий приветствует всех, пришедших на встречу, представляется и представляет всех участников встречи. Создает спокойную комфортную атмосферу, подчеркивает, что пришедшие собрались по своему желанию, и что участие в такой встрече — это важный шаг к достижению согласия. Просит участников быть открытыми и максимально честными. Напоминает, что все собрались для того, чтобы разобраться в произошедшем, постараться прийти к соглашению, исправить то, что возможно. Ведущий еще раз оглашает правила проведения примирительной встречи и свои обязанности.

Правила проведения встречи

— Короткий перерыв может попросить любая сторона в любой момент.

— Нельзя перебивать говорящего.

— Слушать и говорить следует с уважением друг к другу.

— Стороны могут выдвинуть свои особые условия.

— Обе стороны должны дать согласие по порядку проведения встречи.

— Беспристрастная работа на пользу обеих сторон.

— Ведущий не может предлагать решения, он может только помочь сторонам найти свои собственные решения.

Далее ведущий просит стороны поочередно рассказать о том, что произошло, что они чувствовали в тот момент, и что чувствует теперь, что было утеряно в результате случившегося, и как это повлияло на их жизнь. Во время рассказа ведущий следит, чтобы рассказывающего не перебивали. Используя наводящие вопросы: «Что вы подумали, что почувствовали в тот момент?» ведущий должен убедиться, что творящий рассказал о своих переживаниях и о том эффекте, который имело на него случившееся. Ведущий кратко суммирует сказанное, обращает внимание на то, что стороны могут не соглашаться относительно конкретных фактов, и их задача примириться с произошедшим и начать искать выход из сложившейся ситуации. Уточняет, не хотят ли они что-то добавить к сказанному, прокомментировать, спросить о чем-то вторую сторону. Просит стороны поделиться своими мыслями о случившемся с учетом услышанного.

Далее ведущий говорит о необходимости выработать пункты договора, просит стороны подумать, при каких условиях по их мнению:

— конфликт можно было бы считать разрешенным;

— нанесенный вред можно было бы считать компенсированным;

— обе стороны выиграли бы от заключения договора.

После того, как условия согласованы, и участники пришли к обоюдному согласию, создается письменное соглашение, которое подписывается обеими сторонами. Для того, чтобы примирительное соглашение (договор) по результатам примирения было эффективным необходимо:

— составить его абсолютно точным и конкретным языком, так, чтобы оно воспринималось однозначно обеими сторонами;

— прописать только реалистичные, удовлетворяющие интересам обеих сторон действия;

— сформулировать соглашение нейтрально, без оскорбления личного достоинства;

— указать, каким образом будут разрешаться вопросы, которые могут возникнуть в будущем.

Для примирительного процесса очень важно, чтобы соглашение об урегулировании давало процедурное, содержательное и психологическое удовлетворение. Высокая степень неудовлетворенности одного или нескольких участников ведет к продолжению конфликта после его формального завершения.

Ожидаемый положительный результат — подписание примирительного соглашения.

4. Выполнение примирительного договора.

Цель – создание условий, содействующих выполнению договора участниками конфликта.

— проверить выполнение договора;

— организовать при необходимости дополнительную встречу;

— провести анализ эффективности реализации программы примирения.

Ожидаемый положительный результат – налаживание взаимодействия между участниками конфликтной ситуации.

5. Профилактический этап.

Целью этапа является окончательное восстановление доброжелательных отношений между сторонами конфликта, профилактика возможных рецидивов, возобновления конфликта.

— организация психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения участников конфликтной ситуации;

— проведение индивидуальной профилактической работы с детьми, имеющими выраженные конфликтогенные особенности;

— реализация психолого-педагогических программ, направленных на групповое сплочение детских коллективов.

Профилактический этап заканчивается, как только взаимоотношения сторон конфликта окончательно налаживаются.

Итак, следует отметить, что разрешение конфликта представляет процесс, который включает анализ и оценку ситуации, выбор способа разрешения конфликта, формирование операционального состава действий, реализацию плана и (или) его коррекцию, оценку эффективности действий.

Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 112 с.

Коновалов А. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы// Восстановительная ювенальная юстиция. Сборник статей. М.: МОО Центр «СПР», 2005, с. 113

Коновалов А. Ю. Школьная служба примирения.// Справочник заместителя директора школы. — №2 – 2008. – с.68 – 76

Лукманов Е. В. Психология школьного конфликта// Справочник заместителя директора школы. — №5 – 2008. – с. 61 – 67.

Овчинникова Т. С., Павлович Г. А. Служба примирения в образовательном учреждении. – Тюмень: Изд – во предпринимателя Заякина В. В., 2008. – 54 с.

Овчинникова Т. С. Технология восстановительного правосудия в социально -педагогической деятельности. – Тюмень: Тюменский издательский дом, 2006. – 29 с.

Рабочая книга ведущего программ восстановительного правосудия, Центр «СПР» — 31 с.

Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. – 415 c.

Школьная служба примирения: от идеи к действиям // «Педагогическое обозрение» — Ноябрь 2010 № 10 (107) с. 8-9

Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект, 2005 – 336 с.

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

Опубликовано 30 июля 2010 г. Вступает в силу 1 января 2011 г.

Принят Государственной Думой 7 июля 2010 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица – медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.

2. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.

3. Если споры возникли из иных, не указанных в части 2 настоящей статьи, отношений, действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с урегулированием таких споров путем применения процедуры медиации только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

4. Процедура медиации может применяться после возникновения споров, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах.

5. Процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, а также спорам, возникающим из отношений, указанных в части 2 настоящей статьи, в случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы.

6. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с оказанием судьей или третейским судьей в ходе судебного или третейского разбирательства содействия примирению сторон, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) стороны – желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации субъекты отношений, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона;

2) процедура медиации – способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения;

3) медиатор, медиаторы – независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора;

4) организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, — юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных предусмотренных настоящим Федеральным законом действий;

5) соглашение о применении процедуры медиации – соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением;

6) соглашение о проведении процедуры медиации – соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами;

7) медиативное соглашение – соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

Статья 3. Принципы проведения процедуры медиации

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

Статья 4. Применение процедуры медиации при рассмотрении спора судом или третейским судом

1. В случае, если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации и в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд или третейский суд для разрешения спора, который возник или может возникнуть между сторонами, суд или третейский суд признает силу этого обязательства до тех пор, пока условия этого обязательства не будут выполнены, за исключением случая, если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права.

2. Если спор передан на рассмотрение суда или третейского суда, стороны могут применить процедуру медиации в любой момент до принятия решения по спору соответствующим судом или третейским судом. Отложение рассмотрения дела о споре в суде или третейском суде, а также совершение иных процессуальных действий определяется процессуальным законодательством.

Статья 5. Конфиденциальность информации, относящейся к процедуре медиации

1. При проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином.

2. Медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон.

3. Стороны, организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, медиатор, а также другие лица, присутствовавшие при проведении процедуры медиации, независимо от того, связаны ли судебное разбирательство, третейское разбирательство со спором, который являлся предметом процедуры медиации, не вправе ссылаться, если стороны не договорились об ином, в ходе судебного разбирательства или третейского разбирательства на информацию о:

Это интересно:  Проверка КБМ по базе РСА — восстановление понижающего коэффициента бонус-малус

1) предложении одной из сторон о применении процедуры медиации, равно как и готовности одной из сторон к участию в проведении данной процедуры;

2) мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении возможности урегулирования спора;

3) признаниях, сделанных одной из сторон в ходе проведения процедуры медиации;

4) готовности одной из сторон принять предложение медиатора или другой стороны об урегулировании спора.

4. Истребование от медиатора и от организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, информации, относящейся к процедуре медиации, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином.

Статья 6. Условие раскрытия медиатором информации, относящейся к процедуре медиации

В случае, если медиатор получил от одной из сторон информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может раскрыть такую информацию другой стороне только с согласия стороны, предоставившей информацию.

Статья 7. Условия применения процедуры медиации

1. Применение процедуры медиации осуществляется на основании соглашения сторон, в том числе на основании соглашения о применении процедуры медиации. Ссылка в договоре на документ, содержащий условия урегулирования спора при содействии медиатора, признается медиативной оговоркой при условии, что договор заключен в письменной форме.

2. Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства, в том числе по предложению судьи или третейского судьи.

3. Наличие соглашения о применении процедуры медиации, равно как и наличие соглашения о проведении процедуры медиации и связанное с ним непосредственное проведение этой процедуры, не является препятствием для обращения в суд или третейский суд, если иное не предусмотрено федеральными законами.

4. Проведение процедуры медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации.

5. Если одна из сторон направила в письменной форме предложение об обращении к процедуре медиации и в течение тридцати дней со дня его направления или в течение иного указанного в предложении разумного срока не получила согласие другой стороны на применение процедуры медиации, такое предложение считается отклоненным.

6. Предложение об обращении к процедуре медиации должно содержать сведения, указанные в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.

7. Предложение об обращении к процедуре медиации может быть сделано по просьбе одной из сторон медиатором или организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Статья 8. Соглашение о проведении процедуры медиации

1. Соглашение о проведении процедуры медиации заключается в письменной форме.

2. Соглашение о проведении процедуры медиации должно содержать сведения:

1) о предмете спора;

2) о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;

3) о порядке проведения процедуры медиации;

4) об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;

5) о сроках проведения процедуры медиации.

Статья 9. Выбор и назначение медиатора

1. Для проведения процедуры медиации стороны по взаимному согласию выбирают одного или нескольких медиаторов.

2. Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, может рекомендовать кандидатуру медиатора, кандидатуры медиаторов или назначить их в случае, если стороны направили соответствующее обращение в указанную организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации.

3. Медиатор, выбранный или назначенный в соответствии с настоящей статьей, в случае наличия или возникновения в процессе проведения процедуры медиации обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость и беспристрастность, незамедлительно обязан сообщить об этом сторонам или в случае проведения процедуры медиации организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, также в указанную организацию.

Статья 10. Оплата деятельности по проведению процедуры медиации

1. Деятельность по проведению процедуры медиации осуществляется медиатором, медиаторами как на платной, так и на бесплатной основе, деятельность организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, — на платной основе.

2. Оплата деятельности по проведению процедуры медиации медиатора, медиаторов и организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, осуществляется сторонами в равных долях, если они не договорились об ином.

Статья 11. Порядок проведения процедуры медиации

1. Порядок проведения процедуры медиации устанавливается соглашением о проведении процедуры медиации.

2. Порядок проведения процедуры медиации может устанавливаться сторонами в соглашении о проведении процедуры медиации путем ссылки на правила проведения процедуры медиации, утвержденные соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

3. В правилах проведения процедуры медиации, утвержденных организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, должны быть указаны:

1) виды споров, урегулирование которых проводится в соответствии с данными правилами;

2) порядок выбора или назначения медиаторов;

3) порядок участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;

4) сведения о стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов, установленных соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;

5) порядок проведения процедуры медиации, в том числе права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров, иные условия проведения процедуры медиации.

4. В соглашении о проведении процедуры медиации стороны вправе указать, если иное не предусмотрено федеральным законом или соглашением сторон (в том числе соглашением о проведении процедуры медиации), на самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора.

5. Медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора.

6. В течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности.

7. При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.

Статья 12. Медиативное соглашение

1. Медиативное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.

2. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.

3. Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством или законодательством о третейских судах, законодательством о международном коммерческом арбитраже.

4. Медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.

Статья 13. Сроки проведения процедуры медиации

1. Сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о проведении процедуры медиации. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем в течение шестидесяти дней.

2. В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора.

3. Срок проведения процедуры медиации не должен превышать сто восемьдесят дней, за исключением срока проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, не превышающего шестидесяти дней.

Статья 14. Прекращение процедуры медиации

Процедура медиации прекращается в связи со следующими обстоятельствами:

1) заключение сторонами медиативного соглашения – со дня подписания такого соглашения;

2) заключение соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям – со дня подписания такого соглашения;

3) заявление медиатора в письменной форме, направленное сторонам после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения, — в день направления данного заявления;

4) заявление в письменной форме одной, нескольких или всех сторон, направленное медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации – со дня получения медиатором данного заявления;

5) истечение срока проведения процедуры медиации – со дня его истечения с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона.

Статья 15. Требования к медиаторам

1. Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.

2. Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, отвечающие требованиям, установленным статьей 16 настоящего Федерального закона.

3. Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью.

4. Лица, осуществляющие деятельность медиаторов, также вправе осуществлять любую иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

5. Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

6. Медиатор не вправе:

1) быть представителем какой-либо стороны;

2) оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;

3) осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;

4) делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.

7. Соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в том числе к медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе.

Статья 16. Осуществление деятельности медиатора на профессиональной основе

1. Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут создавать объединения в форме ассоциаций (союзов) и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации формах в целях координации своей деятельности, разработки и унификации стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, правил или регламентов проведения процедуры медиации. Указанные организации могут быть членами саморегулируемых организаций медиаторов.

3. Процедура медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда или третейского суда до начала проведения процедуры медиации, может проводиться только медиаторами, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе.

Статья 17. Ответственность медиаторов и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации

Медиаторы и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, несут ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления указанной деятельности, в порядке, установленном гражданским законодательством.

Статья 18. Саморегулируемая организация медиаторов

1. В целях разработки и установления стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, а также порядка осуществления контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил медиаторами, осуществляющими деятельность на профессиональной основе, и (или) организациями, осуществляющими деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут создаваться саморегулируемые организации медиаторов.

2. Саморегулируемые организации медиаторов создаются в форме ассоциаций (союзов) или некоммерческих партнерств.

3. Организация приобретает статус саморегулируемой организации медиаторов со дня внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций медиаторов и утрачивает статус саморегулируемой организации медиаторов со дня исключения сведений о ней из указанного реестра. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций медиаторов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

4. Организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций медиаторов при условии ее соответствия следующим требованиям:

1) объединение в составе саморегулируемой организации медиаторов в качестве ее членов не менее чем ста физических лиц, осуществляющих деятельность медиаторов на профессиональной основе, и (или) не менее чем двадцати организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Указанные лица и организации должны соответствовать установленным настоящим Федеральным законом требованиям к членству в такой организации;

2) наличие утвержденного порядка осуществления контроля за качеством работы членов саморегулируемой организации медиаторов и принятого кодекса профессиональной этики медиаторов;

3) соответствие саморегулируемой организации требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (далее – Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»).

5. Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации медиаторов в указанной организации должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации медиаторов требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и правил саморегулируемой организации медиаторов, условий членства в саморегулируемой организации медиаторов, а также рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации медиаторов мер дисциплинарного воздействия.

6. Саморегулируемая организация медиаторов наряду с правами, определенными Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», имеет право устанавливать в отношении ее членов требования, дополнительные к предусмотренным указанным Федеральным законом требованиям и обеспечивающие ответственность ее членов при осуществлении деятельности медиаторов.

7. Саморегулируемая организация медиаторов не может являться членом другой саморегулируемой организации медиаторов.

8. Медиатор, осуществляющий деятельность на профессиональной основе, и организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут быть членами только одной саморегулируемой организации медиаторов.

9. Саморегулируемая организация медиаторов при приеме в свои члены медиаторов, осуществляющих деятельность на профессиональной основе, и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, вправе предъявлять к ним дополнительные требования, связанные с осуществлением деятельности медиатора и не противоречащие настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам.

10. Члены постоянно действующего коллегиального органа управления и специализированных органов саморегулируемой организации медиаторов могут совмещать исполнение функций членов этих органов с деятельностью медиаторов.

Статья 19. Основные функции саморегулируемой организации медиаторов

Саморегулируемая организация медиаторов осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает и устанавливает условия членства медиаторов, осуществляющих деятельность на профессиональной основе, и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, в саморегулируемой организации медиаторов;

2) устанавливает и применяет меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов;

3) ведет реестр членов саморегулируемой организации медиаторов;

4) представляет интересы членов саморегулируемой организации медиаторов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями медиаторов;

5) разрабатывает и утверждает стандарты и правила профессиональной деятельности медиаторов;

6) разрабатывает и утверждает правила деловой и профессиональной этики медиаторов, в том числе кодекс профессиональной этики медиаторов;

7) разрабатывает правила проведения процедуры медиации;

8) разрабатывает стандарты подготовки медиаторов;

9) осуществляет контроль за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и правил саморегулируемой организации медиаторов, условий членства в саморегулируемой организации медиаторов;

10) организует информационное и методическое обеспечение своих членов в сфере осуществления деятельности медиаторов;

11) осуществляет иные функции, установленные Федеральным законом «О саморегулируемых организациях».

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года.

Президент Российской Федерации Д. Медведев

Статья написана по материалам сайтов: school82.pupils.ru, pokodeksu.ru, kopilkaurokov.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector