+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Семья и брак (основные понятия)

В основе семьи лежат брачные отношения, в которых находят про­явление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Общество заинтересовано в устойчивости брачных отношений, поэтому оно осуществляет вне­шний социальный контроль за оптимальным функционированием брака с помощью системы общественного мнения, средств социаль­ного воздействия на индивида, процесса воспитания (Трапезнико­ва Т. М., 1987).

Современные социологи определяют брак как «исторически изме­няющуюся социальную форму отношений между мужем и женой, по­средством которой общество упорядочивает и санкционирует их по­ловую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности» (Харчев А. Г., 1979, с. 66).

Выделение супружества как структурной единицы произошло в историческом аспекте сравнительно недавно в результате серьезных преобразований современного общества, сформировавших условия для равноправного (социального, юриди­ческого, нравственного) мужчины и женщины. Супружество — это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральны­ми принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями. (Голод С. И., 1984).

В данном определении подчеркиваются: неинституциональный характер связи, свойственный супружеству; равноправие и симметрич­ность нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, ной ихдетей, атакже других родствен­ников или просто близких супругам и необходимых им людей (Харчев А. Г., 1979, с. 66).

По определению А. И. Антонова, семья — это основанная на еди­ной общесемейной деятельности общность людей, связанных узами и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Антонов считает, что лишь наличие такого триединого отно­шения позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений харак­теризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собствен­но семьями (по причине взросления и отделения детей, распада семьи болезни, смерти ее членов, развода и других видов семей­ной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, се­мьи молодоженов, характеризующихся только супружеством, но не родительством и кровным родством).

Для всех этих фрагментарных, «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством или супружеством (Антонова. И., Медков В. М., 1996).

Основными функциями семьи, по мнению И. В. Гребенникова (Гре­бенников И. В., 1991), являются:

■ репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение де­тей, продолжение человеческого рода);

■ экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрос­лых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

■ воспитательная (формирование личности ребенка, системати­ческое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное вли­яние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

■ коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искус­ством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

М. С. Мацковский (1989) основные функции современной семьи дополняет следующими: эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального конт­роля, сферой духовного общения.

Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А. Г., 1968; Антонова. И., Медков В. М., 1996; Навайтис Г., 1999). Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспо­собленной в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (ре­продуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функ­ция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между се­мьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и пе­редачей собственности, статуса, организацией производства и по­требления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии чле­нов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают истори­ческий характер связи между семьей и обществом, раскрывают исто­рически преходящую картину того, как именно происходит рожде­ние, содержание и воспитание детей в семье (Антонов А. И., Мед­ков В. М., 1996).

В отдельные исторические периоды семья выполняет все или по­чти все вышеназванные функции, в другие периоды часть из этих фун­кций берет на себя государство.

Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволя­ет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми. Такое понимание функций семьи, по мнению автора, позволяет обо­снованно отделить семью от других, похожих на нее по некоторым признакам малых групп (например, пар, поддерживающих постоян­ные сексуальные отношения) (Навайтис Г., 1999). Тот же автор, исхо­дя из семейных функций, перечисляет несколько групп потребностей, удовлетворяемых семьей: потребности, связанные с отцовством и ма­теринством, потребности, связанные с созданием и поддержанием некоторых материальных условий жизни семьи, и потребности в фи­зической и психической интимности (там же, с. 6—7).

Существует множество различных вариантов состава, или струк­туры, семьи:

■ «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены if их детей;

■ «пополненная семья» — увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

■ «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, обра­зовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

■ «семья является хозяйством, которое ведет­ся одним родителем (матерью или отцом) развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был за­ключен (Леви Д., 1993).

А. И. Антонов и В. М. Медков выделяют по составу:

нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распро­странены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух по­колений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций или дочь-сестра);

расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и со­стоящую из трех или более поколений — прародителей, родите­лей и детей (внуков).

Авторы указывают, что, когда надо подчеркнуть наличие в нукле­арной семье, основанной на полигамном браке, двух и более (полигиния), или (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной, семье.

В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети отданного брака и дети из супругов, приведенные им в новую семью (Антонов А. И., Медков В. М.)

Е. А. Личко (Личко А. Е., 1979) разработал следующую классифи­кацию семей:

1. Структурный состав:

■ полная семья (есть мать и отец);

■ неполная семья (есть только мать или отец);

■ искаженная или деформированная семья (наличие отчима вме­сто отца или мачехи вместо матери).

2. Функциональные особенности:

■ гармоничная семья;
■ дисгармоничная семья.

Существуют различные классификации типов распределения ро­лей в семье. Так, по И. В. Гребенникову, существует три типа распре­деления семейных ролей:

■ централистический (или авторитарный, с оттенками патриар­хальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;

■ автономный —муж и жена распределяют роли и не вмешивают­ся в сферу влияния другого;

■ демократический — управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.

Типы семейных структур по критерию власти (Антонов А. И., Мед­ков В. М., 1996) разделяют на:

■ партриархальные семьи, где главой семейного государства яв­ляется отец,

■ матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием
пользуется мать, и

■ эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных
глав и где преобладает ситуативное распределение власти меж­ду отцом и матерью.

Семейно-брачные отношения. Понятия семьи и брака

Для более точного понимания семейно-брачных отношений необходимо рассмотреть понятия семья и брак в отдельности.

Отечественные и зарубежные ученые, занимающиеся проблемами семьи и брака (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, Б.Н. Кочубей, В. Сатир, Д. Скиннер, Г. Навайтис, В.И. Зацепин, Д.Я. Райгородский, Л.Б. Шнейдер и др.) большое внимание уделяют мотивам вступления в брак, функциям семьи, причинами семейных конфликтов, разводам, методам диагностики и коррекции семейных отношений.

Н. Аккерман в работе Семейный подход к супружеским расстройствам» отмечает, что

брак нельзя свести исключительно к сексу; он предопределяет весь образ жизни.

Термины «брак» и «семья» — не одно и тоже, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак — без семьи.

Брак — это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству. Иными словами, брак — это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и развития общества.

Это интересно:  Как сдать сессию

Семья — это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Более того, на сегодняшний день отечественными специалистами предложена модель многоуровневой структуры семейно-брачных отношений — «уровни совместимости». Выделено четыре уровня: психофизиологический, психологический, социально-психологический, социо-культурный.

Итак, семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни, пишет Л.Б. Шнейдер. Н.Я. Соловьев дает следующее определение семьи: «Семья — малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

Семья как сложное образование становится предметом изучения различных наук и разделов психологии: социологии, философии, социальной, возрастной, педагогической, клинической психологии и др., в связи с чем, имеет различные трактовки, определения:

Семья — определенный вид нравственно-психологической общности людей.

Семья — это древнее образование, социальная единица, существующая во всех частях света.

Семья — естественная малая социальная группа.

Семья — это малая социально-психологическая группа, в которой присутствуют два вида отношений: брачные и родственные.

Семья — социоэкономическая единица, существующая вокруг гетеросексуальной пары.

А.И. Антонов говорит о семье, » как основанной на единой общесемейной деятельности, связанной узами супружества — родительства, и тем самым осуществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений». Следует отметить, что из этого «логического» ряда выпадают: молодые супруги без детей, разведенные пары, пожилые люди, проживающие без взрослых детей, овдовевшие супруги с детьми, проживающие в фактическом браке пары, имеющие детей. Таким образом, переплетение и не совпадение содержания понятий «брак» и «семья» не позволяют внешне похожие отношения назвать «брачными».

А.Г. Харчев определяет брак «как исторически меняющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности». Так в первобытном человеческом обществе имели место неупорядоченные половые отношения, когда самцы спаривались поочередно с разными самками. Вайри отмечал, что если такая полная общность жен и имущества существовала когда-либо, то это было возможно только у народностей, живших наподобие дикарей, дарами богатой, девственной природы, т.е. в очень ограниченном числе на большом пространстве земли. Если бы тогда существовала общность жен, какой мужчина захотел бы взять на себя заботы о ребенке, о котором он, и конечно вполне основательно, не мог бы с уверенностью сказать, что именно он его отец. А так как женщина была не в состоянии прокормить своего ребенка собственными силами, то род человеческий не мог бы существовать».

Таким образом, общество пришло к осозанию устойчивых парных связей. При этом самка постепенно теряла качества, привлекающие самцов, они не исчезали совсем, а становились индивидуализированными и направленными только на «своего» самца.

В истории человечества сменилось немало форм организации между полами, как правило соответствующих определенному уровню социально-экономического развития.

В первобытном периоде человечества типичными были следующие виды брачно-семейных отношений: 1) неделимая семья, состоящая из группы родственников; женщины и дети не имеют определенного мужа и отца, они принадлежат всем мужчинам группы; 2) сегментарная семья: глава семьи имеет отдельных жен, у братьев — общие жены, а все сестры имеют несколько общих мужей; 3) индивидуальная семья: общность жен уничтожена, каждый мужчина имеет одну или несколько жен (моногиния, полигиния), или женщина имеет несколько мужей (полиандрия).

Следующим этапом развития брачных отношений является моногамный брак в его современном виде. С возникновением частной собственности, пишет Л.Б. Шнейдер, расширением меновой торговли постепенно на первый план выдвигается мужчина. Если в парной семье и мужчина, и женщина участвовали по мере своих возможностей в создании материальных и бытовых благ, то теперь женщина постепенно утрачивает свое положение, и муж захватывает бразды правления в свои руки. Задача женщины начинает сводиться к рождению детей, которые будут наследовать имущество отца. На первый план выносится соблюдение супружеской верности.

Впервые в истории равенство мужчин и женщин перед законом провозгласила Французская революция 1793 года, когда были введены брак по взаимному согласию, система разводов, отмечено различие детей на законных и незаконных.

На сегодняшний день семейно-брачные отношения носят динамичный характер, постоянно меняются. Возникают альтернативные формы брачно-семейных отношений; брак освобождается от религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков; формируются новые способы решения семейных проблем.

Таким образом, понятия семъи и брака имеют общие и отличительные особенности. Так, одно из мнений свидетельствует, если отношения подкреплены законными брачными союзами, то к данному союзу применимо понятие семьи. В случае гражданского брака (не подтвержденного законом; незарегистрированное сожительство), как показывают проведенные отечественными психологами исследования, отношения семейными назвать сложно, так как зачастую партнеры действуют независимо и не берут на себя ответственность за «близких» (жену, ребенка), что подразумевают семейные отношения. Позиция христианства в данном случае следующая: брак заключается на небесах и благословляется Богом, всё остальное сожительство и блуд. Также сложно назвать семью семьёй, в которой отсутствует ребенок, правильней такой союз называть браком.

Литература:

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

2. Арутюнян М. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи //Отец в современной семье. Вильнюс, 1988.

3.Дружинин В.Н. Психология семьи. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

4. Зацепин В.И. Брак и семья /Райгородский Д.Я. Психология семьи. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М». 2002.

5. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.-512 с.

6. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990.

Понятия «семья» и «брак» в социологии

Семья и брак принадлежат к числу таких явлений, интерес к которым всегда носит устойчивый и массовый характер. Как первичная форма общности людей, семья непосредственно сочетает в себе индивидуальное и коллективное начала. В этом смысле она является звеном, связующим не только биологическую и социальную, но также индивидуальную и общественную жизнь людей, служит для них первым источником социальных идеалов и критериев поведения. При этом семья не только передает, но и создает такие духовные ценности, как супружеская и родительская любовь, уважение и любовь детей к родителям, семейная солидарность. Вот почему семья является одним из ключевых понятий в гуманитарной области знания.

От здоровья семьи зависит здоровье любой нации. Семья выступает как индикатор в случае нарушения баланса между общественными и частными интересами. Отношение общества к семье, соотношение ее интересов с интересами иных социальных институтов, взаимодействие семьи и личности всегда находились под пристальным вниманием исследователей. Посредническая роль семьи ставит необходимость изучения ее современного состояния в ряд первоочередных исследовательских задач.

Семья – очень сложное многослойное социальное образование, связанное со всеми уровнями социальной структуры общества. Поэтому, какой бы стороны социальной жизни мы ни касались (социологии воспитания, образования, политики, права, труда или культуры), мы обязательно затрагиваем и интересы семьи. Без анализа института семьи мы не сможем провести ни одно фундаментальное социологическое исследование в области социального контроля и социальной дезинтеграции, социальной мобильности, миграции и демографических изменений.

Понятия «семья» и «брак» в социологии тесно связаны между собой, хотя и не тождественны. Брак рассматривается в социологии как социальный институт, регулирующий отношения между полами (супругами), а семья – как первичная социальная группа, которая может быть основана как на браке, так и на кровном родстве или на браке и родстве одновременно. Брак всегда остается только социальным институтом, а семья сочетает в себе черты социального института и социальной группы. Будучи основана на браке, семья принимает на себя его социальную функцию (регулирование отношений между супругами). Если же семья не является супружеской, а основана только на родстве (кровнородственная семья), то она ограничивается выполнением своих собственных социальных функций, связанных с воспроизводством новых поколений людей.

Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и обществу. Характер брачных отношений в значительной мере влияет на количественные и качественные показатели воспроизводства населения, физическое и духовное состояние новых поколений. В браке упорядочивается и реализуется естественная потребность людей в продолжении рода, преобразованная социальными условиями и культурой. Санкционируя брак, общество берет на себя определенные обязательства по его охране и налагает на людей, вступивших в брак, ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а, следовательно, за будущее семьи.

Родство – это совокупность людей, связанных общими предками. Наряду с кровным родством существует социальный институт «приемного родства», связанный с усыновлением и удочерением. В традиционном обществе родство – основная форма социальной организации. В современном обществе оно перестало быть таковой, а семья не только выделилась из системы родства, но и все больше изолируется от нее. Большинство современников не знают по имени своих дальних родственников (троюродных братьев, тетушек и т.д.).

Это интересно:  Взносы на капремонт домов: платить или нет?

Структура родства обычно изображается в виде «фамильного дерева». Ближайших родственников может быть только семь: мать, отец, брат, сестра, супруг, дочь, сын. Дальние родственники делятся на двоюродных и троюродных. Двоюродных родственников может быть не более 33. Они ранжируются по степени родства начиная от тещи и заканчивая племянником. Если у вашего отца есть троюродные родственники, то фамильное дерево насчитывает от 151 до 191 человека. Каждая «ветвь» такого дерева называется позицией родства или родственным статусом. Если учесть, что в определенной позиции или статусе может быть несколько человек (например, троюродные братья и т.п.), то фамильное дерево, включающее близких, двоюродных и троюродных родственников может состоять из многих сотен людей.

В отличие от семьи, родство не является реальной социальной общностью, т.е. совокупностью индивидов, проживающих вместе и ведущих совместное хозяйство. Родственники могут жить в разных регионах, не вступать друг с другом в постоянное взаимодействие, а иногда и не знать о существовании друг друга. Современные родственные отношения характеризуются высокой степенью отчуждения, тогда как в первобытном обществе родственники составляли постоянно взаимодействующий, компактно проживающий коллектив людей.

В современной социологической науке семья изучается в двух аспектах. Во-первых, как социальный институт. Во-вторых, как первичная малая группа. На макроуровне, в качестве социального института, семья представляет собой конкретно-историческую систему взаимоотношений между противоположными полами и их детьми, проявляющихся через определенную общезначимую систему функций. На микроуровне семья выступает как малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью[xxxi].

На ранних этапах истории семья выполняла весь комплекс социальных функций, включая экономические, и представляла собой общество в миниатюре. Постепенно, по мере развития общества, семья передавала свои функции другим социальным институтам, оставляя себе лишь те, которые обеспечивали возможность самовоспроизводства человека, самореализации его индивидуальных, психофизиологических и личностных качеств. Авторы социологических исследований функций семьи обычно разделяют их на специфические и неспецифические.

Специфические функции семьи:

– репродуктивная (физическое воспроизводство человека);

– функция социализации (воспитание детей).

Названные функции остаются неизменными, пока существует институт семьи – ни одна социальная структура не способна выполнить их лучше, чем семья. Может измениться характер взаимоотношений семьи и личности, семьи и общества, семьи и различных социальных индивидов, но пока в обществе существует необходимость в воспроизводстве самого человека, специфические функции семьи не утратят своего значения, несмотря на то, что с усилением роли общественного производства общество сможет все в большей мере оказывать помощь семье в процессе воспитания и социализации подрастающего поколения.

Существующие теории «кризиса» семьи обычно преувеличивают роль биологического фактора в репродуктивном процессе воспроизводства человека. С точки зрения представителей подобных теорий, роль семьи отпадает в связи с огромными перспективами биомедицины. Зачатие в «пробирке» возможно, оно успешно применяется для коррекции некоторых нарушений детородной функции, но из этого вовсе не следует что отпадает необходимость в родительской заботе и воспитании новых поколений. Такой подход сводит понятие семьи лишь к биологическому аспекту. Семья же является социальным институтом и исчезнет лишь тогда, когда появится иной социальный институт, который возьмет на себя ее функции. Платон еще в четвертом веке до н.э. в своей теории построения идеального государства описывал ситуацию, в которой общество с момента рождения ребенка изымает его у матери и берет на себя все функции по уходу и воспитанию. Довольно удачный опыт воплощения идей общественно-трудового воспитания оставили нам педагоги-новаторы Сухомлинский, Макаренко, Сорока-Росинский и др.

Сегодня мы вступили в третье тысячелетие, но до сих пор роль общества в воспитании подрастающего поколения несоизмеримо мала. Семья выживает, как может, выполняя неспецифические для нее функции:

– накопление и передача собственности, социального статуса;

– организация производства и потребления;

– налаживание отдыха и досуга;

– забота о здоровье;

– защита от стрессов;

– защита от социальной несправедливости.

Мы можем констатировать тот факт, что и во втором тысячелетии семья не стала для государства объектом первоочередной заботы и внимания, хотя многие социальные институты берут на себя функции образования и воспитания подрастающего поколения (ясли, детсады, школы), защиты и охраны (милиция и др.), функции питания, организации досуга (сфера обслуживания, отдыха) и т.п.

Кроме взаимодействия с внешними условиями, социальными институтами, организациями, общностями, семья живет активной внутренней жизнью. Семья на протяжении своего существования постепенно видоизменяется, приобретает разные формы, переходит из одного статусного состояния в другое и, наконец, заканчивает свое существование. Процесс возникновения, становления, реализации собственных функций и окончания существования брачно-семейных отношений принято называть жизненным циклом семьи.

В современной социологии обычно различают следующие стадии «жизненного цикла семьи».

Первая стадия (стадия бездетности). История официального рождения любой современной семьи всегда начинается с заключения брака (по форме это может быть венчание в церкви, составление брачного контракта или регистрация в ЗАГСе). Оформляя, так или иначе, свой брак, супруги свидетельствуют обществу о серьезности своих намерений. Общество, фиксируя брак между супругами, также берет на себя определенные обязательства. Оно может создавать благоприятные или неблагоприятные условия для дальнейшего развития вновь создаваемых семейных пар, может оказывать влияние на мотивационно-психологические аспекты принятия решений о рождении (или воздержании, отказе от рождения) первенца во вновь создающихся семьях. Идеальные условия для реализации репродуктивной функции семьи создаются в стабильные периоды развития общества. И, наоборот, в кризисные, переходные периоды рождаемость резко падает, положительные социально-психологические мотивы почти полностью сводятся на нет. Общество оказывается не в состоянии создать семье необходимые условия для продолжения рода. Социологи констатируют кризис семьи. В такие периоды число семей, проживших полный жизненный цикл, резко сокращается.

Вторая стадия. Стадия репродуктивного родительства составляет основу, укрепляющую семью. На этой стадии реализуется возможность продолжения рода – появляется первый ребенок. Семья становится полнокровной «ячейкой» общественных отношений. Стадия репродуктивного родительства заканчивается с рождением последнего ребенка. Как правило, это самый полнокровный период жизни семьи, хотя и сопряженный с различного рода лишениями и трудностями.

Третья стадия (берущая начало одновременно со второй) – стадия социализационного родительства. Эта стадия начинает отсчет так же, как и стадия репродуктивного родительства с рождения первенца, но заканчивается не рождением последнего ребенка, а в момент приобретения им самостоятельности, создания собственной семьи и рождения первенца. В этот момент для родительской семьи начинается следующий этап жизненного цикла.

Четвертая стадия. Стадия прародительства берет свое начало в момент появления в отделившейся молодой семье первенца (внука) и заканчивается смертью одного или обоих прародителей, что констатирует распад семьи и завершение ее жизненного цикла.

Еще раз подчеркнем, что приведенная схема жизненного цикла семьи носит идеальный характер и отражает лишь типичные черты реальных межличностных отношений, которые в действительности гораздо разнообразнее и сложнее. Жизнь семьи, особенно в кризисные периоды (войн и стихийных бедствий) подстерегает масса опасностей (вынужденная разлука, измены и предательства, разводы, болезни, смерть и т.п.). И все же семья была и остается единственным социальным институтом, обеспечивающим воспроизводство населения. Именно поэтому государство, заботящееся о своем будущем, должно в первую очередь создавать благоприятные условия для воспроизводства как можно большего количества семей полного жизненного цикла.

В большинстве западных стран правовые проблемы брака регулируются не семейным, а гражданским законодательством. Союз между партнерами скрепляется контрактом, в котором юридически закрепляются вопросы владения имуществом (недвижимостью, денежными средствами и т.п.), а также механизм расторжения брака. Правовой регламентации подлежит также минимальный возраст вступления в брак. К сфере моральной регуляции относятся нормы и правила ухаживания, брачного выбора и добрачного поведения, распределение полномочий и обязанностей между супругами, нормы и ожидания супругов по их неформальным связям, взаимной ответственности за экономическое положение семьи, воспитание детей, семейный досуг, характер отношений в процессе разногласий или развода, послеразводное поведение.

Поняия семья брак.Соц.институт,маллая группа

Наука о семье развивается в условиях многоликости семейных структур и разнообразия представлений людей о семье и браке.

В обыденном сознании понятия «брак» и «семья» могут отождествляться, но в науке принято их разграничивать.

В первом термине находят отражение социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений. Брак является общественным институтом, регулирующим отношения между полами. Мужчина и женщина выступают в нем и как личности, и как граждане государства. Социальный характер брака проявляется, прежде всего, в публичной форме его заключения, в контролируемом обществом выборе брачных партнеров, в наследовании семейного имущества.

Философский энциклопедический словарь трактует брак как исторически обусловленную, санкционируемую и регулируемую обществом форму отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающую их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

В настоящее время в большинстве случаев брак выступает как добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной склонности и личной договоренности, оформленный в установленном законом порядке, направленный на создание и сохранение семьи. Благодаря правовой охране супружества и кровнородственных отношений обеспечивается социальная защищенность личности. Тем не менее, далеко не все пары прибегают к юридическому оформлению брака.

Это интересно:  Временная регистрация ребенка для детского сада: нужна ли прописка, постановка на очередь, документы

Наряду со свободой заключения брака, может существовать и свобода его расторжения, что выражается в разводе. Поэтому к области брачного поведения относятся и действия партнеров, приводящие к сепарации (т. е. постепенному отчуждению супругов друг от друга) и разводу.

Понятие «семья» предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников.

Семья — это важнейшая форма организации личной жизни, вид социальной общности, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Однако жизнь вносит некоторые коррективы в такое понимание семьи. В частности, развивается «гостевой» (регулярно-раздельный) брак, предполагающий раздельное проживание супругов в течение достаточно длительного промежутка времени.

· Семья меняется со временем, в соответствии с переменами в обществе, хотя и является одним из наиболее стабильных социальных институтов.

· Малой группой семью можно назвать потому, что она вполне попадает под определение этого исходного элемента социума, отличаясь характером (интимно-личностным) объединения людей.

· Социальная необходимость семьи обусловлена потребностью общества в выполнении семьей репродуктивной и воспитательной функций, что гарантирует продолжение существования самого человечества.

Семью как социальную группу невозможно понять, исходя из знания о ее членах, взятых в отдельности. Семья является открытой, постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности. Изменения в одном из элементов системы, например во взаимоотношениях супругов, сказываются на всей семье. Индивидуальные дисфункции членов семьи являются отражением системных нарушений.

Точное содержание понятия «семья» зависит от определенного исторического и культурного контекста. Таким образом, под семьей понималось объединение людей в целях эффективного социального регулирования или управления. В самой своей основе семья является сообществом, предполагающим защиту и удовлетворение элементарных потребностей своих членов; биосоциальной структурой, ограждающей от голода и депривации, в формах которой развивался человеческий род.

2. Семья как социальный институт

семья брак социальный институт

Согласно общепринятой трактовке, понятие «социальный институт» означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Это заданный набор целесообразных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Стандарты поведения организуются в систему ролей и статусов.

Деятельность социальных институтов направлена на удовлетворение фундаментальных, жизненно важных социальных потребностей, к которым относятся: коммуникации в обществе, производство товаров и услуг и их распределение, воспроизводство членов общества и их социализация, социальный контроль и порядок, безопасность членов общества, социальная стабильность.

Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию. Никакое другое объединение людей не обладает такой мощной способностью самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семью можно считать состоявшейся тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за жизнь своего ребенка, его экономическое благосостояние и воспитание.

Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о социальных связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения.

Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки.

Институт семьи — важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества. Именно институт семьи может противостоять как тоталитаризму, так и индивидуализму. Поэтому и общество, и личность обоюдно заинтересованы в укреплении семьи.

Одновременно семья стремится к поддержанию своей автономии, борется за свое существование в социуме. Для этого она должна обладать средствами сопротивления внешним угрозам, например, усилению контроля над семьей со стороны государства. Чрезмерное вмешательство внешних сил в семейную систему нарушает баланс отношений семьи и общества. Институт семьи может оказаться в подчиненном положении по сравнению с другими социальными институтами. Поэтому возникает потребность в просемейной политике.

Противоречивые процессы в области брачно-семейных отношений — рост числа разводов, неполных семей и повторных браков, снижение рождаемости и воспитательного потенциала семьи и т. д. — вынуждают специалистов рассуждать об институциональном кризисе семьи.

3. Семья как малая группа

При всем многообразии определений понятия «малая группа» можно выделить основное его содержание. Малая группа — это малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общими целями и задачами и находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Перечислим основные признаки малой группы:

· общие цели и общая для всех членов группы деятельность;

· личный контакт между членами группы;

· определенный эмоциональный климат внутри группы;

· особые групповые нормы и ценности;

· физический и моральный образец члена группы;

· ролевая иерархия между членами группы;

· относительная независимость (автономность) этой группы от других;

· принципы приема в группу;

· социально-психологический контроль поведения членов группы;

· особые формы и способы управления групповой деятельностью со стороны членов группы,

Это первичные признаки малой группы. В ряд вторичных признаков входят: конформность членов группы (степень уступчивости в пользу группового решения), интимность отношений, гомогенность (однородность по составу), стабильность группы, добровольность объединения индивидов в группу.

По-прежнему остается открытым вопрос о признании за диадой права именоваться малой группой. Решение этого вопроса является принципиальным для психологии семьи..

Семья относится к разряду первичных групп. Ей присущи интимные, лицом к лицу, отношения между людьми. Такая группа обеспечивает процесс первичной социализации и опосредует вхождение индивида в другие группы. Мнения и представления членов первичной группы имеют особое значение в формировании сознания и самосознания ребенка. Можно рассматривать процесс формирования человеческого Я как результат социального взаимодействия.

Первичная группа является неформальным объединением. Решающая роль в ее возникновении и функционировании принадлежит симпатиям и антипатиям людей, общности их интересов, взглядов на жизнь, их мироощущению. В неформальных группах многие вопросы решаются совместно. Каждая неформальная группа отличается своей особой, неповторимой культурой. Имеются специальные значения, выражения, обращения и жесты, разделяемые только внутри данного круга. Используется своя символика, понятная, как правило, только тем, кто принадлежит к этой группе. Именно так складывается своеобразный «язык семьи», освоить который бывает непросто новому члену семьи, появившемуся в ней, например, в результате повторного брака. Таким путем формируется прочное чувство «мы» — психологическая целостность группы и стремление ее членов идентифицировать себя с сознанием и психологией группы, полностью разделяя присущие ей взгляды, ценности, идеалы.

Первичная группа предполагает высокую степень интимности и доверительности отношений, эмоциональной вовлеченности членов группы в ее дела. По мере развития отношений интимность обычно растет. Самораскрытие будет затруднено, если ответной реакцией на него окажется критика или отвержение со стороны других членов семьи. Желание поделиться сокровенным в сочетании с принятием этого желания партнером укрепляет чувства любви и симпатии.

Доверительный и интимный стиль отношений может стимулировать более четкое и ответственное выполнение членами группы своих обязанностей.

Семья может выступать для индивида в качестве референтной группы. Это понятие используется в двух случаях:

· для обозначения группы, которая мотивирует индивида быть принятым в ней. С этой целью индивид поддерживает свои установки в соответствии с тем, что, на его взгляд, считается общепринятым в группе. Группа устанавливает стандарты и вознаграждает того, кто им следует;

· референтная группа служит своеобразным эталоном, образцом или отправной точкой для сравнения и оценки индивидом себя или других.

Семья может и не быть референтной группой. Например, для подростка теми лицами, чьим мнением и оценкой он особенно дорожит, служат подчас не родители, а его кумиры — музыканты, актеры, спортсмены и т. п. Под влиянием авторитетного лица подросток может прибегнуть и к противоправным действиям. Этим можно объяснить и факты совершения преступлений детьми из благополучных семей: группа сверстников, являясь референтной, может одобрять подобный поступок; хулиганство воспринимать как смелость, кражу — как предприимчивость.

К референтной группе относятся далеко не все люди из ближайшего окружения даже в первичных группах, а лишь узкий круг «значимых других». Для эмоционального благополучия субъекта и предупреждения отклонений в его поведении важно, чтобы члены семьи входили в число тех, чьим убеждениям и взглядам он особенно доверяет и чья безупречная репутация может служить для него примером.

Статья написана по материалам сайтов: megaobuchalka.ru, studopedia.org, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector