+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Режим особых условий в исправительных учреждениях

41. РЕЖИМ ОСОБЫХ УСЛОВИИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Режим особых условий является важнейшим средством обеспечения режима исполнения отбывания наказания.

В ч. 1 ст. 85 УИК дается исчерпывающий перечень оснований для введения режима особых условий, поскольку это влечет за собой существенное ограничение прав и свобод не только осужденных, но и в определенной мере граждан, находящихся на объектах исправительных учреждений и территориях, к ним прилегающих.

Режим особых условий вводится тогда, когда в районе расположения исправительного учреждения установлено чрезвычайное, военное и особое положение, а также при возникновении массовых беспорядков в исправительном учреждении или групповом неповиновении осужденных. Таким образом, можно выделить две группы оснований введения режима особых условий: внешнее чрезвычайное, военное или особое положение и внутреннее совершение преступлений с участием большой группы осужденных.

В период режима особых условий может быть приостановлена реализация некоторых прав осужденных, предусмотренных ст. 89–97 УИК: приобретение осужденными продуктов питания, предоставление им свиданий, получение посылок и передач, переписка, телефонные разговоры. В случае стихийных бедствий, введения чрезвычайного, особого или военного положения, массовых беспорядков, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий на срок до 30 суток по решению Министра юстиции РФ.

Стихийные бедствия могут быть природного – землетрясения, наводнения, смерчи, ураганы и техногенного характера – различного рода аварии и катастрофы.

Чрезвычайное, особое или военное положение вводится Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных Конституцией и федеральными законами о чрезвычайном, особом или военном положении с одобрения Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

При этом следует иметь в виду, что в случае масштабности и тяжести последствий стихийные бедствия могут послужить основанием введения чрезвычайного или особого положения.

Массовые беспорядки выражаются в отказе выполнять предъявляемые требования со стороны больших групп осужденных, в погромах, избиениях, убийствах неугодных осужденных, представителей персонала и иных лиц, а также в ряде аналогичных действий. Групповые неповиновения осужденных также выражаются в отказе выполнять предъявляемые к ним требования или их определенную часть, но они проявляются в менее агрессивной форме и не связаны с указанными выше действиями – погромами, поджогами, убийствами.

Участвуют в них значительно меньшие группы осужденных, хотя и не исключены случаи участия больших масс осужденных, как, например, при объявлении голодовок.

В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала и иных лиц начальник исправительного учреждения может ввести меры, предусмотренные режимом особых условий, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение.

В период действия режима особых условий в исправительных учреждениях может быть ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб. За исключением медико-санитарных, приостановлена работа производств, школ, магазинов, клубов, библиотек; введен усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты; изменен распорядок дня, запрещен выезд осужденных, а также приостановлено осуществление некоторых других прав осужденных. Таким образом, режим особых условий связан с существенными ограничениями как для осужденных, так и для работы самого исправительного учреждения.

Режим особых условий в исправительных учреждениях.

Понятие режима в исправительном учреждении.

До принятия нового Уголовно-исполнительного кодекса РФ понятие режима в исправительном учреждении не было закреплено в законодательстве, а разрабатывалось лишь в теории уголовно-исполнительного права. После 18 декабря 1996 года мы имеем законодательное определение режима.

Согласно части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в исправительных учреждениях называется установленный законом порядок, соответствующий закону, нормативным правовым актам, исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание различных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения.

В части 2 статьи 9 УИК РФ режим определяется как одно из основных средств исправления осужденных. Вместе с тем, режим создает необходимые условия для применения и других средств исправления.

Нормы режима направлены на обеспечение реализации следующих его функций : карательной, воспитательной, профилактической. Карательная функция реализуется путем установления различных правоограничений осужденным в процессе отбывания наказания. Они охватывают сферу их субъективных гражданских прав. Согласно части 2 статьи 10 УИК РФ осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ. Ограничения, установленные Уголовно-исполнительным кодексом РФ вытекают из условий и порядка отбывания конкретного вида наказания (ч. 10 ст. 10 УИК РФ).

Карательная функция реализуется путем изоляции осужденных от прежней социальной среды, которая состоит в том, что они находятся под охраной, передвигаются под конвоем. не допускается общение заключенных вне установленных правил с лицами, находящимися на свободе. Им запрещено нарушать границы жилых и производственных объектов, выходить без разрешения за пределы изолированных участков. Следует заметить, что изоляция осужденных имеет относительный характер (свидания, телефонные переговоры, переписка). Карательная функция режима должна иметь ограничительный характер, поскольку на определенном уровне возрастание карательного воздействия режим способен создать сложности для успешной реализации его воспитательной функции.

Воспитательная функция режима осуществляется несколькими способами. Во-первых, путем реализации кары, поскольку принуждение воспитывает человека, приучает его к дисциплине. Во-вторых,, воспитательная функция осуществляется путем установления и реализации правил поведения, не являющихся по своей природе карательными. В-третьих, воспитательная функция осуществляется путем создания необходимых правовых средств, содействующих успешному применению мер исправительного воздействия.

Это интересно:  Больничный по беременности и родам

Обеспечивающая функция режима представляет собой правовую опору для реализации всего комплекса мер воспитательного воздействия на осужденных. Режимные требования определяют порядок привлечения осужденных к труду и его организацию, специфику проведения общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки. Функция социального контроля направлена на предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и иными лицами, находящимися на территории исправительного учреждения. Применительно к осужденным основные формы социального контроля заключаются в надзоре за осужденными и установления специальных мер в период отбывания наказания.

Применительно к иным гражданам, находящимся в исправительном учреждении и его объектах, социально-контрольная функция режима направлена на обеспечение соблюдения ими внутреннего распорядка исправительного учреждения, правил взаимоотношений с осужденными. Администрации исправительного учреждения предоставляется право осуществлять контроль за соблюдением ими режимных требований, применять по отношению к нарушителям предусмотренные законом меры воздействия. Функции режима отбывания наказания в исправительном учреждении реализуется комплексно, они дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой. Каждая из них, осуществляясь самостоятельно, создает одновременно условия для успешной реализации всей совокупности функций.

Содержание режима в исправительном учреждении.

Содержание режима в исправительном учреждении определяется его основными признаками и функциями и включает в себя совокупность правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения отбывания наказания. Их можно разделить на правила относящиеся к персоналу исправительного учреждения, к осужденным и иным гражданам, находящимся в исправительном учреждении или прилегающим к ним территориях.

Правила, относящиеся к персоналу ИУ регламентируют его права и обязанности в сфере режима.

К ним относятся правила по обеспечению изоляции осужденных, безопасности, соблюдению внутреннего распорядка, реализации прав осужденных и выполнению ими своих обязанностей, предупреждению с их стороны преступлений. Изоляция осужденных означает принудительное помещение их на основании приговора в исправительное учреждение, лишение их права свободного передвижения и ограничение социальных связей.

Степень изоляции зависит от вида исправительного учреждения. Максимальная изоляция имеет место в тюрьмах, в колониях особого режима. Минимальная в колониях поселениях. Степень изоляции зависит от поведения осужденных. Изоляция осужденных осуществляется путем охраны и надзора за ними.

Согласно части 3 статьи 82 УИК РФ и Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных МВД России по согласованию с генеральной прокуратурой внутренний распорядок включает в себя :

1. порядок приема осужденных в исправительное учреждение, правила их поведения во время работы и отдыха;

2. перечень работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных;

3. перечень и количество предметов и вещей, которые они могут иметь при себе ;

4. правила проведения проверок, свиданий, приема и вручения осужденным посылок, передач и корреспонденции, а также перечень и количество продуктов питания и предметов первой необходимости, разрешаемых к продаже осужденным.

Как видно из приведенного перечня, нормы, закрепленные в Правилах внутреннего распорядка, в первую очередь адресованы администрации исправительного учреждения, поскольку она несет ответственность за состояние законности и правопорядка в учреждении.

Самостоятельную группу правил, обеспечивающих режим исполнения наказания, составляют нормы, направленные на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений. Их разделяют на две группы : профилактические и пресекающие.

Большинство норм, содержащихся в статье 82 УИК РФ, профилактические. К ним относятся такие из них, в которых зафиксированы обязанность осужденных носить форму, запрещающие использовать в местах лишения свободы денег и ценных вещей, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости по безналичному расчету.

На профилактику правонарушений направлены также нормы, обеспечивающие надзор за осужденными, производство обысков, досмотров и цензуру корреспонденции.

Правила, обеспечивающие пресечение преступлений со стороны осужденных, сосредоточены в Законе “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” от 21 июля 1993 года. Так, в статье 26 Закона персонал исправительного учреждения обязывается принимать меры по предупреждению и пресечению правонарушений. Глава 5 данного Закона полностью посвящена порядку применения физической силы, специальных средств и оружия.

Правила отбывания наказания осужденными можно подразделить на правила, обеспечивающие реализацию предоставленных им прав и выполнение возложенных на них обязанностей, определяющие применение к ним мер исправительного воздействия, обеспечивающие социальную защиту осужденных.

Правила, регулирующие поведение осужденных и распорядок дня в конкретном исправительном учреждении, определяет образ их жизни во время отбывания наказания. Эти правила закреплены в отдельной главе УИК РФ ( глава 13). Особое место в системе режима отбывания наказания занимают нормы, обеспечивающие социальную защиту осужденных, их права на личную безопасность (ст. 13 УИК), право на получение информации о своих правах и обязанностях, на вежливое обращение, на обращение с предложенными заявлениями и жалобами (ст. 12 УИК), правила, гарантирующие свободу совести и свободу вероисповедания (ст. 14 УИК).

Правила режима, относящиеся к иным гражданам, находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к ним территориях, регулируются следующим образом. На территории исправительного учреждения могут находиться различные категории граждан. Закон перечисляет многие категории из них : священнослужители (ст. 14 УИК), адвокаты и лица, имеющие право на оказание юридической помощи (ст. 12 УИК), лица, пребывающие на свидание с осужденными (ст. 89 УИК), вольнонаемный персонал, учителя, врачи, работники домов ребенка и другие. Все они обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка исправительного учреждения, порядок взаимоотношений с осужденными. В случае их нарушения к ним могут применяться установленные в законе меры воздействия : вольнонаемному составу и иным гражданам может быть запрещен доступ на производственную зону и иные объекты исправительного учреждения, к лицам, прибывшим на свидание могут быть применены меры административного воздействия. Данные полномочия предоставлены администрации исправительного учреждения Законом “Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”, согласно которому они имеют право требовать соблюдение Правил внутреннего распорядка, составлять протоколы об административных правонарушениях (ст14).

Это интересно:  Как сдать сессию

Режим особых условий в исправительных учреждениях.

Статья 85 УИК РФ определяет режим особых условий в исправительном учреждении, который вводится в случаях стихийного бедствия, введения в районе дислокации исправительного учреждения особого или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных.

Введение в исправительном учреждении особых условий может повлечь прекращение приобретения осужденными продуктов питания, свидания, передач, переписи и отправления денежных переводов, телефонных переговоров, прогулок, прекращаются выезды осужденных за пределы исправительного учреждения (часть 2 статьи 85 УИК РФ). Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению МВД РФ, либо министра внутренних дел РФ, начальника управления внутренних дел субъекта РФ, согласованному с Генеральным прокурором РФ, либо соответствующим прокурором. В исключительных случаях время действия режима в особых условиях может быть продлено указанными должностными лицами дополнительно до 30 суток (часть 3 статьи 85 УИК РФ). Режим особых условий в исправительном учреждении может вводиться и непосредственно начальником исправительного учреждения. Случаи, в которых начальник исправительного учреждения имеет право самостоятельно вводить режим особых условий указаны в части 4 статьи 85 УИК РФ. К ним относятся случаи возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровья осужденных, персонала или иных лиц. Начальник исправительного учреждения в таких случаях должен немедленно уведомить вышестоящего начальника. Последний в течение трех суток с момента получения уведомления обязан принять решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер (часть 4 статьи 85 УИК).

Режим особых условий в исправительных учреждениях

Режим особых условий является важнейшим средством обеспечения режима исполнения отбывания наказания.

В ч. 1 ст. 85 УИК дается исчерпывающий перечень оснований для введения режима особых условий, поскольку это влечет за собой существенное ограничение прав и свобод не только осужденных, но и в определенной мере граждан, находящихся на объектах исправительных учреждений и территориях, к ним прилегающих.

Режим особых условий вводится тогда, когда в районе расположения исправительного учреждения установлено чрезвычайное, военное и особое положение, а также при возникновении массовых беспорядков в исправительном учреждении или групповом неповиновении осужденных. Таким образом, можно выделить две группы оснований введения режима особых условий: внешнее чрезвычайное, военное или особое положение и внутреннее совершение преступлений с участием большой группы осужденных.

В период режима особых условий может быть приостановлена реализация некоторых прав осужденных, предусмотренных ст. 89–97 УИК: приобретение осужденными продуктов питания, предоставление им свиданий, получение посылок и передач, переписка, телефонные разговоры. В случае стихийных бедствий, введения чрезвычайного, особого или военного положения, массовых беспорядков, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий на срок до 30 суток по решению Министра юстиции РФ.

Стихийные бедствия могут быть природного – землетрясения, наводнения, смерчи, ураганы и техногенного характера – различного рода аварии и катастрофы.

Чрезвычайное, особое или военное положение вводится Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных Конституцией и федеральными законами о чрезвычайном, особом или военном положении с одобрения Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

При этом следует иметь в виду, что в случае масштабности и тяжести последствий стихийные бедствия могут послужить основанием введения чрезвычайного или особого положения.

Массовые беспорядки выражаются в отказе выполнять предъявляемые требования со стороны больших групп осужденных, в погромах, избиениях, убийствах неугодных осужденных, представителей персонала и иных лиц, а также в ряде аналогичных действий. Групповые неповиновения осужденных также выражаются в отказе выполнять предъявляемые к ним требования или их определенную часть, но они проявляются в менее агрессивной форме и не связаны с указанными выше действиями – погромами, поджогами, убийствами.

Участвуют в них значительно меньшие группы осужденных, хотя и не исключены случаи участия больших масс осужденных, как, например, при объявлении голодовок.

В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала и иных лиц начальник исправительного учреждения может ввести меры, предусмотренные режимом особых условий, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение.

В период действия режима особых условий в исправительных учреждениях может быть ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб. За исключением медико-санитарных, приостановлена работа производств, школ, магазинов, клубов, библиотек; введен усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты; изменен распорядок дня, запрещен выезд осужденных, а также приостановлено осуществление некоторых других прав осужденных. Таким образом, режим особых условий связан с существенными ограничениями как для осужденных, так и для работы самого исправительного учреждения.

Это интересно:  1.3 Полномочия адвоката-представителя в гражданском процессе и порядок их оформления

Режим особых условий в исправительных учреждениях

Режим особых условий в исправительных учреждениях определен ст.85 УИК РФ. Данная статья в отличие от ранее действовавшего законодательства содержит больше оснований для введения в ИУ режима особых условий.[13]

Кроме массовых беспорядков, УИК РФ называет дополнительно стихийные бедствия, введение в районе расположения ИУ чрезвычайного или военного положения, а также групповые неповиновения осужденных.

Все эти обстоятельства в любом виде могут послужить основанием для принятия решения о введении режима особых условий.

Стихийное бедствие представляет собой явление природного характера (землетрясение, наводнение, засуха, ураганы, заносы и т.п.), ставящее ИУ в экстремальное состояние.

Чрезвычайное или военное положение объявляется соответствующим субъектом исполнительной власти, на основании чего расположенное в данном районе ИУ автоматически переводится на режим особых условий.

Массовые беспорядки и групповые неповиновения осужденных наиболее часто по сравнению с другими основаниями влекут принятие решения о введении режима особых условий. В этом случае, если не принять необходимых мер по их ликвидации, могут наступить тяжелые последствия (разгром ИУ в целом или отдельных его частей, причинение вреда жизни и здоровью осужденных, персоналу и иным лицам).[14]

Групповые неповиновения осужденных характеризуются, как правило, пассивной формой поведения (отказы от приема пищи, невыход из помещений, на работу и т.п.), когда осужденные отказываются выполнять распоряжения администрации и возложенные на них обязанности. Близки к групповым неповиновениям групповые хулиганские действия, проявляющиеся активно и в ряде случаев связанные с насилием над личностью осужденных, но они обусловлены все, же хулиганскими мотивами, а не стремлением противодействовать администрации ИУ. К тому же обычно групповые хулиганские действия носят локальный характер.[15]

Массовые беспорядки связаны не просто с неисполнением распоряжения администрации, а выражаются в погромах, поджогах, избиениях осужденных, расправах с неугодными, в захватах заложников и в ряде подобных действий. В данном случае под угрозу ставится общественная безопасность, жизнь и здоровье осужденных и персонала. Мотивы подобных действий, как правило, обусловлены недовольством существующими порядками, требованиями их изменения, предоставления незаконных привилегий, смены тех или иных представителей администрации и другими аналогичными по своей мотивационной окраске требованиями.

Обоснованность требований осужденных, если они связаны с угрозой общественной безопасности, жизни и здоровья осужденных и персонала, при решении вопроса о введении режима особых условий значения не имеет; осужденные обязаны подчиняться установленным законодательством требованиям и правилам поведения.

Режим особых условий может выражаться в ряде конкретных действий. Прежде всего, может быть приостановлена реализация принадлежащих осужденным прав, предусмотренных ст.ст.88-97 УИК РФ:

– приобретение продуктов питания,

– предоставление свиданий и выездов,

– получение посылок и передач,

– переписка и др.[16]

Режим особых условий в обязательном порядке предусматривает перевод ИУ на усиленный режим охраны и надзора, который достигается за счет уплотнения графика работы персонала и уменьшения времени отдыха, запрещения отлучек, отпусков и т.п.. При режиме особых условий устанавливается особый порядок допуска персонала и иных лиц на объекты ИУ и прилегающие к ним территории.

Наконец, в самом ИУ может быть изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно- просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных, которые, наоборот, могут расширить сферу и время своей деятельности.[17]

Таким образом, режим особых условий связан с существенными ограничениями как для осужденных, так и для работы самого персонала. Режим особых условий при возникновении указанных выше оснований устанавливается строго определенными лицами и на строго определенный срок. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц начальник ИУ может вводить меры, связанные с режимом особых условий, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение.

Такими должностными лицами выступают руководитель ФСИН либо начальник территориального органа УИС субъекта РФ. Свое решение о введении режима особых условий указанные должностные лица обязаны согласовать с Генеральным прокурором РФ либо соответствующим прокурором. Получив известие о введении начальником ИУ режима особых условий, указанные должностные лица в течение трех суток должны принять решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер.

Режим особых условий вводится на срок до 30 суток; при необходимости он может быть продлен на тот же срок.

Статья написана по материалам сайтов: poisk-ru.ru, be5.biz, lektsii.org.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector