+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Регистрация, контроль, управление имуществом, права и обязанности

Постановка подопечного ребенка на учет в паспортном столе» (территориальные органы ФМС РФ): временная или постоянная регистрация по новому месту жительства?

На время нахождения ребенка под опекой — т.е. до достижения 18 лет (или на более краткий срок с последующим продлением — наиболее уместной с т.з. общей логики представляется регистрация по месту пребывания («временная» регистрация):

Во-первых, прикрепление подопечного к поликлинике возможно по месту его пребывания («временной регистрации»). Зачисление в общеобразовательные учреждения также производится либо по месту жительства, либо по месту пребывания ребенка (п. 9 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 22.01.2014 № 32). (Но следует отметить, что и медобслуживание по ОМС, и получение общего образования гарантированы на федеральном уровне, поэтому, возможно, вид регистрации при их получении не так важен. С теми социальными выплатами или льготами, которые отнесены к региональным, ситуация несколько сложнее (см. ниже)).

Во-вторых, в соответствии с п. 30 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, временная регистрация прекращается автоматически по истечении своего срока либо — при досрочном выбытии подопечного ребенка – по заявлению опекуна или приемного родителя в произвольной форме о снятии его с регистрационного учета. Это важно потому, что по своей сути опека (попечительство) и приемная семья – это ограниченные во времени формы семейного устройства. Они прекращают свое действие:

либо автоматически по достижении ребенком 18 лет (и тогда ребенок возвращается либо в закрепленное за ним жилье, либо получает отдельное жилье от государства),

либо в любой момент до достижения подопечным совершеннолетия – по просьбе родителя или по инициативе органа опеки.

В этих условиях упрощенный порядок прекращения временной регистрации отвечает интересам прежде всего замещающих родителей, постоянно проживающих в данном жилье.

В-третьих, если у подопечного ребенка есть постоянная регистрация по месту выявления, то оформление временной регистрации по месту жительства опекуна или приемного родителя – это единственный способ, с одной стороны, подтвердить фактическое пребывание ребенка в семье опекуна и, с другой стороны, сохранить постоянную регистрацию ребенка по месту выявления с перспективой возвращения в закрепленное жилье по достижении 18 лет.

Наконец, существует риск, что при обращении за постановкой на учет на получение отдельного жилья постоянная регистрация подопечного ребенка по месту жительства опекуна будет истолкована как фактическое закрепление за подопечным ребенок жилья (хотя и по месту жительства опекуна). В результате, подопечный ребенок мог быть лишен права на получения жилья от государства по достижении 18 лет, как уже якобы обеспеченный таковым.

Однако, с января 2014 года ситуация усложнилась.

Место жительства — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Место жительства — жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

По мнению автора сайта, эта поправка продиктована желанием предоставить субъектам РФ, на которых указами Президента РФ в 2012 году было возложено неподъемное бремя большинства социальных выплат, возможность ограничить число получателей льгот только постоянно зарегистрированными в данном субъекте РФ гражданами. Но для опекунов, приемных родителей и их воспитанников (особенно в тех случаях, когда ребенок был принят в семью из другого региона РФ) данная поправка создала только дополнительные проблемы.

Новое определение «места жительства» привело к тому, что с 1 января 2014 года субъекты РФ получили законное (хотя, возможно, и антиконституционное) право обусловить назначение выплат детям-сиротам и замещающим родителям — включая выплаты на содержание подопечных детей и/или вознаграждение приемным родителям — наличием у подопечного ребенка и/или у замещающих родителей постоянной регистрации в соответствующем регионе.

► Возьмем, к примеру, г. Москва (подробнее о заключении договора о создании приемной семье, а также назначении выплат на содержание подопечных детей и вознаграждения приемным родителям).

Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные в Законе г. Москвы от 30.11.2005 № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве», также формально предоставляются только тем детям-сиротам, «местом жительства которых является город Москва» (ст. 2 Закона).

Аналогичная ситуация и с московской ежемесячной компенсационной выплатой опекунам, занятым уходом за ребенком-инвалидом. Хотя назначается она именно опекуну, а не подопечному ребенку (т.е. первостепенное значение должно иметь место жительства именно опекуна как получателя выплаты), но в п. 24(1) Положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве, утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 24.01.2006 № 37-ПП, уточняется, что ежемесячные денежные выплаты от г. Москвы назначаются только при условии, что ребенок, на которого они назначаются, и заявитель имеют место жительства (постоянную регистрацию) в г. Москве.

Также, есть прецеденты отказа регионального отделения ПФ РФ в г. Москве в назначении пенсии ребенку-инвалиду, оставшемуся без попечения родителей, рожденному в г. Москве, биологические родители живут в г. Москве, приемные родители живут в г. Москве, ребенка забирали из дома ребенка г. Москвы, но без постоянной регистрации в г. Москве. Основание то же: пенсия назначается только лицам, имеющим место жительства в РФ, а этот ребенок, по новым поправкам, места жительства не имеет, т.к. не имеет регистрации по месту жительства, только по месту пребывания.

Получается, что рассчитывать на выплаты и льготы от г. Москвы вправе только те дети-сироты, которые имеют постоянную регистрацию в г. Москве в жилье биородителей, а фактически проживают с опекунами-москвичами в другом районе г. Москвы. Если же ребенок привезен в семью опекунов-москвичей из другого региона, где у него сохранилась постоянная регистрация, или же у ребенка вообще нет постоянной регистрации на территории РФ (например, ребенка оставили в роддоме, и в детском доме была оформлена только временная регистрация), то рассчитывать на социальную поддержку от Москвы он сможет только после оформления постоянной регистрации в г. Москве. Понятно, что постоянную регистрацию в г. Москве для ребенка-сироты из другого региона может оформить только опекун (приемный родитель) – в собственном жилье.

Важно отметить, что защитить права приемных семей может суд: например, в начале 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда встала на сторону опекунов и признала незаконными решения территориальных органов Департамента соцзащиты г. Москвы об отказе в назначении ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом, в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих регистрации в Москве по месту жительства и принятых на воспитание в приемные семьи жителей города Москвы из других регионов.

► Из других регионов поступают сигналы об отказе в выписке бесплатных лекарств для подопечных детей без постоянной регистрации в данном регионе (аналогичная проблема и в г. Москве). Также, в некоторых регионах отмечают попытки отказать в постановке на учет на получение жилья, если у подопечного ребенка нет постоянной регистрации в данном регионе. В Московской области зарегистрированы случаи отказа в предоставлении путевок тем подопечным детям, которые имеют в МО только временную регистрацию (как и их опекуны). При этом в отказе отмечалось, что ответ был бы положительный, если бы хотя бы у опекунов была постоянная регистрация в МО.

Основная проблема с регистрацией по месту жительства («постоянной» регистрацией) заключается в том, что согласно п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета только в следующих случаях:

а) изменения места жительства — на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в трехдневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;

б) — в) утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 № 194;

г) признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;

д) смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;

ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда;

з) изменения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, — на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни;

и) прекращения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, кочевого и (или) полукочевого образа жизни — на основании заявления гражданина в письменной форме;

к) выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, — на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

Автоматического снятия с постоянного регистрационного учета при прекращении опеки (попечительства) до достижения ребенком 18 лет не предусмотрено. Напротив, в соответствии с п. 136 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. Приказом ФМС РФ от 11.09.2012 № 288, снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только по письменному согласию соответствующего органа опеки и попечительства на изменение места пребывания или места жительства ребенка.

По достижении подопечным ребенком 18 лет может возникнуть своеобразный замкнутый круг: на учет для предоставления отдельного жилья ребенка не принимают, потому что у него есть право пользования жильем опекуна (в силу постоянной регистрации); а в выселении и снятии ребенка с учета по месту жительства у опекуна суд отказывает, потому что подопечный ребенок отдельного жилья пока не получил. Тогда опекуну или приемному родителю остается рассчитывать только на добровольное выселение бывшего подопечного (после достижения им 18 лет) и его самостоятельное заявление о прекращении постоянной регистрации.

Это интересно:  Срок действия банковской гарантии по 44 ФЗ

В законодательстве некоторых субъектов РФ можно найти способы разрешения этой коллизии. Например, в г. Москве п. 6 ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» говорится, что проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях (например, у опекуна или приемного родителя, где они зарегистрированы постоянно), признается невозможным, в частности, если в этом жилье на законных основаниях проживают лица, не являющиеся членами семьи этих детей-сирот (например, те же опекуны и приемные родители), либо общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Москве (18 кв.м. на человека). Однако, практика применения этих положений пока не выработана, предсказать реальный подход московских властей трудно.

Семейное право России

Права детей, находящихся под опекой (попечительством)

Перечень прав детей, находящихся под опекой (попечительством), дан в ст. 148 СК и включает в себя права как личного, неимущественного, так и имущественного характера. Подопечные дети имеют все те права, которыми СК наделяет несовершеннолетних детей.

Поэтому в ст. 148 СК лишь конкретизируются положения гл. 11 СК о правах несовершеннолетних детей в связи с установлением над ними опеки (попечительства). В то же время специальное законодательное выделение прав детей, находящихся под опекой (попечительством), должно служить дополнительной гарантией соблюдения их законных прав и интересов.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:

  1. воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание;
  2. обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;
  3. причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
  4. сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
  5. защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя);
  6. обладание правами, предусмотренными ст. 55 и 57 СК (т.е. правом на общение с родителями и другими родственниками, правом выражать свое мнение).

Рассмотрим подробнее перечисленные права детей, находящихся под опекой (попечительством).

Право ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу с его стороны и совместное с ним проживание основано на закрепленном в СК праве ребенка жить и воспитываться семье и соответствует положениям гражданского законодательства о месте жительства несовершеннолетних детей, находящихся под опекой или попечительством.

В частности, п. 2 ст. 20 ГК предусматривает, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей — опекунов, а п. 2 ст. 36 ГК обязывает опекунов и попечителей несовершеннолетних проживать совместно со своими подопечными.

Лишь в ряде случаев, когда опекун (попечитель) не имеет возможности в силу уважительных причин (болезнь, длительная командировка, необходимость ухода за больным родственником и т.п.) лично воспитывать ребенка, он имеет право на временное помещение подопечного ребенка в соответствующее воспитательное учреждение.

Не вызывает сомнений, что предусмотренные законом цели опеки или попечительства могут быть достигнуты, как правило, при совместном проживании ребенка с его опекуном (попечителем), т.е. в условиях их постоянного общения и контакта. В этой связи регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может осуществляться по месту их временного пребывания в семье опекуна (попечителя) (п. 2 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Причем последующее их снятие с регистрационного учета по месту пребывания возможно только с разрешения органа опеки и попечительства. Законом допускается раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, но только с разрешения органа опеки и попечительства и при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Право несовершеннолетнего подопечного на заботу со стороны опекуна (попечителя) совпадает с правом детей на заботу со стороны родителей и предполагает необходимость удовлетворения его жизненно важных потребностей (питание, уход, одежда, медицинская помощь, книги, игрушки, учебники и т.п.),

С совместным проживанием с опекуном (попечителем) в немалой степени связана и реализация права ребенка на обеспечение ему условий для содержания, воспитания, образования, а также физического, психического, духовного и нравственного развития. Естественно, что задачи воспитания ребенка не могут быть достигнуты опекуном (попечителем) без неукоснительного соблюдения принципа уважения его человеческого достоинства, исключающего пренебрежительное, жестокое и грубое обращение с детьми.

Предусмотренное ст. 148 СК право подопечного ребенка на обеспечение ему условий для содержания подкрепляется установленной ГК обязанностью опекунов (попечителей) заботиться о содержании своих подопечных. Для исполнения этой обязанности опекун (попечитель) вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства производить необходимые для содержания несовершеннолетнего подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода.

Распоряжаясь предназначенными для несовершеннолетнего подопечного ребенка средствами, опекун (попечитель) обеспечивает ему необходимые условия для содержания. В свою очередь, государство устанавливает и гарантирует конкретные формы материального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, и тем самым создает необходимые условия для их содержания.

К источникам средств существования несовершеннолетних подопечных относятся:

  1. ежемесячные денежные средства, выплачиваемые государством на содержание опекаемых детей. Причем в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями) на детей, находящихся под опекой (попечительством), распространены нормы материального обеспечения и льготы, установленные законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных учреждениях;
  2. ежемесячные пособия, выплачиваемые в Российской Федерации гражданам, имеющим детей, согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в тех случаях, когда оснований для выплаты ежемесячных денежных средств на подопечного нет;
  3. доходы от управления имуществом несовершеннолетних подопечных (проценты по вкладам в банках, дивиденды по акциям и т.п.);
  4. алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты, причитающиеся в соответствии с действующим законодательством детям, находящимся под опекой (попечительством).

Факт нахождения детей под опекой (попечительством) не освобождает их родителей от обязанности содержать детей. При этом алименты на детей взыскиваются с родителей в общем порядке в соответствии со ст. 81—83 СК и выплачиваются опекуну или попечителю.

Законом о трудовых пенсиях в Российской Федерации предусмотрено, что на детей, находящихся под опекой (попечительством), могут назначаться трудовая пенсия по случаю потери кормильца или социальная пенсия в связи со смертью кормильца.

Государственные пособия полагаются детям в связи со смертью их родителей в случаях, установленных законодательством. Так, пособия выплачиваются детям погибших при исполнении служебных обязанностей: военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы; спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований; сотрудников милиции; сотрудников налоговой полиции; должностных лиц таможенного органа РФ; прокуроров и следователей; судей; судебных приставов; военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы; лиц, погибших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом, не входящих в круг их служебных обязанностей, а также иных категорий граждан в установленных законом случаях.

Пенсии и пособия, причитающиеся подопечным, получают согласно п. 2 ст. 60 СК их опекуны (попечители), как законные представители.

На детей, находящихся под опекой или попечительством, должны выплачиваться и иные государственные пособия, полагающиеся гражданам, имеющим детей. В этой связи опекун имеет право на единовременное пособие при рождении ребенка и на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за принятым под опеку ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Для назначения и выплаты указанных пособий опекуном вместе с соответствующим заявлением представляется выписка из решения органа местного самоуправления об установлении над ребенком опеки. Кроме того, опекун или попечитель вправе получать ежемесячное пособие на каждого взятого под опеку (попечительство) и проживающего совместно с ним ребенка до достижения им шестнадцати лет, а на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но не позднее, чем до достижения им восемнадцати лет.

Причем данное пособие назначается и выплачивается независимо от получения на подопечного ребенка пенсии по случаю потери кормильца, социальной пенсии, алиментов, других социальных выплат. Исключением являются только денежные средства, специально выплачиваемые на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Ежемесячное пособие на ребенка опекуну (попечителю) не назначается, а выплата ранее назначенного пособия приостанавливается, если опекуны (попечители) получают денежные средства на содержание подопечного. Заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка подается по месту службы опекуна (попечителя) или в органы социальной защиты населения по месту жительства опекуна (попечителя), с которым проживает ребенок. К заявлению обязательно прилагается выписка из решения органа местного самоуправления об установлении над ребенком опеки (попечительства).

Право ребенка, оставшегося без попечения родителей, на обеспечение ему условий для получения образования основано на требованиях ст. 28 Конвенции о правах ребенка, ст. 43 Конституции РФ и ст. 19 Закона об образовании об обязательности, бесплатности и общедоступности основного общего образования для каждого ребенка.

Содержание этого права конкретизируется федеральным законодательством и другими нормативными правовыми актами РФ. В частности, п. 40 Типового положения об учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. № 650, установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное обучение в государственных и муниципальных учреждениях начального профессионального образования на основе полного государственного обеспечения.

В качестве дополнительной гарантии реализации права детей, утративших попечение родителей, на получение образования введено правило, в соответствии с которым решение об их исключении из общеобразовательных учреждений может приниматься только с согласия органов опеки и попечительства.

Опекун (попечитель) должен обеспечить осуществление несовершеннолетним права на получение основного общего образования, соблюдая при этом требования п. 1 ст. 150 СК об обязательном учете мнения ребенка при выборе образовательного учреждения и формы обучения ребенка.

Отдельно в ст. 148 СК выделено право ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением. Собственником жилого помещения (квартира, часть квартиры, жилой дом) ребенок мог стать на основании наследования его по закону или по завещанию, приватизации, получения в дар, купли-продажи.

Норма СК о сохранении за детьми, находящимися под опекой (попечительством), права собственности на принадлежащее им жилое помещение базируется на положениях гражданского и жилищного законодательства (ст. 209, 288 ГК, ст. 3 Закона о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации). Передача под опеку (попечительство) несовершеннолетнего ребенка не влечет за собой прекращение права собственности на принадлежащее ему имущество, в том числе и на жилое помещение.

Граждане — собственники жилых помещений владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению, в том числе вправе продавать, дарить, сдавать в аренду эти помещения, а также совершать с ними иные сделки, не противоречащие законодательству. Однако несовершеннолетний подопечный ребенок не вправе самостоятельно распоряжаться жилым помещением. Необходимо предварительное разрешение органа опеки и попечительства на совершение сделок в отношении жилых помещений, собственниками которых являются дети, оставшиеся без попечения родителей.

Это интересно:  Как составить бухгалтерский баланс

Требование законодательства о необходимости предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем права (п. 4 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Жилое помещение, занимаемое гражданами по договору социального найма, сохраняется за детьми в течение всего времени их пребывания у опекунов (попечителей), если в жилом помещении, из которого они выбыли, остались проживать другие члены семьи (п. 3 ст. 60 ЖК).

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители) или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста четырнадцати лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста четырнадцати лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Финансирование расходов на оформление договора передачи в собственность жилого помещения, в котором проживают исключительно несовершеннолетние, осуществляется за счет средств местных бюджетов (п. 3 ст. 60 ЖК; п. 5 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации).

В ситуации, когда дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеют закрепленного жилого помещения, они имеют право по окончании пребывания в соответствующем воспитательном учреждении, у опекунов или попечителей получить его в соответствии с п. 2 ст. 37 ЖК вне очереди. Закон о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уточняя это правило, устанавливает, что органы исполнительной власти по месту жительства обязаны предоставить таким детям жилое помещение, равноценное ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В целях обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих бюджетов и других не запрещенных законом источников (п. 6 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Не исключены случаи, когда дети лишаются в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий не только жилья, но и родителей. Тогда в интересах детей, находящихся под опекой (попечительством), государственные жилищные сертификаты на приобретение жилья могут быть выданы их опекунам, попечителям.

Одним из важных прав ребенка, находящегося под опекой (попечительством), является его право на защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя), то есть, по сути, ст. 148 СК повторяет положения п. 2 ст. 56 СК, предусматривающего право каждого ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). Защита прав и законных интересов ребенка в таких случаях осуществляется органом опеки и попечительства или судом.

В суд ребенок вправе самостоятельно обратиться после достижения возраста четырнадцати лет. Основанием для принятия органом опеки и попечительства необходимых мер по защите прав и законных интересов подопечного ребенка может быть как заявление (обращение) самого ребенка о фактах злоупотребления со стороны опекуна или попечителя (жестокое обращение с ребенком, расходование средств, выплачиваемых на содержание ребенка, на личные нужды), так и сведения об этом, полученные из иных источников (в том числе сообщений должностных лиц и граждан). При подтверждении фактов злоупотребления со стороны опекуна (попечителя) последний может быть отстранен от исполнения этих обязанностей органом опеки и попечительства.

В соответствии с п. 2 ст. 148 СК ребенок, находящийся под опекой (попечительством), имеет право на общение с родителями, если они не лишены родительских прав, и другими родственниками. Опекуны (попечители) обязаны обеспечить подопечным детям возможность осуществления этого права. Если родители ограничены в родительских правах, то опекун (попечитель) может разрешить ребенку с ними общаться при условии, что такое общение не противоречит интересам ребенка.

Подопечный ребенок также вправе выражать свое мнение при решении опекуном (попечителем) любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Причем учет мнения подопечного ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

А в некоторых случаях (изменение имени и (или) фамилии ребенка; восстановление родителей в родительских правах; усыновление; передача в приемную семью) органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия подопечного ребенка, если он достиг возраста десяти лет.

Федеральным законодательством и другими нормативными правовыми актами РФ для детей, находящихся под опекой (попечительством), предусмотрен ряд льгот (преимуществ). Так, они в первоочередном порядке принимаются в дошкольные образовательные учреждения. Такая же льгота предусмотрена для них при приеме в школу-интернат и в кадетскую школу.

На детей, находящихся под опекой (попечительством), полностью распространяются также льготы, установленные законодательством для детей-сирот и детей, без попечения родителей, в том числе:

а) бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета (п. 1 ст. 7 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, без попечения родителей);

б) предоставление бесплатных путевок в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения (при наличии медицинских показаний), бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников (п. 2 ст. 7 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

в) гарантированное право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса (п. 7 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

г) обеспечение обучающихся в образовательных учреждениях всех типов и видов администрацией данных учреждений бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы (п. 10 ст. 6 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

д) выплата (с 1 января 1998 г.) обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (помимо полного государственного обеспечения), стипендии, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплата 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики (п. 5 ст. 6 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

е) выплата (с 1 января 1998 г.) обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов (п. 6 ст. 6 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Таков примерный перечень прав и льгот, предоставленных федеральным законодательством детям, находящимся под опекой (попечительством). Законами субъектов РФ положения федерального законодательства о правах детей, утративших родительское попечение и находящихся под опекой (попечительством), могут быть дополнены.

Принцип регистрации опекуна по месту жительства опекаемого

Установленные нормы действующего законодательства максимально подробно описывают, как должна оформляться регистрация в различных ситуациях.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

В связи с этим, если проводится регистрация опекуна по месту жительства опекаемого, ему стоит ознакомиться с тем, как проводится данная процедура в 2019 году.

Необходимость по закону

В соответствии с нормами, указанными в Законе №159-ФЗ, изданным 21 декабря 1996 года, подопечные дети должны в обязательном порядке регистрироваться на территории жилых помещений, которые не являются их основным местом проживания, если данное жилье занято семьей опекуна или приемной семьей.

Данная процедура проводится на основании документов, которые подтверждают факт установления опеки указанным лицом. Другими словами, подопечный ребенок должен в обязательном порядке прописываться по адресу проживания своего опекуна до того момента, пока не достигнет совершеннолетнего возраста.

Даже регистрация подопечного несовершеннолетнего ребенка не предусматривает необходимость получения какого-либо согласия со стороны владельца предоставленной недвижимости или же каких-либо других лиц, имеющих право собственности на данное жилье.

Порядок прописки

В соответствии с правилами, установленными действующим законодательством, опекун может зарегистрироваться в той квартире, которая на данный момент занимается опекаемым им ребенком. При этом перед тем, как подавать соответствующее заявление о регистрации в паспортный стол, лучше всего опекуну как можно тщательнее изучить условия, прописанные в составленном соглашении об опеке, и в частности, прочитать пункт, устанавливающий правила и условия, на которых осуществляется проживание и использование указанной недвижимости.

В заявлении нужно в обязательном порядке четко указать причины, на основании которых человек хочет получить прописку по адресу проживания опекаемого, а помимо этого, в этом же документе должна быть изложена просьба о выдаче разрешения на оформление прописки в муниципальной недвижимости, занимаемой лицом, находящимся под опекой.

После того, как будет получен соответствующий ответ от уполномоченных сотрудников органа опеки, опекуну нужно будет подать обращение в местный муниципальный орган для того, чтобы государственные служащие дали свое разрешение на оформление прописки на территории муниципальной недвижимости, а также заручиться письменным согласием на проведение данной операции от каждого гражданина, имеющего регистрацию в указанном жилье на данный момент.

После сбора полного пакета всей необходимой документации уже может подаваться соответствующее обращение в паспортный стол с целью оформления регистрации по месту проживания опекаемого ребенка.

Помимо всего прочего, опекун не должен забывать о том, что органы опеки довольно пристально следят за тем, насколько соблюдаются права опекаемого ребенка, в связи с чем при обнаружении каких-либо нарушений недобросовестного гражданина могут просто отстранить от взятых на себя обязанностей, что приводит, соответственно, к последующему снятию с регистрационного учета.

Читайте также, какие документы менять при смене регистрации места жительства.

Это интересно:  Становление инклюзивного образования за рубежом

Временная и постоянная регистрация опекуна по месту жительства опекаемого

До того, как ребенок достигнет совершеннолетнего возраста, его опекуну может быть предоставлена регистрацию по месту его проживания. При этом стоит отметить тот факт, что в данном случае предусматривается упрощенный порядок прекращения прописки, который, в первую очередь, отвечает интересам замещающих родителей. При этом стоит отметить тот факт, что оформление постоянной регистрации для опекунов на сегодняшний день не предусматривается.

Ключевая проблема с оформлением постоянной регистрации по месту проживания заключается в том, что в соответствии с пунктом 31 Правил оформления прописки или снятия с регистрационного учета, установленных Постановлением Правительства №713, человек может сниматься с регистрационного учета только в том случае, если признается безвестно отсутствующим, меняет своего место проживания, признается умершим или самостоятельно выселяется из занимаемого жилья.

Таким образом, автоматическое снятие с постоянной регистрации опекуна после достижения ребенком совершеннолетнего возраста не предусмотрено, в связи с чем он может проживать по указанному адресу неограниченное количество времени.

Часто задаваемые вопросы

Что такое усыновление? На сегодняшний день данная форма воспитания детей-сирот является наиболее оптимальной, так как в процессе усыновления ребенка между ним и опекуном возникают точно такие же правовые отношения, которые формируются после рождения ребенка между ним и родителями. Усыновление осуществляется после подачи соответствующего заявления в суд заинтересованными лицами.
Как стать опекуном? Опека или попечительство устанавливается над теми детьми, которые остались без родителей с целью их воспитания, содержания и предоставления образования. В данном случае в качестве опекунов являются лица, назначенные руководством органа местного самоуправления, причем обязанности будут исполняться абсолютно безвозмездно. Какие-либо правоотношения между опекунами и детьми полностью прекращаются после того, как подопечный достигнет совершеннолетнего возраста.
Как формируется приемная семья? Формирование приемной семьи осуществляется на основании соглашения о передаче ребенка на воспитание в определенную семью. Данное соглашение заключается между приемными родителями и органами опеки.

Где получить справку о регистрации по форме 8 — мы расскажем далее.

Бланк справки о месте регистрации вы можете найти в этой статье.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
    • Регионы — 8 (800) 333-88-93

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 113-16-21
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 660-51-54
    • Регионы — 8 (800) 551-91-02

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

При регистрации по месту жительства подопечных детей к опекунам и попечителям согласие органа опеки и попечительства не требуется

Такое разъяснение дано начальником Главного управления по вопросам миграции МВД России.

В последнее время имеют место многочисленные обращения от опекунов и попечителей — жителей города Москвы, которым сотрудники территориальных подразделений Главного управления по вопросам миграции МВД России отказывают в регистрации по месту жительства их подопечных, опека (попечительство) над которыми установлена в других субъектах Российской Федерации, в жилые помещения в городе Москве, находящиеся в собственности опекунов (попечителей) в которых они зарегистрированы по месту жительства и проживают совместно с подопечными.

Необходимость регистрации подопечных по месту жительства в городе Москвы вызвана тем, что дополнительные гарантии и льготы для подопечных в городе Москве предоставляются при условии наличия у них регистрации по месту жительства в городе Москве. Это касается предоставления социальных и медицинских услуг, реабилитационных услуг и средств реабилитации для подопечных, имеющих проблемы со здоровьем, дополнительного образования, бесплатного проезда городским общественным транспортом, заключения в отношении этих подопечных договоров о приемной семье.

Отказы в регистрации подопечных в жилых помещениях, находящихся в собственности опекунов (попечителей), должностные лица территориальных подразделений Главного управления по вопросам миграции МВД России мотивируют необходимостью предоставить согласие органов опеки и попечительства на регистрацию по месту жительства подопечных в жилые помещения их законных представителей.

Между тем, в Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 (далее — Правила регистрации), отсутствует требование о предоставлении согласия органа опеки и попечительства на регистрацию по месту жительства несовершеннолетних подопечных в жилые помещения, находящиеся в собственности их опекунов (попечителей).

Согласно пункту 28 Правил регистрации, регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами), осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства, документов, удостоверяющих личность законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.

Приказом Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 г. № 288 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее — Административный регламент).

Положения Административного регламента не могут противоречить Правилам регистрации, как правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и устанавливать ограничения и условия регистрации (в том числе для несовершеннолетних подопечных в жилые помещения их опекунов (попечителей), не предусмотренные Правилами регистрации.

Административный регламент, также как и Правила регистрации, не предусматривает требование о предоставлении согласия органа опеки и попечительства на регистрацию по месту жительства несовершеннолетних подопечных в жилые помещения, находящиеся в собственности их опекунов (попечителей).

Административный регламент (в отличие от Правил регистрации) предусматривает предоставление согласия органа опеки и попечительства лишь при снятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания. Это согласие предоставляется на изменение места пребывания или места жительства ребенка (пункт 136).

Пункт 136 Административного регламента логично рассматривать в системном единстве с пунктом 135, который позволяет гражданам, выбывающим к новому месту жительства, перед выездом сняться с регистрационного учета по прежнему месту жительства.

В связи с создавшейся ситуацией, Председатель Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Российской Федерации Г.П. Хованская обратилась за разъяснениями к начальнику Главного управления по вопросам миграции МВД России О.Е.Кирилловой и Министру юстиции Российской Федерации А.В.Коновалову с вопросом о том, являются ли обоснованными требования сотрудников территориальных подразделений Главного управления по вопросам миграции МВД России при регистрации по месту жительства несовершеннолетних подопечных в жилые помещения, находящихся в собственности их опекунов (попечителей), предоставлять письменное согласие на такую регистрацию соответствующего органа опеки и попечительства (письмо размещено на нашем сайте в разделе «Законодательство» — «Федеральное законодательство» — «Письма и рекомендации федеральных ведомств» )

Установленный Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 (далее – Правила), перечень документов, необходимых для регистрации, в том числе, лиц, находящихся под опекой, не может быть расширен, так как это приведет к разрешительному характеру регистрации.

Таким образом, нормы Правил и Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288 (далее – Административный регламент) не содержат требований предъявления письменного согласия соответствующего органа опеки и попечительства при регистрации по месту жительства указанной категории граждан.

Кроме того, при переработке Административного регламента, его пункт 136, предусматривающий представление письменного согласия соответствующего органа опеки и попечительства на изменение места пребывания или места жительства ребенка при снятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания, исключен.

Соответствующие разъяснения направлены в ГУ МВД России по г. Москве».

В письме заместителя Министра юстиции Российской Федерации Д.В.Новака от 28 февраля 2018 г. № 08/27472-ДН (размещено на нашем сайте, в том же разделе), в частности указано:

«Статьей 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» закреплен перечень полномочий органов опеки и попечительства.

При этом ни указанным перечнем, ни иными федеральными законами, а также Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 (далее – Правила), не установлено полномочие органов опеки и попечительства по выдаче письменного согласия на регистрацию по месту жительства подопечных в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности опекунам (попечителям) и находящихся в иных субъектах Российской Федерации.

Вместе с тем пунктом 136 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288 (далее – Регламент), снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется в порядке, установленном Регламентом. При этом дополнительно представляется письменное согласие соответствующего органа опеки и попечительства на изменение места пребывания или места жительства ребенка.

Таким образом, полагаем, что Регламентом на опекунов (попечителей) возлагаются дополнительные обременения, связанные с предоставлением государственной услуги по регистрации по месту жительства несовершеннолетних граждан в их жилых помещениях, не предусмотренные федеральным законодательством.

В настоящее время в Минюсте России ведется работа по регистрации приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31.12.2017 № 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», которым признается не подлежащим применению приказ Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 № 288.

В представленном на регистрацию Административном регламенте требование представления согласия органов опеки и попечительства при снятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания не предусмотрено».

Деятельность Центра по информированию о правовых позициях органов исполнительной власти Российской Федерации осуществляется в рамках проекта «Эффективная юридическая помощь, защита прав и гарантия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа», который реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Статья написана по материалам сайтов: isfic.info, 1kvartirka.ru, souchastye.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector