+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Разница между автономным и бюджетным учреждением

Согласно отечественному законодательству, в Российской Федерации в зависимости от типа собственника выделяют три вида учреждений: государственные, частные и муниципальные. В свою очередь как государственные, так и муниципальные организации могут подразделяться на казенные, автономные и бюджетные. Разделение на типы учреждений закреплено в Федеральном законе № 83-ФЗ от 08 мая 2010 года. Данная классификация определяет финансово-хозяйственную самостоятельность учреждения, его права и обязанности в отношении недвижимого и движимого имущества и денежных средств, а также степень независимости от государства. Но чем отличается автономное учреждение от бюджетного?

Содержание

Определение учреждений

Бюджетное учреждение – некоммерческая государственная или муниципальная организация (в зависимости от уровня учредителя), созданная с целью оказания услуг и выполнения работ в различных сферах, начиная с науки и образования и заканчивая физической культурой и спортом. Финансовое обеспечение бюджетной организации осуществляется на основании бюджетной сметы за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Автономное учреждение – некоммерческая организация, учредителем которой может выступать как государство в лице Российской Федерации, так и субъект, муниципальное образование. Основной целью деятельности автономной организации, как и в случае с бюджетным учреждением, является оказание услуг и выполнение работ в различных сферах.

Собственниками имущества двух вышеуказанных типов учреждения, закрепленного за ними на праве оперативного управления, являются Российская Федерация, субъект нашей страны и муниципалитет. Таким образом, основное отличие автономного учреждения от бюджетного заключается в уровне независимости от государства и финансово-хозяйственной самостоятельности.

Сравнение

Согласно российскому законодательству, в автономном учреждении должен обязательно присутствовать такой коллегиальный орган, как наблюдательный совет, который является надзорным органом в отношении руководителя и деятельности организации. У автономной организации не может быть больше одного учредителя.

Что касается финансирования, то бюджетные учреждения получают бюджетные средства от учредителя посредством сметы расходов и доходов, а автономные – за счет субсидий и субвенций. Кроме того, все доходы, полученные бюджетным учреждением, перечисляются на счета учредителя. Но автономная организация самостоятельно распоряжается полученными от финансово-хозяйственной деятельности средствами, и Учредитель не имеет права распоряжаться доходами АО. И что самое главное – автономное учреждение вправе заниматься хозяйственной деятельностью, не противоречащей законодательству РФ.

Каждая бюджетная организация обязана размещать свои денежные средства только на счетах Федерального казначейства. Право размещения средств на депозитах кредитных организаций дано лишь автономным организациям. Причем, как и в случае с депозитами, только автономные учреждения могут совершать сделки с ценными бумагами.

В чем разница между автономным и бюджетным учреждением? Помимо прав, у каждой организации имеются обязанности, по которым отвечают как учредитель, так и сама организация. Учредитель бюджетной организации несет субсидиарную ответственность по всем обязательствам при недостаточности финансирования бюджетного учреждения. В свою очередь учредитель автономного учреждения не несет ответственности за долги автономной организации.

Казенное и бюджетное учреждение в чем разница

Данные организации могут работать в сфере образования, здравоохранения, занятости, физической культуры и спорта, социальной защиты и других сферах, предусмотренных законодательством.

Задачи и функции учреждений утверждаются уполномоченными органами власти, которые наделяют правами и обязанностями организацию. Функции и цели закреплены в учредительной документации.

Бюджетное учреждение имеет полномочия в рамках закона выполнять определенные работы и услуги за фиксированную плату, установленную уполномоченным органом. Работы и услуги должны находиться в рамках деятельности, которая является основной для данной организации. Бюджетная организация имеет имущество, которое использует для реализации своих целей, получает его в оперативное управление.

Распоряжаться ценным имуществом организация не имеет права, это находится в полномочиях учредителя данной организации. Крупные сделки также совершаются только при согласии учредителя.

Особенности финансового обеспечения – осуществляется в виде субсидирования из определенного бюджета всей бюджетной системы государства. Для осуществления финансовых операций создаются счета.

Понятие казенного учреждения, его финансовое обеспечение, имущество, права, обязательство

Казенным называют учреждение, которое является государственным (муниципальным) и формируется для оказания услуг, осуществления работ, с целью реализации задач и полномочий органов государственной власти. Данная организация не имеет права распоряжаться имуществом, которое находится в пользовании для реализации поставленных функций. Все операции с имуществом совершаются на основании согласия собственника.

Согласно учредительной документации, учреждение данного типа может заниматься деятельностью, которая приносит доход. Но не имеет права брать кредиты или покупать ценные бумаги.

Финансирование казенной организации – на основании бюджетной сметы из бюджета государства.

Казенное и бюджетное учреждение разница

Одним из этапов бюджетной реформы является реализация положений принятого 8 мая 2010 г. Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ), который задает новые правовые и экономические условия работы государственных и муниципальных учреждений.

В соответствии с гражданским законодательством учреждение может быть:

— частным (создано гражданским или юридическим лицом); — государственным или муниципальным (создано соответственно РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием).

В свою очередь, государственные и муниципальные учреждения делятся на автономные, бюджетные, а с 01.01.2011 еще и на казенные. В общем порядке бюджетные учреждения отличаются от казенных тем, что доходы, приносящие от осуществляющей ими деятельности будут использовать по своему усмотрению, не перечисляя их в доход бюджета.

Отличия в основных направлениях деятельности заключаются в том, что казенное учреждение оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции, в то время, как бюджетное выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления.

Способ финансирования казенного учреждения — за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, бюджетного — на основе финансирования государственного или муниципального задания.

Следует отметить субсидиарную ответственность учредителя в казенном учреждении, в бюджетной субсидиарной ответственности нет.

Казенное учреждение и бюджетное учреждение в чем разница

Из их кратких характеристик видно, чем казенное учреждение отличается от бюджетного или автономного:

  • Казенное учреждение – минимальный объем прав, все имущество принадлежит учредителю, содержание строго по утвержденной учредителем смете, полный контроль деятельности, все доходы от платных услуг идут в бюджет.
  • Бюджетное учреждение – больший объем прав, учредитель не несет ответственности за результаты финансовой деятельности (долги), часть имущества в собственности учредителя, часть – учреждения, деньгами от предпринимательской деятельности распоряжается учреждение, функционирует за счет субсидий на содержание имущества и на выполнение установленного задания.
  • Автономное учреждение – обладает наибольшим объемом прав, особенно в части платных услуг. Есть наблюдательный совет, несущий некоторый распорядительно-рекомендательный функционал. В остальных позициях сходно с бюджетным.

Изначально определенные организационно-правовые формы не статичны: может приниматься решение, например, о переводе казенного учреждения в бюджетное, а потом при необходимости обратно.

Финансовое обеспечение учреждений

Если все учреждения до реформы являлись участниками бюджетного процесса, то новый закон в их качестве оставил только казенные учреждения, к которым по своей сути были отнесены и органы власти всех уровней.
Отличия казенных, бюджетных и автономных учреждений ярче всего проявились именно в схеме финансирования их деятельности.

  1. Для казенного учреждения учредитель (главный распорядитель бюджетных средств) доводит лимиты бюджетных обязательств, на основании которых составляется и утверждается учредителем бюджетная смета. Смета передается в казначейство, и все расходование средств осуществляется исключительно в ее пределах в разрезе утвержденных статей. Если возникает необходимость в перераспределении сметы, то это делается только с согласия учредителя и ограниченное количество раз в квартал.

Казенное и бюджетное учреждение в чем разница

В рамках государственной программы, вне зависимости от того бюджетное это учреждение или дошкольное их финансирование осуществляется из госбюджета. Другими словами гарантируется бесплатное образование как в школах, так и в дошкольных учебных учреждениях.

Особенности бюджетного учреждения

Бюджетные учреждения, это школы и детские садики имеют определенную финансовую самостоятельность, благодаря чему они могут:

  • использовать в программе обучения свои, но согласованные, образовательные программы;
  • направлять полученные средства на повышение зарплаты педагогам;
  • направлять вырученные средства на покупку современного учебного оборудования.

В бюджетных школах и садиках отсутствует принцип централизованной бухгалтерии, финансовая деятельность ориентируется на бухгалтерию школы или детского сада. Преимущества очевидны: все финансовые вопросы решаются в оперативном порядке, налицо большая прозрачность деятельности, связанной с финансовыми вопросами.

Казенные образовательные учреждение финансируются напрямую из бюджета, здесь отсутствует всякая самостоятельность.

Средства и учебные программы спускаются сверху. Во многих регионах РФ сегодня есть понимание того, что необходимо переходить от формы казенных учреждений к бюджетным формам. Некоторые руководители школ и дошкольный учреждений просто переводят школы и дошкольные учреждения в статус бюджетных, при этом вовсе необязательно в одночасье предлагать платные услуги или изменять программу.

Казенное и бюджетное учреждение в чем разница ндс

Но! В случае возникновения у учреждения какой-либо кредиторской задолженности (что в рамках общего контроля и при тенденции ужесточения наказаний за нарушения бюджетного законодательство маловероятно), субсидиарную ответственность несет учредитель.

    Для бюджетной организации учредитель (главный распорядитель бюджетных средств) утверждает перечень услуг, устанавливает финансовые нормативы на их выполнение и доводит задание на услуги в натуральных единицах. Исходя из доведенного задания и нормативов рассчитывается объем денежной субсидии на его выполнение. Деньги должны перечисляться на счет учреждения ежемесячно.

Если по каким-то причинам задание не выполнено, то объем субсидии уменьшается без учета того, есть у учреждения нужда в средствах или нет. В случае перевыполнения без согласия учредителя излишне выполненные объемы задания могут быть не оплачены. По своим обязательствам учреждение несет обязанность само.

Полученные средства используются в соответствии с составленным и утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности. Перераспределением средств внутри плана занимается само учреждение.

  • Для автономного учреждения действует тот же принцип, что и для бюджетного, но оно гораздо свободнее в плане закупок.
  • Имущество учреждений

    Сравнительная характеристика казенного и бюджетного учреждения также позволяет выявить ряд любопытных моментов. Так, за казенным формированием все имущество закрепляется исключительно на праве оперативного управления.

    Для бюджетного же учреждения учредитель устанавливает список особо ценного имущества. Делается это все в достаточно хитрых целях: поскольку субсидиарной ответственности за долги бюджетного учреждения законодатель не предусмотрел, то возникает серьезный риск утраты всего имущества в рамках судебных взысканий. Для того чтобы не разбазарить казну и введена данная норма: недвижимое и особо ценное имущество отчуждению не подлежит.

    Сторона договора вправе потребовать от Бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.

    На основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода Бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

    Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство РФ либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права Бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. При исполнении сметы доходов и расходов Бюджетное учреждение самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.
    Бюджетное учреждение подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета Бюджетного учреждения, которые ведутся Федеральным казначейством РФ.

    Казенными учреждениями являются государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетный Кодекс РФ).

    Согласно пп. 1 п. 1, п. 10 ст.

    В частности, бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях будет осуществляться в том же, что и для казенных учреждений, порядке.

    Это интересно:  Стоимость пенсионного балла в 2019 году для начисления пенсии

    Следующий организационно-правовой тип — автономные учреждения. В Законе об автономных учреждениях приведено следующее определение: автономное учреждение (АУ) — это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием (которые выступают его учредителем) для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

    Помимо Закона об автономных учреждениях вопросы правового и финансового характера их функционирования изложены в следующих законодательных актах:

    — БК РФ, которым установлено, что в бюджетах бюджетной системы РФ могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (п. 1 ст. 78.1 БК РФ);

    — НК РФ: при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль в доходную часть не включаются субсидии автономным учреждениям (подп. 14 п. 1 ст.

    Рассмотрим основную характеристику и отличия бюджетных и казенных учреждений.

    Особенности казенных структур

    Казенное учреждение – это госорган, который предоставляет государственные и муниципальные услуги.

    Данный тип организаций изначально может быть создан и действовать в любых сферах, но имеет ограниченные права в рамках процессов, что приносят выручку, которые возможны только в случае их предварительного согласования в конкретной документации.

    • Осуществление приносящей доход деятельности должно быть предусмотрено в учредительном документе.
    • Стоимость услуги или порядок ее расчета утверждаются учредителем.
    • Все расчеты производятся через лицевой счет в казначействе.
    • Средства на осуществление приносящей доход деятельности выделяет главный распорядитель в виде лимитов бюджетных обязательств.
    • Выручка полностью отправляется в доход бюджета.

    Для бюджетных и автономных учреждений все платные виды деятельности также должны быть внесены в учредительные документы. Это могут быть как основные услуги сверх субсидируемого планового задания, так и дополнительные. К дополнительным относится требование ст.298 ГК РФ о том, что они должны соответствовать целям, для которых создано учреждение.

    Услуги по ксерокопированию требуют минимальных финансовых вложений, поэтому организовать их может любое учреждение…

    — Из статьи журнала Учет в учреждении: Платные услуги по ксерокопированию: калькуляция, оформление, учет

    Налоговый учет и отчетность

    Для казенных, бюджетных и автономных учреждений есть единые требования в отношении определенных налогов и сборов:

    • НДФЛ – выступают налоговыми агентами для наемных работников.
    • Страховые взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование – платят по установленным ставкам.
    • Транспортный налог и налог на имущество – платят по установленным ставкам. Налоги относятся к категории региональных.

    Так, например, уставы всех государственных музеев напрямую утверждаются Правительством РФ.

    Организационное построение государственной системы медицинских учреждений регулируется Минздравсоцразвития России путем утверждения соответствующей номенклатуры учреждений и правил их лицензирования. В соответствии с номенклатурой все учреждения сгруппированы в три крупных блока:

    — государственной санитарно-эпидемиологической службы;

    В свою очередь, в каждую из перечисленных групп включаются учреждения определенных типов и видов, что свидетельствует о широко разветвленной структуре медицинских учреждений, название которых отражает специфику выполняемых ими функций. Например, к учреждениям охраны материнства и детства отнесены дома ребенка и родильные дома; диспансерами называются учреждения, специализирующиеся на отдельных видах заболеваний или видах деятельности (кожно-венерологические, наркологические и т.п.).

    Ко второму типу государственных и муниципальных учреждений относятся бюджетные учреждения.
    К ним относятся некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответствующих органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

    Во многом признаки, права и обязанности бюджетных учреждений до 1 июля 2012 г. будут схожи с признаками, правами и обязанностями казенных учреждений.

    На уровне субъектов РФ могут быть предоставлены льготы для определенных категорий организаций.

    • Земельный налог – местный, возможны льготы от муниципалитета.
    • НДС – выплачивается только со средств, полученных от предпринимательской деятельности, на общих основаниях ст.21 НК РФ. Могут быть освобождены отдельные виды деятельности, например, медицинские услуги. Если выручка за 3 месяца менее 2 млн. руб. можно получить освобождение по ст.145 НК РФ.
    • ЕНВД – применяется только по отношению к определенным видам деятельности, утвержденным муниципальной властью.

    Выбрать его можно добровольно, тогда НДС и налог на прибыль не платятся. Если численность работников более 100 человек, перейти на этот вид налога нельзя.

    Если сравнивать налог на прибыль казенного учреждения и бюджетного учреждения, главное, в чем различие, что у первого освобождаются от обложения все услуги, а у второго – только выполненные за счет субсидий. Бюджетные и автономные организации платят налог на прибыль от приносящей доход деятельности.

    Казенные могут заплатить только в случае получения внереализационных доходов, например, при продаже основного средства.

    Казенные учреждения в отличие от бюджетных и автономных не платят госпошлину на основании ст.333.35 НК РФ. Упрощенная система налогообложения запрещена для казенных и бюджетных учреждений на основании 346.12 НК РФ. Об автономных ничего не сказано, значит, применение возможно, если соблюдены условия в отношении дохода и численности работников.

    Государственное учреждение и муниципальное учреждение

    Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы, основная деятельность, финансовое обеспечение.

    Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы

    Государственное учреждение – это организация некоммерческого типа, которая формируется собственником целью реализации разнообразных задач некоммерческого характера, для всеобщего блага и развития граждан. Задачи могут быть управленческими, культурными, образовательными или иными некоммерческого характера. Источниками финансирования является собственник – частично или полностью.

    Муниципальные учреждения выполняют аналогичные функции и задачи, но формируются государственными муниципальными образованиями.

    Сформировать такое учреждение может:

    • Юридическое лицо;
    • Физическое лицо;
    • Российская Федерация либо ее субъект;
    • Муниципальное образование.

    Государственные и муниципальные организации делятся на типы:

    Деятельность автономного учреждения имеет отличия от первых двух типов и свои особенности. Такое образование отвечает по обязательствам всем имуществом, которое закреплено за ним, кроме недвижимого имущества. Деятельность бюджетных и казенных организаций направлена на реализацию целей, поставленных при создании данных структур.

    Основная деятельность бюджетного и казенного учреждений

    Казенные и бюджетные учреждения создаются с определенной целью – она является основой их деятельности на протяжении всего периода функционирования. Полный спектр видов деятельности, которую могут осуществлять данные организации, изложен в учредительной документации организации, составленной на этапе формирования учреждений.

    Особенность государственных учреждений – финансирование осуществляется собственником. Согласно закону, государственные учреждения являются некоммерческими структурами, которые действуют для достижения целей, направленных на удовлетворение всеобщего блага граждан.

    Некоммерческие государственные организации создаются для реализации задач в сфере:

    • Науки;
    • Спорта;
    • Образования;
    • Культуры;
    • Социальной защиты;
    • Занятости населения;
    • В других сферах.

    Цели и задачи, учредительную документацию государственного учреждения утверждает уполномоченный орган, который и дает организации старт для реализации деятельности, направленной на выполнение определенных функций.

    В рамках своего существования, учреждение может оказывать услуги, выполнять работы за фиксированную плату – эти полномочия утверждаются уполномоченным органом. Все виды услуг должны касаться деятельности, которую выполняет организация, согласно учредительной документации.

    Государственный орган получает в оперативное управление определенное имущество, которое используется для реализации планов данной организации и способствует выполнению функций, изложенных в учредительной документации.

    Понятие бюджетного учреждения, его имущество, финансовое обеспечение, приносящая доход деятельность

    Бюджетным учреждением называется организация некоммерческого типа, которая создается государством или его субъектами для реализации определенных целей, направленных на удовлетворения общественного блага, некоммерческих потребностей населения. Данные организации могут работать в сфере образования, здравоохранения, занятости, физической культуры и спорта, социальной защиты и других сферах, предусмотренных законодательством.

    Задачи и функции учреждений утверждаются уполномоченными органами власти, которые наделяют правами и обязанностями организацию. Функции и цели закреплены в учредительной документации.

    Бюджетное учреждение имеет полномочия в рамках закона выполнять определенные работы и услуги за фиксированную плату, установленную уполномоченным органом. Работы и услуги должны находиться в рамках деятельности, которая является основной для данной организации. Бюджетная организация имеет имущество, которое использует для реализации своих целей, получает его в оперативное управление.

    Распоряжаться ценным имуществом организация не имеет права, это находится в полномочиях учредителя данной организации. Крупные сделки также совершаются только при согласии учредителя.

    Особенности финансового обеспечения – осуществляется в виде субсидирования из определенного бюджета всей бюджетной системы государства. Для осуществления финансовых операций создаются счета.

    Понятие казенного учреждения, его финансовое обеспечение, имущество, права, обязательство

    Казенным называют учреждение, которое является государственным (муниципальным) и формируется для оказания услуг, осуществления работ, с целью реализации задач и полномочий органов государственной власти. Данная организация не имеет права распоряжаться имуществом, которое находится в пользовании для реализации поставленных функций. Все операции с имуществом совершаются на основании согласия собственника.

    Согласно учредительной документации, учреждение данного типа может заниматься деятельностью, которая приносит доход. Но не имеет права брать кредиты или покупать ценные бумаги.

    Финансирование казенной организации – на основании бюджетной сметы из бюджета государства. Субсидирование и бюджетное кредитование не предоставляются. Обязательства, по которым отвечает казенный орган, изложены и закреплены в положениях законов и нормативных актов Российской Федерации.

    Отличие бюджетного учреждения от казенного

    Отличия между данными организациями состоят в особенностях их правового положения, правах и обязанностях, возложенных на данные организации по закону.

    Казенная организация, в отличие от бюджетной, не имеет никаких прав распоряжаться имуществом, переданным ей для выполнения функций, без согласия учредителя.

    Понятие, правовое положение и деятельность автономного учреждения

    Автономное учреждение – организация некоммерческого типа, которая создается для реализации работ и услуг для реализации полномочий органов государственной власти.

    Формируются эти органы муниципальными образованиями, Российской Федерацией или ее субъектами. Сферы деятельности: наука и образование, культура, спорт, занятость, здравоохранение и другие сферы, предусмотренные законом.

    Учреждается из существовавшего государственного учреждения или создается в виде нового образования. Имущество, которое служит базой для формирования автономного учреждения, находится в федеральной собственности. Имущество автономного учреждения передается ему правительством для реализации поставленных целей.

    Основной документ – Устав, который утверждает учредитель.

    В документе фиксируются такие особенности деятельности:

    • Наименование.
    • Место регистрации.
    • Цели деятельности.
    • Предмет деятельности.
    • Перечень видов работ, которые находятся в полномочиях автономного образования.
    • Филиалы и представительства.
    • Компетенция и полномочия.
    • Структура организации.

    Вопросы, которые могут быть изложены в Уставе, касаются полномочий органов данной организации, структуры и особенностей видов деятельности. Также может быть изложено имущество автономного учреждения, используемое для реализации, поставленных в Уставе, целей.

    Анатолий Борисович Вифлеемский

    Анатолий Борисович Вифлеемский,

    действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор экономических наук, г. Нижний Новгород

    Закон об автономных учреждениях изменялся неоднократно, практическая реализация положений федерального законодательства во многих регионах приводит к привычному российскому результату — когда «хотели, как лучше, но получилось, как всегда». Поэтому ответ на вопрос, какой тип учреждения лучше для школы, не так прост, как кажется.

    Три типа государственных (муниципальных) учреждений

    В результате реализации Феде­рального закона от 8 мая 2010 г.

    № 83-Ф3 «О внесении измене­ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации в свя­зи с совершенствованием правового положения государственных (муни­ципальных) учреждений» в России теперь три типа государственных (муниципальных) учреждений.

    Привычное бюджетное учреждение в рамках нового правового регули­рования типов учреждений превра­тилось в казённое учреждение.

    Казённое учреждение определяется как государственное (муниципальное) учреж­дение, оказывающее государственные, (муниципальные) услуги, выполняющее работы и (или) исполняющее государст­венные (муниципальные) функции для ре­ализации предусмотренных законодатель­ством России полномочий органов госу­дарственной власти (государственных ор­ганов) или органов местного самоуправле­ния, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

    Казённое учреждение имеет смету такую же, как до этого имело бюджетное уч­реждение. Любые средства, полученные казёнными учреждениями от приносящей дохо­ды деятельности (которую они могут осуще­ствлять только в случаях, предусмотренных их учредительными документами), поступают в соответствующий бюджет бюджетной систе­мы России. Их могут и не вернуть из бюдже­та, что в ряде регионов уже давно делается, например, по средствам, получаемым от арен­ды помещений, находящихся в оперативном управлении школ.

    В целом ничего нового в регулировании казён­ных учреждений нет, это привычные «старые» бюджетные учреждения, у которых финансово­хозяйственная самостоятельность возможна лишь на словах.

    Бюджетное учреждение определяется теперь как некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях реализации предусмотренных законодательством полномо­чий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, обра­зования, здравоохранения, культуры, социаль­ной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

    Это определение дословно совпадает с опреде­лением автономного учреждения, но автоном­ное можно создавать не во всех сферах, а только в случаях, предусмотренных законом.

    Таким образом, «новое» бюджетное учрежде­ние — это «недоделанное» автономное учреж­дение, искусственно придуманная организаци­онно-правовая форма для того, чтобы с мини­мальным шумом провести кардинальную бюд­жетную реформу — снять ответственность го­сударства за такие учреждения, при этом мало что предложив им взамен. В отличие от авто­номных бюджетные учреждения практически не получают существенной финансово-хозяйст­венной самостоятельности, но также лишаются субсидиарной ответственности со стороны го­сударства (муниципалитета).

    В результате при недостаточности средств на уплату каких-либо долгов (включая долги по оплате дорожающих коммунальных услуг) мо­жет быть обращено взыскание на имущество бюджетного учреждения (за исключени­ем недвижимого имущества и имущест­ва, отнесённого к категории особо цен­ного движимого). Поэтому в ряде реги­онов к особо ценному имуществу стали относить почти всё имущество, имеюще­еся у учреждения (некоторые туда включали даже имущество, которое в связи с полной амортизацией учитыва­лось за балансом). Впрочем отнесение имущества к «особо ценному движимо­му» осуществляется так же, как и для автономных учреждений (с разницей в регионах в незначительных нюансах).

    Финансово-хозяйственная самостоятель­ность бюджетных учреждений по-преж­нему ограничена, так как важнейшие во­просы всё также необходимо согласовы­вать с учредителем. Этим бюджетное учреждение формально отличается от автономного, где часть полномочий уч­редителя передаётся наблюдательному совету, который, например, даёт заклю­чение о плане финансово-хозяйственной деятельности, тогда как у бюджетного учреждения его утверждает учредитель. Впрочем, теоретически учредитель бюд­жетного учреждения может передать полномочия по утверждению плана фи­нансово-хозяйственной деятельности школы её директору. Но нам такие слу­чаи не известны.

    В то же время на практике чаще всего наблюдательный совет автономного уч­реждения играет роль «прокладки» между учредителем и руководителем школы: все решения по-прежнему при­нимает учредитель, все документы так­же утверждает учредитель, а роль чле­нов наблюдательного совета сводится к оформлению необходимых бумаг, хотя основные бумаги — государственные (муниципальные) задания и планы фи­нансово-хозяйственной деятельности (ФХД) оформляются как для бюджет­ных, так и для автономных учреждений и требования к ним таковы, что в ряде регионов планы ФХД — это перелицо­ванные сметы доходов и расходов.

    Государственные (муниципальные) задания при этом — многостраничные документы, для оформления которых требуется прило­жить значительные усилия, однако никакой роли в деятельности школы они не играют. Как и раньше, ключевое значение имеют план приёма и сетевые показатели (контин­гент школы). При этом перевыполнение по­казателей, как и прежде, обычно не влечёт за собой никакого увеличения финансирова­ния, точно также как и недовыполнение пла­на не влечёт обязательного сокращения объё­мов финансового обеспечения государствен­ного (муниципального) учреждения.

    Школа, как бюджетное или автономное уч­реждение, должна вести в соответствии с го­сударственными (муниципальными) задания­ми деятельность, связанную с оказанием ус­луг, относящихся к её основным видам дея­тельности. При этом и бюджетное, и авто­номное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципально­го) задания, каким бы недостаточным ни ка­залось его финансовое обеспечение.

    Финансовое обеспечение выполнения госу­дарственного (муниципального) задания бюд­жетным или автономным учреждением осу­ществляется в виде субсидий из соответству­ющего бюджета бюджетной системы Россий­ской Федерации. Для муниципальных школ это бюджет соответствующего муниципально­го образования, для государственных (школы в Москве и Санкт-Петербурге) — бюджет субъекта РФ.

    Законом № 83-ФЗ было определено, что школа как бюджетное учреждение осуществля­ет операции с поступающими ему в соответст­вии с законодательством средствами через ли­цевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финан­совом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном зако­нодательством Российской Федерации.

    Финансирование бюджетных учреждений должно осуществляться также, как и авто­номных — субсидиями на выполнение го­сударственного (муниципального) задания. При этом в подавляющем числе регионов все бюджетные средства будут использо­ваться и бюджетными, и автономными уч­реждениями через счета в органах казна­чейства. Субсидии на практике выделяют­ся с подразделением на различные коды и подкоды бюджетной классификации, ко­торые по-прежнему определяет Минфин России. Однако нередко для автономных учреждений при выделении субсидий ис­пользуются более укрупнённые коды.

    Преимущества АУ над БУ

    В книге, посвящённой новому правовому положению государственных (муниципаль­ных) учреждений [1] , мы писали о преиму­ществах АУ над БУ, однако после этого в действующем законодательстве произо­шли существенные изменения.

    На страницах журнала «Народное обра­зование» мы уже писали о грядущем «со­вершенствовании» автономных учрежде­ний, и оно было произведено Федераль­ным законом от 18.07.2011 № 239-Ф3 «О внесении изменений в отдельные за­конодательные акты Российской Федера­ции в связи с совершенствованием право­вого положения автономных учреждений», значительно сблизившим автономные и бюджетные учреждения, нивелировав одно из существенных отличий — воз­можность использовать собственный рас­чётный счёт в банке. Тогда же был при­нят Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», значительно осложнивший исполь­зование второго преимущества.

    Поэтому стоит повнимательнее посмотреть, со­хранились ли преимущества автономных учреж­дений над бюджетными. Теоретически все пре­имущества сохранились, но теперь их реализация в большей мере зависит от позиции учредителя школы. В то же время авторитетные директора школ — автономных учреждений могут и наста­ивать на реализации своих прав, предоставлен­ных Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

    Итак, первое преимущество. Автономные уч­реждения по-прежнему могут открывать счета в кредитных организациях. Согласно действую­щей редакции части 3 статьи 2 Федерального закона № 174-ФЗ у них есть возможность иметь как расчётный счёт в банке, так и лице­вой счёт в органах казначейства. Для того, чтобы открыть счёт в банке, руководителю на­до заручиться одобрением Наблюдательного совета. Также АУ вправе размещать средства на депозитах и совершать сделки с ценными бумагами. Это открывает широкие возможности для работы с благотворителями — если, конеч но, найдутся желающие дать столько денег, чтобы школа затем могла что-то существенное покупать на проценты от их размещения.

    Более реальна возможность накапливать на счёте в банке средства на крупные приобрете­ния (дорогостоящее оборудование и т.п.).

    И конечно, при ведении производственной дея­тельности школе значительно удобнее работать с банком, чем с органами казначейства.

    Второе принципиальное преимущество за­ключается в том, что на автономные учрежде­ния по-прежнему не распространяются поло­жения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на по­ставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, ус­луг отдельными видами юридических лиц» ав­тономным учреждениям предписано принимать собственные положения о закупках (о чём пойдёт речь ниже), а при их отсутствии вы­полнять требования Федерального закона № 94-ФЗ. И если не вмешается учредитель и не станет заставлять заключать договора со специализированными организациями (которые осуществляют закупки для нужд муниципали­тета), то автономным учреждениям, дей­ствуя на основании своих положений о закупках, очень удобно приобретать необходимые им товары, работы, услуги.

    Бюджетные учреждения не являются более получателями бюджетных средств, (в отличие от автономных учреждений), на них по-прежнему распространяются положения, установленные законодатель­ством о размещении заказов на постав­ки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муници­пальных нужд. Бюджетные учреждения обязаны также вести реестры закупок, осуществлённых без заключения догово­ров (контрактов), в порядке, установ­ленном бюджетным законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств.

    Поэтому для школ, особенно занимаю­щихся производственной деятельностью, возможность осуществлять закупки без выполнения всё более жёстких требований Федерального закона № 94-ФЗ — весьма важное преимущество формы «автономное учреждение».

    И ещё об одном преимуществе. Для не­больших школ (численностью работников менее 100 человек) весьма интересным может оказаться такое преимущество ав­тономных учреждений, как возможность применять упрощённую систему налогооб­ложения (УСН). Хотя снижение налого­обложения при использовании УСН сего­дня и не столь велико, как прежде, всё же можно на законных основаниях «оп­тимизировать» налогообложение. Однако здесь надо очень внимательно просчиты­вать возможности оптимизации исходя из конкретных условий деятельности школы.

    План финансово-хозяйственной деятельности

    Бюджетному и автономному учрежде­нию необходимо составлять план финан­сово-хозяйственной деятельности.

    При этом план ФХД является одним из до­кументов, открытый доступ к которым дол­жен быть обеспечен школой.

    С 1 января 2012 г. вступил в силу приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81н, утверждающий Требования к плану финан­сово-хозяйственной деятельности государст­венного (муниципального) учреждения.

    На основании этого приказа орган, осуще­ствляющий функции и полномочия учреди­теля, вправе утвердить единую форму плана для государственного (муниципального) бю­джетного учреждения. При этом согласно пункту 16 Требований учредитель может утвердить как единую форму плана ФХД для бюджетных и автономных учреждений, так и две отдельные формы для каждого вида учреждений.

    Согласно пункту 10 Требований при форми­ровании плановых показателей поступлений школа должна отразить, в частности:

    • субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
    • целевые субсидии;
    • поступления от оказания школой услуг (выполнения работ), относящихся в соответ­ствии с уставом к её основным видам дея­тельности, которые для физических и юриди­ческих лиц предоставляются на платной ос­нове, а также поступления от иной принося­щей доход деятельности.

    В то же время на практике организация ра­боты с планом будет основываться на опыте работы с бюджетной сметой «старого» бюд­жетного учреждения.

    Структура Плана финансово-хозяйственной деятельности следующая:

    Основа плана финансово-хозяйственной деятельности — планируемые финансовые показатели, отражаемые в рублях с точно­стью до двух знаков после запятой. Учи­тывая, что данные указываются в тысячах рублей, два знака после запятой означают не копейки, а десятки и сотни рублей.

    1. Основная (содержательная) часть. Этот раздел плана включает текстовую (описательную) и табличную (поясняю­щую) части. В текстовой (описательной) части указываются:
    • цели деятельности в соответствии с фе­деральными законами, другими норматив­ными правовыми (муниципальными) акта­ми и уставом школы;
    • виды деятельности, относящиеся к ос­новным в соответствии с уставом школы;
    • перечень услуг (работ), относящихся

    в соответствии с уставом к основным ви­дам деятельности, которые для физичес­ких и юридических лиц предоставляются за плату;

    • общая балансовая стоимость недвижи­мого государственного (муниципального) имущества на дату составления плана

    (с учётом стоимости имущества, закреп­лённого собственником имущества за шко­лой на праве оперативного управления; приобретённого школой за счёт выделен­ных собственником имущества школы средств; приобретённого школой за счёт доходов, полученных от иной приносящей доход деятельности);

    • общая балансовая стоимость движимого государственного (муниципального) иму­щества на дату составления плана, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества;
    • иная информация по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

    В табличной части плана указываются показатели финансового состояния школы (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю от­чётную дату, предшествующую дате со­ставления плана), плановые показатели по поступлениям и выплатам школы.

    Поступления в плане финансово-хозяйственной деятельности должны детализироваться по субсидиям на выполнение задания учредителя, доходов от оказания платных услуг и других поступлений. При этом доходная часть плат­ной услуги формируется на основании цены на неё, утверждённой учредителем. Обратим вни­мание на то, что если платная услуга облагает­ся НДС, её стоимость определяется с учётом этого налога. Уплата НДС и налога на при­быль возможна только за счёт средств, посту­пивших от покупателей. Поэтому сумма этих налогов должна быть запланирована в поступ­лениях со знаком «минус» (собственно говоря, также как и при составлении сметы).

    Эти поступления отражаются школой на осно­вании информации, предоставленной учредите­лем на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год. Плановые пока­затели по поступлениям указываются по видам работ (услуг).

    Таблица «Показатели поступления и выбытия по выплатам учреждения» представляет собой своего рода кассовый план школы. В таблице указываются:

    • планируемые остатки денежных средств на лицевых счетах в казначействе или на расчёт­ных счетах в кредитных организациях на нача­ло года;
    • суммы поступлений по их видам (субсидии, бюджетные инвестиции, поступления средств на выплату публичных обязательств физичес­ким лицам и т.п.);
    • поступления от оказания школой услуг (вы­полнения работ) в рамках приносящей доход деятельности;
    • поступления от реализации ценных бумаг;
    • планируемые остатки денежных средств на лицевых счетах в казначействе или на расчёт­ных счетах в кредитных организациях на ко­нец года.

    Плановые показатели по выплатам должны формироваться школой с учётом выплат, ука­занных в плане, с детализацией до уровня групп и статей классификации операций секто­ра государственного управления бюджетной классификации РФ, а по группе «Поступление нефинансовых активов» — с указанием кода группы классификации операций сектора госу­дарственного управления.

    Объёмы поступлений от оказания шко­лой услуг (выполнения работ), относя­щихся в соответствии с её уставом к ос­новным видам деятельности и предостав­ляемых физическим и юридическим ли­цам на платной основе, планируются в соответствии с порядком определения платы, установленным учредителем на основании совместного Приказа Минфи­на России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 № 137н/527 «О Мето­дических рекомендациях по расчёту нор­мативных затрат на оказание федераль­ными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества феде­ральных государственных учреждений».

    В расходной части приводятся только статьи и подстатьи расходов, по кото­рым бюджетное учреждение предусмат­ривает затраты. Коды операций сектора государственного управления (КОСГУ) устанавливаются в соответствии с При­казом Минфина России от 28.12.2010 № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной клас­сификации Российской Федерации».

    Содержательная часть документа должна включать раздел о порядке утверждения плана финансово-хозяйственной деятельно­сти, который предусматривает процедуру его утверждения и уточнения показателей.

    После утверждения в установленном по­рядке федерального закона о федераль­ном бюджете на очередной финансовый год и плановый период план при необ­ходимости уточняется школой и направ­ляется на утверждение учредителю.

    Соответствующие показатели плана (свя­занные с принятием закона о федераль­ном бюджете) уточняются школой не позднее одного месяца после официаль­ного опубликования этого закона. Пока­затели плана, связанные с выполнением государственного задания, и показатели по приносящей доход деятельности уточ­няются учредителем.

    После уточнения показателей составляется новый план. Его показатели не должны вступать в противоречие по кассовым опера­циям по выплатам, проведённым до внесения изменений в план, т.е. правка в той части, которая исполнена, не допускается.

    Изменения вносятся при наличии у школы соответствующих обоснований и расчётов ве­личины изменённых показателей (уменьше­ние (—), увеличение (+) в соответствии с установленным школе государственным за­данием.

    Несмотря на подробное изложение различ­ных показателей в плане, бюджетное учреж­дение формально самостоятельно определяет направление расходования средств, за исклю­чением целевых субсидий, и представляет свои предложения учредителю, автономное же учреждение получает заключение от на­блюдательного совета.

    1. Заключительная (оформляющая) часть плана должна содержать подписи должност­ных лиц, ответственных за сведения, вклю­чённые в план: руководителя школы (упол­номоченного им лица), руководителя финан­сово-экономической службы школы (или иного уполномоченного руководителем лица), исполнителя документа.

    План государственного (муниципального) ав­тономного учреждения (План с учётом изме­нений) утверждается руководителем автоном­ного учреждения на основании заключения наблюдательного совета автономного учреж­дения. Проект плана ФХД подлежит рас­смотрению и согласованию членами наблюда­тельного совета автономного учреждения. Копия заключения наблюдательного совета по итогам рассмотрения плана ФХД направ­ляется учредителю. На наблюдательном со­вете также по представлению руководителя автономного учреждения рассматривается от­чёт о его выполнении.

    План государственного (муниципального) бюджетного учреждения (План с учётом из­менений) утверждается органом, осуще­ствляющим функции и полномочия учре­дителя. В то же время учредитель вправе в установленном им порядке предоставить право утверждать План (План с учётом изменений) руководителю государственно­го (муниципального) бюджетного учреж­дения. Однако сомнительно, что это бу­дет широко использоваться в практике де­ятельности муниципальных образователь­ных учреждений (на федеральном уровне такие решения в отношении федеральных государственных бюджетных образова­тельных учреждений более чем вероятны, учитывая, что руководителям таких уч­реждений ранее предоставлялось право утверждать сметы).

    Поскольку план ФХД должен быть ут­верждён перед началом финансового года, его нужно утверждать в ноябре-декабре предыдущего отчётного года. На практике же планы финансово-хозяйственной дея­тельности школы получают не только по­сле новогодних праздников, но и вообще в феврале следующего года. При этом во многих случаях получают от централизо­ванных бухгалтерий уже с распределением средств по статьям расходов, точно так­же, как раньше получали смету.

    Закупки автономного учреждения

    С 1 января 2012 г. вступил в силу (за исключением отдельных положений) Фе­деральный закон от 18.07.2011 № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который предусматривает, что помимо за­казчиков, прямо перечисленных в Феде­ральном законе № 94-ФЗ, при опреде­лённых условиях под действие этого зако­на подпадают и автономные учреждения. При этом если для государственных авто­номных учреждений закон уже вступил в силу, то для муниципальных автоном­ных учреждений он вступит в силу лишь с 1 января 2014 года, если на местном уровне не будет принято решение о более ранней дате начала его применения.

    Для того, чтобы не подпадать под действие Федерального закона № 94-ФЗ, автономные учреждения должны принять наблюдательным советом и разместить на своём (а с 1 июля 2012 г. — на официальном) сайте Положение о закупке.

    Положение о закупке — это документ, кото­рый регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая спо­собы закупки) и условия их применения, поря­док заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением за­купки, положения.

    Кроме того, необходимо разработать и утвер­дить План закупки товаров, работ, услуг (на срок не менее года). Этот план размещается на официальном сайте. Требования к форме, порядку формирования должны быть установ­лены Правительством РФ.

    На официальном сайте также должны разме­щаться извещения о проведении закупки, до­кументация о закупке, проект договора, прото­колы, составляемые во время закупки и иная информация, предусмотренная положением о закупке.

    Предусмотрена и отчётность — не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчётным, автономное учреждение — заказчик на офици­альном сайте размещает сведения:

    • о количестве и об общей стоимости догово­ров, заключённых заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;
    • о количестве и об общей стоимости догово­ров, заключённых заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполни­теля, подрядчика).

    Школа — автономное учреждение вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, если стои­мость закупки не превышает 100 тыс. рублей (хотя у единственного поставщика можно за­купать товары, работы, услуги и более 100 тыс. рублей).

    Положение о закупке уже часто предлагают делать на основе требований Федерального за­кона № 94-ФЗ. Однако это отнюдь не обязательно, более того, это делать нецелесообразно, так как в этом случае будет потеряно важное преимущество организационно-правовой формы «авто­номное учреждение».

    Лучше учесть некоторые положения Федерального закона № 94-ФЗ, но составить положение так, чтобы школе было удобно его применять.

    В соответствии с требованиями закона Положение о закупках должно соответ­ствовать принципам (пункт 1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ):

    • информационной открытости;
    • равноправия, справедливости, отсутст­вия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
    • целевого и экономически эффективно­го расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг

    (с учётом, при необходимости, стоимос­ти жизненного цикла закупаемой про­дукции) и реализации мер, направлен­ных на сокращение издержек заказчика;

    • отсутствия ограничения допуска

    к участию в закупке путём установле­ния неизмеряемых требований к её уча­стникам.

    Закон устанавливает, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки (часть 3 статьи 3 Фе­дерального закона № 223-ФЗ). К та­ковым относится закупка у единственно­го поставщика, причём перечень случаев, когда осуществляется такая закупка, мо­жет быть указан в Положении о закуп­ке более широким, чем предусмотренных для казённых и бюджетных учреждений Федеральным законом № 94-ФЗ.

    Ещё одним способом закупки может быть запрос котировок, причём его рег­ламентация может быть намного мягче, чем предусмотренная в Федеральном законе № 94-ФЗ.

    Возможно, что и Федеральный закон № 223-ФЗ будет «совершенствоваться», т.е. ужесточаться, однако в настоящее время, в отличие от федерального законодательства о закупке товаров, работ и услуг для госу­дарственных и муниципальных нужд, этот закон не требует обязательного применения в отдельных случаях такого способа закупки, как открытый аукцион в электронной форме. Поэтому автономное учреждение (с помо­щью своего наблюдательного совета, который утверждает положение о закупке) может са­мостоятельно решить, будет ли применяться данный способ закупки и как будут приме­няться другие способы закупки.

    Учитывая, что если грамотно написать Поло­жение о закупке, вполне можно действовать согласно ему, не нарушая федерального зако­нодательства, автономные учреждения всё ещё находятся в более привлекательном по­ложении для эффективного ведения хозяйст­венной деятельности.

    Теоретически автономное учреждение даёт больше возможностей, чем бюджетное, одна­ко эти возможности постепенно сводятся «на нет» изменениями федерального законода­тельства. Кроме того, практическая реализа­ция этих возможностей во многом зависит от желания местных властей. Мало кто из ру­ководителей муниципальных образовательных учреждений осмелится ослушаться руководи­теля органа управления образованием, если тот не разрешает открыть собственный рас­чётный счёт в банке.

    Печально также, что в тех регионах, где развивают автономные учреждения и предо­ставляют им более широкие права, уже оче­видны тенденции злоупотребления этими правами. Местная администрация, стремясь уйти из под процедур, предусмотренных Федеральным законом № 94-ФЗ, проводят необходимые им закупки с помощью подве­домственных автономных учреждений. И ав­тономные учреждения уже получают санк­ции от контролирующих органов. Так, на­пример, в городе Кирове городская адми­нистрация выделила своей методической службе, оформленной в виде автономного учреждения, субсидию в размере 6,5 млн рублей на разработку информационного портала для нужд управления образовани­ем. Методическая служба заключила до­говор с неким обществом с ограниченной ответственностью, которому и перекочева­ли деньги.

    Процитирую, как были оценены такие дей­ствия в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 11.11.2011 № 56/03-11:

    «признать в действиях Муниципального образовательного автономного учрежде­ния дополнительного профессионального образования «Центр повышения квали­фикации работников образования г. Ки­рова» факт нарушения:

    2.1. Пункта 2 части 1 статьи 17 Фе­дерального закона «О защите конкурен­ции», выразившегося в создании участ­нику торгов преимущественных условий участия в торгах.

    2.2. Пункта 2 части 1 статьи 15 Фе­дерального закона «О защите конку­ренции», выразившегося в необоснован­ном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующих субъек­тов на рынке разработки программных продуктов путём расходования средств из бюджета г. Кирова на товары, рабо­ты, услуги, необходимые для муници­пальных нужд муниципального образо­вания «Город Киров» и соответствен­но без соблюдения процедур, предусмо­тренных Федеральным законом от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполне­ние работ, оказание услуг для государ­ственных и муниципальных нужд», что ограничивает права хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, на участие в торгах,

    а также обжалование результатов торгов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки това­ров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

    2.3. Части 3 статьи 15 Федерального зако­на «О защите конкуренции», выразившегося в совмещении функций хозяйствующего субъекта и функций органа местного само­управления при расходовании средств из бю­джета г. Кирова на товары, работы, услуги, необходимые для выполнения муниципальных нужд муниципального образования «Город Киров».

    Таким образом, приходится констатировать, что в результате сегодня сложилась весьма неожиданная для реформаторов ситуация: наи­большие возможности теоретически есть у ав­тономных учреждений, но практическая их ре­ализация зависит в большей степени от жела­ния местных властей, чем от инициативы ру­ководителей учреждений. При этом риски функционирования в режиме автономных уч­реждений растут, в том числе и риски привле­чения их к преступной деятельности чиновни­ками (ведь незаконный уход от выполнения требований Федерального закона № 94-ФЗ правомерно рассматривается в качестве право­нарушения).

    А наиболее спокойная и прогнозируемая жизнь — у казённых учреждений, оставшихся под законной опекой государства. Учитывая, что всё меньше инициативных руководителей остаётся в системе образования, для многих из них функционирование в статусе казённого уч­реждения наиболее выгодно. В то же время «по умолчанию» школы остались бюджетными (со старым названием, но новым организаци­онно-экономическим механизмом), и таких школ большинство. За ширмой «нового меха­низма» на самом деле скрывается привычный диктат чиновников, смета доходов и расходов (пусть и с новым названием). И неэффектив­ным чиновникам объективно выгодно существование большинства школ имен­но в таком качестве. Ключевое измене­ние: формально ответственность с госу­дарства за такие учреждения снята, что и требовалось реформаторам.

    Такое двуликое бюджетное учреждение мы считаем самой нерациональной фор­мой из существующих для государствен­ных и муниципальных учреждений. Од­нако, к сожалению, именно за ней — будущее, именно таких учреждений бу­дет большинство и вся модернизация образования неизбежно утонет в этом лицемерном «бюджетном» болоте.

    До тех пор, пока не начнётся новый этап «оптимизации», в рамках которого эти учреждения начнут ликвидировать под разными благовидными и не очень предлогами.

    В 2009 году мы давали ответ на во­прос: «Какую форму лучше выбрать школе?».

    Ответ был таков:

    «Если школа хочет развиваться, что не­возможно в существующих условиях без привлечения внебюджетных средств, ес­ли школа работает в режиме «школа-хо­зяйство», то единственный выход для школы — перейти в автономное учреж­дение. Как бы страшно это ни казалось.

    Если же школа не имеет внебюджетных доходов, не зарабатывает денег (по крайней мере легально), то такой школе лучше всего выбрать тип «казённое уч­реждение» (если, конечно, это разрешат местные власти)».

    Несмотря на изменения в действующем законодательстве ответ не изменился.

    [1] Вифлеемский А.Б. Закон о монетизации бюджетной сферы: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствова> нием правового положения государственных (муници­пальных) учреждений / М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011 (Серия «Библиотека юриста»).

    Журнал «Народное образование» 5/2012 г.

    Статья написана по материалам сайтов: nordconsulting.ru, advokat-malov.ru, xn--e1aaibaicee3abxecia6ipck.xn--p1ai.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector