+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Путевой лист строительной машины (форма ЭСМ-2)

Путевой лист ЭСМ-2 это первичный документ для учета работы строительной машины и водителя. Как и другие путевые листы имеет лицевую и оборотную стороны, а также обязательные для заполнения реквизиты. Так как, строительные машины могут выполнять работу не только в процессе передвижения, но и при стоянке, в путевом листе ЭСМ-2 есть возможность указать время работы на объекте. Форма ЭСМ-2 одна из самых универсальных. Она может быть использована для учета работы строительных машин, оборудованных спидометром или счетчиком моточасов.

Как правило путевой лист ЭСМ-2 применяют для учета работы:

  • Автокрана
  • Автогрейдера
  • Бульдозера
  • Трактора
  • Трубоукладчика
  • Экскаватора

В документе указывают реквизиты организации выдавшей путевой лист, остатки топлива, заправки, пробег, заказчика, задание водителю, время и другие реквизиты.

Что вы знаете о самоходных машинах?

Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 6

Наравне с транспортными средствами, предназначенными для перевозки пассажиров и грузов, автопредприятия в своей деятельности используют самоходные машины. Они используются в уборке и благоустройстве территории, погрузочно-разгрузочных работах, буксировании транспортных средств, а также в других делах. Что отличает самоходные машины от специальных и специализированных ТС? Каковы нюансы регистрации и уплаты транспортного налога с этой техники? Как вести бухгалтерский учет? Нужен ли путевой лист и как нормировать ГСМ? Расскажем в статье.

Что относится к самоходным машинам?

Ответ на этот вопрос есть в Правилах допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) (далее — Правила допуска). Под самоходными машинами понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. см или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт. Исключение сделано в отношении предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства.

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 N 796.

Возникает резонный вопрос: какова разница между самоходными машинами и специализированными или специальными транспортными средствами? Различие в первую очередь в том, что самоходные машины больше предназначены не для передвижения, а для выполнения определенных работ. Поэтому они регистрируются в органах Гостехнадзора. Транспортные же средства, даже специальные и специализированные, в той или иной мере используются для перевозки грузов и пассажиров на различные расстояния, поэтому относятся к регистрируемым в ГИБДД. Есть и другие, технические отличия (например, в мощности, которая у самоходных машин зачастую ниже, чем у ТС), но для финансового работника они не столь значимы, как разница в регистрации, непосредственно влияющая на налоговые обязательства компании.

Как уплачивается транспортный налог?

Объектом обложения транспортным налогом признаны автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке согласно законодательству РФ. Соответствующие сведения о транспортных средствах представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы Гостехнадзора) занимаются регистрацией тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Обязательным условием для регистрации самоходных машин в органах Гостехнадзора и допуска их к эксплуатации являются паспорта самоходных машин и других видов техники (ПСМ). Такой документ выдается на тракторы, самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, а также прицепы и полуприцепы к ним, подлежащие регистрации в органах Гостехнадзора. Об этом сказано в п. 1.3 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники .

Утверждено Госстандартом 26.06.1995, Минсельхозпродом 28.06.1995.

Самоходные машины, используемые в деятельности организации, подлежат государственной регистрации в органах государственного технического надзора и поэтому признаются объектами обложения транспортным налогом. Уклонение владельца от совершения действий по государственной регистрации самоходных машин не освобождает его от уплаты налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 N 14341/11).

К транспортным средствам, зарегистрированным в органах Гостехнадзора с выдачей ПСМ, применяется налоговая ставка, установленная для отдельной категории «другие самоходные транспортные средства» (Письмо ФНС России от 15.02.2012 N БС-4-11/2450@). Базовая ставка для упомянутой категории объектов, пожалуй, самая низкая (за исключением маломощных мотоциклов) и установлена на уровне легковых и грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. (2,5 руб. за каждую лошадиную силу). Региональные власти могут повысить ставки, но все равно маловероятно, что налог с самоходных машин будет выше, чем с транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД и более интенсивно эксплуатируемых на дорогах общего пользования.

Это интересно:  Проведение независимой технической экспертизы

Что нужно знать об управлении самоходной техникой?

На управление транспортными средствами, зарегистрированными в органах ГИБДД, нужны права соответствующей категории. Очевидно, что для управления самоходной техникой тоже нужны документы, но какие? Обратимся к Правилам допуска. В них сказано, что право на управление машинами подтверждается одним из следующих документов:

  • удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) ;
  • временное разрешение на право управления самоходными машинами ;
  • временное удостоверение на право управления самоходными машинами.

Бланк удостоверения есть в Приложении 4 к Инструкции о порядке применения Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утв. Приказом Минсельхозпрода России от 29.11.1999 N 807.
Форма разрешения есть в Приложении 5 к вышеназванной Инструкции.

Подпадают ли самоходные машины под спецрежимы?

Что нужно знать об аренде самоходной техники?

Аренда любой техники — одно из направлений получения доходов. Выделяют аренду ТС с экипажем и без экипажа, в отношении самоходных машин рассмотрим наиболее простой вариант — аренду без предоставления услуг по управлению и эксплуатации. Но предположим, что договор аренды заключен с иностранным партнером. Кому, как и в чей бюджет в таком случае платить налоги с получаемых от аренды доходов?

Каким образом нормировать расход ГСМ?

Данный вопрос заслуживает особого внимания. Дело в том, что действующие Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, касаются именно автотранспорта, а не самоходных машин. В частности, если обратиться к содержанию минтрансовского документа, то в нем есть нормы расхода на легковые авто, автобусы, грузовые автомобили, медицинские автотранспортные средства, автомобили-эвакуаторы, а также на отдельную группу специальных и специализированных автомобилей. В списке нет самоходных машин. Есть Единые нормы выработки и расхода топлива на механизированные полевые работы в сельском хозяйстве , но по понятным причинам они вряд ли подойдут транспортному предприятию, в автопарке которого имеются самоходные машины.

Утверждены Минсельхозом СССР 03.11.1981.

В такой ситуации бухгалтер вправе следовать инструкции по эксплуатации (технической документации завода-изготовителя), в которой обычно указывается средний расход топлива и смазочных материалов. На основе этих данных бухгалтер вправе разработать нормы с учетом фактических условий работы самоходных машин. Помните, что при расчете норм списания топлива нужно учитывать его расходование не только на передвижение самоходной машины, но и на работу установленного на нем оборудования. Таким образом, в расчете списания топлива будут две условные составляющие: «транспортная» и «нагрузочная». Как будет выглядеть расчет?

Пример. Снегоочистительная самоходная машина выполнила задание по очистке территории автохозяйства. В процессе передвижения без нагрузки самоходная машина расходует 20 л/100 км, при работе с нагрузкой (при уборке территории) расход увеличивается до 30 л/100 км. Пройденное машиной расстояние составило 5 км, из них под нагрузкой она работала только 2 км. Иные показатели работы в целях упрощения опустим.

Произведем простейший расчет расхода топлива (без поправочных коэффициентов на погодные условия, срок службы техники и т.д.). По выполненному заданию расход будет равен 1,2 л (20 л/100 км x 3 км + 30 л/100 км x 2 км). Если фактически топлива использовано больше, следует выявить причину перерасхода. Она может быть объективной — если что-то не учтено в расчете. Если же перерасход допущен по вине водителя самоходной техники или иного лица, то им и отвечать, если руководитель не примет иное решение. А что, если по факту топлива израсходовано меньше, чем по расчету? Тогда в бухгалтерском учете отражаются фактические показатели, а усредненный расчет для следующих списаний корректируется.

Но это еще не все. После того как закрыт вопрос списания топлива по количеству, нужно показать в учете его выбытие в стоимостной оценке согласно принятому в организации порядку списания материальных ценностей, включая ГСМ на ТС и самоходные машины.

Как вести учет и считать налоги?

Не секрет, что порядок учета любого актива определяется его квалификацией. Самоходные машины по своему предназначению, стоимости и сроку полезного использования вполне подходят под определение объектов ОС. Какие-либо явные отличия учета самоходной техники от отражения транспортных средств трудно выделить. Из специфики заслуживает внимания процедура регистрации обоих видов объектов повышенной опасности. Практика показывает, что данная процедура в силу различных причин может затянуться. Влияет ли это на порядок бухгалтерского учета и налогообложения? Если обратиться к ПБУ 6/01 «Учет основных средств», то в нем нет такого условия принятия к бухгалтерскому учету объекта ОС, как обязательная регистрация. Поэтому, если самоходная машина введена в эксплуатацию и готова к использованию, нет причин затягивать с отражением ее в составе ОС и последующим начислением амортизации.

Аналогичные выводы в части НДС в пользу налогоплательщика сделаны в Постановлении ФАС ДВО от 19.03.2012 N Ф03-726/2012, в котором инспекторы отказали в налоговом вычете по НДС, ссылаясь на отсутствие документа, свидетельствующего о регистрации гусеничного бульдозера в органе Гостехнадзора. Налогоплательщик и арбитры не согласились с претензиями ревизоров. Возникновение права на применение налоговых вычетов не связано с регистрацией техники и документальным подтверждением этого факта, поскольку права на нее не подлежат обязательной государственной регистрации, в Гостехнадзоре регистрируются сами самоходные машины, что является специальной регистрацией и носит исключительно информационный (учетный) характер. Поэтому налоговый вычет налогоплательщик вправе заявить в общем порядке после оприходования и постановки самоходной техники на учет.

Это интересно:  Какой штраф за езду без страховки грозит от ГИБДД?

А нужен ли путевой лист?

Очевидно, что самоходные машины, находящиеся на балансе организации, необходимо контролировать, в первую очередь — вести строгий учет расходов на их содержание и эксплуатацию. Уставом автомобильного транспорта предусмотрен путевой лист как документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. При этом есть прямое указание: запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. Как видим, в списке нет самоходных машин, поэтому формально на них не обязательно составлять путевой лист. Значит, нужно выписывать иной документ, в котором бы фиксировалась работа самоходной машины и управляющего ей лица. Ведь бухгалтерский учет — это не только статистические отчеты, но и оперативный контроль за совершаемыми хозяйственными операциями. Об этом сказано как в действующем Законе о бухгалтерском учете , так и во вступающем в силу. Раз так, работу самоходных машин, как и пассажирских и грузовых ТС, следует поставить на контроль и учитывать согласно подтверждающим документам.

Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ.
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

Нелишне заметить, что сегодня в части оформления путевых листов бухгалтерам предоставлена определенная свобода действий, которая заключается в том, что им надо помнить только об обязательных реквизитах, предусмотренных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152. Данных реквизитов недостаточно для учета и контроля за работой самоходных машин, но это не такая уж проблема — на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности эксплуатации автомобильного транспорта. То есть бухгалтер вправе расширить перечень сведений, указываемых в самостоятельно разработанном путевом листе. Не обязательно что-то выдумывать, можно воспользоваться «подсказками». Есть готовые унифицированные формы первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте . Из наиболее подходящих к работе самоходных машин можно выделить путевые листы строительной машины (форма ЭСМ-2), специального автомобиля (форма 3 спец.). Из данных форм целесообразно взять на вооружение такие сведения, как время работы навесного и специального оборудования, количество истраченного топлива на его работу, другие данные, характеризующие работу техники, всех ее узлов и агрегатов, а также показатели для расчета заработной платы работника, управляющего техникой. Организация может добавить подобную информацию в самостоятельно разработанную форму путевого листа. Он будет одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, при условии, что в нем есть все обязательные реквизиты, предусмотренные нормами упомянутого Приказа Минтранса России N 152.

Утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.

В завершение добавим, что подготовлен и внесен на рассмотрение Госдумы законопроект , целью которого является обеспечение безопасной утилизации самоходных сельскохозяйственных и лесохозяйственных машин, строительной и дорожной техники, впервые выпускаемых в обращение на территории РФ. Необходимость утилизации такой техники продиктована высокой степенью ее физического (до 70%) и морального (до 90%) износа, поскольку эксплуатация такой техники загрязняет атмосферный воздух, почву, оказывает токсическое воздействие на человека. Предлагается установить механизм уплаты утилизационных сборов за все ввозимые или производимые в Российской Федерации сельскохозяйственные и лесохозяйственные машины, строительную и дорожную технику. Утилизационные сборы будут взиматься с физических и юридических лиц при первичном выпуске в обращение новых и бывших в употреблении указанных видов техники. Доходы от утилизационных сборов зачисляются в федеральный бюджет и служат базой для последующего расходования средств бюджета на компенсацию затрат, возникающих в результате утилизации самоходных машин, строительной и дорожной техники. Соблюдение вводимых требований по безопасной утилизации обеспечивается установлением запрета на регистрацию самоходных сельскохозяйственных и лесохозяйственных машин, строительной и дорожной техники до подтверждения соблюдения этих требований. Таким образом, можно констатировать, что порядок утилизации самоходных машин практически полностью позаимствован из разработанных и уже введенных в действие правил уплаты утилизационных сборов в отношении колесных транспортных средств. В этом есть свои плюсы и минусы, а как будет на самом деле и будет ли законопроект принят, покажет время.

Путевой лист строительной машины — форма ЭСМ-2

stroitelnaya_tehnika.jpg

Похожие публикации

Основанием для выезда транспортного спецсредства к месту выполнения работ и начисления зарплаты водителям, является путевой лист строительной машины (форма ЭСМ-2), содержание которого отражает основную информацию о ТС, его собственнике и лице, им управляющим.

Формы путевки для спецтранспорта

Таким образом, предприятия имеют право использовать в своей работе стандартизированный бланк путевого листа строительной машины ЭСМ-2 (скачать его можно ниже), либо применять созданный на его основе бланк собственного образца. Но при использовании собственной формы следует помнить, что такой бланк:

должен содержать все обязательные для данного документа информационные поля;

должен быть предусмотрен учетной политикой предприятия.

Порядок заполнения путевых листов и их обязательные реквизиты утверждены приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 (ред. от 07.11.2017).

Строительные машины, на работу которых выписывается форма ЭСМ-2

Обычно ЭСМ-2 (путевой лист строительной машины) выписывается диспетчерской службой компании при выпуске на линию специализированных транспортных средств, направляемых на объекты для выполнения работ, соответствующих их назначению и специализации. К числу таких машин относятся:

Это интересно:  Порядок заполнения формы № 6

тракторы с прицепными платформами и без таковых;

прицепные или самоходные автогрейдеры;

трубоукладчики и т.п.

Форма ЭСМ-2: на что следует обратить внимание при заполнении путевки

Путевой лист ЭСМ-2 может быть выдан водителю (машинисту) транспортного средства на один рабочий день или смену, рабочую неделю, календарную декаду.

В стандартизированной форме образец путевого листа строительной машины ЭСМ-2 содержит следующие данные:

на лицевой стороне:

установочные – порядковый номер путевого листа (проставляется вручную, и соответствует порядковому номеру записи о выдаче в «Журнале регистрации путевых листов»), дата выдачи документа, наименование компании, выполняющей заказ,

вид, марка и регистрационные данные транспортного средства,

информация о лице, управляющим транспортным средством – фамилия и инициалы,

технические данные – показания спидометра, отметка о количестве топлива, сведения об исправности машины (сведения о ГСМ расписываются максимально полно – указывается остаток в баке на начало работ (при выезде), количество заправленного в бак топлива, его остаток на момент возвращения ТС),

данные о рабочем задании – сведения о грузе (наименование, количество, класс, и проч.) и пункте его получения, либо объекте, где будут проводиться работы, километраже между пунктом выезда и объектом, количество совершенных поездок;

на оборотной стороне:

информация для расчетов – время начала и окончания работ, количество часов, затраченных на выполнение работ /перевозку груза,

сведения о простоях,

сумма оплаты за выполнение работ, фактический пробег спецсредства в рамках заказа.

Оборотная сторона путевого листа заполняется как исполнителем – в левой части бланка (собственником ТС), так и заказчиком работ – в правой его части.

Информация о простое спецмеханизмов по вине заказчика должна быть им подтверждена личной подписью и штампом.

К обязательной информации, которую должен содержать правильно заполненный путевой лист строительной машины ЭСМ-2, также относятся сведения о проверке транспортного средства механиком перед выездом на линию. О проведении предрейсового техосмотра механик делает отметку в соответствующих графах, заверяя запись собственноручной подписью.

В итоге правильно оформленный путевой лист должен быть заверен подписями:

механика по выпуску;

бухгалтера или нормировщика;

Последующая обработка информации из путевого листа

После сдачи водителем путевого листа по факту окончания работы или выполнения наряд-заказа, информация, внесенная в документ, обрабатывается соответствующими службами:

диспетчерская служба проводит предварительный расчет по использованию ГСМ, фиксирует последние показатели пробега строительной машины, закрывает путевой лист;

техническая служба вносит в «Журнал учета транспортных средств» информацию о факте и времени прибытия строительной машины в парк предприятия, делает отметку об исправности или неисправности машины;

бухгалтерия на основе данных путевого листа рассчитывает стоимость работ, на которых был задействован спецтранспорт и водитель,

проводит списание ГСМ.

Путевой лист строительной машины форма ЭСМ-2 (бланк+образец)

Любая работа транспортного средства в строительстве подлежит обязательному расчету, согласно оформленному бланку путевого листа строительной машины форма эсм 2, который будет представлен чуть ниже. Его также называют путевым листом строительного транспорта. Этот документ обычно используется в определенных учреждениях в виде основного информативного документа для дальнейшего перечисления заработных плат всем сотрудникам компании.

Подобный дорожный лист должен выдаваться всего лишь на один день, а также при выходе на смену. Но тут можно воспользоваться документом на целую декаду, в принципе оформляется практически так же, как и путевой лист транспортного крана. Выписываются листы только в одной форме, и эта процедура осуществляется только диспетчерами или другим сотрудником компании на кого возложена данная процедура. На него же возлагается оформление документов для осуществления выезда и приезда любого строительного транспорта. Большинство компаний дают заполнять все это действие самому механику или машинисту.

Образец заполнения путевого листа строительной машины показывает, что он заполняется для следующих транспортных средств:

б) для бульдозеров;

г) для экскаваторов;

д) для автогрейдеров;

е) для трубоукладчиков и так далее.

Основная форма данного листа оформляется с двух сторон (смотрите образец заполнения ЭСМ-2). Титул больше всего предусматривает поля для написания названия компании, а также контактные данные заказчика. После выписываются марка транспорта и его номера, не следует забывать про инициалы оператора. Немного ниже вписывается название объекта, где непосредственно будет выполняться вся работа, а также время отправления транспорта и его приезда.

Постоянный выезд и исправность машины будет возложена на механика, то есть перед любым отходом технического средства он должен проводить тщательный осмотр на возможные поломки. В отдельной графе вносится общий расход горючего. Немного ниже подсчитывается основной расход по всем данным.

В оборотной стороне имеются две части, один из них предназначен для заполнения самим владельцем транспорта, а другая для заказчика. Здесь же будут отражены все совершенные действия, общая стоимость на проведение услуг и за некоторые устои. Под данной формой есть определенные строки, где также указываются претензии на машиниста (скачать путевой лист формы ЭСМ-2 можно у нас).

Статья написана по материалам сайтов: wiseeconomist.ru, spmag.ru, blanki.biz.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector