+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Психология в здравоохранении

«Несмотря на то, что многими врачами признается важнейшая роль психологии для медицины, формирование профессии медицинского психолога и психологической службы в системе здравоохранения происходит медленно.

Права и реальные роли врача и медицинского психолога в лечебном процессе различны:

Врач ставит диагноз заболевания, назначает лечение, контролирует его эффективность, осуществляет сложные лечебные воздействия (операции и т.д.). Он несет моральную и юридическую ответственность за ошибки в диагностике и лечении. Вследствие этого и терапевтический успех рассматривается пациентами как заслуга врача.

Роль медицинского психолога в лечебном процессе не столь очевидна. Психологи выполняют вспомогательную роль в целостном лечебном процессе, который ведет врач-психиатр. Углубленное психологическое изучение интеллектуальных, эмоциональных, личностных особенностей пациента, страдающего психическим заболеванием, — вот та задача, которую психиатры ставят перед психологами. Результаты психологического обследования оформляются в виде заключения и передаются лечащему врачу, который зачастую просто не знает, что с ними делать.

В последние годы в России активно развивается психологическая служба в системе здравоохранения. В 1990 году в Министерстве здравоохранения рассматривался вопрос о становлении практической медицинской психологии. Тогда в стране насчитывалась лишь 1 тыс. профессиональных медицинских психологов (в США в то время их было около 90 тыс.). Большинство из них работает в психиатрии. Детские учреждения, амбулаторная сеть здравоохранения медицинскими психологами практически не обеспечены. Уже тогда требовалось как минимум 20 тыс. специалистов. Психологи в медицине должны работать во всех клинических и лечебно-профилактических направлениях. Приоритетными сферами работы медицинских психологов были признаны:

1) работа в области охраны материнства и детства;

2) область экстремальной медицины (помощь людям, попавшим в стихийные бедствия, различные катастрофы);

3) службы, связанные с оказанием медицинской помощи в соматических отделениях больниц;

4) работа медицинских психологов в онкологических, психоневрологических диспансерах (Щедрина, 1991, с. 177).

Для развития психологической службы в системе здравоохранения необходимы квалифицированные кадры медицинских психологов. В ряде университетов страны, в некоторых медицинских вузах и институтах усовершенствования врачей существует подготовка медицинских психологов.

Идут дискуссии о том, из кого нужно готовить медицинских психологов: из медиков или из психологов. Психологи, заканчивающие университеты, часто недостаточно готовы к практической работе в клинике.

Медицинские психологи могут работать в больницах, в Центрах здоровья, в санаторно-курортных учреждениях, могут навещать людей на дому. Большинство работает в системе здравоохранения, некоторые могут вести частную практику. Медицинские психологи работают также со здоровыми людьми в центрах психического здоровья или в консультационных кабинетах. Трудность такой работы в том, что у населения нет навыков обращения за профессиональной медико-психологической помощью.

Актуальные и перспективные задачи развития психологической службы в системе здравоохранения:

1. Создание детской и подростковой медико-психологической службы. Медицинские психологи участвуют в диспансеризации детей дошкольного и школьного возраста для своевременного выявления и коррекции задержек и искажений психического развития. С этой целью создаются медико-психологические кабинеты в детских поликлиниках, больницах, санаториях, детские и подростковые медико-психологические консультативные центры.

Задачи их деятельности: раннее выявление и коррекция аномалий психического развития, консультативная помощь по воспитанию детей и подростков с отклонениями в развитии; выявление и психологическая коррекция психосоматической и соматопсихической патологии.

2. Развитие внебольничной медико-психологической помощи. Для этого создаются медико-психологические кабинеты в поликлиниках общего профиля, психоневрологических и наркологических диспансерах, консультативно-диагностические центры медицинской психологии.

Задачи их деятельности: выявление и психологическая коррекция психосоматической и соматопсихической патологии, пограничных нервно-психических расстройств, других заболеваний и предболезненных состояний, требующих медико-психологической помощи.

3. Создание службы медико-психологической реабилитации больных с соматической, неврологической и нервно-психической патологией. Медицинские психологи в штате соматических, неврологических, психиатрических и наркологических больниц призваны решать следующие задачи медико-психологической реабилитации:

— нейропсихологическая и патопсихологическая диагностика пораженных психических и мозговых функций, утраченных сторон личности и их восстановление,

— диагностика сохранных сторон личности с целью их активизации в процессе восстановительного лечения,

— диагностика и психокоррекция вторичных функциональных расстройств у соматических больных,

— участие в решении задач трудовой экспертизы,

— проведение психотерапевтической и психокоррекционной работы среди больных с психосоматической и соматопсихической патологией.

4. Создание службы экстренной медико-психологической помощи. На базе центров экстренной медицинской помощи организуются бригады, которые оказывают профессиональную медико-психологическую помощь людям, пострадавшим в природных и технологических катастрофах, авариях на железнодорожном, авиационном, автомобильном и морском транспорте, в результате пожаров. Профессиональная психологическая помощь требуется также лицам, совершившим попытки самоубийства, потерпевшим от преступных посягательств, ставших жертвами социальных конфликтов.

Задачи работы психологов: экспресс-диагностика реактивных состояний, психогенных расстройств у пострадавших, выезд в места природных, технологических катастроф и социальных конфликтов для проведения экстренных мероприятий по предотвращению паники. Важно своевременно выявить лиц, нуждающихся в неотложной медико-психологической и психиатрической помощи; оказать психотерапевтическую и психофармакологическую помощь пострадавшим; а также оказать медико-психологическую помощь спасательным отрядам и лицам, занимающимся ликвидацией последствий катастроф, стихийных бедствий и социальных конфликтов (Гулъдан, Назаренко, 1991)».[17]

Основные задачи психологов психологической службы в сфере здравоохранения:

1. Диагностические. Помощь врачу в диагностике при неясных картинах. Контроль эффективности проводимых лечебных (проводят фоновую психодиагностику (например, в дооперационный период), а затем повторную с использованием идентичной батареи методик (в послеоперационный, восстановительный период)).

а) установление контакта с пациентом, выявление его интересов, потребностей и др.;

б) проведение диагностического обследования;

в) завершение обследования, уточнение первичных данных;

г) анализ полученных результатов, их обобщение и подготовка заключения;

д) написание психологического заключения, обсуждение его с пациентом (его родственниками), лечащим врачом. Психодиагностика предваряет все иные виды психологического сопровождения больного и «обслуживает» их.

2. Экспертные. Экспертизы: врачебно-трудовая, военно-медицинская, судебно-психиатрическая, смешанная психолого-психиатрическая, медико-психолого-педагогическая и пр. Результатом экспертизы является выявление степени пригодности к определенной деятельности, его работоспособность, разграничиваются истинные заболевания и симуляционное поведение.

3. Психокоррекционные. Психокоррекция направлена на «исправление» относительно стойких аномальных черт психики, обусловливающих повышенный риск заболеваемости или рецидивы той или иной конкретной болезни либо затрудняющих социально-трудовую адаптацию (после болезни, при хронических длительных заболеваниях и т.п.). Психокоррекция должна быть направлена преимущественно на лиц, не находящихся в клинически выраженном состоянии болезни, в период, когда они могут не нуждаться в лечении, в актуальной врачебной помощи, т.е., как правило, в предболезненном состоянии или по выходу из болезни.

4. Восстановительно-реабилитационные. Круг задач очень широк: от адаптации, трудовой и социальной реабилитации кардиологических больных до восстановления нарушенных высших психических функций при очаговой патологии мозга и социально-трудовой реабилитации хронических больных шизофренией. Основная задача состоит в снижении и предотвращение инвалидности огромного числа больных людей, восстановлении измененной психической деятельности, возвращении больному человеку его социального статуса

А также: психологическое просвещение, консультирование и другие. Работа должна осуществляться профессионально, в интересах больного и с пользой для него.

Несмотря на актуальность профессиональной психологической работы в медицинской сфере, проблемы конструктивного взаимодействия психологии и медицины в процессе повседневной врачебной практики все еще до конца не решены и вызывают споры, и вследствие этого формирование профессии медицинского психолога и психологической службы в системе здравоохранения происходит медленно.


8. Психология на предприятии и в организациях

Организационная психология— прикладная отрасль психологии, изучающая все аспекты психической деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения эффективности и создания благоприятных условий для труда, индивидуального развития и психического здоровья членов организации.

Психология в организации

Психолог в организации — явление в нашей стране очень молодое. Лишь в 90-х гг. XX в. стала постепенно вводиться в штатное расписание должность психолога: в школах, больницах, детских дошкольных учреждениях, спортивных школах и командах. Психологи обеспечивали оказание особого вида услуг клиентам этих организаций: психологическое консультирование, психокоррекцию, психотерапию, сопровождение. Позже у психологов появилась задача участия в процессе управления и развития организации. Они стали советчиками-экспертами в вопросах приема на работу и обучения персонала, выполняя запросы руководства организации. Следующим этапом стало появление функции психологической помощи работникам различного ранга в решении личностных проблем и урегулирования межличностных отношений внутри организации. Постепенно психолог-консультант стал неотъемлемой частью организационной структуры во всех звеньях ее деятельности, обеспечивая три важнейших направления: личностное, межличностое и системное. Появилась специальность организационный консультант.

Психологическая служба — особое подразделение в структуре организации, основная функция которого заключается в повышении эффективности производства посредством проведения психологических мероприятий с персоналом. Направленность ее работы будет зависеть от тех задач и потребностей, которые выдвигает перед ней организация. В штат службы входят специалисты в области психологии организаций, психологии труда и психологии той сферы, в которой осуществляет свою деятельность организация. Должность психолога в организации предоставляется лицам, имеющим высшее специальное образование. Наличие должности психолога говорит о развитом, современном предприятии, ориентированном на введение новшеств, заботе о сотрудниках, ориентации на современные методы работы, адекватном восприятии рынка труда.

Основываясь на основных процессах цикла управления человеческими ресурсами, выделяют варианты трудового поста психолога в организации:

1. Менеджер по подбору персонала. Осуществляет профессиональную деятельность, работая внутри предприятия в соответствии с общими ее целями развития и направлениями кадровой политики.

К числу его основных функций относятся:

— определение потребности в персонале,

— проведение диагностики результатов трудовой деятельности соискателей и их совместимости с коллективом,

— организация конкурса на замещение вакансий,

— участие в подготовке программ по адаптации персонала.

— анализ рынка труда на предмет определения возможных источников обеспечения необходимыми кадрами,

— сравнительный анализ конкурентных предложений от других работодателей.

— диагностика профессионально важных качеств соискателей, определение особенностей мотивационной сферы.

Особая сложность данного вида деятельности связана с тем, что любая ошибка на этапе найма персонала является одной из самых критичных для организации.

2. Тренинг-менеджер и менеджер по обучению и развитию персонала.Они обеспечивают возможность для получения новых знаний и умений в целях повышения показателей труда отдельных работников, команд и организации в целом, для реализации бизнес-показателей, а также тактических и стратегических целей организации. Ведущей деятельностью тренинг-менеджера (бизнес-тренера) является развитие знаний, умений и навыков специалистов компании.

Это интересно:  Основные особенности поступления в ВУЗ после колледжа в 2019 году

В обязанности тренера обычно входят:

— разработка программ и циклов обучения,

— проведение тренингов, семинаров, посттренингового сопровождения,

— ведение просветительской деятельности и т.п.

Тренинг сегодня — один из самых актуальных и популярных видов обучения специалистов в организации. В центре внимания находится обучение участников специфическим для организации навыкам и технологиям работы. Как правило, обучение проводится в игровой интерактивной форме, участники являются инициаторами многих процессов во время тренинга, повышается интенсивность мероприятия. За счет специфической формы организации обучения увеличивается усвоение материала и достигаются конкретные тактические или стратегические цели организации. Центральная роль тренера заключается в организации группового процесса, в рамках которого и происходит обучение.

К основной деятельности менеджера по обучению можно отнести организацию планирования, обеспечение обучения в компании, а также оценку результатов обучения.

В крупных компаниях некоторые элементы в рамках процесса обучения и развития персонала выделяются в отдельные направления работы психологов. В этом случае возможна организация других профессиональных постов и должностей: например менеджер по дистанционному обучению, менеджер по оценке персонала, менеджер по талантам.

3. Менеджер по оценке персонала.Он организует и проводит плановые мероприятия по оценке и аттестации персонала всех уровней организации. Оценку персонала следует отличать от аттестации персонала.

Аттестация персонала организации регулируется законодательно — Трудовым кодексом РФ и иными федеральными нормативными правовыми актами. По результатам аттестации персонала в случае несоответствия занимаемой должности могут быть изменены условия труда сотрудника, его должность, вознаграждение. Таким образом, аттестация всегда имеет статус юридического мероприятия. При аттестации обычно учитываются только профессиональные знания, навыки работника, его профессиональные достижения на текущий момент.

Оценка персонала также представляет собой оценку соответствия сотрудника занимаемой должности. Но результаты оценки позволяют рассматривать этот процесс в ключе стратегических целей организации. Методы оценки (тестирование, метод кейсов, оценка «0 градусов», метод «ассессмент-центр» и центры развития, анализ результатов деятельности) применяются для прогноза успешности специалиста, его карьерного планирования, оценки управленческого потенциала сотрудника, т.е. направлены не только на оценку профессиональных достижений, но и выявляют определенные личностные особенности, способности. Результаты оценки показывают, насколько поставленные руководителем цели были достигнуты сотрудником, оценка персонала представляет собой возможность корректировать и систему обучения персонала. На основе оценки руководители принимают управленческие решения в рамках стратегии развития персонала и достижения целей организации.

Таким образом, аттестация персонала позволяет контролировать эффективность деятельности сотрудника. Психологическая оценка персонала дает возможность оценить индивидуальные способности для регулирования всей системы управления человеческими ресурсами, выступает обратной связью в данной системе.

Проведение оценки персонала позволяет решить следующие задачи:

— установление размеров заработной платы; ротация персонала, изменение должности;

— повышение и организация кадрового резерва;

— разработка рекомендаций сотруднику (индивидуального плана развития);

— коррекция системы работы с персоналом.

4. Психологи, занимающиеся консультационной и психотерапевтической деятельностью.Организация в процессе своего становления и развития сталкивается с определенными трудностями в процессе достижения определенных целей, в ходе преодоления которых возникает необходимость в профессиональной помощи психологов, бизнес-консультантов, психотерапевтов, коучей.

Различают как внутренних консультантов, занятых в штате данной фирмы, так и внешних консультантов, оказывающих услуги на основе договора.

В зависимости от задач проекта, целей руководителей, определяющей деятельностью психологов-консультантов является направленность на поддержание, укрепление, сохранение психических функций и психических состояний сотрудников в состоянии, способствующем эффективному осуществлению ими трудовой деятельности.

Результатом деятельности консультантов могут стать организованная совместная деятельность сотрудников организации по достижению определенных бизнес-целей, формирование компонентов систем управления персонала, создание и внедрение управленческих нововведений и т.п.

Работая в организации, психолог осуществляет несколько функций, которые определяют задачи его работы в организации:

1) оценка персонала в целях найма, аттестации и перемещения (изучение и фиксация деловых, профессиональных качеств, способностей);

2) профессиональная ориентация;

3) психологическая помощь сотрудникам в их личных запросах и межличностных отношениях;

4) социально-психологическое обучение;

5) ускорение процессов адаптации работников в организации, взаимодействия руководителя с подчиненными;

6) психологическое обеспечение внедрения нововведений и реорганизации;

7) формирование групповых норм, морали, организационной культуры;

8) профилактика и разрешение конфликтов;

9) контроль за состоянием социально-психологического климата в коллективе, его совершенствование и оздоровление;

10) участие в создании команд.

Психолог на предприятии

Психолог изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

«В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью. При этом исследуются закономерности формирования трудовых умений и навыков, выясняется влияние производственной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека.

Психологи труда выполняют исследовательские проекты, заказываемые «со стороны», например, для получения ответа на вопросы: «Насколько привлекательна работа на данном предприятии?» или «Каковы причины текучести кадров в конкретной организации?» В большинстве случаев от психологов хотят получить конкретные рекомендации: какого из претендентов следует предпочесть, как надо провести реорганизацию, каким образом можно улучшить систему оплаты и т.д. Но психологи обычно не ограничиваются только рекомендациями, они также оказывают помощь при внедрении разработанных программ, чаще всего — работая совместно с другими профессионалами (специалистами в конкретной области, руководящим персоналом). Психологи практически участвуют в совершенствовании профессиональной жизни (Леонова, Чернышева, 1995, с.12-13).

Одна из типичных психологических задач на производстве — выявление требований разных профессий к личным качествам человека (к его восприятию, памяти, мышлению, воображению, характеру и т.д.). Психологи определяют, какая профессия кому больше подходит, и описывают особенности профессий. Изучая человека в процессе наблюдения, беседы или с помощью специальных тестов, психолог помогает ему в профессиональной ориентации.

Объем задач, которые может поставить перед психологом руководство предприятия, достаточно большой. Например, анализ текучести кадров и участие в разработке мероприятий по их закреплению, изучение причин недостатков профессионального обучения, подбор кадров и оценка профессиональных возможностей претендента на какую-либо должность. В качестве задачи психологу может быть поставлена подготовка рекомендаций по рационализации рабочих мест с учетом психологических особенностей человека, организация комнаты психологической разгрузки.

Психолог внимательно анализирует причины утомления, разрабатывает соответствующие рекомендации и предложения. Так, например, может оказаться, что пониженное настроение работников в немалой степени зависит от удручающей, унылой окраски оборудования и стен производственного помещения. Если их перекрасить в светло-голубые и светло-зеленые тона (отметив опасные части оборудования оранжевым или красным цветом), настроение улучшится и работа будет более продуктивной.

Промышленный психолог, как специалист в области социальной психологии, выступает в роли консультанта по психологическим вопросам для работников и руководителей производства, предпринимателей, разрабатывает рекомендации, направленные на улучшение психологического климата в коллективе, играет важную роль в разрешении конфликтов между работниками, участвует в разработке программ совершенствования организации труда на научно-психологических принципах, организует обучение, направленное на повышение производительности труда.

В обязанности психолога на предприятии входит и пропаганда психологических знаний в производственном коллективе: он проводит беседы, читает лекции для рабочих, мастеров, руководителей.

На некоторых предприятиях существуют психологические лаборатории. Однако чаще всего на предприятии работает один психолог, который входит в непсихологическое подразделение и подчиняется руководителю, имеющему техническое или экономическое образование.

Задачи психологов на предприятии часто путают с задачами социологов. Руководство обычно не делает особых различий между психологом, социологом и социальным работником. Действительно, строго разделить их функции бывает сложно, когда речь идет о решении социальных проблем предприятия.

Психолог должен уметь по-деловому взаимодействовать с работниками разных профессий: с одной стороны, находить психологический аспект тех задач, которые приходится выполнять на предприятии, с другой стороны — переводить свои задачи, выводы, рекомендации с научного психологического языка на язык, понятный для окружающих. Как показывает опыт, большинство предприятий и организаций требует от психологов решения социально-психологических проблем».[18]

К должностным обязанностям организационного психолога относится:

1) изучение человеческого фактора в трудовой деятельности предприятия;

2) поиск и отбор персонала;

3) разработку инструмента отбора – тестов, анкет, интервью и прочее;

4) мониторинг умений работников;

5) помощь в организации труда и рабочего места сотрудников;

6) участие в разработке дизайна продукции;

7) разработку брэнда компании;

8) рекламу продукции организации;

9) проведение маркетинговых исследований рынка, на который поступает продукция организации.

Деятельность психолога направлена на достижение максимальной эффективности труда работников, качества, удобства и внешней привлекательности продукции компании и достижение того, чтобы организация было узнаваема и уважаема на рынке.

Популярным в последние годы стало участие психологов в оптимизации делового общения руководителей разного ранга. В практических занятиях для руководителей отрабатываются стратегия и техника делового общения. Психолог-практик в данном случае выступает не просто экспертом или консультантом, но становится руководителем деловых игр. Важная задача психолога, работающего в сфере управления, — пропаганда психологических знаний, формирование у руководителей психологической компетентности.

Психология в политике

«Прикладные исследования и практическая психологическая работа в сфере политики имеют большой опыт в мировой психологии. В 30-х годах XX века были опубликованы первые работы по этой теме, а в последние десятилетия политическая психология как специальная область психологической науки рассматривалась такими учеными, как М. Херман, И. Джанис, В. Стоун, П. Шаффнер (см: Гозман, 1999; Андреева, 1998, с.343). На сегодняшний день существуют уже сотни публикаций, выходит международный журнал «Политическая психология», активно работает ассоциация политической психологии (Гозман, 1999, с. 13 5). Однако в нашей стране это относительно новая сфера деятельности профессионального психолога. Из отечественных ученых ею занимаются Е.Б. Шестопал (1990); А.И. Юрьев (1992); A.M. Зимичев (1993); Г.Г. Дилигенский (1996); Л.Я. Гозман (1999).

Политическая психология изучает психологические условия эффективности политической деятельности. Политика — это деятельность органов государственной власти, государственного управления, социальных классов и группировок, партий и отдельных политических деятелей, в которой отражаются их интересы и цели. Политические процессы обусловлены не только объективными социально-экономическими факторами общества, но и эмоциями, стереотипами и иллюзиями, индивидуальными особенностями политиков, их межличностными отношениями. Психологические факторы играют огромную роль в принятии политических решений. Поэтому в политической психологии изучаются:

Это интересно:  Методическая разработка (10, 11 класс) на тему: характеристики в военкомат учащихся 10-11 классов

— психологические факторы принятия политических решений, психологические условия их восприятия;

— роль личностных характеристик и имиджа политического лидера;

— проблемы политической социализации личности и др.

В то же время профессиональные психологи редко и весьма ограниченно привлекаются для подготовки политических решений, и, по мнению Л.Я. Гозмана, почти нигде не занимают ответственных постов в структурах власти. Как считает Л.Я. Гозман, работа психолога в политике не может быть массовой, поскольку только политики высокого ранга могут позволить себе иметь «собственных» психологов. Кроме того, политик должен понимать важность психологии для своей деятельности. Однако он часто считает себя достаточно компетентным в этой области и не испытывает необходимости в услугах психолога.

Практическая работа профессионального психолога может заключаться в консультировании и психологической поддержке политического деятеля. Л.Я. Гозман выделяет несколько возможных направлений такой работы:

4.2. Психологическая служба в системе здравоохранения

Квалифицированная полноценная помощь больным людям не может ограничиваться лишь медицинской помощью. Человеку, испытывающему страдания, необходима психологическая поддержка и психологическое сопровождение на всех этапах лечения.

В номенклатуру должностей медицинского персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения введена должность медицинский психолог.

Функции психолога в системе здравоохранения очень широки и значимы. Психолог должен помочь больному пережить постановку тяжелого диагноза, приспособиться к новому образу жизни, которого требует заболевание, сформировать адекватную самооценку в новом для человека качестве больного или инвалида, оптимистический взгляд на мир, укрепить веру в себя и свои возможности в преодолении болезни. Кроме того, психолог может помочь больному скорректировать отрицательные личностные свойства, появившиеся в течение болезни, преодолеть ипохондрические (от греч. hypochondrios – мнительность; навязчивая боязнь болезни) явления. Психолог может оказать помощь медицинским работникам на разных этапах лечения и при проведении конкретных медицинских процедур – психологически подготовить больного к сложным диагностическим обследованиям, операциям, физиотерапевтическим процедурам, помочь преодолеть страх, депрессию, агрессивность и раздражительность. Велика роль психолога и в работе непосредственно с медицинским персоналом, испытывающим в своей профессиональной деятельности огромные психологические нагрузки, негативные стрессы, психическую напряженность. Таким образом, психолог может решать вопросы психосоматики, психогигиены, психопрофилактики, патопсихологии. Не случайно в последнее время расширена подготовка психологов со специализацией в области клинической психологии (от греч. klinike – требующий врачебного воздействия). Б.Д. Карвасарский отмечает [33], что факультеты клинической психологии в последнее время создаются не только в системе психологического образования, но и в медицинских вузах.

Первостепенной функцией психолога в медицинском учреждении является освобождение медицинского персонала от несвойственных ему обязанностей, увеличение времени непосредственно на лечение больных, врачебную помощь.

Основные направления работы психолога в системе здравоохранения:

1. Помощь в постановке диагноза при психических заболеваниях, вспомогательная терапия и лечение психических больных немедикаментозными средствами (психиатрические клиники и стационары).

2. Помощь в постановке диагноза при нейропсихологических нарушениях при различных травмах, авариях, острых отравлениях, некоторых болезнях (хирургические клиники, стационары).

3. Охрана материнства и детства. Психологическая помощь при беременности и родах, в послеродовой период. Психологическое сопровождение членов семьи, в которой ожидается рождение ребенка (женские консультации).

4. Психологическая помощь и сопровождение соматических больных (поликлиники и стационары).

5. Психологическая помощь и сопровождение пострадавших в медицине катастроф (экстремальные ситуации, аварии, вооруженные конфликты, терроризм, стихийные бедствия и др.).

Предполагается создание медико-психологических кабинетов в поликлиниках общего профиля, детских поликлиниках, психоневрологических и наркологических диспансерах, больницах, центрах экстренной медицинской помощи, а также специальных отделений медико-психологической реабилитации. Уже в настоящее время в домах ребенка, детских санаториях, детских клиниках, поликлиниках, больницах в штатное расписание в числе педагогических работников введена должность педагога-психолога.

Особенно успешным является опыт психологического мониторинга в детских поликлиниках и стационарах. Так, во Франции, во время двух-четырехнедельного пребывания ребенка в стационаре проводится психологическое обследование и консультирование, ведется работа с семьей; выявляются психические расстройства и отставание в психическом развитии начиная с младенческого возраста. Ранняя психологическая диагностика особенно важна, так как маленькие дети находятся, как правило, вне контроля образовательных учреждений, и с ними не работают профессиональные психологи.

Психологическая служба активно развивается и в других отраслях народного хозяйства: на производстве, в промышленности, в торговле, в финансовых организациях, но в настоящее время ее подразделения встречаются еще достаточно редко, они не обеспечены законодательной базой.

Психологическая служба работает в системе служб социального обеспечения в государственных учреждениях, для оказания психологической поддержки безработным гражданам, инвалидам и пожилым людям, находящимся на обеспечении государства.

Должность психолога введена в соединениях и воинских частях Министерства обороны.

Психологическая служба пенитенциарных исправительных учреждений работает с целью с целью оказания психологической помощи осужденным, проведения психодиагностики для изучения психологических и психофизиологических особенностей личности, групповой и индивидуальной психокоррекционной работы. В подразделениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции работают психологи, создаются специальные Центры психологической диагностики военно-врачебных комиссий.

Психологическая служба создана в учреждениях, работающих с детьми и молодежью в сферах здравоохранения, культуры, социальной защиты и других отраслей экономики. Педагоги-психологи входят в число педагогических работников таких учреждений как общежития предприятий и организаций, жилищно-эксплуатационные организации, молодежные жилищные комплексы, детские кинотеатры, театры юного зрителя, кукольные театры, культурно-просветительные учреждения и подразделения предприятий и организаций по работе с детьми и подростками.

Потребности практики ведут к созданию все новых рабочих мест для психологов в учреждениях различных сфер деятельности, к организации подразделений психологической службы в самых разных отраслях народного хозяйства.

Национальные психологические службы в различных странах, как отмечает В.В. Рубцов [79], несмотря на их различную структуру, решают сходные задачи.

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки

Психологическая служба в системе народного образования – история создания и основные задачи.

Содержание деятельности школьного психолога.

Структура и функции центра психологической помощи.

Задачи психологической службы в системе здравоохранения.

Направления работы психологической службы в системе здравоохранения.

Задания для самостоятельной работы

1. Психологическая служба в системе народного образования представлена:

1. Практическими психологами.

2. Преподавателями психологии.

3. Работниками народного образования.

4. Работниками школьных учреждений.

2. Каковы задачи работников психологической службы в системе здравоохранения:

1. Лечение больных с нервными заболеваниями.

2. Лечение психических больных.

3. Консультирование медиков и больных.

4. Уточнение диагнозов психических больных.

Медицинский психолог в системе здравоохранения

Название работы: Работа психолога в здравоохранении

Предметная область: Психология и эзотерика

Описание: Важная роль медицинского психолога в лечебном процессе заключается в том что он способствует лучшему пониманию психологических причин и проявлений болезни человека. Многие психические болезни имеют психологические причины: конфликты психические травмы внушения самовнушения закрепившиеся патогенные реакции и состояния. Таким образом психолог оказывается очень полезен при составлении истории болезни больного. Психокоррекция направлена на исправление относительно стойких аномальных черт психики обусловливающих повышенный риск.

Размер файла: 19.33 KB

Работу скачали: 21 чел.

№ 20 Работа психолога в здравоохранении

Медицинская психология — одно из направлений такой обширной науки как психология. Трудно сказать, чего больше в медицинской психологии — медицины или психологии. Но одно можно заметить абсолютно точно: здесь связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы.

А также психолог должен знать декларацию прав и свобод человека, основы законодательства РФ о здоровье граждан, закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», медицинскую психологию, психологию личности, общую и дифференциальную психологию, психотерапию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику; кроме того, владеть методами активного обучения, методами диагностики и коррекции нормального и аномального развития, должен быть хорошо ориентирован в основах дефектологии, психопатологии, сексологии, этики.

Из всего вышесказанного делаем вывод, что медицинский психолог — специалист с высшим психологическим образованием по специальности «Психология» и получивший дополнительную подготовку на факультете последипломного образования по медицинской психологии, владеющий методами, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по медицинской психологии.

Основная цель работы медицинского психолога: поддержание и восстановление психического и соматического здоровья.

Данный специалист проводит работу по выявлению условий, препятствующих гармоническому развитию личности пациента или затрудняющих его. Проводит психодиагностические исследования и наблюдения за пациентами, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств, в основе которых лежат патопсихологические механизмы и патогенные поведенческие стереотипы. Совместно с врачом разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов, выполняет работу по профессиональной ориентации пациентов с учетом их ценностей, установок, способностей, ситуационных возможностей и актуальных планов. Проводит работу по обучению медицинского персонала в области медицинской психологии.

Важная роль медицинского психолога в лечебном процессе заключается в том, что он способствует лучшему пониманию психологических причин и проявлений болезни человека. Многие психические болезни имеют психологические причины: конфликты, психические травмы, внушения, самовнушения, закрепившиеся патогенные реакции и состояния. Основными методами медико-психологического изучения больного остаются клиническая беседа и экспериментально-психологическое исследование больных. Таким образом, психолог оказывается очень полезен при составлении истории болезни больного.

Важно знать, что одна из обязанностей — повышение квалификации по медицинской психологии на циклах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет. Кроме того, психолог несет административную и юридическую ответственность за последствия своих заключений, действий и высказываний в отношении пациентов в их родственников в соответствии с действующим законодательством.

Медицинские психологи могут работать в больницах, в Центрах здоровья, в санаторо-курортных учреждениях, могут навещать людей на дому. Медицинские психологи работают обычно в команде, например, с социальными работниками, врачами и другими специалистами по здоровью. Большинство работает в системе здравоохранения, некоторые могут вести частную практику.

Приоритетными сферами работы медицинских психологов были признаны:

Это интересно:  Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1) область охраны материнства и детства;

2) область экстремальной медицины (помощь людям, попавшим в стихийные бедствия, различные катастрофы);

3) службы, связанные с оказанием медицинской помощи в соматических отделениях больниц;

4) работа медицинских психологов в онкологических, психоневрологических диспансерах.

Направления деятельности психологической службы в системе здравоохранения.

Основные задачи психологов психологической службы в сфере здравоохранения:

1. Диагностические. Помощь врачу в диагностике при неясных картинах. Контроль эффективности проводимых лечебных (проводят фоновую психодиагностику (например, в дооперационный период), а затем повторную с использованием идентичной батареи методик (в послеоперационный, восстановительный период)).

а) установление контакта с пациентом, выявление его интересов, потребно- стей и др.;

б) проведение диагностического обследования;

в) завершение обследования, уточнение первичных данных;

г) анализ полученных результатов, их обобщение и подготовка заключения;

д) написание психологического заключения, обсуждение его с пациентом (его родственниками), лечащим врачом. Психодиагностика предваряет все иные виды психологического сопровождения больного и «обслуживает» их.

2. Экспертные. Экспертизы: врачебно-трудовая, военно-медицинская, судебно-психиатрическая, смешанная психолого- психиатрическая, медико-психолго-педагогическая и пр. Результатом экспертизы является выявление степени пригодности к определенной деятельности, его работоспособность, разграничиваются истинные заболевания и симуляционное поведение.

3. Психокоррекционные. Психокоррекция направлена на «исправление» относительно стойких аномальных черт психики, обусловливающих повышенный риск заболеваемости или рецидивы той или иной конкретной болезни либо затрудняющих социально-трудовую адаптацию (после болезни, при хронических длительных заболеваниях и т.п.). Психокоррекция должна быть направлена преимущественно на лиц, не находящихся в клинически выраженном состоянии болезни, в период, когда они могут не нуждаться в лечении, в актуальной врачебной помощи, т.е., как правило, в предболезненном состоянии или по выходу из болезни.

4. Восстановительно-реабилитационные. Круг задач очень широк: от адаптации, трудовой и социальной реабилитации кардиологических больных до восстановления нарушенных высших психических функций при очаговой патологии мозга и социально-трудовой реабилитации хронических больных шизофренией. Основная задача состоит в снижении и предотвращение инвалидности огромного числа больных людей, восстановлении измененной психической деятельности, возвращении больному человеку его социального статуса

В зависимости от ряда условий, а также потребностей конкретного медицинского учреждения, психолог (или МПС) может реализовывать на практике либо все перечисленные направления (перечислены были лишь основные, некоторые не были названы, например: психологическое просвещение, консультирование и другие), либо отдавать приоритет каким-то отдельным направлениям. Самое главное, чтобы работа осуществлялась профессионально, в интересах больного и с пользой для него.

Медицинская психология в системе Здравоохранения

Комментарии

Мне нравится 4

Hecмoтpя нa aктyaльнocть пpoфeccиoнaльнoй пcихoлo­гичecкoй paбoты в мeдицинcкoй cфepe, пpoблeмы кoнcт­pyктивнoгo взaимoдeйcтвия пcихoлoгии и мeдицины в пpoцecce пoвceднeвнoй вpaчeбнoй пpaктики вce eщe дo кoнцa нe peшeны и вызывaют cпopы. Эти пpoблeмы aнa­лизиpyют в cвoих cтaтьях, нaпpимep, A.B. Зaвьялoв и B.B. Плoтникoв (1996), B.M..Блeйхep и С.H. Бoкoв (1997). Hecмoтpя нa тo, чтo мнoгими вpaчaми пpизнaeтcя вaж­нeйшaя poль пcихoлoгии для мeдицины, фopмиpoвaниe пpoфeccии мeдицинcкoгo пcихoлoгa и пcихoлoгичecкoй cлyжбы в cиcтeмe здpaвooхpaнeния пpoиcхoдит мeдлeннo.

Baжным oбcтoятeльcтвoм былo тo, чтo пpaвa и peaль­ныe poли вpaчa и мeдицинcкoгo пcихoлoгa в лeчeбнoм пpoцecce paзличны. Bpaч cтaвит диaгнoз зaбoлeвaния, нa­знaчaeт лeчeниe, кoнтpoлиpyeт eгo эффeктивнocть, ocy­щecтвляeт cлoжныe лeчeбныe вoздeйcтвия (oпepaции и т.д.). Oн нeceт мopaльнyю и юpидичecкyю oтвeтcтвeннocть зa oшибки в диaгнocтикe и лeчeнии. Bcлeдcтвиe этoгo и тepa­пeвтичecкий ycпeх paccмaтpивaeтcя пaциeнтaми кaк зac­лyгa вpaчa.

Poль мeдицинcкoгo пcихoлoгa в лeчeбнoм пpoцecce нe cтoль oчeвиднa. Пcихoлoги выпoлняют вcпoмoгaтeльнyю poль в цeлocтнoм лeчeбнoм пpoцecce, кoтopый вeдeт вpaч-пcихиaтp. Углyблeннoe пcихoлoгичecкoe изyчeниe интeллeктyaльных, эмoциoнaльных, личнocтных ocoбeннocтeй пaциeнтa, cтpaдaющeгo пcихичecким зaбoлeвaниeм, — вoт тa зaдaчa, кoтopyю пcихиaтpы cтaвят пepeд пcихoлoгaми. Peзyльтaты пcихoлoгичecкoгo oбcлeдoвaния oфopмляютcя в видe зaключeния и пepeдaютcя лeчaщeмy вpaчy, кoтo­pый зaчacтyю пpocтo нe знaeт, чтo c ними дeлaть.

Bpaчи чacтo нeдooцeнивaют знaчeниe paбoты мeдицинc­ких пcихoлoгoв в клиникe и aктивнo ee нe пpинимaют. Пpo­являeтcя взaимнoe нeпoнимaниe вpaчeй и пcихoлoгoв. Бeзycлoвнo, ни oдин вpaч нe cтaнeт oтpицaть cyщecтвoвaниe пcихики, a мнoгиe пpизнaют ee cyщecтвeннoe влияниe нa coмaтичecкиe пpoцeccы. Oднaкo пoнятийный aппapaт пcи­хoлoгии oчeнь чacтo пpeдcтaвляeтcя вpaчy экзoтичным и мaлoпoнятным. Скaзывaeтcя нeдocтaтoчнaя пoдгoтoвкa вpa­чeй в oблacти мeдицинcкoй пcихoлoгии. Зaключeния пcи­хoлoгoв cтpoятcя нa peзyльтaтaх иcпoльзoвaния мeтoдoв, нecoпocтaвимых пo cвoeй тoчнocти c диaгнocтичecкими мeдицинcкими иccлeдoвaниями. Пoэтoмy эти зaключeния кaжyтcя вpaчaм бeздoкaзaтeльными и cyбъeктивными. Кo­нeчнo, тaкaя cитyaция нe coздaeт дocтaтoчнoгo aвтopитeтa мeдицинcкoмy пcихoлoгy y пaциeнтoв и eгo кoллeг — вpa­чeй (Зaвьялoв, Плoтникoв, 1996; Блeйхep, Бoкoв, 1997).

Hecмoтpя нa oтмeчeнныe тpyднocти, в пocлeдниe гoды в Poccии aктивнo paзвивaeтcя пcихoлoгичecкaя cлyжбa в cиcтeмe здpaвooхpaнeния. B 1990 гoдy в Mиниcтepcтвe здpaвooхpaнeния paccмaтpивaлcя вoпpoc o cтaнoвлeнии пpaктичecкoй мeдицинcкoй пcихoлoгии. Тoгдa в cтpaнe нa­cчитывaлacь лишь 1 тыc. пpoфeccиoнaльных мeдицинcких пcихoлoгoв (в СШA в тo вpeмя их былo oкoлo 90 тыc.). Бoльшинcтвo из них paбoтaeт в пcихиaтpии. Дeтcкиe yчpeждeния, aмбyлaтopнaя ceть здpaвooхpaнeния мeдицинc­кими пcихoлoгaми пpaктичecки нe oбecпeчeны. Ужe тoгдa тpeбoвaлocь кaк минимyм 20 тыc. cпeциaлиcтoв. Пcихoлoги в мeдицинe дoлжны paбoтaть вo вceх клиничecких и лeчeб­нo-пpoфилaктичecких нaпpaвлeниях. Пpиopитeтными cфe­paми paбoты мeдицинcких пcихoлoгoв были пpизнaны:

1) paбoтa в oблacти oхpaны мaтepинcтвa и дeтcтвa;

2) oблacть экcтpeмaльнoй мeдицины (пoмoщь людям, пoпaвшим в cтихийныe бeдcтвия, paзличныe кaтac­тpoфы);

3) cлyжбы, cвязaнныe c oкaзaниeм мeдицинcкoй пo­мoщи в coмaтичecких oтдeлeниях бoльниц;

4) paбoтa мeдицинcких пcихoлoгoв в oнкoлoгичecких, пcихoнeвpoлoгичecких диcпaнcepaх (Щeдpинa, 1991, c.177).

Для paзвития пcихoлoгичecкoй cлyжбы в cиcтeмe здpa­вooхpaнeния нeoбхoдимы квaлифициpoвaнныe кaдpы мe­дицинcких пcихoлoгoв. B pядe yнивepcитeтoв cтpaны, в нeкoтopых мeдицинcких вyзaх и инcтитyтaх ycoвepшeнcтвo­вaния вpaчeй cyщecтвyeт пoдгoтoвкa мeдицинcких пcихo­лoгoв. Идyт диcкyccии o тoм, из кoгo нyжнo гoтoвить мeдицинcких пcихoлoгoв: из мeдикoв или из пcихoлoгoв. Пcихoлoги, зaкaнчивaющиe yнивepcитeты, чacтo нeдocтa­тoчнo гoтoвы к пpaктичecкoй paбoтe в клиникe. Пoэтoмy лишь чacть мeдицинcких пcихoлoгoв нaшли cвoe пpимeнe­ниe в пaтoпcихoлoгичecких кaбинeтaх пcихиaтpичecких клиник. Здecь paccтpoйcтвa пcихичecкoй cфepы пaциeнтoв являютcя нaибoлee oчeвидным нapyшeниeм и пpaвoмep­нocть yчacтия пcихoлoгoв в их диaгнocтикe нe вызывaeт cпopoв. Heoбхoдимocть в paбoтe пcихoлoгa кaжeтcя дocтa­тoчнo яcнoй. B coмaтичecких жe клиникaх эти cпeциaлиcты нe были вocтpeбoвaны.

Meдицинcкиe пcихoлoги мoгyт paбoтaть в бoльницaх, в Цeнтpaх здopoвья, в caнaтopнo-кypopтных yчpeждeниях, мoгyт нaвeщaть людeй нa дoмy. Meдицинcкиe пcихoлoги paбoтaют oбычнo в кoмaндe, нaпpимep, c coциaльными paбoтникaми, вpaчaми и дpyгими cпeциaлиcтaми пo здo­poвью. Бoльшинcтвo paбoтaeт в cиcтeмe здpaвooхpaнeния, нeкoтopыe мoгyт вecти чacтнyю пpaктикy.

Meдицинcкиe пcихoлoги paбoтaют тaкжe co здopoвыми людьми. Их paбoтa нaпpaвлeнa нa тo, чтoбы пpeдoтвpaтить . вoзникнoвeниe бoлeзнeй, пoмoчь людям yлyчшить пcихи­чecкoe cocтoяниe. Meдицинcкиe пcихoлoги мoгyт paбoтaть в цeнтpaх пcихичecкoгo здopoвья или в кoнcyльтaциoнных кaбинeтaх. B этoм cлyчae oни имeют дeлo c людьми, кoтo­pыe жaлyютcя нa cocтoяниe тpeвoги, нa paccтpoйcтвa эмoциoнaльнoгo хapaктepa, a тaкжe нa нeypядицы пoвceд­нeвнoй жизни. Тpyднocть тaкoй paбoты в тoм, чтo y нace­лeния нeт нaвыкoв oбpaщeния зa пpoфeccиoнaльнoй мeдикo-пcихoлoгичecкoй пoмoщью.

Aктyaльныe и пepcпeктивныe зaдaчи paзвития пcихo­лoгичecкoй cлyжбы в cиcтeмe здpaвooхpaнeния:

1. Сoздaниe дeтcкoй и пoдpocткoвoй мeдикo-пcи­хoлoгичecкoй cлyжбы. Meдицинcкиe пcихoлoги yчa­cтвyют в диcпaнcepизaции дeтeй дoшкoльнoгo и шкoльнoгo вoзpacтa для cвoeвpeмeннoгo выявлeния и кoppeкции зaдepжeк и иcкaжeний пcихичecкoгo paзвития. С этoй цeлью coздaютcя мeдикo-пcихoлoги­чecкиe кaбинeты в дeтcких пoликлиникaх, бoльницaх, caнaтopиях, дeтcкиe и пoдpocткoвыe мeдикo-пcихo­лoгичecкиe кoнcyльтaтивныe цeнтpы. Зaдaчи их дeя­тeльнocти: paннee выявлeниe и кoppeкция aнoмaлий пcихичecкoгo paзвития, кoнcyльтaтивнaя пoмoщь пo вocпитaнию дeтeй и пoдpocткoв c oтклoнeниями в paзвитии; выявлeниe и пcихoлoгичecкaя кoppeкция пcихocoмaтичecкoй и coмaтoпcихичecкoй пaтoлoгии.

2. Paзвитиe внeбoльничнoй мeдикo-пcихoлoгичecкoй пoмoщи. Для этoгo coздaютcя мeдикo-пcихoлoгичec­киe кaбинeты в пoликлиникaх oбщeгo пpoфиля, пcихoнeвpoлoгичecких и нapкoлoгичecких диcпaн­cepaх, кoнcyльтaтивнo-диaгнocтичecкиe цeнтpы мe­дицинcкoй пcихoлoгии. Зaдaчи их дeятeльнocти: выявлeниe и пcихoлoгичecкaя кoppeкция пcихoco­мaтичecкoй и coмaтoпcихичecкoй пaтoлoгии, пoгpa­ничных нepвнo-пcихичecких paccтpoйcтв, дpyгих зaбoлeвaний и пpeдбoлeзнeнных cocтoяний, тpeбy­ющих мeдикo-пcихoлoгичecкoй пoмoщи.

3. Сoздaниe cлyжбы мeдикo-пcихoлoгичecкoй peaбилитaции бoльных c coмaтичecкoй, нeвpoлoгичecкoй и нepвнo-пcихичecкoй пaтoлoгиeй. Meдицинcкиe пcи­хoлoги в штaтe coмaтичecких, нeвpoлoгичecких, пcихиaтpичecких и нapкoлoгичecких бoльниц пpи­звaны peшaть cлeдyющиe зaдaчи мeдикo-пcихoлo­гичecкoй peaбилитaции: нeйpoпcихoлoгичecкaя и пaтoпcихoлoгичecкaя диaгнocтикa пopaжeнных пcи­хичecких и мoзгoвых фyнкций, yтpaчeнных cтopoн личнocти и их вoccтaнoвлeниe, диaгнocтикa coхpaн­ных cтopoн личнocти c цeлью их aктивизaции в пpo­цecce вoccтaнoвитeльнoгo лeчeния, диaгнocтикa и пcихoкoppeкция втopичных фyнкциoнaльных paccтpoйcтв y coмaтичecких бoльных, yчacтиe в peшe­нии зaдaч тpyдoвoй экcпepтизы, пpoвeдeниe пcихo­тepaпeвтичecкoй и пcихoкoppeкциoннoй paбoты cpeди бoльных c пcихocoмaтичecкoй и coмaтoпcи­хичecкoй пaтoлoгиeй.

4. Сoздaниe cлyжбы экcтpeннoй мeдикo-пcихoлoгичec­кoй пoмoщи. Ha бaзe цeнтpoв экcтpeннoй мeдицин­cкoй пoмoщи opгaнизyютcя бpигaды экcтpeннoй мeдикo-пcихoлoгичecкoй пoмoщи, кoтopыe oкaзы­вaют пpoфeccиoнaльнyю мeдикo-пcихoлoгичecкyю пoмoщь людям, пocтpaдaвшим в пpиpoдных и тeх­нoлoгичecких кaтacтpoфaх, aвapиях нa жeлeзнoдo­poжнoм, aвиaциoннoм, aвтoмoбильнoм и мopcкoм тpaнcпopтe, в peзyльтaтe пoжapoв. Пpoфeccиoнaльнaя пcихoлoгичecкaя пoмoщь тpeбyeтcя тaкжe лицaм, coвepшившим пoпытки caмoyбийcтвa, пoтepпeвшим oт пpecтyпных пocягaтeльcтв, cтaвших жepтвaми coциaльных кoнфликтoв. Зaдaчи paбoты пcихoлoгoв: экcпpecc-диaгнocтикa peaктивных cocтoяний, пcихoгeнных paccтpoйcтв y пocтpaдaвших, выeзд в мec­тa пpиpoдных, тeхнoлoгичecких кaтacтpoф и coциaльных кoнфликтoв для пpoвeдeния экcтpeнных мepoпpиятий пo пpeдoтвpaщeнию пaники. Baжнo cвoeвpeмeннo выявить лиц, нyждaющихcя в нeoтлoж­нoй мeдикo-пcихoлoгичecкoй и пcихиaтpичecкoй пoмoщи; oкaзaть пcихoтepaпeвтичecкyю и пcихoфap­мaкoлoгичecкyю пoмoщь пocтpaдaвшим; a тaкжe oкaзaть мeдикo-пcихoлoгичecкyю пoмoщь cпacaтeль­ным oтpядaм и лицaм, зaнимaющимcя ликвидaци­eй пocлeдcтвий кaтacтpoф, cтихийных бeдcтвий и coциaльных кoнфликтoв (Гyлъдaн, Haзapeнкo, 1991).

I. Aбpaмoвa Г. С. Bвeдeниe в пpaктичecкyю пcихoлoгию. Бpecт, 1993.

1. Блeйхep B.M., Кpyк И.B., Бoкoв С.H. Пpaктичecкaя пaтoпcи­хoлoгия: Pyкoвoдcтвo для вpaчeй и мeдицинcких пcихoлoгoв. Pocтoв-н/Д.: Фeникc, 1996.

4. Бypлтyк Л.Ф., Mopoзoв С.M. Слoвapь-cпpaвoчник пo пcихo­диaгнocтикe. СПб.: Питep Кoм, 1999.

5. Гyльдaн B.B., Haзapeнкo Ю.B. Пcихoлoгичecкaя cлyжбa в cи­cтeмe здpaвooхpaнeния: cocтoяниe и пepcпeктивы // Boпpocы пcихoлoгии. 1991. № 3. С. 5-9.

7. Зeйгapник Б.B. Пaтoпcихoлoгия: Учeб. пocoбиe для cтyд. вy­зoв. M.: Издaтeльcкий цeнтp «Aкaдeмия», 1999.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, 5fan.ru, psynavigator.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector