Протокол г. положение о комиссии по приему-передаче, списанию, инвентаризации товарно-материальных ценностей

о комиссии по приему-передаче, списанию, инвентаризации товарно-материальных ценностей первичной профсоюзной организации

АО «Газпром газораспределение Барнаул»

1. Общее положение

Содержание

1.1. В целях обеспечения своевременной приемки-передачи, списания основных товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ), а также для проведения инвентаризации имущества первичной профсоюзной организации АО «Газпром газораспределение Барнаул» (далее – ППО) создается комиссия по приему-передаче, списанию, инвентаризации ТМЦ (далее — Комиссия).

1.2. Персональный состав Комиссии утверждается профсоюзным комитетом ППО.

1.3. Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам Комиссии.

1.4. Комиссия проводит заседания по мере необходимости.

1.5. Срок рассмотрения Комиссией представленных ей документов не должен превышать 30 дней.

1.6. Решения Комиссии считаются правомочными, если на ее заседании присутствует не менее двух третьих от общего числа ее членов.

1.7. В своей деятельности Комиссия руководствуется следующими нормативными правовыми актами:

Федеральным законом от 01.01.01г. «О бухгалтерском учете»;

инструкцией утвержденной приказом Минфина РФ от 01.01.01 г. N 174н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. регистрационный номер 19669);

методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.01.01 г. N 49;

Уставом Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства;

Уставом Первичной профсоюзной организации АО «Газпром газораспределение Барнаул» Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности;

иными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок списания, передачи, инвентаризации ТМЦ.

2. Основные задачи и полномочия Комиссии

2.1. Целью работы Комиссии является принятие коллегиальных решений по приему-передаче, списанию, инвентаризации ТМЦ ППО.

2.2. Комиссия принимает решения по следующим вопросам:

о сроке полезного использования поступаемых ТМЦ;

о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования ТМЦ, возможности и эффективности их восстановления;

о списании (выбытии) ТМЦ в установленном порядке;

о возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от выбывающих ТМЦ;

о списании ТМЦ с оформлением соответствующих первичных учетных документов;

о проведении инвентаризации имущества.

2.3. Комиссия осуществляет контроль за передачей материально ответственному лицу ТМЦ.

2.4. Комиссия проводит инвентаризацию ТМЦ. Основной целью инвентаризации являются выявление фактического наличия имущества ППО.

3. Порядок принятия решения Комиссией

3.1. Решение Комиссии о сроке полезного использования поступающих ТМЦ, принимается на основании физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта, гарантийного и договорного срока использования и других ограничений использования.

3.2. Решение Комиссии о списании (выбытии) основных средств, принимается после выполнения следующих мероприятий:

непосредственного осмотра ТМЦ, определения их технического состояния и возможности дальнейшего использования по назначению и установления непригодности их к восстановлению и дальнейшему использованию либо нецелесообразности дальнейшего восстановления и (или) использования;

установления конкретных причин списания (выбытия):

износ физический, моральный;

нарушение условий эксплуатации;

другие конкретные причины.

3.3. Решение Комиссии о списании (выбытии) ТМЦ, принимается с учетом наличия документов, подтверждающих факт преждевременного выбытия имущества из владения, пользования и распоряжения.

3.4. Решение Комиссии о списании (выбытии) ТМЦ оформляется Актом о списании ТМЦ, который подписывается всеми членами Комиссии.

имущества, пришедшего в негодное состояние в результате аварий, пожаров, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуациях, к акту о списании имущества прилагаются документы, подтверждающие вышеуказанные обстоятельства;

бытовой техники (телевизоров, холодильников и т.д.) к акту о списании объекта основных средств, прилагается техническое заключение мастерских по ремонту бытовой техники или дефектная ведомость о невозможности ее восстановления.

4. Порядок списания материальных запасов

    1. Списание с баланса ТМЦ, пришедших в негодность, либо выданных на нужды Цеховым профсоюзным организациям (далее – ЦПО), членам ППО, производится на основании Акта о списании ТМЦ.
    2. Акт составляется Комиссией, назначаемой профсоюзным комитетом (далее – профком) ППО.

Акт о списании может быть составлен на основании ведомости выдачи материальных запасов на нужды ЦПО. Она служит основанием для списания ТМЦ в установленном порядке с баланса ППО.

    1. Списание материалов и продуктов питания производится на основании следующих документов:

ведомость выдачи материальных ценностей на нужды ЦПО;

акт о списании ТМЦ.

4.4. Один экземпляр документов по списанию ТМЦ передается председателю ППО, а другой – материально ответственному лицу.

  1. Общие правила проведения инвентаризации

5.1. С учетом положений Налогового кодекса РФ (НК РФ) инвентаризация обязательно проводится в следующих случаях:

при передаче имущества, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация ТМЦ может проводиться один раз в три года;

при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при смене председателя ППО, ЦПО.

5.2. Инвентаризации могут быть плановыми и внеплановыми. Сроки и периодичность проведения плановых инвентаризаций, а также их тематика прописываются в графике проведения инвентаризаций, утверждаемом профкомом ППО, контрольно-ревизионной комиссией (далее – КРК).

Внеплановые инвентаризации назначаются профкомом ППО, КРК.

5.3. По охвату проверяемых объектов инвентаризация может быть полной и выборочной. Полная инвентаризация охватывает все категории имущества и обязательств.

В ходе выборочной инвентаризации проверяются отдельные категории имущества и обязательств.

5.4. Перечень имущества, проверяемого при инвентаризации, устанавливается профкомом ППО, КРК.

5.5. Проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, членов КРК.

5.6. Сведения о фактическом наличии имущества записываются в акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

5.7. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках ТМЦ, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

5.8. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

ППО должна создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки.

6. Инвентаризация товарно-материальных ценностей

6.1. ТМЦ заносятся в описи по каждому отдельному наименованию.

6.2. Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.

6.3. Комиссия в присутствии материально ответственного лица проверяет фактическое наличие ТМЦ путем обязательного их пересчета, перевешивания или измерения.

Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

6.4. ТМЦ, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.

Эти ТМЦ заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации».

7. Документальное оформление инвентаризации

7.1. Инвентаризационные описи формируются инвентаризационной комиссией, подписываются ее председателем, членами комиссии и материально-ответственным лицом.

7.2. Инвентаризационные описи инвентаризации оформляются не менее чем в двух экземплярах.

7.3. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и от руки – четко и ясно, без помарок и подчисток. Для заполнения таких документов применяются чернила или шариковые ручки.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

7.4. Не допускается оставлять в описях незаполненные строки. На последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны.

8. Результаты инвентаризации

8.1. По итогам проведенной инвентаризации могут быть выявлены следующие расхождения фактического наличия финансовых и нефинансовых активов с данными бухгалтерского учета:

Эти расхождения обобщаются и заносятся в ведомость расхождений по результатам инвентаризации.

Выявленные излишки (неучтенные объекты) в ведомости отображаются в количественном и суммовом выражении (по рыночной стоимости).

По недостачам в ведомости показывается:

количество и сумма недостач в пределах норм естественной убыли (по балансовой стоимости);

количество и сумма недостач сверх норм естественной убыли (по рыночной стоимости);

разница между рыночной и балансовой стоимостью.

На основании ведомости оформляется акт о результатах инвентаризации.

8.2. ТМЦ оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и относятся на увеличение финансового результата ППО с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.

8.3. Убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по решению профкома ППО и относится на уменьшение финансового результата ППО. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.

8.4. Недостачи ТМЦ, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются и относятся на уменьшение финансового результата ППО.

8.5. Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение профкома ППО, КРК. Ими принимается окончательное решение о зачете таких расхождений.

Списание товарно-материальных ценностей

Автор: Кирилл Юрьевич Обновлено: 21 мая 2019

В каждой организации, работающей с товарно-материальными ценностями (далее ТМЦ) наступает момент, когда их необходимо списать. Причин этому может быть множество — истечение срока годности, поломки, выход из строя, потеря качества, порча товаров.
Списываются ТМЦ согласно инструкции, разработанной организацией. Все материально ответственные лица, работающие с такими ценностями, должны письменно подтвердить то, что они ознакомлены с ней.

Зачем списывать ТМЦ?

Списание ТМЦ необходимо для того чтобы их реальное количество соответствовало данным бух. учета, а также с целью избежать злоупотребления должностных ли, работающих с этими ценностями.

Как списать ТМЦ?

Выбытие товарно-материальных ценностей оформляется актом о списании. Его составление свидетельствуют о том, что материалы и (или) другие ценности не подлежат дальнейшей эксплуатации.

Списание ТМЦ должно проводиться в присутствии специально созданной комиссии, однако на деле такая возможность редко бывает. В особых случаях необходимо присутствие сотрудника органов санэпидемстанции.

Акт утверждается руководителем организации. Он же определяет источник за счет которого списывается товар. Это может быть себестоимость, материально ответственное лицо, прибыль и т.д.

В Акте на списание должна быть указана информация о товаре — наименование, единица измерения, количество, масса, цена, артикул, причина списания. Подписывается документ всеми сотрудниками входящими в комиссию и материально ответственным лицом. Проставляется дата и место списания.

Необходимо убедится в том, что для списания были предоставлены запрашиваемые материальные ценности. В зависимости от партии цена на одни и те же товары и материалы может отличаться на 10-20%. В случае ошибки может произойти искажение данных бухгалтерского и налогового учета.

Акт составляют в 3 экземплярах — один сдается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица, а третий в документы организации.

Способы оценки ТМЦ

Задача бухгалтера при списании ТМЦ правильно отразить стоимость выбываемых ценностей.

Для этого существуют несколько способов:

  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости каждой единицы;
  • ФИФО.

Списываются ТМЦ следующими проводками:

Как видите списание товарно-материальных ценностей не такой уж сложный процесс.

Если вы делаете это по правилам — внимательно и аккуратно, то выбытие материалов и прочих ценностей не будет для вас проблемой.

Создание комиссии по списанию ТМЦ в 2019 году

Списание ТМЦ (товарно-материальных ценностей) требует соблюдения определенных правил оформления. В первую очередь руководитель компании издает приказ о создании комиссии по списанию ТМЦ. После того, как все задействованные лица ознакомятся с данным распоряжением, они обязаны приступить к процессу списания. В статье рассмотрим, как формируется комиссия по списанию ТМЦ, а также приведем образец соответствующего приказа.

Это интересно:  Социальная ипотека с господдержкой в 2019 году

Законодательная база

Списание ТМЦ требуется в том случае, если их дальнейшее применение является нецелесообразным.Действовать при этом следует «Инструкции по применению Единого плата счетов бухгалтерского учета». В соответствии с п. 34 данной инструкции, в компании должна быть постоянно действующая ликвидационная комиссия. Если имущество является федеральным, то процедура осуществляется на основании положения «Об особенностях списания федерального имущества». Помимо этого, основываться также следует на нормативных документах муниципальных органов власти (Читайте также статью ⇒ Доверенность на получение ТМЦ).

Основная цель комиссии по списанию ТМЦ

Важно! К основной цели создания комиссии по списанию ТМЦ относят необходимость проведения ревизии объекта списания, а также составление после этого акта.

При проведении инвентаризации комиссия выполняет свою главную задачу: выявляет степень изношенности ТМЦ, а также целесообразность их ликвидации. Кроме того, члены комиссии также должны выполнить следующее:

  • выявить причины, которые привели к изношенности ТМЦ;
  • осуществить расследование случаев исчезновения ценностей;
  • определить ответственность за недостачу ТМЦ;
  • определиться с возможностью списания ТМЦ;
  • выявить остаточную стоимость ценностей списываемого имущества;
  • осуществить контроль утилизации.

Комиссия по списанию ТМЦ: состав

Важно! В комиссию по списанию ТМЦ должны включаться как минимум 3 специалиста компании или представителей извне.

Иногда в состав комиссии включают 7 человек. Как правило в комиссию входят следующие специалисты:

  • компетентный сотрудник, который знает особенности работы с рассматриваемым имуществом;
  • главный бухгалтер;
  • юристы компании.

В данном составе комиссия проводит изучение причин списания ТМЦ, выявляет основания для этого, а также составляет акт ликвидации.Если какого-либо специалиста в штате компании нет, то их можно пригласить извне. В этом случае со специализированными организациями, предоставляющими специалистов, составляется договор подряда. В комиссии назначается председатель, которым может быть как сам руководитель, так и представитель профсоюзной организации или специалист по охране труда. Как правило, в состав комиссии включается нечетное число специалистов, так как в случае спорных моментов это позволит провести голосование.

Порядок списания ТМЦ

Списание ТМЦ требует соблюдения определенного порядка действий:

Этапы списания Что включает в себя этап
Этап 1: Проведение осмотра На данном этапе происходит тщательный осмотр подлежащих списанию материальных ценностей.
Этап 2: Проведение технической экспертизы Если это требуется, то проводится техническая экспертиза.
Этап 3: Составление заключения Составляя экспертизу, комиссия должна учитывать технические показатели, неисправность в работе которых и явилась причиной ликвидации. Заключение составляет относительно ремонта, модернизации, а также ликвидации ТМЦ. Подписывают заключение все члены комиссии и руководитель организации. На основании данного заключения составляется акт списания ценностей с выведением оборудования.

В зависимости от того, что именно стало причиной списания ТМЦ, применяются различные схемы их списания. При полном износе списывается:

  • первоначальная стоимость;
  • амортизация;
  • амортизированные ОС.

Важно! По завершении комиссией своей работы, бухгалтер осуществляет списание оборудование, для того, чтобы не возникло проблем с налогообложением. С этой целью применяется составленный комиссией акт.

Приказ о создании комиссии по списанию ТМЦ

Приказ о создании комиссии по списанию ТМЦ представляет собой организационный, а также распорядительный документ, который содержит порядок действий, сроки проведения процедуры, а также число людей, задействованных в данном мероприятии. Кроме того, в приказе прописываются задачи, которые стоят перед комиссией.

В соответствии с распорядительным документом, комиссия в установленные сроки обязана провести инвентаризацию, а после этого составить соответствующий акт и провести ликвидацию списанных ТМЦ.Приказ руководителя является подтверждением его согласия с необходимостью провести инвентаризацию. Однако, обязательным данный документ не является. Составляет он только для того, чтобы все процесс имел официальность, а при его проведении соблюдался определенный порядок действий. Например, если оборудование выбывает в связи с продажей, то основанием для его списание будет являться договор с покупателем. При этом составление приказа не потребуется. Но, как правило, его составление необходимо, особенно, когда причиной выбытия ТМЦ является моральный или физический износ.

Составляется приказ на основании служебной/докладной записки ответственного за данное имущества лица, либо на основании иного документа, подтверждающего неудовлетворительное состояние оборудование, его поломку или исчезновение. Как правило, таким работником является руководитель подразделения, осуществляющий контроль за исправной работой оборудования, а также степенью его изношенности (Читайте также статью ⇒ Акт приема-передачи ТМЦ на хранение).

Содержание приказа

Как уже отмечалось выше, комиссия по списанию ТМЦ формируется на основании приказа, которым руководитель дает указания по:

  • составу комиссии;
  • проведению ревизии и технической экспертизы (если это требуется);
  • составлению акта и отражению в бухучете списания ТМЦ;
  • точным датам проведения мероприятий, а также лицам, ответственным за проведение мероприятий.

Приказ должен содержать как распоряжение директора, так и организационные особенности процесса. Специальной формы для составление данного приказа нет, компания разрабатывает его самостоятельно, после чего утверждает во внутренних документах компании. За основу при этом можно взять форму ИНВ-22.

Приказ в обязательном порядке должен включать в себя следующую информацию:

  • наименование организации;
  • место, дату издания приказа;
  • наименование документа, номер приказа;
  • основания для составления документа;
  • основной текст, содержащий распоряжение о создании комиссии, цели ее формирования и проведения инвентаризации, сроки проведения процедуры, а также даты составления акта;
  • сведения об объекта (наименование, инвентаризационный номер, причина проверки ТМЦ, первоначальная стоимость, а также средства, затраченные на амортизацию);
  • перечень лиц, ответственных за исполнение приказа;
  • подписи лиц, имеющих отношение к документу, подпись руководителя.

Кроме того, в приказе также должны присутствовать ссылки на нормативные документы, являющиеся основанием для проведения процедуры. Это, например, может быть докладная записка.

Заключение

Таким образом, списание ТМЦ проводится при наличии соответствующего основания, которым может являться любой документ, подтверждающий изношенность или устаревание имущества. С этой целью руководитель компании формирует комиссию для проведения инвентаризации, а также подтверждения того факта, что объект является неликвидным. Кроме того, основанием для ликвидации ТМЦ также может явиться продажа оборудования (обмен). В этом случае можно обойтись и без приказа, но создать комиссию придется в любом случае, так как потребуется остаточной стоимости оборудования.

money-trans.ru

Портал о переводах денег

Положение о движении тмц. Регламент по движению тмц на предприятии образец. III. Отпуск материальных ценностей в эксплуатацию

Складской учет материалов — документооборот по данному участку регламентируется методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минфина РФ от 20.12.2001 № 119н. Такой учет предназначен для контроля движения и сохранности МПЗ в организации. Рассмотрим первичные документы по учету материалов, а также порядок их оборота в компании.

Поступление материалов

В соответствии с п. 2 разд. 2 методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, утвержденных приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н, понятие «материалы» включает широкий номенклатурный ассортимент запасов предприятия со сроком использования менее года. К материалам относятся:

  • сырье, необходимое для производства полуфабрикатов или готовой продукции;
  • вспомогательные материалы, которые не входят в готовое изделие, а используются для обеспечения работоспособности оборудования, а также каких-либо технологических нужд;
  • запчасти;
  • тара;
  • покупные полуфабрикаты;
  • отходы производства;
  • прочие.

В организации, имеющей склады, приказом руководителя утверждается перечень материально ответственных лиц (МОЛ), отвечающих за сохранность и ведение складского учета материалов по каждому из складов.

ТМЦ, поступающие от поставщиков, имеют комплект товаросопроводительной документации, представленный накладной (формы ТОРГ-12, М-15 или иной, принятой у поставщика), счетом-фактурой, товарно-транспортной накладной, спецификацией. Из них основанием для оприходования служит накладная. При отсутствии товаросопроводительных документов материалы тоже могут быть оприходованы.

Материалы при приемке должны быть проверены на соответствие фактического количества, качества и ассортимента заявленным в сопроводительных документах поставщика данным.

Если расхождений в процессе проверки выявлено не было, МОЛ составляет приходный ордер по форме М-4. Допускается вместо приходных ордеров ставить штамп на документах поставщика. В штампе должны быть отражены все реквизиты М-4.

Если по факту проверки все же были выявлены несоответствия, необходимо оформить акт расхождений по форме ТОРГ-2.

Бланк и образец заполнения этой формы смотрите в материале .

Еще 1 способом поступления материалов является их закупка подотчетными лицами в розничных точках. В данном случае первичкой служат товарные накладные или товарные чеки, приложенные к авансовому отчету.

Организация складского учета материалов

Учет ТМЦ в бухгалтерии и на складе может вестись количественно-суммовым и сальдовым методом.

При использовании 1-го варианта и на складах, и в бухгалтерии учет ТМЦ ведется по количеству и сумме одновременно.

Если же учетной политикой был утвержден сальдовый метод, то на складе ТМЦ учитываются по количеству, а в бухгалтерии — в суммовом выражении.

Ведение складского учета материалов возможно 2 способами: партионным и сортовым.

В данном случае каждая партия ТМЦ хранится отдельно. Партия — однородный материал, поступивший по 1 документу. На каждую партию МОЛ оформляет партионную карту в 2 экземплярах: 1-й — для склада, 2-й — для бухгалтерии. Форма утверждается фирмой самостоятельно в зависимости от вида ТМЦ.

В приходную часть документа вносятся данные согласно первичке, поступившей от поставщика, в расходную — данные по факту списания материалов. После полного отпуска всей партии ТМЦ партионная карта закрывается, МОЛ составляет акт об израсходовании ТМЦ и передает весь пакет документов в бухгалтерию на проверку.

Складской учет материалов таким способом ведется по наименованиям и сортам ТМЦ вне зависимости от даты поступления и цены. На каждое наименование материала заводится карточка учета материалов (форма М-17), которая регистрируется в специальном бухгалтерском реестре. Ведется такая карточка в течение года.

При ведении складского учета сортовым методом экономично используется пространство склада, легко осуществляется управление остатками материалов. Однако отследить цену поступления ТМЦ не представляется возможным, и материал списывается по средней стоимости методом ФИФО или по цене единицы (п. 73 приказа № 119н).

Внутрискладское движение ТМЦ

В процессе хозяйственной деятельности у предприятия возникает необходимость в перемещении материалов между складами или структурными подразделениями. Первичным документом в данном случае выступает требование-накладная (форма М-11). Выписывается она МОЛ отправляющей стороны в 2 экземплярах: 1-й остается у передающей стороны и служит основанием для списания материалов с учета, 2-й передается МОЛ принимающей стороны и является основанием для принятия ТМЦ на учет.

Инвентаризация

С целью выявления фактического наличия ТМЦ, числящихся в бухгалтерском учете, в организации проводится инвентаризация. Проводиться она может по мере необходимости по приказу руководителя, а также в обязательном порядке в следующих случаях (п. 22 приказа № 119н):

  • при реализации материалов;
  • при смене МОЛ;
  • при выявлении случаев порчи или хищения ТМЦ;
  • в 4-м квартале до составления годовой бухотчетности;
  • в случае ЧС (пожара, наводнения и проч.);
  • при ликвидации фирмы.

Периодичность проведения ревизии также может быть отражена в учетной политике предприятия.

Процедура проведения ревизии регламентирована методическими указаниями по инвентаризации имущества, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.

Прежде всего на предприятии издается приказ о проведении инвентаризации с указанием лиц — членов комиссии (не менее 3 человек) и визируется у руководителя (форма ИНВ-22). Такая комиссия имеет право проводить ревизию только в полном составе в присутствии МОЛ. Перед проведением проверки МОЛ пишет расписку в произвольной форме о том, что все ТМЦ учтены, а документы переданы в бухгалтерию.

Проверяющие сверяют фактическое наличие материалов со списком, который именуется инвентаризационной описью (форма ИНВ-3).

О применяемой при проверке наличия материалов инвентаризационной описи читайте в статье «Унифицированная форма ИНВ-3 — бланк и образец» .

Такой документ содержит графу с данными по количеству материалов, учтенных в бухучете, и пустую графу, в которой проверяющие смогут отразить фактическое наличие ТМЦ. После полного пересчета ценностей комиссия подписывает данную ведомость. МОЛ на последней странице делает запись, что проверка проведена в его присутствии и что претензий к комиссии не имеется.

Если в результате были выявлены расхождения между учетным и фактическим количеством, составляется документ — сличительная ведомость, в которой фиксируются все подобные расхождения (форма ИНВ-18).

Об особенностях заполнения этой ведомости читайте в материале .

В случае выявления излишка его необходимо принять к учету. Он считается доходом предприятия и фиксируется по кредиту 91-го счета.

В случае выявления пересортицы ТМЦ результат может быть взаимно зачтен. Такой зачет возможен только у 1 МОЛ за 1 проверяемый период и только по аналогичным видам продукции в одинаковых количествах (п. 32 приказа № 119н).

В случае выявления недостачи прежде всего необходимо выяснить, не было ли естественной убыли (например, усушки, утруски). Недостача в пределах лимита считается расходами предприятия и списывается в дебет 26-го (44-го) счета, сверхлимит и фактическую недостачу обязано возместить МОЛ. Для отражения выявленных расхождений может использоваться форма ИНВ-26.

Порядок заполнения этой формы смотрите в статье .

Выбытие материалов

Списание материалов со склада должно сопровождаться одним из документов: лимитно-заборной картой (форма М-8), накладной об отпуске материалов на сторону (форма М-15), требованием-накладной (форма М-11) или товарной накладной (форма ТОРГ-12).

  1. Лимитно-заборная карта — документ, предназначенный для отпуска одной номенклатуры материалов в другой склад предприятия или на сторону. Например, для выпечки хлеба нужна мука. В форме М-8 отражается ежедневное списание муки со склада хранения в производство. Данный документ ведется в течение месяца в 2 экземплярах: по одному для отпускающей и принимающей стороны. В карту вносятся данные о количестве отпущенных материалов, которые визируются подписями отпустившего и принявшего МОЛ. В конце периода карты сдаются в бухгалтерию.
  2. Требование-накладная выписывается разово на каждый отпуск ТМЦ в 2 экземплярах: по одному для каждой из сторон.
  3. Накладная об отпуске материалов на сторону выписывается в результате выбытия материалов в адрес стороннего юрлица (при продаже или, например, передаче материалов как давальческое сырье) или территориально удаленного подразделения компании. Выписывают документ в 2 экземплярах. Если отпуск производился сторонней организации, к форме М-15 необходимо приложить доверенность получателя ТМЦ.
Это интересно:  Личный кабинет НПФ ВТБ

Бланк формы М-15 можно найти в материале .

  1. При реализации материалов стороннему контрагенту выписывается накладная по форме ТОРГ-12 в 2 экземплярах: 1-й остается у фирмы продавца, 2-й передается покупателю. Если ТМЦ перевозятся автотранспортом, необходимо составить еще и ТТН (форма 1-Т).

Хранение

Организация может создать склад, предназначенный для хранения материалов сторонних организаций и получать за услуги хранения определенное вознаграждение. Данная деятельность регламентирована ст. 909 ГК РФ.

В таком случае между контрагентами заключается публичный договор. То есть сдать на хранение свои ТМЦ имеет право любой желающий. Приемка материалов по качеству, количеству и ассортименту проводится МОЛ склада-хранителя. Поклажедатель имеет возможность осмотреть или проверить, а также забрать свои ценности в любой момент в присутствии МОЛ.

Вся процедура хранения оформляется первичными документами. Рассмотрим основные из них.

Прием ТМЦ на хранение сопровождается актом приема-передачи ТМЦ (форма МХ-1), который выписывается в 2 экземплярах: по одному для каждой из сторон. МОЛ фиксирует поступление ТМЦ на хранение в специальном журнале (форма МХ-2).

По истечении срока хранения, а также при желании поклажедателя, оформленном в письменном виде, склад-хранитель возвращает материалы. Данная процедура сопровождается актом о возврате товаров (форма МХ-3).

Все данные о количестве и движении ТМЦ фиксируются МОЛ в специальных журналах (МХ-4, -5, -6, -7, -8).

Бланки по форме МХ-1 и МХ-3 и порядок их заполнения можно найти в материалах:

Итоги

Для эффективной и бесперебойной работы фирмы необходимо грамотно организовать работу складов. Чтобы отследить движение ТМЦ на складах, очень важно своевременно выписывать сопроводительные и первичные документы, оборот которых следует зафиксировать графиком документооборота в учетной политике предприятия.

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении Регламента движения материальных ценностей в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» , постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» , приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственной органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкций по его применению» , приказом Минпромторга России от 31 декабря 2010 года N 1353 «Об утверждении Положения об учетной политике Министерства промышленности и торговли»,

1. Утвердить прилагаемый Регламент движения материальных ценностей в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Регламент движения материальных ценностей в Минпромторге России

I. Общие положения

1. Настоящий Регламент разработан для организации работы по учету движения материальных ценностей в целях повышения эффективности использования бюджетных средств, а также определяет последовательность операций и объем документации, оформляемой при получении, эксплуатации и списании материальных ценностей в Минпромторге России.

2. Настоящий Регламент определяет основные задачи и этапы движения материальных ценностей в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (далее — Министерство).

3. В целях настоящего Регламента под материальными ценностями понимаются основные средства и материальные запасы, приобретаемые и используемые для нужд центрального аппарата Министерства.

4. Основными задачами по движению материальных ценностей является полное и своевременное обеспечение департаментов Министерства основными средствами и материальными запасами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций.

5. Обеспечение департаментов Министерства материальными ценностями должно осуществляться при выполнении следующих условий:

а) расходы на приобретение материальных ценностей осуществляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства;

б) целесообразность закупки материальных ценностей.

6. Обеспечение материальными ценностями включает в себя следующие основные этапы:

а) формирование заявки департаментами на обеспечение материальными ценностями в плановом периоде и обоснование потребности в них в Административном департаменте;

б) рассмотрение заявок департаментов Административным департаментом, формирование Плана закупок в части приобретения материальных ценностей на плановый период;

в) закупка материальных ценностей в соответствии с действующим законодательством;

г) отпуск материальных ценностей;

д) оперативный учет и контроль за движением материальных ценностей.

7. Административный департамент:

а) планирует расходы на государственные закупки материальных ценностей для нужд центрального аппарата Министерства в пределах утверждённых бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств;

б) формирует бюджетные заявки в части расходов на закупку материальных ценностей на плановый период и в установленном порядке направляет в Департамент бюджетной политики и финансов;

в) составляет расчет годовой потребности расходов на государственные закупки материальных ценностей для нужд центрального аппарата Министерства за счёт средств федерального бюджета с учетом состояния обеспеченности материальными ценностями рабочих мест сотрудников;

г) разрабатывает после утверждения бюджетных ассигнований план закупок материальных ценностей в денежном выражении на год и представляет в установленном порядке на утверждение Министру промышленности и торговли Российской Федерации план закупок;

д) организует работу и проведение конкурсных процедур по закупке материальных ценностей, в том числе заключает с поставщиками материальных ценностей государственные контракты (договоры) и обеспечивает их исполнение, а также осуществляет приёмку поставленных товаров в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и актами Министерства;

е) организует работу лиц, ответственных за сохранность основных средств и материальных запасов, по приёмке, отпуску, списанию материальных ценностей, находящихся на балансе Министерства;

ж) обеспечивает своевременное оснащение материальными ценностями департаменты Министерства;

з) ведет оперативный учет материальных ценностей по номенклатурным группам (Приложение N 1 *), по материально-ответственным лицам и местам нахождения объектов учета;
________________
* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

и) подготавливает и предоставляет в постоянно действующую комиссию по приему, передаче, списанию основных средств и материальных ценностей Министерства (далее — Комиссия) документацию на списание материальных ценностей;

к) обеспечивает проведение инвентаризации имущества Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и актами Министерства;

л) формирует и представляет информацию по учету федерального имущества в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» ;

м) предоставляет в Департамент бюджетной политики и финансов отчетные документы в соответствии с пунктом 2 Графика документооборота, являющегося приложением 1 к Положению об учетной политике Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного приказом Минпромторга России от 31 декабря 2010 года N 1353.

8. Департамент бюджетной политики и финансов:

а) в соответствии с обоснованной бюджетной заявкой Административного департамента на планируемый период формирует предложения к проекту бюджета;

б) доводит до Административного департамента объемы лимитов бюджетных обязательств на текущий год;

в) осуществляет контроль за расходованием средств федерального бюджета в соответствии с целевым назначением и утвержденным планом закупок материальных ценностей;

г) обеспечивает бюджетный учет материальных ценностей в соответствии с номенклатурными группами (приложение N 1) в установленном порядке;

д) осуществляет контроль в рамках полномочий Департамента в соответствии с действующим законодательством.

е) оформляет инвентарные карты, справки о балансовой и остаточной стоимости, акты о списании и передает документы в Административный департамент для вынесения их на рассмотрение Комиссии;

ж) формирует и предоставляет информацию по учету федерального имущества по запросу Административного департамента, в рамках компетенции Департамента бюджетной политики и финансов.

9. Департаменты Минпромторга России обеспечивают:

а) своевременность предоставления заявки на оснащение материальными ценностями на плановый период в Административный департамент;

б) качество предоставленной заявки в части наполнения номенклатурой и количеством;

в) соответствие представленной заявки действительной потребности Департамента в материальных ценностях на планируемый год;

г) оформление заявок на отпуск материальных ценностей по форме, установленной Административным департаментом.

II. Поступление материальных ценностей

10. Ответственность за прием, целостность, сохранность и отпуск материальных ценностей в эксплуатацию возлагается на материально-ответственных лиц назначаемых приказом Минпромторга России. Кроме того, материально-ответственные лица готовят списки материальных средств, непригодных к дальнейшей эксплуатации и дефектные ведомости.

11. При поступлении материальных ценностей в Минпромторг России основанием для приема материальных ценностей в Административном департаменте являются:

форма N Торг-12 утверждена );

12. При поступлении материальных ценностей материально-ответственным лицом оформляется приемный акт (приложение N 1 к приказу Минпромторга России от 25.11.2008 N 354).

13. Для постановки материальных ценностей на бухгалтерский учет Министерства и присвоение инвентарного номера в департамент Бюджетной политики и финансов передаются Административным департаментом следующие документы:

— товарная накладная (Унифицированная форма N Торг-12 утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132);

14. Материальным ценностям, относящимся к основным средствам, после постановки их на учет, независимо от того, находятся они в эксплуатации, в запасе или на консервации присваивается инвентарный номер.

Присвоенный инвентарный номер наносится на инвентарный объект материально-ответственным лицом.

Выдача материальных ценностей производится после нанесения инвентарных номеров.

III. Отпуск материальных ценностей в эксплуатацию

15. Отпуск материальных ценностей в эксплуатацию производится на основании учета и анализа поступающих из структурных подразделений заявок, которые оформляются на имя директора Административного департамента.

16. Получение материальных ценностей со склада оформляется требованием-накладной, типовая межотраслевая форма которой утверждена постановлением Госкомстата России 30 октября 1997 года N 71а . Требование-накладная подписывается сотрудником, получающим материальные ценности, материально-ответственным лицом, а также визируется начальником отдела материально-технического обеспечения Административного департамента.

Получая основные средства, пользователь несет ответственность за их сохранность. Переносить основные средства из одного помещения в другое без уведомления представителей отдела материально-технического обеспечения Административного департамента запрещается.

Для перемещения основных средств в другое помещение необходимо оформить служебную записку на имя начальника отдела материально-технического обеспечения Административного департамента, подписанное начальником структурного подразделения.

17. Отпуск материальных запасов производится на основании оформленных требований-накладных, которые ежемесячно передаются в Департамент бюджетной политики и финансов для списания.

18. Выдача материальных ценностей осуществляется в часы работы материально-ответственного лица в специально отведенных помещениях.

IV. Списание материальных ценностей

19. Списание материальных ценностей регламентировано приказом Минпромторга России от 25.11.2008 N 354 «Об образовании постоянно действующей комиссии по приему, передаче и списанию основных средств и материальных ценностей Министерства промышленности и торговли Российской Федерации»

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

…ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знание на деле…

Приказом Генерального директора

от ________ 20__ года № ___

взаимодействия с поставщиками

по вопросам получения

1. Настоящий регламент предназначен для установления общих для всех сотрудников требований по порядку взаимодействия с поставщиками и внутри компании по вопросам получения от поставщиков товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ).

2. Данный регламент не охватывает:

— порядок взаимодействий с поставщиками до момента заказа ТМЦ;

— порядок передачи товаров покупателям (см.Регламент осуществления продажи товаров частным лицам и Регламент осуществления продажи товаров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям).

3. Данный регламент вступает в действие после возникновения следующих основных событий:

— с поставщиком согласованы номенклатура поставки, цены и количество;

— от поставщика получен счет на оплату ТМЦ;

— произведена предоплата за ТМЦ в согласованном с поставщиком размере или с поставщиком достигнута договоренности об отсрочке платежа.

4. В документе используются следующие термины:

— компания, организация – ООО «НАША ФИРМА» как покупатель ТМЦ;

— ТМЦ – товарно-материальные ценности (материалы, товары, основные средства);

Менеджер – сотрудник, ответственный за взаимодействие с поставщиками ТМЦ;

— экспедитор – сотрудник, осуществляющий получение ТМЦ от поставщика и/или передачу их покупателю;

— кладовщик — сотрудник, отвечающий за сохранность ТМЦ на складе компании и осуществляющий прием и отпуск ТМЦ;

— поставщик — представитель организации-поставщика.

II . Получение ТМЦ от поставщика

5. Инициатором процесса получения ТМЦ от поставщика является менеджер.

6. После получения счета от поставщика менеджер передает в бухгалтерию или самостоятельно регистрирует в программе «1С»документ «Заказ поставщика», в который заносятся все данные полученного счета. Для удобства дальнейшего поиска дата «Заказа поставщика» должна соответствовать дате счета.

7. При готовности поставщика отгрузить ТМЦ менеджер обязан :

7.1. Согласовать с поставщиком дату, время, место отгрузки.

7.2. Обсудить с поставщиком, имеются ли дополнительные (отличные от обычных) требования по транспортировке ТМЦ.

7.3. Согласовать с руководством кандидатуру экспедитора.

7.4. Подготовить доверенность на получение ТМЦ от поставщика (по форме М-2) (печатается из программы «1С» путем ввода на основании документа «Заказ поставщика»).

7.5.Передать экспедитору доверенность, схему проезда до склада поставщика, телефоны контактных лиц поставщика.

7.6. Обсудить с экспедитором процесс получения ТМЦ у поставщика и, в случае необходимости, сообщить экспедитору дополнительную информацию (дополнительные (отличные от обычных) требования по транспортировке ТМЦ, порядок получения ТМЦ, необходимость получения от поставщика сертификатов и другой сопроводительной документации на ТМЦ и пр.).

Это интересно:  Как проверить подлинность паспорта гражданина РФ?

8. Экспедитор перед выездом к поставщику обязан :

8.1. Получить от менеджера доверенность по форме М-2, схему проезда до склада поставщика, телефоны контактных лиц поставщика.

8.2. Проверить наличие на доверенности следующих обязательных реквизитов:

— подписей руководителя и главного бухгалтера;

8.3.Обсудить с менеджером процесс получения ТМЦ у поставщика и, в случае необходимости, получить от менеджера дополнительную информацию (дополнительные (отличные от обычных) требования по транспортировке ТМЦ, порядок получения ТМЦ, необходимость получения от поставщика сертификатов, гарантийного талона изготовителя и другой сопроводительной документации на ТМЦ и пр.).

9. При получении ТМЦ на складе поставщика экспедитор обязан :

9.1. Получить от поставщика товарную накладную, счет-фактуру и, при наличии, товарно-транспортную накладную.

9.2. Проверить правильность оформления отгрузочных документов поставщика, а именно:

— наименование ТМЦ, их количество и сумма в товарной накладной должны соответствовать тем же данным в счете-фактуре и счете;

— в качестве покупателя должно быть указано «ООО «НАША ФИРМА»;

— проверить адрес покупателя (должен соответствовать юридическому адресу компании);

— на товарной накладной должны быть подписи поставщика и его печать, на счете-фактуре – только подписи.

9.3. Проверить товарный вид и целостность упаковки всех получаемых ТМЦ. Товарный вид ТМЦ не должен быть нарушен, целостность упаковки должна быть сохранена.

9.4. Проверить соответствие наименования получаемых ТМЦ на упаковке наименованию по товарной накладной.

9.5. Проверить соответствие количества получаемых ТМЦ количеству, указанному в товарной накладной.

9.6. Проверить наличие сертификатов, гарантийного талона изготовителя (если он предусмотрен) и другой необходимой сопроводительной документации.

9.7. При наличии дополнительных (отличных от обычных) требований к транспортировке ТМЦ обеспечить выполнение этих требований.

10. При несоответствии ТМЦ и/или документов хотя бы одному из требований, установленных пп.9.1-9.7 экспедитор обязан предпринять попытку самостоятельного разрешения с поставщиком сложившейся ситуации. При невозможности самостоятельного разрешения ситуации экспедитор обязан сообщить менеджеру о несоответствии ТМЦ и/или документов требованиям, установленным в пп.9.1-9.7. Дальнейшие действия предпринимаются экспедитором только после обсуждения с менеджером.

11. При получении от экспедитора сведений в соответствии с п.10 менеджер обязан связаться с поставщиком для разрешения возникшей ситуации. В случае невозможности немедленного разрешения ситуации менеджер принимает решение об отмене процесса получения ТМЦ от поставщика и сообщает об этом экспедитору.

12. Если получаемые ТМЦ и/или документы к ним не соответствуют требованиям, установленным пп.9.1-9.7, и экспедитор самостоятельно принимает решение о получении ТМЦ от поставщика, они обязан возместить за свой счет затраты компании, возникшие в связи с получением, возвратом, обменом или иными действиями, связанными с этими ТМЦ и документами к ним.

13. Если менеджер дает экспедитору указание о получении ТМЦ от поставщика, несмотря на имеющиеся нарушения требований, установленных пп.9.1-9.7, он несет финансовую ответственность и обязан возместить за свой счет затраты компании, возникшие в связи с получением, возвратом, обменом или иными действиями, связанными с этими ТМЦ и документами к ним. В этом случае экспедитор в тот же рабочий день составляет и передает генеральному директору или главному бухгалтеру служебную записку с подробным описанием ситуации.

14. Лицо, виновное в получении от поставщика документов, несоответствующих требованиям настоящего Регламента, обязано получить от поставщика и доставить в офис компании правильно оформленные документы в течение пяти рабочих дней с даты выписки этих документов.

15. Экспедитор несет материальную ответственность за сохранность ТМЦ, полученных от поставщика, с момента получения на складе поставщика до момента сдачи на склад компании, а при доставке товара покупателю в день получения от поставщика – до момента передачи покупателю.

16. При доставке ТМЦ на склад компании экспедитор обязан сдать ТМЦ кладовщику, а сопроводительные документы — менеджеру.

17. Менеджер проверяет правильность заполнения сопроводительных документов и, при отсутствии замечаний, передает товарную накладную, счет-фактуру и товарно-транспортную накладную (при наличии) в бухгалтерию. В случае наличия замечаний по оформлению сопроводительных документов менеджер договаривается с поставщиком о замене документов и самостоятельно инициирует и организует процесс получения от поставщика исправленных документов в течение пяти рабочих дней с даты выписки этих документов.

18. В случае оприходования на склад компании товаров, полученных от поставщика, до момента отгрузки товара покупателю менеджер несет ответственность за сохранность сопроводительной документации к товару.

19. Если товар передается покупателю на складе поставщика (без доставки на склад компании), экспедитор до момента отгрузки товара покупателю несет ответственность за сохранность сопроводительной документации к товару. Товарная накладная поставщика и счет-фактура передаются экспедитором менеджеру одновременно с документами, подтверждающими передачу товара покупателю.

Подготовлено: Главный бухгалтер

Согласовано: Начальник отдела взаимодействия с клиентами

Учет товарно-материальных ценностей должен проводиться согласно соответствующим бухгалтерским нормативно-правовым актам. В этой статье рассмотрим основные аспекты учета товарно-материальных ценностей и уделим внимание его организации на предприятии.

Товарно-материальные ценности: что это в бухгалтерском учете

Для начала разберемся в таких понятиях, как товарно-материальные ценности (ТМЦ) и материально-производственные запасы (МПЗ). В основном эти термины используются как взаимозаменяемые. Так ли это и что входит в их состав?

В настоящее время понятие МПЗ получило большее распространение, хотя бы потому, что оно используется в терминологии действующего ПБУ 5/01 «Учет МПЗ», утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н. Согласно п. 2, в состав МПЗ входят:

  • сырье, материалы;
  • товары;
  • готовая продукция;
  • активы, используемые для управленческих нужд.

Также отметим, что п. 4 ПБУ 5/01 не включает незавершенку в состав МПЗ.

Понятие ТМЦ встречается в законодательных актах по бухучету нечасто. Во-первых, его можно найти в названии забалансового счета 002 «ТМЦ, принятые на ответственное хранение». Из смысла названия счета вытекает то, что ТМЦ — это непосредственно товары и материалы, ведь только они могут поступать от поставщиков, если речь идет об оборотных активах. Во-вторых, в п. 3.15 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, расшифровано, что в ТМЦ входят производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы. Кроме того, незавершенное производство выделено в отдельный от ТМЦ раздел Методических указаний. К вопросу о том, включается ли в ТМЦ незавершенное производство, предлагаем ознакомиться с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н, а именно их п. 258, где говорится об инвентаризации товарно-материальных запасов в рамках смены зав. складом или кладовщика, которые, как известно, не являются ответственными за незавершенное производство.

Вопрос о включении незавершенки в ТМЦ мы подняли в связи с определением, данным в Современном экономическом словаре (Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.): «товарно-материальные ценности — статистический показатель, отражающий на определенную дату стоимость товарно-материальных ценностей, в состав которых входят производственные запасы, незавершенное производство, остатки готовой продукции». На наш взгляд, в рамках бухгалтерского учета понятие ТМЦ ограничивается тем же перечнем составляющих, которые утверждены для материально-производственных запасов в ПБУ 5/01.

Основные вопросы при выборе методов бухгалтерского учета ТМЦ

Есть несколько ключевых вопросов по выбору способов бухучета ТМЦ, которые нужно закрепить в учетной политике. Во-первых, по какой стоимости ТМЦ будут приходоваться: сразу по фактической или с использованием учетных цен (подп. 80, 204 Методических указаний, приказ Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н).

Во-вторых, нужно определить способ включения транспортно-заготовительных расходов в стоимость материальных ценностей.

Кроме того, существует 3 варианта списания МПЗ на затраты.

Все способы учета МПЗ рассмотрены в ПБУ 5/01 и Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н.

Регламент учета материальных ценностей на предприятии

Разработка внутренних актов является важным моментом для эффективного налаживания процессов на предприятии, внедрения и соблюдения внутренних контролей, а также недопущения недостач и ошибок в учетных данных. Отметим, что регламент учета товарно-материальных ценностей описывает порядок действий сотрудников и документооборот для совершения определенной операции. А то, какие способы бухучета были выбраны, описывается в учетной политике, кроме того, возможны отдельные уточняющие внутренние акты. Опишем основные пункты, которые могут быть раскрыты в регламенте учета МПЗ:

  1. Поступление МПЗ на склад:
  • оформление заказа/заявки на закупку;
  • проверка заказа на соответствие бюджету, плану или др. нормативам;
  • утверждение заказа;
  • приемка МПЗ на склад кладовщиком, в том числе описание процесса проверки входящих документов от контрагентов, самих купленных МПЗ;
  • отражение кладовщиком данных в системе складского учета;
  • передача первичных документов в бухгалтерию;
  • сверка складского и бухгалтерского учета;
  • выявление недостач, неотфактурованных поставок и пр.
  1. Отпуск материалов со склада в производство:
  • оформление запроса на склад;
  • одобрение этого запроса;
  • оформление внутреннего перемещения;
  • сверка данных складского учета, учета в цехах и бухучета;
  • учет движения материалов в бухгалтерии.
  1. Приемка готовой продукции на склад.
  2. Отгрузка готовой продукции со склада:
  • оформление договора с покупателем;
  • получение заказа от покупателя и его утверждение;
  • оформление первичных документов на отгрузку;
  • отражение кладовщиком данных по отгрузке в системе складского учета;
  • действия службы охраны при вывозе готовой продукции с территории предприятия;
  • контроль оплаты готовой продукции и пр.

Мы привели примерный перечень тем, которые могут быть затронуты в регламенте, поскольку он создается с учетом специфики внутренних процессов отдельного предприятия.

Итоги

Учет товарно-материальных ценностей на предприятии нуждается в разработке специально подобранной для конкретного случая методики. Эта методика отражается как в учетной политике, так и во внутренних регламентах по работе с ТМЦ. В нашей статье мы рассмотрели основные вопросы, которые должны быть раскрыты в этих документах.

Склады служат для хранения ТМЦ на предприятиях. Общие положения об учете материалов на складах содержит приказ Минфина России от 28.12.2001 № 119н. Так, склады могут быть центральными (специальные, основные) и склады филиалов и иных подразделений предприятия. Приказом по предприятию каждому складу присваивается номер, который будут содержать все документы по операциям.

Прием, хранение, учет материальных ценностей в каждом складе возлагаются на соответствующие должностные лица (например, это может быть заведующий складом, кладовщик), которые несут ответственность за правильный прием, отпуск, учет и сохранность вверенных им запасов, а также за правильное и своевременное оформление операций по приему и отпуску. С данными работниками заключаются договоры о полной материальной ответственности .

Не стоит забывать о том, что между бухгалтерией и складом осуществляется документооборот. Именно от работников склада зависит достоверное, качественное создание документов, их передача для отражения в бухучете и отчетности.

Для того, чтобы упорядочить работу склада, целесообразно разработать на предприятии положение о складе ТМЦ. Данный документ не является обязательным – компания не обязана его разрабатывать, отсутствие данного документа не является нарушением. Однако в данном документе можно зафиксировать много важных аспектов работы складов предприятия.

Положение о складе регламентирует порядок складского учета запасов на складах, а также устанавливает порядок предоставления информации и документов со складов в бухгалтерию предприятия и регламентирует взаимодействие с ней. Документооборот между складом и предприятием осуществляется в порядке, предусмотренном руководителем и главным бухгалтером предприятия.

Положение о складском учете на предприятии

Положение разрабатывается на предприятии самостоятельно. В документе необходимо отразить всю информацию, которая регламентирует складской учет, труд работников склада, определит порядок документооборота между подразделениями предприятия. В конце статьи мы приведем образец положения о складе. Стоит внимательно подойти к составлению документа и отразить все основные аспекты работы склада.

Какие разделы целесообразно включить в положение о складе?

  1. Общие положения. В этой главе необходимо обозначить само понятие складов, их назначение, задачи. Для кого положение о складе является обязательным, что понимается под материально-производственными запасами и др.
  2. Структура склада. Кто утверждает структуру и штат , кто осуществляет руководство складом.
  3. В положение о работе склада целесообразно включить информацию об организации рабочих мест на складах, оборудовании, вопросы безопасного перемещения грузов, общие требования безопасности работы при разгрузках, погрузках и т.д.
  4. Функции, которые выполняет склад. Прием, обеспечение сохранности ценностей, учет товара и т.д.
  5. Учет на складах. Каким образом ведется учет (например, сортовой метод – значит, ТМЦ хранятся по наименованиям и другим отличительным признакам), как заполняются карточки товара, кем они регистрируются, кому выдаются, кто ведет учет движения материальных запасов.
  6. Процесс инвентаризации . Как часто проводится инвентаризация, кто принимает в ней участие, другие детали проведения. Процесс проведения инвентаризации может быть подробно описан в отдельном документе (например, положение о проведении инвентаризации).
  7. Ответственность – кто отвечает за качество и выполнение поставленных задач, ответственность работников и др.
  8. Заключительные положения. Кто должен быть ознакомлен с текстом документа, когда документ вступает в силу и др.

Ниже представлен образец положения о складском учете.

Статья написана по материалам сайтов: blog.ksio.ru, buhland.ru, money-trans.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий