+7 (499) 938-56-19  Москва

+7 (812) 467-37-83  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

По данным социологического опроса Института детства, только около 25% родителей считают, что применение физической силы — это не метод для воспитания. Примерно 85% признали, что они бывают грубы с детьми, «когда те доводят». На вопрос: «Считаете ли Вы себя хорошим родителем?» более половины ответили: «Да, но не совсем». При этом подавляющее большинство респондентов ждут в старости от своих отпрысков понимания и любви.

Поскольку агрес­сия существует и широко распространена, можно говорить о еежертвах детях и под­ростках, пострадавших от насилия.

По мнению специалистов, выделяются три основные сфе­ры отношений, в которых, с одной стороны, происходит со­циализация детей, а с другой стороны, ребенок подвергается риску эмоционального, психологического и физическогона­силия: семья, сфера образования, и сфера микросоциальных отношений.

Насильственные действия могут проявляться в самых раз­личных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убий­ства. Они могут иметь вид физического, вербального, пси­хического и социального насилия. Не все виды насилия уголовно наказуемы, в частности домашнее насилие. Такой вид насилия включает многие насильственные действия, в том числе ограничения доступа к еде, одежде, учебе, социальным услугам; унижение достоинства; нарушение внутренней гра­ницы личностных переживаний; игнорирование потребнос­тей и интересов ребенка и др.

Первым вопросом, связанным с оценкой социально-меди­цинских последствий жестокого обращения с детьми, явля­ется определение понятий, используемых в исследованиях по проблеме насилия. Наиболее постоянно употребляются сле­дующие термины:

— пренебрежение, плохое обращение;

— жестокое физическое наказание, физическое насилие, издевательство;

Пренебрежение преимущественно понимается как отсут­ствие надлежащей родительской заботы или опеки, когда ребенок является нуждающимся, бездомным, живет в физи­чески опасном окружении. В поведении родителей есть серь­езные упущения в обеспечении жизненно необ­ходимых потребностей ребенка в пище, одежде, приюте, медицинском обслуживании и защите от опасных условий. По существу, речь идет о состояниях депривации. Наиболее близким к данному определению является термин «социальное си­ротство.

Физически жестокое обращение определяется как пред­намеренное или осознанное применение жестоких телесных наказаний или причинение ребенку неоправданных физи­ческих страданий, например нанесение ударов кулаком, ногой, колющих ударов, прижиганий.

Сексуальное злоупотребление понимается как использо­вание ребенка для целей сексуального удовлетворения взрос­лого человека или лица, значительно более старшего, чем сама жертва. Насилие может совершаться в различных фор­мах: развратные действия, половые сношения или попытки таковых, изнасилование, кровосмешение (инцест), демон­страция порнографии, проституция малолетних. Определе­ние сексуального насилия акцентирует внимание на отно­шении жертвы насилия к совершаемым по отношению к ней действиям. Под сексуальным злоупотреблением пони­мается вовлечение функционально незрелых детей и подро­стков в сексуальные действия, которые они совершают, полностью их не понимая, на которые они не способны дать согласия или которые нарушают табу социальных (се­мейных) ролей.

Второй вопрос, возникающий при анализе насилия к де­тям, связан с оценкой серьезности жестокого обращения и характера ближайших и отдаленных социально-медицинс­ких последствий. С выраженностью последствий связывают такие факторы, как частота и продолжительность актов же­стокости, их массивность, возраст ребенка, особенности личности. Считается, что характеристика жестокого обраще­ния должна включать:

— оценку совершаемых действий (физические, сексу­альные, эмоциональные);

— продолжительность их воздействия и особенности по­следствий (физические, эмоциональные, психологические).

В области оценки социальных и криминальных аспектов жестокого обращения с детьми преобладающей точкой зре­ния является концепция цикла насилия. Многие исследова­ния указывают на связь между жестокостью наказаний, при­меняемых к ребенку, и мерами воздействия, которые ис­пользовались в семье самого родителя; между наказаниями и выраженностью агрессивности ребенка, частотой встреча­емых у него случаев делинквентности, а также жестоким характером преступлений у тех лиц, которыми в детстве пренебрегали или с которыми обращались жестоко.

Опыт насилия в детстве и юношестве имеет фатальный исход для психологического самочувствия и общего развития мальчиков и девочек. Проявления последствий насилия хотя и нарушают здоровье детей и подростков, не имеют четко вы­раженных симптомов и признаков, по которым можно опре­делить первопричину отклонений. Степень тяжести последствий зависит от тяжести самого насилия. Жестокое обращение с ребенком есть его отвержение в грубой явной форме и послед­ствия такого отношения живут в виде психотравматических переживаний и трансформируются сначала в комплекс жерт­вы, а затем агрессию. Жертвы насилия живут в состоянии постоянной опасности, страха того, что насилие может повто­риться, или того, что все узнают о случившемся.

Часто дети и подростки, испытавшие насилие, чувству­ют бессилие, боль, смущение, стыд, ощущают себя соучас­тниками или виновниками. Наблюдаются расстройства эмо­циональной сферы, выражающиеся в повышенной тревож­ности, необоснованной смене настроения, депрессиях, которые могут спровоцировать суицидальные попытки. Ча­сто наблюдается нарушение сна, восприятия и ощущений, возникает неприятие своего тела. Невротические симптомы соседствуют с нарушением взаимоотношений с окружаю­щими. Вследствие недоверия к миру появляются замкну­тость, чувство одиночества. Среди отдаленных последствий насилия выделяют алкоголизм, аддиктивное и делинквентное поведение, попытки суицида.

Согласно данным кандадских исследователей:

1. Дети-жертвы в семь раз чаще злоупотребляют алкоголем или наркотиками.

2. Дети-жертвы в 10 раз чаще совершают попытки суицида.

3. Дети-жертвы составляют 60—70% беглецов (85% в убе­жище для бездомных в Торонто); 98% детской проституции падает на них.

4. 60% детей-жертв страдают от проблем питания.

5. 98% индивидов, страдающих от множественных личност­ных расстройств, имеют историю сексуального насилия в детстве.

6. У 85% пациентов психиатрических клиник выявляется история сексуального злоупотребления в детстве.

Еще одна проблема связана с определением тех несовер­шеннолетних, которые по своим социально-психологичес­ким признакам относятся к «группе риска». Выделены сле­дующие дети «группы риска» по жестокому обращению и насилию:

— дети, проживающие в асоциальных, дезорганизован­ных семьях с наркологической, психопатологической отягощенностью родителей, аморальным или криминальным поведением старших членов семьи;

— дети, оставшиеся без попечения одного или обоих родителей в связи с лишением их роди­тельских прав и находящиеся на государственном интернат-ном обеспечении или под опекой лиц, которые в силу сво­его возраста, личностных свойств или других причин не в состоянии в полной мере обеспечивать жизненно необходи­мые потребности детей в их физическом и психосоциаль­ном развитии;

— дети с асоциальным (криминальным) поведением, не достигшие возраста уголовной ответственности (14 лет) и нуждающиеся в связи с социально-педагогической запущен­ностью в принудительных мерах воспитательного воздействия;

— дети, находящиеся в особо трудных условиях (в семь­ях беженцев, вынужденных переселенцев; детей, родители которых имеют статус безработных, дети одиноких несо­вершеннолетних матерей).

Анализ внутрисемейных ситуаций и наличия психических отклонений у родителей, проявляю­щих жестокость в обращении с детьми, показывает, что в 60% случаев родители «забитых детей» имели тяжелую депривацию, в детстве страдали депрессивными и тревожными расстройствами, алкогольной зависимостью. В их семьях чаще наблюдался «авторитарный» тип внутрисемейных отноше­ний, при котором конфликты между супругами сопровож­дались враждебно-агрессивным отношением к детям. Следо­вательно, воспитание повторяет опыт родительской семьи.

К факторам риска жестокого обращения родителей с деть­ми, по мнению ряда исследователей, относятся:

1. алкоголизм, признаки асоциальной личностной де­формации и криминальность, психопатические черты в виде психической ригидности с аффективной возбудимостью;

Во многих семьях физическое насилие приобре­тает систематический и хронический характер. Каж­дый год по крайней мере один ребенок из ста страдает от побоев родителей и не менее 40% детей хотя бы один раз подвергаются побоям в детстве. Трое из ста детей страдают от применения родителями огнестрельного или холодного оружия.

2. незрелость родителей и их изолированность, отсут­ствие социально-психологической поддержки со стороны прародителей;

Многие родители эмоционально не готовы к той ответственности, которую налагает на них материнство или отцовство, и зачастую либо слишком близко к сер­дцу принимают неприятности, связанные с выполне­нием родительских обязанностей, либо попросту их игнорируют. В детском возрасте у них не были сформи­рованы навыки межличностного общения. Дефицит эмоционального тепла, который они испытывали в дет­ские годы, ограничил их способность относиться к себе с уважением и взаимодействовать с другими.

Очень часто причиной жестокого отношения к ребенку является недостаток элементарных знаний о детском развитии. Ожидать, что двухмесячный ребенок отреагирует на наказание, а в шесть месяцев сможет следить за своим мочевым пузырем или стулом, наивно, так как он не может контролировать эти процессы ни физиологически, ни психологически. Не зная этого, ро­дители могут наказать ребенка. Неправильное питание в младенческом возрасте, которое зачастую ведет к по­ражению центральной нервной системы ребенка или его смерти, во многих случаях является результатом незна­ния родителями основных требований, предъявляемых к кормлению детей.

3. низкая самооценка у родителей, снижение толерант­ности к стрессам и личностные проблемы;

Критическая ситуация или стечение обстоя­тельств часто вызывает вспышки жестокого поведения. К ним можно отнести потерю работы, разлуку с люби­мым человеком, смерть, нежелательную беременность, эмоциональную подавленность или даже любое незна­чительное событие, принципиально важное для взрос­лого, который сам отчаянно нуждается в утешении.

4. потребности родителей установить приоритет над ребен­ком, нарушение баланса власти; неравномерность привилегий;

В семьях, где принято жестокое отношение к де­тям, часто есть ребенок-мишень, на которого сыплются все шишки. Его считают особенным, отличающимся от других, либо слишком активным, либо чересчур пассив­ным и т. д., и он становится объектом агрессии членов семьи. Ребенок может напоминать о ненавистном род­ственнике, являться любимчиком одного из родителей, иметь недостаток, который раздражает его мучителя, считаться злым, иметь физические или умственные недостатки или появиться на свет преждевременно.

5. жесткие моральные нормы;

Модель домашнего насилия, как правило, пере­дается от одного поколения к другому. Строгие наказа­ния обычно не считаются насилием по отношению к детям, а рассматриваются в качестве семейной тради­ции. До 90% лиц, проявляющих -жестокость в отноше­нии детей, хотя и заботятся о них, тем не менее имеют очень ограниченный круг навыков семейного воспита­ния, поскольку следуют той модели, которую они полу­чили в наследство.

6. одиночество и плохое здоровье матери.

Весьма типична для семей, в которых царит до­машнее насилие, изоляция от внешнего мира. Многие из них не имеют телефонов, живут замкнуто и не пользу­ются ничьей помощью. Присущее им недоверие ведет к отрицанию попыток со стороны соседей, социальных работников и врачей наладить с ними сотрудничество.

Следовательно, большое число семей с хроническими конфликтными отношениями, а также асоциальных, де­зорганизованных семей являются в настоящее время облас­тью повышенного риска эмоционального отвержения де­тей, необеспечения необходимостью условий для осуществ­ления жизненно необходимых потребностей детей в защите и уходе.

Участники насилия. Насилие может быть частью любых отношений. Оно может произойти между совсем незнако­мыми людьми, только что познакомившимися на вечерин­ке, между долго живущими вместе людьми и друзьями. В случаях совершения насилия над детьми чаще всего винов­ником является человек, которого ребенок хорошо знал и доверял ему. По оценкам специалистов, от 25 до 75% ви­новниками насилия являются родственники. Часто они ис­пользуют в своем влиянии на ребенка подкуп, шантаж, угрозу, физическую расправу. В случаях домашнего насилия ребенок не чувствует опасности и страха, часто не обраща­ется за помощью, страдает от самого факта насилия и от предательства.

Жертва насилия это любой, кто вовлекается в отноше­ния путем насилия, обмана или давления. Жертвой насилия может стать любой человек. Но статистика свидетельствует о том, что наибольшее количество насилия направлено на де­тей и молодежь. Объясняется это физиологическими и соци­ально-психологическими особенностями подростков: мень­шей физической силой и психологической уязвимостью, со­циальной и материальной зависимостью от взрослого. Определенную роль в формировании «комплекса жертвы» играют социальная незащищенность, страх перед будущим в условиях нестабильности общества. Виктимология, наука изучаю­щая жертвы преступлений, выделяет ряд биопсихосоциальных признаков, характеризующих комплекс жертвы. Одним из таких параметров является социальная изоляция, робость, неуверенность в себе. Не существует прирожденных жертв, но приобретенные человеком физические, психические и со­циальные свойства и качества, такие, как пассивность, тру­сость, внушаемость, нестойкость, некритичность поведения и т. д., могут сделать человека жертвой преступления.

Насильники. В большинстве случаев человека, совершаю­щего насилие, отличает потребность доминирования над ок­ружающими, а способом подчинения себе — жестокость. Он бессознательно стремится к таким видам деятельности, ко­торые дают возможность удовлетворить эту потребность. Со­всем незначительная часть насильников имеют психические заболевания. Гораздо больше встречается лиц с акцентуиро­ванным характером. По данным психологов, среди на­сильников наиболее часты психопаты (49,7%), алкоголики (50,8%), олигофрены (36%), лица с органическими заболе­ваниями центральной нервной системы (63%).

Оказание помощи жертвам насилия направлено на сни­жение или максимально полное устранение возможных по­следствий перенесенного насилия и принятие мер по пре­кращению насильственных действий.

Эта работа включает меры профилактического, диагностического и коррекционно-психотерапевтического характера. Специалисты выделя­ют ряд особенностей оказания помощи детям и подрост­кам, пострадавшим от насилия:

— полное признание основных прав детей и подростков: право на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, до­стойное существование;

— анонимность или конфиденциальность, что повышает вероятность обращения жертв насилия за помощью.

В случаях угрозы жизни и благополучию жертвы насилия социальный педагог обя­зан вмешаться в ситуацию. Формирование чувства безопас­ности у жертв насилия — основа эффективной помощи.

Обязательным аспектом помощи детям и подросткам яв­ляется разъяснение их основных прав:

— права на неприкосновенность;

— права на защиту своей чести;

— права доверять своим чувствам;

— права говорить «нет» взрослым;

— права рассказать о событии близкому человеку, если событие смущает или вызывает неприятие;

— права на получение помощи.

Таким образом, цель социально-педагогической помощи жерт­вам насилия в уменьшении отрицательного влияния пережи­той ребенком травмы на его дальнейшее развитие, предотв­ращение отклонений в поведении, облегчение реадаптации в обществе.

Исходя из этих целей социальный педагог решает следующие прак­тические задачи:

— оценивает масштаб ущерба здоровью жертвы на­силия и определяет показания к другим видам помощи (пси­хотерапевтической, психиатрической, терапевтической и т.д.);

— изучает индивидуально-психологические особенности ребенка с целью более адекватного их использования для решения возникших проблем;

— мобилизует внешние и внутренние ресурсы ребен­ка, обеспечивающие самостоятельное решение проблем;

— осуществляет коррекцию социальной дезадаптации;

— выявляет основные направления дальнейшего развития личности;

— привлекает других членов семьи, родственников, свер­стников, доверенных и референтных лиц к оказанию помощи пострадавшему ребенку.

Для того чтобы определить спектр помощи жертвам насилия, необходимо учитывать как вне­шние признаки насилия, так и особенности детей и подро­стков, подвергнувшихся насилию.

Обычно учитываются сле­дующие внешние признаки насилия: безнадзорность, эмо­циональное, физическое и сексуальное насилие.

Первоепроявляется в неухоженности, неопрятности, внешней за­пущенности ребенка, его дистрофичности, постоянных про­студных заболеваниях, несвоевременном лечении или от­сутствие такового, затяжных инфекционных заболеваниях, частых травмах. Психологическими последствиями безнад­зорности является социально-педагогическая запущенность ребенка.

Это интересно:  Замена водительского удостоверения в 2017 году

Второе выясняется из жалоб ребенка, расспросов его соседей, друзей, из которых формируется представле­ние о нем как объекте насмешек, обид, угроз, унижения, раздражения родителей, превращающих ребенка в своеоб­разного «козла отпущения», лишенного эмоционального тепла и ласки в семье.

Третье проявляется в виде поврежде­ний на теле, ссадин, синяков, порезов, ожогов, переломов и несвоевременности или отсутствии при этом медицинс­кой помощи. Следствием насилия может быть чувство немо­тивированного беспокойства, тревоги, неуверенности, от­сутствие доверия к людям, замкнутость, отчужденность, приводящие к социальной дезадаптации ребенка.

Сексуальное насилие отражается в рассказах ребенка, иг­рах идентичного типа с другими детьми и куклами, избега­нии медосмотра, страха посещения туалета, неадекватных реакциях на потенциальных насильников, необычном коли­честве сексуальных знаний, проявляющихся в рисунках или поведении. В ходе психотерапии учитывается тот факт, что в большинстве случаев имеет место сочетание различных видов насилия и готовность к поведению жертвы. При этом обра­щается внимание на следующие обстоятельства:

1. Особенности личности и психического состояния ре­бенка или подростка до факта насилия.

2. Вид перенесенного насилия и способность ребенка осоз­навать его сущность.

3. Глубину и тяжесть переживания факта насилия: от без­различия до тяжелых депрессий и суицидальных попыток.

Психологические последствия могут быть выражены в виде:

— закрепления личностных форм реагирования на наси­лие и предрасположенности вновь стать жертвой насилия;

— формирования на основе неотреагированного психо­травматического опыта устойчивых невротических состояний, депрессий, психосоматических заболеваний, нарушений со­циальной адаптации, сложностей вступления в брак и т.д.;

— виктимизации, которая может приводить к отклоня­ющемуся и делинквентному поведению.

Проводя изучение личности ребенка, пострадавшего от насилия, социальный педагог может использовать следующиеме­тодики:

1. Психодиагностический опросник А.Е. Личко для опре­деления типа акцентуаций характера и наличия психопатических проявлений.

2. Цветовой тест М. Люшера для определения актуального психоэмоционального состояния клиента, его потребнос­тей, страхов и других индивидуальных характеристик.

3. Шкала уровня субъективного контроля Д. Роттера для исследования типа поведения и характера локализации от­ветственности.

4. Рисуночные тесты «Дом — Дерево — Человек», «Ки­нетический рисунок семьи», «Несуществующие живот­ные». «Неоконченные предложения» для определения зон психологического конфликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и «это» состояний жертвы насилия.

Для оказания эффективной помощи необходима полная и всеобъемлющая информация о пострадавшем, его окру­жении, семье. Эту информацию можно получить из бесед и интервью при совместной работе нескольких специалистов. Ее достоверность зависит от степени доверия пострадавших или их близких к специалисту. Информация должна содер­жать сведения о самой жертве, родителях и близких род­ственниках, о семейной ситуации (состав, статус, внутрисемейные отношения, внешние связи семьи, микроклимат), о доверенных лицах, о насильнике.

Показаниями к консультированию яв­ляются: самостоятельное обращение ребенка или подростка, направление ребенка родителями, опекунами, учителями или представителями других организаций, приглашение постра­давшего самим социальным педагогом.

Первый вариант является наибо­лее предпочтительным в связи с наличием осознаваемой про­блемы и мотивации. В других случаях требуется дополнитель­ная предварительная работа по снятию тревоги, беспокойства, страха.

Основными методами консультирования являются беседа и интервью.

С помощью специальных вопросов и заданий, раскрыва­ющих актуальные и потенциальные возможности личности жертвы насилия, социальный педагог продвигается во взаимодействии с клиентом от достижения принятия личности консультанта и ситуации консультирования к сбору информации о теме взаимо­действия, к личности клиента; от достижения взаимопонима­ния к совместному решению о возможных альтернативных путях и способах решения проблемы.

Определенное значение имеют пол консультанта, место и обстановка проведения консультаций, уровень профессионализма социального педагога, позволяющие обеспечить максимум ува­жения, достоинства и серьезного восприятия ребенка и его проблем.

Целесообразно использовать в работе с подростками, по­страдавшими от насилия, «телефон доверия» как одну из наиболее адекватных для подростков форм помощи. Она обеспечивает ано­нимность, искренность, снимает страх унижения и различ­ных санкций, дает возможность прервать контакт, если он нежелателен. «Телефон доверия» предоставляет возможность использовать волонтеров-подростков, хорошо знающих мо­лодежную субкультуру и специально подготовленных к ра­боте на «телефоне доверия». Роль консультанта «телефона до­верия» состоит в помощи подростку в идентификации про­блемы, вербализации негативных эмоций, определении источников и установлении здоровых сохранных сторон лич­ности обратившегося за помощью с целью повышения уров­ня его самооценки, выявлении круга друзей и близких, ко­торые могли бы его поддержать, выработке плана действий в критической ситуации.

Профилактике насилия может служить работа социального педагога с родителями, учителями, специалистами, по осоз­нанию источников насилия, разъяснению их опасности, повышению ответственности за насильственные действия любого рода, выявлению и защите прав жертв насилия и способам предупреждения виктимного поведе­ния.

Работа с родителями сопряжена с определенными сложностя­ми. Как ни странно, с педагогами чаще контактируют и консуль­тируются родители, дети которых и так относятся к категории благополучных во всех отношениях. Те же родители, которые име­ют «проблемных» детей и в силу этого нуждаются в сотрудничест­ве, помощи и консультации, как правило, на собрания, индивиду­альное собеседование приходят очень редко. Тем не менее посиль­ную работу с родителями вести необходимо, тем более если это касается ненасильственного воспитания.

Разработана и апробирована технология работы с роди­телями, которая включает в себя следующие этапы:

1. Проведение комплексного обследования родителей, на ос­нове которого выявляется специфика их отношения к собствен­ным детям, определяются типы родителей.

2. Проведение нескольких собраний с родителями, на которых раскрываются смысл и суть обучения и воспитания детей на нена­сильственной основе, разъясняется различие подхода к ребенку как объекту собственного воздействия и как субъекту жизнедея­тельности.

В первом случае отношение к ребенку строится по принципу управления, когда реализуется взгляд на сына или дочь как на собственность, что приводит к регламентации обязанно­стей и ограничению свободы детей. И неизбежно родители обра­щаются к педагогам и психологам с типичными вопросами: как добиться, чтобы ребенок был послушнее, дисциплинированнее, усидчивее, самостоятельно и качественно выполнял домашние задания, стал более активным, более спокойным и т. п.

Во втором случае отношение к детям строится на основе любви и принятия. Но любовь бывает разной: она может принимать форму жертвен­ности или родительского эгоцентризма, либо выражаться в особой деятельности, направленной на усиление личностного в ребенке. Важно обозначить те пути, которые помогают научиться любить собственного ребенка, акцентируя внимание на механизмах само­принятия, позитивного принятия всех членов семьи, на обучение умению не беспокоиться за будущее своих детей. Определяются некоторые конкретные формы перестройки отношения к собст­венному ребенку и «стратегические» линии взаимодействия: орга­низация совместной деятельности с детьми, предоставление им возможности для проявления активности и осуществления выбора, активное использование приемов актуализации эмоционального воображения, моделирования действий и т. п. Раскрываются не­которые конкретные приемы работы с неуверенными, неоргани­зованными, агрессивными детьми.

3. Организация индивидуального консультирования.

Как пра­вило, после серии групповых собраний и консультаций у родите­лей возникает много вопросов индивидуального характера, свя­занных с правильным построением системы отношений со своими детьми. На этом этапе целесообразно не только организовать сис­темное индивидуальное консультирование, ориентированное на оказание непосредственной позитивной помощи, но и провести отбор родителей в специальную тренинговую группу. Родителям предлагается, приняв участие в групповой работе, научиться кон­кретным методам и формам взаимодействия со своими детьми, приобрести новый опыт отношений, построенных на ненасильст­венной основе.

В группе численностью 8-12 человек работа с ро­дителями проводится еженедельно, занятия длятся примерно по 4 часа. Продолжительность тренинга зависит от характера обсуж­даемых проблем, возможностей родителей, социального педагога. Обычно такие тренинги могут занимать от одного до трех месяцев.

Профилактическую задачу решает и специальная рабо­та по коррекции агрессивного поведения детей и подрост­ков, которые, как правило, сами являются жертвами наси­лия. Их восприятие мира, как враждебного и опасного, проецируется на адекватные отношения с этим миром. Яв­ляясь жертвами насилия в каких-то сферах микросреды, они часто становятся насильниками в школах, участвуют в криминогенных группах, совершающих насильственные про­тивоправные действия.

Таким образом, создание системы социально-педагогической по­мощи детям и подросткам, пострадавшим от различных форм жестокого обращения, предполагает не только непосред­ственную работу с ними, но и деятельность по предупреж­дению ситуаций насилия. Важно обучить ребенка безопас­ному поведению, усилить его возможности самозащиты, снять комплексы неполноценности как основу виктимного поведения. Однако для профилактики жестокости и наси­лия в обществе нужны социальные комплексные програм­мы, которые бы включали различные направления работы:

— образовательные программы для детей и подростков;

— образовательные программы для педагогов, родителей и других взрослых, работающих с детьми и молодежью;

— создание специальных программ в масс-медиа, демон­стрирующих здоровые человеческие отношения, лишенные давления, принуждения и манипуляций;

— борьба с засильем программ, публикаций, транслиру­ющих жестокость и насилие

— создание «телефонов доверия», специальных кризис­ных центров, убежищ и приютов для жертв насилия;

— ориентация волонтерского движения в помощь со­циально дезадаптированным детям и подросткам по их реадаптации в обществе и др.

Основными принципами создания таких программ дол­жны быть принципы доступности, ответственности, досто­верной информации, активности.

В этой связи привлекает внимание опыт, накопленный сотрудниками социальных служб США. Согласно их мнению, приоритетное направление в профилактике насилия в семье — разработка специаль­ных программ педагогического образования родителей. Рассмотрим некоторые из них.

Программа установления близких взаимоотношений детей и взрослых.

В первые годы жизни младенец испытывает при­вязанность к какому-то одному человеку, чаще всего к матери. На протяжении всей жизни сила и характер этого чувства будет оказывать влияние на последую­щие отношения с другими людьми. Привязанность можно определить как нежную связь между двумя индивидами, которая имеет временные и простран­ственные характеристики и способствует их эмоцио­нальному контакту.

Американская медицинская ассоциация и Амери­канская ассоциация среднего медицинского персонала выступают за налаживание взаимосвязей родителей и новорожденных. Об этом говорится в декларации о вза­имодействии родителей и новорожденных, направлен­ной на распространение и гуманизацию методов нала­живания взаимосвязей с ребенком после его рождения. В частности, медицинскому персоналу больниц рекомен­дуется пересмотреть традиционную практику, включая процесс принятия родов, и поощрять немедленное об­щение матерей и отцов с их новорожденными детьми.

Программа посещений на дому.

Служба охраны здоровья особое внимание уделяет проведению профилактических мероприятий, исполь­зуя при этом знания и опыт посещающего семью спе­циалиста, который может дать консультацию по любо­му вопросу, волнующему семью: от практического совета до выявления ошибок в обращении с ребенком. Это общение один на один — уникальная форма педа­гогического образования родителей.

В первый раз мать навещают еще в больнице и договариваются с ней о посещении на дому в течении первых десяти дней. Сотрудник программы приносит брошюры о питании ребенка, о возможностях общины и социальных служб, если это необходимо, и, что более важно, об уходе за ребенком.

Сотрудник, посещающий семью на дому, выступа­ет в качестве педагога, друга и представителя общины. Он стремится наладить взаимоотношения, основанные на доверии и эмоциональной поддержке. Как предста­витель общины, сотрудник представляет информацию о всех службах общины, убеждает семью использовать их возможности и помогает наладить с ними контакты.

Интенсивный курс обучения родителей

«Интенсивный курс для взрослых по воспитанию детей» был разработан для подготовки профессионалов к работе в качестве инструкторов-спе­циалистов по формированию навыков взаимодействия с детьми. Содержание курса охватывает 3 основные сферы взаимодействия.

1. Взаимодействие со своим окружением путем уп­равления своими ощущениями (осязанием, зрением и т. д.).

2. Взаимодействие со своим внутренним Я через создание положительного представления о самом себе и умение управлять своей жизнью. Сюда относятся умения принимать решения, управлять эмоциями, чув­ства ответственности, вины, доверия, а также поступки.

3. Взаимодействие с другими людьми: со знакомы­ми, близкими друзьями, товарищами по работе. Значи­тельное внимание уделяется проблеме взаимодействия с лицами противоположного пола.

Авторы считают, что их курс надо рассматривать как начальный или предварительный курс по подготов­ке молодых людей к выполнению родительских обязан­ностей.

Информационный бюллетень «Пеликан»

Ллойд Роуленд разработал серию ин­формационных листков, которые известны под назва­нием «Пеликан» и нашли широкое применение во многих штатах. Название было выбрано потому, что пеликан является символом штата Луизиана. Инфор­мационный бюллетень — это брошюра с иллюстраци­ями, содержащая короткие, легко читаемые тексты.

После рождения ребенка и в течение первого года его жизни родителям ежемесячно присылается серия информационных бюллетеней. На втором году жизни ребенка семья получает информацию каждые два ме­сяца; три бюллетеня семья получает в течение третьего и четвертого года жизни ребенка и два бюллетеня — в течение пятого и шестого года. Каждый бюллетень содержит конкретную информацию для родителей о развитии ребенка и уходу за ним.

Данная программа все чаще рассматривается в качестве стратегии педагогического образования ро­дителей со стороны тех, кого волнует проблема предот­вращения жестокого отношения к детям. В первые не­сколько лет своей жизни ребенок наиболее уязвим и вызывает раздражение родителей. Следовательно, надо в первую очередь способствовать внедрению тех про­грамм, которые могут привести к установлению хоро­ших взаимоотношений между родителями и детьми с момента рождения.

Телевизионный сериал «Шаги»

Если все другие попытки педагогического просвещения родите­лей оказались неудачными, то остается еще один вари­ант — использовать возможности телевидения.

«Шаги» — это телепрограмма, посвященная выпол­нению родительских обязанностей, представленная на общественном телевидении образовательным каналом штата Кентукки и финансируемая Министерством об­разования США. 20-серийная лента — это инсцениров­ка жизни пяти вымышленных семей, которые в каждой серии сталкиваются с определенной проблемой: семья Сандбургов — белые, представители средних слоев общества, оба родителя работают, имеют двоих детей; семья Маршаллов — черные, представители среднего класса, имеют двоих детей; Хорнбреннеры — недавно разведенные родители, имеющие одного ребенка; семья Райли — подростки из рабочего класса, ожидаю­щие ребенка, живут в сельской местности; и семья Санчесов —американцев мексиканского происхожде­ния, рабочих, имеющих большую семью.

В каждой серии затрагивается особая тема — лич­ность, индивидуальность, ранний алкоголизм, пред­родовые приготовления, обучение по телевидению, смерть, привязанности и независимость, дисципли­на, привычки в еде и т. д. Программа предлагает раз­личные варианты, и для родителей открывается воз­можность выбора путей воспитания своих детей. Вслед за двадцатиминутной инсценировкой ведущие программы представляют короткий документальный фильм, который подводит итог представленной вни­манию зрителей сюжетной истории.

Телесериал не претендует на то, чтобы читать про­поведи зрителям или предлагать им рецепты решения проблем. Его цель — выработка положительных устано­вок. Авторы стремятся к тому, чтобы родители не чув­ствовали себя одинокими, сталкиваясь с трудностями в воспитании детей; нет ничего невозможного в выполне­нии родительских обязанностей, и не существует одно­значного решения каждой конкретной проблемы.

Это интересно:  Обязан ли ип иметь печать

Консультационные и анонимные центры для родителей

Общество испытывает необходимость в создании групп поддержки и организации взаимодействия ро­дителей.

Группы поддержки матерей, такие, как консульта­ционные центры, а также национальная программа анонимной помощи родителям, направляют свои уси­лия на помощь нуклеарной семье, стра

Жестокое обращение с детьми. Рекоммендации родителям

Воспитание ребёнка — главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответсвующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых к сожалению не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

· Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

· Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

· Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:

— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

— угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

— замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

— преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

— ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

— однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

· Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

— отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

— отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

— неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

— наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

— безработица, постоянные финансовые трудности;

— постоянные супружеские конфликты;

— статус беженцев, вынужденных переселенцев;

— низкий уровень культуры, образования;

— негативные семейные традиции;

— умственные или физические недостатки ребенка;

К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране почти 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Для 10% этих детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством. Более 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от родителей.

Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

· физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;

· дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;

· когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

· жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Помните, насилие — порождает насилие! Ребёнок выращенный в грубости и жестокости будет будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми. Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

— Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

— Объяснением. Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

— Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока проступок повторится.

— Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

— Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

Также в заключении хочется привести разработанные психологами 4 заповеди мудрого родителя:

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает и никогда не ругайте за то, что умеют другие.

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.

3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты. », «Я тебя растила, а ты. »

4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

Помните, что ребёнок это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

Жестокое обращение с детьми в семье: ответственность, профилактика

Ребенок – это маленький, еще только формирующийся человек. И именно от того, в каких условиях происходит воспитание малыша, зависит его будущее. Несмотря на внешнюю стабильность ситуации, в мире не так уж редко встречается жестокое обращение с детьми. В современном обществе эта проблема является довольно серьезной, так как она представляет собой не просто нарушение прав маленького человека. Насилие над ребенком оставляет отпечаток на его нежной и ранимой психике, что зачастую приводит к непоправимым нарушениям развития.

Проблема и ее суть

Огромное количество детей ежегодно страдает от жестокого обращения взрослых. Что же представляет собой эта столь актуальная в наши дни проблема? Насилие над ребенком понимается как действие или комплекс действий, которые способны нанести не только физический, но и эмоциональный вред малышу. Причем самое страшное то, что в результате жестокого обращения миллионы детей получают психические травмы, а тысячи – умирают.

Ущемление прав маленького человека – понятие довольно обширное. Например, это может быть жестокое обращение с детьми в семье или невыполнение родителями своих обязанностей. Известны факты, когда превышают свои полномочия сотрудники госучреждений: больниц и школ. В любом случае ответственность за благополучие и здоровье маленьких людей несут не они сами, а мы с вами – полноправные граждане страны. К сожалению, далеко не все это понимают, поэтому проблема жестокого обращения в настоящее время более чем актуальна.

Причины насилия над детьми

Некорректное, точнее, выходящее за рамки общепринятых норм, отношение к малышу со стороны родителей, как правило, не возникает просто так. Этому способствуют определенные факторы. Ниже приведен список причин, которые наиболее часто влекут за собой насилие над ребенком:

  • Наркотическая или алкогольная зависимость. В таких случаях жестокое обращение с детьми происходит из-за невозможности контролировать свои действия.
  • Проблемы социального характера (бедность, развод). Как правило, родитель пытается сорвать на ребенке все свое отчаяние либо же просто упивается горем, предоставив малыша самому себе.
  • Психические расстройства. Иногда медики выявляют у одного из членов семьи, практикующего жестокое обращение с чадом, диагноз, провоцирующий такое поведение. Например, человек может быть болен шизофренией или подвержен сильной депрессии.
  • Травма детства. Часто оказывается, что неблагополучные родители сами подвергались насилию со стороны взрослых в школьном возрасте, что вполне могло оставить отпечаток на их отношении к воспитанию.

Стереотипы – это лишь выдуманные факты

Большинство людей заблуждаются в некоторых вещах, предпочитая думать то, что излагает им общество. Это же касается и темы насилия над подрастающим поколением. Эффективная профилактика жестокого обращения с детьми невозможна, если не знать, как выглядит ситуация на самом деле. Итак, ниже представлен список распространенных стереотипов и их разоблачений:

  • Дети страдают только от физического насилия. Этот факт абсолютно ничем не оправдан, так как ранимая психика маленького человека вполне может нарушиться от регулярных оскорблений или отсутствия внимания родителей.
  • Жестокое обращение можно встретить только в неблагополучных семьях. В этом стереотипе, собственно, и скрывается вся проблема домашнего насилия над малышами. Оно может происходить и в социально устойчивых, внешне счастливых семьях, но со стороны этого не видно.
  • Те, кто в детстве страдал от насилия, в будущем становятся жестокими людьми. Здесь, как говорится, палка о двух концах. Несмотря на то, что такое возможно, многие жертвы вырастают высокоморальными личностями, стремящимися, наоборот, защитить своих детей от подобного отношения.

Формы жестокого обращения с детьми

Существует четыре вида насилия над подрастающим поколением:

  • Физическое.
  • Сексуальное.
  • Эмоциональное.
  • Пренебрежение ребенком.

Несмотря на то, что каждая из представленных форм отличается своими особенностями, есть нюанс, который их объединяет. Ведь, независимо от того, какой вид насилия перенес ребенок, он получает один и тот же результат – сильную эмоциональную травму. В идеальном случае малыш должен ощущать, что родители – это его крепость, люди, которым важна его безопасность. Если же ребенок подвергается жестокому обращению, он начинает воспринимать себя как существо, которое стало для всех обузой. Такое чадо не видит в своих родителях стабильности, а ожидает, что в любой момент ему могут снова нанести удар.

Физическое насилие

Факты жестокого обращения с детьми в виде нанесения им телесных травм — далеко не редкость. Родители или другие люди, несущие ответственность за ребенка (либо ухаживающие за ним), могут осуществлять такую форму насилия как преднамеренно, так и по причине невозможности контролировать свои действия.

В первом случае нередко избиение малыша сопровождается осознанной необходимостью наказать его. Здесь нужно уметь распознать тонкую границу между воспитанием и проявлением жестокости. Ведь цель наказания состоит в том, чтобы научить малыша отличать плохое от хорошего, а не патологически бояться своих родителей. Если меры воспитания превращаются для ребенка в пытку, оставляющую травмы на его теле (синяки, переломы, порезы, ожоги и т. д.), то это уже можно считать физическим насилием.

Непреднамеренное жестокое обращение с детьми может возникнуть вследствие сильных вспышек гнева, не позволяющих вовремя остановиться. В любом случае это не делает родителя менее виноватым перед своим чадом.

Сексуальное насилие

Такая форма жестокого обращения с подрастающим поколением считается самой страшной, так как ее очень сложно выявить. Как правило, ребенок боится рассказывать кому-либо о совершающемся над ним насилии из-за непреодолимого чувства униженности, вины и возможного осуждения. Помимо этого, данный вид жестокого обращения, в отличие от предыдущего, не оставляет заметных для окружающих следов на теле малыша, что делает невозможным распознать его со стороны.

Важно понимать, что насилие подобного рода – это не только непосредственное принуждение несовершеннолетнего к половому акту. Случаи жестокого обращения с детьми в данном контексте могут включать в себя любые действия, направленные на удовлетворение сексуальных желаний взрослого с участием ребенка. Сюда может входить как совершение полового акта, так и просмотр или создание каких-либо порнографических материалов.

Эмоциональное насилие

По сути, каждая форма жестокого обращения в результате приводит к личностным травмам, поэтому она в каком-то роде является формой эмоционального насилия. Однако в данном случае идет речь о непосредственном воздействии на психику ребенка при помощи высказываний или действий. К таковым относятся:

  • Оскорбления и унижение ребенка.
  • Насмешки.
  • Угрозы в словесной форме.
  • Постоянная критика ребенка.
  • Изоляция малыша от сверстников и других людей.

Жестокое обращение родителей с детьми подобного характера наносит не меньший вред, чем физические травмы. Ребенок начинает ощущать себя никчемным и ни на что не способным. Вместо того чтобы чувствовать заботу и любовь родителей, он получает осознание собственной неполноценности.

Пренебрежение ребенком

Если все вышеперечисленные виды жестокого обращения представляли собой действия насильственного характера, то в данном случае ситуация, скорее, совершенно обратная. Нередко родители оставляют своих чад на произвол судьбы, не заботясь об их воспитании и не выполняя хотя бы самых необходимых базовых обязанностей. Как правило, низкое социальное положение, подкрепленное наркотической или алкогольной зависимостью, вызывает такое жестокое обращение с детьми. В школе ребенок может не числиться вообще, не говоря уже о хорошей успеваемости. Иногда родители настолько забывают о существовании своих чад, что даже не подают документы в образовательные учреждения. Малыши, страдающие от пренебрежения взрослых, остаются без каких-либо возможностей для существования: одежды, питания, крова, лекарств. В дополнение ко всему перечисленному детям не хватает простого внимания и заботы, поэтому они растут отчужденными, чувствуя себя никому не нужными.

Это интересно:  Партнерские банки - 0% дополнительной комиссиипри снятии через банкоматы

Насилие над ребенком: можно ли его распознать?

Чем дольше маленький человек подвергается жестокому отношению, тем более сильные нарушения происходят в его психике. Отсюда можно сделать вывод, что раннее выявление домашнего насилия гарантирует быстрое выздоровление малыша. Распознать жестокое обращение с детьми в семье не всегда бывает просто. Часто оно носит скрытый характер. Однако существуют некоторые особенности поведения ребенка, по которым можно заподозрить родителей в жестоком обращении:

  • Запуганность, чрезмерная неуверенность в себе, постоянная боязнь совершить ошибку.
  • Отсутствие теплых чувств к определенному члену семьи (родитель, опекун и т. д.).
  • Выраженные акцентуации характера (излишняя агрессия либо пассивность, повышенная серьезность либо безразличие).

Стоит уточнить, что наличие одного или нескольких симптомов еще не является достоверным доказательством насилия в семье.

Последствия жестокого обращения

Независимо от того, насколько сильный был причинен ребенку вред, он в любом случае оставляет свои отпечатки на развитии малыша как личности. Последствия жестокого обращения с детьми – это целый комплекс нарушений психологического, когнитивного и эмоционального характера. У ребенка он может проявляться в заниженной самооценке, а также в неумении выражать и контролировать свои чувства. Если малышу всю жизнь пытались доказать, что он никчемен, то он и будет так думать. Если родители приучили своего ребенка к тому, что страх – это его постоянный спутник, то он будет постоянно испытывать тревогу, даже без видимой на то причины. В итоге без своевременного медицинского вмешательства может сформироваться эмоционально подавленная личность, склонная к постоянным неврозам и чувству недоверия к окружающим.

Что делать в случае выявления насилия над ребенком?

Чаще всего жестокое обращение с детьми выявляют посторонние люди. Самому ребенку довольно трудно кому-то об этом рассказать, так как он испытывает чувство вины и страха. Что же предпринять, если вы распознали симптомы домашнего насилия или, что еще хуже, малыш признался вам в этом? Первое, что стоит сделать, – это сохранять спокойствие. Ваше волнение и паника могут только напугать ребенка, которому и без того было сложно кому-то открыться. Следующий шаг должен состоять в сообщении происходящего органам опеки. Многие люди не хотят это делать, так как боятся, что их никто не послушает и об этом узнают родители малыша. Но если на кону стоит здоровье и благополучие ребенка, то лучше пожалеть о том, что сделал, чем оставить его без помощи.

Уголовная ответственность за жестокое обращение

Любая форма насилия над несовершеннолетними — это действие, которое рассматривается как преступление. Ни один человек ни при каких условиях не имеет права на жестокое обращение с детьми. УК (Уголовный кодекс) Российской Федерации предусматривает меры наказания за действия физического, сексуального и психологического характера, а также за ущемление прав ребенка.

Профилактика насилия над детьми

Предотвращение подобных случаев должно происходить в первую очередь через медицинские учреждения. Во-первых, врач может выявить склонность матери к насилию еще на момент ее беременности (например, если женщина не соблюдает банальных рекомендаций, совершенно не заботится о здоровье будущего малыша). Во-вторых, при каждом посещении больницы с родителями должны проводиться профилактические беседы. Обращение посторонних людей в органы опеки тоже можно считать мерами по предотвращению домашнего насилия. Возможно, все происходит только на начальной стадии и еще есть возможность успешной коррекции взаимоотношений в семье. Для достижения положительных результатов профилактика жестокого обращения с детьми должна быть комплексной и затрагивающей все слои населения.

Никогда не стоит бояться помогать тем, кому это нужно. А дети как раз нуждаются в чьей-то опоре и поддержке. Поэтому помочь пресечь насилие над ними – это не только задача специализированных служб. Это в первую очередь цель всего общества.

Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ, КАК ПРАВОВАЯ, СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Андреева Людмила Сергеевна

студент 5 курса, кафедра социальной педагогики и психологии ВлГУ, г. Владимир

Попов Виктор Алексеевич

д-р пед. наук, профессор ВлГУ, г. Владимир

Анализ зарубежного и отечественного исторического опыта социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, показывает, что наибольшую эффективность дает воспитание их в замещающей семье.Однако, как показывает практика в настоящее время, все большую актуальность приобретает проблема жестокого обращения с приемными детьми в замещающих семьях. Так, только во Владимирской области на 01.01.2011 года из 991 ребёнка воспитывающихся в 613 приемных семьях зафиксирован 21 случай жестокого обращения с приемными детьми. В связи с этим возникает проблема, которая выражается в необходимости повышения качества профилактической работы с семьями, воспитывающими приемных детей. Как известно, «профилактика ― это система мер, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней, улучшения физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия» [2, С. 88].

В настоящее время многие дети переживают ужас жестокого обращения в замещающих семьях, который проявляется в эмоциональном, физическом, сексуальном злоупотреблениях со стороны взрослых. Еще больший ужас охватывает после осознания того, что передавая детей, как мы думаем в благополучные семьи, они подвергаются насилию.

В семье ребенок перенимает особенности поведения родителей. Так например, когда в семье имеются алкогольные проблемы, у детей в дальнейшем с большей вероятностью возможны невротические расстройства, педагогическая запущенность, психические расстройства.

В современной науке выделяется классификация жестокого обращения с детьми, которая включает в себя: избиение ребенка взрослым;необоснованные оскорбления;отвержение и холодность чувств; семьи, в которых детям не оказывается психологической и моральной поддержки; пренебрежение, которое может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителейвнимания, ласки, тепла [1, C. 2].

Таким образом, на основе классификации можно выделить следующее ―развитие и благополучие ребенка зависит от родителей. Ведь, как уже известно― дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем с обучением в школе, общением со сверстниками, а нарушение детско-родительских отношений, как правило, ведет к появлению различных психологических проблем.

В современной литературе среди исследователей различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

1.Физическое насилие ― это вид отношения к ребенку, когда ему умышленно наносят телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения.

2.Сексуальное насилие ― это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

3.Психическое (эмоциональное) насилие ― это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности (открытое неприятие; постоянная критика ребенка; угрозы в адрес ребенка; преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний).

4.Пренебрежение нуждами ребенка ― это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию [3, с. 93]

Для ребенка подвергшегося физическому насилию характерныследующие признаки: страх при приближении родителя к ребенку;пассивность, замкнутость или повышенная агрессивность;общее избегание физического контакта; испуганный взгляд;необъяснимые изменения в поведении (прежде радостный ребенок теперь постоянно грустен, задумчим);нежелание возвращаться домой; отчаянные просьбы и мольба ребенка не сообщать родителям о его неудачах (двойки, прогулы, плохое поведение в школе).

Влияние сексуального насилия на ребенка в разные возрастныепериоды проявляется по-разному:

·дети до 3 лет: страхи, спутанность чувств, нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры;

·дошкольники: тревога,боязливость, спутанность чувств, вина, стыд, отвращение, беспомощность, ощущение своей испорченности) и нарушения поведения (регресс, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация);

·дети младшего школьного возраста: противоречивые чувства по отношению к взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, отвращения, ощущение своей испорченности, недоверие к миру; в поведении отмечаются отстраненность, агрессия, молчаливость либо неожиданная разговорчивость, нарушения сна, аппетита, ощущение «грязного тела», сексуальные действия с другими детьми;

·подростки: депрессия, чувство потери ощущений; в поведении изоляция, манипулирование другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, противоречивое поведение.

Психическое (эмоциональное насилие) приводит к тому, что у ребенка занижена самооценка, наблюдается высокий уровень агрессии, наличие межличностных проблем и отклонений в поведении.

При пренебрежении нуждами со стороны родителей у ребенка формируется общее недоразвитие, неустойчивый эмоциональный фон, непринятие со стороны сверстников.

Таким образом, жестокое обращение с детьмив замещающих семьях приводит к побегам из дома, саморазрушающему
поведению (употребление алкоголя, наркотиков и т. д.), формирует социально-дезадаптивных людей, не способных
создавать здоровую семью, быть хорошими родителями, ранняя сексуальная активность,синдром одиночества,
ощущение ненужности, суициды.

Поэтому необходимо максимально эффективно организовать работу по профилактике жестокого обращения с детьми в замещающих семьях.

В организации деятельности по защите детей от жестокого обращения мы сегодня сталкиваемся со значительнымколичеством проблем правового, социально-педагогического и психолого-педагогического характера.

Социально-педагогическая проблема состоит в отсутствии оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков. Необходимо своевременное выявление и помощь семьям, в которых присутствует жестокое обращение с детьми и в дальнейшем не допустить вторичного проявления жестокости.

Не малое значение в современном обществе имеет психолого-педагогическая проблема, которая заключается в недостаточной разработанности или в полном отсутствии системы предупредительных мер, связанных с устранением причин, факторов и условий вызывающихте или иные недостатки в развитии детей. Для того чтобы устранить эту проблему нужно создать наиболее эффективную программу, в которойбудет разработан комплекс мер по профилактике жестокого обращения с детьми в замещающих семьях.

На правовом уровне наблюдается несоответствие документов регламентирующих вопросы защиты прав детей с реализацией их на практике.

Исходя из выше сказанного, основными задачами профилактики жестокого обращения с детьми в замещающих семьях являются:

1. Проведение работы с замещающей семьей до перехода ребенка на постоянное проживание в семью, которая включает в себя: проведение методик, бесед, тренингов с будущими родителями;

2. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение замещающей семьи, заключается в последующем контроле над семьей, взявшей ребенка, осуществляемом специалистами (социальные педагоги, психологи и т. д.).

Важную роль в профилактике жесткого обращения с детьми в замещающих семьях играют органы опеки и попечительства.

Основная задача специалиста, работающего с детьми, подвергшимися жестокому обращению― это помочь прекратить жестокое обращение, провести реабилитационную работуи не допустить его повторения. Для этого необходимо провести комплексную профилактическую работу, в которой специалисту на первом этапе необходимо установить контакт с родителями и объяснять им проблему, которая существует в их семье.В начале работы специалист должен:

1. Выявить проблему жестокого обращения с ребенком в замещающей семье;

2. Собрать информацию о случившемся;

3. Обеспечить безопасность ребенка;

4. Составить план работы с семьей.

Опираясь на работу специалистов органов опеки и попечительства можно выделить следующие направления работы органов опеки и попечительства по предупреждению жестокого обращения с детьми:

· подготовка кандидатов в приемные родители (проведение «Школы приемного родителя»);

· помощь в разрешение конфликтов, связанных с воспитанием детей, а также в отношениях между членами;

· обращение в суд при нарушении родителями прав иинтересов ребенка;

· участие в судебном рассмотрении конфликта;

· принятие органами опеки и попечительства правовых актов по защите прав и интересов детей.

Важными направлениями деятельности органов опеки и попечительства попрофилактике жестокого обращения с детьми являются:

1. подбор ребенку, оставшемуся без попечения родителей, замещающей семьи;

2. подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

3. сопровождение органами опеки замещающих семей.

Так же выделяются основные направления работы по профилактике жестокого обращения с детьми:

1. Помощьдетям, подвергшимся жестокому обращению. Включает в себя: оказание психологической, медицинской,
психотерапевтической, социальной и правовой поддержки.

2. Работас семьями.Характеризуетсяпроведениемдиагностик,включает в себя юридическое консультирование, помощь
родителям в решении проблем связанных с воспитанием ребенка.

3. Предупреждение жестокого обращения с детьми в замещающих семьях,которое осуществляется при помощи
проведения семинаров, тренингов, терапии для замещающих родителей.

4. Разработка планов, комплексных мероприятий, программ по профилактике жестокого обращения с детьми
в замещающих семьях.

5. Сотрудничество со специалистами в этой области: психологами, социальными педагогами,психотерапевтами,
педиатрами.

В настоящее время профилактическую работу в случаях жестокого обращения с детьми могут осуществлять органы
опеки и попечительства, органы управления образованием, учреждения социального обслуживания населения (центры
социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной
психологической помощи и т. д.), специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в
социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения (социально-реабилитационные центры
для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей)
и иные организации.

Список литературы:

  1. Левитская А.А. Проблемы защиты прав детей-сирот от насилия в замещающих семьях и учреждениях/А.А. Левитская // Детский дом. ―2008. ―№ 26. С. 2.
  2. Отклоняющееся поведение молодежи: унификация понятийно-терминологического аппарата: социально-педагогический и психологический словарь / под общ.ред.В.А. Попова. ― 4-е изд., перераб. и доп. ― Владимир: ВГГУ, 2010. ― 264 с.
  3. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие. ― М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. ― 212 с.

Статья написана по материалам сайтов: www.b17.ru, www.syl.ru, sibac.info.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector