8 (800) 700-95-46  Бесплатная консультация с юристом

Профессия логопед

Суть профессия логопеда довольно проста — это исправление дикции у детей и взрослых, устранение ее недостатков, в том числе, заикания, картавости, шепелявости и т.д.

Такой специалист помогает скорректировать речь с помощью особых упражнений, массажа и прочих методов, улучшающих артикуляцию. В функции логопеда может входить работа со многими нарушениями речи, но как считают сами представители этой профессии, лучше концентрироваться на одном направлении. Скажем, выбрать лечение заикания или устранение дисграфии и дислексии (проблем письма и чтения).

Кто такой логопед-дефектолог

Нарушения речи бывают не только у здоровых детей (без проблем со слухом, зрением и интеллектом). Есть отдельная категория — «тяжелые» дети, и с ними работают особые специалисты — логопеды-дефектологи. Они развивают не только артикуляцию, но и познавательную деятельность детей в целом — память, внимание, восприятие, мышление и многие другие способности и навыки.

Места работы

Как правило, должность логопеда предусмотрена в образовательных и медицинских учреждениях:

  • в детских садах;
  • в больницах и поликлиниках;
  • в специализированных центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции, где лечатся нарушения слуха и речи у детей.

Альтернативный вариант «трудоустройства» — открытие своего частного логопедического кабинета.

История профессии

Зачатки логопедии появились в Европе в XVII веке в рамках сурдопедагогики — отрасли, занимающейся проблемами глухих и слабослышащих детей. При наличии слуха речевые дисфункции лечить не стремились, считая их проблемой исключительно физического характера. Если же все-таки брались, то лечили только медицинскими способами.

Только с середины XX века проблемы артикуляции начали рассматривать с точки зрения психологии, что и привело к развитию логопедии как науки так и отдельной профессии.

Обязанности логопеда

Основные должностные обязанности логопеда можно свести к следующим:

  • осмотр клиентов и выявление особенностей их речевого развития;
  • постановка логопедического диагноза;
  • определение способов и методик лечения;
  • проведение индивидуальных и групповых занятий по постановке речи;
  • разработка упражнений и «домашних заданий»;
  • оценка результатов обучения по итогам определенного периода времени.

Также логопед может заниматься ведением отчетной документации и разработкой методических пособий.

Требования к логопеду

Стандартные требования к логопеду таковы:

  • высшее логопедическое (или дефектологическое) образование;
  • опыт работы, в том числе по определенному направлению (с детьми, с взрослыми, с больными ДЦП, с пациентами неврологического профиля и т.д.).

В редких случаях от логопеда требуется и наличие авторской методики.

Образец резюме логопеда

Как стать логопедом

Если вы решили стать логопедом, то необходимо получить высшее педагогическое образование по специальности «Логопедия» и квалификации «Учитель-логопед». В дополнении к этому необходим опыт практики. Его можно получить в государственных учреждениях, работая помощником или логопедом начального уровня.

Помимо образования и опыта потребуется ряд личностных качеств — любовь к детям, коммуникабельность, высокий уровень терпения и выдержки, умение нестандартно мыслить и находить подход к каждому ученику.

Зарплата логопеда

Заработная плата логопеда совсем невысока и находится в пределах от 15 и примерно до 60 тысяч рублей в месяц. В частных учреждениях столицы и крупных мегаполисов, обычно, предлагают очень приличные оклады.

Еще один вариант заработка — открытие своего кабинета. Если логопеду получится выйти на взрослую аудиторию, часто выступающую перед публикой и нуждающуюся в чистой, красивой речи (представителей бизнеса, политики и масс-медиа), можно зарабатывать очень приличные деньги.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Современная научно-техническая академия и ряд её курсов по направлению «Дефектология и логопедия».

Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса и ее курсы направления «Педагог-дефектолог, логопед».

Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) обучает по специализации «Логопедия» и выдаёт диплом и сертификат.

Требования к учителю-логопеду.

Лекция 1.

Тема: Общие аспекты организации коррекционной работы логопеда.

Нормативно – правовая база деятельности логопеда в разных типах заведений.

Цель: познакомить студентов с методологическим аппаратом логопедии как науки, с современными классификациями речевых нарушений;
План
:
1) Предмет логопедия.
2) Требования к учителю-логопеду.
3) Нарушения устной речи.
4) Нарушение письменной речи.

Изложение учебного материала:

Предмет логопедия.

Логопедия— это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Термин «логопедия» происходит от греч. Logos — слово, речь и Paideia — обучение.

Предмет логопедии — нарушение речи и процесс обучения и воспитания лиц с нарушениями речи.

Объект логопедии — человек с нарушениями речи.
Логопедия (наряду с олигофренопедагогикой, тифлопедагогикой, сурдопедагогикой) является отраслью специальной педагогики (дефектологии).

В структуру логопедии входят логопедия дошкольная, школьная и логопедия подростков и взрослых.

Цель логопедии — разработка системы преодоления и профилактики речевых расстройств, а также изучение, обучение, воспитание людей с нарушениями речи.
Логопедия рассматривает нарушения речи с точки зрения предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Это интересно:  Спортивная страховка для соревнований

Требования к учителю-логопеду.

Логопед работает в логопедических учреждениях системы министерств образования и науки, здравоохранения, социального обеспечения, на логопедических пунктах при общеобразовательных школах, в специальных школах-интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи и специальных группах для детей с недостатками речи в детских дошкольных учреждениях, в логопедических и слухо-речевых кабинетах при поликлиниках, психоневрологических диспансерах и других медицинских учреждениях.

Учитель — логопед должен уметь:

— разрабатывать оптимальную педагогическую стратегию, проектировать способы обучения и воспитания каждого ребенка с речевыми недостатками;

— диагностировать и фиксировать состояние речевого развития детей и соответствующую динамику;

-проводить учебно-воспитательную, коррекционную работу с детьми, имеющими речевые недостатки, эффективно применять профессиональные знания в практической деятельности;

-обеспечивать благоприятные условия для продуктивного усвоения детьми соответствующих специальных программ с учетом вида речевого нарушения, возрастных, индивидуальных психофизических особенностей детей;

-вести соответствующую психолого-педагогическую и статистическую документацию;

— использовать принципы педагогической этики, уважать достоинство детскую, защищать детей от любых форм физического или психического насилия;

-постоянно поддерживать связи с родителями, оказывать им консультативную помощь по вопросам образования и психофизического развития детей;

— систематически повышать профессиональный уровень и педагогическое мастерство;

— обладать культурой общения, соответствующими способами и формами

— разрабатывать оптимальную педагогическую стратегию, проектировать способы обучения и воспитания каждого ребенка с речевыми недостатками;

— диагностировать и фиксировать состояние речевого развития детей и соответствующую динамику;

— проводить учебно-воспитательную, коррекционную работу с детьми, имеющими речевые недостатки, эффективно применять профессиональные знания в практической деятельности;

-обеспечивать благоприятные условия для продуктивного усвоения детьми соответствующих специальных программ с учетом вида речевого нарушения, возрастных, индивидуальных психофизических особенностей детей;

-вести соответствующую психолого-педагогическую и статистическую документацию;

— использовать принципы педагогической этики, уважать достоинство детскую, защищать детей от любых форм физического или психического насилия;

-постоянно поддерживать связи с родителями, оказывать им консультативную помощь по вопросам образования и психофизического развития детей;

— систематически повышать профессиональный уровень и педагогическое мастерство;

— обладать культурой общения, соответствующими способами и формами.
Учитель-логопед должен знать:

* основы действующего законодательства Украины относительно психолого-педагогической организации и оказания помощи детям с нарушениями психофизического развития, государственный язык;

* общие и специальные научно-теоретические сведения по специальности «дефектология, логопедия» в объеме высшего педагогического образования;
*цели, принципы, методику и содержание обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями;

* нормативно-правовую базу работы учителя-логопеда;

* о современных достижениях специальной дефектологии, в том числе и логопедической, науки и практики.

Квалификационные требования к категориям учителя-логопеда.
Учитель-логопед высшей категории должен иметь:

— высшее образование по специальности «дефектология, логопедия» (магистр, специалист);

— высокий уровень профессионализма, инициативности, творчества;

— стаж педагогической работы с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии, не менее 8 лет;

— владеть: эффективными формами, методами организации учебно-воспитательной работы;

— моральными качествами, достойными подражания.

Учитель-логопед первой категории должен иметь:

— высшее образование по специальности «дефектология, логопедия» (магистр, специалист);

— высокий профессионализм, общепедагогическую компетентность;

— стаж педагогической работы с детьми с нарушениями в речевом развитии не менее 5 лет;

— владеть: эффективными формами, методами организации учебно-воспитательной работы;

— моральными качествами, достойными подражания.

Учитель-логопед второй категории должен иметь:

-высшее образование, как правило, по специальности «дефектология, логопедия» (магистр, специалист);

— стаж педагогической работы с детьми с нарушениями в речевом развитии не менее 3 лет;

-владеть: современными формами, методами организации учебно-воспитательной работы;

-моральными качествами, достойными подражания.
Учитель-логопед без квалификационной категориидолжен иметь полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Квалификационные требования — Учитель-логопед

Инструкция для должности Учитель-логопед«, представленная на сайте www.borovik.com, соответствует требованиям документа — «СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 80. Социальные услуги. (С изменениями, внесенными согласно приказу Министерства труда и социальной политики N 274 от 24.07.2006 г.)», который утвержден приказом Министерства труда и социальной политики Украины 14.10.2005 г., N324.
Статус документа — ‘действующий’ .

Квалификационные требования
Полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист) без требований к стажу работы.

Знает и применяет в деятельности: Закон Украины «Об образовании», Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов»; государственные программы профессиональной реабилитации и занятости лиц с ограниченными физическими возможностями; стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН; основные сведения по логопедии; основные цели, принципы, содержание обучения, воспитания, языковой коррекции детей с разговорными нарушениями; общие и специальные психолого-педагогические дисциплины, анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; психофизиологию развития аномальных детей; методику, формы, принципы организации учебно-воспитательного, речекоррекционного и компенсационного процесса; программно-методические документы и материалы для работы с детьми, имеющими недостатки речевого развития; нормативные требования к оформлению логопедического кабинета; современные достижения психолого-педагогической, дефектологичной и логопедической науки и практики, государственный язык.

Характеристика работ, задачи и должностные обязанности
Разрабатывает и совершенствует учебно-коррекционные программы. Осуществляет учебную, коррекционную, компенсационную, реабилитационную работу с детьми, имеющими речевые нарушения. Обеспечивает условия для усвоения инвалидами компенсаційно-коррекционных программ с учетом нарушений, возрастных и индивидуальных особенностей, способствует их социальной реабилитации, профориентации. Изучает и фиксирует динамику развития больного. Создает благоприятные организационно-педагогические условия для детей с тяжелыми разговорными нарушениями (с ринолалией, заиканием, алалией, афазией, дизартрией). Производит оптимальное педагогическое и коллекционную стратегию; проектирует пути обучения, реабилитации и социальной адаптации каждого больного. Выбирает эффективные формы, методы, средства коррекционно-реабилитационного процесса. Предоставляет родителям или семьям консультативную помощь по исправлению дефектов устной и письменной речи их детей. Проводит с детьми фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. Воспитывает у учащихся чувство уверенности в себе, осознание своих достижений в освоении методов, которые могут компенсировать ограничения, вызванные разговорными нарушениями. Руководит аспирантами учителя-логопеда. Планирует работу, проводит анализ ее результатов, ведет установленную психолого-педагогическую, реабилитационную и статистическую документацию.

Логопедия

Логопедия — (греч. logos – слово + греч. paideia – воспитание, обучение; переводится как “воспитание правильной речи”) наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и коррекции. Предметом логопедии являются сами нарушения речи и коррекционно-педагогическая работа по их устранению. Объектом логопедии является человек, страдающий нарушением речи.

Логопед — коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Еще в середине 20-го века число логопедов в стране исчислялось десятками. Первый выпуск молодых специалистов- логопедов был в 1951 г. на дефектологическом отделении Московского государственного педагогического института, ныне университета. Сейчас в России работают тысячи логопедов , которых готовят пединституты многих крупных городов. Проблема речевых расстройств актуальна в наши дни. В каждом детском саду, в каждой школе есть дети с недостатками речи, с заиканием, а для детей со сложными речевыми расстройствами созданы специальные детские сады, логопедические группы при садах, школы и медицинские центры. Нарушения речи мешают ребенку успешно учиться, быть уверенным в своих силах, выбрать интересную специальность. Многие речевые нарушения можно предупредить или преодолеть в дошкольном возрасте, поэтому родителям необходимо своевременно обращаться за консультацией к логопеду .

Квалификация логопеда может определяться тремя составляющими: уровнем образования, наличием лицензии в учреждении, в котором он работает, а также стажем, опытом, квалификационной категорией и присвоенным разрядом Единой тарифной сетки оплаты труда:

Логопедическое образование. Как правило логопеды имеют высшее образование по специальности “дефектология”. Подробнее см., например, страницу дефектологического факультета МПГУ (Московского Педагогического Государственного Университета). Аналогичное образование дает Ленинградский Государственный Педагогический Университет им. Герцена и ВУЗы в других городах.

Лицензирование логопедической деятельности. Образовательные учреждения, оказывающие логопедические услуги подлежат обязательному лицензированию. Логопеды чаще всего работают на стыке медицины и педагогики, но Приказ Министерства здравоохранения № 142 от 29.04.1998 (ныне утративший силу) определил перечень видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию, логопедия в том перечне указана не была, не было логопедии и в последующей редакции лицензируемых работ и услуг по оказанию медицинской помощи (“Номенклатура работ и услуг по оказанию медицинской помощи”), являющегося приложением к приказу (также утратившему силу) Минздрава РФ от 26.06.2002 № 238 (с изменениями от 22.10.2003), нет логопедии и в ныне (на момент написания статьи, октябрь 2007) действующем приказе Минсоцздравразвития РФ от 10.05.2007 № 323 “Об утверждении порядка организации работ…”, а также в постановлении Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 “Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности”, потому формально логопедия в настоящее время целиком относится к сфере педагогики и образования, и лицензирование логопедической деятельности осуществляют Министерство образования Российской Федерации, государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями. В Москве лицензии на логопедическую деятельность выдает Городская служба лицензирования и аттестации Департамента образования Москвы.

Родители , желающие проверить квалификацию логопеда , занимающегося с их ребенком, могут поинтересоваться лицензией. Вся информация о лицензиях является открытой и предоставляется любому желающему с ней ознакомиться. Но при этом следует понимать, что лицензия всегда выдается на имя учреждения, а не на имя специалиста. Сведения о квалификации специалиста- логопеда отражаются только в его личном аттестационном листе (по этому поводу см. пункт ниже о тарифно-квалификационных требованиях). В некоторых случаях лицензия может и вовсе отсутствовать на законных основаниях. Частнопрактикующие логопеды не имеют и не должны иметь лицензии, поскольку в соответствии со ст. 48 закона РФ “Об образовании” от 10 июля 1992 года (с последующими исправлениями и дополнениями) и п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 г. N 796 “Положение о лицензировании образовательной деятельности” индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, к которой и относятся услуги логопеда , не подлежит лицензированию. Свидетельство о государственной регистрации на право занятия логопедической деятельностью в порядке частного предпринимательства без образования юридического лица, выдаваемое частнопрактикующим логопедам регистрационными палатами, не говорит ни о чем, т.к. свободно выдается любому гражданину по факту уплаты регистрационного сбора. Единственным способом проверить квалификацию (не знакомого хотя бы по отзывам других людей) логопеда -частника опять же может быть только аттестационный лист. Можно обратить внимание и на стаж работы логопеда . Как правило выпускники ВУЗа обладают всеми теоретическими знаниями, но их практическая база ещё слаба. Собственно, это касается всех профессий. Только проработав несколько лет и отточив свои навыки на сотнях детей логопед может оказать реальную эффективную помощь. Важно посмотреть и на то, с какими диагнозами работал логопед ранее, и как часто диагноз вашего ребенка встречался в практике специалиста, которому вы хотите его доверить.

Тарифно-квалификационные требования. Логопеды не реже чем раз в пять лет проходят Государственную аттестацию, по результатам которой им присваивается разряд Единой тарифной сетки оплаты труда и квалификационная категория . Хотя формально присвоенный разряд влияет только на оплату труда и занимаемую должность, присваивается он как правило вместе с соответствующей квалификационной категорией и потому служит реальным показателем уровня подготовки специалиста (учителя-дефектолога, учителя- логопеда , логопеда ). Тарифно-квалификационные требования введены Постановлением № 33 от 11.11.1992 Министерства Труда РФ “О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации”:

  • 8 разряд — высшее педагогическое образование без предъявления требований к стажу работы;
  • 9 разряд — высшее педагогическое образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;
  • 10 разряд — высшее педагогическое образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 дет;
  • 11 разряд — высшее педагогическое образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет;
  • 12 разряд — учитель-дефектолог (учитель-логопед, логопед) II категории должен:
    • отвечать общим требованиям, предъявляемым к учителю-дефектологу (учителю-логопеду, логопеду); постоянно повышать свою квалификацию, изучать опыт работы своих коллег, принимать участие в работе районных, городских методических объединений, использовать в своей работе разнообразные методы и приемы по предупреждению и коррекции отклонений в развитии обучающихся (воспитанников, детей), а также:
    • иметь высшее дефектологическое образование и стаж работы в должности учителя-дефектолога (учителя-логопеда, логопеда) не менее 2 лет;
  • 13 разряд — учитель-дефектолог (учитель-логопед, логопед) I категории должен:
    • отвечать требованиям, предъявляемым к учителю-дефектологу (учителю-логопеду, логопеду) II квалификационной категории; формировать свой научно-методический опыт, распространять его через различные формы методической работы в районе, городе, области, крае, республике; уметь работать с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими сложную структуру отклонений в развитии (комплекс отклонений в развитии); добиваться положительных результатов в особо сложных случаях, уметь организовывать закрепление полученных успехов в работе с ребенком в образовательном процессе, мобилизовывать для этого учителей и воспитателей, поддерживая с ними постоянную связь и вооружая их соответствующими знаниями, а также:
    • иметь высшее дефектологическое образование и стаж работы в должности учителя-дефектолога (учителя-логопеда, логопеда) не менее 3 лет;
  • 14 разряд — учитель-дефектолог (учитель-логопед, логопед) высшей категории должен:
    • отвечать требованиям, предъявляемым к учителю-дефектологу (учителю-логопеду, логопеду) I квалификационной категории; владеть навыками научно-исследовательской, экспериментальной работы; участвовать в создании наглядных пособий, программ; внедрять новые методики коррекционной работы с обучающимися (воспитанниками, детьми); руководить творческими группами по разработке актуальных проблем в специальной педагогике, а также:
    • иметь высшее дефектологическое образование и стаж работы в должности учителя-дефектолога (учителя-логопеда, логопеда) не менее 5 лет.

Затем вышло Постановление № 46 от 17.08.1995 Министерства Труда РФ “О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации”, утвержденное Приказом Министерства образования Р Ф и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 31.08.95 № 463/1268 “Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей”, установившие новые требования в логопедии. Однако данные законодательные акты не прошли государственной регистрации, потому считаются не действующими. Приводятся ниже для справки.

  • 8 разряд — высшее дефектологическое образование без предъявления требований к стажу работы;
  • 9 разряд — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;
  • 10 разряд — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;
  • 11 разряд — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет;
  • 12 разряд — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет или II квалификационная категория, либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 3 лет (для работающих в этих учреждениях);
  • 13 разряд — I квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 5 лет (для работающих в этих учреждениях);
  • 14 разряд — высшая квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 10 лет (для работающих в этих учреждениях).

Таким образом, (вне зависимости от действующей редакции) существуют три квалификационные категории логопедов : вторая, первая и высшая. Любой логопед , имеющий квалификационную категорию имеет и личный аттестационный лист — официальный документ, выданный одним из уполномоченных органов управления образованием (в Москве – Департаментом образования), в котором отражаются все основные сведения о специалисте: образование, курсы повышения квалификации, стаж, соответствие квалификационной категории. Аттестационный лист выдается как правило сроком на 5 лет, по прошествии которых логопед проходит переаттестацию и получает новый документ.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, www.borovik.com, www.logoped.info.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector