Правовое регулирование воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы

Воспитательная работа согласно ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ признается одним из основных средств исправления осужденных. В Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, утвержденной 20 апреля 2000 г., воспитательная работа – это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. В соответствии с ч. 1 ст. 109 Уголовно-исполнительного кодекса РФзадачами воспитательной работы с осужденными к лишению свободы являются их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня.

Основными направлениями воспитательной работы (рис. 9) выступают нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению (ч. 1 ст. 110 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Нравственное воспитание осужденных к лишению свободы предполагает ознакомление их с нравственными ценностями человеческого общества, формирование на этой основе всей личности осужденного, его жизненной позиции, утверждение в сознании осужденного моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений.

Правовое воспитание осужденных к лишению свободы направлено на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений осужденными как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения.

Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой процесс формирования трудовых навыков и умений у осужденных, развития у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для общества. Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том, что честный трудовой образ жизни – единственно правильный и приемлемый для них дальнейший путь.

Физическое воспитание осужденных включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Оно направлено не только на организацию свободного времени осужденных, но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания лишения свободы.

Рис. 9.Основные задачи, направления, формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы

К иным направлениям воспитательного воздействия относится социально-политическое, экономическое, эстетическое, экологическое воспитание.

При исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы потенциальные возможности оказания воспитательного влияния на осужденных более значительны в отличие от иных видов наказания. В исправительных учреждениях для проведения воспитательной работы создана минимальная материально-техническая база (клубы, комнаты воспитательной работы, библиотеки и др.), есть соответствующее кадровое (сотрудники воспитательного аппарата, психологической службы) и методическое обеспечение, воспитательные мероприятия предусмотрены распорядком дня и являются обязательными для осужденных. Кроме того, участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания (ч. 2 ст. 109 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Уголовно-исполнительным законодательством (ч. 2 ст. ПО УИК) закрепляется принцип дифференциации воспитательной работы в зависимости от срока наказания, вида исправительного учреждения и условий содержания осужденных.

Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы определены в ст. ПО УИК РФ. Воспитательная работа проводится в трех основных формах: 1) индивидуальной; 2) групповой; 3) массовой. При этом широко применяются психолого-педагогические методы воздействия на отдельных осужденных и их группы.

Массовые формы (лекции, вечера вопросов и ответов, концерты художественной самодеятельности, тематические вечера и др.) используются при проведении воспитательных мероприятий, требующих охвата всех или значительной части осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Они необходимы при подведении итогов и постановке задач на определенный период времени, для решения вопросов, требующих массового внимания и усилий.

Более распространенными являются групповые воспитательные мероприятия (беседы, занятия по социально-правовым и экономическим вопросам, собрания отряда осужденных и др.). Основной группой здесь является отряд осужденных. Кроме того, воспитательные мероприятия могут проводиться с группами нарушителей дисциплины, группами осужденных, подготавливаемых к освобождению, группами лиц, содержащихся в помещениях камерного типа, и т.д.

В соответствии с приказом Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» отряд осужденных создается в структуре исправительных учреждений с целью обеспечения управления исправительным процессом, создания необходимых условий для соблюдения прав и законных интересов, обеспечения личной безопасности осужденных, сохранения и поддержания их здоровья, проведения с ними воспитательной, психологической, социальной и иной работы, повышения образовательного, профессионального и культурного уровня, удовлетворения духовных запросов, подготовки к освобождению. Количество осужденных в отряде устанавливается: в исправительной колонии в пределах 50 – 100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных; в воспитательной колонии – 50 человек.

Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными. В содержание индивидуальной работы входят: изучение характера взаимоотношений в среде осужденных; выявление неформальных лидеров; разработка типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящимися к различным классификационным категориям; составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами; организация самовоспитания и аттестация осужденных; организация работы по склонению осужденных к явке с повинной; погашение исков и выплата алиментов; подготовка осужденных к освобождению и т.д.

В настоящее время значительное место в организации индивидуальной работы с осужденными отводится психологической службе уголовно-исполнительной системы.

Основная масса воспитательных мероприятий возлагается на начальника отряда исправительного учреждения. Для этого должность начальника отряда замещается лицами начальствующего состава, имеющими, как правило, высшее или среднее профессиональное образование (педагогическое, психологическое или юридическое). Вместе с тем это не означает, что воспитательная работа осуществляется исключительно начальником отряда. В исправительных учреждениях реализуется принцип: каждый сотрудник мест лишения свободы – педагог и воспитатель.

В процессе воспитательной работы используются различные психолого-педагогические методы: убеждения (разъяснение, поучение, наставление, доказательство, опровержение, пример); организации поведения (требование, показ, объяснение, инструктирование, поручение, упражнение); торможения отрицательного поведения (внушение, осуждение, порицание, предупреждение, наказание); стимулирования положительного поведения (похвала, одобрение, доверие, поощрение, организация перспективы).

В воспитательной работе с осужденными заметное место отводится самодеятельным организациям. Согласно ст. 111 Уголовно-исполнительного кодекса РФ они создаются в исправительных учреждениях (за исключением тюрем и среди осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа) и работают под контролем администрации исправительных учреждений. Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; оказание позитивного влияния на исправление осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям. Перед самодеятельными организациями осужденных могут стоять и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания.

Порядок формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний определяется приказом Минюста России от 8 июня 2005 г. № 79, которым утверждено соответствующее Положение. К формам самодеятельных организаций осужденных Положение относит коллективы осужденных отрядов и совет коллектива осужденных учреждения. Организационную структуру самодеятельных организаций в отряде составляют совет коллектива отряда, секция дисциплины и порядка, секция трудовой адаптации, секция пожарной безопасности, санитарно-бытовая секция, секция досуга, секция общеобразовательного и профессионального обучения, физкультурно-спортивная секция, деятельность которых охватывает все основные жизненные сферы отряда. В отряде могут создаваться и другие секции. Кроме участия осужденных в работе перечисленных секций, их самодеятельность может широко проявляться в работе различных творческих кружков и организаций.

Это интересно:  Доверенность в банк от юридического лица - образец

В масштабе учреждения сфера деятельности самодеятельных организаций существенно расширяется, несколько видоизменяются их функции, включающие руководство активом общественных формирований осужденных.

Совет коллектива учреждения (отряда) – выборный руководящий орган самоуправления самодеятельной организации осужденных – организует и координирует работу секций, обеспечивает выполнение принятых на общем собрании общественного формирования решений и плановых мероприятий. Персональный состав советов коллективов отрядов и совета коллектива учреждения утверждается соответственно начальником отряда и начальником колонии. Участие осужденных в работе самодеятельных организаций поощряется и учитывается при определении степени их исправления. В тоже время члены самодеятельных организаций осужденных не пользуются дополнительными льготами.

Совет коллектива учреждения (отряда) в пределах своей компетенции может обсуждать любой вопрос, касающийся труда, досуга и быта осужденных. По обсуждаемым вопросам членами совета разрабатываются предложения, которые выносятся на рассмотрение общего собрания осужденных и администрации учреждения. Решения самодеятельных организаций принимаются открытым голосованием большинством голосов, но вступают в силу только после утверждения администрацией исправительного учреждения.

Право на образование для многих осужденных является не только конституционным правом, но и обязанностью. Согласно ч. 1 ст. 112

УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.

Порядок получения общего образования определен в совместном приказе Минюста России № 61, Минобрнауки России № 70 от 27 марта 2006 г. «Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы». Согласно этому Положению право осужденных на получение образования гарантируется путем создания вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (школ, учебно-консультационных пунктов) при исправительных учреждениях, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1237).

Школы учреждаются (создаются), реорганизуются и ликвидируются органами управления образованием субъектов РФ по согласованию с Минюстом России. Прием в школу осужденных, не достигших возраста 30 лет и не имеющих основного общего образования, производится по представлению администрации учреждения, а остальных осужденных – по их личному заявлению.

Обучающиеся, успешно выполняющие учебный план, на период сдачи выпускных и переводных экзаменов освобождаются от работы с сохранением заработной платы по месту работы, не привлекаются в дни занятий к сверхурочным работам, связанным с отрывом от учебных занятий, имеют право на сокращенную рабочую неделю. В период учебного года не допускается перевод обучающихся из одного учреждения в другое, если это не вызвано требованиями оперативного и режимного характера или другими исключительными обстоятельствами.

Для выпускников 9-го, 12-го классов, освобождаемых от отбывания наказания за 3 месяца до начала государственной (итоговой) аттестации, могут быть организованы досрочные экзамены.

Обучающиеся, водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещения камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную камеру в исправительных колониях особого режима, на строгие условия отбывания наказания, обучаются по заочной форме. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Меры поощрения и взыскания, порядок их применения к осужденным к лишению свободы

За хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных и в воспитательных мероприятиях к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры поощрения (ст. 113 Уголовно-исполнительного кодекса РФ): а) благодарность; б) награждение подарком; в) денежная премия; г) разрешение на получение дополнительной посылки или передачи; е) предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания; ж) разрешение дополнительно расходовать деньги в сумме до 1/4 МРОТ на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости; з) увеличение времени прогулки осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях, и тюрьмах, до 2 часов в день на срок до 1 месяца; и) досрочное снятие ранее наложенного взыскания.

К осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях, может применяться мера поощрения в виде разрешения на проведение за пределами колонии-поселения выходных и праздничных дней.

В качестве меры поощрения рассматривается также перевод в пределах одной исправительной колонии в облегченные условия отбывания наказания, а в тюрьме – на общий режим в порядке ст. 87 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Кроме того, положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания: из тюрьмы в исправительную колонию – по отбытии осужденными в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда; из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима – по отбытии осужденными в исправительной колонии особого режима не менее половины срока, назначенного по приговору суда; из исправительных колоний общего режима в колонию-поселение – по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной четверти срока наказания; из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение – по отбытии осужденными не менее одной трети срока наказания; осужденными, ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, – по отбытии не менее половины срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений – по отбытии не менее двух третей срока наказания (ч. 2 ст. 78 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Наиболее значимыми для осужденных к лишению свободы являются такие меры поощрения, как представление к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания после фактического отбытия указанной в законе части срока наказания (ч. 4 ст. 113 Уголовно-исполнительного кодекса РФ) и возбуждение ходатайства о помиловании в отношении положительно характеризующихся осужденных.

Порядок применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы установлен в ст. 114 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Благодарность объявляется в устной или письменной форме, остальные поощрения только в письменной форме по постановлению или в приказе начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего. Начальники отрядов имеют право применять следующие меры поощрения: а) благодарность; б) разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости; в) досрочное снятие взыскания, ранее наложенного начальником отряда.

В порядке поощрения осужденным в течение года может быть разрешено получение дополнительно до 4 посылок или передач и предоставлено дополнительно до 4 краткосрочных или длительных свиданий.

К осужденному, имеющему неснятое или непогашенное взыскание, может быть применено поощрение только в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания. Досрочное снятие ранее наложенного взыскания допускается не ранее 3 месяцев со дня наложения взысканий (выговор и дисциплинарный штраф) и не ранее б месяцев со дня отбытия остальных взысканий, указанных в пунктах ч. 1 ст. 115 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 115 Уголовно-исполнительного кодекса РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания: а) выговор; б) дисциплинарный штраф в размере до 200 рублей; в) водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток; г) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима – в одиночные камеры на срок до 6 месяцев; д) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до 1 года; е) перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до 3 месяцев.

Это интересно:  Тонкости предоставления дополнительного ежегодного и основного оплачиваемого отпуска для всех групп инвалидов

К осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях-поселениях, могут применяться взыскания в виде отмены права проживания вне общежития и запрещения выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней. Однако к ним не применяются взыскания, указанные в п. «г», «д» и «е» ч. 1 ст. 115 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Большое значение для реализации мер взыскания имеет закрепление в уголовно-исполнительного законе понятий «злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы» и «злостный нарушитель установленного порядка отбывания наказания». Определение этих терминов в ст. 116

УИК РФ позволяет не только на практике дифференцировать применение взысканий к определенной категории осужденных, но и четко установить критерии изменения условий отбывания наказания в худшую сторону для осужденных внутри исправительного учреждения (ст. 120, 122, 124, 127, 130, 132 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Злостными нарушениями осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания являются: употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления и др. (ч. 1 ст. 116 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Осужденный, совершивший указанные нарушения, признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания при условии назначения ему взыскания, предусмотренного п. «в» – «е» ч. 1 ст. 115 и п. «б» ст. 136 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Злостным может быть признано также совершение в течение 1 года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор.

Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания.

При применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы согласно ч. 1 ст. 117 Уголовно-исполнительного кодекса РФ учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка – со дня ее окончания, но не позднее 3 месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях – не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.

Выговор объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания только в письменной форме. Взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего. Дисциплинарный штраф налагается только за злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания, перечисленные в ч. 1 ст. 116 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Взысканная сумма дисциплинарного штрафа перечисляется в федеральный бюджет.

Осужденные женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет в доме ребенка исправительного учреждения, и осужденные женщины, освобожденные от работы по беременности и родам, а также осужденные, являющиеся инвалидами I группы, в штрафной изолятор, помещения камерного типа и единые помещения камерного типа не переводятся.

Если в течение года со дня отбытия дисциплинарного взыскания осужденный не будет подвергнут новому взысканию, он считается не имеющим взыскания.

Таким образом, воспитательная работа – это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. Задачами воспитательной работы с осужденными к лишению свободы являются их исправление и повышение образовательного и культурного уровня. Основными направлениями воспитательной работы выступают нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. Воспитательная работа проводится в трех основных формах: 1) индивидуальной; 2) групповой; 3) массовой. В воспитательной работе с осужденными заметное место отводится самодеятельным организациям. Они создаются в исправительных учреждениях (за исключением тюрем и среди осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа) и работают под контролем администрации исправительных учреждений. Общее образование осужденных к лишению свободы отнесено к мерам воспитательного воздействия. Право осужденных на получение общего образования (для осужденных в возрасте до 30 лет – обязанность) гарантируется путем создания вечерних (сменных) школ и учебно-консультационных пунктов при исправительных учреждениях. Меры поощрения и взыскания применяются к осужденным в целях стимулирования их правопослушного поведения и поддержания установленного порядка в исправительных учреждениях.

Статья 110 УИК РФ. Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы

1. В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.

2. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

3. Для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 110 УИК РФ

1. В ч. 1 комментируемой статьи законодателем определены лишь основные направления воспитательной работы: нравственное, правовое, трудовое, физическое воспитание. Следовательно, администрация исправительных учреждений вправе определять и иные направления воспитания, не противоречащие законодательству и правилам внутреннего распорядка.

Нравственное воспитание направлено на формирование моральных качеств и развитие духовного уровня личности осужденного (честность, порядочность, чувство долга и собственного достоинства). Формы нравственного воспитания многообразны и в основном основываются на использовании богатства исторической и современной культуры. Немаловажную роль в этом играет самовоспитание осужденного. Поэтому задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы подвигнуть осужденного к процессу работы над собой.

Правовое воспитание имеет своей целью пропаганду юридических знаний, разъяснение положений законодательства, а в конечном счете — формирование правопослушной личности, уважающей требования закона, нормы и правила человеческого общежития. Формами правового воспитания выступают занятия по основам правовых знаний, лекции и беседы на правовые темы, юридические консультации, вечера вопросов и ответов и др.

Трудовое воспитание в условиях изоляции преступника является одним из действенных направлений воспитательной работы. Посредством трудового воспитания у осужденных формируются необходимые навыки для участия после освобождения в общественно полезной деятельности. Основными формами трудового воспитания в исправительных учреждениях выступают трудовое соревнование, производственные собрания, профессиональные конкурсы, слеты передовиков производства и т.д.

Физическое воспитание направлено на укрепление физического и психического здоровья осужденных. В его содержание входят ежедневная физическая зарядка, различные спортивные секции, спортивные игры и соревнования по отдельным видам спорта (настольный теннис, волейбол, баскетбол, гиревой спорт). В исправительных учреждениях оборудуются необходимые спортивные сооружения.

2. Частью 2 комментируемой статьи предусмотрено, что воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

В рамках массовых мероприятий в масштабе отряда осужденных или всей колонии организуются просмотры кинофильмов, смотры внешнего вида, лекции, беседы, доклады, собрания, вечера вопросов и ответов, радиолектории, викторины, концерты художественной самодеятельности, осуществляется издание стенных газет. Воспитательная работа с группами осужденных (бригада, звено, класс, учебная группа профтехучилища, секции самодеятельных организаций) осуществляется преимущественно в тех же формах.

Индивидуальная работа строится на изучении личностных качеств осужденного, а методы ее проведения определяются в зависимости от образовательного уровня, особенностей интеллектуального развития, возраста, семейного положения, характера взаимоотношений в среде осужденных, в том числе статутного положения осужденного в субкультурной иерархии. Источниками получения таких сведений выступают личные дела осужденных, характер их переписки, беседы с ними и их родственниками. Особое внимание уделяется так называемым трудновоспитуемым осужденным путем закрепления за ними воспитателей-наставников из числа сотрудников колонии, учителей, психологов, мастеров производственного обучения, представителей общественности.

Если в обычных жилых помещениях колоний имеется полная возможность реализации направлений, форм и методов воспитания, то в тюрьмах, а также в помещениях камерного типа и штрафных изоляторов исправительных колоний, исходя из условий содержания в этих помещениях, воспитательная работа ограничивается, как правило, радиолекториями и проведением индивидуальных бесед.

Это интересно:  Валютный контроль для юридических лиц: прохождение и документы

3. Необходимым условием проведения воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы является наличие материально-технического обеспечения. В ч. 3 комментируемой статьи содержится бланкетная норма, наделяющая Правительство РФ правом утверждать нормы материально-технической базы исправительных учреждений для организации воспитательной работы с осужденными. Постановлением Правительства РФ от 02.08.1997 N 974 в исправительной и воспитательной колонии предусмотрено оборудование зрительного зала для массовой воспитательной работы, классов образовательного обучения, комнат воспитательной работы, радиоузла, читального зала библиотеки, книгохранилища, летней площадки для просмотра кинофильмов.

Оплата труда осужденных к лишению свободы.

Осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством РФ. Размер оплаты труда осужденных, отработавшим полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплата труда. Оплата труда осужденного при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки.

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы: понятие и формы.

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденного уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение образовательного и культурного уровня. Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных. Воспитательная работа с осужденными производится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений. В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцировано с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов. Для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством РФ.

§ 1. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы

Указанные задачи выполняются в ходе организации и непосредст­венного проведения воспитательной работы с осужденными.

Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях является обязательным для них и учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взы­скания.

Воспитательная работа ведется в основном в отрядах.

Формами воспитательной работы являются:

1) нравственное воспитание;

2) правовое воспитание;

3) трудовое воспитание;

4) физическое воспитание;

5) иное воспитание осужденных, способствующее их исправлению.

Нравственное воспитание осужденных направлено на формиро­вание жизненной позиции осужденных. Отсутствие устойчивых нравственных начал и приводит осужденного к преступлению. По­этому нравственное воспитание нацелено на формирование таких качеств, как честность, порядочность, чувство долга, патриотизм, спра­ведливость, сострадание.

В недалеком прошлом воспитательная работа была идеологизирова­на, носила ярко выраженную политическую окраску. В настоящее время такая направленность отсутствует, однако это не означает ненужности формирования у осужденных основ нравственности и морали, патрио­тизма.

В последнее время в нравственном воспитании осужденных значи­тельное место занимает религиозное воспитание.

В 1996 г. было заключено соглашение о сотрудничестве между Мо­сковской Патриархией Русской православной церкви и МВД России. На основании этого соглашения церковь совместно с администрацией ис­правительного учреждения участвует в исправлении осужденных.

Совместная деятельность по исправлению осужденных основывает­ся на добровольной основе и с учетом специфики режима исправитель­ного учреждения и призвана:

• способствовать реализации прав верующих, отбывающих наказания по приговору суда и находящихся в следственных изоляторах;

• обеспечивать благоприятные условия для проведения священнослу­жителями духовно-нравственных и просветительских бесед, совершения богослужений;

• содействовать образованию в учреждениях, исполняющих наказание, помещений для совершения молитв и обрядов.

Указанным соглашением предусмотрена организация обучения ос­новам православного вероучения представителей администрации ис­правительного учреждения. В системе служебной подготовки сотруд­ников исправительных учреждений организуются лекционный курс и факультативные занятия по изучению роли религии в истории Россий­ского государства.

Осуществляя воспитательное воздействие в отношении осужден­ных, необходимо использовать духовно-нравственный потенциал тра­диционных для России конфессий, таких как православие, ислам, буд­дизм, иудаизм и др.

Хотя религиозному воздействию сейчас уделяется большое значе­ние, однако оно не может восполнить все пробелы нравственного вос­питания. Духовность, нравственность, мораль — это категории не толь­ко религии. Эти качества формируются в значительной мере благодаря образованию, науке, культуре, средствам массового воспитания.

В исправительных учреждениях (кроме тюрем) могут организовы­ваться кружки художественной самодеятельности, проводятся концерты самодеятельности шефствующих и других организаций.

Правовое воспитание осуществляется в следующих формах:

1) разъяснение законодательства;

2) вечера вопросов и ответов по правовым проблемам;

3) лекции и беседы юристов, адвокатов, работников суда и прокуратуры;

4) наглядная агитация по правовой проблематике;

5) просмотр телепередач по правовой тематике;

6) изучение положений УК РФ и УИК РФ.

Трудовое воспитание. Решающая роль в формировании личности принадлежит труду. Общественно полезный труд, отношение к нему, его результат определяют авторитет и положение человека в обществе.

Воспитательная работа призвана формировать у осужденных добро­совестное и порядочное отношение к труду, которое предполагает пре­жде всего изменение их негативных взглядов на роль и назначение тру­да, воспитание у осужденных трудовых навыков и привычек, профес­сиональных качеств, осознанной потребности в труде. Воспитательная работа должна быть направлена на выработку отношения к труду как к социальной и личностной ценности, источнику благополучия каждого гражданина и общества.

Многие осужденные к лишению свободы совершили корыстные преступления. В связи с этим воспитание добросовестного отношения к труду предполагает формирование у осужденных уважительного отно­шения к собственности, т.е. искоренения из их сознания иждивенческих настроений, стремления жить за счет других.

В связи с происходящими изменениями, прежде всего экономиче­ской жизни страны, ухудшением и разрывом производственных связей предприятий, в первую очередь государственного сектора, в исправи­тельных учреждениях значительная часть осужденных осталась без работы. Но происходящие позитивные изменения в жизни государства в последнее время говорят о начале выздоровления экономики, что, без­условно, должно сказаться и на экономической деятельности исправи­тельных учреждений. Поэтому такие формы воспитательной работы, как трудовое соревнование, списывать рано. Оно должно стать важной формой трудового воспитания в условиях рыночной экономики и вы­пуска конкурентоспособной продукции высокого качества. Трудовое соревнование организуется в исправительных учреждениях по отря­дам, бригадам и индивидуально.

Физическое воспитание осуществляется в целях поддержания и укрепления здоровья осужденных, формирования у них навыков личной гигиены, развития физической силы и морально-волевых качеств.

В исправительных учреждениях оборудуются спортивные площад­ки, ежедневно проводится физическая зарядка, организуются игры в футбол, в волейбол, в теннис, шахматные и шашечные турниры, прово­дятся занятия по легкой и тяжелой атлетике.

Создаваемые физкультурно-спортивные секции при советах коллек­тивов колоний и отрядов организуют соревнования по различным видам спорта.

Индивидуальная работа — одна из основных форм воспитатель­ной работы. Она проводится на основе изучения личности каждого из осужденных с учетом характера, причин, условий, обстоятельств и об­щественной опасности совершенного им преступления, возраста, обра­зования, профессии и других особенностей его личности.

Руководство воспитательной работой осуществляет заместитель на­чальника исправительного учреждения по воспитательной работе, непо­средственно ее организуют в исправительных колониях начальники отрядов, в воспитательных колониях — воспитатели, в тюрьмах — инструкторы. В штаты исправительных учреждений введены должности психологов.

Статья написана по материалам сайтов: rulaws.ru, xstud.ru, all-sci.net.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий