Порядок разработки государственных стандартов

По ГОСТу Р 1.2 разработку государственных стандартов Российской Феде­рации осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК), а также предприятия, общественные объединения в соответствии с планами государственной стандартизации Российской Федерации, программами (планами) работ ТК и договорами на разработку стандартов или в инициативном порядке.

При разработке стандартов используют научно-технические результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-тех-нологических, проектных работ, результаты патентных исследований, международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, прогрессивные национальные стандарты других стран и иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.

Предусмотрен следующий порядок разработки стандарта:

1-я стадия — организация разработки стандарта;

2-я стадия — разработка проекта стандарта (первая редакция);

3-я стадия — разработка проекта стандарта (окончательная редакция) и представление его для принятия;

4-я стадия — принятие и государственная регистрация стандарта;

5-я стадия — издание стандарта.

Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение стандартов — по ГОСТу Р 1.5.

Организация разработки стандарта заключается в подготовке и представлении заявки на разработку стандарта в технический комитет (ТК), которую могут подавать ТК, научно-технические, инженерные общества и другие общественные объединения, государственные органы управления Российской Федерации, предприятия и предприниматели.

На разработку стандарта с разработчиком заключается договор, к которому в качестве приложения или в виде самостоятельного документа разрабатывается техническое задание.

Технический комитет (ТК) определяет подкомитет (ПК), в котором будет разрабатываться стандарт, и формирует рабочую группу (РГ) или определяет предприятие для разработки стандарта.

Разработка проекта стандарта (первой редакции) производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными, региональными стандартами, правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации, а также прогрессивными национальными стандартами других стран.

Подготовленный проект стандарта проверяет секретариат ТК (ПК) и рассылает его членам ТК (ПК) на отзыв, с учетом которых затем подготавливает первую редакцию и направляет ее заказчику стандарта и в соответствующую научно-исследовательскую организацию Госстандарта России (Госстроя России). Кроме того, этот проект рассылается заинтересованным предприятиям и специалистам на отзыв.

Разработку проекта (окончательной редакции)и представление его для принятия осуществляет ТК (ПК) с учетом поступивших отзывов. Заключение по этому проекту дают члены ТК (ПК), органы государственного контроля и надзора и научно-исследовательская организация Госстандарта России (Госстроя России).

Согласование и принятие решения по проекту стандарта проводится по процедуре, изложенной в ГОСТе Р 1.2.

Принятие и государственная регистрация стандарта,а также введение в действие производится Госстандартом России (Госстроем России) после проверки проекта стандарта на соответствие законодательству Российской Федерации, требованиям государственных стандартов, метрологическим правилам и нормам, применяемой терминологии, правилам построения, изложения и оформления стандартов.

Издание стандарта и распространение его осуществляет Госстандарт России (Госстрой России) в установленном им порядке.

Обновление (изменение, пересмотр) стандарта производится по инициативе членов ТК, других предприятий, предпринимателей, общественных объединений, государственных органов управления.

Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении в него новых, более прогрессивных требований, которые не влекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту.

Такого характера изменение включают в изменение, обусловленное заменой (добавлением, исключением) требований к качеству продукции (услуг), а также в изменение, связанное с применением международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации или прогрессивных национальных стандартов других стран.

При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом указывают, взамен какого стандарта он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года принятия.

Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основных показателей качества продукции.

Отмена стандарта производится Госстандартом России (Госстроем России):

в связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг), осуществлявшихся по данному стандарту;

при разработке взамен данного стандарта другого нормативного документа;

в других обоснованных случаях.

Информация о принятых стандартах, изменениях, пересмотре и отмене стандартов публикуется в ежемесячном информационном указателе “Государственные стандарты Российской Федерации”

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Порядок разработки Национальных стандартов Российской Федерации

Национальный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р)– стандарт, утвержденный Национальным органом РФ по стандартизации (ФАТР).

Это интересно:  Группа здоровья при плоскостопии

ГОСТ Р разрабатывается в порядке, установленном законом “О ТР”.

Как правило, разработку национальных стандартов РФ (далее – в этом разделе — стандарты) осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК), а также предприятия, общественные объединения в соответствии с заданиями планов государственной стандартизации РФ, программ (планов) работ ТК и договоров на разработку стандартов. Хотя разработчиком может быть любое лицо (юридическое или физическое).

К разработке стандартов привлекаются все заинтересованные стороны: производители, потребители, научные и общественные организации, другие структуры и специалисты.

Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, не должны противоречить федеральным законам, техническим регламентам и другим нормативно-правовым актам РФ, относящимся к данному объекту стандартизации, а также требованиям стандартов, принятых ранее и действующих в РФ в качестве национальных стандартов.

Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии, относящихся к данному объекту стандартизации; должны соответствовать уровню развития техники и способствовать научно-техническому прогрессу. С этой целью проводится оценка и экспертиза научно-технического уровня проекта стандарта, а также экспертиза действующих стандартов.

Существует следующий порядок разработки стандарта:

1 стадия– организация разработки стандарта;

2 стадия– разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение;

3 стадия – разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее экспертиза (научно-техническая, правовая, патентная, терминологическая и метрологическая);

4 стадия– подготовка проекта стандарта к утверждению, утверждение стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие.

Допускается совмещение стадий разработки стандарта. Тогда это отражают в договоре на разработку стандарта.

1 Стадия

Заказчиком разработки национального стандарта может быть Национальный орган РФ по стандартизации, Федеральный орган исполнительной власти по ТР, юридическое или физическое лицо, заинтересованное в его разработке.

В случае необходимости или заинтересованности в разработке национального стандарта заказчик направляет заявку или предложение в технический комитет (ТК) или его подкомитет (ПК), за которым закреплен данный объект стандартизации.

В заявке приводят обоснование технической, экономической, социальной целесообразности разработки стандарта, информацию о его связи с техническими регламентами или международными стандартами или иными НД, сведения о возможных источниках финансирования (о необходимости привлечения средств федерального бюджета), об ориентировочной стоимости разработки стандарта. К заявке может быть приложен в качестве исходного материала проект стандарта, подготовленный заявителем.

Подготовку и рассмотрение заявок, формирование годового плана государственной стандартизации РФ, заключение договора на разработку стандарта осуществляют в порядке, установленном Национальным органом РФ по стандартизации.

Разработку проекта стандарта организует ТК.

— определяет подкомитет (ПК), в котором будут разрабатывать стандарт;

— определяет рабочую группу (РГ) или предприятие для разработки проекта стандарта;

— устанавливает сроки выполнения работ по стадиям разработки стандарта в соответствии со сроками, установленными договором.

ТК размещает информацию о начале разработки стандарта (с краткой аннотацией) в информационной системе общего пользования для получения от заинтересованных лиц (физических и юридических) заявок на направление им на отзыв проекта стандарта (первой редакции).

Правила разработки и утверждения национальных стандартов

Правила разработки и утверждения национальных стандартов аналогичны пра­вилам разработки технических регламентов, но имеют свои особенности, которые связаны с их различной правовой природой. В целях обеспечения организационного единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандар­тов предусматриваются следующие стадии их разработки: 1-я — организация разра­ботки национального стандарта; 2-я — разработка первой редакции проекта стандар­та и ее публичное обсуждение; 3-я — подготовка окончательной редакции проекта стандарта и ее экспертиза (научно-техническая, правовая, патентная, терминологи­ческая и метрологическая); 4-я — подготовка проекта стандарта к утверждению, ут­верждение стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие.

Национальный орган по стандартизации (Росстандарт) составляет и утверждает программу разработки национальных стандартов и обеспечивает доступность ее за­интересованным лицам для ознакомления. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо: юридическое или физическое, компетентность которого в отношении разработки данного стандарта определяет заказчик этой работы. Заказ­чиком разработки национального стандарта может быть национальный орган Рос­сийской Федерации по стандартизации, федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию, юридическое или физическое лицо, заинтересован­ное в его разработке. Разработчик организует уведомление о разработке националь­ного стандарта для получения от заинтересованных лиц заявок о направлении им на отзыв проекта стандарта (первой редакции). Уведомление публикуют в информаци­онной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном из­дании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Уведомление должно содержать информацию об имеющихся в проекте положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

Разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную за­писку к ней. В пояснительной записке приводят: основание для разработки стандар­та с указанием соответствующего документа; краткую характеристику объекта стандартизации; сведения о соответствии проекта стандарта законодательству РФ, международным, региональным стандартам, правилам, нормам и рекомендациям по стандартизации, а также прогрессивным стандартам других стран; сведения о па­тентной чистоте проекта стандарта; сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими НД по стандартизации и предложения по их пересмотру, изменению или

Это интересно:  Оформление военного билета через МФЦ

отмене; сведения о рассылке на отзыв, а также краткую обобщенную характеристи­ку принципиальных замечаний и предложений (для окончательной редакции); све­дения о согласовании, если его проводили; источники информации. Разработчик должен обеспечить доступность проекта стандарта заинтересованным лицам для ознакомления.

С учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц разработчик готовит окончательную редакцию проекта и проводит публичное его обсуждение. Срок публичного обсуждения проекта со дня опубликования уведом­ления не может быть менее двух месяцев.

Проект национального стандарта с перечнем полученных замечаний разработ­чик представляет в технический комитет по стандартизации, который организует его экспертизу. ТК по результатам экспертизы готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта стандарта, которое направляет в Росстандарт.

Росстандарт на основании документов, представленных ТК, принимает реше­ние об утверждении или отклонении национального стандарта. В течение 30 дней со дня утверждения стандарта должно быть опубликовано уведомление об утвержде­нии стандарта. Если национальный стандарт отклонен, мотивированное решение национального органа по стандартизации с приложением всех документов направ­ляют разработчику проекта.

Росстандарт утверждает и опубликовывает в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информацион­ной системе перечень национальных стандартов, которые могут применяться на добровольной основе для соблюдения требований ТР.

С целью поддержания соответствия стандарта потребностям населения, народ­ного хозяйства и обороны страны проводят проверку стандартов. С учетом резуль­татов проверки при необходимости осуществляют разработку изменений к стандар­там, пересмотр (разработку новых стандартов взамен действующих) или отмену стандартов. Изменение к стандарту разрабатывают при замене, дополнении или ис­ключении отдельных требований стандарта.

При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующе­го. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, вза­мен какого он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года утверждения.

Стандарты организаций разрабатывают и утверждают самостоятельно сами ор­ганизации для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также распространения и использования полу­ченных результатов исследований (испытаний). Порядок разработки, утверждения, учета, изменений и отмены стандартов организации устанавливают с учетом выше изложенных принципов. Разработчик стандарта организации может представить проект стандарта в ТК для экспертизы. На основании результатов экспертизы ТК готовит заключение и отправляет его разработчику.

Технические условия на пищевые продукты перед их утверждением подлежат обязательному согласованию с территориальными органами исполнительной власти по государственному санитарно-эпидемиологическому и ветеринарному надзору (для продуктов животного происхождения), а также с территориальными органами исполнительной власти по государственному надзору в области стандартизации, метрологии и сертификации. Согласование ТУ с территориальными органами Рос-

Основы технического регулирования и стандартизации

стандарта подтверждают экспертным заключением и специальным штампом, про­ставляемым на каждом листе ТУ и на каталожном листе продукции.

Порядок разработки национальных стандартов

Разработка стандартов выполняется коллегиально в соответствии с ГОСТ Р 1.2-92 «Порядок разработки государственных стандартов». Разработчиками ГОСТ Р являются технические комитеты (ТК) по стандартизации при Госстандарте России, закрепленные за объектами стандартизации. Государственные стандарты не являются объектом авторского права.

ТК при Госстандарте России работают в соответствии с годовым планом стандартизации. План составляется на основании заявок, которые могут представлять в ТК предприятия, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, органы управления. В заявках должна быть обоснована необходимость работы над стандартом. В результате из поступивших предложений формируется полный объем работы на год.

Основные стадии разработки ГОСТ Р следующие:

I стадия — организация разработки стандарта;

II стадия — разработка проекта стандарта (1-я редакция);

III стадия — разработка проекта стандарта (окончательная редакция);

IV стадия — принятие, утверждение, государственная регистрация стандарта.

Содержание работ по отдельным стадиям следующее.

I — организация разработки стандартов предполагает определение конкретных исполнителей (рабочей группы), сроков выполнения работ и публикацию информации о начале работы над стандартом, с тем чтобы иметь обратную связь с заказчиками проекта.

II — рабочая группа разрабатывает два документа: проект стандарта и пояснительную записку к нему. Построение, изложение, оформление и содержание проекта ГОСТ Р выполняется в соответствии с ГОСТ Р 1.5-92. В пояснительной записке приводятся следующие данные: соответствие проекта стандарта международным и региональным стандартам; сведения о патентной чистоте объекта стандартизации (отсутствие аналогичного стандарта); источники информации, принятые во внимание при разработке проекта стандарта; сведения об адресатах рассылки проекта стандарта.

Это интересно:  Новый отчет о работниках в центр занятости населения

Проект стандарта и пояснительная записка передаются в ТК на предмет проверки соответствия действующему законодательству. После этого ТК направляют проект стандарта на отзыв заинтересованным предприятиям и специалистам.

III — на этом этапе ТК с учетом поступивших замечаний и предложений готовит два документа: окончательную редакцию проекта стандарта и пояснительную записку, которая дополняется характеристикой принципиальных замечаний по проекту стандарта. Окончательная редакция вместе с пояснительной запиской передается на рассмотрение:

организациям госнадзора за стандартами;

научно-исследовательской организации стандартизации для издательского редактирования.

IV — на этом этапе решается вопрос о принятии проекта стандарта путем голосования членов ТК и оформления результатов голосования протоколом. Принятые проекты ГОСТ Р передаются на утверждение в Госстандарт России. При утверждении стандарта устанавливают дату его введения в действие.

Государственная регистрация утвержденных стандартов осуществляется в Федеральном фонде стандартов с присвоением регистрационного номера в установленном порядке. Использование стандартов, не прошедших государственную регистрацию, запрещено.

Исключительное право официального опубликования государственного стандарта имеет Госстандарт России.

Обновление фонда государственных стандартов необходимо для поддержания качества объектов стандартизации на высоком уровне. Предложения по обновлению какого-либо стандарта могут поступать от специалистов ТК, органов государственного управления, органов надзора за стандартами, от предприятий. Результатом работы по обновлению фонда может быть:

• разработка изменений к стандарту;

Изменения к стандарту разрабатываются при замене, добавлении или исключении отдельных требований стандарта, которые не влекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости продукции. Проект изменения к стандарту разрабатывается и утверждается в той же последовательности, что и стандарт. Каждому вносимому в стандарт изменению присваивается порядковый номер и устанавливается дата введения в действие. Изменения редакционного и ссылочного характера в форме самостоятельного документа не разрабатываются, а включаются в изменения, обусловленные заменой требований.

Замена стандарта выполняется, если в стандарт вводятся новые, более прогрессивные требования к продукции, приводящие к нарушению взаимозаменяемости и совместимости. В таком случае составляется новый текст стандарта, который проходит все стадии разработки и принятия. При регистрации новому стандарту присваивается старое обозначение с заменой двух последних цифр года утверждения.

Отмена стандарта выполняется в случае снятия продукции с производства, при введении международного ставдарта на тот же объект стандартизации.

Отраслевой стандарт не является объектом авторского права, ОСТы разрабатываются в соответствии с ГОСТ Р 1.4-93 и документами отраслевой стандартизации.

Разработка ОСТ выполняется государственными органами управления, утверждающими этот документ, то есть министерствами, ведомствами или другими подразделениями по их поручению. Разработчиками ОСТ могут быть:

отдел стандартизации при министерстве (ведомстве);

головные и базовые организации стандартизации, в качестве которых могут выступать отраслевые научно — сследовательские институты, научно-производственные объединения, предприятия;

учебные заведения по подготовке кадров для отрасли.

Основные стадии разработки ОСТ следующие:

• разработка проекта ОСТ;

• согласование проекта ОСТ;

• принятие, утверждение проекта и регистрация ОСТ.

К разработке проекта ОСТ следует привлекать:

ведущих специалистов по определенным видам продукции или технологиям, обладающих наибольшим научным потенциалом, практическим опытом и авторитетом;

предприятия, организации, заинтересованные в разрабатываемом стандарте, для участия в обсуждении проекта.

Построение, изложение и содержание ОСТ регламентировано и определяется ГОСТ Р 1.5-92, содержание работ на отдельных стадиях определяется министерством, ведомством. В результате работ составляется проект нормативного документа, который подлежит согласованию.

Согласованные проекты стандартов ОСТ проходят экспертизу в органах Госстандарта на предмет соответствия законодательству России, метрологическим нормам и правилам, терминологии.

Принятие проекта ОСТ выполняется министерством или ведомством. При принятии устанавливается дата введения стандарта в действие и выполняется регистрация ОСТ в установленном порядке.

Обновление фонда ОСТ предусматривает изменение к стандарту, замену ОСТ или его отмену.

Изменения к ОСТ разрабатываются при введении иных количественных значений основных требований или введении новых дополнительных требований, которые не приводят к нарушению взаимозаменяемости. При нарушении взаимозаменяемости стандарт заменяется на новый. Вновь разработанному присваивается обозначение старого с заменой года принятия стандарта.

Отмену стандарта отрасли выполняют министерства (ведомства) в следующих случаях:

• при снятии продукции с производства или прекращении выполнения работ по ОСТ;

• при введении в действие государственного стандарта на тот же объект стандартизации.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, megaobuchalka.ru, infopedia.su.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий