+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних

Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних осуществляется в соответствии с Временной инструкцией о производстве судебно-психиатрической экспертизы в Российской Федерации (1992) с учетом особенностей СПЭН.

Судебно-психиатрическую экспертизу несовершеннолетних вправе проводить лишь психиатр, имеющий специальную подготовку в области подростковой судебной психиатрии. Участвующий в производстве СПЭН психолог должен иметь специализацию по подростковой психопатологии. Психолог, участвующий в производстве комплексной СПЭН, обладает всеми правами судебного эксперта и подписывает акт (заключение) экспертизы. Законный представитель несовершеннолетнего вправе принимать участие в проведении его освидетельствования, но при совершении представителем действий, существенно затрудняющих проведение экспертизы, эксперты могут письменно ходатайствовать (перед органом, назначившим экспертизу) об отказе законному представителю в указанном праве.

Экспертиза несовершеннолетних должна быть: а) преимущественно комплексной с широким привлечением подростковых специалистов (сексопатолога, психоэндокринолога, педагога, подросткового специалиста по трудовой и военной экспертизам и пр.); б) для подследственных и осужденных рекомендуется по возможности стационарная СПЭН; в) для потерпевших и свидетелей целесообразно амбулаторное освидетельствование, но в случаях затруднений в диагностике или экспертной оценке закономерно изменение вида экспертизы на стационарную.

Амбулаторная СПЭН проводится не на территории следственного изолятора, а в психиатрическом учреждении (при подростковом или общеэкспертном отделении).

При проведении СПЭН обязательно выполнение следующих формальностей:

1) проверка наличия в материалах уголовного дела: а) постановления или определения о назначении СПЭН; б) объективных сведений о личности подростка (показания, характеристики); в) медицинской документации; г) акта СПЭН, если экспертиза уже проводилась ранее;

При отсутствии в уголовном деле указанных документов в проведении СПЭН может быть отказано;

2) при направлении на амбулаторное освидетельствование и в случае, если несовершеннолетний не содержится под стражей, необходимо присутствие родителя или другого законного представителя.

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого.

Значение (ч.3 ст.20 УК РФ):

· Наличие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством

· Ограничение в связи с этим способности к осознанному и волевому руководству своими действиями

· Освобождение от уголовной ответственности

Этапы проведения экспертизы несовершеннолетнего обвиняемого:

3) Определение наличия или отсутствия психического расстройства

4) В случае отсутствия определяется имеется ли отставание в развитии (личностная незрелость)

5) Оценивается степень влияния незрелости на способность к осознанной регуляции в правонарушении.

Понятие «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством» (РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ к понятию, а НЕ ВИДЫ. ):

· Задержка психического развития

· Задержка развития интеллектуальной или эмоционально-волевой сфер

· Личностная незрелость:

2) Обусловлена непатологическими факторами – социальная депривация, особенности воспитания, соматические заболевания.

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза свидетеля

Юридическое значение

Если речь идет об исследовании степени психических нарушений у свидетелей, лишающих их способности давать показания, назначается судебно-психиатрическая экспертиза. Эксперты-психиатры устанавливают психопатологические факторы, обусловливающие грубые расстройства восприятия, памяти, мышления и речи у подэкспертных, что не дает возможность суду и следственным органам использовать их в качестве свидетеля по делу.

Субъектом данного вида КСППЭ выступают потерпевшие, свидетели, обвиняемые и подозреваемые, в отношении которых у судебно-следственных органов возникают сомнения в их способности давать показания по рассматриваемому уголовному делу, вне зависимости от того, являются ли данные лица психически здоровыми, обнаруживают ли различные аномалии или страдают психическими заболеваниями.

Предметом КСППЭявляется способность правильно воспринимать обстоятельства правонарушения и давать о них показания и актуальная возможность её реализации в конкретный юридически значимый момент.

После оценки психического состояния и уровня развитияперед экспертами встает вопрос об определении потенциальной способности подэкспертного правильно давать показания.

Способность давать показания разделяется на: способность правильно воспринимать обстоятельства правонарушения и способность их правильно воспроизводить. Способность воспроизводить воспринятую информацию в первую очередь зависит от того

Внешняя, фактическая сторона воспринимаемых событий – восприятие событий на уровне чувственного отражения, т.е. восприятие предметов, их сочетаний, действий обвиняемого, окружающих и своих собственных, а также их последовательность и др.

Внутренняя, содержательная сторона – понимание объективного (культурно-социального) значения происходящего события, оценивание его как такового уже в момент происшествия.

Три фактора, определяющие ограничение способности детей и подростков давать показания: возрастной (например, несформированность долговременной памяти в дошкольном возрасте), личностный (например, зависимость от взрослых, внушаемость) и ситуационный (например, сложности в содержательном понимании криминальных действий сексуального характера).

04-06-2013_02-00-22 / Лекция _ 16 Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних

Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный педагогический

университет им. А.И. Герцена

Кафедра уголовного процесса

Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних.

Выделение экспертизы несовершеннолетних в самостоятельный раздел судебной психиатрии диктуется особым правовым положением подростков, связанным с возрастными особенностями их психики, а также с тем, что психические нарушения в этом возрасте, а соответственно и их судебно-психиатрическая оценка имеют свою специфику.

Подростковый возраст, или возраст от 14-18лет, является возрастомотносительной уголовной ответственности. У несовершеннолетних часто оказывается недостаточной способность к осознаванию и понимаю юридически значимых событий, когда они действуют без борьбы мотивов, не задумываясь над последствиями своих противоправных поступков, не понимая внутреннего смысла поведенческих актов.

Дисгармония созревания у некоторых подростков может быть выражена очень значительно, в таких случаях говорят о патологическом пубертатном кризе. Этот патологический возрастной криз характеризуется разнообразными поведенческими нарушениями, склонностью к колебаниям настроения, расстройствам влечений. Для права и судебной психиатрии важным является положение о том, что в этот период может быть ускорение физиологического созревания и некоторое запаздывание созревания психических функций.

Задержка психического развития у детей и подростков встречается чаще, чем ускоренное развитие. Психическая незрелость может проявляться в эмоциональной, волевой, интеллектуальной, поведенческой сферах. У таких подростков наблюдается значительное несоответствие между реальными показателями психической деятельности и теми, которые должны быть в норме в их возрасте. Решение вопроса возрастной отсталости, соответствия паспортному возрасту требует специальных познаний в области детской и подростковой психологии, поэтому закон предусматривает назначение комплексных экспертиз с участием психиатров и психологов. Эти комплексные психолого-психиатрические экспертные комиссии могут давать заключение о соответствии уровня психического развития подростка его фактическому возрасту.

Формальное понимание противоправности и наказуемости, знание моральных запретов и этических норм еще не является условием того, что подростки в своих юридически значимых действиях будут руководствоваться установленными общими правилами. Подростки в силу естественной возрастной психической и социальной незрелости не могут в полной мере осознавать усложняющиеся законы и правила поведения в обществе, логически обосновывать свои действия. Они недостаточно знают правовые нормы и не всегда правильно ими пользуются. У них также отмечаются незрелость волевых функций, несформированность критических способностей (оценка и самооценка) и способностей адекватно прогнозировать последствия своих действий. Поэтому, при любых сомнениях в психической полноценности подростка-правонарушителя, его необходимо направить на судебно-психиатрическую или комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.

В связи с тем, что клиническая картина психических расстройств у подростков может быть выражена гораздо менее ясно, чем у взрослых, судебно-психиатрическая экспертиза чаще производится в психиатрическом стационаре. Необходимость и предпочтительность стационарного освидетельствования подростков обусловлены и тем обстоятельством, что первое впечатление о психическом состоянии несовершеннолетнего обвиняемого может быть искаженным. Это связано не только с особенностями оформления у них структуры и динамики тех или иных психических расстройств, но и с неумением или нежеланием в этом возрастном периоде рассказывать о своих жалобах, связно и последовательно защищать себя. Некоторые подростки ведут себя с неуместной бравадой, они склонны к вымыслам, у них имеется тенденция к психологически понятной интерпретации любых поступков, они плохо корригируют свое поведение.

Можно констатировать наличие преимущественных для данного возраста форм психических заболеваний. При этом чаще всего встречаются подростки с остаточными явлениями раннего органического поражения головного мозга, реже — с признаками психопатий, шизофрении, олигофрении, инфантилизма и еще реже — с признаками эпилепсии.

Одной из основных особенностей всех этих заболеваний у подростков является стертость, неразвернутость, фрагментарность симптоматики и превалирование в клинической картине характерологических, невротических и поведенческих нарушений.

В экспертной практике редко приходится видеть у подростков острые психозы или состояния глубокого психического дефекта. Патологические процессы в этом возрасте часто развиваются исподволь, постепенно и отличаются вялым течением, медленным нарастанием симптоматики.

В практике судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних наиболее часто встречаются формирующиеся психопатии(расстройства личности)и психопатоподобные состояния, обусловленные перенесенными в детском возрастетравмами мозга и инфекционными заболеваниями (энцефалиты, менингиэнцефалиты).

Личностные расстройства у подростков с формирующейся психопатиейразрозненны, нестойки, очень динамичны.Преобладают различные поведенческие реакции: протест, отказ, агрессия, попытки самоубийства, отказ от подчинения.

Наиболее часто встречаются формирования расстройств личности типа неустойчивых, истерических, эксплозивных. Эти типы имеют и большое судебно-психиатрическое значение.

Ведущее место среди подростков, направляемых на судебно-психиатрическую экспертизу, занимают лица с повышенной возбудимостью или эксплозивностью,у которых в пубертатном периоде появляются грубость, непослушание, раздражительность. Реже встречаются замкнутые (аутичные) подростки, у которых пубертатный период проявляется в повышенной склонности к мудрствованию, резонерству, философствованию, а также психастенические личности с повышенной тревожностью, мнительностью, боязнью заболеть, умереть, с обидчивостью, ранимостью, с легко возникающим состоянием подавленности и раздражительностью. В условиях судебно-психиатрической экспертизы можно выявить и различные типы раегирования подростков с формирующейся психопатией. У одних подростков может быть усиление фантазирования, склонности к вымыслам. У подростков с возбудимостью часты реакции протеста, диагностируются дисфорические (тоскливо-злобные) колебания настроения. Подростки с преобладанием психастении обнаруживают невротические состояния с навязчивостями. Состояния заторможенности, адинамии, вялости, пассивности преобладают у подростков с ведущими психастеническими проявлениями.

Наиболее часто речь идет о подростках с повышенной возбудимостью, неустойчивостью или истерическими проявлениями.

Основанием для признания психопатического подростка невменяемым является только такая степень выраженности личностных нарушений, которая исключает способность подростка отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Показателями глубины психопатии являются: 1) выраженная психическая и социальная незрелость (патологическая внушаемость, несформированность высших волевых функций, легкость включения в любую затею без продуманности и борьбы мотивов, неумение соотносить свои поступки с реальной обстановкой и пр.); 2) резко очерченная дисгармоничность психики (сочетание внушаемости и упрямства вплоть до негативистических форм поведения, черствое или даже холодное отношение к другим и легкость возникновения сверхценного отношения к ущемлению своих интересов, частые столкновения с окружающими и неумение приобретать от межличностных отношений и т.д.); 3) некорригируемость поведения; 4) тотальная неадаптированность; 5) недостаточность критики; 6) склонность к частым декомпенсациям; 7) склонность к спонтанным утяжелениям психопатической симптоматики. Патологический характер динамических сдвигов (частые, тяжелые реакции, декомпенсации, появление элементов патологического развития личности и пр.) также может быть основанием психопатологического подростка невменяемым.

Это интересно:  Проблемы в общении. Можно ли научиться общаться?

В тех случаях, когда при судебно-психиатрической экспертизе выявляются выраженные расстройства личности, исключающие возможность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, имеются основания для признания подростка невменяемым. При этом клиническими критериями судебно-психиатрических оценок глубины личностных расстройств являются патологическая внушаемость, неумение использовать опыт интерперсональных отношений, некорригируемость поведения, невозможность адаптации, склонность к частым ухудшениям состояния с усугублением психопатических проявлений, расстройства критических способностей (отсутствие борьбы мотивов и адекватной оценки и самооценки, невозможность соотносить поступки с реальностью).

От психопатий (расстройств личности) следует отличать психопатоподобное поведение подростков с педагогической и социальной запущенностью. При педагогической или социальной запущенности полноценная адаптация к социальной среде нарушена не вследствие болезненных или личностных расстройств. Адаптация в большинстве случаев нарушена к среде, которая предъявляет к подростку определенные требования. В отношении авторитетных для подростка лиц из определенной микрогруппы он проявляет уважение, любовь, привязанность. В то же время этот подросток холоден, равнодушен, может проявить агрессию к родственникам, соседям, учителям. В случае необходимости эти подростки могут вести себя в полном соответствии с общепринятыми принципами морали. Для лиц с психопатией такая гибкость поведения не характерна. Подростки с педагогической запущенностью учитывают внешние обстоятельства, ведут себя в зависимости от обстановки, в своей микрогруппе они активны, инициативны, общительны, могут быть лидерами, не бывают одиночками. Они склонны к немедленному удовлетворению своих потребностей, любят развлечение, праздность, риск, авантюры, приключения. Такие подростки могут обнаруживать реакции протеста, но у них не выявляется невротических проявлений, колебаний настроения.

Важное значение в судебно-психиатрической клинике имеют также расстройства влечений у подростков-правонарушителей. Сюда относятся стремления к бродяжничеству, поджогам, сексуальным извращениям, злоупотребление психоактивными веществами (алкоголь, наркотики, лекарственные препараты). Расстройства влечений обычно формируются в течение длительного времени. На неустойчивую психику ребенка большое влияние оказывает окружающая среда. В дальнейшем, при повторении тех или иных действий, влечение к ним закрепляется по механизму патологически стойкой условной связи.

Собственно психозы составляют небольшой процент среди проходящих судебно-психиатрическую экспертизу подростков. Шизофрения встречается редко. Казалось бы, это противоречит положению о частоте возникновения шизофрении в пубертатном периоде.

При диагностике шизофрении в подростковом возрасте принимается решение о невменяемости, поскольку в таких случаях установление диагноза шизофрении — это и констатация медицинского критерия невменяемости. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что по истечении подросткового возраста, в случае значительного улучшения психического состояния и формирования стойкой ремиссии (практическое выздоровление), при совершении новых правонарушений возможны экспертные заключения о вменяемости.

В судебно-психиатрической клинике подросткового возраста сравнительно редко встречается эпилепсия. Для эпилепсии детского возраста характерны ночные страхи, снохождения и сноговорения, а также побеги из дома в состоянии дисфории. Во время таких побегов могут совершаться общественно опасные действия. Пароксизмальные состояния (припадки) в отличие от пароксизмов у взрослых часто протекают атипично и не развернуто. Предвестники пароксизмов или ауры часто носят соматический характер в виде болей в области живота, тошноты, сами же припадки проявляются в виде сгибания туловища по типу приветствия. Дисфории характеризуются возбуждением, беспокойством.

Очень часто при судебно-психиатрических экспертизах несовершеннолетних психиатры имеют дело с органическими поражениями мозга и среди них с последствиями энцефалитов, иногда врожденным сифилисом, остаточными явлениями травм мозга, психопатоподобными состояниями органического генеза. Все эти органические заболевания головного мозга накладывают большой отпечаток на развитие и формирование личности подростка, при них нередко образуется глубокий изъян психики, что следует учитывать при судебно-психиатрической экспертизе.

Изменения психики проявляются в виде интеллектуальных и личностных нарушений. При интеллектуальных нарушениях отмечаются снижение памяти, внимания, замедленность, торпидность мышления. Со стороны эмоционально-волевой сферы чаще отмечаются вялость, апатия, ограниченность интересов.

Большое значение в судебно-психиатрической экспертизе несовершеннолетних имеют психопатоподобные состояния при органических поражениях головного мозга. Эти состояния, как правило, отличаются двигательной расторможенностью, эмоциональной возбудимостью, импульсивностью поступков, гиперсексуальностью, расторможенностью влечений. Клиническая характеристика психических расстройств у этой группы подэкспертных имеет много общего с характеристикой формирующейся психопатии по неустойчивому и возбудимому типу. При этих же психических расстройствах может отчетливо диагностироваться дефект, характерный для того или иного перенесенного заболевания головного мозга в виде признаков задержки психического развития, снижения памяти, насильственных смехе и плаче, вспышек ярости или раздражительности. Компенсация нарушенных функций у таких лиц развиваются гораздо с большим трудом, чем у подэкспертных с расстройствами личности (собственно психопатии).

У этих же подростков примерно в каждом четвертом случае констатируется становление алкоголизма и, соответственно, совершение правонарушений в состоянии алкогольного опьянения. Характерным для раннего юношеского алкоголизма является пристрастие и влечение к приему алкогольных напитков. Подростки употребляют алкоголь и другие психоактивные средства часто и в больших количествах, они не помнят, что с ними происходило в состоянии алкогольной или иной интоксикации, у них отсутствует контроль над количеством потребляемого психопактивного вещества. Быстрое формирование алкоголизма в свою очередь утяжеляет структуру и динамику психических нарушений, часто способствует совершению общественно опасных действий.

Психопатоподобные состояния с очерченными интеллектуальными нарушениями следует рассматривать как болезненные в рамках органического поражения головного мозга. У таких больных в условиях судебно-психиатрической экспертизы встречаются так называемые реакции протеста. К их числу относят реакции возбуждения со вспышками гнева и актами агрессии в отношении окружающих, которые возникают в ответ на неудовлетворение какого-либо требования или нанесенную обиду.

Судебно-психиатрические оценки психических расстройств у подростков с органическими поражениями головного мозгане отличаются существенно от экспертных оценок собственно личностных расстройств в рамках формирующихся психопатий.

Существенное значение в практике судебно-психиатрической экспертизы подростков имеет умственная отсталость.Чаще это лица с дебильностью, которые в качестве пассивных правонарушителей используются взрослыми или психически здоровыми подростками. Это происходит в связи с повышенной внушаемостью и пассивной подчиняемостью лиц с дебильностью, которая более усиливается у подростков возрастной незрелостью. Важно учитывать и то обстоятельство, что умственно отсталый подросток может хорошо усвоить общеизвестные нормы права и морали, но более сложную ситуацию он усваивает плохо и не разбирается в ней.

При экспертизе несовершеннолетних обвиняемых с дебильностью важно учитывать такие обстоятельства, связанные с особенностями их психики, какусуглубление их интеллектуальной неполноценностив условиях судебно-следственной ситуации и в период экспертизы. С другой стороны, в этих же условияхярко проявляется тенденция умственно отсталых лиц преувеличивать свою психическую неполноценность.

При судебно-психиатрической экспертизе следует в первую очередь оценивать повышенную внушаемость и пассивную подчиняемость, нарушение мотивации, неспособность правильно корригировать поведение, нецеленаправленность поступков, импульсивность.

Большие трудности при судебно-психиатрической экспертизе могут возникнуть при экспертизе несовершеннолетних с психофизическим инфантилизмом.Экспертиза таких лиц приобретает особое значение, поскольку установленный законом возраст наступления уголовной ответственности (14 лет) уменьшается. Так, например, подросток в 14 лет может по своему психическому и физическому развитию соответствовать десятилетнему при отсутствии выраженной дисгармонии в психическом развитии. Способность отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими может быть нарушена вследствие незрелости психики, как бы снижающей возраст подростка. Соответственно, с учетом степени незрелости, решается вопрос о возможности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

В некоторых случаях психиатрам-экспертам приходится давать экспертные заключения о психическом состоянии подростков-потерпевших, реже свидетелей и их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. В этих случаях при судебно-психиатрической экспертизе объектом экспертизы является не достоверность показаний подростка, а он сам — свидетель или потерпевший, который уже дал показания или которому предстоит еще давать показания.

Отношение несовершеннолетних к процессу предварительного следствия и суда различно. Подростки, которых обвиняют, преимущественно защищаются, отрицаю инкриминируемые им правонарушения. Несовершеннолетние потерпевшие откровенны, хотя безусловно могут заблуждаться вследствие возрастной неосведомленности, их показания связаны с особенностями личности и с той конкретной обстановкой, в которой происходило событие, о котором приходится давать показание, отношением к нему окружающих, разговорами, возникающими вокруг этого события.

Таким образом, выяснение того, насколько несовершеннолетние потерпевшие понимали характер и значение действий обвиняемых, должно включать в себя определение как осведомленности, так и способности к смысловой оценке противоправных действий.

СУДЕБНО-ПСИХАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

К симптоматическим психозам относятся психические расстройства, возникающие при общих соматических и инфекционных заболеваниях, интоксикациях, нарушениях функции эндокринных желёз. Принято выделять острые и затяжные клинические формы. Клинические проявления. Острые симптоматические психозы чаще сопровождаются транзиторным помрачнением сознания. Острому психотическому состоянию обычно предшествует кратковременный продромальный период с общим недомоганием, повышенной чувствительностью, нарушением сна, вялостью или двигательным беспокойством, крайней неустойчивостью аффекта. Расстройства сознания разнообразны по клиническим проявлениям, глубине и длительности. В судебно-психиатрической клинике наиболее часто встречается делирий или сумеречное помрачение сознания с явлениями эпилептиформного возбуждения. Наряду с общими психопатологическими признаками острые психозы имеют ряд индивидуальных отличий, которые зависят от характера соматического заболевания, пола, возраста. Делирий наиболее часто наблюдается при соматических (в том числе инфекционных) заболеваниях с выраженной интоксикацией. Наряду с такими характерными для делириозного синдрома расстроенного сознания симптомами, как нарушения восприятия, отрешенность от окружающей действительности, дезориентированность, бессвязность мышления, для инфекционного делирия весьма типичны обильные зрительные сценоподобные иллюзорные и галлюцинаторные переживания, тревога, страх, идеи преследования. Поведение и высказывания больных в значительной степени определяются болезненными переживаниями. В таком состоянии они могут нанести повреждения себе или окружающим. Сумеречное расстройство сознания, как правило, возникает внезапно, сопровождается резким двигательным эпилептиформным возбуждением, страхом, отдельными галлюцинаторно-бредовыми проявлениями, что может привести к совершению общественно опасных действий. Больные беспокойны, тревожны, кричат, мечутся, на лице выражение ужаса. Психоз длится от ½ ч до 1 ½ ч и заканчивается также внезапно, как и начался. Его сменяет глубокий сон или сопор. Острые симптоматические психозы при каждом заболевании имеют свои особенности. Делирий описан при сыпном и брюшном тифах. Острые психотические состояния при гриппе, малярии, ревматизме проявляются острым делирием, сумеречным помрачением сознания, эпилептиформным, а также тоскливо-тревожным возбуждением. При остро развивающейся сердечно-сосудистой недостаточности (инфаркт миокарда, состояние после операции на сердце и др.) могут возникать кратковременные состояния расстроенного сознания – оглушение, делириозные или аментивно-делириозные состояния. Острые симптоматические психозы могут протекать и без помрачения сознания в виде острого вербального галлюциноза. В этих случаях психоз возникает внезапно с появлением комментирующих вербальных галлюцинаций на фоне растерянности, тревоги, страха. Иногда галлюцинации бывают императивными. В таком состоянии больные под влиянием голосов могут совершать опасные действия против себя и окружающих.

Это интересно:  Сп больницы и поликлиники нормы проектирования

Затяжные симптоматические психозы.Неблагоприятно протекающие общие соматические заболевания (в том числе инфекции и интоксикации) могут сопровождаться различными психическими нарушениями. Чаще при соматических заболеваниях развиваются неврозоподобные, особенно астенические, и психопатоподобные расстройства, но нередко на этом фоне возникают и психотические состояния, депрессивные и галлюцинаторно-бредовые психозы, конфабулярные расстройства, псевдопаралитические проявления. Затяжные симптоматические психозы обычно продолжаются от 2 недель до 2-3 месяцев и сменяются астенией с повышенной чувствительностью к физическим и психическим вредностям. Наряду с такими исходами в ряде случаев после соматогенных психозов формируется выраженный психоорганический синдром с интеллектуально-мнестическим дефектом или стойкие неврозоподобные или психопатоподобные состояния. Психические нарушения при заболевания сердечно-сосудистой системы проявляются в неустойчивости настроения, склонности к тоскливости, тревоге, физической и психической утомляемости, раздражительной слабости, повышенной чувствительности. У больных с тяжелыми формами туберкулеза легких бывают затяжные шизофреноподобные психозы с депрессивными и депрессивно-бредовыми картинами. При заболеваниях желудочно-кишечного тракта нередко наблюдаются повышенная раздражительность, нарушения сна, эмоциональной неустойчивостью, склонность к ипохондричности, канцерофобия. Заболевания печени сопровождаются психическими расстройствами интоксикационного генеза, могут наблюдаться тоскливость, подавленность, угнетение психических функций, расстройства сна. Заболевания почек также нередко сопровождаются психическими нарушениями, особенно астеническими расстройствами. При длительном течении развивается психопатоподобная симптоматика. При злокачественных опухолях наблюдаются выраженные астенические расстройства с аффективной неустойчивостью. Нередко развиваются психогенные депрессии, особенно когда диагноз становится очевидным для больного. Психозы развиваются после оперативного вмешательства, с весьма характерным синдромом альтернирующего сознания, длящимся от нескольких минут до нескольких часов. Больные производят впечатление загруженных, «ускользающих» или как будто только что проснувшихся и вновь впадающих в дремотное состояние. При мерцающем сознании их психическая жизнь как бы складывается из отдельных не связанных между собой фрагментов, что создает впечатление непонятности, необычности поступков. С утяжелением соматического страдания нарастает длительность приступов нарушенного сознания, углубляются общие психические расстройства. Эндокринные заболевания также сопровождаются психическими расстройствами, в частности, при нарушениях функции щитовидной железы возникает повышенная возбудимость, аффективная неустойчивость, плаксивость, вспыльчивость. В тяжелых случаях могут развиваться синдромы расстроенного сознания, бред, галлюцинации. Психические нарушения могут возникать и при отравлениях некоторыми промышленными и бытовыми химическими веществами. Так, хроническая интоксикация мышьяком, окисью углерода, ртутью, свинцом может сопровождаться психопатоподобным синдромом органического типа с выраженной аффективной лабильностью, иногда эпилептиформными припадками, грубыми расстройствами психики. Возникновение психотического состояния возможно при приеме тех или иных лекарственных препаратов в случае тяжелых соматических заболеваний, у лиц пожилого возраста. Астено-депрессивные картины с ипохондрическими опасениями и близкие по содержанию депрессивно-параноидные состояния, когда можно говорить об ипохондрических бредовых идеях, могут обусловить общественно опасные действия. В одних случаях это агрессивные акты в отношении медицинских работников, которые, по мнению больных, «неправильно лечат», в других – склонность к патологическим обвинениям близких в плохом уходе, стремлении «избавиться» от больного и наконец, иногда возможны так называемые расширенные самоубийства.

Послеродовые психозы – представляют собой сборную группу, в которую входят эндогенные заболевания (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз), спровоцированные беременностью и родами, и собственно симптоматические психозы, возникающие в связи с соматоэндокринными изменениями в организме и послеродовыми септическими процессами. Послеродовые психозы возникают остро и сравнительно кратковременны. Преобладание инфекционно-аутотоксических факторов в этиологии собственно послеродового психоза обусловливает состояние помраченного сознания с аментивными и аментивно-делириозными картинами. Психоз у соматически ослабленной больной при воздействии тяжелых и длительных стрессовых факторов может выражается в различных вариантах депрессивного синдрома. Общественно опасные действия, совершаемые больными с послеродовым психозом, выражаются главным образом в убийстве новорожденных или нанесении им тяжких телесных повреждений. Больные с депрессивными состояниями могут совершать так называемые расширенные самоубийства.

Судебно-психиатрическая оценкасимптоматических психозов требует индивидуального подхода с учетом тяжести и глубины расстройств психики в каждом отдельном случае. Нарушения в форме астенического или психопатоподобного синдрома непсихотические. Признавая такого обследуемого вменяемым, эксперты должны отразить в заключении эти состояния психики и обратить на них внимание суда как на патологические особенности, не исключающие вменяемости. Лица, совершившие общественно опасные действия в состоянии острого, так и затяжного психоза, признаются невменяемыми. У лиц с длительными хроническими соматическими заболеваниями, совершивших правонарушение, в психотравмирующих условиях (суд, следствие, отбывание наказания) или присоединении других дополнительных вредных факторов возможно постепенное развитие затяжного соматогенного психоза. Это требует направления на принудительное лечение в психиатрическую больницу до выздоровления подследственного или досрочного освобождения от отбывания наказания осужденного. Вменяемость исключается при временных расстройствах с психотической симптоматикой, если правонарушение совершено в таком состоянии. Если указанные психические нарушения возникают после совершения противоправного деяния, то они лишь временно лишают обследуемого возможности предстать перед следствием и судом. Судебно-психиатрическая оценка в случае развития психоорганического синдрома строго индивидуальна и определяется глубиной и выраженностью интеллектуально-мнестических расстройств, стойкостью этих нарушений. В гражданском процессе лица с затяжными симптоматическими психозами или глубоким последующим психическим снижением не могут понимать значения своих действий или руководить ими и, следовательно, недееспособны. Заключенные ими сделки, завещания и другие юридические акты могут быть признаны недействительными. Однако в связи с тем, что в период психотического состояния трудно установить прогноз заболевания, целесообразна отсрочка окончательного заключения о дееспособности – недееспособности до окончания лечения. Весьма сложным может оказаться вопрос о действительности сделок, совершенных больными с тяжелыми интоксикациями при злокачественных новообразованиях или других тяжелых соматических заболеваниях. Глубокая астения и мерцающее сознание при этих расстройствах нарушают способность больных правильно оценивать окружающую действительность, лишают их возможности понимать значение своих действий и руководить ими. Решая в подобных случаях экспертный вопрос, врач должен стремиться к возможно более тщательному установлению структуры психопатологического синдрома и особенностей поведения лица к моменту совершения сделки.

Подростковые психопатологические синдромы и их судебно-психиатрическое значение:

Синдром психического инфантилизма —занимает особое положение не только потому, что встречается часто. Он в значительной мере определяет особенности клинической картины, характер, мотивацию общественно опасных действий, адаптационные и критические действия.

Способности, и поэтому может иметь значение для экспертной оценки. При определенных обстоятельствах психическая незрелость, присущая возрасту, может приобретать патологические формы. В зависимости от причинных факторов инфантилизм выявляется в разные возрастные периоды, что накладывает отпечаток на его клиническую характеристику. Различают инфантилизм тотальный и парциальный. Задержка развития может касаться . только психики, но не редко затрагивает и соматическую сферу (психофизический инфантилизм). Для органического инфантилизма характерны: большая живость, детский интерес к окружающему, отсутствие инертности, тугоподвижности психических процессов, активность в игровой деятельности с элементами творчества, фантазии, более дифференцированные привязанности, наличие потенциальных интеллектуальных возможностей, способность к использованию помощи и к переносу усвоенного на новый материал. При пубертатном кризе психический инфантилизм выступает в виде 2 вариантов:

1. Инфантилизм обнаруживается с детства, а в период пубертата проявляется как этап возрастной динамики; 2. Инфантилизм выявляется в период пубертата в результате асинхронного протекания психобиологического созревания. Это кризовый вариант. Если в первом варианте преобладают черты детскости, то второй характеризуется длительным сохранением особенностей подростковой психики. В его структуре преобладают гротескное заострение черт и тенденцией младшего подросткового возраста с оппозиционностью и критицизмом, снижение способности к социально одобряемой деятельности при отчетливой склонности к обогащению отрицательным опытом, стремление (к ювенильному самоутверждению), задержка_ в формировании чувства долга, ответственности, критической самооценки. Этот вариант инфантилизма особенно тесно коррелирует с нарушениями поведения и адаптации. Среди форм инфантилизма, обусловленного социопсихологическими факторами, известны описания «инфантилизируемого характера» и «синдрома единственного ребенка», в основе которых лежат неправильное воспитание по типу «кумира семьи» и гиперопека, а также явления госпитализма, возникающие у подростков в условиях депривации. В этих случаях отмечаются такие проявления незрелости, как несамостоятельность, неорганизованность, недостаточность практических навыков и инициативы, малая выносливость психических__ нагрузок, сохранение детских привязанностей и интересов, эгоцентризм, недостаточность социальной зрелости и адаптированности. Знание клинических форм инфантилизма необходимо при решении вопроса о соответствии уровня психического развития паспортному возрасту. Этот вопрос нередко ставится перед судебными психиатрами, если у подростка есть признаки задержанного развития, и назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Показателями глубины психической незрелости (критерии невменяемости) являются: задержка созревания_всех сфер психики, выраженная внушаемость и подражательность, слабость интеллектуального и волевого контроля, инфантильность мотивации, отсутствие борьбы мотивов при принятии решения, нарушение способности к прогнозированию, критике, неуправляемость поведения.

Синдром фантазированиятесно связан с психической незрелостью. Отражает стремление подростка к самоутверждению, может возникать психогенно, по механизму «вытеснения» тяжкой ситуации, или без видимых причин, по механизму «замещения» реальной действительности, к которой угас интерес. Необходимость изучения фантазирования связана с существованием его патологических форм и с возможностью криминальных действий под влиянием вымыслов. Склонность к фантазированию приобретает характер психопатологического феномена при наличии таких признаков, как сверхценное отношение к фантазии, когда они становятся для подростка более значительными, чем реальные события, готовность к перевоплощению в вымышленные образы, оторванность от реальности, появление признаков навязчивости или насильственности, связь нарушений поведения с содержанием вымыслов. Патологическое фантазирование при неблагоприятной динамике характеризуется (критерии невменяемости) постепенным сужением диапазона фантазий и переходом их от истерических форм к шизоидному полюсу, т.е. тенденцией к постепенному усложнению фабулы со все большим отрывом от реальности, появлением аутистических фантазий с монотематическим или стереотипным содержанием, уменьшением произвольности возникновения фантазий, присоединением визуализации зрительных представлений, галлюцинаций воображения и псевдогаллюцинаций, возможности трансформации в бред воображения, непрерывным характером фантазирования, появлением стойких агрессивных и садистских фантазий со сверхценными идеями убийства, реализацией вымыслов в повторных криминальных действиях, нарастаний изменений личности по шизофреническому или органическому типу.

Это интересно:  Формы демократии

Сверхценные образования— такие субъективно значимые и чрезвычайно аффективно заряженные суждения или переживания, которые занимают незаконно большое место в психике и нередко определяют поступки. В отличие от структуры сверхценных образований у взрослых в подростковом возрасте отсутствуют строго аргументированная идея, детальная разработка фабулы, ведущее значение приобретают эмоции. При особых обстоятельствах сверхценные переживания могут возникать у здоровых подростков, но чаще они развиваются на патологической почве. В судебно-психиатрической клинике наиболее часто встречаются сверхценное фантазирование, стремление к самоутверждению, сверхценная неприязнь и привязанности, сверхценные идеи мести у эпилептоидов и страх мести у подростков, переживших реальную угрозу для жизни, идеи чужих родителей и сиротства, сверхценные увлечения, идеи убийства, идеи неполноценности и переоценки своих возможностей и т.д. Важными особенностями сверхценных образований в подростковом возрасте являются частота сочетаний разных вариантов и выраженная тенденция к их реализации (убийства, повторные поджоги, угоны транспортных средств и т.д.). При пограничных состояниях формирования сверхценных образований обычно начинается в негативной фазе пубертата и проходит 3 этапа: 1) этап осмысливания и внутренней переработки травмирующей ситуации. 2) этап формирования самой сверхценной идеи. 3) этап каких-либо действий под влиянием сверхценной идеи.

Гебоидный синдромхарактеризуется карикатурным заострением и патологическим искажением психологических особенностей, свойственных подростковому возрасту. Клинически это выражается в расторможенности или извращенности влечений, ослаблении нравственных установок, своеобразном эмоциональном притуплении со снижением высших эмоций (жалость, самопереживание), в появлении холодности, жестокости, садистских наклонностей, оппозиционности, эгоцентризма. Отмечается также стремление к лидерству при утрате интереса к продуктивной или общественно полезной деятельности. Следствием этого оказываются асоциальная направленность интересов, повышенная криминогенность, жестокость правонарушений. В структуру гебоидного синдрома часто включаются сверхценные образования и аутистическое фантазирование агрессивного содержания, спонтанные расстройства настроения, склонность к брутальным аффективным реакциям. Гебоидной юношеской шизофрении, при которой чаще всего возникает этот синдром, свойственны также дисфорические, ипохондрические рудиментарные нарушения мышления, чередование злобности и нелепого шутовства и пр.

Синдром пубертатной астенииили временной юношеской психической несостоятельности бывает наиболее выражен на высоте пубертатного криза (14-15 лет), но может продолжаться весь период криза или протекать волнообразно, по типу фаз. Синдром представлен значительным снижением пробуждений, повышенной истощаемостью, падением интеллектуальной продуктивности, вялостью, раздражительной слабостью, головной болью и нарушениями сна. Подростки в это время выглядят и чувствуют себя поглупевшими, неполноценными. Значение этого синдрома состоит еще и в том, что на фоне астении облегчается возникновение других психопатопатологических проявлений, типичных для подросткового возраста.

Рекомендуемая литература

3. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия: Учебник. – М.: РИОР, 2007. – 310 с

4. Буромский И.В. и др. Судебно-медицинская экспертиза. Ткрмины и понятия: Словарь для юристов и судебно-медицинских экспертов / Буромский И.В., Клевно В.А., Пашинян Г.А. – М.: Норма, 2006. – 256 с.

5. Шумекий Н.Г. Диагностические ошибки в судебно-психиатрической практике. — СПб:

52. СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

52. СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

При рассмотрении данного раздела необходимо учитывать бурное развитие организма подростка (юноши и девушки) от 12 до 18 лет. Перестройка охватывает в целом все органы и системы и приводит их к психическому и половому созреванию, изменению физиологических и биохимических процессов и нередко к пубертатному кризу. Последний хотя имеет решающее значение в становлении характера, поведении и действиях несовершеннолетних, в то же время может способствовать превращению отдельных психических отклонений в стойкие патологические черты личности, обусловливающие антиобщественное поведение. Нарушения же темпа полового созревания могут у них стать источником патологического формирования психики со всеми вытекающими из этого социальными последствиями.

Следует указать на такую особенность, как резкая динамичность психопатологического состояния подростков с еще формирующейся психопатией. Поэтому так довольно часты неидентичные экспертные заключения психиатров на состояние здоровья психически больных подростков. Необходимо также признать и то, что судебно-психиатрическая экспертиза частных форм психических заболеваний у подростков представляет значительные трудности. Подростки значительно чаще, чем взрослые, подвергаются комплексным судебным психолого-психиатрическим экспертизам, так как именно психологи дают наиболее объективные данные об уровне умственного развития подростка, особенностях и структуре познавательных процессов, эмоционально-мотивационной сфере, волевой устойчивости, умственной работоспособности и т.п. Также следует указать и на то, что вопрос об использовании психологических исследований в качестве параклинического метода в процессе судебно-психиатрической экспертизы решает не суд и следственные органы, а судебно-психиатрический эксперт.

Рассматривая судебно-психиатрическую экспертизу, необходимо специально выделить положение о том, что при данных экспертизах из-за сложности оценки их результатов судебно-психиатрическими экспертами допускается определенный субъективизм. На это влияют установки и взгляды различных психиатрических школ, неодинаковые знания и личный опыт. Именно поэтому в судебной психиатрии принято коллегиальное экспертное исследование подэкспертных для достижения более объективного и правильного заключения. Этим достигается большая авторитетность и доказательность судебно-психиатрических экспертных заключений.

Законодатель в ст. 195 УПК РФ определил порядок назначения экспертиз. В то же время практика говорит о некоторых трудностях у юридических работников при вынесении постановления (определения) о производстве судебно-психиатрической экспертизы и постановке конкретных вопросов, на которые судебно-психиатрическим экспертам необходимо дать ответы.

Похожие главы из других книг

29. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ВОЛОС

29. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ВОЛОС Волосы в качестве вещественных доказательств фигурируют в делах об убийствах, изнасилованиях, нанесении телесных повреждений, кражах, хищениях животных и т.д.В зависимости от характера и особенностей преступления волосы могут

35. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ИСКУССТВЕННЫХ И ПРИТВОРНЫХ БОЛЕЗНЕЙ

35. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ИСКУССТВЕННЫХ И ПРИТВОРНЫХ БОЛЕЗНЕЙ Судебно-медицинскому эксперту приходится проводить исследования по поводу подозрения на искусственную или притворную болезнь в тех случаях, когда такие болезни являются основанием для привлечения

43. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ТРУПА

43. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ТРУПА В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения № 161 от 24 апреля 2003 г. «Об утверждении Инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы» экспертное исследование

44. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА КРОВИ

44. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА КРОВИ Следы крови играют важную роль в следственной практике, поскольку они часто являются следами происшествия или совершенного преступления Вопросы, разрешаемые при экспертизе следов крови, определяются как обстоятельствами дела,

45. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО МАТЕРИАЛАМ ДЕЛА

45. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО МАТЕРИАЛАМ ДЕЛА Материалы уголовного или гражданского дела являются одним из объектов судебно-медицинской экспертизы. Порядок производства этих экспертиз регламентирован Приказом Минздрава «Об утверждении Инструкции по

49. СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

49. СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Судебно-психиатрическая экспертиза является основным разделом и приоритетным направлением судебной психиатрии. Исходя из актуальных потребностей правосудия она преследует цель: оценить и дать экспертное заключение психическому

120. Судебно-психологическая и судебно-психиатрическая экспертизы

120. Судебно-психологическая и судебно-психиатрическая экспертизы Почти по каждому уголовному делу проводится судебно-психологическая или судебно-психиатрическая экспертиза для определения вменяемости обвиняемого. В случае возникновения при производстве судебной

§ 10. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве

§ 10. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве Одним из источников доказательств в гражданском процессе является заключение эксперта. Решение гражданских дел по существу в ряде случаев невозможно без судебно-психологической экспертизы.К

13.2. Судебно-психологическая экспертиза: пели и задачи

13.2. Судебно-психологическая экспертиза: пели и задачи Судебно-психологическая экспертиза представляет собой исследование, проведенное сведущим лицом — экспертом — на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после

13.3. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний [212]

13.3. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний[212] Данный вид экспертизы назначается работниками следственных или судебных органов в тех случаях, когда возникает вопрос о возможности квалифицировать действия обвиняемого (подсудимого) как совершенные в

13.4. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях

13.4. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях Объектом данного вида СПЭ могут быть лица женского и мужского пола, пострадавшие от сексуального насилия. На практике этот вид экспертизы проводится, как правило, в отношении

13.7. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей

13.7. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей Данный вид СПЭ проводится в тех случаях, когда: а) вызывают сомнения имеющиеся в деле данные о личности обвиняемого или подсудимого; б) имеются противоречивые оценки индивидуальных

13.8. Посмертная судебно-психологическая экспертиза

13.8. Посмертная судебно-психологическая экспертиза Необходимость проведения посмертной судебно-психологической экспертизы может возникнуть при расследовании дел различных категорий. Прежде всего она проводится в отношении лиц, совершивших самоубийство, когда

13.12. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе

13.12. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе Последние годы в гражданском судопроизводстве установилась практика проведения судебно-психологических экспертиз для решения вопросов, относящихся к компетенции

13.13. Судебно-психологическая экспертиза по делам о моральном вреде

13.13. Судебно-психологическая экспертиза по делам о моральном вреде Данный вид экспертизы проводится как в уголовном, так и в гражданском процессе.В ст. 151 ГК РФ моральный вред определяется как «физические или нравственные страдания». Толкование этого понятия дано в

13.14. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза

13.14. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза К компетенции этой экспертизы относится решение следующих задач:? квалификация психического состояния испытуемого, определение природы, вида и типа психической патологии, ее тяжести и личностного выражения,

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, lektsii.org, psy.wikireading.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector