+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Понятие и сущность коррупции

Коррупция — умышленное использование государственными должностными или приравненными к ним лицами своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды, а равно подкуп указанных лиц путем противоправного представления им имущества или другой выгоды, с тем, чтобы указанные лица совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных обязанностей.

Государственные должностные лица— Президент Республики Беларусь; депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов; а также иные государственные служащие, лица, занимающие должности в государственных организациях, Вооруженных Силах Республики Беларусь и в других воинских формированиях.

Законодательство о борьбе с коррупцией основывается на Конституции Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» 2006 года и других законодательных актах, международных договорах.

Юридические признаки коррупции:

1) обязательный субъект коррупционных отношений — должностное лицо (либо приравненное к нему лицо), уполномоченное на выполнение государственных функций;

2) умышленная вина, которая сопровождается корыстной или иной заинтересованностью субъектов;

3) действие или бездействие — использование лицом своего служебного положения, а также связанных с ним возможностей;

4) корыстная цель — противоправное получение для себя или близких родственников имущественных или неимущественных благ, льгот, преимуществ в результате выполнения или невыполнения определенных действий по службе либо за обещание выполнить или не выполнить их в будущем.

Выделяют следующие формы проявления коррупции:

1) совершение или несовершение какого-либо действия (с использованием своего служебного положения или связанных с ним возможностей в результате требуемых или принятых вознаграждений в любом виде);

2) незаконное получение вознаграждений или стимулов (в любом виде за совершение или несовершение какого-либо действия с использованием своего служебного положения или связанных с ним возможностей);

3) подкуп или попытка подкупа лица (для совершения или несовершения какого-либо действия с использованием своего служебного положения или связанных с ним возможностей).

Помимо традиционных способов получения вознаграждения (деньги, дорогие подарки), практикуется также бесплатное предоставление услуг, подлежащих оплате; обещание трудоустроить на высокооплачиваемые должности; открытие на их имя счетов в иностранных банках; приобретение недвижимости за границей и др.

Также выделяют три основных варианта коррупции:

1) обоюдовыгодная двусторонняя сделка;

2) вымогательство служащим взятки, дополнительного вознаграждения;

3) инициативный, активный подкуп служащих, в том числе с психическим и иным воздействием на них.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Сущность коррупции, ее причины и влияние на правопорядок *

Крюкова Нина Ивановна, доктор юридических наук, профессор.

В статье подробно анализируются причины коррупции, ее сущность и типология коррупционных отношений, а также предлагается комплекс мер по борьбе с коррупцией.

Ключевые слова: сущность коррупции, причины коррупции, влияние коррупции на правопорядок.

The article analyses in detail the reasons for corruption, the essence thereof and typology of corruptional relationships as well as proposes a complex of measures with regard to fighting corruption.

Key words: essence of corruption, reasons for corruption, impact of corruption on legal order.

Тема работы является в наше время очень актуальной. В представленной вашему вниманию статье мы попытались раскрыть сущность коррупции, ее причины и влияние на правопорядок. Ведь коррупция в последнее время носит массовый характер, затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности. Она настолько въелась в жизнь российскую, что не нуждается даже в синонимах. Коррупция превратилась в системную проблему. И этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ.

Уровень коррупции в нашей стране остается крайне высоким. Только в 2011 г., по официальной статистике, возбуждено десять с половиной тысяч уголовных дел в этой сфере. Но это только вершина айсберга. Дело в том, что коррупция стала не побочным явлением нашего российского общества, а основой основ существования власти и управленческого механизма, потому что основной ценностью для правящей элиты в современной России являются деньги.

Среди глобальных проблем современности, от решения которых зависит дальнейшее развитие мирового сообщества в новом столетии, одной из самых острых и кровоточащих» является проблема коррупции. Приобретшая в условиях глобализации новое качество, выражающееся, в частности, в ее транснациональных формах, коррупция является серьезнейшим противоречием глобализации, одним из вызовов мировому развитию и правопорядку.

Генеральный секретарь ООН К. Аннан в своем выступлении на сессии Генеральной Ассамблеи по случаю принятия Конвенции ООН против коррупции метко сравнил коррупцию с «социальной чумой», эпидемии которой подвержены все современные общества: «Коррупция ослабляет демократию и правопорядок, что ведет к нарушениям прав человека, искажает рыночные механизмы, ухудшает качество жизни людей, способствует организованной преступности, терроризму и другим угрозам международной безопасности. Это опаснейшее явление присутствует во всех странах — больших и малых, богатых и бедных. » [1].

Проблема коррупции в России и в мире приобретает все более угрожающий характер. Она получила широкое распространение во всех слоях общества и среди всех ветвей власти. По уровню коррумпированности Россия занимает одно из ведущих мест в мире.

Коррупция своими корнями уходит в седую древность. В Древней Руси первое упоминание о коррупции в форме «посула», т.е. незаконного вознаграждения, относится к XIV веку. Многочисленные русские исторические и литературные источники свидетельствуют о широкой распространенности коррупции на Руси. В IX — X вв. возник институт «кормления» — князь посылал своих представителей (воевод, наместников) в провинцию без денежного вознаграждения. Поэтому мздоимство бояр, чиновников, а также бесправие низших классов стало воистину национальным бедствием.

В Древней Руси митрополит Кирилл осуждал мздоимство наряду с чародейством и пьянством. При Иване IV Грозном впервые был казнен дьяк, получивший свыше положенного жареного гуся. Петр I, склонный к решительным действиям, вешал воевод-мздоимцев, но меньше их не стало.

Еще сегодня множество россиян хорошо помнят, как они давали взятки за получение государственной квартиры, за выделение «по блату» дефицитных промышленных и продовольственных товаров, за прием в престижные вузы, за командировки за границу и т.п., да и за многое другое, что было обычно труднодоступно для советских граждан.

А потом, после развала Советского Союза, пришли другие времена. Совсем другие. И коррупция приобрела такие масштабы, что о ней говорит сейчас весь мир.

Самая большая трудность в борьбе с коррупцией — это то, что ее проявления так многогранны, что при любом законодательно закрепленном определении коррупции часть этих проявлений останется за пределами действия закона.

Главное — понять, что не будет богатого государства, сильной власти, процветающих граждан, пока «будет рука твоя распростерта к принятию».

Изучив истоки такого явления, как коррупция, попытаемся понять ее причины, сущность, разобраться в типологии.

Прежде всего, возникает необходимость определить, что понимается под термином «коррупция», т.к. в обществе, в научном мире и в практической сфере не существует однозначного понимания этого явления.

В ст. 8 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, которая была подписана 12 декабря 2000 г. в Палермо, коррупция определяется как умышленные уголовно-наказуемые деяния, которые включают:

а) обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

б) вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей [2].

В Большом юридическом словаре коррупция понимается как «общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц» [3].

В документах ООН о международной борьбе с коррупцией дано определение коррупции: злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп. Из данного определения видно, что коррупция:

  • всегда связана с государственной службой, государственной властью, в силу этой прямой зависимости неизбежно оказывает в большей или меньшей степени воздействие на характер и содержание власти, ее репутацию в обществе. Это позволяет утверждать, что коррупция приобретает, помимо криминального, политический характер;
  • коррупция выходит за пределы взяточничества;
  • она включает в себя непотизм (непотизм — лат., замещение должностей предпочтительно родственниками в нарушение общего и справедливого порядка) и многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для личного, группового или корпоративного использования;
  • коррупция как злоупотребление властью может осуществляться для получения выгоды в целях не только личного, но и корпоративного, кланового интереса. Это не всегда прямо связано с присвоением материальных ценностей, т.к. корпоративный интерес порой преследует политические цели: создание политических условий, обеспечивающих возможности «легального», «законного» захвата, присвоения в будущем материальных и финансовых средств.

Коррупцию необходимо различать в узком и широком смысле.

Коррупция в узком смысле — явление, когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки этим обязанностям ради определенного материального вознаграждения.

Наряду с коррупцией в узком смысле существуют взяточничество и чиновничье предпринимательство. Взяточничество отличается от коррупции тем, что чиновника подкупают не ради нарушения его обязанностей, а ради их исполнения. Формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции.

ТИПОЛОГИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ

На основе условного критерия коррупцию можно разделить на мелкую (низовую, повседневную, или, что будет точнее, бытовую коррупцию, с помощью которой граждане решают свои повседневные проблемы: выплаты гаишникам, оформление документов на дачные участки, взятки в судах, медицинских учреждениях, военкоматах и т.д.) и крупную (вершинную, элитарную, деловую коррупцию, т.е. ту, с помощью которой решаются крупные проблемы бизнеса). Между ними, несмотря на существенную разницу в уровнях, существует органическая взаимосвязь и взаимозависимость, обусловленность и общность централизованного, патерналистского, организационного или социально-психологического характера.

Это интересно:  Как определить главную и второстепенную дорогу?

Первая, низовая, действуя на уровне повседневных потребностей предпринимателей и иных граждан, стала почти нормой и пронизывает самые различные слои общества. Основная масса коррупционных дел связана с разоблачениями именно на этом уровне.

Привлекательность низовой коррупции в том, что при минимальном риске для обеих сторон она обладает специфической ценностью не только для получателя (или вымогателя) взятки, но и для взяткодателя. Взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые проблемы; она же служит небольшой платой за постоянную возможность мелких нарушений законов и инструкций, например за превышение скорости, управление автомобилем в состоянии опьянения и т.д.

Верхушечная коррупция характеризуется высоким социальным положением субъектов ее совершения; изощренно-интеллектуальными способами их действий; огромным материальным, физическим и моральным ущербом; исключительной латентностью посягательств; снисходительным и даже бережным отношением властей к этой группе преступников.

Если мелкая коррупция повседневно «высасывает» материальное благосостояние людей, то элитарная (верхушечная) коррупция поглощает огромные куски государственной и частной экономики.

С другой стороны, надо понимать, что мораль формируется, как правило, под влиянием авторитетов и внутреннего самоконтроля, а также права, закрепленного в законах. Право же, обладая нормативной определенностью, обеспечивается принудительной силой государства для соблюдения гражданами правил поведения.

Основные источники коррупции многообразны. Первый и самый безграничный — государственные финансовые и товарные потоки. Второй источник — карманы граждан и предпринимателей, у которых есть правомерные и противоправные актуальные потребности и интересы, реализация которых возможна лишь через те или иные решения чиновников.

Бюрократизм в России, безусловно, является элементом коррупции

Бюрократизм имеет свою национально-государственную специфику, определяемую прежде всего общественно-экономическим строем, уровнем развития демократических традиций, культуры, образованности людей, нравственной зрелости общества.

Социологические опросы свидетельствуют, что только четверть россиян верит, что коррупцию можно победить. 6% россиян утверждают, что коррупции в стране сейчас нет, большинство же опрошенных социологами «Левада-Центра» в декабре 2009 г. граждан РФ уверены, что она поразила практически все структуры власти. Почти три четверти россиян (71%) считают наиболее коррумпированными чиновников федерального уровня. В том же грехе россияне уличают милиционеров и сотрудников ГИБДД (по 48%), местных чиновников (46%), также работников судов и прокуратуры (41%). От взяток, по утверждению опрошенных россиян, не отказываются врачи (20%), а также учителя и преподаватели вузов (18%).

По данным фонда «Общественное мнение», обнародованным в конце апреля 2008 г., большинство опрошенных социологами граждан страны — 67% — уверены, что искоренить коррупцию в России невозможно, а среди тех, кто когда-либо давал взятки, так думают еще больше — 71% [8].

Многие черты российского бюрократизма, к сожалению, воспроизводятся и в современной России. По данным социологических исследований, к таким чертам относят:

  1. оторванность от народа. Фактически отказ государственных структур от заботы о базовых социальных потребностях людей, опора властей не на широкие социальные слои, а на собственную бюрократию, силовые структуры и политическую демагогию. Именно поэтому аппарат управления теряет контроль над ситуацией. Подобное мнение складывается из следующих убеждений опрошенных:
  • аппарат не знает подлинных нужд населения, его трудностей, сами живут хорошо, занимаются бумаготворчеством и заседаниями;
  • чиновники пользуются льготами, привилегиями, хотя в свое время сами выступали против них;
  • руководители заняты не государственными делами, а борьбой за сохранение власти и себя в этой власти;
  • не советуются с народом;
  1. расхождение между словом и делом. «Размывание» в обществе вообще и в управленческих структурах в частности таких норм нравственности, как порядочность, честность, ответственность, исполнительность. Наиболее часто при этом вводятся следующие суждения:
  • придя к власти, многие поступают прямо противоположно тому, о чем говорили, к чему призывали раньше;
  • чиновники нередко скрывают правду или просто лгут;
  • власти не выполняют обещаний, которые дают народу;
  1. взяточничество и коррупция. За громкими заявлениями и оценками нередко просматривается личная выгода. Такое мнение прочно утвердилось среди разных социальных слоев населения. Отсюда и истоки того, что в самом обществе наметились быстро развивающийся процесс падения уважения к закону, установившимся порядкам, рост ориентации на силу и даже насилие.

Причины коррупции. Предпосылки возникновения коррупции

Как же принимают решения чиновники, становиться ли им на скользкий путь коррупции?

По мнению лауреата Нобелевской премии в экономике Гари С. Бекера, профессора экономики и социологии Чикагского университета, каждый человек, выбирая направления своей деятельности, исходит из четырех факторов. Во-первых, своих способностей; во-вторых, моральных ценностей и ограничений, заложенных его воспитанием; в-третьих, ограничений, накладываемых устройством внешней среды; в-четвертых, из стремления максимизировать свою выгоду.

Коррупция, ее характер, масштабы и особенности развития — это не только следствие нерешенных современных государственно-политических, социальных и экономических проблем страны. Корни коррупции уходят в историю России. Вместе с тем коррупция, как показывает мировой опыт, всегда растет в условиях трансформации общественных отношений. Это относится и к нынешнему переходу России от тоталитарного государства к демократическому и правовому, от централизованной экономики к рыночной, от закрытого, подавленного государством общества к открытому, демократическому обществу. Противоречия этого перехода обусловили возникновение взаимосвязанного комплекса причин стремительного роста и масштабного распространения коррупции.

Главными причинами широкого распространения коррупции в России сегодня являются безответственная и неэффективная власть, неразвитость гражданского общества, неконкурентоспособность, сырьевая направленность и теневой характер экономики, несовершенство законодательства.

Одной из причин масштабного развития коррупции в стране является также смена морально-духовных ценностей на личностном уровне, которая началась в 60-е годы XX века. Именно тогда зародились коррупционные механизмы общественных отношений современной России. Особенно большому надлому подверглась общественная мораль в 1990-е годы — в условиях беззакония государственной власти, на этапе радикальных рыночных реформ. Именно в этот период коррупционные отношения проникли во все сферы жизни российского общества.

Основной целью государственной и общественной антикоррупционной деятельности следует считать комплексную работу, направленную на устранение главных причин и стимулов, порождающих коррупцию, а не только на ужесточение системы выявления и наказания коррупционеров.

На протяжении всей истории развития российского законодательства прослеживалось действие общих идеальных норм на регулирование реальных общественных отношений. Сделать вывод о том, положительным или отрицательным было это влияние, достаточно сложно, однако отсутствие такого сдерживающего фактора в настоящее время отрицательно сказывается на возможности правового регулирования борьбы с коррупцией.

Несмотря на несоответствие общих идеальных норм реально складывающимся правоотношениям, нормы права, отягощенные общими моральными и нравственными запретами, имеющими нормативный характер, реально воздействовали на уровень коррупции в стране. Что прослеживалось в наличии ответственности (как правовой, так и внеправовой) и правоприменительной практики решения вопросов ответственности за совершение антинравственных проступков.

Коррупция государственных должностных лиц является неизбежным побочным продуктом больших правительств. Но государственные чиновники с меньшей вероятностью поддадутся нелегальным соблазнам, если они высоко оплачиваются — пропорционально их обязанностям и возможностям для должностных преступлений.

В условиях отсутствия твердых законодательных гарантий и правового урегулирования в сфере государственной службы психологически объяснимым является стремление большинства чиновников «продать свои услуги, пока они пользуются спросом». На это их толкает «необеспеченность будущего после окончания службы». С экономической точки зрения взятка — это покупка решения должностным лицом общественного вопроса в интересах частного лица — взяткодателя.

Однако в условиях, когда большая часть населения страны переживает, мягко говоря, состояние экономической нестабильности, желание чиновников повысить собственные доходы вряд ли встретит понимание и одобрение в обществе. С другой стороны, спросим себя: «Откажусь ли я дать взятку, если от этого будет зависеть решение давно наболевшей проблемы?» Боюсь, что очень немногие отрицательно ответят на этот вопрос. Получается, что коррупция начинается не в коридорах власти и кабинетах больших начальников, а возникает из моральных принципов и поведения каждого из нас.

Основные меры по борьбе с коррупцией. Необходимость разработки национального плана

В силу системности российской коррупции и сложности противодействия ее проявлениям программы и конкретные проекты преодоления коррупции как социального явления должны быть ориентированы на относительно длительные сроки действия. Если коррупционные связи и отношения в России формировались в течение столетий и уже стали неотъемлемым элементом государственного управления, ведения бизнеса и частной жизни граждан, то вряд ли можно рассчитывать на массовый переход к стереотипам управления, ведения бизнеса и частной жизни, резко ограничивающим или исключающим коррупционные проявления.

«Нужен комплекс мер, а не точечные решения. Иными словами, нужен национальный план противодействия коррупции, — сказал Дмитрий Медведев в ходе совещания по вопросам противодействия коррупции. — Он должен включать в себя минимум три раздела.

Первый — это сугубо юридическая часть. Мы должны будем вплотную заняться модернизацией законодательства. Есть проект Закона о противодействии коррупции, но пока еще существует набор вопросов по нему».

Второй раздел, по словам Д.А. Медведева, будет касаться профилактики коррупции. «По сути, нужно вести разговор о ликвидации условий для коррупции. Это самое сложное, что на самом деле нам предстоит: прозрачность государственных процедур, связанных с государственными подрядами, тендерами, административными регламентами, создание в целом более благоприятной деловой среды. Комплекс мер по вопросам антирейдерства, необходимо подумать о современной системе оценки деятельности и правоохранительных органов, и регионов в этой сфере».

Третий раздел будет посвящен правовому просвещению граждан. Без этого план реализовать не удастся. «По сути, речь идет об атмосфере в обществе. Мы должны создать антикоррупционный стандарт поведения. Без этого ничего не будет. Ведь в развитых странах, как мы обычно говорим, в странах с высокой правовой культурой взяток не берут не только потому, что боятся, но и в том числе потому, что это невыгодно, это разрушает карьеру до конца. И это, может быть, самый сильный стимул» [10].

Это интересно:  Стоимость Госпошлины За Утерю Паспорта 2019 Год

Коррупционные явления полностью исключить невозможно никогда, но это не может быть оправданием неэффективности противодействия им. Ситуация может быть описана как во многом аналогичная борьбе с преступностью: полностью ее изжить невозможно, но есть общества, где ее уровень настолько низок, что преступность не воспринимается как проблема, не создает существенных препятствий для развития общества, экономики, государства. Реальной целью противодействия коррупции может стать снижение ее до такого уровня, который не будет препятствовать развитию страны, нашего общества, экономики, политики, государственного управления.

И если уж сам Д. Медведев, будучи Президентом России, возглавлял совет по борьбе с коррупцией, то, видимо, коррупция достигла своего наивысшего апогея. На состоявшемся 19 мая 2008 г. совещании по противодействию коррупции Медведев констатировал, что «уровень коррупции в стране остается крайне высоким» и «за 2007 год, только по официальной статистике, расследовано более 10,5 тысяч дел». «Это просто вершина айсберга, — добавил Д. Медведев. — Этот вид преступлений носит скрытый характер, как говорят юристы, латентный характер, преступников трудно найти, преступления трудно расследовать, трудно привлечь к ответственности» [11].

Процесс искоренения причин коррупции заключается в строительстве современного демократического, правового государства, эффективной рыночной экономики, формировании сильного гражданского общества, создании условий для развития свободной, созидательной, активной и ответственной личности.

Успех борьбы с коррупцией во многом зависит от выявления и учета причин и условий, которые ее порождают. Данные причины состоят в неисполнении государственной властью законов, широком развитии теневой экономики, слабости гражданского общества.

Влияние коррумпированности на правопорядок

Правопорядок — это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписания правовых норм всеми субъектами права.

Порядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество и степень правопорядочности общественной жизни во многом определяют общее «здоровье» всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности.

Коррупция разрушает реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Она уменьшает качество и степень правопорядочности общественной жизни и во многом ухудшает общее «здоровье» всего общественного организма и его индивидов.

Создавая условия нестабильного правопорядка, коррупция делает невозможным эффективное функционирование экономики, достижение гармонии в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти. В условиях коррумпированности пассивно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, не гарантируется свободное развитие человека, а также не удовлетворяются его материальные и духовные потребности.

В свою очередь правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов, являясь, таким образом, противопоставлением коррупции, которая вначале разрушает системность и устойчивость, а лишь затем, при попустительстве со стороны государства, приобретает организованность и системный характер.

Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. Подчеркивая значимость подобного требования, Карл Маркс в свое время писал, что «даже у англичан, у нации, наиболее почитающей закон, первым условием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органы держатся в рамках закона». И наконец, важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе деятельности государственного аппарата.

В заключение представляется возможным сказать, что главным препятствием для реализации мер по борьбе с коррупцией является неудовлетворительное состояние законодательной базы. Правовая база противодействия коррупции представлена лишь уголовно-правовыми нормами и международными правовыми актами, которые страдают отсутствием механизмов реализации.

Характеристика современной коррупции имеет ряд особенностей.

  1. Современная коррупция ориентирована на максимальное использование возможностей личного обогащения чиновников. Так, несовершенство законодательства о приватизации позволило значительной части чиновничьего корпуса извлечь немалую выгоду.

Широко практикуется подкуп чиновников в ходе выделения и оформления права собственности на земельные участки. Крупные нелегальные доходы извлекаются при оформлении экспортно-импортных операций, в частности всех операций, касающихся стратегически важных сырьевых товаров.

  1. Современная коррупция тесно связана с общеуголовной преступностью и по своим количественным и качественным показателям характеризуется аналогичными признаками, в том числе такими, как тенденция к увеличению доли деяний, отличающихся более высокой степенью общественной опасности.

Наибольшую опасность представляют устойчивые связи коррупции с организованной преступностью. Посредством широкомасштабной коррупции создается система защиты организованных преступных структур от социального контроля, состоящая в активном противодействии органам правопорядка, следствию, работе учреждений уголовно-исполнительной системы.

  1. В современных условиях происходит изменение традиционно сложившихся связей коррупции с должностными, хозяйственными и имущественными преступлениями. Коррупционеры все в большей степени вступают в контакты с уголовниками других «специализаций», например, для обеспечения условий выживания не гнушаются прибегать к услугам наемных убийц, профессиональных вымогателей и др.
  2. Коррупция в наше время получила прочную опору в виде безнаказанности коррумпированных чиновников. Об этом свидетельствует высокая степень латентности преступлений (завуалированность, скрытость чего-либо), совершаемых должностными лицами с использованием служебного положения.
  3. Современная коррупция существует в условиях напряженной криминогенной обстановки, которая расставляет приоритеты таким образом, что действия продажных чиновников не всегда выдвигаются на первый план по своей опасности.
  4. Современная коррупция последовательно расширяет «зоны влияния», проникая в новые сферы, ранее от нее хорошо защищенные, в частности в правоохранительную деятельность.
  5. Современная коррупция внедрилась в высшие эшелоны власти, что делает ее особенно опасной.

Вышеперечисленными особенностями характеристика современной коррупции не исчерпывается, но они являются стержневыми и определяющими данное явление.

Коррупция может привести к масштабному разворовыванию государственного имущества, тем самым существенно подорвать экономику страны.

Необходим комплекс мероприятий, основными звеньями которого должны стать разработка концепции государственной политики в отношении борьбы с коррупцией. Это станет отправной точкой и создаст основу для дальнейшего развития законодательства.

Ведь коррупция в России особая, какой ни в одной серьезной стране уже давно нет: у нас воруют по закону; наши нормативные акты то и дело допускают чиновника к рулению разного рода активами (в том числе частными), не определяя жесткого алгоритма его действий, — это и есть вечно живой корень коррупции. Она цветет уже неприлично пышным цветом не потому, что за нее не расстреливают. Хочу отметить три причины сегодняшней ситуации. Первая — то, что Россия потеряла поколение 90-х годов. У сегодняшней молодежи, выросшей в те годы, полностью коррупционное сознание. Вторая причина заключается в создании экономических предпосылок для недопущения коррупции во всех госструктурах путем более тщательного подбора кадров, повышения моральной мотивации и материального стимулирования — повышения оплаты труда чиновников. Третья причина заключается в усилении профилактики коррупции среди тех, кто отвечает за распределение и последующее использование бюджетных средств.

Искоренить коррупцию — значит создать сильное правовое и демократическое государство, которое эффективно служит всем нам, российским гражданам. Победить коррупцию — значит сформировать конкурентоспособную экономику, преодолеть бедность, повысить благосостояние россиян. Ликвидировать коррупцию — значит утвердить новое качество жизни, социальную стабильность, правопорядок и справедливость. Устранить коррупцию — это сформировать зрелое гражданское общество, общество свободных, ответственных и созидательных людей. Уничтожить коррупцию — это остановить терроризм в нашей стране, обезопасить жизнь граждан, сохранить целостность и единство России, сделать ее сильной и конкурентоспособной страной в мировом сообществе.

Коррупция существовала всегда и во всех странах. О полной победе над ней речь не идет. Но ее нужно загнать в некие рамки, когда она перестанет быть доминирующим элементом социальной и государственной системы. Абсолютная победа над таким злом, как коррупция, невозможна. Но мы в состоянии ограничить его масштабы до такой степени, чтобы оно не подрывало сами основы существования страны и сложившегося правопорядка.

Сущность коррупции заключается в

Ключевые слова: КОРРУПЦИЯ; КОРРУПЦИОННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ; ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ; CORRUPTION; CORRUPTION CRIME; ABUSE OF OFFICIAL AUTHORITY.

Коррупция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). Термин «коррупция» встречается и во многих нормативных правовых актах. Исходя из этого, определения коррупции можно разбить на две большие группы:

а) правовые (законодательные) определения коррупции, которые закреплены в различных нормативных актах (международных и внутри государстве иных);
б) доктринальные (научные) определения коррупции, сформулированные представителями различных отраслей знаний, в том числе учеными-правоведами.

Согласно российскому законодательству коррупция представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанным лицом другим физическим лицам, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица [1]. Встречающееся в законе понятие «коррупционное преступление» не имеет самостоятельного значения. Оно является обобщенным для различных видов коррупции. Например, злоупотребление может быть одной из ее форм, но не может полностью охватить определение коррупции.

А уже по доктринальным определениям можно охарактеризовать коррупцию как поведение людей, наделенных должностными полномочиями, которые нарушают права и законные интересы государственного органа с целью получения личной выгоды. Данное поведение подрывает и нарушает нормы политической системы, необходимые для нормального функционирования государства как единого механизма.

Двойственность коррупции заключается в ее проявлениях: в этическом и юридическом смысле. В этическом – действия должностных лиц, отрицательно влияющие на образование общественного мнения о состоянии законности на государственной службе, хотя они прямо и не запрещены нормативно-правовыми актами (прием мелких подарков от просителей, частое и неформальное общение в лицами, имеющими судимость, частый отдых за рубежом или покупка предметов роскоши).

Это интересно:  Положение об инвентаризации

В юридическом смысле коррупция рассматривается как общественно-опасное деяние, совершаемое должностным лицом, нарушающее законные интересы государство, с целью получения выгоды. Выражается это в виде обмена элементов материального блага на действие должностного лица.

Коррупция — это прежде всего социальное явление, показывающее уровень разложения механизма государственной власти и управления. Не секрет, что в условиях «правления» капиталов, каждый человек настроен на получение большего, чем есть на данный момент. Большее гарантирует более стабильное существование и материальную безопасность. Причина коррупции заключается в желании получить больше материальных благ или иных выгод для собственного использования. И в то же время, коррупция – является методом стабилизации, выработанным самим обществом. В тот момент, когда коррумпированность переступает черту, она несет разрушительный характер, влекущее за собой деформированные формы взаимоотношений между людьми. По мнению Т. Парсонса, коррупция представляет собой особый вид поведения должностных лиц, отклоняющегося от принятых норм, возникающего в рамках отдельных подструктур социального организма, и порождающего нарушения функционирования всей социальной системы.

В политологии так же коррупцию сравнивают с деформацией политической организации общества. Под коррупционной деятельностью в политологическом контексте понимается поведение должностных лиц, выражающееся в незаконном использовании своего положения с целью обладания властью в обществе. Д. Бейли считает, что коррупция — это результат злоупотребления властью в личных целях, который не обязательно должен быть материальным.

В экономической теории коррупция трактуется как вид поведения, направленный на поиски оптимального способа реализации интересов в условиях ограниченности ресурсов. С. Роуз-Аккерман определяет коррупцию как «разновидность экономического поведения в условиях риска, обусловленного совершением преступления и возможным наказанием за него» [2].

Таким образом, учтя рассмотренные взгляды, коррупция представляет собой использования уполномоченными лицами своего служебного положения, статуса или авторитета занимаемой должности в собственных целях, что идет вразрез с общественно значимым политическим, экономическим и иными нуждами государства.

Для успешной борьбы с коррупцией, необходимо применять не только методы ужесточения законодательства в отношении коррупционеров, но и проводить активную политику повышения политического и правового образования и самосознания. При наличии средств и возможностей злоупотреблять своим должностным положением, страх перед законом останавливает не всегда. В момент, когда создаются условия для случая коррупции и должно задействоваться правовое самосознание.

Понятие, сущность, причины и виды коррупции

Изучение доступных источников показывает, что процесс формирования современного понятия коррупции охватывает несколько тысячелетий в истории цивилизации. Упоминание об этом явлении встречается в сочинениях по искусству государственного управления, религиозной и юридической литературе Египта, Месопотамии, Иудеи, Индии и Китая — во всех центрах древневосточных цивилизаций.

Одно из первых упоминаний о коррупции чиновников можно встретить в архивах Древнего Вавилона (вторая половина 24 в. до н.э. – шумерский царь Урукагин), а позднее (19 в. до н.э.) и в знаменитых Законах вавилонского царя Хаммурапи:

«§ 5. Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде.

§ 6. Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит».

Если в первом случае при толковании могут возникать сомнения в возможности отнесения описанной формы судейского произвола к коррупции, то во втором речь, безусловно, идет о коррупционных преступлениях – должностном хищении (в интерпретации современного уголовного законодательства) и «отмывании» имущества, приобретенного в результате коррупционного преступления.

Одинаковая оценка степени общественной опасности названных коррупционных преступлений представляется совершенно обоснованной. А совместное размещение в тексте закона соответствующих норм указывает на одинаковую природу названных преступлений (во всяком случае, в восприятии древнего законодателя).

Можно сказать, что в период ранней государственности не существовало собственно термина «коррупция» или его какого либо эквивалента. Понятие коррупции еще только «вызревало» в этот период.

Качественный скачок произошел уже значительно позже.

Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

В римском праве коррупция трактовалась самым общим образом, как повреждать, ломать, разрушать, подкупать и означало противоправные действия в судебной практике. Это понятие произошло от сочетания латинских слов «correi» — несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и «rumpere» — ломать, повреждать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, «соrumpere», который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась порча или повреждение нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

В величайшем памятнике Древнего Рима в Законах 12 таблиц термин «соrumpere» уже привычно используется в значениях менять за деньги показания в суде и подкупать судью.

Таким образом, можно с некоторой степенью уверенностью сказать, что формирование современного понятия коррупции совпадает с периодом возникновения и развития римского права.

Также одним из первых кто пытался дать объяснение коррупции, был древнегреческий философ Платон, который считал, что «корыстолюбие — это один из важнейших социальных пороков, который совершенно недопустим не только для правителей, но и для воинов. Этот порок питается собственностью, поэтому пока те, кто обладает властью и силой лишены собственности, а те, кто производит материальные блага, не имеют силы и власти, государство процветает. В противном случае происходит его вырождение».

В научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения коррупции. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

В учебнике для вузов «Уголовное право России» указывается: «В широком смысле слова коррупция — это социальное явление, поразившее публичный аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах».

В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или «своими людьми») и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.

Рабочее определение междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы гораздо шире. Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.

В Большом юридическом словаре коррупция понимается как «общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц».

Более менее детальное понятие коррупции впервые появилось в правовых актах РФ в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» и выглядит оно следующим образом: коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгодыуказанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

В результате под термином «коррупция» в обществе, в научном мире и в практической сфере нет однозначного понимания этого явления. В тоже время коррупция представляется как явление, заключающееся в разложении власти, где государственные, муниципальные служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют своё служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

Существует множество форм (проявлений) коррупции: взяточничество;

фаворитизм; криминальный лоббизм и непотизм (покровительство на основе личных связей); незаконное распределение, перераспределение или присвоение общественных ресурсов в личных целях; проведение приватизации путем организации незаконных конкурсов, аукционов, фактического захвата пакетов акций, находящихся в федеральной собственности; любое использование или манипулирование служебной информацией в личных или групповых интересах;

незаконное применение системы преференций в отношении различных промышленных, финансовых, торговых и иных корпоративных групп; вымогательство и др.

Соответственно приводятся различные классификации коррупции и коррупционной деятельности. Все подходы к классификации коррупции отличаются крайним разнообразием, а также отсутствием четкого определения критериев, что не в полной мере способствует анализу коррупции и ее проявлений в современной практике.

Более предметной является классификация коррупции, в основе которой лежат строго определенные критерии (основания), среди которых:

1) сферы проявления коррупции;

2) статус субъектов коррупции;

3) уровень коррупции;

4) степень общественной опасности коррупционного явления;

Статья написана по материалам сайтов: wiselawyer.ru, novaum.ru, helpiks.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector