План счетов бюджетного учреждения

В.Л. Киселева,
эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

При формировании учетной политики на текущий финансовый год необходимо сформировать Рабочий план счетов с учетом изменений законодательства на текущую дату. Изменение Рабочего плана счетов возможно только при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы.

Нормативная база

Согласно положениям бюджетного законодательства применение бюджетной классификации РФ (включая КОСГУ) является обязательным для ведения бухгалтерского учета, формирования бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов (п. 1 ст. 18 БК РФ).
Бюджетные и автономные учреждения используют коды бюджетной классификации (КБК) при формировании номера счета бухгалтерского учета в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 21 Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 №157н; далее – Инструкция №157н), приложениями № 1, 2 к приказам Минфина России от 16.12.2010 № 174н – для бюджетных учреждений (далее – Инструкция № 174н) и от 23.12.2010 № 183н – для автономных учреждений (далее – Инструкция № 183н), а также разделом V приказа Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее – Указания № 65н). При ведении бюджетного учета применяется Инструкция от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н).
Согласно пункту 19 приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н СГС «Концептуальные основы» бухгалтерского учета и отчетности», пунктов 6, 21 Инструкции № 157н приказом (распоряжением) руководителя государственного учреждения в рамках формирования учетной политики должен быть утвержден Рабочий план счетов, содержащий счета бухгалтерского учета, применяемые для ведения синтетического и аналитического учета. Утвержденный в установленном порядке Рабочий план счетов служит основанием для проведения соответствующих мероприятий по автоматизации бухгалтерского учета (п. 19 Инструкции № 157н).
Номер счета включает 26 разрядов. Что необходимо помнить при указании (формировании) разрядов номера счета бухгалтерского учета?

1–4-й разряды номера счета

Общероссийские и федеральные перечни формируются в соответствии с видами деятельности, перечень которых определен приказом Минфина России от 18.10.2017 № 153н.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

План счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Планом счетов называют систематизирующий по установленным принципам перечень синтетических счетов БУ.

План счетов бюджетного учета состоит из 5 разделов плюс группа забалансовых счетов.

Разделы плана счетов:

2. Финансовые активы.

4. Финансовый результат.

5. Санкционирование расходов бюджета.

Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов. Достаточно большое количество знаков в номере бюджетного учета предопределило внедрение 20-значной бюджетной классификации. Структура Плана счетов представлена в табл. 1.

Структура счета Плана счетов бюджетного учета

Таблица 1

Разряд Наименование
1-17 Код классификации доходов, ведомственной функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов
18 Код вида деятельности

0 — при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности;

1 — бюджетная деятельность;

2 — предпринимательская и иная деятельность, приносящая

3 — деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений.

19-21 Код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета
22-23 Код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета
24-26 Код классификации операций сектора государственного управления

Также введены новые объекты бюджетного учета (табл. 2).

Объекты бюджетного учета

Объекты бюджетного учета Главный распорядитель, распорядитель, получатель бюджетных средств (администратор) Орган казначейства, финансовый орган
Нефинансовые активы +
Финансовые активы + +
Обязательства + +
Доходы +
Расходы +
Кассовые поступления +
Кассовые выбытия +
Финансовый результат + +
Санкционированные расходы + +
Юридические обязательства + +

В новую инструкцию заложены три критерия бюджетного учета, постоянно упоминаемые на протяжении последних лет в Бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, а также названные в Постановлении Правительства РФ от 22.05.2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»:

— объединение бухгалтерского учета исполнения бюджетов и бухгалтерского учета в бюджетных организациях, а именно объединение Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденной приказом Минфина РФ от 17.02.1999 г. № 15н и Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях от 30.12.1999 г. № 107н;

— применение метода начислений;

— интеграция плана счетов бюджетного учета с бюджетной классификацией.

Реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета тесно связано с проводимыми реформами в бюджетной сфере: разграничением предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, реформой системы федеральных органов исполнительной власти, изменением системы предоставления социальных льгот, преобразований в налоговой сфере, реструктуризацией бюджетного сектора. На первом этапе внесения изменений в бюджетную классификацию решается ряд задач по её совершенствованию, а именно: необходимость переориентации бюджетных средств путем повышения самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса, приведение в соответствие структуры функциональной классификации расходов с основными функциями, согласование бюджетной классификации с международными стандартами финансовой отчетности и создание предпосылок для введения интегрированного с бюджетной классификацией единого Плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего оценку деятельности сектора государственного управления.

С целью соблюдения единых признаков формирования и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ приказом Минфина РФ от 10.12.2004 г. № 114н утвержден единый 20-значный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов РФ. Три первых знака 20-значного кода являются кодами администраторов бюджетных средств. Вторая часть представляет собой функциональную структуру (раздел, подраздел, статья, подстатья, вид, группа, подгруппа) соответствующей бюджетной классификации. Три последних знака 20-значного кода являются классификацией операций сектора государственного управления, одобренной Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 года № 249. В рамках бюджетной классификации операции сектора государственного управления разделены на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами). Бюджетная классификация включает: классификацию доходов бюджетов РФ; функциональную классификацию расходов бюджетов РФ; экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга; классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ; ведомственную классификацию расходов федерального бюджета [3].

В начале 90-х годов прошлого столетия в российской бюджетной системе сложилась очень тяжелая ситуация. Серьезно были ослаблены банковский учет движения бюджетных средств и контроль за их использованием. Отсутствовал стабильный порядок распределения поступающих доходов между федеральным бюджетом и бюджетами других уровней. В результате сложилась ситуация, при которой исполнение бюджета практически вышло из-под контроля Правительства РФ. Поэтому необходимым и обоснованным стал переход на казначейскую систему исполнения бюджета, а также формирование новой структуры финансового контроля.

Государственная учетная политика реализуется через: план счетов бюджетного учета, порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета.

Статьей 215 Бюджетного Кодекса с 1 января 2000 года в Российской Федерации казначейское исполнение бюджетов признано единственно допустимым. На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Органы федерального казначейства открывают лицевые счета главным распорядителям, распорядителям, получателям средств федерального бюджета, которые включены в Реестр получателей средств федерального бюджета. Поименованные лица являются клиентами федерального казначейства.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета. Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы осуществляется на основе бюджетной росписи, которая составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой, и представляется в орган исполнительной власти в течение 10 дней со дня утверждения бюджета. На основании бюджетных росписей главных распорядителей составляется сводная бюджетная роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета.

Проект классификации операций сектора государственного управления, представленный в Постановлении Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249, предусматривает группировку операций по их экономическому содержанию с возможностью её применения для учета операций как по кассовому методу, так и по методу начислений [32]. Другими словами, классификация операций сектора государственного управления — это такая группировка операций с бюджетными средствами, которая позволяет отражать в учете одинаковые по экономическому содержанию операции как в органах федерального казначейства, ведущих учет по кассовому методу, так и в учреждении-бюджетополучателе, ведущим учет по методу начисления. Всего восемь основных групп операций сектора государственного управления:

300 — «Поступление нефинансовых активов»;

400 — «Выбытие нефинансовых активов»;

500 — «Поступление финансовых активов»;

600 — «Выбытие финансовых активов»;

700 — «Увеличение обязательств»;

800 — «Уменьшение обязательств».

В свою очередь, группы классификаций операций сектора государственного управления (КОСГУ) имеют определенную детализацию в зависимости от операций с конкретными объектами бюджетного учета.

Например, классификация операций сектора государственного управления 300 «Поступление нефинансовых активов» имеет следующую детализацию:

310 — «Увеличение стоимости основных средств»;

320 — «Увеличение стоимости нематериальных активов»;

330 — «Увеличение стоимости земли»;

340 — «Увеличение стоимости материальных запасов».

Согласно Плану счетов бюджетного учета классификация операций сектора государственного управления соответствует 24, 25, 26 разрядам каждого счета.

Наличие классификации операций сектора государственного управления в счете позволяет организовать “сквозной” аналитический учет доходов и расходов, активов и обязательств соответствующего бюджета.

Например, классификацию операций сектора государственного управления 310 «Увеличение стоимости основных средств» можно обнаружить в следующих счетах:

Благодаря классификации операций сектора государственного управления можно проследить движение бюджетных средств, направленных на увеличение стоимости основных средств, и определить эффективность использования бюджетных средств по операциям одинакового экономического содержания [14]. Новый План счетов бюджетного учета, как уже отмечалось, состоит из пяти разделов:

Раздел I «Нефинансовые активы» включает в себя сведения обо всех основных средствах, о непроизведенных (земля, недра и др.) и нематериальных активах, о начисленной амортизации (понятие «износ» больше не применяется), о материалах, готовой продукции и о капитальных вложениях. В новом Плане счетов теперь по аналогии с «коммерческим» учетом основными средствами в бюджетном учете будет признаваться любое имущество, предназначенное для использования в деятельности учреждения более 12 месяцев независимо от стоимости. Категория «Малоценные предметы» из Плана счетов исключена.

Раздел II «Финансовые активы» объединяет в себе информацию обо всех денежных средствах и документах учреждения, о его финансовых вложениях (депозиты, акции других предприятий, ценные бумаги), а также обо всех видах дебиторской задолженности, включая бюджетную.

Раздел III «Обязательства» учитывает все виды кредиторской задолженности учреждения.

Раздел IV «Финансовый результат» предназначен для отражения положительной либо отрицательной разницы между доходами и расходами учреждения. Помимо результатов деятельности за текущий год в этом разделе показываются финансовые итоги предыдущих лет, доходы будущих и сведения по кассовому исполнению бюджета.

Раздел V «Санкционирование расходов бюджетов». В нем фиксируется информация о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательств, а также о бюджетных ассигнованиях. В основном вести учет на счетах этого раздела будут распорядители бюджетных средств и казначейства.

В разделе «Забалансовые счета» появилось несколько новых позиций. В частности, предусмотрены счета для учета обеспечения исполнения обязательств, государственных и муниципальных гарантий, расчетных документов, ожидающих исполнения (табл. 3).

Таблица 3

Наименование счета Номер счета
Арендованные основные средства 01
Материальные ценности, принятые на ответственное хранение 02
Бланки строгой отчетности 03
Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов 04
Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению 05
Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности 06
Переходящие награды, призы и кубки 07
Путевки неоплаченные 08
Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных 09
Обеспечение исполнения обязательств 10
Государственные и муниципальные гарантии 11
Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками 12
Экспериментальные устройства 13
Расчетные документы, ожидающие исполнения 14
Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете по предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход 15
Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок 16
Поступления денежных средств на банковские счета учреждения 17
Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения 18

Всего в новом Плане около 2000 счетов. Такое «изобилие» обусловлено структурой нового бюджетного учета. По сути, абсолютное большинство этих счетов представляют собой не синтетические, а субсчета первого, второго и третьего порядка. В работе бухгалтер будет использовать последние 9 знаков в коде:

18 разряд — источник финансирования;

19, 20, 21 разряды — синтетический счет;

22, 23 разряды — аналитический счет;

24, 25, 26 разряды — коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Таким образом, организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти. Отражение операций по исполнению бюджета осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, который предполагает ведение учета в соответствии со своей структурой, интеграцией с бюджетной классификацией, порядком формирования номера и кода счета, появлением счетов для учета новых видов активов и обязательств. Счета бюджетного учета построены по принципу вложенности показателей.

План счетов бухгалтерского учета 2019 в бюджетных организациях

Перечень счетов, используемый для хозяйственного чета организации, называется Планом счетов. План счетов бюджетных организаций обособлен от плана счетов, используемого в коммерческих организациях. В бюджетных организациях учет ведется по бюджетным и внебюджетным источникам финансирования.

Увидеть типовые проводки с пояснениями для бюджетного учета на 2019 год можно в данной статье.

Где ведется бюджетный учет

К бюджетным организациям относятся:

  • внебюджетные фонды;
  • государственные учреждения;
  • муниципальные учреждения, и т. д.

Все эти организации входят в систему так называемой государственной учетной политики, которая представляет собой строго определенный порядок бюджетного учета в органах государственной, территориальной, муниципальной власти, внебюджетных фондов и др.

Эта политика регламентируется Инструкцией по бюджетному учету, которая служит основой для разрабатываемой каждым органом собственной политики бюджетного учета. Эта инструкция ограничивает проявления «самодеятельности» бюджетных организаций при самостоятельной разработке собственных правил учета, и одновременно является основой этих правил и принципов.

Структура плана счетов бюджетного учета

План счетов бюджетного учета разработан для сопоставления данных бюджетов различных организаций, входящих в бюджетную сферу.

Образец плана счетов бюджетного учета государственного учреждения можно скачать по ссылке. В нем перечислены все используемые счета, в том числе и забалансовые. В таблице представлена информация о том, в каком виде учреждения используются разные счета — в казенном, бюджетном или автономном:

Новый бюджетный план счетов содержит около двух тысяч синтетических счетов учета. Для потребностей собственного учета государственное (муниципальное) предприятие разрабатывает на основе утвержденного собственный ПС, в который входят только счета, необходимые данной организации.

Номер счета бюджетного ПС состоит из 26 разрядов, структура счета описана в таблице:

Таким образом, в код плана счетов интегрирован код бюджетной классификации. Это позволяет вести учет по определенным видам активов и создавать информационную базу для формирования необходимой отчетности в соответствии с действующим законодательством и требованиями МСФО.

Состав бюджетного ПС

  1. Нефинансовые активы;
  2. Финансовые активы;
  3. Обязательства;
  4. Финансовый результат;
  5. Санкционирование расходов.

К нефинансовым активам относятся основные средства, нематериальные и непроизводственные активы, материалы, расходы, амортизация и т.д. Отличием бюджетного ПС от коммерческого можно назвать присутствие специального счета для вложений в материальные запасы.

В состав финансовых активов входят ДС (на счетах, в кассе и пр.), ценные бумаги, дебиторская задолженность других контрагентов, вложения в фин. активы и др.

3-й раздел, обязательства, включает в себя кредиторскую задолженность контрагентов и все платежи, включая расчеты между контрагентами.

В 4-м разделе скомпонованы счета учета доходов-расходов и фин. результатов.

Можно сказать, что по своему составу бюджетные обязательства и активы аналогичны этим понятиям в коммерческом учете. Отличается состав счетов и методы учета.

5-й раздел представляет собой список счетов, на которых отражаются движения по:

  • ассигнованиям из бюджета;
  • лимитам бюджетных обязательств;
  • запланированных доходов(расходов).

Большинство счетов нового бюджетного ПС представляют из себя субсчета первого, второго и третьего порядка к ранее существовавшим аналитическим счетам.

Каждый отдельный счет бюджетного ПС может быть активным или пассивным, третьего варианта не существует.

Кредитовое сальдо по активному счету отражается по Дт счета суммой со знаком «минус». Аналогично, дебетовое сальдо на пассивном счете — отрицательной суммой по кредиту.

При отсутствии в утвержденной Инструкции типовой корреспонденции счетов, организация вправе сформировать свою собственную, при условии ненарушения законодательства.

Забалансовые счета

Кроме балансовых, ПС содержит и забалансовые счета. Они кодируются двумя цифрами. На счетах забаланса отражается движение в стоимостной оценке активов, не принадлежащих организации, например, ОС в аренде или ТМЦ на ответственном хранении.

Как и в хозрасчетном плане счетов, счета этой группы могут не иметь корреспондирующего счета. И, разумеется, данные, отраженные на этих счетах, не участвуют в формировании баланса.

План счетов бюджетного учета. Структура номера счета

План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению отражены в приказе Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н. Этот документ конкретизирует положения Единого плана счетов, в том числе и применительно к КУ.

План счетов бюджетного учета представляет собой систематизированный перечень счетов и их корреспонденцию и состоит из пяти разделов и перечня забалансовых счетов:

  • — раздел 1 — «Нефинансовые активы»;
  • — раздел 2 — «Финансовые активы»;
  • — раздел 3 — «Обязательства»;
  • — раздел 4 — «Финансовый результат»;
  • — раздел 5 — «Санкционирование расходов бюджета».

Каждый раздел объединяет соответствующую группу однородных счетов, которые делятся на счета синтетические и аналитические, позволяющие детализировать объекты бюджетного учета.

Счета — это способ группировки текущего отражения имущества, обязательств по качественно-однородным признакам, обусловленным приемом двойной записи. Счета в бюджетном учете могут быть только активными либо только пассивными. Счета активные — бюджетные счета, на которых учитываются средства учреждений, их активы. Счета пассивные — счета учета учреждений, на которых отражаются источники формирования средств. Основным принципом образования отдельного счета является однородность учитываемых объектов. Двойная запись — это способ регистрации хозяйственный операций в счетах бухгалтерского учета. При данном способе сумма каждой хозяйственной операции записывается в двух счетах — по дебету одного и кредиту другого счета. Двойная запись обеспечивает возможность осуществления контроля за правильностью отражения хозяйственных операций, а взаимосвязь между двумя и более счетами называется корреспонденцией счетов.

Синтетический учет — учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета. Данные синтетического счета дают возможность анализировать состояние дел организации в целом. Для более детального учета применяются аналитические счета, которые открываются в развитие синтетического счета и позволяют учитывать данные по конкретным имущественным единицам одного вида. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Структура номера счета бюджетного учета построена по каталожному принципу (принципу вложенных модулей) и включает в себя 26 разрядов (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Структура счета расходов бюджетного учета

Первые три разряда данной таблицы — код главы администратора средств бюджета (ГРБС). Это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Следующие 11 разрядов отражают направление бюджетных средств на выполнение функций единицами сектора государственного управления. Коды разделов, подразделов, целевых статей закреплены в классификации расходов бюджета. Полный перечень разделов и подразделов, программ и подпрограмм (целевых статей) приведен в приказе Минфина России № 190н. Для примера в табл. 2.2 приводится фрагмент указанного документа, касающийся образования.

Таблица 2.2. Разделы и подразделы классификации расходов бюджета по коду 0700 «Образование»

Код

Наименование

Начальное профессиональное образование

Среднее профессиональное образование

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

Высшее и послевузовское профессиональное образование

Молодежная политика и оздоровление детей

Прикладные научные исследования в области образования

Другие вопросы в области образования

Детские дошкольные учреждения

Школы — детские сады, школы начальные, неполные средние и средние

Профессионально-технические училища и т.д.

Разряд 18 для КУ может иметь одно из следующих значений: 1 — бюджетная деятельность, 2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения), 3 — средства во временном распоряжении.

Разряд 19 может иметь одно из следующих значений по номеру раздела Плана счетов бюджетного учета: 1 — нефинансовые активы, 2 — финансовые активы, 3 — обязательства, 4 — финансовый результат, 5 — санкционирование расходов бюджета. Эти значения показывают, в каком разделе Плана счетов бюджетного учета находятся объекты учета.

Разряд 22 показывает группу аналитического кода синтетического счета объекта учета. Например, объект учета «Основные средства», состоит из четырех групп: недвижимое имущество учреждения; особо ценное движимое имущество; иное движимое имущество; предметы лизинга. Соответственно, они имеют значения 1, 2, 3, 4. Тогда как по объекту учета третьего раздела Инструкции по бюджетному учету «Расчеты по принятым обязательствам», состоящего из восьми групп, применяются коды 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 9.

Разряд 23 — вид аналитического кода синтетического счета объекта учета. Он принимает значения от 1 до 9. Например, по объекту учета первого раздела Инструкции «Нефинансовые активы» первой группы «Основные средства» — «Основные средства — недвижимое имущество учреждения» его значения таковы:

  • 1 — «Жилые помещения — недвижимое имущество учреждения»;
  • 2 — «Нежилые помещения — недвижимое имущество учреждения»;
  • 3 — «Сооружения — недвижимое имущество учреждения»;
  • 5 — «Транспортные средства — недвижимое имущество учреждения»;
  • 8 — «Прочие основные средства — недвижимое имущество учреждения».

Раздел 2 Плана счетов бюджетного учета «Финансовые активы» включает в себя такие активы, как денежные средства на лицевых счетах учреждения в органах казначейства, денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации, денежные средства в кассе учреждения, касса, денежные документы, расчеты по выданным авансам. Он может принимать значения 201, 202, 205, 206, 208, 209, 211, 212.

Раздел 3 Плана счетов бюджетного учета «Обязательства» насчитывает девять групп, к примеру, расчеты по работам и услугам.

Раздел 4 Плана счетов бюджетного учета «Финансовый результат». В КУ значение синтетического учета выражается кодом 401 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта».

Раздел 5 Плана счетов бюджетного учета «Санкционирование расходов бюджета». Он включает в себя пять групп объектов учета: лимиты бюджетных обязательств (код 501); принятые обязательства (502); бюджетные ассигнования (503); сметные назначения по приносящей доход деятельности (504); право на принятие обязательств (506).

Разряды 22 и 23 показывают группу и вид аналитического кода синтетического счета объекта учета. Так, основные средства отражаются по коду синтетического учета 101. К числу основных средств относятся здания, сооружения, транспортные средства и т.п., которые объединены в четыре группы: недвижимое имущество, особо ценное движимое имущество, иное движимое имущество, предметы лизинга. Каждая группа и вид основных средств имеет собственный аналитический код. Например, производственный и хозяйственный инвентарь, включенный в группу иное движимое имущество учреждения, имеет код 36.

Для удобства изложения материала при рассмотрении примеров корреспонденции счетов бюджетного учета разряды с 18 по 26 будем именовать код счета бюджетного учета, или КСБУ.

Пример 2.1

с 4-го по 7-й разряд — раздел 0700 «Образование», подраздел 06 «Высшие учебные заведения»;

с 15-го по 17-й разряд — вид расходов 001 «Выполнение функций казенными учреждениями»;

18-й разряд — бюджетная деятельность;

с 19-го по 21-й разряд — синтетический код объекта учета раздела 4 Плана счетов бюджетного учета;

22-й разряд — группа аналитического кода синтетического счета объекта учета раздела 4 Плана счетов бюджетного учета; 23-й разряд — вид аналитического кода синтетического счета объекта учета раздела 4 Плана счетов бюджетного учета; с 24-го по 26-й разряд — код операции сектора государственного управления.

Для формирования первых 17 разрядов счета необходимо использовать приказ Минфина России № 190н.

Помимо учета расходов в отдельных казенных учреждениях, например, системы исполнения наказаний, могут иметь место счета учета доходов, также имеющие 26 разрядов:

  • — код дохода по бюджетной классификации (разряд 1-17);
  • — код вида деятельности (разряд 18);
  • — код синтетического учета (разряды 19-21);
  • — код аналитического учета (разряды 22 и 23);
  • — КОСГУ, относящийся к доходам бюджета (разряды 24-26).

В табл. 2.3 приведена структура 20-значного кода дохода по бюджетной классификации.

Таблица 2.3. Структура кода дохода бюджета

Первая часть (с 1-го по 3-й разряд) — код главного администратора доходов бюджета, который соответствует номеру, присвоенному ГРБС соответствующего бюджета. Администраторами поступлений в бюджеты РФ являются органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, а в отдельных случаях и КУ.

Вторая часть (с 4-го по 13-й разряд) — вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент).

Код вида доходов предусматривает, в частности, следующие группы:

  • 3010000000 — доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • 3020000000 — рыночные продажи товаров и услуг;
  • 3030000000 — безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Дальнейшая детализация подгрупп кода вида доходов осуществляется в разрезе соответствующих статей и подстатей в рамках приложения 1 к приказу Минфина России № 190н.

Код элемента для налоговых доходов соответствует бюджету бюджетной системы РФ в зависимости от полномочий по установлению ставок налога федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

В частности, устанавливаются следующие коды элементов доходов:

  • 01 — федеральный бюджет;
  • 02 — бюджет субъекта РФ;
  • 03 — бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  • 04 — бюджет городского округа;
  • 05 — бюджет муниципального района.

Третья часть — подвид доходов. Детализация кодов подвидов доходов осуществляется органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Четвертая часть — классификация операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов. Раскрывает экономическое содержание источников пополнения соответствующего бюджета, среди которых наиболее часто применяемые образовательными учреждениями:

  • 130 -доходы от оказания платных услуг;
  • 140 — суммы принудительного изъятия;
  • 151 — поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • 171 -доходы от переоценки активов;
  • 172 — доходы от реализации (выбытие) активов;
  • 173 — чрезвычайные доходы от операций с активами;
  • 180 — прочие доходы.

При формировании номеров счетов бюджетного учета по доходам между разрядами 17 и 18 добавляется еще шесть разрядов (вид деятельности, коды синтетического и аналитического учета).

Пример 2.2

По казенным учреждениям, финансируемым из местных бюджетов городских округов, номер счета «Финансовый результат текущей деятельности учреждения» в случае получения доходов от продажи услуг будет иметь приведенную ниже структуру:

Рабочий план счетов

Статья написана по материалам сайтов: sci-book.com, saldovka.com, studme.org.

«

Это интересно:  Увольнение работника по инициативе работодателя. Порядок увольнения
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий