+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Основные угрозы национальной безопасности России по сферам жизнедеятельности государства.

Основные угрозы национальной безопасности:

•экономический рост остается неустойчивым;

•преобладание в экспортных поставках сырья и материала, а в импортных – предметов потребления и продовольствия;

•расслоение общества на богатых и бедных;

•сложная демографическая ситуация;

•малая средняя продолжительность жизни;

•ослабление фундаментальной ячейки общества;

•низкая экологическая культура населения;

•использование территории России для захоронения отходов;

•использование морально устаревшего оборудования;

технологический разрыв ряда ведущих государств по созданию вооружения

Нац. Безопасность — безопасность многонационального народа РФ как носителя суверенитета и единства источника власти в РФ.

Угроза нац. безопасности -совокупность условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных интересов государства, личности и общества. Основные угрозы:

В сфере экономики: 1)Сокращение ВВП 2) Снижение инвестиционной активности 3) Уменьшение научно-технического потенциала 4) Стагнация аграрного сектора 5) Рост внутреннего и внешнего долга 6) Преобладание экспорта сырья и энергии и импорта продовольственных товаров и предметов потребления.

Обеспечение национальной безопасности России (национальные программы, важнейшие задачи).

Основой обеспечения национальной безопасности РФ является эффективное функционирование системы безопасности во всех сферах национальных интересов России

-своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз

-подъем экономики страны

-улучшение экологической ситуации в стране

-обеспечение суверенитета и тер целостности РФ, безоп границ

-укрепление режима нераспространения оружия массового поражения

-реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних

и внешних угроз

Основные функции гос. власти в обеспечении безопасности

1)выявление и прогнозирования опасностей объектом безопасности

2)создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечивающих безопасность

3)восстановление нормальной жизнедеятельности на территории, пострадавшей от ЧС

4)проведение комплексных мер по снижению риска ЧС

5)участие в международной системе безопасности

Основные функции системы безопасности

1.Выявление и прогнозирование опасностей объектам безопасности.

2.Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности, управление ими в повседневных условиях.

3.Восстановление нормальной жизнедеятельности на территориях,

пострадавших от ЧС.

4.Осуществление комплекса мер по снижению и смягчению рисков ЧС.

5.Участие в международных системах безопасности.

Силы и средства обеспечения безопасности

1) Вооруженные силы РФ. 2) Федеральные органы безопасности. 3)Органы внутренних дел, внешней разведки, налоговой службы. 4) Силы и средства ликвидации ЧС. 5) Гражданские организации ГО (формирования ГО). 6) Пограничные войска, внутренние войска. 7) Органы, обеспечивающие безопасность в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и т.д. 8) Службы, обеспечивающие информационную безопасность. 9) Таможня. 10) Природоохранительные органы. 11)

Органы охраны здоровья.

В реализации политики обеспечения национальной безопасности принимают участие:

1.Президент — руководит органами и силами обеспечения безопасности;

2.Федеральное собрание — формирует законодательную базу в сфере безопасности;

3. Правительство — координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, формирует статьи бюджета для реализации программ в области безопасности.

4. Совет безопасности — проводит работу по выявлению и оценке угроз безопасности; контролирует деятельность органов и сил обеспечения безопасности;

5.Федеральные органы исполнительной власти — исполняют решения, разрабатывают нормативные акты в области безопасности.

6.Органы исполнительной власти субъектов РФ — взаимодействуют с федеральными органами власти.

7.Органы местного самоуправления — обеспечивают исполнение решений.

Совет Безопасности России- назначение и состав

назначение — проводит работу по предупреждению и выявлению угроз безопасности

— контроль за органами и силами обеспечения безопасность

состав — секретарь, председатель, постоянные члены СБ, члены СБ

Совет безопасности — проводит работу по выявлению и оценке угроз безопасности; контролирует деятельность органов и сил обеспечения безопасности; контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации решений в этой власти.

Концепция национальной безопасности РФ, основные положения.

Указом президента РФ №24 от 10.01.2000 г. принята «Концепция национальной безопасности РФ» (концепция – система…).

1) место России в мировом сообществе;

2) национальные интересы РФ;

3) основные угрозы национальной безопасности:

4) обеспечение национальной безопасности.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.

Концепция национальной безопасности — система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Под национальной безопасностью РФ понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ, т.е. национальная безопасность РФ — состояние защищенности национальных интересов РФ от внутренних и внешних опасностей и угроз.

4 части : 1) Роль и место РФ в мир сообществе, 2) Нац интересы РФ, 3) Основные угрозы РФ, 4)Обеспеч Б

Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, информационной, социальной, международной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Национальные интересы РФ

В экономической сфере — устойчивое развитие экономики страны.

Во внутриполитической сфере — сохранение стабильности, конституционного строя, институтов государственной власти, обеспечение гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности и др.

В социальной сфере — обеспечение высокого уровня жизни народа.

В духовной сфере — сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала.

В международной сфере — обеспечение суверенитета, упрочение РФ как великой державы, соблюдение прав и свобод человека, недопустимость применения двойных стандартов.

В информационной сфере — соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и использования ее, развитие современных телекоммуникационных технологий, защита государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

В военной сфере — защита независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, предотвращение военной агрессии против России.

В пограничной сфере — создание политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы.

В экологической сфере — оздоровление и сохранение окружающей среды.

Важнейшими составляющими национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе от международного, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время — от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

5. Угрозы национальной безопасности.

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию различных угроз.

В современной международной обстановке существует три типа угроз для России: 1) внешние, 2) внутренние и 3) трансграничные, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил РФ.

Основные внешние угрозы:

наращивание группировок войск вблизи границ РФ или границ ее союзников, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил;

вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию ОМП;

демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников;

деятельность международных исламских радикальных группировок, усиления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

ввод иностранных войск (без согласия РФ и Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств;

вооруженные провокации, нападения на военные объекты РФ, расположенные на территории зарубежных государств;

действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транс­портным коммуникациям;

дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в зарубежных странах;

распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов ОМП.

Основные внутренние угрозы:

попытки насильственного изменения конституционного строя;

планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

деятельность незаконных вооруженных формирований;

незаконное распространение (оборот) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающей политической стабильности в масштабах субъекта РФ;

деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в РФ.

Трансграничные угрозы совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз. Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам стимуляции, возможным участникам, возможным участникам) являются внешними. Имеется тенденция к возрастанию значения трансграничных угроз для безопасности РФ. Основные трансграничные угрозы:

создание, подготовка и оснащение на территории других государств вооруженных формирований с целью их переброски для действий на территории РФ и территории ее союзников;

поддержка из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных и религиозных экстремистских группировок, предназначенных для подрыва конституционного строя, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

международный терроризм, если его деятельность затрагивает безопасность РФ;

ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;

трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности РФ или стабильности не территории союзников РФ;

деятельность наркобизнеса, транспортировка нар­котиков на территорию или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

К угрозам национальной безопасности РФ относятся:

1. Террористическая угроза. Существенной подпиткой для террористов, источником их вооружения и полем деятельности остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, межконфессиональном противостоянии, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами различных мастей.

Это интересно:  Температурный режим в квартире — норма (СанПиН)

2. Угроза распространения оружия массового поражения (ОМП). Если такое оружие попадет в руки террористов, то последствия могут быть просто катастрофическими. Ядерным оружием сейчас обладают 9 государств мира (Россия, США, Англия, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль, КНДР). Близки к его созданию еще 8 государств.

3. Угрозой является гонка вооружений, выходящая на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала новых дестабилизирующих видов оружия. Военные расходы США в 2006г. превысили военные расходы России в 23 раза.

4. Отсутствие гарантии не вывода оружия, в том числе и ядерного, в космос. Пуск межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками, может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны ядерных держав, включая ответный удар с использованием стратегических ядерных сил. Ситуация с разработкой баллистических ракет в КНДР, Иране.

5. Угроза стереотипа блокового мышления. Например, для того чтобы защититься якобы от России, Прибалтийские страны, Грузия и ряд других стран бывшего Варшавского договора вошли или имеют желание войти в блок НАТО. Состав блока НАТО: 1949г. – 12 государств; 1982г. – 16 государств; 1999г. – 19 государств; 2004г. – 26 государств.

6. Угрозы в экономической сфере:

сокращение наукоемких производств;

снижение инвестиционной и инновационной активности;

разрушение научно-технического потенциала страны;

увеличение вывоза за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, отток квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности;%

увеличение в промышленности доли топливно-сырьевого сектора;

формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, т. е. происходит рост зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, возникает технологическая зависимость РФ от стран Запада и подрыв оборонного потенциала государства.

Основные угрозы национальной безопасности

Безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

В зависимости от источников, угрозы можно подразделить на 2 вида: внутренние и внешние.

Внутренние угрозы — проистекают, как правило, из несовершенства государственного аппарата. Это неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества.

Внутренние угрозы подразделяются на экономические, социальные, угрозы со стороны организованной преступности и т.д.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках — продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих — производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.

Единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества — семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.

Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.

Внешние угрозы, соответственно, угрозы, связанные с неотрывным влиянием мировой арены на государство. Ниже расписаны угрозы по сферам.

Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:

стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;

опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;

возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;

возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств — участников Содружества Независимых Государств;

притязания на территорию Российской Федерации.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.

Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.

Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций.

Усилению негативных тенденций в военной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.

Это интересно:  Машину забрал эвакуатор?

Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере обусловлены:

экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;

активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.

В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

Вопрос № 2 « Концепция национальной безопасности РФ. Угрозы национальной безопасности и обеспечение национальной безопасности РФ».

ТЕМА № 1, 2 «Национальная безопасность. Роль и место России в мировом сообществе. Характер современных войн и вооруженных конфликтов»

1. Геополитическое положения РФ. Основные значимые элементы современной системы международных отношений.

2. Концепция национальной безопасности РФ. Угрозы национальной безопасности РФ. Обеспечение национальной безопасности РФ.

3. Военная доктрина РФ, основные угрозы военной безопасности РФ.

4. Военно-политические особенности вооруженной борьбы. Военная организация государства. Актуальные задачи развития ВС РФ.

5. . Характер современных войн и вооруженных конфликтов.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время Россия находится на новом этапе своего исторического развития. В стране рефор­мируются основы государственного устройства и управления, осуществляет­ся процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства.

Взаимоотношения с США и другими раз­витыми странами рассматриваются сейчас, как элементы системы партнерства.

Вопреки оценкам, господствовавшим в первой половине 90-х го­дов, значение военной силы в постбиполярном мире не уменьшилось. Более того обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира, тогда как целый ряд политических институтов в сфере международной безопасности вступил в полосу жесткого кризиса.

Вопрос № 1 «Геополитическое положения РФ. Основные значимые элементы современной системы международных отношений».

С точки зрения геополитического положения, Россия остается важным связующим звеном между Западом и Востоком, поэтому для нее характерны черты с одной стороны как евро­пейского, а с другой — как азиатского государства. В связи со своим географическим положением России исторически предо­пределено быть участником большинства мировых и региональных процессов, оставаться своеоб­разным гасителем мировых войн и катаклизмов.

Вокруг России существуют три геополитические пространства: Запад­ное — обращено к Евро-Американскому миру. Южное — обращено к весь­ма разнородному исламскому миру. И восточное — обращенное к Азиатско-Ти­хоокеанскому региону.

Россия является одной из крупнейших стран мира. В силу уни­кального стратегического положения значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, она объективно продолжает играть значительную роль в мировых процессах.

РФ — По территории — 76% от СССР, населению — 60%, ВНП — 50%; В 1985 г. НД СССР — 57% от НД США, В 2002 г. — 17% от НД США.

Россия выступает за создание системы междуна­родных отношений, в которой значение военной силы будет минимизирова­но и ее функции должны сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов.

Строительство и разви­тие своего военного потенциала Россия, проводит с учетом отноше­ний с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений. Такими элементам являются:

1. Организация Объединенных Нацийи Совет безопасности ООН.

Они рассмат­риваются Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего гло­бальную стабильность. Сейчас наблюдается снижение роли СБ ООН и переход к применению вооруженных сил, вне мандата ООН, на основании национальных решений, что оце­нивается как опасная тенденция, способная создать серьезную угрозу политическим и военно-политическим интересам России.

2. СНГи Организация Договора о коллек­тивной безопасности(ОДКБ).

Отношения с СНГ являются для Рос­сии важнейшим направлением внешней политики. Договор о коллективной безопасности стран СНГ определяет структуру военно-по­литических обязательств России перед своими союзниками. Россия выступает за превращение ОДКБ в эффективную межгосударственную организацию, оказывающую стабилизирующее влияние на общую военно-политическую обстановку в СНГ и регионах, граничащих с СНГ.

3. Организация Северо-Атлантического договора и ЕС (27 государств).

Отношения России с НАТО определяются Римской декларацией 2001 года. Наша страна рассчитывает на полное изъ­ятие компонентов антироссийской направленности, из военного планирования, и из политических деклараций стран-членов Альянса. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с существующей наступательной военной доктриной, это потребу­ет коренной перестройки российского военного планирования, принци­пов строительства российских ВС.

Стратегическое партнерство России и США.

Россия рассчитывает на расширение сотрудничества с США в политиче­ской, военной и экономической сферах, а также продолжение сотрудничества в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия «холодной войны».

Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС).

Она играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и в Дальневосточном регионе, формирует зону мира и ста­бильности на этих направлениях. (Последнее заседание 28.08-08 г. в Душанбе.)

Попытки выстроить мировую политику в виде многополярного мира без России, и ее политического участия при доминировании США не может дать по­ложительных результатов. В этих условиях наиболее вероятно, что Россия будет осуществлять жесткую политику достижения своих целей, кото­рая по сути, мало чем отличается от внешней политики США, Германии и КНР.

Вопрос № 2 « Концепция национальной безопасности РФ. Угрозы национальной безопасности и обеспечение национальной безопасности РФ».

Концепция национальной безопасности РФ — система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Эта концепция введена в действие УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РФ N 24 от 10 января 2000 г.

Под национальной безопасностью РФ понимается — безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти и их реализация возможна только на основе устойчивого развития экономики.

Состояние отечественной экономики, несовершенство государственной власти и гражданского общества, социальная поляризация общества, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных отношений создают широкий спектр угроз национальной безопасности страны.При этом на фоне идущего переустройства мира эти угрозы стали менее предсказуемы, чем прежние, и уровень их опасности до конца не осознан.

Наиболее полно весь спектр угроз РФ получил от­ражение в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, Концепции национальной безопасности, ФЗ «Об обороне», «О безопасности».

К угрозам национальной безопасности РФ относятся:

1. Террористическая угроза.Су­щественной подпиткой для террористов, источником их вооружений и по­лем деятельности остаются локальные конфликты.

2. Серьезной угрозой национальной безопасности РФявляется распространение ОМП. В случае если такое оружие попадет в руки террористов, а они к этому стремятся, последствия могут быть просто катастрофическими.

3. Следующей угрозой является раскручивание маховика гонки вооружений,причем она выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала новых дестабилизирующих видов оружия.

4. Отсутствие гарантии не вывода оружия, в том числе и ядер­ного, в космос. Пуск межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками, может спровоцировать неадекватную реакцию со сторо­ны ядерных держав, включая ответный удар с использо­ванием стратегических ядерных сил.

5. Пока в мире еще сохраняется угроза стереотипа блокового мышления.

6. Имеется угроза в экономической сфере.

Увеличивается вывоз за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, отток квалифицированных кадров и интеллектуальной собствен­ности.

Разрушение научно-технического потенциала страны ведет к утрате Росси­ей передовых позиций в мире, деградации наукоемких производств, понижению технического уровня материального производства, возникает технологическая зависимость России от ведущих стран Запада и подрыв оборонного потен­циала государства.

В промышленности увеличивается доля топливно-сырьевого секто­ра, формируется экономическая модель, основанная на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, т. е. происходит рост зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники.

7. Имеется угроза безопасности России в социальной сфере, в связи с увеличением удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоение обще­ства на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граж­дан.

8. Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации. Эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития то­пливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законо­дательной основы природоохранных мероприятий, не использования природосберегающих технологий. Нарастает тенденция исполь­зования территории России в качестве места захоронения опасных материалов и веществ, размещения на российской террито­рии вредных производств.

9. Увеличивается вероятность возникновения катастроф техногенного характера.

10. Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации.Наиболее явно это проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и соци­альной защиты населения, в росте потребления алкого­ля и наркотических веществ.Демографическая ситуация в стране является катастрофической(резкое со­кращение рождаемости, повышение смертности, ухудшение здоровья людей).

Это интересно:  Что нужно чтобы купить травмат

11. В междуна­родной сфереугрозы проявляются через попытки некоторых государств, противодейст­вовать укреплению России.

12. Существуют угрозы в военной сфере. Значение военной силы в системе международных отношений не уменьшилось. Более того, военно-политическая об­становка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающие интересы безопасности РФ.

Обеспечение национальной безопасностиРФ достигается со­вместной, целенаправленной деятельности государственных и общественных институтов, а также граждан, принимающих участие в выявлении, предупре­ждении различных угроз безопасности личности, общества и государства и в противодействии им.

Основными направлениямидеятельности государства и общества по обес­печению национальной безопасности Российской Федерации являются:

1. Прогнозирование и всесторонний анализ угроз нацио­нальной безопасности во всех сферах;

2. Определение критериев национальной безопасности и их пороговых зна­чений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности во всех сферах;

3. Организация работы органов государственной власти РФ по реализа­ции комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам;

4. Поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизацион­ных ресурсов государства.

Главной цельюобеспечения национальной безопасности РФ является создание и поддержание такого экономического, политиче­ского, международного и военно-стратегического положения страны, кото­рое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества, государства. Исключало опасность ослабления роли и значения РФ как субъекта международного права, подрыва способности госу­дарства реализовать свои национальные интересы на международной арене.

Обеспечение национальной безопасности РФ достигается:

1. Подъемом экономики страны, проведением независимого и социально ориентированного экономического курса;

2. Совершенствованием законодательства РФ, укрепле­ние правопорядка и социально-политической стабильности общества, государственности, федерализма и местного самоуправления;

3. Формированием гармоничных межнациональных отношений;

4. Налаживанием равноправного партнерства с ведущими государствами мира;

5. Укреплением безопасности государства в оборонной и информационной сферах;

6. Обеспечением жизнедеятельности населения в техногенно безопасном и экологически чистом мире.

Система обеспечения национальной безопасности РФ создается и развивается в соответствии с Конституцией, ФЗ, указами и распоряжениями Президента, решениями СБ РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства, федеральными программами в этой области.

Основу системы обеспечения национальной безопасности РФ составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организа­ционного, экономического, военного ииного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Вопрос № 3 «Военная доктрина РФ, основные угрозы военной безопасности РФ»

В современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против РФ и ее союзников снижена, благодаря позитивным переменам в международной обстановке, поддержанием на достаточном уровне российского военного потенциала, в том числе и ядерного.

Вместе с тем сохраняются, а на отдельных направлениях усиливаются потенциальные угрозы военной безопасности РФ и ее союзников.

Существует три основные типа угроз военной безопасности РФ: внешние, внутренние и трансграничные.

К внешним угрозам следует отнести:

1. Развертывание группировок для военного на­падения на РФ и ее союзников;

2. Территориальные претензии к РФ, угроза политиче­ского или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

3. Вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций;

4. Демонстрация военной силы вблизи границ РФ (проведение учений с провокационными целями);

5. Наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

6. Нестабильность государственных институтов в приграничных странах;

7. Расширение военных блоков, наращивание группировок войск ведущие к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ и ее союзников;

8. Деятельность международных исламских радикальных группировок, вблизи российских границ;

9. Вооруженные провокации, нападения на военные объекты РФ, расположенные на территории зарубежных государств;

10. Действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транс­портным коммуникациям и др.

К внутренним угрозамследует отнести:

1. Попытки насильственного изменения конституционного строя;

2. Осуществление действий по дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, н/х, воен­ные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструк­туры;

3. Создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных воо­руженных формирований;

4. Незаконное распространение (обор.) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

5. Широкомасштабная деятельность организованной преступности;

6. Деятельность сепаратистских и радик. националисти­ческих движений в РФ.

7. Организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность.

Трансграничные угрозы.

1. Создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований с целью их переброски для действий на террит. РФ;

2. Поддерживание из-за рубежа под­рывных сепаратистских, национальных и религиозных экстремистских группировок, предназначенных для подрыва конституционного строя, созда­ние угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

3. Трансграничная преступность;

4. Ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;

5. Международный терроризм;

6. Деятельность наркобизнеса, транспортировка нар­котиков на территорию РФ или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

Нейтрализация внешних угроз, а также участие в нейтрализации внут­ренних и трансграничных угроз является задачей ВС и осу­ществляется совместно с другими силовыми структурами.

На се­годняшний день уровень военной опасности для безопасности России можно расценить как относительно невысокий. Ни одна из существующих конфликт­ных ситуаций силового плана не создает прямой военной угрозы безопасности РФ.

Вопрос № 4 «Военно-политические особенности вооруженной борьбы. Военная организация государства. Актуальные задачи развития ВС РФ»

На основании анализа общих черт военных конфликтов конца XX — на­чала XXI веков, особенностями вооруженной борьбына современ­ном этапе и в перспективе будут следующими:

1. ВС будут играть центральную роль в осуществле­нии силовых операций. Реальная боевая роль полувоенных, военизирован­ных формирований, ополчений, подразделений сил внутренней безопасно­сти оказалась существенно меньше, чем предполагалось.

2. В ходе войны под удары попадали не только военные объекты и войска, но одновременно и экономика страны со всей ее инфраструкту­рой, гражданское население. Вооруженные конфликты повлек­ли за собой значительные жертвы среди мирного населения.

3. Главным критерием военной победы в вооруженных конфликтах было решение поли­тических задач, а оперативно-тактические задачи носят преимущественно вспомогательный характер.

4. В исходе вооруженного конфликта значительную роль играло наличие боеготового резерва и системы его отмоби­лизования и развертывания.

5. Боевые действия характеризовались сочетанием маневренных опе­раций и позиционных действий. Разведывательно-диверсионные действия и партизанская война рассматриваются как часть «обычной» войны.

6. Существенную роль на исход вооруженных конфликтов играло соотношение уровней морально-психологической устойчивости сторон и в особенности, — высшего командного состава. Ключевым условием победы практически во всех конфликтах был подрыв морального духа войск и стимулирование брожений в офицерском корпусе. Т.е. большое значение для исхода вооруженных конфликтов имеет ведение информационной и пропагандистской работы среди войск и населения противника.

Защита национальных интересов России в военной сфере решается, пре­жде всего, военной организацией государства.

ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА —включает в себя ВС, другие войска, воинские формирования, органы управле­ния и, создаваемые на военное время специальные формирования, кото­рые предназначены для выпол­нения задач в области обеспечения обороны и безопасности государства и его союзников, в соответствии с официально заключенными межгосу­дарственными договорами.

Главной задачей военной организацииРФ является осуществление сдерживания и предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия против России и, еесоюзников.

Военная безопасность обеспечивается на следующих принципах:

1. Сочетанием твердого централизованного руководства военной организа­цией с гражданским контролем ее деятельности;

2. Эффективностью прогнозирования, своевременностью вскрытия военных угроз и адекватностью реагирования на них;

3. Достаточностью сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения во­енной безопасности, их рациональное использование;

4. Соответствием уровня готовности, подготовки и обеспечения военной ор­ганизации потребностям военной безопасности государства;

Основой военной организации государства являются ВС РФ. Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты обеспечения национальной безопасности поставили перед ВС РФ задачи, которые струк­турируются по четырем направлениям:

1. Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности РФ.

2. Обеспечение экономических и политических интересов РФ.

3. Осуществление силовых операций мирного времени.

4. Применение военной силы.

1. Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности РФ обеспечивается:

· своевременным выявлением подготовки вооруженного нападения на РФ;

· поддержанием состава, боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, на уровне, га­рантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях;

· подготовкой группировок войск общего назначения мирного вре­мени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба;

· поддержанием готовности к стратегическому развертыванию и переводу страны на условия военного вре­мени.

2. Обеспечение экономических и политических интересов РФ включает в себя следующие компоненты:

· обеспечение безопасности граждан России в зонах вооруженных кон­фликтов, политической нестабильности;

· создание условий для безопасности экономической деятельности РФ;

· защита национальных интересов Российской Федерации в территориаль­ных водах, на континентальном шельфе, а также в Мировом океане;

· проведение операций с использованием сил и средств ВС РФ заданного масштаба в регионах жизненно-важных интересов РФ.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, studwood.ru, megalektsii.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector