+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Обязательная сертификация работ по охране труда и добровольная сертификация систем охраны труда

Сертификация систем охраны труда предусмотрена еще ФЗ № 181 от 17 июля1999 г. «Об основах охраны труда в РФ». Документ, выдаваемый в подтверждение соответствия государственным нормативным требованиям на предприятии работ по охране труда, назывался сертификатом безопасности (в соответствии с определением ФЗ).

Статья 212 Трудового кодекса РФ говорит о том, что именно работодатель обеспечивает безопасные условия и охрану труда. В этой же статье обязательными называются аттестация рабочих мест и сертификация организации работ по охране труда. Т.к. российское законодательство обязывает при наличии персонала свыше 100 человек создавать в организации либо собственную структуру и систему охраны труда, либо заключать договор на оказание услуг сторонней организации, имеющей специализацию, связанную с системами охраны труда.

Хотя сертификация систем охраны труда в нашей стране считается добровольной и проходит в добровольных системах сертификации, тем не менее, ТК считает необходимой проведение процедуры сертификации работ по охране труда после проведения аттестации всех рабочих мест на предмет исполнения нормативных требований в указанной сфере.

Обязательная система сертификации работ по охране труда

Обязательная система сертификации на исполнение национальных стандартов, проводится на основе Постановления Минтруда РФ № 28 (702Р) от 24.04.2002 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях». Перечень нормативных актов, включающих государственные требования охраны труда, утвержден ПП РФ № 399 от 23. 05.2000 г. В то время основным законом о сертификации в России являлся ФЗ «О сертификации продукции и услуг».

Сама система имеет сокращенное название ССОТ (Система сертификации охраны труда). Центральным органом системы является Всероссийский центр охраны труда. Работы по охране труда являются объектами сертификации в ССОТ. Органы сертификации, имеющие аккредитацию в данной системе, оценивают исполнение требований нормативных документов РФ в данной сфере и оформляют сертификаты безопасности. Для организаций, успешно прошедших сертификацию, установлен Знак соответствия работ по охране труда, которым маркируется сертификат.

Сертификация работ по охране труда в организациях предполагает новый подход к производству. Основное направление предприятия в этом случае — сохранение здоровья и обеспечение безопасности работников предприятия. Сертификация работ по охране труда предоставляет достоверную оценку соответствия безопасности труда требованиям российских нормативов, способствует учету результатов оценки соответствия при реализации механизмов улучшения условий труда. Сертификации систем охраны труда подлежат только организации, которые провели 100% аттестацию рабочих мест.

Действие обязательной системы ССОТ закончилось в сентябре 2010 года на основе Приказа Минздравсоцразвития РФ № 779н от 1 сентября2010 г. При этом отменено Постановление Минтруда РФ № 28.

Аттестация рабочих мест по условиям труда по-новому

С 1 сентября 2011 года начал действовать Новый порядок аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России №342н от 26 апреля2011 г.

Аттестация рабочих мест является оценкой соответствия условий труда каждого сотрудника нормативным требованиям, а также способом выявления опасных и вредных производственных факторов. Важным отличием от существующих правил является то, что аттестацию рабочих мест по условиям труда должна проводить аккредитованная в данной сфере организация на условиях договора с работодателем.

На этой же организации лежит ответственность за достоверность проведенных измерений и оценки соответствия рабочего места нормативным требованиям. Документами, которые подтверждают компетентность организации на проведение оценки соответствия рабочих мест, являются Аттестат аккредитации Минздравсоцразвития России и уведомление о включении ее в государственный реестр организаций, осуществляющих услуги в области охраны труда.

Аттестация требуется для всех рабочих мест, кроме тех, которые относятся к ликвидации чрезвычайных ситуаций (например, тушение пожаров, спасательные работы и прочее).

Добровольная сертификация систем охраны труда

Международная организация стандартов (ИСО) разработала серию стандартов, относящихся к охране труда и окружающей среды, которая носит название стандарт OHSAS 18001. Разработан он на тех же принципах, что и другие системы менеджмента организаций, поэтому они являются полностью совместимыми друг с другом.

Как правило, третьим этапом оценки соответствия деятельности предприятия (после создания, внедрения и сертификации системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента предприятия) является сертификация систем охраны труда. В российской терминологии данный тип систем называется как система менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (ОЗиОБТ).

Он включает требования к системе ОЗиОБТ, которые дают возможность предприятию качественно управлять рисками, непременно присутствующими на любом производстве, связанными с безопасностью и здоровьем персонала в организации, помогают существенно повысить показатели деятельности предприятия в области ОЗиОБТ.

Данные требования не содержат конкретных количественных показателей в области ОЗиОБТ, в сфере разработки и внедрения системы менеджмента по охране труда. Система ОЗиОБТ сосредоточена:

  • на эффективной деятельности по разработке мероприятий, способов, методов, которые направлены на борьбу с неблагоприятными и аварийными последствиями работы предприятия;
  • на защиту сотрудников организации от вредных воздействий производственных факторов;
  • на уменьшение заболеваемости сотрудников, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью.

Сертификация систем охраны труда в РФ возможна как на соответствие российскому, так и межнациональному нормативам. При этом сертификация систем охраны труда проводится в том органе сертификации, который соответствует российским или международным аккредитационным (нотификационным) требованиям. Т.е. чтобы получить сертификат международного образца, нужно соискателю подать заявление в сертификационный центр, имеющий Аттестат аккредитации международной организации. Чаще всего в этом существует необходимость у предприятий, которые работают или планируют выход своей компании на международный рынок товаров.

Если предприятие работает на нужды страны, то у него может быть и нет смысла тратить значительные средства на международную сертификацию. Сертификация систем охраны труда, пройденная на соответствие российским ГОСТам, является действительной на территории РФ в течение всего срока действия добровольного сертификата. Максимальный срок, на который может быть оформлен данный документ – три года. При этом предусматривается ежегодная инспекционная проверка сертификационным органом, где была пройдена сертификация систем охраны труда.

Последнее время соискатели все чаще прибегают к услуге, которая содержит комплексное создание трех систем менеджмента на предприятии одновременно: системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента и системы охраны труда. Таким образом, создается интегрированная система менеджмента предприятия. Сертификация систем охраны труда в этом случае предусматривается после создания и внедрения новой системы управления предприятием.

Аттестация рабочих мест и сертификация охраны труда: ох, нелегкая это работа

Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах», 2011, N 3

АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ И СЕРТИФИКАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА: ОХ, НЕЛЕГКАЯ ЭТО РАБОТА.

Многочисленные требования трудового законодательства в сфере охраны труда не так-то просто выполнять даже крупным организациям. Субъектам малого предпринимательства и индивидуальным предпринимателям и вовсе приходится трудно.

Однако закон есть закон, и его предписания необходимо выполнять.

В данной статье речь пойдет об аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда.

Обеспечением безопасности труда и соответствия его условий требованиям нормативных правовых актов занимается работодатель (ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

Требований трудового законодательства относительно охраны труда довольно много. Общий перечень таких требований содержится в ст. 212 ТК РФ.

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель должен провести аттестацию рабочих мест по условиям труда и сертификацию организации работ по охране труда.

«Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток» (ст. 5.27 КоАП РФ).

От проведения аттестации не освобождены ни организации — субъекты малого предпринимательства, ни индивидуальные предприниматели, которые нанимают работников.

Отметим сразу, что работодатель, который не провел аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда, может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Сейчас инспекции труда намерены активизировать работу по контролю за соблюдением трудового законодательства и обещают применять штрафные санкции за его неисполнение.

Таким образом, работодатели, которые не провели аттестацию и не сертифицировали организацию работ по охране труда, рискуют быть наказанными довольно серьезными штрафами.

Порядок проведения аттестации

Аттестация рабочих мест должна проводиться на основании Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 (далее — Порядок проведения аттестации).

Ранее действовавший порядок проведения аттестации, предусмотренный Постановлением Минтруда России от 14.03.1997 N 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда», в настоящее время не применяется.

Это интересно:  Подводные камни при смене генерального директора

Согласно Порядку проведения аттестации теперь аттестацию рабочих мест работодатель может проводить как самостоятельно, так и с привлечением специализированной организации. Специализированная организация потребуется, если вредные или опасные производственные факторы, воздействующие на работников, подлежат количественным измерениям, а работодатель не имеет возможности провести такие измерения самостоятельно.

Однако небольшой организации, которая имеет в штате только генерального директора, главного бухгалтера и нескольких менеджеров и занимается, например, предоставлением услуг по доступу в Интернет, количественные измерения вредных или опасных производственных факторов, скорее всего, не потребуются за отсутствием последних.

Аттестация состоит из нескольких этапов

Этап 1. Издается приказ о проведении аттестации. Приказ подписывается руководителем организации.

Поскольку индивидуальный предприниматель вправе принимать локальные нормативные акты (ч. 1 ст. 8 ТК РФ), он также должен издать приказ о проведении аттестации.

Приказ издается в свободной форме. В приказе предусматриваются:

— сроки проведения аттестации;

— персональный состав аттестационной комиссии.

В аттестационную комиссию согласно Порядку проведения аттестации рекомендуется включить руководителей структурных подразделений, юристов, специалистов служб охраны труда, специалистов по кадрам и других работников, которые имеют отношение к организации работы по охране труда. Если аттестация проводится специализированной организацией, то в аттестационную комиссию включаются представители такой организации;

— мероприятия, которые необходимо провести в связи с аттестацией.

Этап 2. Составляется полный перечень рабочих мест, имеющихся у данного работодателя. Перечень рабочих мест составляется по форме, содержащейся в Приложении N 1 к Порядку проведения аттестации.

В отношении каждого рабочего места необходимо указать факторы, оказывающие влияние на охрану труда, которые будут оцениваться в рамках проводимой аттестации.

К таким факторам относятся:

— физические (шум, ультразвук, инфразвук, вибрация и др.);

— средства индивидуальной защиты;

Все указанные факторы, кроме травмобезопасности, оцениваются только в случае необходимости, т. е. только тогда, когда они так или иначе воздействуют на работника в процессе выполнения трудовой функции.

Если тот или иной фактор не оценивается, то в перечне рабочих мест проставляется прочерк.

Этап 3. Проводятся количественные измерения уровней воздействия вредных или опасных химических, биологических и физических факторов. Измерения можно проводить только теми средствами, которые прошли государственную проверку (п. 16 Порядка аттестации).

По каждому производственному фактору на каждое рабочее место оформляется отдельный протокол. Однако допускается составить один протокол по отдельному производственному фактору для группы мест.

Если аттестация проводится специализированной организацией, то измерения выполняет эта организация.

Результаты измерений заносятся в протоколы, которые составляются в свободной форме.

Если вредных или опасных химических, биологических или физических факторов нет, мероприятия по данному этапу не проводятся.

Этап 4. Оценивается травмобезопасность рабочих мест и составляется протокол оценки травмобезопасности рабочего места по форме Приложения N 4 к Порядку проведения аттестации.

Травмобезопасность следует оценить с точки зрения защиты:

— от механических воздействий;

— от воздействий электрического тока;

— от воздействий повышенных или пониженных температур;

— от воздействий активных химических и ядовитых веществ.

В протоколе следует перечислить применяемое оборудование, инструменты, приспособления, средства обучения и инструктажа и используемые для их оценки нормативные правовые акты.

Если нормативными правовыми актами какие-либо обязательные требования к используемым оборудованию, инструментам, приспособлениям, средствам обучения и инструктажа не установлены, то, на наш взгляд, в протоколе следует сделать отметку об этом.

Кроме того, на данном этапе следует проверить также наличие инструкций по охране труда по каждой должности, предусмотренной штатным расписанием работодателя.

Этап 5. Оценивается обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты.

Необходимо составить перечень средств индивидуальной защиты, которые предусмотрены нормативными правовыми актами и документами организации, проверить наличие этих средств у работников и оценить соответствие средств индивидуальной защиты условиям труда. Если средства индивидуальной защиты подлежат сертификации, необходимо убедиться в наличии сертификатов.

Форма протокола оценки обеспечения работников средствами индивидуальной защиты на рабочем месте предусмотрена Приложением N 5 к Порядку проведения аттестации.

Если средства индивидуальной защиты для работников нормативными правовыми актами не предусмотрены, то никакие мероприятия по данному этапу не проводятся.

Этап 6. Составляются карты аттестации рабочих мест по условиям труда по форме Приложения N 2 к Порядку проведения аттестации.

Рекомендации по заполнению карт аттестации приводятся в Приложении N 3 к Порядку проведения аттестации.

Если по всем предыдущим этапам работодатель правильно выполнил все мероприятия, то заполнить карты аттестации рабочих мест не составит труда.

Этап 7. Составляются ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда по формам Приложений N N 6 и 7 к Порядку проведения аттестации. В ведомостях обобщаются сведения, содержащиеся в картах аттестации, и показываются классы условий труда по всем рабочим местам работодателя.

Этап 8. Аттестационной комиссией разрабатывается перечень мероприятий, необходимых для улучшения и оздоровления условий труда, назначаются лица, ответственные за выполнение этих мероприятий, и сроки их выполнения.

План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда составляется по форме Приложения N 8 к Порядку проведения аттестации.

Этап 9. Аттестационная комиссия собирается на заседание по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и подписывает протокол. Комиссия высказывает также свои предложения по проведению сертификации организации работ по охране труда.

Форма протокола приведена в Приложении N 9 к Порядку проведения аттестации.

Протокол аттестационной комиссии со всеми материалами аттестации передается работодателю, который утверждает план улучшения и оздоровления условий труда и рассматривает предложения аттестационной комиссии по сертификации.

Аттестация завершается приказом работодателя.

В итоге после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда у работодателя должен быть следующий комплект документов:

1) приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе аттестующей организации (при необходимости);

2) перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда;

3) копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда аттестующей организацией (в случае ее привлечения);

4) карты аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда;

5) ведомости рабочих мест подразделений и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сводная ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда;

6) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;

7) протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;

8) приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.

Указанные документы необходимы для проведения сертификации.

Порядок проведения сертификации

Сертификацию работ по охране труда провести собственными силами уже не получится.

Сертификацию работ по охране труда в организациях осуществляют органы по сертификации.

Органы по сертификации сертифицируют работы по охране труда и выдают сертификаты безопасности (п. 5 Правил сертификации работ по охране труда, утвержденных Приказом Минтруда России от 24.04.2002 N 28).

Согласно Постановлению Минтруда России от 24.04.2002 N 28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях» сертификацию осуществляют только специализированные организации (органы по сертификации), входящие в систему сертификации, созданную Минздравсоцразвития России.

Для проведения сертификации работодатель подает соответствующую заявку в орган по сертификации.

Орган по сертификации рассматривает заявку и принимает решение о проведении сертификации.

Сертификация проводится по двум схемам (Приложение N 1 к Правилам проведения сертификации по охране труда, утвержденным Приказом Минтруда России от 24.04.2002 N 28):

— схема 1 — проводятся выборочные измерения и оценки условий труда;

— схема 2 — выборочные измерения и оценки условий труда не проводятся.

Схема 2 применяется только тогда, когда результаты аттестации рабочих мест основаны на данных измерений и оценок, выполненных аккредитованными в системе сертификации испытательными лабораториями.

Если работодатель проводил аттестацию самостоятельно, то выборочные измерения и оценки орган по сертификации проводит обязательно.

После проведения всех проверок и оценки работ по охране труда в организации, установленных государственными нормативными требованиями охраны труда, и анализа полученных результатов орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата безопасности.

Аттестация рабочих мест. Сертификация работ по охране труда

Для организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты работодателем организуется проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.

Аттестация рабочих мест проводится в соответствии с «Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденным Постановлением Минтруда №12.

Для проведения аттестации приказом руководителя в организации создается аттестационная комиссия. В ее состав входят руководители подразделений, специалисты службы охраны труда, медицинские работники, представители профсоюзов и другие.

Согласно указанному Постановлению Минтруда №12 при проведении аттестации комиссия оценивает условия и характер труда, все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические), а также факторы трудового процесса – тяжесть и напряженность труда, проводит оценку травмобезопасности рабочих мест, проверяет обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты. Аттестации подлежат все рабочие места, имеющиеся в организации.

Документы аттестации рабочих мест по условиям труда служат основой для создания банка данных существующих условий труда. Кроме того, являясь документами строгой отчетности, они подлежат длительному хранению (45 лет). Аттестационная комиссия выполняет следующие задачи:

Это интересно:  Меры социальной поддержки ветеранов труда в Забайкальском крае

· создает нормативно-справочную базу для проведения аттестации рабочих мест;

· проводя инвентаризацию рабочих мест, составляет перечень постоянных рабочих мест;

· устанавливает коды производствам, подразделениям, рабочим местам; определяет перечень опасных и вредных факторов производственной среды и проводит их измерение аттестованными приборами;

· устанавливает показатели тяжести и напряженности трудового процесса, подлежащие оценке на каждом рабочем месте;

· проводит оценку условий труда, оценку травмобезопасности оборудования и приспособлений;

· выносит решение по результатам аттестации по дальнейшему использованию рабочих мест;

· вырабатывает предложения по улучшению условий труда;

· определяет степень готовности организации (подразделения) к сертификации на соответствие требованиям по охране труда.

Карта аттестации рабочих мест (места) составляется на каждое рабочее место либо на группу мест, аналогичных по характеру выполняемых работ и по условиям труда. Форма и порядок заполнения этих карт определены вышеназванным Положением к Постановлению Минтруда №12.

При оценке травмобезопасности рабочего места классифицируются следующие условия труда:

Оптимальными (класс 1) считаются такие условия труда, когда оборудование и инструмент полностью соответствуют стандартам и правилам, установлены и исправны требуемые средства защиты, проводится инструктаж, обучение и проверка знаний по безопасности труда;

Допустимыми (класс 2) считаются условия труда, когда повреждения и неисправности средств защиты не приводят к нарушению их защитных функций;

Опасными (класс 3) являются условия труда при отсутствии, повреждении либо неисправности средств защиты (ограждения, блокировки, сигнальные устройства и другое), при отсутствии или несоответствии установленным требованиям инструкции по охране труда, когда не проводится обучение по безопасности труда.

Аттестованным признается рабочее место, на котором отсутствуют (или соответствуют допустимым величинам) опасные и вредные производственные факторы, а также выполняются требования по травмобезопасности. Заключение о результатах аттестации и оценка фактического состояния рабочих мест заносятся в карту аттестации рабочих мест. По результатам работы аттестационной комиссии организации составляется протокол аттестации рабочих мест по условиям труда. К этому протоколу прилагаются:

· карты аттестации рабочих мест по условиям труда;

· ведомости рабочих мест, результаты их аттестации по условиям труда, подготовленные в подразделениях организации;

· сводная ведомость рабочих мест с результатами их аттестации по условиям труда в организации;

· план мероприятий по улучшению условий труда.

Результаты аттестации рабочих мест, проведенной в соответствии с Положением к Постановлению Минтруда №12, используются для:

· «планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;

· сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

· обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, в предусмотренном законодательством порядке;

· решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установления диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;

· рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников;

· включения в трудовой договор (контракт) условий труда работников;

· ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;

· составления статистической отчетности о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда по форме №1-Т (условия труда);

· применения административно — экономических санкций (мер воздействия) к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда».

В приложениях к Положению к Постановлению Минтруда №12 даны:

· перечень основных стандартов ССБТ, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, используемых при аттестации рабочих мест по условиям труда;

· форма карты аттестации рабочих (его) мест (а) по условиям труда;

· протокол оценки травмобезопасности рабочего места;

· протокол оценки обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;

· классификация условий труда по травмобезопасности;

· ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в подразделении;

· протокол аттестации рабочих мест по условиям труда.

В том случае, если аттестация рабочих мест по условиям труда произведена не полностью или отсутствует документ о том, что рабочее место полностью соответствует требованиям безопасности, а выполняемые работы включены в Перечень работ с вредными и (или) опасными условиями труда, то работникам должна производиться оплата труда в повышенном размере.

Государственный контроль качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда возложен на органы государственной экспертизы условий труда.

Министерством труда и социального развития в Постановлении Минтруда №28 настоящие правила устанавливают порядок и процедуры проведения работ по сертификации работ по охране труда в организациях, осуществляемые органами по сертификации, аккредитованными в порядке, установленном Минтрудом Российской Федерации. Объектами сертификации являются работы по охране труда, проводимые в организациях вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Сертификацию работ по охране труда в организациях осуществляются органы по сертификации. Сертификация работ по охране труда осуществляется путем проверки и оценки соответствия деятельности работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда. При этом учитывается аттестация рабочих мест по условиям труда и особенности организации работ по охране труда в отраслях экономики.

Фактическое состояние условий труда на рабочем месте оценивает органами сертификации по следующим критериям:

· степени вредности и опасности;

· обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств.

Анализ полученных результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда позволяет принять решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата соответствия работ по охране труда — сертификата безопасности.

Если фактическое значение опасных и вредных производственных факторов превышает существующие нормы по этой триаде критериев, то условия труда на данном рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным. При отнесении условий труда к 3-му классу (вредному) рабочее место признается условно аттестованным, и вносятся предложения по приведению его в соответствие с правовыми актами по охране труда.

При отнесении условий труда к 4-му классу (опасному) рабочее место признается неаттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.

В случаях, если деятельность организаций или их структурных подразделений при эксплуатации оборудования осуществляются с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены по решению суда.

Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.

Согласно статье 362 ТК РФ руководители и другие должностные лица организаций, а также работодатели — физические лица, которые виновны в нарушении трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, установленных ТК РФ и другими Федеральными законами.

За нарушение трудового законодательства и норм по охране труда предусмотрено как мера административного наказания в части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) административное приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений.

Окончание примера.

Приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования организации при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений, имеют право главный государственный инспектор труда Российской Федерации, руководители государственных инспекций труда, государственные инспекторы по охране труда.

Такими же правами наделены должностные лица федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющей санитарно-эпидемиологический надзор на территории Российской Федерации.

Право приостанавливать деятельность в данном случае означает составление должностными лицами протоколов об административном правонарушении, за которое деятельность фирмы или предпринимателя может быть приостановлена.

Административное приостановление деятельности означает временное прекращение по постановлению судьи деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, и отдельных зданий и сооружений. Исполняют постановление судьи о приостановлении деятельности судебные приставы, а не сотрудники отраслевых ведомств.

Согласно статье 165 ТК РФ на время приостановления работ органами надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствии нарушения требований охраны труда не по вине работника (при вынужденном прекращении работы не по вине работника) за ним сохраняется место работы (должность) и средний заработок. Статьей 139 ТК РФ установлен порядок исчисления среднего заработка.

Работодатель обязан разработать и утвердить с учетом мнения представительного органа работников инструкции по охране труда. Ознакомление с ними работников является обязанностью работодателя при заключении трудового договора (статья 68 ТК РФ).

Инструкции по охране труда являются локальными нормативными актами, должна приниматься с учетом правил, предъявляемых ТК РФ к их разработке и утверждению.

Более подробно с вопросами, связанными с вредными и опасными условиями труда с учетом изменений, внесенных новой редакцией Трудового Кодекса Российской Федерации и другими нормативными актами, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Вредные условия труда. Правовое регулирование. Практика. Документы».

Это интересно:  1.3 Полномочия адвоката-представителя в гражданском процессе и порядок их оформления

Нужна ли аттестация рабочих мест офисных и других работников в 2019 году?

Многие уже знают, что аттестация рабочих мест кардинально изменилась. Причиной этого стало принятие нового федерального закона и поправки к Трудовому кодексу РФ. Стоит обратить внимание и на то, что изменилось и само название процедуры. Теперь вместо аттестации проводится специальная оценка условий труда. Новые правила вступили в законную юридическую силу с января 2014 года.

Давайте детально рассмотрим специальную оценку условий труда и основные моменты, которых коснулись изменения. В нашей статье вы узнаете, как проходит эта оценка, обязательна ли она, кто ее проводит и санкции, применяемые к нарушителям. Итак, начнем.

Последние изменения в законе

Главным изменением стала не только смена названия процесса, в корне изменилась и сама процедура. Важным моментом стало и существенное ужесточение наказания за нарушение требований, установленных законодательством.

Как отмечают специалисты, введение полностью нового механизма связано с тем, что аттестация рабочих мест, проводимая ранее, не давала нужного эффекта и не могла обезопасить рабочих. Нововведение должно дать стимул предпринимателям относиться с должным вниманием к спецоценке, а санкции призваны обеспечить принудительное выполнение установленных правил.

Некоторые просто расписались, не уделив внимания изучению правил техники безопасности. Чуть меньше процентов набрало отсутствие у работников средств индивидуальной либо коллективной защиты. Тройку «лидеров» замыкает непроведение аттестации.

Не лишним будет напомнить руководителям и сотрудникам бухгалтерии о том, что во время сдачи отчетности в Фонд соцстраха нужно будет указать на наличие проведенной спецоценки. Данное требование предъявлено с 1 января 2015 года. По результатам оценки осуществляется присвоение каждому рабочему месту класса вредности. Это и определит размер страховых взносов, вносимых в Пенсионный Фонд. Действует прямопропорциональная зависимость – чем больше вредность (класс), тем большим будет пенсионный взнос.

Если вам кажется, что это пустяки, то обратите внимание на то, что отсутствие спецоценки условий труда автоматически препятствует сдаче отчета за квартал в Фонд Соцстраха, а также расчету пенсионных взносов. Таким образом, начинает расти «снежный ком» нарушений действующего законодательства, следовательно, и санкций за их несоблюдение.

Что нужно делать теперь?

Специальная оценка представляет собой целостный комплекс мероприятий, которые направлены на идентификацию опасных, вредных производственных факторов, а также на оценку уровня их влияния на сотрудников с учетом колебаний фактического значения и установленного норматива. Основная задача спецоценки – определить, соответствуют ли условия рабочего места установленным законом требованиям, и обнаружить рабочие места, условия работы на которых вредны либо опасны. Работники, работающие в таких условиях, обязательно должны получать соответствующие компенсации и дополнительные гарантии.

Специальная оценка проводится всеми работодателями без исключения: и на различных видах предприятий, и индивидуальными предпринимателями. Проверке не подлежат рабочие места таких категорий:

  • принадлежащие работникам, которые заняты надомным трудом;
  • сотрудников, работающих на дистанционной основе;
  • сотрудников работодателей – физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Раньше аттестация требовалась только на тех рабочих местах, на которых используется оборудование, ручные инструменты, машины, механизмы, установки, устройства, транспортные средства, аппараты или где располагались источники опасности. Сейчас проверка касается любого рабочего места, невзирая на применяемые в прошлом факторы и критерии. Это значит, что спецоценка рабочих мест офисного персонала также необходима. До принятия закона вопрос об офисных рабочих местах был дискуссионным.

Законодатель побеспокоился и о переходном периоде. Работодатель, который провел аттестацию рабочего места по старому законодательству (до 1 января 2014 года) освобожден от обязанности проводить спецоценку до момента истечения срока действия результатов данной аттестации. Но не более чем до 31 декабря 2018 года. Результаты аттестации используются и для задач специальной оценки – для организации медицинских осмотров, для информирования сотрудников об условиях труда, для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, начисления компенсаций и др.

Что касается компаний, в которых имеются рабочие места с опасными или вредными условиями труда, они должны провести оценку незамедлительно. Так же, как и с рабочими местами, позволяющими уйти работнику на досрочную трудовую пенсию по старости. Другие организации проводят спецоценку до 31 декабря 2018 года. Аттестация рабочих мест, которая была проведена в 2014 году, считается незаконной, и ее результаты не могут быть использованы. Об этом идет речь в специально изданном Письме Минтруда РФ.

Подробная информация о проведении спецоценки — на следующем видео:

Кто и каким образом проводит специальную оценку?

Начнем с того, кто проводит специальную оценку. В соответствии с законом обязанность провести и профинансировать оценку возлагается непосредственно на работодателя. Именно он, независимо от того, юрлицо это либо индивидуальный предприниматель, организовывает оценку рабочего места сотрудников.

Теперь давайте подробно остановимся на сроках проведения спецоценки, имеющих немаловажное значение. Сроки напрямую зависят от типа оценки – плановая или внеплановая. Плановая проводится не реже, чем один раз в пять лет. Отсчитывать пять лет нужно от дня, когда был утвержден отчет о проведении прежней спецоценки. По желанию работодателя можно провести специальную оценку и до того момента, как истечет срок действия предыдущей. Это возможно, если условия на рабочих местах улучшены. Возникает вопрос, зачем проводить преждевременную оценку, а не подождать срока очередной? Улучшение позволит экономить на страховых взносах, на компенсациях сотрудникам и на средствах индивидуальной защиты.

Также в законе предусмотрены и другие случаи внеплановой оценки:

  • при изменении технологического процесса;
  • замене оборудования;
  • при изменении составов применяемого сырья или материала;
  • после несчастного случая на производстве или установления профессионального заболевания вследствие влияния опасных или вредных факторов;
  • по запросу профсоюза;
  • при смене средств индивидуальной либо коллективной защиты и др.

Причем во время внеплановой оценки, ей подлежат исключительно рабочие места, которых коснулись изменения. Порядок аналогичен порядку плановой аттестации и содержится в приказе Минтруда РФ.

Еще несколько слов о спецоценке аналогичных рабочих мест. Очень часто можно увидеть, что несколько сотрудников работают в одинаковых условиях, выполняя те же функции, а значит и их рабочие места идентичны. В таком случае оценку проводят в отношении 20% рабочих мест, но не меньше, чем на двух.

Аналогичные означает, что места находятся в однотипных помещениях, их системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопление и свет одинаковы. Важно и то, что оборудование, материалы и сырье, используемые сотрудниками на аналогичных местах, должны быть однотипными, а средства индивидуальной защиты – одинаковыми.

Для начала спецоценки создается соответствующая комиссия и привлекается организация, специализирующаяся на ее проведении. Обычно с такой организацией заключают гражданско-правовой договор. Главой комиссии является непосредственно работодатель или его представитель. В нее обязательно входят профсоюзные деятели, если они есть на предприятии, и специалист по охране труда, обслуживающий данную организацию.

Затем эксперты приступают к исследованию рабочих мест и выявляют среди них те, которые подвержены действию опасных либо вредных факторов. Те места, где подобные факторы отсутствуют, заносят в декларацию, которую впоследствии предоставляют в трудовую инспекцию. Там, где есть данные факторы, они должны быть тщательно измерены. Каждому месту присваивается класс условий труда.

Последний этап – отчет комиссии, в котором указываются следующие данные:

  • перечень рабочих мест с указанием опасных и вредных факторов;
  • протоколы всех измерений и испытаний;
  • заключения экспертов;
  • и др.

Работодатель знакомит своих сотрудников с отчетом под роспись. Срок для ознакомления составляет один месяц. При наличии сайта сведения из отчета публикуются на нем.

В этой статье вы можете посмотреть правила и образец заполнения спецификации к договору поставки.

Если вас интересует, что такое факторинг и какие его виды бывают, прочитайте об этом здесь.

Возможные штрафы и другие санкции

Как и за любое другое правонарушение, за невыполнение работодателем своей обязанности по проведению спецоценки условий труда грозит административная ответственность в виде штрафа либо приостановления деятельности:

  • Размер административного штрафа для индивидуального предпринимателя составит от пяти до десяти тысяч рублей или приостановление его деятельности длительностью до 90 суток.
  • Юридические лица, которые допустили нарушения, заплатят намного больше – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей. Приостановление деятельности также актуально и для них, длительность аналогична.

Для сравнения приведем прежние суммы санкций:

  • индивидуальные предприниматели платили от одной до пяти тысяч рублей;
  • юрлицам нарушение выливалось в копеечку – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Орган, привлекающий к ответственности работодателей за данную категорию правонарушений – Роструд.

Так что стоит задуматься, что лучше — позаботиться о правильности оценки рабочего места или заплатить штраф, а то и потерять прибыль, которая не будет получена из-за приостановления деятельности фирмы либо индивидуального предпринимателя.

Статья написана по материалам сайтов: hr-portal.ru, www.audit-it.ru, znaydelo.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector