Нормативы допустимого изъятия природных ресурсов

Несмотря на важную роль в обеспечении рационального природопользования и охраны окружающей среды, правовое регулирование нормирования в сфере использования природных ресурсов не получило пока должного развития. Нормативы изъятия (использования) природных ресурсов устанавливаются с целью обеспечить удовлетворение общественных потребностей в природных ресурсах, предупредить истощение этих ресурсов. Такие нормативы разрабатываются с учетом возможностей их воспроизводства, сохранения устойчивого функционирования естественных экологических систем.

Общие положения о нормативах допустимого изъятия компонентов природной среды предусмотрены в Федеральном законе Об охране окружающей среды» (ст. 26). В соответствии с ним нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов.

Более конкретные требования о нормировании изъятия (использования) отдельных природных ресурсов предусматриваются в природоресурсном законодательстве с учетом специфики того или другого природного ресурса.

Применительно к земельным ресурсам в контексте нормирования встает задача нормирования предоставления земельных участков для строительства промышленных и иных объектов. Согласно статье 33 Земельного кодекса РФ предельные размеры земельных участков, предоставляемых для этих целей, устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Лимитирование отвода земель осуществляется посредством утверждения Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по согласованию с другими уполномоченными органами норм отвода земель для автомобильных дорог, железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем, нефтяных и газовых скважин, предприятий рыбного хозяйства, линий связи и электросетей и т.п.

В Водном кодексе РФ в ряде статьей установлены требования к забору воды. В частности, для каждого водохранилища должны утверждаться Правила использования водных ресурсов водохранилища. Правила помимо других требований, должны содержать объем водопотребления (ст. 45). Для каждого речного бассейна уполномоченным федеральным органом исполнительной власти разрабатывается схема комплексного использования и охраны водных объектов. Схемой устанавливаются лимиты и квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта (ст. 33). Объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов в обязательном порядке должен содержаться в договоре водопользования (ст. 13) и решении о предоставлении водного объекта в пользование (ст. 22).

Инструментом обеспечения принципов рационального, непрерывного и неистощительного пользования лесным фондом призвана служить расчетная лесосека. В соответствии с Лесным кодексом РФ расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования устанавливаются в лесохозяйственном регламенте (ст. 87). Лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка, составляемый на срок до десяти лет, является основой использования лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка.

Федеральный закон «О животном мире» (ст. 17) предусматривает, что нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания заключается в установлении лимитов использования объектов животного мира; установлении стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны животного мира и среды его обитания. В Законе не определяются критерии, с учетом которых должны устанавливаться лимиты использования животного мира.

Относительно водных биоресурсов требования по нормированию изъятия конкретизированы Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Общие допустимые уловы водных биоресурсов во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, в Азовском и Каспийском морях, а также квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленные Российской Федерации в соответствии с международными договорами, устанавливаются применительно к отдельным видам квот (ст. 30). Законом предусмотрены, в частности, квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления:

— промышленного рыболовства (за исключением прибрежного рыболовства) на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ (промышленные квоты);

— прибрежного рыболовства во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ (прибрежные квоты);

— рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях (научные квоты);

— рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях;

— рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов;

— для организации любительского и спортивного рыболовства;

— в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

— для Российской Федерации в районах действия международных договоров РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

— в исключительной экономической зоне РФ для иностранных государств, устанавливаемые в соответствии с международными договорами РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

— промышленного рыболовства во внутренних водах РФ, за исключением внутренних морских вод РФ (промышленные квоты пресноводных водных объектов).

Общие допустимые уловы водных биоресурсов ежегодно распределяются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов,

Что касается использования полезных ископаемых, то каких-либо требований и критериев для определения разрешаемых объемов добычи полезных ископаемых Федеральный закон «О недрах» не устанавливает. Эта деятельность отдается на усмотрение Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также федерального органа управления государственным фондом недр и органов государственного горного надзора (ст. 36).

В Законе РФ «О недрах» отсутствуют требования о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр, что не может не беспокоить нас. Правительство, не особенно заботясь о создании национального богатства за счет развития экономики (промышленности, сельского хозяйства и т.д.), в огромных объемах разрешает добывать нефть, газ и другие ресурсы недр для продажи за рубежом. Более чем на 50% доходная часть государственного бюджета формируется за счет продажи этих богатств природы. Такое положение вещей, очевидно, не отвечает общественным интересам, особенно интересам будущих поколений. Если будут сохранены нынешние темпы и масштабы добычи ресурсов недр, то будущие поколения будут их лишены.

Ситуация в этой сфере может измениться с принятием Федерального закона «Об охране окружающей среды». Согласно статье 26 нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются, наряду с иным отраслевым законодательством, законодательством о недрах.

Это интересно:  Какой бизнес лучше открыть начинающему предпринимателю

Содержание

Приказ Минприроды России от 30.04.2010 N 138 (ред. от 11.01.2017) Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

от 30 апреля 2010 г. N 138

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВОВ

ДОПУСТИМОГО ИЗЪЯТИЯ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ И НОРМАТИВОВ

ЧИСЛЕННОСТИ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ В ОХОТНИЧЬИХ УГОДЬЯХ

В целях реализации статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441, ст. 6450) и в соответствии с пунктом 5.2.51.1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; N 34, ст. 4192; N 49, ст. 5976; 2010, N 5, ст. 538; N 10, ст. 1094; N 14, ст. 1656), приказываю:

нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов (приложение 1);

нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях (приложение 2).

к Приказу Министерства

природных ресурсов и экологии

от 30 апреля 2010 г. N 138

ДОПУСТИМОГО ИЗЪЯТИЯ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ

I. Нормативы допустимого изъятия охотничьих

ресурсов, в отношении которых утверждается лимит добычи

Наименование охотничьего ресурса

Показатели численности (особей) на 1000 га охотничьих угодий, пригодных для обитания данного вида

Нормативы допустимого изъятия, % от численности животных на 1 апреля текущего года по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания

Лось, благородный олень (европейский, кавказский, марал, изюбрь), пятнистый олень, косули европейская и сибирская

Позиция исключена. — Приказ Минприроды России от 17.06.2014 N 267

Дикий северный олень

Кабарга, туры, муфлон, серна, сибирский горный козел, снежный баран, сайгак, овцебык, гибриды зубра с бизоном и домашним скотом, лань

Норматив допустимого изъятия копытных животных в возрасте до 1 года, без разделения по половому признаку, устанавливается для охотничьих ресурсов: лось, благородный олень (европейский, кавказский, марал, изюбрь), лань, пятнистый олень — до 20%, косуля (европейская и сибирская) — до 50% от квоты.

Норматив допустимого изъятия взрослых самцов для видов охотничьих ресурсов: лось, благородный олень (европейский, кавказский, марал, изюбрь), лань, пятнистый олень, косули европейская и сибирская во время гона, с неокостеневшими рогами (самцов марала, изюбря, пятнистого оленя, дикого северного оленя) устанавливается не более 25% от квоты.

Норматив допустимого изъятия самцов кабарги устанавливается не более 75% от квоты.

II. Нормативы допустимого изъятия охотничьих

ресурсов, добыча которых осуществляется без утверждения

лимита добычи охотничьих ресурсов

Наименование охотничьего ресурса

Норматив допустимого изъятия, % от численности животных на 1 апреля текущего года по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания

Позиция исключена. — Приказ Минприроды России от 11.01.2017 N 4

Абзац утратил силу. — Приказ Минприроды России от 11.01.2017 N 4.

Для остальных охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется без утверждения лимита добычи, нормативы допустимого изъятия не устанавливаются.

к Приказу Министерства

природных ресурсов и экологии

от 30 апреля 2010 г. N 138

ЧИСЛЕННОСТИ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ В ОХОТНИЧЬИХ УГОДЬЯХ

Нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях состоят из показателей максимальной и минимальной численности охотничьих ресурсов.

Вид охотничьего ресурса

Показатель максимальной численности охотничьих ресурсов (особей) на 1000 га охотничьих угодий

Дикий северный олень

Сибирский горный козел

Гибриды зубра с бизоном, домашним скотом

Показатель минимальной численности охотничьих ресурсов устанавливается только для тех видов охотничьих ресурсов, добыча которых производится в соответствии с лимитом их добычи, и для кабана.

Показатель минимальной численности охотничьих ресурсов в конкретном охотничьем угодье (отдельном охотничьем хозяйстве) устанавливает минимальное количество охотничьих ресурсов, при котором возможно определение квоты добычи не менее чем одной особи охотничьих ресурсов в соответствии с установленными нормативами и определяется по формуле:

где: — показатель минимальной численности охотничьих ресурсов в одном охотничьем угодье;

, % — норматив допустимого изъятия охотничьих ресурсов;

за 100% принимается объем добычи не менее 1 особи.

При расчете показателя минимальной численности лося, благородного оленя, пятнистого оленя используется норматив допустимого изъятия охотничьих ресурсов этих видов, соответствующий показателю численности (особей) на 1000 га охотничьих угодий, пригодных для обитания данного вида.

При расчете показателя минимальной численности косуль, дикого северного оленя, кабарги, туров, муфлона, серны, сибирского горного козла, снежного барана, сайгака, овцебыка, гибридов зубра с бизоном и домашним скотом, лани, соболя используется минимальный норматив допустимого изъятия охотничьих ресурсов этих видов — 3% от их общей численности.

Показатель минимальной численности медведей, барсука, выдры и рыси рассчитывается только для определения ежегодной квоты, при этом используется максимальный показатель норматива допустимого изъятия охотничьих ресурсов этих видов.

При расчете показателя минимальной численности кабана в закрепленных и общедоступных охотничьих угодьях используется норматив допустимого изъятия кабана — 10% от его общей численности в конкретном охотничьем угодье.

Судебная практика и законодательство — Приказ Минприроды России от 30.04.2010 N 138 (ред. от 11.01.2017) Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях

4. Основанием для принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов является превышение показателей максимальной численности охотничьих ресурсов (особей на 1000 га охотничьих угодий), установленных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. N 138 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 июня 2010 г., регистрационный N 17603), и (или) угроза возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания.

Это интересно:  Психология в здравоохранении

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. N 138 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2010 г., регистрационный N 17603), с изменениями, внесенными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. N 554 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2011 г., регистрационный N 19740).

Нормативы предельно допустимого изъятия компонентов природной среды

Порядок их установления устанавливаются земельным, водным, лесным, фаунистическим законодательством, а также иным законодательством в области использования и охраны природных ресурсов. Действующим законодательством предусмотрены следующие нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды:

  • 1) нормативы водопользования, которые устанавливаются в виде предельно допустимых объемов изъятия водных ресурсов, лимитов сброса сточных вод, целевых показателей качества водных объектов;
  • 2) расчетная лесосека – допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах. Исчисление и установление расчетной лесосеки осуществляются при разработке и утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков в установленном порядке уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
  • 3) нормирование в области использования и охраны объектов животного мира, которое в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О животном мире» заключается в установлении нормативов изъятия объектов животного мира, а также в установлении других нормативов и норм в области использования и охраны животного мира и среды его обитания. Так, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают лимиты добычи объектов охоты, определяют допустимые уловы водных биологических ресурсов.

Перечень групп нормативов, установленных в Законе об охране окружающей среды, является открытым. К иным нормативам можно отнести нормативы образования отходов, санитарно-защитных зон, нормативы водоохранных зон, охранных зон особо охраняемых природных территорий, округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, округов санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

Техническое регулирование, экологическая стандартизация и сертификация

Законом об охране окружающей среды к нормированию в области охраны окружающей среды относится принятие государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. Действует Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в соответствии со ст. 6 которого технические регламенты принимаются в целях, в том числе охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.

Технические регламенты могут устанавливать нормативы воздействия определенных технических устройств на окружающую среду. Так, постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 № 609 утвержден технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». Указанным техническим регламентом утверждены показатели технических нормативов выбросов – устанавливаемые в отношении автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания нормативы выбросов, которые отражают максимально допустимую массу выбросов в атмосферу в расчете на единицу произведенной автомобильной техникой и двигателями внутреннего сгорания работы или пробега.

Экологической стандартизацией является деятельность но установлению экологических правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг.

Национальные стандарты разрабатываются в установленном законом порядке и утверждаются национальным органом по стандартизации, которым является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. В настоящее время статус национальных стандартов придан ранее принятым государственным и межгосударственным стандартам. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия.

Юридические лица и их объединения могут разрабатывать и утверждать собственные стандарты (стандарты организаций) для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Субъекты хозяйственной или иной деятельности призваны гарантировать соответствие их продукции, производственных процессов, иных объектов технического регулирования техническим регламентам и вправе подтвердить их соответствие стандартам, сводам правил, условиям договоров. Подтверждение такого соответствия осуществляется посредством сертификации.

Сертификацией является форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров, которыми устанавливаются требования по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с законодательством сертификация может быть обязательной и добровольной. Добровольная сертификация осуществляется но инициативе субъекта хозяйственной и иной деятельности на предмет соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Нормативы допустимого изъятия природных ресурсов

Несмотря на важную роль в обеспечении рационального природопользования и охраны окружающей среды, правовое регулирование нормирования в сфере использования природных ресурсов не получило пока должного развития. Нормативы использования (изъятия) природных ресурсов устанавливаются, чтобы обеспечить предупреждение истощения природных ресурсов, с учетом их самовосстановления, предотвращения нарушений равновесия в окружающей природной среде. В отношении невозобновимых природных ресурсов (минеральных, к примеру) такие нормативы должны определять социально и экономически обоснованный режим их использования (добычи).

В мировой науке выработаны правила определения долговременных или постоянных пределов устойчивого потребления природных ресурсов. Так, экономист Международного банка реконструкции и развития (МБРР) Герман Дейли считает, что:

• для возобновимых ресурсов (почва, вода, лес, рыба) темпы потребления не должны превышать темпов регенерации (поэтому, например, отлов рыбы можно проводить в равновесном, устойчивом режиме, если его темпы не превышают темпов воспроизводства оставшейся популяции);

• для невозобновимых ресурсов (ископаемое топливо, высококачественные минеральные руды, грунтовые воды) темпы потребления не должны превышать темпов их замены на возобновимые ресурсы (например, нефтяное месторождение можно эксплуатировать в стабильном режиме, если часть доходов от него систематически вкладывается в разработку и производство солнечных коллекторов или посадку деревьев, так что после ичезновения нефти будет обеспечен эквивалентный поток энергии от возобновимого источника)*.

* Herman Daly. Toword Some Operational Principles of Sustainable Development // Ecological Economics. 1990. 2. P. 1-6.

Это интересно:  Нужно ли разрешение на пневматическое оружие?

Представляется, что темпы потребления невозобновимых ресурсов могут определяться с учетом иных критериев, в частности, путем определения неких оптимальных объемов их потребления. Важно при этом, чтобы такие критерии были трансформированы в конкретные нормативы использования природных ресурсов.

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», устанавливающий соответственно своему названию преимущественно природоохранные требования, в ст. 19 предусматривает лимиты на природопользование. Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природо­пользо­ва­те­лям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства. Такие лимиты устанавливаются предприятиям-природопользователям специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды, исходя из необходимости поэтапного достижения нормативных объемов использования (изъятия) природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки в регионе. Срок достижения нормативных объемов природопользования и лимиты по годам определяются в соответствии с утвержденными показателями государственных и региональных экологических программ.

Очевидно, что требования о нормировании предельного использования (изъятия) отдельных природных ресурсов должны устанавливаться в природоресурсных актах с учетом их специфики. Так, лимитирование использования земель осуществляется посредством утверждения Министерством строительства РФ норм отвода земель для автомобильных дорог, железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем, нефтяных и газовых скважин, предприятий рыбного хозяйства, линий связи и электросетей и т.п.

Самые общие положения относительно водопотребления содержатся в Водном кодексе РФ. Например, лимиты водопотребления устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, осуществляющего свои полномочия на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 90 ВК РФ).

Кроме того, в ст. 110 ВК РФ определяются требования к экологическим попускам и нормированию предельно допустимого безвозвратного изъятия поверхностных вод. Для поддержания состояния водных объектов, соответствующего экологическим требованиям, осуществляются сбросы воды из водохранилищ (экологические попуски) и устанавливается объем безвозвратного изъятия поверхностных вод. Для каждого водного объекта они определяются специально уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда совместно со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды в порядке, устанавливаемом Правительством РФ . Кодекс не допускает удовлетворение потребностей водопользователей в водных ресурсах за счет экологического попуска.

Инструментом обеспечения принципов рационального, непрерывного и неистощительного пользования лесным фондом призвана служить расчетная лесосека. В соответствии со ст. 62 Лесного кодекса РФ расчетная лесосека определяется при лесоустройстве по каждому лесхозу федерального органа управления лесным хозяйством раздельно по хозяйствам (хвойному, мягколиственному и твердолиственному) в пределах групп лесов. Федеральный орган управления лесным хозяйством предусматривает случаи, в которых расчетная лесосека устанавливается по каждому лесничеству и участку лесного фонда, передаваемому в аренду, безвозмездное пользование и на концессию.

Расчетная лесосека утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством с участием органа государственной власти субъекта РФ и специально уполномоченного государственого органа в области охраны окружающей среды. Она вводится в действие с первого января года, следующего за годом окончания лесоустроительных работ.

По каждому субъекту РФ расчетная лесосека определяется как сумма утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек по соответствующим лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством.

Федеральный закон «О животном мире» (ст. 17) предусматривает, что нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания заключается в:

а) установлении лимитов использования объектов животного мира;

б) установлении стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны животного мира и среды его обитания. К сожалению, в Законе не определяются критерии, с учетом которых должны устанавливаться лимиты использования животного мира.

В Земельном кодексе и Законе «О недрах» требования, касающиеся лимитирования использования земель и недр как инструмента предупреждения их истощения, практически отсутствуют. В Земельном кодексе установлены лишь требования о нормировании предельно допустимого загрязнения почв. Что касается использования полезных ископаемых, то определение объемов добычи их основных видов на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам является, согласно ст. 35 Закона «О недрах», одной из задач государственного регулирования отношений недропользования и осуществляется посредством лицензирования, учета и контроля. Каких-либо требований и критериев для определения разрешаемых объемов добычи полезных ископаемых Закон не устанавливает. Эта деятельность отдается на усмотрение Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также федерального органа управления государственным фондом недр и органов государственного горного надзора(ст.36).

Достаточно конкретно требования относительно процедуры разработки нормативов использования природных ресурсов предусмотрены Порядком разработки и утверждения экологических нормативов и выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г.

Нормативные объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов устанавливаются конкретным предприятиям-природопользователям специально уполномоченными государственными органами управления в области использования и охраны природных ресурсов в соответствии с их компетенцией. В пределах своей компетенции согласовывают такие нормативы органы Госкомэкологии РФ.

При этом проекты нормативов разрабатываются самими предприятиями-природопользователями. При разработке должны учитываться предложения органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций и мнение населения. Однако в этом документе не предусмотрены процедуры такого участия.

При разработке нормативов использования природных ресурсов учитываются положения Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», требования других нормативных правовых актов, показатели государственных и региональных экологических программ, экологическая ситуация в конкретном регионе.

Лимиты использования устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов. Они могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потребности в данном виде природного ресурса и его состояния.

Статья написана по материалам сайтов: legalacts.ru, studme.org, zinref.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий