Нормативное регулирование оплаты труда

Основным нормативно — правовым документом, регулирующим оплату труда в Российской федерации, является Трудовой кодекс [1, 96].

Основанием возникновения трудовых отношений является трудовой договор. Трудовые отношения — это отношения, которые основаны на соглашении, который заключается по форме коллективного договора, трудового договора или соглашения между работником и работодателем о выполнении первым его трудовых функций за плату, а также подчинении его правилам внутреннего распорядка организации.

Трудовой договор — это соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить наёмному работнику работу на определённый срок или бессрочно, а также предоставить ему необходимые условия для труда, опираясь на законодательство, а также на другими нормативными правовыми актами.[6, 582]

Данный договор должен заключаться работодателем и наёмным работником в лице их представителя.

В этом договоре предусмотрены:

— Выплаты пособий и компенсаций;

— Размеры оплаты труда, формы и системы;

— Механизм регулирования заработной платы с учётом роста цен, а также уровня инфляции.

Работодатель обязан платить своевременно и в полном размере заработную плату, а тот в свою очередь обязуется выполнять свою работу по договору и при этом соблюдать правила внутреннего распорядка, которые действуют у работодателя.

В соответствии со статьёй 130 Трудового кодекса Российской федерации, государство предоставляет гарантии по оплате труда. В систему основных государственных гарантий по оплате труда могут быть включены:

— Сроки и очерёдность выплаты заработной платы;

— Размер минимальной заработной платы;

— Ответственность работодателей за нарушение требований, которые установлены трудовым законодательством или другими нормативными актами, которые содержат нормы трудового права соглашениями, коллективными договорами;

— Ограничение оплаты труда в натуральной форме;

— Меры, которые обеспечивают повышение уровня реального содержания заработной платы;

— Обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его невозможности платить в соответствии с законами Р.Ф.;

— Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства Российской Федерации, который содержит нормы трудового права, включающие в себя проведение проверок своевременности и полноты выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда.

В соответствии со статьёй 131 Трудового кодекса, выплата заработной платы работникам должна выплачиваться в денежной форме, непосредственно валюте Российской федерации, т.е. в рублях. [1, 97]

Оплата труда работнику может производиться в иных формах, которые не противоречат законодательству Российской Федерации. Это должно быть оговорено трудовым и коллективным договором по письменному заявлению работника.

Заработная плата, которая выплачивается работнику в неденежной форме, не должна превышать 20 процентов от начисленной заработной платы за месяц.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается на территории России федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудового населения РФ.

Минимальный размер заработной платы, который устанавливается федеральным законом, может выплачиваться:

— Организациями, которые финансируются за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств, полученных от предпринимательской деятельности и любой другой, приносящей дополнительный доход;

— Организациями, которые финансируются из федерального бюджета;

— Организациями, финансируемыми из местных бюджетов, а также средств, полученных от предпринимательской деятельности и любой другой;

— Другими работодателями за счёт собственных средств.

В Российской Федерации заработная плата может устанавливаться в субъекте региональными соглашениями о минимальной заработной плате. [1, 97]. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учётом величины прожиточного минимума трудоспособного населения и социально — экономических условий и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Системы оплаты труда, тарифные ставки, доплаты и надбавки, оклады, системы доплат и надбавок стимулирующего характера, системы премирования, в том числе работы в ненормальных условиях должны устанавливаться коллективными договорами, локальными нормативными актами, соглашениями и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьёй 135 Трудового кодекса локальные нормативные акты, которые устанавливают системы оплаты труда, принимаются работодателем и при этом должно учитываться мнение работника. [1, 100]

Условия оплаты труда, которые определенны локальными нормативными актами, коллективными договорами, соглашениями, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством Российской Федерации и другими нормативно — правовыми актами, которые могут содержать нормы трудового права.

Перед тем, как выплатить работнику заработную плату, работодатель обязан известить его в письменной форме о следующем:

— Об общей сумме, которая подлежит уплате;

— О составных частях заработной платы, которая выплачивается работнику за определённый период;

— О размерах других сумм, которые начисляются работнику (Оплата отпусков, выплаты при увольнении, нарушение работодателем сроков выплаты работнику соответствующей суммы заработной платы и других выплат);

— О размерах произведённых удержаний, а так же об их обоснованности.

Письменное уведомление о заработной плате для работника печатается на расчётном листке. Форма этого листка должна быть утверждена работодателем.

Как правило, заработная плата выплачивается работнику на указанный работником в банке счёт, на условиях, которые определяются трудовым или коллективным договорами или месте его работы.

Если же работник выплачивает наёмному работнику заработную плату в неденежной форме, то место и сроки должны быть оговорены в трудовом или коллективном договоре. [1, 101]

Заработная плата должна выплачиваться работнику не реже чем каждые полмесяца в день, который устанавливается трудовым договором, коллективным договором, а также в соответствии с правилами внутреннего распорядка организации.

Если день выдачи заработной платы выпал на выходной или праздничный день, то она должна быть выплачена накануне этого дня.

Оплата отпусков должна быть произведена не позднее, чем за три дня до его начала.

Работодатель также из заработной платы работника должен производить удержания.

Удержания для погашения работником задолженности перед работодателем могут производиться:

— Для погашения своевременно не возвращённого аванса или неизрасходованного, выданного для служебной командировки или для других случаев;

— Для выданного в счёт заработной платы или для возмещения неотработанного аванса;

— Для возврата сумм, которые были излишне выплачены, вследствие не правильного расчёта.

Общий размер всех удержаний из заработной платы работника не должен превышать 20 процентов, а в некоторых случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — 50 процентов заработной платы наёмного работника.

Если удержания из заработной платы работника производится по нескольким исполнительным листам, то во всяком случае 50 процентов заработной платы должно быть выплачено работнику.

В связи с этим имеются ограничения установленные статьёй 138 Трудового кодекса:

— Удержания заработной платы при отбывании исполнительных работ;

— Взыскание алиментов за несовершеннолетних детей;

— Возмещение ущерба, причинённого преступлением.

В этих случаях удержания из заработной платы не может быть больше 70 процентов.

При расторжении трудового договора между работником и работодателем, в соответствии со статьёй 140 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата, которая причитается работнику, выплачивается в день увольнения работника. Если в день увольнения работник не присутствовал на своём рабочем месте, то заработная плата выплачивается не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчёте.

Рассмотрев данный вопрос, можно сделать вывод о том, что основным нормативно-правовым документом, регулирующим взаимотношения между работником и работодателем в Российской федерации, является Трудовой кодекс. Трудовой кодекс защищает трудовые права работников, устанавливает рабочее время и минимальный размер оплаты труда. Условия оплаты труда, которые определенны локальными нормативными актами, коллективными договорами, соглашениями, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством Российской Федерации и другими нормативно — правовыми актами, которые могут содержать нормы трудового права.

Нормативно — правовое регулирование учета расчетов с персоналом по оплате труда

Главным законодательным документом, имеющим в своем составе статьи, посвященные труду, является Конституция Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ, каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы.

Согласно ст. 5 ТК РФ: Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

— Трудовым Кодексом РФ ;

— иными федеральными законами;

— указами Президента Российской Федерации;

— постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

— конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

— актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Действующее трудовое законодательство под термином оплата труда» понимает не просто размер заработной платы, установленный работнику, а всю систему отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (ст.129 ТК РФ).

На расчеты по оплате труда и подготовку всей необходимой документации отводятся сжатые и строго определенные сроки. При этом наличие множества различных факторов, определяющих размер начислений оплаты труда, порядок налогообложения, удержаний и т.д. делает расчет в каждом конкретном месяце непохожим на предыдущие.

В процессе начисления и выплаты сумм заработной платы бухгалтеру необходимо руководствоваться значительным числом нормативных актов, регулирующих выполнение операций по бухгалтерскому учету.

Важна не только правильность осуществления самих расчетов, но и точность оформления первичных документов, служащих основанием для расчетов с работниками. Первичные учетные документы должны быть составлены в установленной форме, и содержать все необходимые реквизиты.

В Российской Федерации существует 4х-уровневая система регулирования бухгалтерского учета:

1. Первый (законодательный) уровень представлен федеральными законами Российской Федерации, постановлениями Правительства, указами Президента, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета в организациях. Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые соответствующими органами, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина РФ.

2. Второй (нормативный) уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета.

3. Третий (методический) уровень образуют инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти.

4. Четвертый уровень составляют организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику организации.

В российском бухгалтерском учете труда и его оплаты приходится использовать в своей работе массу нормативных и законодательных документов.

В соответствии с данной системой регулирования рассмотрим нормативные документы, регулирующие учет расчетов с персоналом по оплате труда в РФ (таб. 1).

Нормативно-правовое регулирование учета расчетов с персоналом по оплате труда

№ п/п Название и номер законодательного акта (нормативного документа) Кем, когда утвержден Дата последней редакции Сфера регулирования
1 уровень
Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ Утвержден указом президента Российской Федерации от 21.11.1996 г. Документ утрачивает силу с 01.01.2012 года в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». 28.11.2011г. Устанавливает единые, правовые, методологические основы учета расчетов с персоналом по оплате труда на территории РФ. Закон определяет сущность учета расчетов с персоналом, задачи, основные понятия, используемые в учете, порядок регулирования, организации и ведения учета.
Трудовой кодекс РФ Принят Государственной Думой 21.12.2001г., подписан Президентом 30.12.2001г. 23.04.2012 Устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, защищает права и интересы работников и работодателей.
Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. I) Принят Государственной Думой 21.10.1994г., подписан Президентом 30.11.1994г. 06.12.2011г. Раскрыты основы договорной работы, являющейся основой формирования оправдательной и первичной учетной документации, в том числе по учету расчетов с персоналом по оплате труда, а так же подходы в отражении конкретных хозяйственных операций в бухгалтерском учете.
Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. II) Принят Государственной Думой 22.12.1995г., подписан Президентом 26.01.1996г. 30.11.2011г.
Налоговый кодекс РФ (часть I) Принят Государственной Думой 16.07.1998 г., подписан Президентом 31.07.1998 г. 30.03.2012 г. Регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Р Ф, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговый кодекс РФ (часть II) Принята Государственной Думой 19.07.2000 г., подписан Президентом 05.08.2000г. 30.03.2012г.
Постановление Правительства РФ «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» №922; Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации 24.12.2007 г 11.11.2009г. Устанавливает особенности порядка исчисления средней заработной платы для всех случаев определения ее размера, предусмотренных ТК РФ
Федеральный закон «О гос-х пособиях гражданам, имеющих детей № 81-ФЗ Принят Государственной Думой 26.04.1995 г., подписан Президентом 19.05.1995г. 07.03.2011 г. Устанавливает единую систему гос-х пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» N 167-ФЗ Принят Государственной Думой 30.11.2001г., Подписан Президентом 15.12.2001г. 03.12.2011г. Устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ
Распоряжение Правительства РФ № 382-р 21.03.1998г. Правительство РФ обязало Министерство Финансов РФ разработать и утвердить «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
Приказ Министерства Финансов Российской Федерации «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»№ 34н 27.07.1998г. 24.12.2010г. Данным приказом было утверждено «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
2 уровень
Постановление Государственного комитета РФ по статистике «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» №71а 30.10.1997г. 21.01.2003г. Утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету расчетов с персоналом по оплате труда
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ Утверждено приказом Минфина России № 34н от 29.07.1998 г. 26.03.2007 г. Определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации
3 уровень
«Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержания алиментов на несовершеннолетних детей» № 841 Утвержден постановлением Правительства РФ 18.07.1996 г. 06.02.2004 г.
«План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению» Утвержден приказом Министерства Финансов Российской Федерации № 174н от 16.12.2010г. 16.12.2010г. На основе Плана счетов и инструкции по его применению организация разрабатывает рабочий план счетов, который содержит полный перечень синтетических счетов, необходимых для бухгалтерского учета. Субсчета, предусмотренные Планом счетов, используются исходя из требований управления организацией. Организация может уточнять субсчета, исключать, объединять их, а так же вводить дополнительные.
4 уровень
Рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах В учетной политике раскрывается информация о формах первичных учетных документов, документы внутренней бухгалтерской отчетности; способы оценки; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями.
Это интересно:  Получаем ИНН через портал Госуслуги

В организациях в целях регулирования взаимоотношений между работодателем и работниками трудовой деятельности коллектива, оплаты труда и материального поощрения, работающих на основе законодательных актов разрабатывают и принимают внутренние нормативные документы. К важнейшим из них относятся: коллективный договор, трудовой договор (контракт), положение о системе оплаты труда, положение о премировании, положение о вознаграждении по итогам работы за год, положение о вознаграждении за выслугу лет, штатное расписание и должностные инструкции.

Трудовой кодекс РФ является основным сборником законодательных актов о труде, целями которого являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

ТК РФ содержит 14 разделов, в которых рассматриваются такие вопросы как трудовой договор, рабочее время, время отдыха, оплата и нормирование труда, гарантии и компенсации, трудовой распорядок, профессиональная подготовка, материальная ответственность сторон трудового договора, особенности регулирования труда отдельных категорий работников, защита трудовых прав работников и др.

Объем прав работодателей в трудовых отношениях сильно различается в зависимости от того, финансируется ли организация из бюджета и в каком объеме.

Работникам организаций, финансируемых из бюджета, системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются законами и иными нормативно-правовыми актами.

Работникам организаций, не финансируемых из бюджета, а существующих на доходы от предпринимательской деятельности или иные поступления, системы оплаты труда устанавливаются работодателем самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах организации, в трудовых договорах (ст.135 ТК РФ).

Трудовой договор — это основной документ, непосредственно регулирующий порядок оплаты труда конкретного работника (в нем также указываются режим труда и отдыха, права и обязанности работника, права и обязанности работодателя, характеристики условий труда, компенсации и льготы и др.). Условия трудового договора не могут ухудшать положения работника по сравнению с ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Локальный нормативный акт — это документ, содержащий нормы трудового права, обязательные только для конкретного предприятия (положений об оплате труда и о премировании).

Положение об оплате труда, как правило, регулирует следующие вопросы:

1) систему оплату труда, принятую на предприятии (заработная плата, доплаты, надбавки, премии);

2) порядок индексации заработной платы;

3) порядок выплаты заработной платы (дни выплаты, форма выплаты, форма расчетного листка).

Согласно ст.144 ТК РФ работодатель вправе самостоятельно разработать систему премирования (с учетом мнения представительного органа работников). Такая система обычно фиксируется в самом Положении об оплате труда или в отдельном Положении о премировании.

Между организацией и работниками, привлеченными со стороны для выполнения конкретных работ, которые организация не может выполнить своими силами, заключается договор гражданско-правового характера (договор подряда, поручения, комиссии, авторский договор и др.). Учет труда и го оплата по договорам гражданско-правового характера отличается от трудовых договоров, так как предметом всех гражданско-правовых договоров является выполнение определенного задания (заказа, поручения). Договоры гражданско-правового характера регулируется Гражданским кодексов РФ.

В случаях, когда организация имеет смешанное финансирование (т.е. часть средств поступает из бюджета, а часть зарабатывается самостоятельно), порядок оплаты труда регулируется частично законами или иными нормативно-правовыми актами, а частично коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организации.

Конституция РФ гарантирует вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда.

Месячная оплата труда работника, полностью отработавшего определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже минимального месячного размера оплаты труда.

В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные или компенсационные выплаты.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека (ст.133 ТК РФ). В настоящее время для работников, которые работают в организациях, финансируемых из федерального бюджета, Федеральным законом от 03.12.2012 г. №232-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2013 года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 5205 рублей..

Трудовое законодательство обладает большой дифференцированностью в подходе к правовому регулированию труда в отдельных отраслях народного хозяйства, а также в отношении отдельных регионов, некоторых категорий работников.

Налоговый кодекс Российской Федерации регулирует взаимоотношения предприятия с налоговыми органами: порядок расчетов и уплаты налогов, ставки налогов, а также права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов.

Производимые выплаты работнику облагаются налогом на доходы физических лиц и производится в порядке, предусмотренном гл.23 НК РФ.

Законы и иные нормативные правовые акты о труде, действующие в Российской Федерации, распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, расположенных на территории Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


курсовая работа Нормативное регулирование расчетов по оплате труда Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.02.13. Год: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru:


Содержание

Введение…………………………………………… ………………..2-3
1.Нормативное регулирование расчетов по оплате труда……. 4-8
2.Начисление и выплата заработной платы………… ………….9-19
3.Учет удержания из заработной платы……………………….20-28
Заключение……………………………………… …………………..29
Список Литературы………………………………………………… 30

Одним из важнейших направлений деятельности бухгалтерии любого предприятия, как в России, так и за рубежом, является учет заработной платы работников предприятия. Учет труда и заработной платы — один из наиболее трудоемких и ответственных участков работы бухгалтера. Он по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии.
Труд, как считает современная экономическая наука, является важнейшей частью экономики – он одновременно товар (работник продает свой труд, создавая новое качество и дополнительное количество материальных ценностей) и причина появления добавленной стоимости, так как предметы и материалы при приложении к ним труда становятся дороже.
Отсюда и возникает необходимость оценить и оплатить труд во всех его проявлениях, включив затем расходы на оплату труда в рамках установленных государством законов в стоимость продукции.
Заработная плата во всем мире – источник дохода работающих. Она характеризует отношение государства к своим согражданам, и используется как важнейший рычаг в управлении экономикой. В соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется государственная политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики возложены непосредственно на предприятия, которые самостоятельно устанавливают размеры заработной платы, формы, системы оплаты труда и материального стимулирования его результатов.
Трудовые доходы каждого работника определяются его личным вкладом, с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируется налогами и максимальными размерами не ограничиваются. Минимальный размер оплаты труда работников всех организационно-правовых форм устанавливаются законодательством.
Учет труда и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль за качеством и количеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера.
. Для подавляющего большинства людей заработная плата является основным источником дохода. Поэтому вопросы, связанные с заработной платой (ее величиной, формой начисления и выплаты и др.), являются одними из наиболее актуальных как для работников, так и для работодателей.
Для работодателя заработная плата работников – это расходуемые им средства на использование привлекаемой по найму рабочей силы, что составляет одну из основных статей расхода в себестоимости производимых товаров и услуг. При этом работодатель заинтересован в возможном снижении удельных затрат рабочей силы на единицу продукции, хотя в то же время может оказаться целесообразным увеличить расходы на рабочую силу в целях повышения ее качественного уровня, если это позволит увеличить прибыль предприятия за счет стимулирования трудовой и творческой инициативы работников.
В настоящее время в оплате труда и ее организации накопилось много проблем и недостатков, которые снижают ее результативность в решении вышеотмеченных задач. Без их устранения не возможно эффективное проведение ключевых социально-экономических преобразований – пенсионной реформы, модернизации жилищно-коммунального хозяйства, налоговой системы и т.д. Необходима увязка размеров оплаты труда работников с результативностью работы. Это позволит задействовать колоссальный резерв, связанный с дополнительным использованием возможностей и способностей персонала в обеспечении экономического роста, реализации социально-экономической политики государства и регионов в целом, а также экономического субъекта в частности.
Таким образом, в условиях рыночных отношений оплата труда призвана выполнять не только воспроизводственную и стимулирующую функцию, но и регулирующую.

Это интересно:  44-ФЗ «для чайников»: что делать тем, кто участвует в закупках в первый раз

1.Нормативное регулирование расчетов по оплате труда

Заработная плата — денежная компенсация (об ином виде компенсаций практически неизвестно), которую работник получает в обмен за свой труд .
Другие определения заработной платы:

    цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе.
    выраженная в денежной форме часть совокупного общественного продукта, поступающая в личное потребление трудящихся в соответствии с количеством и качеством затраченного труда.
    часть затрат на производство и реализацию продукции, направляемая на оплату труда работников предприятия.

Право на оплату труда не менее минимального размера оплаты труда в России гарантировано Конституцией Российской Федерации .
Важнейшую часть всего комплекса трудовых правоотношений
составляют отношения, складывающиеся между работниками и предприятием по поводу выплаты заработной платы .
Из норм ст. 5 Трудового кодекса РФ следует, что в Российской Федерации существует система законодательного и нормативного регулирования трудовых отношений, которую можно представить в виде следующей схемы (схема 1)

Схема 1. Система законодательного и нормативного регулирования трудовых отношений
Нормы Трудового кодекса Российской Федерации не могут противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам, нормы иных федеральных законов – Трудовому кодексу РФ и т.д. Таким образом, в приведенной схеме законодательные и нормативные акты, расположенные ниже, не могут противоречить тем, которые принимаются на более высоком уровне. В случае возникновения противоречий применяются законодательные и нормативные акты, имеющие большую юридическую силу.
К основным нормативным документам государственного регулирования отношений, связанных с организацией и оплатой труда, относятся:

    Конституция Российской Федерации;
    Трудовой Кодекс Российской Федерации;
    Налоговый кодекс Российской Федерации;
    Гражданский кодекс Российской Федерации;
    Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
    Федеральный закон РФ от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
    Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»;
    Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
    Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
    Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
    Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» ;
    Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»;
    Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 «Об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности»;
    Постановление Правительства РФ от 07.07.1999 № 765 «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в фонд социального страхования Российской Федерации»;
    Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей»;
    Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
    Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» ;
    Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99»;
    Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Эти документы определяют общие правила организации и ведения учета труда и заработной платы и распространяются на все предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от подчиненности, форм собственности и видов деятельности, поэтому их следует рассматривать как нормативы.
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений по:

    организации труда и управлении трудом;
    трудоустройству у данного работодателя;
    профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
    социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
    участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применению трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
    материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
    надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
    разрешению трудовых споров;
    обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

2. Начисление и выплата заработной платы

Организациям предоставляются права в выборе форм оплаты труда, установлении режима работы и т.п., работникам обеспечение механизма защиты, в частности по нижнему уровню оплаты труда, минимальной продолжительности трудового отпуска, льготам для отдельных категорий персонала. Кодекс законов о труде РФ регулирует трудовые отношения, устанавливает нормы, обязательные для каждой организации независимо от вида деятельности и организационно-правовой формы.
В соответствии с нормами ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. А системы оплаты труда устанавливаются:
— коллективным договором;
— соглашением (соглашениями);
— локальными нормативными актами.
Широко применяются сдельная и повременная оплата труда, показанные на схеме 2.
Основным различием между повременной и сдельной формами оплаты труда является лежащий в их основе способ учета затрат труда:

    при повременной – учет отработанного времени;
    при сдельной – учет количества произведенной работником продукции надлежащего качества либо учет количества выполненных работником операций.

Сдельная – форма заработной платы, при которой заработок зависит от количества произведенных единиц продукции с учетом их качества, сложности и условий труда. При сдельной оплате труда расценки определяются исходя из установленных разрядов работы, тарифных ставок (окладов) и норм выработки (норм времени). Сдельная расценка определяется путем деления часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на часовую (дневную) норму выработки.

Схема 2. Формы оплаты труда

К разновидностям сдельной формы оплаты труда относятся:

    прямая сдельная – при которой оплата труда рабочих повышается в прямой зависимости от количества выработанных ими изделий и выполненных работ исходя из твердых сдельных расценок, установленных с учетом необходимой квалификации;
    сдельно-премиальная – предусматривает премирование за перевыполнение норм выработки и конкретные показатели их производственной деятельности (отсутствие брака, рекламации и т.п.);
    аккордная – система, при которой оценивается комплекс различных работ с указанием предельного срока их выполнения;
    сдельно-прогрессивная – предусматривает оплату выработанной продукции в пределах установленных норм по прямым (неизменным) расценкам, а изделия сверх нормы оплачиваются по повышенным расценкам согласно установленной шкале, но не свыше двойной сдельной расценки;
    косвенно-сдельная – применяется для повышения производительности труда рабочих, обслуживающих оборудование и рабочие места. Труд их оплачивается по косвенным сдельным расценкам из расчета количества продукции, произведенной основными рабочими, которых они обслуживают.

Начисление заработной платы мы отражаем по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», а корреспондирующий с ним счет выбирайте исходя из того, в каком подразделении работает работник, которому мы начисляете зарплату, и какие работы он выполняет.
Если мы начисляем заработную плату работникам основного (вспомогательного, обслуживающего) производства, то делаем такую проводку:
Дебет 20 Кредит 70
— начислена заработная плата работнику основного (вспомогательного, обслуживающего) производства.
Если мы начисляем заработную плату работникам, обслуживающим основное (вспомогательное) производство, или управленческому персоналу, то отразим это так:
Дебет 25 (26) Кредит 70
— начислена зарплата работникам, занятым в процессе обслуживания основного или вспомогательного производства.
Заработную плату работникам, занятым в процессе продажи готовой продукции или товаров, начисляем в корреспонденции со счетом 44 «Расходы на продажу»:
Дебет 44 Кредит 70
— начислена зарплата работникам, занятым в процессе продажи продукции (товаров).
Заработную плату работников, занятых в процессе покупки (создания) основных средств (нематериальных активов), предназначенных для собственных нужд организации, отражаем так:
Дебет 08 Кредит 70
— начислена заработная плата работнику, занятому в создании (покупке, модернизации) основного средства или нематериального актива.
В состав прочих расходов включается:
заработная плата работников непроизводственных подразделений организации (дома культуры, детского сада, санатория и т.п.);
заработная плата работников, занимающихся сдачей имущества организации в аренду (если сдача имущества в аренду не является для организации обычным видом деятельности);
заработная плата работников, ликвидирующих последствия чрезвычайных ситуаций (пожара, наводнения и др.).
При начислении заработной платы таким работникам сделаем в учете запись:
Дебет 91-2 Кредит 70
— начислена заработная плата работникам организации (например, работникам непроизводственных подразделений).
Если для покрытия расходов на выплату заработной платы резерва недостаточно, сумма превышения заработной платы над созданным резервом отражается на счетах по учету затрат.
Заработная плата работникам может выплачивается за счет нераспределенной прибыли. Происходит это по решению общего собрания участников (учредителей) или акционеров.
Как правило, за счет нераспределенной прибыли заработная плата выплачивается работникам непроизводственных подразделений организации (работникам спорткомплекса, дома культуры, детского сада и т.п.).
Если заработная плата работникам выплачивается за счет нераспределенной прибыли организации, то делаем в учете запись:
Дебет 84 Кредит 70
— начислена заработная плата работникам организации.
Заработная плата, выплачиваемая за счет нераспределенной прибыли, налогооблагаемую прибыль организации не уменьшает и, следовательно, единым социальным налогом не облагается (ст. 236 НК РФ).
Однако заработная плата облагается налогом на доходы физических лиц и взносом на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в общеустановленном порядке.
Заработная плата может быть выплачена сотруднику:

    наличными деньгами,
    перечислена безналичным переводом на расчетный счет сотрудника в банке.
Это интересно:  Если холодные батареи в доме, куда обращаться?

Денежные средства на выплату заработной платы должны быть сняты с расчетного счета в банке по денежному чеку, либо, если предусмотрено в Расчете лимита кассы, на выплату заработной платы могут расходоваться денежные средства из выручки организации.
Выплата заработной платы оформляется на усмотрение организации Платежной ведомостью (унифицированная форма № Т-53 см. Приложение 1) или Расчетно-Платежной ведомостью (унифицированная форма № Т-49) . На предприятие «Эксперт» используется унифицированная форма № Т-53. В ведомости сотрудники расписываются в получении денег. Выплата заработной платы из кассы организации производится в соответствии с кассовой дисциплиной и порядком оформления кассовых операций.
Если сотрудник в установленные сроки (3 дня с даты выдачи) не получил в кассе заработную плату, то производится ее депонирование — сдача в банк неполученной в срок заработной платы. При этом учет депонированных сумм ведется в специальных регистрах или книгах учета депонентов. Выплата депонированных сумм осуществляется на основании письменного заявления сотрудника в сроки выплаты очередной заработной платы.
Выплата заработной платы безналичным переводом осуществляется на основании письменного заявления сотрудника, с обязательным указанием банковских реквизитов.
Порядок отражения операций по выплате зарплаты на счетах бухгалтерского учета представлен в таблице 1:

№№ Содержание операции Дебет Кредит
1. Выдана заработная плата из кассы организации 70 50
2. Перечислена заработная плата на расчетный счет сотрудника 70 51
3. Депонирована не полученная вовремя заработная плата 70 51 74/4 50
4. Выдана из кассы депонированная ранее зарплата 76/4 50
Фио Оклад Кол-во Рабочих дней Начислено за отработанное время Всего начислено Удержания НДФЛ Сумма к выдаче
Киселев 12000 23 12000 12000 1560 10440
Миронов 12000 18 9391 9391 1221 8170
Веселова 10000 23 10000 10000 1300 8700
Нестеров 9000 20 7826 7826 1018 6808
Серова 9000 20 8650 8650 1125 7525
итого 52000 48217 48217 6269 41948

3.Учет удержания из заработной платы

Заработная плата всегда была важным вопросом, и интересовала всех людей, т.к. она является основным источником дохода большинства людей, а удержания, производимые из заработной платы, которая и без того у большинства людей не высокая, являются не менее важным вопросом для каждого человека. Удержания, производимые из заработной платы, волнуют каждого человека получающего заработную плату, т.к. от размера и вида удержаний зависит размер зарплаты, которую получает работник, поэтому тема удержаний является актуальной для каждого человека. Также актуальность темы: “Удержания из заработной платы” не вызывает сомнения, так как является очень важной составной частью всего бухгалтерского учета, работы с сотрудниками и налоговых начислений. Исходя из этого, можно сказать, что удержания из заработной платы это актуальный вопрос, волнующий каждого.
и т.д.

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Нормативно-правовые основы регулирования вопросов оплаты труда

Основные документы, регламентирующие оплату труда

В Российской Федерации основными документами, которыми следует руководствоваться в вопросах оплаты труда на практике, являются следующие нормативно-правовые акты.

Трудовой кодекс РФ (ТК РФ), где специально выделяются основные положения раздела VI «Оплата и нормирование труда». Положения об оплате труда работников содержатся и в других разделах ТК РФ, например, в разделе XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников». Раздел VI состоит из грех глав: глава 20 «Общие положения», глава 21 «Заработная плата» и глава 22 «Нормирование труда». В главе 20 приводятся основные понятия, используемые в главах 21 и 22, а также основные государственные гарантии по оплате труда работников.

Как отмечают О. М. Крапивин и В. И. Власов, «при применении положений о заработной плате ТК РФ следует исходить из того обстоятельства, что приведенные в нем нормы правового регулирования оплаты труда базируются наряду с Конституцией РФ также на общепризнанных принципах и нормах международного права» [1] . Так, Конституция РФ (Основной Закон) в ст. 34 определяет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для любой деятельности, не запрещенной законом, а ст. 37 подчеркивает свободу труда, право распоряжаться трудовыми навыками, выбирать род деятельности и профессию, в ст. 39 определяются виды социальной защиты граждан.

Во «Всеобщей декларации прав человека» особо следует выделить статьи, имеющие прямое отношение к труду и уровню жизни.

Статья 22: Каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Статья 23: 1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. 2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. 3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения. 4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 24: Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

Основными актами Международной организации труда являются: Конвенция (№ 26) о создании процедуры установления минимальной заработной платы; Конвенция (№ 99) о процедуре установления минимальной заработной платы в сельском хозяйстве; Конвенция (№ 131) об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран; Рекомендация (№ 135) об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран; Конвенция (№ 95) об охране заработной платы; Рекомендация (№ 85) об охране заработной платы; Конвенция (№ 94) о трудовых статьях в договорах, заключаемыми государственными органами власти; Рекомендация (№ 84) о трудовых статьях в договорах, заключаемых государственными органами власти; Конвенция (№ 100) о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности; Рекомендация (№ 90) о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности; Конвенция (№ 132) об оплачиваемых отпусках.

В Российской Федерации выделяют следующие уровни нормативноправовых документов, которыми необходимо руководствоваться в регулировании оплаты труда.

Постановлением от 5 августа 2008 г. Правительство РФ, по сути, отменило тарифную 18-разрядную сетку, что породило множественность систем оплаты труда и соответствующий субъективизм и произвол, особенно в плане начисления различных дополнительных выплат. Также расширены возможности для произвольного (на усмотрение руководства) начисления компенсационных выплат. Возникли проблемы и с нормативами оплаты труда, например, при определенном минимуме зарплаты (в 4330 руб.), не определен верхний предел зарплат, что приведет к неконтролируемому росту зарплат в ущерб росту производительности труда и т.п. [2]

Ко многим из этих документов существуют (и издаются) дополнительные инструкции и комментарии.

2. На уровне конкретной организации выделяют следующие виды документов: 1) локальные нормативные акты; 2) коллективные договоры или соглашения; 3) трудовые договоры (ст. 135 ТК РФ).

Согласно ст. 8 ТК РФ работодатель может принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы и права в пределах своей компетенции, в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами федерального уровня. Если профсоюзный орган не согласен с проектом локального нормативного акта либо вносит предложения по его совершенствованию, то работодатель может: либо согласиться с мнением профсоюза, либо в течение трех дней провести дополнительные консультации с членами профсоюза по взаимоприемлемому решению [3] .

Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социальноправовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). В коллективный договор в числе иных включаются также такие вопросы, как: 1) форма, системы и размеры оплаты труда; 2) выплата пособий, компенсаций; 3) механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором.

Соглашение — это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ).

Также на уровне конкретного предприятия могут быть использованы положения, приказы, распоряжения, инструкции, правилау касающиеся вопросов регулирования финансовых отношений между работниками и работодателями, но при условии, что они не противоречат документам более высокого уровня.

3. На уровне конкретного работника могут заключаться индивидуальные трудовые договоры (или контракты). При этом всегда учитывается характер работы, определяемый конкретными Должностными инструкциями.

К сожалению, невозможно в разнообразных нормативно-правовых актах учесть все аспекты и особенности реальных отношений по поводу оплаты труда в конкретных организациях и коллективах. Идеальных законов не существует. Многообразие нормативно-правовых актов часто приводит к противоречиям между ними и путанице. В книге О. М. Крапивина и В. И. Власова «Оплата труда. Вопросы правового регулирования» приводятся примеры противоречий и терминологических неточностей ТК РФ по целому ряду статей. По этому поводу авторы пишут: «. можно порекомендовать работодателям при организации заработной платы их работников избегать применять термины, носящие общий характер, по поводу которых возможно неоднозначное толкование» [4] .

Статья написана по материалам сайтов: mylektsii.ru, www.webkursovik.ru, studme.org.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий